Научная статья на тему 'Социальный аспект деятельности христианских конфессий в Беларуси (последняя треть xix - начало XX века) на примере борьбы с алкоголизмом'

Социальный аспект деятельности христианских конфессий в Беларуси (последняя треть xix - начало XX века) на примере борьбы с алкоголизмом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛАРУСЬ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИУМ / АЛКОГОЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашков Никодим Олегович

Предметом исследования данной статьи является изучение социальных процессов в Российской империи в последней трети XIX начале XX века на примере борьбы с пьянством церковных организаций Беларуси. Автор констатирует, что Православная, равно как и Римско-католическая церковь, никогда не оставались равнодушными к социальным проблемам населения. Процессы модернизации, урбанизации в последней трети XIX века привели к резкому росту негативных социальных явлений, переход к городской цивилизации, разрушение традиционных устоев общества актуализировали необходимость разработки комплекса мер по борьбе с алкоголизмом. Автор проводит краткий экскурс в историю формирования трезвого образа жизни духовенством Беларуси, которое использовало различные способы и средства, практическое значение которых актуально и сегодня. Данное исследование базируется на ряде научных методов, среди которых исторический, системный, сравнительный методы научного анализа. Новизна данного исследования заключается в том, что рассматриваемая проблема показывает малоэффективность одних только административных мер в борьбе с пьянством. Российские и белорусские власти еще в конце XIX начале XX в. пришли к выводу о том, что наиболее целесообразно бороться с пьянством путем нравственного воздействия на население, в том числе прибегая к помощи Православной и Римско-католической церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social aspect of the Christian faiths’ activities in Belarus (the last third of the XIX - the beginning of the XX century) on the example of the fight against alcoholism

The subject of the article study is the study of social processes in the Russian Empire in the last third of the XIX beginning of the XX century on the example of the struggle against drunkenness of the church organizations of Belarus. The author states that the Orthodox, as well as the Roman Catholic Church, never remained indifferent to the social problems of the population. The processes of modernization, urbanization in the last third of the XIX century led to a sharp increase in negative social phenomena, the transition to urban civilization, the destruction of the traditional foundations of society, actualized the need to develop a set of measures to combat alcoholism. The author conducts a brief excursion into the history of the formation of a sober lifestyle by the clergy of Belarus, which used various methods and means, the practical importance of which is still relevant today. This research is based on a number of scientific methods, including historical, systemic, comparative methods of scientific analysis. The novelty of this study is that the problem in question shows the inefficiency of administrative measures alone in the fight against drunkenness. The Russian and Belarusian authorities back in the late XIX early XX century came to the conclusion that it is most expedient to combat drunkenness through moral influence on the population, including by resorting to the help of the Orthodox and Roman Catholic churches.

Текст научной работы на тему «Социальный аспект деятельности христианских конфессий в Беларуси (последняя треть xix - начало XX века) на примере борьбы с алкоголизмом»

Пашков Н. О.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ В БЕЛАРУСИ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX- НАЧАЛО XX ВЕКА) НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ

15. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

15.1. СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ В БЕЛАРУСИ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА) НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ

Пашков Никодим Олегович, соискатель кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета Место работы: Белорусский государственный университет

[email protected]

Аннотация: предметом исследования данной статьи является изучение социальных процессов в Российской империи в последней трети XIX - начале XX века на примере борьбы с пьянством церковных организаций Беларуси. Автор констатирует, что Православная, равно как и Римско-католическая церковь, никогда не оставались равнодушными к социальным проблемам населения. Процессы модернизации, урбанизации в последней трети XIX века привели к резкому росту негативных социальных явлений, переход к городской цивилизации, разрушение традиционных устоев общества актуализировали необходимость разработки комплекса мер по борьбе с алкоголизмом. Автор проводит краткий экскурс в историю формирования трезвого образа жизни духовенством Беларуси, которое использовало различные способы и средства, практическое значение которых актуально и сегодня.

Данное исследование базируется на ряде научных методов, среди которых - исторический, системный, сравнительный методы научного анализа.

