Научная статья на тему 'Инновационная составляющая современного общества как фактор социализации'

Инновационная составляющая современного общества как фактор социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3041
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ОБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIAL UPBRINGING / INNOVATION / SOCIALIZATION / FACTORS OF SOCIALIZATION / OBJECT OF SOCIALIZATION / SUBJECT OF SOCIALIZATION / INNOVATIVE BEHAVIOUR / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Патутина Наталия Анатольевна, Ревина Марина Андреевна

В связи с тем, что общество характеризуется высокими темпами происходящих в нём изменений, возникает необходимость изучения влияния этих изменений на процесс социализации современного человека. Происходящие изменения связаны с инновациями в разных сферах жизнедеятельности общества. В статье рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию того, каким образом инновации оказывают влияние на социализацию людей. Авторы анализируют инновационную составляющую современного общества в контексте инноваций, характерных для разных групп факторов социализации. На уровне мегафакторов, по мнению авторов, важное значение играет Интернет. В статье обосновывается этот тезис с опорой на статистические и научные данные. Инновационная характеристика макрофакторов социализации рассматривается на основе анализа документов, определяющих политику государства в сфере инновационного развития. Авторы отмечают, что социализирующее воздействие мезофакторов, имеющих инновационный характер, имеет неоднозначное влияние на человека. В статье указывается на то, что особую роль в процессе социализации играет инновационность микрофакторов. Авторы отмечают, что инновационная составляющая общества, проявляющаяся в разных факторах социализации, может как создавать возможности для самореализации человека, так и нести угрозу, способствуя становлению его жертвой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative component of modern society as a factor of socialization

Due to the fact that society is characterized by rapidly occurring changes in it, there is a need to study the impact of these changes on the process of socialization of a modern man. The changes in process are associated with innovation in different spheres of social activity. The authors analyze the innovation component of modern society in the context of innovation, typical for the different groups of factors of socialization. The article substantiates this thesis relying on statistical and scientific data. The innovative characteristics of macro factors of socialization is considered basing on the analysis of the documents defining the state policy in the field of innovation development. The authors note that the socializing influence of meso factors, having innovative character, has an ambiguous effect on humans. The article points out that a special role in the process of socialization plays the innovation of micro factors. The authors highlight that the innovative component of society, which is manifested in different factors of socialization, can provide both opportunities for human self-realization and pose a threat, contributing to the establishment of a victim of socialization.

Текст научной работы на тему «Инновационная составляющая современного общества как фактор социализации»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/183PVN315.pdf DOI: 10.15862/183PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/183PVN315)

УДК 37.013.42

Патутина Наталия Анатольевна

ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Россия, Москва1

Доцент кафедры «Экономической теории и управления»

Кандидат педагогических наук E-mail: patutinaw@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=405272

Ревина Марина Андреевна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный технологический университет (Станкин)»

Россия, Москва Доцент кафедры «Философии» Кандидат социологических наук E-mail: rewina@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=419870

Инновационная составляющая современного общества

как фактор социализации

1 125363, г. Москва, СЗАО, ул. Фабрициуса, д. 21

1

Аннотация. В связи с тем, что общество характеризуется высокими темпами происходящих в нём изменений, возникает необходимость изучения влияния этих изменений на процесс социализации современного человека. Происходящие изменения связаны с инновациями в разных сферах жизнедеятельности общества. В статье рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию того, каким образом инновации оказывают влияние на социализацию людей. Авторы анализируют инновационную составляющую современного общества в контексте инноваций, характерных для разных групп факторов социализации. На уровне мегафакторов, по мнению авторов, важное значение играет Интернет. В статье обосновывается этот тезис с опорой на статистические и научные данные. Инновационная характеристика макрофакторов социализации рассматривается на основе анализа документов, определяющих политику государства в сфере инновационного развития. Авторы отмечают, что социализирующее воздействие мезофакторов, имеющих инновационный характер, имеет неоднозначное влияние на человека. В статье указывается на то, что особую роль в процессе социализации играет инновационность микрофакторов. Авторы отмечают, что инновационная составляющая общества, проявляющаяся в разных факторах социализации, может как создавать возможности для самореализации человека, так и нести угрозу, способствуя становлению его жертвой социализации.

Ключевые слова: социальное воспитание; инновации; социализация; факторы социализации; объект социализации; субъект социализации; инновационное поведение; инновационное общество; инновационный потенциал.

Статья подготовлена при поддержке авторов Российским государственным научным фондом, проект № 13-06-00138а.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Патутина Н.А., Ревина М.А. Инновационная составляющая современного общества как фактор социализации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/183PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/183PVN315

Современное общество характеризуется высокими темпами происходящих в нем изменений. Эти изменения оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнь людей, влияя на успешность их социализации, либо на возникновение проблем социализации. Создание условий для успешной социализации человека в меняющемся мире является одной из актуальных проблем современной педагогики.

