УДК 371.011:614 ББК 74.200.555:51.1(2)59
Т.Г. Пташко, А.Е. Перебейнос
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (КОНЕЦ XIX И НАЧАЛО XXI ВЕКОВ)
В статье дается полиаспектный анализ причин употребления алкоголя молодыми людьми конца XIX века (на примере населения Урала) и в начале XXI века. Рассмотрены пути решения проблемы алкоголизма среди молодого поколения конца XIX века в условиях образовательной среды (церковно-приходские школы) и текущие тенденции в деятельности образовательных учреждений в рамках рассматриваемого вопроса методом сравнительного анализа. Основной вывод авторов - придание роли возможностям образовательной среды и единство методов при решении проблемы, независимо от особенностей исторического периода
Ключевые слова: алкоголизм, молодежь, профилактика алкоголизма, образовательная среда.
о
о ц
го
T.G. Ptashko, A.E. Perebainos
COMPARATIVE HISTORICAL-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF WAYS TO SOLVE THE PROBLEM OF ALCOHOLISM
PREVENTION AMONG YOUNG PEOPLE IN CONDITIONS OF EDuCATIONAL ENVIRONMENT (END OF THE XIX AND THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)
The article gives a multidimensional analysis of the causes of alcohol consumption by young people at the end of the 19th century (on the example of the Urals population) and at the beginning of the 21st century. The ways of solving the problem of alcoholism among the young generation of the late nineteenth century in the conditions of the educational environment (parochial schools) are considered and current trends in the activity of educational institutions in the framework of the issue under consideration by the method of comparative analysis century. The main conclusion of the authors - the importance of the opportunities of the educational environment and the unity of methods in solving the problem, regardless of the features of the historical period.
Key words: alcoholism, youth, prevention of alcoholism, educational environment.
Преобразования социально-экономической сферы России в условиях современности затрагивают все области человеческой жизнедеятельности. Наряду с положительными изменениями в обществе усилились и негативные тенденции, проявляющие себя в снижении приоритета духовных ценностей, усилении психологической деформации лич-
ности, социальной дезадаптации и др. Нестабильность обстановки порождает нравственные недуги подрастающего поколения, которые принимают угрожающие размеры для них самих, их будущих детей, человечества в целом [7, с. 10].
Данная ситуация неблагоприятного воздействия социальных факторов обусловила рост такого опасного для подрас-
Ё
го _
Ш m
s о -в-*
о
о. 10
с SS
с ^
I £
ф 'Ч
3 =Г
ф <и
>S rs ф _
t-0 >■4 С ф
n Œ
s о Го о
s I
ГО _Q
I 5
о го ф со
т s
s ^ É ГО О О.
«го S °
ф X
■Fi
О ей
M g *
о ш
is
о о
X
ф
ю ф
^ ф
1=
ш
<
Э
го н 1=
тающего поколения и общества в целом явления, как алкоголизация. Данная тенденция ставит перед обществом, конкретными специалистами задачу поиска направлений профилактической работы, т.е. устранение условий, которые опосредованно или напрямую оказывают отрицательное воздействие на поступки молодежи. Вопрос преодоления этой проблемы сегодня возлагают и на деятельность образовательных учреждений.
Для более успешного решения данного вопроса в условиях современности необходимо обратиться к историческому наследию, проследить, как рассмотрение этой проблемы было поставлено ранее, насколько успешны были пути преодоления асоциального недуга. Нашей целью является историко-педагогический анализ причин и направлений деятельности по разрешению проблемы алкоголизации среди молодежи конца XIX в. и начала XXI в. средствами образовательной среды. Прежде всего, необходимо узнать уровень употребления алкоголя молодежью в конце XIX в.
Во второй половине XIX века правительство, церковь, органы местного самоуправления и общественность были весьма обеспокоены усиливающимся пьянством, охватившим практически все социальные слои российского общества. Урал не был исключением. Местная печать писала: «пьют повсеместно, пьют безумно» [6, с. 28].
Пьянство процветало не только в уездных городах Уральского региона, но и в его заводских поселениях, выпивали и молодежь, и дети. Например, в газете «Екатеринбургская неделя» писали: «еще немного лет назад на улицах Добрян-ского завода было сравнительно тихо, приезжий не рисковал натолкнуться на картины безобразного пьянства». Теперь же «слышатся нетрезвые песни не только мужских, но и женских голосов. Подрастающее поколение не отстает от взрослых» [1, с. 723]. «Екатеринбургские епархиальные ведомости» приводят любопытные сведения: «пьянствуют люди с достатком, пьянствуют бедняки... Дети, глядя на своих родителей, тоже пьянствуют» [3, с. 788, 789] .
