Социологические науки
УДК 316.614
ПРОЦЕСС ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 12
Т. М. Хусяинов. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия); Нижегородский институт менеджмента и бизнеса Московского
университета им. С.Ю. Витте (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected] Л. Ф. Чупров. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири (Черногорск, Россия),
e-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассматриваются вопросы современного состояния процесса гражданской социализации молодежи, обсуждены теоретические аспекты процесса социализации и роль социальных институтов.
Ключевые слова: социализация, молодёжь, гражданская социализация, процесс социализации, правовая социализация.
Процесс социализации протекает на протяжении всей жизни человека, однако стоит отметить, что на ранних этапах формирования личности ее значение первостепенно, именно в периоды детства, юности и молодости закладывается основной потенциал личности, который влияет на всё ее последующее существование [6; 3]. Социализация - это длительный процесс усвоения индивидом всей совокупности имеющихся в обществе социальных ценностей, норм и поведенческих стереотипов.
Особое место в процессе социализации современного человека занимает, так называемая, «гражданская социализация». В современной литературе термин «гражданская социализация» определяется по средствам трёх основных элементов: 1) профессиональной социализацией, направленной на присвоение профессиональных знаний и навыков; 2) правовой социализацией, направленной на определение индивидом своих прав и обязанностей; 3) политической социализацией, способствующей повышению активности субъекта в защите своих прав и свобод [12]. Гражданскую социализацию можно определить как процесс усвоения личностью определенной системы знаний, норм, ценностей и опыта деятельности в профессиональной, политической и правовой сферах [2].
В социологии и социальной психологии принято выделять три основных стадии социализации индивида: «до трудовую», «трудовую» и «после трудовую» [1]. Всего каких-то
1 Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)".
2 Данная работа представляет собой расширенную версию доклада, представленного на Межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов "Патриотизм - основа мужества и героизма", прошедшей в Нижегородской академии МВД (25 апреля 2014 г.).
три десятилетия назад такой градации для представителей российского населения было вполне достаточно. Но произошедшие в обществе изменения уже не позволяют втиснуть, например, категорию молодежи в рамки периода «до трудовой социализации». Если ранее весь период обучения до получения профессии и специальности целиком входил в период до трудовой социализации и обучение в ВУЗе, аспирантуре могло рассматриваться как своеобразное «продление детства» перед вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, то в настоящее время зачастую послешкольное обучение совмещено с трудовой деятельностью.
В связи с серьёзными социальными изменениями, происходящими во всех сферах жизни современного общества, само понятие «молодежь» и его границы в настоящий момент определяются исследователями по-разному. Так, например, Ю.Г. Волков относит к категории «молодёжь» людей старше, обозначая этот возраст «ранняя зрелость» [3]. Мы же придерживаемся мнения о том, что к категории «молодёжь» относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет.
Особенность молодежи как социально-демографической группы проявляется в том, что она принимает участие во всех сферах жизнедеятельности современного общества, значительно острее, чем другие группы чувствует и воспринимает перемены в социально-экономической, политической и духовной жизни, при этом значительно больше других расположена к политическим и социальным новациям [10] в обществе. Молодёжь XXI века в большинстве своём готова к социальной адаптации и интеграции [9].
На фоне обострения и осложнения социально-экономической и политической обстановки, формирования гражданского общества и правового государства, проблемы гражданской социализации студенческой молодежи приобретают особую актуальность.
Студенческая молодёжь - это основной источник высококвалифицированных и наиболее прогрессивных слоёв общества, интеллектуальный ресурс будущего. Так, например, нынешние студенты юридических факультетов - это будущие законодатели и правоприменители; социальные работники - государственные служащие; социологи, биологи, химики и физики - научные сотрудники или преподаватели и т.д.. От гражданской позиции студентов этих и других специальностей, их активности, во многом зависит, насколько «де факто» будут реализованы принципы гражданского общества и правового государства в будущей России.
Как отмечает М.А. Гусарова [4], чем старше становятся студенты (в рамках данного исследования: студенты-юристы), тем больше они интересуются проблемами, связанными с толерантностью в современном многонациональном социуме, уровнем правовой культуры общества, личной ответственностью каждого гражданина перед обществом и государством и другими проблемами. Полученные в ходе этого исследования данные говорят о возрастающем «живом» интересе студентов к различным общественным проблемам.