Рассматривая социализацию человека на всех возрастных этапах, педагогика, с одной стороны, изучает социализирующее влияние среды, обусловленное разнообразными аспектами социума и общественной жизни. С другой стороны, педагогика изучает вопросы организации социально контролируемой социализации (воспитания). Отдельным предметом изучения педагогики (социальной педагогики) является социальное воспитание, понимаемое как планомерное создание условий для относительно целенаправленного позитивного развития, ценностной ориентации человека и самореализации в процессе его социализации.

[4].

Изменения являются неотъемлемой характеристикой общества и имеют циклический характер. Считается, что переход к новому экономическому циклу связан с волной изобретений и инноваций. Изучение исследований по проблемам динамики социально-экономического развития общества показывает, что общественное развитие неразрывно связано с инновациями разной степени интенсивности и направленности. Для педагогики важно понимание того, какие возможности и какие угрозы несут в себе инновации для социализации современного человека. Исходя из этого, возникает необходимость анализа социально-педагогического потенциала инновационной составляющей общественной жизни.

В общем значении педагогический потенциал понимается в педагогической науке как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей системы, способных в той или иной мере (прямо или косвенно, с созданием дополнительных условий или без них) детерминировать личностное развитие человека. [2].

Понятие «социально-педагогический потенциал», используемое в ряде педагогических исследований, в настоящее время не имеет четко определенной формулировки. Исследования, посвященные этому феномену, делают акцент на возможностях и особенностях конкретной среды для успешной социализации пребывающего в ней человека. Понятие социально-педагогического потенциала связывается с анализом возможностей факторов социализации, наиболее актуальных для процесса социализации в конкретных условиях, и разработкой педагогических программ, направленных на повышение эффективности социального воспитания.

С позиции педагогики сущностный смысл социализации состоит в диалектическом единстве таких процессов, как адаптация, интеграция саморазвитие и самореализация, что обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии его с окружающей средой. [6] Исходя из этого для организации социального воспитания необходимо понимание того, каково социализирующее влияние инноваций.

Инновация как категория современной науки трактуется по-разному. Несмотря на разнообразие подходов к пониманию категории «инновация» в научном мире, в профессиональном сообществе принято единообразие в понимании этого феномена, что нашло отражение в международных стандартах инновационной деятельности предприятий, которые отражены в документе «Руководства по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)», принятом Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1992 году. В этом документе под инновацией понимается «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой

практике, организации рабочих мест или внешних связях»2. В Руководстве Осло отмечается, что минимально необходимым признаком инновации считается соблюдение требования того, чтобы продукт (или процесс), претендующий называться инновацией, был новым или значительно улучшенным для практики его применения в конкретных условиях. В этом случае к инновациям могут быть отнесены результаты инновационной деятельности, созданные предприятием или заимствованные от других предприятий. Общим признаком инновации является ее введение в употребление, что может произойти только в процессе его появления на рынке. 3

Являясь неотъемлемой частью развития общества, инновации оказывают влияние на жизнь людей. Изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, затрагивают практически все аспекты жизни человека. Б. Санто отмечает, что существует взаимное влияние инноваций и участников инновационного процесса (в роли которых выступают члены общества). По его мнению, процесс технического изменения оказывает влияние на изменение людей и существующих между ними связей, в результате чего происходят разнообразные общественные преобразования. Автор отмечает, что общественные преобразования являются неизбежными спутниками инноваций. В большей мере, как отмечает Б. Санто, инновации оказывают на общество положительное влияние, что сказывается на развитии производительных сил, в росте благосостояния людей, в улучшении качества жизни, в повышении уровня образованности, культуры. В свою очередь такие изменения способствуют увеличению инновационного потенциала общества.

Вместе с тем, влияние инноваций на общество может иметь и отрицательный характер. Так, технические и экономические изменения могут сопровождаться неблагоприятными побочными эффектами, необходимостью приносить что-то в жертву, дополнительными усилиями, что в свою очередь может временно затормозить реализацию способности к инновационному развитию. Говоря о негативном влиянии инноваций на общественную жизнь, Б. Санто отмечает, что инновации сопровождают опасность потенциального конфликта. Конфликт может возникнуть на разных уровнях (микрообщественном, среднееобщественном либо макрообщественном). Так, например, на микроуровне, внедрение нового продукта, технологии для человека чаще всего означает необходимость отказаться от привычного, старого, связано с изменением условий производства, со сменой потребительского поведения, изменения характера сформировавшихся общественных связей. В связи с этим инновации создают для человека ряд конфликтных ситуаций, побуждая его изменяться и приспосабливаться к новому. [9].

Схожая идея представлена в работе Э. Тоффлера, посвященной анализу изменений в социуме в разные периоды смены преобладающих технологий. По мнению Элвина Тоффлера изменения, основанные на определенных производственных и экономических новшествах (инновациях), накладывают отпечаток на семейные отношения, на образ жизни, способы осуществления трудовой деятельности, что в целом ведет к изменению сознания людей. Несмотря на то, что новшества активно входят в жизнь, по мнению Э. Тоффлера часть людей готовы принять происходящие изменения, а часть - стремится избежать изменений, боится их. [10].