Новизна данного исследования заключается в том, что рассматриваемая проблема показывает малоэффектив-ность одних только административных мер в борьбе с пьянством. Российские и белорусские власти еще в конце XIX - начале XX в. пришли к выводу о том, что наиболее целесообразно бороться с пьянством путем нравственного воздействия на население, в том числе прибегая к помощи Православной и Римско-католической церкви.

Ключевые слова: Беларусь, христианство, православие, Римско-католическая церковь, социум, алкоголизм.

THE SOCIAL ASPECT OF THE CHRISTIAN FAITHS' ACTIVITIES IN BELARUS (THE LAST THIRD OF THE XIX -THE BEGINNING OF THE XX CENTURY) ON THE EXAMPLE OF THE FIGHT AGAINST ALCOHOLISM

Pashkov Nikodim O., degree-seeking student the Ancient and Medieval History Department of Faculty of History Place of employment: Belarusian State University

[email protected]

Abstract: the subject of the article study is the study of social processes in the Russian Empire in the last third of the XIX - beginning of the XX century on the example of the struggle against drunkenness of the church organizations of Belarus. The author states that the Orthodox, as well as the Roman Catholic Church, never remained indifferent to the social problems of the population. The processes of modernization, urbanization in the last third of the XIX century led to a sharp increase in negative social phenomena, the transition to urban civilization, the destruction of the traditional foundations of society, actualized the need to develop a set of measures to combat alcoholism. The author conducts a brief excursion into the history of the formation of a sober lifestyle by the clergy of Belarus, which used various methods and means, the practical importance of which is still relevant today.

This research is based on a number of scientific methods, including historical, systemic, comparative methods of scientific analysis.

The novelty of this study is that the problem in question shows the inefficiency of administrative measures alone in the fight against drunkenness. The Russian and Belarusian authorities back in the late XIX - early XX century came to the conclusion that it is most expedient to combat drunkenness through moral influence on the population, including by resorting to the help of the Orthodox and Roman Catholic churches.

Keywords: Belarus, Christianity, Orthodoxy, Roman Catholic Church, society, alcoholism.

Христианские церкви на протяжении своего существования придавали большое значение борьбе с пьянством. Не являлся исключением и период со второй половины XIX в. до начала XX в., когда Русская Православная и Римско-католическая церковь провели ряд мероприятий, направленных на искоренение пьянства в народе [4, с. 40].

Основным средством воздействия священников на народ являлась церковная проповедь. Духовенство разъясняло народу большой вред пьянства в религиозно-нравственном, гигиеническом, общественном и экономическом отношениях. Священники старались приводить доказательства греховности и вреда пьянства, как из Священного писания, так и из произведе-

ний святых отцов, а в начале XX в. - и выдержки из исследований ученых. Особенно активно священники читали свои проповеди перед престольными праздниками, свадьбами, проводами новобранцев в армию, в праздничные и воскресные дни. Они особо обращали внимание народа на то, что пьянство оскорбляет святость праздников и таинство брака.

Для отвлечения народа от питейных заведений и праздности с конца XIX в. в осенние и зимние вечера в воскресные и праздничные дни духовные лица служили вечерни с чтением акафистов Спасителю, Божьей Матери, святым. Такие службы сопровождались общенародным пением. Во многих храмах и школах организовывали беседы религиозно-нравственного содержания, проводили народные чтения, в том числе и о вреде пьянства, создавались библиотеки. В отдельных приходах временами бесплатно раздавали литературу не только духовного содержания, но и наглядно иллюстрирующую на жизненных примерах гибельные последствия пьянства.

Одним из действенных средств борьбы с пьянством считалась церковная школа, через которую народ знакомился с основами православного вероучения, христианской нравственностью и молитвами. Следует отметить, что духовенство особенно старалось повлиять именно на молодое поколение. Духовенство не только стремилось воспитать молодежь в христианском духе, но и в школах на уроках и после уроков объясняло детям вред употребления спиртных напитков. Для большей убедительности и наглядности католические священники в г. Гродно использовали картины, изображающие пораженные алкоголем внутренние органы человека.

