Научная статья на тему 'Процесс гражданской социализации молодёжи и её значение'

Процесс гражданской социализации молодёжи и её значение Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
605
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЁЖЬ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / YOUTH / CIVIC SOCIALIZATION / SOCIALIZATION PROCESS / LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хусяинов Т. М., Чупров Л. Ф.

В статье рассматриваются вопросы современного состояния процесса гражданской социализации молодежи, обсуждены теоретические аспекты процесса социализации и роль социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The civil process of socialization of young people and its importance

This article discusses the current state of civic socialization of young people, discussed the theoretical aspects of the socialization process and the role of social institutions.

Текст научной работы на тему «Процесс гражданской социализации молодёжи и её значение»

Социологические науки

УДК 316.614

ПРОЦЕСС ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ 12

Т. М. Хусяинов. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия); Нижегородский институт менеджмента и бизнеса Московского

университета им. С.Ю. Витте (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected] Л. Ф. Чупров. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири (Черногорск, Россия),

e-mail: [email protected]

Резюме. В статье рассматриваются вопросы современного состояния процесса гражданской социализации молодежи, обсуждены теоретические аспекты процесса социализации и роль социальных институтов.

Ключевые слова: социализация, молодёжь, гражданская социализация, процесс социализации, правовая социализация.

Процесс социализации протекает на протяжении всей жизни человека, однако стоит отметить, что на ранних этапах формирования личности ее значение первостепенно, именно в периоды детства, юности и молодости закладывается основной потенциал личности, который влияет на всё ее последующее существование [6; 3]. Социализация - это длительный процесс усвоения индивидом всей совокупности имеющихся в обществе социальных ценностей, норм и поведенческих стереотипов.

Особое место в процессе социализации современного человека занимает, так называемая, «гражданская социализация». В современной литературе термин «гражданская социализация» определяется по средствам трёх основных элементов: 1) профессиональной социализацией, направленной на присвоение профессиональных знаний и навыков; 2) правовой социализацией, направленной на определение индивидом своих прав и обязанностей; 3) политической социализацией, способствующей повышению активности субъекта в защите своих прав и свобод [12]. Гражданскую социализацию можно определить как процесс усвоения личностью определенной системы знаний, норм, ценностей и опыта деятельности в профессиональной, политической и правовой сферах [2].

В социологии и социальной психологии принято выделять три основных стадии социализации индивида: «до трудовую», «трудовую» и «после трудовую» [1]. Всего каких-то

1 Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)".

2 Данная работа представляет собой расширенную версию доклада, представленного на Межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов "Патриотизм - основа мужества и героизма", прошедшей в Нижегородской академии МВД (25 апреля 2014 г.).

три десятилетия назад такой градации для представителей российского населения было вполне достаточно. Но произошедшие в обществе изменения уже не позволяют втиснуть, например, категорию молодежи в рамки периода «до трудовой социализации». Если ранее весь период обучения до получения профессии и специальности целиком входил в период до трудовой социализации и обучение в ВУЗе, аспирантуре могло рассматриваться как своеобразное «продление детства» перед вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, то в настоящее время зачастую послешкольное обучение совмещено с трудовой деятельностью.

В связи с серьёзными социальными изменениями, происходящими во всех сферах жизни современного общества, само понятие «молодежь» и его границы в настоящий момент определяются исследователями по-разному. Так, например, Ю.Г. Волков относит к категории «молодёжь» людей старше, обозначая этот возраст «ранняя зрелость» [3]. Мы же придерживаемся мнения о том, что к категории «молодёжь» относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Особенность молодежи как социально-демографической группы проявляется в том, что она принимает участие во всех сферах жизнедеятельности современного общества, значительно острее, чем другие группы чувствует и воспринимает перемены в социально-экономической, политической и духовной жизни, при этом значительно больше других расположена к политическим и социальным новациям [10] в обществе. Молодёжь XXI века в большинстве своём готова к социальной адаптации и интеграции [9].

На фоне обострения и осложнения социально-экономической и политической обстановки, формирования гражданского общества и правового государства, проблемы гражданской социализации студенческой молодежи приобретают особую актуальность.

Студенческая молодёжь - это основной источник высококвалифицированных и наиболее прогрессивных слоёв общества, интеллектуальный ресурс будущего. Так, например, нынешние студенты юридических факультетов - это будущие законодатели и правоприменители; социальные работники - государственные служащие; социологи, биологи, химики и физики - научные сотрудники или преподаватели и т.д.. От гражданской позиции студентов этих и других специальностей, их активности, во многом зависит, насколько «де факто» будут реализованы принципы гражданского общества и правового государства в будущей России.