Рассуждения Э. Тоффлера, с точки зрения социальной педагогики, характеризуют человека как объекта социализации, который вынужден принять происходящие в обществе перемены, связанные с инновациями, и измениться в соответствии с новыми требованиями. В противном случае индивид не сумеет адаптироваться в изменившихся условиях жизни.

2 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - М., 2010. - С. 31

3 Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - М., 2010.

Другой подход к объяснению влияния изменений, происходящих в жизни общества, на человека можно найти в рассуждениях П. Штомпки. [13]. Рассматривая сущность прогресса на основе анализа разнообразных подходов к пониманию этого феномена, он обращает внимание на то, что среди частных критериев прогресса особое место занимают такие, как спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности. Анализ представлений о прогрессе позволил П. Штомпке выделить два разных подхода. Один трактует прогресс как автоматический, саморазвертывающийся процесс, в котором движущие силы выносятся за рамки человеческих возможностей. Этот подход провозглашает необходимость прогресса, который случается естественным образом. При этом поощряется пассивное, адаптивное отношение («поживем, увидим»). Позиция второго подхода такова, что прогресс рассматривается как понятие человеческой деятельности и активности, движущие силы которого связываются с деятельностью людей, поэтому прогресс достигается. Характеристикой прогресса является ограниченность в виду того, что он может происходить (или не происходить) в зависимости от действий, которые предпринимают люди. Исходя из такого понимания прогресса, требуется активное, творческое, конструктивное участия человека в этом процессе. Второй подход автор выбирает за основу своих рассуждений.

При этом П. Штомпка задается вопросом о том, какого агента действий можно считать прогрессивным. Анализируя характеристики субъекта деятельности, он разделяет их на две группы. Одна отражает стремление людей к изменению своего общества, вторая определяет, будут ли люди способны действовать. Автор отмечает, что человека можно считать прогрессивным только в том случае, если он сочетает обе предпосылки: мотивации и возможности, иными словами, если он хочет и может действовать. Образ действия такого индивида П. Штомпка описывает с помощью таких понятий, как «свобода» и «самотрансценденция», что означает способность выходить за пределы собственных возможностей. При этом тенденция к самотрансцендентности, выражающаяся в способности прорываться через сдерживающие трудности, выходить за собственные пределы, «переступать границу», является наиболее важной чертой прогрессивного человека.

Основой тенденции к самотрансцендентности выступают две черты человека: его склонность к инновациям и кумулятивный (суммарный) характер постоянно расширяющегося и обогащающегося человеческого опыта, который на индивидуальном уровне приобретается путем обучения, а на историческом - через социальную сферу и культуру. П. Штомпка подчеркивает, что источник прогресса лежит в неограниченной способности человека к созиданию и обучаемости, в возможности воспринимать или создавать новшества, а также наследовать и постоянно наращивать общий багаж знаний, мастерства, стратегий, технологий. [13] Идея П. Штомпки о том, что конечная прогрессивность «деятеля» обнаруживается в том, что он не только стимулирует прогресс, но и сам прогрессирует отражает понимание человека как субъекта социализации в условиях инновационного общества.

Рассматривая роль человека в инновационном процессе, Ю.В. Яковец отмечает, что любая инновация, не зависимо от сферы ее реализации, является делом целенаправленной воли человека. Исходя из этого, Ю.В. Яковец рассуждает о том, какие факторы побуждают человека к переменам и делают его активным участником инновационных процессов. Одним из таких факторов выступают психологически-интеллектуальные мотивы. По мнению автора, человек постоянно стремится к переменам в разных сферах своей жизни. По мере роста его потребностей увеличиваются и способности их удовлетворения. Склонность к инновациям, считает Ю.В. Яковец, заложена в природе человека, что является побудительной основой для развития интеллекта. Другим основанием инновационной активности человека выступает демографический фактор: инновации являются условием выживания как каждого человека,

так и поколения. Еще одним мотивом инноваций является экономический мотив. Реализация его связана с тем, что инновационная активность человека является одним из оснований его конкурентоспособности, результатом чего является инновационная квазирента. Яковец пишет, что необходимость в инновациях становится экономическим императивом для каждого участника всеобщего соревнования. В качестве побудительных мотивов к инновациям выступают так же социокультурные факторы. Рост культуры с одной стороны, инициирует инновации, с другой - создает общий благоприятный фон для новаторской деятельности.

Вместе с этим, автор считает, что в условиях инновационного общества определенную роль играет и такая черта человека, как консерватизм, который служит противоядием против необдуманных и разрушительных по своим последствиям нововведений. Кроме этого консерватизм служит инструментом отбора наиболее эффективных нововведений. Ю.В. Яковец считает, что сопротивление инновациям и отстаивание ранее сложившегося порядка вещей, тоже связано с сознательной активностью людей. [14].