Активно участвовало духовенство и в торжествах, посвященных праздникам трезвости и организуемых в 1913-1914 гг. В эти дни устраивались крестные ходы, молебны, произносились проповеди, организовывалась продажа брошюр и листков, осуществлялся сбор пожертвований в пользу местных трезвенных организаций. Представители духовенства белорусско-литовских епархий принимали активное участие и в работе II Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с пьянством, состоявшегося 6-12 августа 1912 г. в Москве. С целью ознакомления духовенства с решениями данного съезда некоторые местные «Епархиальные ведомости» опубликовали на своих страницах его резолюции.

В Виленской, Ковенской и Гродненской, Могилевской губерниях римско-католические братства трезвости стали возникать еще в конце 40-х г. XIX в. Эти общества стали основываться при костелах по примеру образованного в Пруссии ксендзом Фицеком в 1844 г. Из Пруссии движение это перекинулось в белорусские губернии. Принимали в братства трезвости с большой торжественностью. На память каждый член братства получал маленький медальон, на одной стороне которого был изображен крест с надписью «на память ведения трезвости», а на другой - образ Матери Божьей [2, с. 126]. Некоторые римско-католические священнослужители, стараясь воздержать народ от излишнего употребления алкоголя, не ограничивались поучениями в храмах, а прибегали к другим мерам, не разрешенным ни законом, ни обязанностями их духовного сана: брали обещания никогда не употреблять алкоголь даже при венчании.

Вход в питейное заведение католику воспрещался духовенством, и нередко нарушавший этот запрет подвергался такому же наказанию, как и употреблявший вино: публичному порицанию или даже отлучению от римско-католической церкви. Быстрое распространение братств трезвости накануне восстания 1863 года обра-

тило на себя внимание местных властей: им не нравилось большое количество членов братств, которые, собираясь вместе, пели молитвы и разговаривали на польском языке. Видя в этом прямую угрозу, власти решили пресечь деятельность этих организаций. Снова активизировать свою работу таким братствам удалось только через полвека, в 1911 году. При этом создание и деятельность католических обществ трезвости ускорило открытие аналогичных православных трезвенных организаций.

В приходах по инициативе или при активной поддержке церковнослужителей открывались общества трезвости, первые из которых возникли на территории Беларуси в конце 50-х гг. XIX века. На создание духовенством православных обществ трезвости также повлиял циркулярный указ Святейшего Синода 1859 г., которым духовное ведомство благословило священнослужителей примером личной трезвой жизни и проповедями содействовать стремлению лиц «городских и сельских сословий» воздерживаться от употребления алкоголя. Однако противодействие откупщиков, помещиков и местных гражданских властей не позволили деятельности данных организаций стать эффективной. Аналогичный процесс происходил и во внутренних губерниях Российской империи [1, с. 10].

Христианские общества трезвости стали вновь создаваться в Беларуси, как и во всей Российской империи, в 90-х гг. XIX в. Правительство к этому времени осознало, что одними административными мерами нельзя искоренить пьянство среди народа. Для пробуждения и поддержания решимости у самого населения воздерживаться от употребления спиртного оно призвало православное духовенство принять участие в борьбе с пьянством. Согласно закону от 14 мая 1885 г. различные епархиальные учреждения имели право сообщать о допускаемых виноторговцами нарушениях тем учреждениям и лицам, на которые был возложен контроль над торговлей спиртными напитками. В том же году Святейший Синод предписал епископам не допускать «раздробительной» продажи спиртных напитков на церковных и монастырских землях.

Открытию обществ трезвости способствовало определение Святейшего Синода от 5 июня - 11 июля 1889 г. Духовное ведомство сделало запрос о существующих обществах трезвости, их влиянии на население, а также о привлечении к борьбе с пьянством согласно закону от 14 мая 1885 г. епархиальных учреждений: приходских попечительств, братств и церковных советов. Епископам было предложено сообщить духовному ведомству сведения о тех мерах искоренения пьянства, которые могли бы использовать вышеуказанные епархиальные учреждения [5, с. 1-2].