Как отмечает М.А. Гусарова [4], чем старше становятся студенты (в рамках данного исследования: студенты-юристы), тем больше они интересуются проблемами, связанными с толерантностью в современном многонациональном социуме, уровнем правовой культуры общества, личной ответственностью каждого гражданина перед обществом и государством и другими проблемами. Полученные в ходе этого исследования данные говорят о возрастающем «живом» интересе студентов к различным общественным проблемам.

Именно в студенческие годы возможна наивысшая гражданская активность - одно из наивысших проявлений общественной активности, которая выражается в неравнодушном отношении к социальным проблемам, способности и желании выражать свою собственную позицию, отстаивать личные и коллективные права и интересы [4], и самое главное - перенос части ответственности за собственное и общественное благополучие с государства

на себя. Именно гражданская активность и чёткая гражданская позиция жителей страны позволит создать гражданское общество и правовое государство.

Кроме общественного значения, гражданская социализация позволяет личности отстаивать свои частные права, а в стремлении изменить окружающий мир самореализоваться и самосоциализироваться, возможно проявив качества ранее нехарактерные для индивида, например лидерство [7].

Высокое значение гражданской социализации студенческой молодёжи для современного социума можно объяснить тем, что начиная со студенческой скамьи, студенты должны осознавать ответственность за будущее страны, понимать всё важность и значимость разрешения серьёзнейших проблем, с которыми сталкивается страна на пути к становлению гражданского общества и правового государства. Именно студенческая молодёжь, как носители специальных знаний и профессиональных компетенций должны, не только осознавать всю значимость своей профессии, но быть готовыми приступить к решению важнейших проблем современного общества в своей профессиональной жизни.

Литература:

1. Абубакаров З. Г. Оптимизация процесса гражданской социализации студентов в воспитательной системе вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-grazhdanskoy-sotsializatsii-studentov-v-vospitatelnoy-sisteme-vuza

2. Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

3. Волков Ю. А. Социализация молодежи / Биосоциология. Ростов-на-Дону, 2007.

4. Гусарова М. А. Некоторые аспекты гражданской социализации будущих юристов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jou гп а1-nю.com/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=1217&Itemid=105

5. Дударь О. Г., Дударь А. И., Хусяинов Т. М. Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования // Педагогика и просвещение. - 2014. - № 3. - С.50-65. 001: 10.7256/2306-434Х.2014.3.13676

6. Зейтунян М. А. Проблема социализации молодёжи в информационном обществе: теоретическое осмысление // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. - №2. - С. 1-5.

7. Кладова Н. В., Хусяинов Т. М. Влияние образовательной среды университета на развитие лидерских качеств у студентов // Формирование солидарного общества в регионе: проблемы, инициативы, решения: сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. -Ульяновск: УлГТУ, 2014. - С. 54-57.

8. Кожина О. В. Организационно-педагогические условия формирования гражданственности студентов (на материале устного народного творчества) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-3-2014/pedagogics/kozhina.pdf

9. Машихина Т. П. Современная молодёжь как особая группа в обществе /

Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В. Н. Белова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - С. 13-15.

10. Орлова В.В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума // Социум и власть. - 2011. - №1. - С. 23-27.

11. Панарина Т. В. Гражданская социализация студентов в условиях медийного культурно-образовательного пространства морской академии / Автореф.: ... канд. педагог. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.

12. Сергейчик С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2002. - № 5. - С. 107-111.

13. Федорова С. И. Специфика формирования ценностного отношения студентов к героическому прошлому России // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-2-

Husjainov T. M., Chuprov L. F. Process grazhdanskoj socializacii molodjozhi i ejo znachenie // Nauka.

Abstract. This article discusses the current state of civic socialization of young people, discussed the theoretical aspects of the socialization process and the role of social institutions.

Keywords: socialization, youth, civic socialization, socialization process, legal socialization.

— • —

Сведения об авторах:

Тимур Маратович Хусяинов - аспирант кафедры социальной философии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет (Нижний Новгород, Россия); студент 5-го курса кафедры гражданско-правовых дисциплин Нижегородского филиала Московского университета им. С.Ю. Витте (Нижний Новгород, Россия), советник МАН (Киев, Украина).

Леонид Федорович Чупров - главный редактор журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия), главный ученый секретарь МАН (Киев, Украина).

© Л.Ф. Чупров, 2015.

© Т.М. Хусяинов, 2015.

© «Наука. Мысль: электронный периодический журнал», 2015. — • —

Подписано в печать 20.08.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.