Таким образом, человек в инновационном обществе может быть и объектом социализации, и субъектом социализации. В первом случае он пассивно принимает новые условия и либо адаптируется к ним, либо оказывается жертвой неблагоприятных условий социализации. [3] Во втором случае человек занимает активную позицию либо как участник процесса создания инновации, либо как ее потребитель.

Такое понимание социализирующего влияния инноваций позволяет рассматривать социально-педагогический потенциал инновационной составляющей общества как заложенные в инновационном содержании элементов общественной жизни (окружающей среды) возможности и ограничения для относительно целенаправленного позитивного развития и ценностной ориентации членов общества не зависимо от их возраста и социального положения.

Инновационная составляющая является неотъемлемой характеристикой современного общества и проявляется практически во всех группах факторов социализации, актуальных с точки зрения организации социального воспитания: в мегафактрах, макрофакторах, мезо- и микрофакторах. Социально-педагогический подход к процессу социализации предполагает необходимость изучения заложенных в них возможностей и ограничений для успешной социализации для того, чтобы с учетом этого знания выстраивать стратегию и тактику социального воспитания.

Инновационная составляющая современного общества на уровне мегафакторов социализации в большой мере представлена Интернетом и киберпространством. Рассматривая Интернет как мегафактор социализации, А.В. Мудрик отмечает, что этот фактор оказывает влияние не только на регулярных пользователей всемирной Сети, но косвенным образом и на тех, кто не пользуется интернетом, но входит в их ближайший круг. [4].

Следует отметить, что влияние Интернета на жизнь Россиян постоянно усиливается. Об этом свидетельствуют данные опроса проведенного ВЦИОМ в марте 2013 года. Доля пользователей Интернета в 2013 году составила 67%, в то время как в 2012 году она составляла 60%. В 2006 году только 5% респондентов отметили, что ежедневно пользуются Интернетом, а в 2013 году таких респондентов стало 41%. При этом 71% опрошенных считают, что развитие глобальной сети идет на пользу обществу, и прежде всего потому, что Интернет позволяет оперативно искать информацию и получать широкий доступ к любой информации. Кроме этого респонденты отметили возможности Интернета для удовлетворения потребностей общения и знакомства (21% считает это важной положительной чертой Интернета), а также для экономии времени при осуществлении платежей или покупок

(7%). Вместе с этим респонденты называют и вред, наносимый Интернетом пользователям. Прежде всего, это большое количество пустой и вредной информации (32%), «зомбирование» детей и молодежи (26%), снижение реального общения и большая трата времени (14% и 13% соответственно).4

Результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в апреле 2014 года, показали, что больше половины опрошенных считают Интернет источником угроз для развития ребенка. Так, 55% респондентов отмечают, что у детей, активно пользующихся Интернетом, возникают проблемы при живом общении с людьми, а 57 % выражают беспокойство в связи с тем, что «всемирная паутина» содержит большие объемы вредной для детей информации. Вместе с тем более двух третей опрошенных россиян (69%) считают, что мировое информационное пространство содержит и контент, способствующий развитию ребенка. По их мнению в Сети можно найти много полезной для детей информации (развивающие игры, обучающие программы и т.д.).5

В ходе социального воспитания необходимо создавать условия для реализации возможностей и нейтрализации угроз для эффективной социализации, которые несет в себе сеть Интернет.

Расширение возможностей для удовлетворения потребностей людей средствами Интернет связано с высоким уровнем инновационности этой сферы, проявляющейся в постоянном создании разнообразных новых форматов и опций для пользователей. Постепенно это создает новую реальность, которая рассматривается в научном мире и интернет-сообществе как киберпространство.

Изучению киберпространства как фактора социализации современного человека посвящено исследование В.А. Плешакова. Он рассматривает киберпространство как некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы. Автор рассматривает киберпространство как новую, инновационную среду жизнедеятельности человека, живущего в конце двадцатого - в начале двадцать первого века. Можно согласиться с В.А. Плешаковым в том, что инновационный характер мегафакторов социализации, представленных разными аспектами киберпространства, порождает необходимость разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли -киберпедагогики, - изучающей возможности создания условий для реализации в процессе воспитания потенциала компьютерных и интернет - ресурсов. [7].

На макроуровне инновационная составляющая общества определяется во многом политикой государства, которая отражается в документах стратегического характера. В течение последнего десятилетия в Российской Федерации был взят курс на достижение высоких показателей в инновационной сфере, что нашло отражение в ряде документов. [16] Вместе с этим уровень инновационного развития России в настоящее время остается недостаточно высоким, согласно данным глобального мирового исследования The Global Innovation Index (Глобальный индекс инноваций). В совокупности по оцениваемым показателям в исследовании 2014 года Россия занимает 49 место в рейтинге среди 143 стран, принимавших участие в исследовании (по данным 2013 года место в рейтинге было 62).6

4 Проникновение Интернета в Россию и его последствия. Результаты опроса ВЦИОМ 30-31 марта 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114108.