В настоящее время на основании данных Роспотребнадзора в 2016 году алкоголиками стали 5 миллионов человек, 6 % от этого числа - молодежь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, проблема алкоголизма не исчерпала себя по истечении столетия и является важной и актуальной до настоящего времени.
Рассмотрим причины, приводящие к злоупотреблению спиртными напитками. Этот факт исследуется как результирующая переменная действия ряда разнообразных условий. Конечно, их влияние может в определенной степени гипотезироваться нами в объяснительной теоретической области. Вместе с тем проведем данный анализ. По мнению Г.В. Старшенбаума, можно выделить три группы причин алкоголизма: физиологические, психологические, социальные (питейные традиции, трудные для него жизненные обстоятельства - это и плохое питание, отсутствие нормальных жилищных условий, отсутствие определенного культурного развития членов семьи, которые сами начинают пить от безысходности) [9]. Отдельным педагогическим фактором алкоголизации рассматривается семейный алкоголизм.
В конце XIX в. выявляются следующие причины ранней алкоголизации. Во-первых, это наличие питейных заведений, распространение алкоголизма на определенной территории, что влияло на распространение явления алкоголизации и среди молодежи. Вот наглядный пример пьянства в заводском поселке, связанный с конкретным событием обыденной жизни заводчан. На Верхнеуральском заводе ежегодно в сентябре в течение трех дней действовал местный Торжок. Традиционно он проходил так, как его описала «Екатеринбургская неделя» в 1893 году: «Торжок, начавшийся 8 сентября.., сопровождался безмерным пьянством и драками, все население с приезжими... придается широкому разгулу и доходит до совершенного озверения от водки. Стоит только сравнить те сотни ведер водки, которые выпиты в три ярмарочных дня, с теми «обновками», приобретенными на Торжке, и взглянуть
на те толпы, которые целые ночи ревут, стонут и, производя «мордобитие», можно даже сказать о вреде таких ярмарок» [2, с. 802].
Еще одной причиной алкоголизации называют наличие свободного времени, незанятость женщин, детей и молодежи какой-либо деятельностью. В частности, в 1893 году об этом печальном явлении на Сысертском заводе с тревогой писали «Екатеринбургские епархиальные ведомости». За последнее время «предались непомерному пьянству молодые ребята и женщины». По мнению автора статьи, женщины пьют оттого, что они управляют только одно свое хозяйство, на стороне нигде не работают, мелкая ремесленность не развита и свободного времени у женщин много» [4, с. 1066]. Поскольку семья способствует социализации личности, т.е. освоению социальных норм, правил поведения, социальных ролей [8, с. 179], то ошибки родителей в воспитании детей приводили к пьянству подростков и молодежи. Было обычным явлением, когда родители сами пили на глазах своих детей, подавая тем самым дурной пример. А часто родители шли еще дальше. Они заставляли детей, даже совсем маленьких, прикладываться к рюмке. Затем, с большим интересом наблюдали за «акцией» своих пьяных детей, потешаясь над их безудержным сквернословием и подражанием пьяным безобразиям старших.
Таким образом, сопоставив причины алкоголизма двух исторических периодов, мы можем сделать следующее заключение. Во-первых, авторы выделяют общие причины - это распространение явления в регионе, питейные традиции и семейный алкоголизм. Вместе с тем хотелось бы отметить, что в конце XIX века выделяется еще одна причина педагогического характера - наличие большого объема свободного времени у молодых людей. Это, как следствие, приводит к злоупотреблению молодежью алкоголем. С точки зрения вопроса профилактики алкоголизма средствами образовательной среды необходимо обратить внимание на выявленную причину.
Проанализируем, насколько учитывался данный фактор в решении про-
блемы в конце XIX века и насколько качественно данный вопрос решается сегодня образовательными учреждениями.
В 80-90-е годы XIX века был накоплен опыт, найдены интересные методы работы и первые результаты успешной деятельности по профилактике алкоголизма среди молодежи средствами образовательной деятельности.
Во-первых, появились новые организационные формы - Всероссийские съезды по борьбе с пьянством. Так, Второй съезд, проходивший в Москве в августе 1912 года, вошел в историю как Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с народным недугом.
Но заметим, что на съезде большая роль в борьбе с пьянством отводилась именно школе. По этому поводу говорилось так: съезд признает потребление спиртных напитков детьми школьного возраста вполне доказанным; школьникам сообщать систематические сведения о вреде алкоголя и его влиянии на детский организм; сообщение этих сведений должно именоваться «наукой резвости». Ее следует считать особым, самостоятельным, школьным предметом, как учебную дисциплину ввести во всех учебных заведениях, готовящих преподавателей. Внешкольная просветительская деятельность педагогического персонала в деле антиалкогольной работы может выражаться в образовании выставок, публичных чтений и бесед, учреждений обществ ревнителей трезвости из взрослых (с 16 лет); лица, предлагающие алкогольные напитки детям, должны караться штрафом.