Именно в студенческие годы возможна наивысшая гражданская активность - одно из наивысших проявлений общественной активности, которая выражается в неравнодушном отношении к социальным проблемам, способности и желании выражать свою собственную позицию, отстаивать личные и коллективные права и интересы [4], и самое главное - перенос части ответственности за собственное и общественное благополучие с государства
на себя. Именно гражданская активность и чёткая гражданская позиция жителей страны позволит создать гражданское общество и правовое государство.
Кроме общественного значения, гражданская социализация позволяет личности отстаивать свои частные права, а в стремлении изменить окружающий мир самореализоваться и самосоциализироваться, возможно проявив качества ранее нехарактерные для индивида, например лидерство [7].
Высокое значение гражданской социализации студенческой молодёжи для современного социума можно объяснить тем, что начиная со студенческой скамьи, студенты должны осознавать ответственность за будущее страны, понимать всё важность и значимость разрешения серьёзнейших проблем, с которыми сталкивается страна на пути к становлению гражданского общества и правового государства. Именно студенческая молодёжь, как носители специальных знаний и профессиональных компетенций должны, не только осознавать всю значимость своей профессии, но быть готовыми приступить к решению важнейших проблем современного общества в своей профессиональной жизни.
Литература:
1. Абубакаров З. Г. Оптимизация процесса гражданской социализации студентов в воспитательной системе вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-grazhdanskoy-sotsializatsii-studentov-v-vospitatelnoy-sisteme-vuza
2. Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
3. Волков Ю. А. Социализация молодежи / Биосоциология. Ростов-на-Дону, 2007.
4. Гусарова М. А. Некоторые аспекты гражданской социализации будущих юристов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jou гп а1-nю.com/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=1217&Itemid=105
5. Дударь О. Г., Дударь А. И., Хусяинов Т. М. Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования // Педагогика и просвещение. - 2014. - № 3. - С.50-65. 001: 10.7256/2306-434Х.2014.3.13676
6. Зейтунян М. А. Проблема социализации молодёжи в информационном обществе: теоретическое осмысление // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. - №2. - С. 1-5.
7. Кладова Н. В., Хусяинов Т. М. Влияние образовательной среды университета на развитие лидерских качеств у студентов // Формирование солидарного общества в регионе: проблемы, инициативы, решения: сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. -Ульяновск: УлГТУ, 2014. - С. 54-57.
8. Кожина О. В. Организационно-педагогические условия формирования гражданственности студентов (на материале устного народного творчества) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2014/pedagogics/kozhina.pdf
9. Машихина Т. П. Современная молодёжь как особая группа в обществе /
Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В. Н. Белова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - С. 13-15.
10. Орлова В.В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума // Социум и власть. - 2011. - №1. - С. 23-27.
11. Панарина Т. В. Гражданская социализация студентов в условиях медийного культурно-образовательного пространства морской академии / Автореф.: ... канд. педагог. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
12. Сергейчик С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2002. - № 5. - С. 107-111.
13. Федорова С. И. Специфика формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-2-
Husjainov T. M., Chuprov L. F. Process grazhdanskoj socializacii molodjozhi i ejo znachenie // Nauka.
Abstract. This article discusses the current state of civic socialization of young people, discussed the theoretical aspects of the socialization process and the role of social institutions.
Keywords: socialization, youth, civic socialization, socialization process, legal socialization.
— • —
Сведения об авторах:
Тимур Маратович Хусяинов - аспирант кафедры социальной философии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет (Нижний Новгород, Россия); студент 5-го курса кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижегородского филиала Московского университета им. С.Ю. Витте (Нижний Новгород, Россия), советник МАН (Киев, Украина).
Леонид Федорович Чупров - главный редактор журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), главный ученый секретарь МАН (Киев, Украина).
© Л.Ф. Чупров, 2015.
© Т.М. Хусяинов, 2015.
© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2015. — • —
Подписано в печать 20.08.2015.
© Наука. Мысль, 2015.