5 Дети в интернете: поощрять или ограничивать. Результаты опроса ВЦИОМ, апрель 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114772.

6 The Global Innovation Index 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-home.

Для решения стоящих перед Россией проблем в инновационной сфере в 2011 году был разработан документ, определяющий направления государственной политики и комплекс мероприятий, направленных на решение актуальных задач - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года.7 Положения Стратегии определяют, с одной стороны, направления развития инновационного климата в Российской Федерации. Это связано с созданием условий для повышения инновационной активности бизнеса, со стимулированием повышения эффективности науки, с развитием уровня инновационности деятельности органов государственного управления, с развитием инфраструктуры инноваций, с интеграцией России в мировую инновационную систему, с развитием инновационной составляющей регионального развития, с совершенствованием законодательства Российской Федерации, а также с решением вопросов финансирования инновационной деятельности. Эти направления деятельности государства во многом определяют характер среды, в которой действуют предприятия и инновационные структуры и способствуют созданию условий для стимулирования и поддержания инновационного инициативного поведения граждан, которое может реализоваться, прежде всего, в инновационном предпринимательстве.

С другой стороны, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определяет направления формирования компетенций инновационной деятельности, которыми должны владеть члены современного общества (все или их большинство). Этот аспект Стратегии представляет особый интерес в рамках настоящего исследования в связи с тем, что он отражает в достаточной мере направленность государства на социализацию граждан в условиях инновационного общества, создавая условия для их эффективной адаптации и самореализации в качестве участников инновационного процесса.

Таким образом, государственная политика в сфере инновационного развития определяет направления создания условий для формирования у граждан готовности к активному и созидательному участию в жизни инновационного общества. В ходе реализации политики по инновационному развитию жители страны, с одной стороны, выступают объектами социализации. Это проявляется в том, что инновационное государство предъявляет к своим гражданам определенные требования, уровень которых является достаточной высоким. Эти требования связаны, прежде всего, с готовностью участвовать в инновационном процессе и показывать высокие результаты своей профессиональной деятельности. Кроме того, реформирование разных сфер жизнедеятельности (например, сферы образования, профессионально-трудовой структуры общества, экономической системы и др.), необходимое для инновационного развития страны, ставит людей перед необходимостью менять привычный образ жизни, менять свои жизненные планы и приспосабливаться к тем условиям, изменить которые они не могут. В связи с этим возникает угроза становления человека жертвой социализации в ходе реализации политики инновационного развития страны. При этом государственная политика Российской Федерации в сфере инновационного развития провозглашает создание условий для выбора человеком возможностей развития личного инновационного потенциала (например, путем предоставления образовательных возможностей с учетом потребностей населения) и его реализации (например, в части ориентации на государственную поддержку малых инновационных предприятий путем целенаправленных субсидий либо путем создания бизнес-инкубаторов).

Исходя из того, что воспитание как социальный процесс ориентировано на выполнение социального заказа, можно говорить о том, что государственная политика в сфере инновационного развития определяет специфику социально-педагогических реалий, задавая

7 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/

тенденцию в выборе содержания и способов организации социального воспитания в части формирования компетенций, необходимых современному человеку для успешного участия в инновационном процессе.

Согласно Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, реализация инновационной государственной политики должна происходить наиболее активно на региональном уровне: одной из задач стратегии является развитие территорий инноваций.8 Необходимость стимулирования развития инновационной деятельности в регионах Российской Федерации диктуется неравномерностью и недостаточностью развития инновационной активности большинства субъектов РФ. Так, по данным Аналитического доклада, подготовленного Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», представляющего систему рейтинговых оценок и анализ инновационного развития 83 российских регионов, ведущие позиции в рейтинге с большим отрывом от других регионов занимают города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а так же Татарстан. Рейтинг продемонстрировал достаточно высокий разрыв между регионами по базовым условиям инновационного развития.9 Вместе с этим, анализ практики деятельности регионов в направлении развития инновационной сферы своих территорий [5] показывает, что именно на этом уровне разрабатываются и реализуются программы инновационного развития, которые создают условия для развития компетенций инновационной деятельности жителей региона, а также для реализации личностного инновационного потенциала.

Таким образом, программы инновационного развития, реализуемые на региональном уровне, характеризуют мезоуровень факторов относительно направляемой социализации, так как затрагивают жизнедеятельность жителей этих регионов, создавая условия для реализации ими потребностей в самореализации, в улучшении качества жизни, в приобщении к современным технологиям и тенденциям развития. Для решения задач социального воспитания важным является то, насколько в региональных программах предусмотрены возможности для практической реализации провозглашаемых идей по повышению инновационного потенциала населения и для повышения готовности педагогов к организации соответствующей социально-педагогической работы с разными возрастными и социальными группами.