В решении съезда по разделу «Литературная научная борьба» предлагалось: «устраивать книжные склады, летучие библиотеки-читальни, антиалкогольные музеи... взять на себя заботу дать народу такие произведения, которые бы наглядно показывали весь позор пьянства» [5, с. 1045-1051].
Реализацию рекомендаций съезда брали на себя священники церковноприходских школ. Поскольку священник был не только преподавателем своего предмета, но и школьным воспитателем, он регулярно проводил беседы на
о о
га
го _
Ш СП ^ О
-е-*
о
о. 10 с
с ^
I £
ф 'Ч
3 =Г
Ф Ф
е
Ф _
>"5
С Ф
со О. ^ О
ГО о
£ == ГО .0
I Щ
о го ф со
т 2 Е5 го о О.
«го
ГО о ф X
О ей
м
£ * о ш
о о
X
ф
ю ф
^ ф
с
ш
<
3 га н С
разные житейские темы (таким образом организовывал досуг детей), а также беседы о вреде пьянства. В ряде церковноприходских школ под их руководством создавались детские общества трезвости.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что путями решения исследуемой проблемы в условиях образовательной среды в конце XIX века являлись: беседы о вреде алкоголя, просветительская деятельность путем организации выставок, чтений, организация досуга молодежи. Речь шла и о специальной подготовке педагогических кадров для работы с детьми в рамках данного направления.
В условиях современности мы находим подобные пути преодоления проблемы. Прежде всего, большую роль в решении вопроса профилактики алкоголизма сегодня играет социальный педагог образовательного учреждения. На базе МБОУ СОШ № 51 г. Челябинска, где осуществляется наша работа в рамках исследуемой проблемы, определены следующие направления деятельности.
Основной акцент профилактической деятельности социального педагога с молодежью - это работа с группой или индивидуально через соответствующие блоки. Во-первых, это профилактика причин и последствий алкоголизма, что мы обнаружили как направление и в предыдущий исторический период. Данное направление реализуется путем организации групповых дискуссий, диспутов на темы, связанные с алкоголизмом. Итогом занятий здесь является формирование негативных установок к употреблению спиртных напитков, к которому дети должны прийти самостоятельно, основываясь на выработке собственной и совместной позиции по данному вопросу. Действенной формой работы являются ролевые игры, в ходе которых проигрываются жизненные ситуации, связанные с потреблением алкоголя подростком под давлением сверстников, взрослых. В ролевой игре, как превентивной мере, направленной против алкоголизма, важно вырабо-
тать определенные модели поведения, в основе которых лежат правильно подобранные аргументы, направленные на умение сопротивляться уговорам со стороны других людей принять спиртное.
Следующим направлением деятельности является организация свободного времени подростков. Подобное направление было обнаружено и в изучаемый исторический период. Но чтобы эта сфера была продуктивной, социальный педагог должен на основе диагностики определять склонности, интересы и увлечения подростка и оказать помощь в организации содержательного досуга. Третьим направлением выступает антиалкогольное воспитание, направленное на формирование у подростка устойчивых убеждений о необходимости вести здоровый образ жизни, о влиянии алкоголя не только на формирующийся организм, но и на поведение личности, которое может характеризоваться проявлением аморальных и делинквентных поступков. Важно обращать внимание на вред употребления в социальном аспекте - в плане взаимоотношений молодого человека с окружающей средой.
Важным направлением является социальное просвещение. Наш опыт работы над проблемой в условиях образовательного учреждения привел к созданию специального информационного портала школы. В рамках его работы подростки имеют возможность не только получить дополнительную информацию о негативном воздействии алкоголя на здоровье человека, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни, но и поделиться опытом, при необходимости поддержать друг друга, если уже сложилась трудная жизненная ситуация.
Еще одним из направлений деятельности является посредническая работа, направленная на подключение к участию прежде всего родителей, но и сотрудников полиции, медицинских работников. В XIX веке это направление было реализовано через деятельность священнослужителей, представителей общественности.
На сегодняшний день, безусловно, при организации профилактической работы необходимо и возможно учитывать ряд условий. Во-первых, антиалкогольная работа должна соответствовать возрасту и образовательному уровню тех, на кого она направлена. Во-вторых, это проведение рефлексии. Она подразумевает два момента. Один из них направлен на выявление склонности подростка к употреблению алкоголя и осознание самим ребенком потенциальной проблемы. Второй - оценка эффективности деятельности специалиста по качеству проведения профилактической работы.
Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ причин и путей решения проблемы алкоголизма сре-
ди молодежи в конце XIX века и в условиях современности привел нас к следующим выводам: сохраняются идентичные причины алкоголизации: повсеместное распространение явления, причины педагогического характера - семейный алкоголизм, плохая организация досуговой деятельности. Обнаружены и аналогичные пути решения проблемы: большое внимание всегда уделяли возможностям образовательной среды в решении вопроса. Вместе с тем стоит заметить, что алкоголизация среди молодежи как явление имело место быть и до сих пор является актуальным и социально значимым вопросом. Это говорит о необходимости поиска и новых путей, способов профилактики и преодоления данного социального недуга.
Библиографический список
1. Екатеринбургская неделя. - 1886. - № 44. - С. 723.
2. Екатеринбургская неделя. - 1893. -№ 39. - С. 800-803.
3. Екатеринбургские епархиальные ведомости. - 1893. - № 32-33. - C. 76-791.
4. Екатеринбургские епархиальные ведомости. - 1893. - № 43. - С. 1065-1069.
5. Оренбургские епархиальные ведомости. - 1912. - № 50. - С. 1045-1052.
6. Пермская земская неделя. -1907.- № 34. - С. 26-28.
7. Пташко, Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения [Текст]: монография / Т.Г. Пташко. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 162 с.
8. Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика) [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Соколова, Н.П. Артемьева, В.Ф. Жеребкина, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова, Е.Г. Черникова, Т.П. Скребцова, А.А. Шевченко, Е.В. Моисеева, Н.В. Сиврикова. -Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 350 с.
9. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей» [Текст] / Г.В. Старшенбаум. - М.: Когито-Центр, 2006. - 288 с.
References
1. Ekaterinburg Week, 1886. № 44. P. 723. [ in Russian].
2. Ekaterinburg Week, 1893. №. 39. P. 800-803. [ in Russian].
3. Ekaterinburg Diocesan Lists, 1893. № 32-33. P. 76-791. [ in Russian].
4. Ekaterinburg Diocesan Lists, 1893 № 43. P. 1065-1069. [ in Russian].
5. The Orenburg Diocesan lists, 1912. № 50. P. 1045-1052. [ in Russian].
6. The Perm Zemstvo week, 1907. № 34. P. 26-28. [ in Russian].
7. Ptashko T.G. Socialization of the personality of a teenager in the conditions of a children's public association. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2012. P. 162. [in Russian].
8. Sokolova N.A., Artem'eva N.P., Zherebkina V.F., Ptashko T.G., Roslyakova S.V., Chernikova E.G., Skrebtsova T.P., Shevchenko A.A., Moiseeva E.V., Sivrikova N.V. Content and technique of pedagogical activity in social work (social pedagogy). Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2014. P. 350. [in Russian].
9. Stephenshenbaum G.V. Addiction: psychology and psychotherapy of addictions. Moscow: Kogito-Center, 2006. P. 288p. [ in Russian].
о
о ц
ro
Œ _ Ш m s О
-е-*
о
о. 10 с sP
¥ * I £
ф 'Ч
3 =Г
Ф Ф
ф ^
С Ф
со
— О ГО о
s I
ГО _Q
1 5
о я
ф CÛ
т 2
— со
го
О О.
m го
S °
ф X
■Fi
О ей
* о g *
о са
18
Сведения об авторах: Пташко Татьяна Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, и коррекционного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Перебейнос Артем Евгеньевич,
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Ptashko Tatyana Genadievna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Social work,
Pedagogy and Psychology
Faculty of Inclusive and Corrective Education
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia
Kmail: [email protected]
Perebainos Artem Eugenievich,
Candidate of Sciences (History), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of General History, Faculty of History,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia Kmail: [email protected]
УДК 351.011
ББК 74.200.507:74.200.53
А.А. Саламатов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОй НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА В РЕЗУЛЬТАТЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
В статье рассматриваются сущностьиосновыформирования эколого-экономической направленности личности, являющейся результатом интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. Эколого-экономическая направленность личности представляет собой мотивационно-деятельностный компонент эколого-экономического образования, рассматриваемый через содержание эколого-экономических потребностей и интересов.
Ключевые слова: интеграция, эколого-экономическая направленность личности, эколого-экономические потребности, эколого-экономические интересы.
A.A. Salamatov
DEVELOPING ECOLOGICAL AND ECONOMIC ORIENTATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN'S PERSONALITY THROUGH
CQ
! INTEGRATION OF NATURAL SCIENCE AND HUMANITIES
Si The article considers the concept and basis for the formation of ecological and economic
^ orientation of the individual being a result of the integration of natural and humanitarian knowledge. < Ecological and economic orientation of the individual is a motivational and activity component