Издание данного определения Святейшего Синода содействовало открытию обществ трезвости в Беларуси. Так, в Могилевской епархии в 1889 г. были открыты две организации трезвенников: в приходе Вылевской церкви Гомельского уезда и при Березковской церкви Климовичского уезда. При открытии в первое общество записались 67, а во второе - 70 человек. Подобные общества стали открываться и в других белорусско-литовских епархиях. Например, 7 января 1890 г. было открыто общество трезвости в селе Брашевичи Кобринского уезда Гродненской губернии. В этот день 30 человек дали обет не употреблять спиртных напитков в течение года. В целом усилия священников по созданию обществ трезвости в это время не встретили сочувствия у подавляющего большинства населения.

Пашков Н. О.

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ В БЕЛАРУСИ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX- НАЧАЛО XX ВЕКА) НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ

Крестьяне, как католические, так и православные, не считали употребление вина в праздничные и воскресные дни пороком. По свидетельству одного благочинного Могилевской епархии, среди его прихожан было распространено мнение, что «не тот пьяница, кто пьет, а тот, кто дни трет» (то есть прогуливает рабочие дни), поэтому вскоре общества трезвости перестали существовать [8, с. 29]. Следует признать, что отношение крестьян к спиртному существенно не изменилось и четверть века спустя.

С 1895 г. для защиты граждан от алкоголя органы власти закрепили продажу спиртных напитков за государством. Изначально ее действие распространялось лишь на Пермскую, Уфимскую, Самарскую и Оренбургскую губернии. После получения удовлетворительных результатов такая практика была распространена на прочие губернии Российской империи. В это же время правительство по всей империи создавало попечительства о народной трезвости, в состав которых были включены представители епархиальной власти и местного духовенства. В пяти белорусских губерниях попечительства о народной трезвости были разрешены с января 1897 г. Распоряжением от 10 ноября 1895 г. № 3592 Святейший Синод разъяснил степень участия духовенства в создаваемых попечительствах. Духовенству было предписано проводить народные чтения и собеседования, издавать и распространять издания, демонстрирующие вред злоупотребления алкоголем, открывать чайные, народные читальни и другие культурно-просветительные учреждения. Священники -члены попечительств также должны были запланировать открытие и содержание лечебных приютов для алкоголиков, оказывать помощь учреждениям и частным обществам, деятельность которых была направлена на достижение тех же целей, которые ставило перед собой попечительство [3].

Накануне революции 1905 года борьба духовенства с употреблением алкоголя стала более успешной. В белорусских губерниях в очередной раз были созданы общества трезвости. Правящие архиереи белорусско-литовских епархий заботились об открытии новых организаций трезвенников. Особенно много усилий к учреждению обществ трезвости приложили православные епископы в Могилевской епархии и римско-католические епископы в Виленской губернии.

Так, в № 18 «Могилевских епархиальных ведомостей» за 1913 г. было опубликовано предложение епископа Могилевского и Мстиславского Константина об открытии во всех приходах обществ трезвости. Причем правящий архиерей Могилевской епархии обратил внимание на то, что деятельность обществ трезвости должна была носить не канцелярский и формальный, а практически полезный характер. Обществам трезвости рекомендовалось устраивать праздники трезвости, паломничества, крестные ходы с привлечением жителей соседних сел, бесплатно раздавать и продавать соответствующую литературу. Для проведения вечерних чтений рекомендовалось выписывать в каждый приход на церковные или школьные деньги один из следующих журналов: «К свету», «Вестник трезвости», «Трезвая жизнь». Римско-католический бискуп Э. фон Ропп в Вильно, Белостоке и Гродно проводил антиалкогольную агитацию на предприятиях [7].