Инновационная составляющая общества на уровне мезофакторов социализации так же находит отражение в деятельности средств массовой информации, в элементах субкультуры. Инновации в мезофакторах социализации оказывают на человека как стихийное влияние (например, модные течения, инновации в СМИ являются важными для представителей определенной возрастной группы, жителей определенного типа поселения и могут и оказывать влияние на процесс их социализации, и проходить незамеченными), так и относительной направляемое влияние (например, региональная инновационная политика, способствующая созданию условий для реализации личного инновационного потенциала людей). Под воздействием инновационной составляющей мезофакторов человек, с одной стороны, выступает объектом социализации, оказываясь вынужденным адаптироваться к новым требованиям инновационного характера, изменяться в соответствии с ними. С другой стороны, происходящие изменения дают ему возможность выбора способов реализации собственного потенциала. Например, мода как аспект субкультуры, имеющий инновационный

8 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/

9 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 2: 2014. [Электронный ресурс]. -М., 2014.- Режим доступа: http://www.hse.ru/primarydata/rir2014.

характер [1], оказывает влияние на поведение человека, ставя его, с одной стороны, в позицию объекта социализации в ситуации, когда он должен следовать тем образцам и стандартам, которые транслирует мода, с другой стороны - дает ему возможность быть субъектом, позволяя удовлетворить потребность в изменении, в самовыражении посредством комбинации модных объектов и стандартов.

При этом инновационный характер мезофакторов может привести к тому, что человек станет жертвой социализации. Например, люди, проживающие в регионах с низким показателем уровня инновационного развития, не имея возможности развивать или реализовать личностный потенциал, не могут стать конкурентоспособными на рынке труда в условиях требования наличия компетенций инновационной деятельности. Вместе с этим они не имеют возможности реализовать свой инновационный потенциал (в случае его наличия) в привычной среде проживания и оказываются вынуждены к переезду в другой регион, что связано с приобретением свойства маргинальности (по крайне мере на период адаптации к новым условиям).

Социальная педагогика исходит из того, что знание особенностей инновационного характера мезофакторов позволяет выбирать пути и способы социального воспитания таким образом, чтобы интенсифицировать влияние позитивных аспектов социально-педагогического потенциала и корректировать угрозы, заложенные в этой группе факторов. Педагогическая задача при этом состоит в том, чтобы в рамках социального воспитания создать условия, способствующие формированию готовности человека противостоять пагубному влиянию инновационных аспектов мезофакторов и выбирать пути реализации личностного потенциала в условиях инновационного характера окружающей его действительности.

Влияние инновационной составляющей современного общества на уровне микрофакторов социализации проявляется в процессе вхождения человека в образовательные учреждения, в ходе его трудовой деятельности на предприятии (учреждении), в процессе жизнедеятельности семьи, в ходе коммуникации с ближайшим окружением. Практически каждая из этих сфер имеет инновационную составляющую, представленную в большей, или меньшей степени.

Инновационная составляющая деятельности образовательных и воспитательных организаций как микрофакторов социализации представлена инновациями практически в каждом из компонентов образовательного процесса: в содержании, в методах, средствах и формах, характеризующих как деятельность учителя/воспитателя, так и деятельность ученика/воспитанника. Эти инновации зачастую стимулируются политикой государства и реализуются в формате масштабных проектов реформирования (модернизации) системы образования. Ряд инновационных технологий в настоящее время находятся на стадии широкого распространения (диффузии) и рутинизации, характеризующейся тем, что инновация становится неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитательной организации. Примером этого служит широкое использование в повседневной практике деятельности образовательных учреждений информационно - коммуникационных технологий. Внедрение этой инновации оказывает непосредственное влияние на всех участников образовательного процесса, причем это влияние может иметь различную направленность с точки зрения социализированности человека. Так, педагоги, используя данную технологию, с одной стороны, выступают объектом социализации, оказываясь вынужденными осваивать новые знания и умения, затрачивая на подготовку к занятиям больше времени и усилий по сравнению с ситуацией, когда применение этой инновации не требовалось. С другой стороны, они имеют возможность совершенствовать и повышать эффективность своей педагогической деятельности, овладевать компетенциями, которые делают их более конкурентоспособными на рынке труда. Обучающиеся/воспитанники при использовании в образовательном процессе

информационно-коммуникационных технологий получают возможность лучшего усвоения материала и проявления собственной активности, формирования соответствующих компетенций, значимых в современной жизни. Вместе с этим активное участие в учебном процессе на базе информационно-коммуникационных предполагает наличие соответствующих материальных условий в семье (компьютерной техники с современным программным обеспечением, множительно-копировальной техники, доступа к сети Интернет и др.), что в ситуации невозможности это обеспечить может привести к становлению ребенка жертвой социализации.

Инновации, реализуемые в деятельности предприятий, являются чертой большинства современных организаций в силу особенностей государственной политики и тенденций делового сообщества. Они оказывают непосредственное воздействие на сотрудников, с одной стороны, побуждая их к необходимости личностного и профессионального совершенствования (при условии принятия ими инноваций) и приобретения ими новых актуальных компетенций, создавая, таким образом, условия для их саморазвития. [8] С другой стороны, инновационные преобразования, связанные с реструктуризацией компании, с изменением производственных технологий, вынуждают работников изменять привычный образ трудового поведения, либо, в случае невозможности адаптироваться к инновационным изменениям в организации, покинуть компанию, что в совокупности оказывает негативное социализирующее воздействие на человека.

Проведенный анализ инновационной составляющей микрофакторов социализации показал, что в меньшей степени инновации встречаются в средствах социализации на уровне семьи. Это можно объяснить тем, что семья представляет собой достаточно консервативное образование, несмотря на изменения, произошедшие в этом социальном институте в период индустриализации общества [10], что позволяет в условиях инновационного общества сохранять культурные традиции.

При этом инновационная составляющая жизнедеятельности семьи может быть рассмотрена с точки зрения инновационности домохозяйства, что также оказывает социализирующее влияние на человека. Результаты исследований, направленных на изучение инновационного поведения населения России [11; 12], показывают, что инновационность индивида и инновационность домохозяйства, к которому он принадлежит, взаимосвязаны. Исследователи отмечают, что инновационность домохозяйств определяется действием ряда факторов, связанных с такими свойствами членов семьи, как социальная и профессиональная мобильность, наличие высшего образования, активное использование практик, стимулирующих когнитивные способности, таких как чтение и обучение. Кроме этого степень инновационности домохозяйств зависит от структуры и жизненного цикла семьи, типа поселения, в котором проживает семья, возраста членов семьи.

Обобщение данных, характеризующих инновационность поведения жителей России, позволяет ученым утверждать, что в поведенческом аспекте россияне продолжают проявлять консерватизм. Так, исследователями фиксируется низкая привлекательность инновационных товаров, особенно новых продуктов питания. Вместе с этим в ходе исследования был выявлен и описан феномен «домашних инноваторов», к которым авторы исследования отнесли хорошо образованных жителей российской глубинки, хорошо информированных о новинках науки и техники, но в условиях неразвитого рынка (слабого предложения инновационных товаров или их высокой стоимости) собственноручно изготавливающих или усовершенствующих инновационные товары в соответствии со своими потребностями. Несмотря на значительную

малочисленность (не более 4% населения), эта группа, по мнению исследователей, характеризуется высоким инновационным потенциалом. 10

Таким образом, инновационность домохозяйства как микрофактор социализации оказывает на членов семьи разнонаправленное воздействие в связи их особенностями: одни члены семьи (чаще с более высоким социальным капиталом) стимулируют инновационность домохозяйства, что определяется их высокой личной инновационностью, другие члены семьи осваивают бытовые инновации, повышая посредством этого показатель собственного инновационного поведения и готовность к участию в инновационном процессе.

В целом можно отметить, что инновационная составляющая микрофакторов социализации оказывает на человека значительное, в связи с высокой ролью самих этих факторов в процессе социализации, влияние. Вместе с этим и сам человек, обладая определенным уровнем инновационности и соответствующими к этому предпосылками, оказывает влияние на степень инновационности окружающего микропространства. Это еще раз подтверждает идею Б. Санто о том, что существует положительная обратная связь между обществом и техническим уровнем, достигнутым за счет инновационного развития. [9].

Высокая роль микрофакторов в процессе социализации человека определяет повышенное внимание к социально-педагогическому потенциалу их инновационной составляющей. Социальное воспитание, с одной стороны происходит в условиях действия этих факторов, что определяет требование к его организаторам знать и учитывать инновационные тенденции микросоциума. С другой стороны, социально-педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь человеку успешно адаптироваться к меняющимся условиям и выбрать способы саморазвития и самореализации с учетом личностных ресурсов.

Таким образом, проведенный анализ инновационной составляющей современного общества как фактора социализации показал, что каждый их факторов, имеющих инновационную составляющую, способен оказывать влияние на человека, ставя его в позицию объекта социализации и, вместе с этим, несет в себе возможности для реализации его субъектной позиции. Во втором случае человек сам оказывает влияние на степень инновационности окружающего его пространства. Инновационная составляющая общества представляет собой фактор социализации, оказывающий воздействие на человека как стихийно, так и относительно направленно, создавая возможности для его самореализации и вместе с этим неся угрозу становления его жертвой социализации. Реализовать социально-педагогический потенциал инновационной составляющей современного общества возможно в условиях организации социального воспитания в ходе специально организованного взаимодействия разнообразных социальных субъектов.

10 Мониторинг инновационного поведения населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/org/projects/75819043.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - СПб., 2004.

2. Киселёва О.О. Педагогический потенциал культуры как фактор профессионального становления специалиста // Человек и образование. - 2008. -№4. - С. 3-6.