Для руководства деятельностью приходских обществ трезвости епископ Могилевский и Мстиславский Кон-

стантин 5 ноября 1913 г. утвердил «Нормальный устав приходского общества трезвости в Могилевской епархии». По этому уставу трезвенники не только давали обещание перед местночтимой иконой не употреблять никаких крепких напитков в течение определенного времени, но и не должны были угощать своих гостей водкой на крестинах, свадьбах, похоронах, поминовении усопших, а также на торжествах по случаю храмовых и приходских праздников. Бедным и нуждающимся членам трезвенного общества трезвенники должны были оказывать посильную помощь личным трудом, деньгами или вещами. В обязанности трезвенникам вменялось выявление в приходе тайной продажи водки и лиц, ее производящих, для своевременного принятия соответствующих мер.

В 1910 г. подобных обществ трезвости насчитывалось в Гродненской епархии восемь (из них два были открыты в 1907 г., по одному - в 1908 и 1910 гг., четыре - в 1909 г.), в Литовской - семь (три были открыты до 1906 г., по одному - в 1907 и 1908 гг., два - в 1909 г.). Данные общества не отличались многочисленностью членов. Так, в Гродненской епархии в 1910 г. в трезвенных организациях насчитывалось 646 человек, в Литовской - 377, в Минской - 60, в Полоцкой - 204 человек [1, с. 10].

В отличие от предшествующих периодов достижения обществ трезвости стали более заметны, наглядным примером этому служило могилевское центральное общество трезвости, созданное 8 июля 1912 г. Чтобы отвлечь простой народ от пьянства, оно организовывало по инициативе епископа Могилевского и Мстиславского Константина религиозно-нравственные чтения. Так, в начале 1914 г. подобные чтения проводились почти каждое воскресенье в трех местах Могилева. На этих вечерах исполнялись песни, трезвенные гимны, читались соответствующие стихотворения, заслушивались интересные сообщения не только о вреде пьянства, но и о деятельности Могилевского общества трезвости. В организации вечеров трезвости принимали участие учащиеся средних учебных заведений и школьники. 13 июня 1914 г. могилевское общество трезвости организовало торжественный крестный ход трезвенников и богомольцев из Могилева в село Полыковичи по случаю отмечаемого там храмового праздника. Деятельность немногочисленных обществ трезвости имела большое значение, так как в них бывшие алкоголики, вырванные из круга пьяных людей, встречали сочувствие и братскую помощь [9].

Активизировало борьбу с пьянством и само приходское духовенство. Священники специально даже выезжали в деревни для проведения дополнительных вечерних богослужений, организации бесед и чтений о вреде пьянства. На усиление борьбы духовенства с пьянством существенное влияние оказал указ Святейшего Синода от 12 июня 1909 г. № 13. Духовное ведомство обратилось ко всем епископам Российской империи с просьбой обязать подчиненное им духовенство воздействовать на прихожан «...живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, при решении дел общественных и частных» [6]. Призывая духовенство к борьбе с алкоголизмом среди населения, духовное ведомство опубликовало рекомендации для руководства, где были указаны приемы, которые необходимо использовать в борьбе с пьянством.

Таким образом, признавая малоэффективность только одних административных мер в борьбе с пьянством, правительство в конце XIX - начале XX в. пришло к выводу о том, что целесообразно бороться с пьянством путем нравственного воздействия на население, прибегая к помощи Православной и Римско-католической церкви.

В утверждении трезвого образа жизни духовенство Беларуси использовало различные способы и средства. Оно активно участвовало в торжествах, посвященных праздникам трезвости, учреждало общества трезвости, организовывало религиозно-нравственные чтения и беседы, паломничества, устраивало крестные ходы, молебны, продавало и бесплатно раздавало брошюры и листки религиозно-нравственного содержания, активно занималось проповедничеством. Духовенство старалось не только ограничить распространение пьянства, но и отвлечь народ от питейных заведений путем укрепления в нем православной веры и организации различных христианских мероприятий в праздничные и воскресные дни. В качестве итога этой деятельности отметим, что христианские священники достигли наибольших успехов в утверждении трезвого образа жизни на территории Беларуси в конце первого - в начале второго десятилетия XX в.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,6%.

Список литературы:

1. Восович С. М. Роль православного духовенства в утверждении трезвого образа жизни в Беларуси во второй половине XIX века / С.М. Восович // Вестник Академии МВД. - 2008. - № 1. - С. 8-15.

2. Ганчар А. И. Римско-католический костел в Беларуси (1864-1905 гг.): монография / А. И. Ганчар. - Гродно: ГГАУ, 2008. - 276 с.

3. Дело о предоставлении Синоду сведений о деятельности церковных братств по епархии 1891-1892 гг. // Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). -Фонд. 136. - Оп.1. - Д. 36351.

4. Каханоусга А. Г. Сацыяльная трансфармацыя бела-рускага грамадства (1861-1914 гг.) / А. Г. Каханоусю. -МЫск : БДУ, 2013. - 335 с.

5. О мерах к искоренению пьянства в народе Могилев-ской епархии // Прибавления к церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. - 1890. - № 3. - С. 1-2.

6. От Святейшего Правительствующего Синода о борьбе с пьянством в народе // Литовские епархиальные ведомости. - 1909. - № 14-15. - Часть официальная. - С. 75-77.

7. Павшок А. В. Благотворительные католические общества на территории Беларуси и их деятельность в начале ХХ века / А.В. Павшок // Вестник Брестского государственного университета: Серия 2. История. Экономика. Право. - 2010. - № 2. - С. 63-71.

8. ротько Т. С. В борьбе за трезвость: страницы истории / Т. С. Протько. - Минск: Наука и техника, 1988. - 154 с.

9. Шимукович С. Ф. Благотворительность в Беларуси в конце XIX - начале XX века. / С. Ф. Шимукович. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 224 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Пашкова Н. О. «Социальный аспект деятельности христианских конфессий в Беларуси (последняя треть XIX - начало XX века) на примере борьбы с алкоголизмом» В представленной на рецензирование статье автором осуществлен достаточно подробный анализ актуального для нашего времени опыта борьбы с пьянством и алкоголизмом силами общественных, в данном случае, - религиозных объединений.

Автором на основе местного материала освещается ряд аспектов, связанных с противодействием пьянству и алкоголизму в западных (Виленской, Ковенской, Гродненской, Мо-гилевской) губерниях Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. силами епархиальных структур Российской православной и Римско-католической церкви. При этом указываются формы и методы религиозно-нравственного воздействия римско-католического и православного духовенства на прихожан, мероприятия, организуемые непосредственно под эгидой приходского духовенства в целях противодействия алкоголизации населения. В частности, в статье говорится об организации обществ трезвости на местах, деятельность которых весьма неоднозначно воспринималась властями. Автор приводит конкретные статистические сведения о деятельности данных обществ, указывая, что количество их членов было достаточно невелико. В качестве вывода автором высказывается мнение о том, что правительственная власть в конце XIX - начале XX в., признавая мало-эффективность только одних административных мер в борьбе с пьянством, пришла к выводу о том, что целесообразно бороться с пьянством путем нравственного воздействия на население, прибегая к помощи Православной и Римско-католической церкви. Здесь необходимо указать, что борьба с пьянством и прочими «непотребствами» на тот момент являлась установленной государством прямой функциональной обязанностью и Российской православной церкви и Римско-католической церкви в России, как и всякой иной признаваемой в империи «инославной» или «иноверной» конфессии.

При подготовке статьи автором использованы как местные архивные материалы и дореволюционные источники (епархиальные издания), так и ряд современных научных работ по исследуемому вопросу.

Статья Пашкова Н. О. «Социальный аспект деятельности христианских конфессий в Беларуси (последняя треть XIX - начало XX века) на примере борьбы с алкоголизмом» соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и рекомендуется к опубликованию в издании, реферируемом ВАК РФ.

Профессор кафедры

государственных и гражданско-правовых дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук

С. А. Лукьянов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.