3. Мудрик А.В. Социализация как социально-педагогическое явление // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1999. - №4. - С. 142.

4. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М., 2010.

5. Патутина Н.А. Региональные инновации в сфере туризма [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - №1. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/73EVN114.pdf.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1997.

7. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А.В. Мудрика. - М., 2011.

8. Ревина М.А. Развитие личности сотрудников процессе корпоративного образования [Электронный ресурс] // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. -№1 (14). - С. 12. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/12pvn113.pdf.

9. Санто Б. Инновационная среда как средство экономического развития / Пер с венг. - М., 1990.

10. Тоффлер Э. Третья волна / Пер. с англ. К.Ю. Бурмистрова и др. - М., 2009.

11. Фирсова Н.Ю. Нематериальные факторы инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Экономическая социология. Электронный журнал. -2004. - Том 5. - №1. Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2010/12/31/1208204952/full_text.pdf.

12. Фирсова Н.Ю. Предикторы инновационных потребительских практик: освоение интернет-шопинга в российских домохозяйствах [Электронный ресурс] // Экономическая социология. Электронный журнал. -2013. - Т.14. - №4. - Режим доступа: http://ecsoc.hse.ru/data/2013/09/30/1234590912/ecsoc_t14_n4.pdf#page=27.

13. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер с англ. - М., 1996.

14. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. - М., 2004.

Рецензент: Киселёва Ольга Олеговна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Философии и социально-гуманитарных наук» Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины.

Patutina Nataliya Anatol'evna

Moscow City Teacher Training University

Russia, Moscow E-mail: patutinaw@yandex.ru

Revina Marina Andreevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MSUT «STANKIN» Russia, Moscow E-mail: rewina@mail.ru

Innovative component of modern society as a factor of socialization

Abstract. Due to the fact that society is characterized by rapidly occurring changes in it, there is a need to study the impact of these changes on the process of socialization of a modern man. The changes in process are associated with innovation in different spheres of social activity. The authors analyze the innovation component of modern society in the context of innovation, typical for the different groups of factors of socialization. The article substantiates this thesis relying on statistical and scientific data. The innovative characteristics of macro factors of socialization is considered basing on the analysis of the documents defining the state policy in the field of innovation development. The authors note that the socializing influence of meso factors, having innovative character, has an ambiguous effect on humans. The article points out that a special role in the process of socialization plays the innovation of micro factors. The authors highlight that the innovative component of society, which is manifested in different factors of socialization, can provide both opportunities for human self-realization and pose a threat, contributing to the establishment of a victim of socialization.

Keywords: social upbringing; innovation; socialization; factors of socialization; object of socialization; subject of socialization; innovative behaviour; innovative potential.

REFERENCES

1. Gofman A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. - SPb., 2004.

2. Kiseleva O.O. Pedagogicheskiy potentsial kul'tury kak faktor professional'nogo stanovleniya spetsialista // Chelovek i obrazovanie. - 2008. - №4. - S. 3-6.

3. Mudrik A.V. Sotsializatsiya kak sotsial'no-pedagogicheskoe yavlenie // Vestnik Rossiyskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda. - 1999. - №4. - S. 142.

4. Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved.

- M., 2010.

5. Patutina N.A. Regional'nye innovatsii v sfere turizma [Elektronnyy resurs] // Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2014. - №1. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/73EVN 114.pdf.

6. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. Shiyanov. - M., 1997.

7. Pleshakov, V.A. Teoriya kibersotsializatsii cheloveka. Monografiya / Pod obshch. red. chl.-korr. RAO, d.p.n., professora A.V. Mudrika. - M., 2011.

8. Revina M.A. Razvitie lichnosti sotrudnikov protsesse korporativnogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Internet-zhurnal Naukovedenie. - 2013. - №1 (14). - S. 12. -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/12pvn113.pdf.

9. Santo B. Innovatsionnaya sreda kak sredstvo ekonomicheskogo razvitiya / Per s veng.

- M., 1990.

10. Toffler E. Tret'ya volna / Per. s angl. K.Yu. Burmistrova i dr. - M., 2009.

11. Firsova N.Yu. Nematerial'nye faktory innovatsionnoy deyatel'nosti [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskaya sotsiologiya. Elektronnyy zhurnal. - 2004. - Tom 5. - №1. Rezhim dostupa: http://www.hse.ru/data/2010/12/31/1208204952/full_text.pdf.

12. Firsova N.Yu. Prediktory innovatsionnykh potrebitel'skikh praktik: osvoenie internetshopinga v rossiyskikh domokhozyaystvakh [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskaya sotsiologiya. Elektronnyy zhurnal. -2013. - T.14. - №4. - Rezhim dostupa: http://ecsoc.hse.ru/data/2013/09/30/1234590912/ecsoc_t14_n4.pdf#page=27.

13. Shtompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmeneniy / Per s angl. - M., 1996.

14. Yakovets Yu.V. Epokhal'nye innovatsii XXI veka. - M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.