Научная статья на тему 'Трезвенное движение в России: церковно-исторический аспект'

Трезвенное движение в России: церковно-исторический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
555
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЗВОСТЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Михаил Борисович

В статье рассматривается участие Русской Православной Церкви в трезвенном движении в России в XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трезвенное движение в России: церковно-исторический аспект»

ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ: ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИй АСПЕКТ

Иерей Виноградов Михаил Борисович, магистрант Санкт-Петербургской Духовной Академии, Омская епархия Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье рассматривается участие Русской Православной Церкви в трезвенном движении в России в Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова: трезвость, Русская Православная Церковь, Россия

THE SOBER MOVEMENT IN RUSSIA: THE CHURCH -HISTORICAL ASPECT

Vinogradov Mikchail Borisovich, priest, student 2 year magistracy cource of St. Petersburg Theological Academy, Omsk eparchy

Abstract. The article examines the participation of the Russian Orthodox Church in the sober movement in

Russia in the 19th-20th centuries.

Key words: sobriety, Russian Orthodox Church, Russia

порьба с пьянством православного народа является одним из направлений пастырского попечения.

В конце XIX - начале XX в. возникают церковноприходские общества трезвости. Первые церковные общества трезвости появились в 1858 г. И если прежде, в 1850-х гг., правительство недоброжелательно относилось к участию в трезвенническом движении духовенства, несмотря на указ Святейшего Синода, обязавший священнослужителей «живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина» [1], то в 1880-е гг. ситуация изменилась. Определение Святейшего Синода, подготовленное в 1889 г. обер-прокурором Константином Петровичем Победоносцевым, уже прямо призвало духовенство учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения, чтобы словом и проповедью утверждать в народе трезвый образ жизни.

10 августа 1889 г. вышел циркулярный указ Синода, в котором, в частности, управляющим епархиями архиереям предлагалось произвести донос Святейшему Синоду о том, какие существуют общества трезвости, сколько человек включают, в каких местностях расположены, в чем проявилось влияние их на религиозно-нравственное состояние входящих членов и на окрестное население» [2]. После выхода этого указа количество приходских обществ трезвости в России стало быстро увеличиваться. Общества имели право на открытие только после утверждения церковных властей.

№ 2, 2018 (5)

Важное значение имело определение Синода 4-6 июня 1909 г., согласно которому был опубликован «призыв к участию духовенства в борьбе с народным пьянством» [3]. В нем признается необходимым «учреждение в приходах городов, сел и деревень обществ трезвости; образцом для сих обществ могло бы служить Алексан-дро-Невское общество трезвости в городе Санкт-Петербурге, с его уставом и изданиями для народа» [4]. Далее перечислены другие меры борьбы с пьянством: «неустанная живая проповедь о вреде пьянства», вечерние богослужения, особенно в праздничные дни, с общим пением всего народа, устройство в школах чтений со световыми картинами и «личный пример трезвости священнослужителей прихода» [5]. В помощь приходским священникам в Петербургской консистории был разработан нормальный Устав приходского братства трезвости, утвержденный митрополитом Антонием в марте 1910 г. При желании его можно было взять за образец и с соответствующими изменениями использовать для любого братства трезвости [6].

Определением епархиального начальства от 8-12 октября 1910 г. настоятелям приходов Санкт-Петербургской епархии, желающим учредить в своем приходе общество трезвости, разрешено открывать их на основании нормального Устава, не испрашивая на это особого разрешения.

Самыми крупными обществами трезвости этого типа были столичные Алексан-дро-Невское общество и Иоанно-Предтеченское братство [7]. Александро-Невское общество трезвости было открыто 30 августа 1898 г. при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала [8]. В день открытия членами общества стал 151 человек. Первоначально общество возглавил второй священник Воскресенской церкви, иерей Александр Васильевич Рождественский (1872-1905). Рабочий люд после работы тянулся в кабаки и пивнушки, в которых загублено столько человеческих жизней. Вот с этим-то роковым злом народной жизни 23-летний отец Александр и вступил в борьбу. Насколько плодотворна была его деятельность, можно судить по тому, что основанное им Александро-Невское общество трезвости - самое многочисленное в России - к 1905 г. имело в своих рядах свыше 70 тысяч человек. Для совершения такого действия требовалось огромное количество сил и таланта. Необходимо было не только уговорить человека пьющего произнести обет трезвости, но и ввести трезвенников в молитвенно-церковную жизнь, дать им почувствовать радость благодатной религиозной жизни, чтобы они поняли и почувствовали ее и опротивела бы им жизнь, которую они искали в вине. Частая исповедь и причастие были в руках отца Александра главными средствами. После вечерней службы ежедневно бывали чтения с картинками волшебного фонаря в большой зале церковного дома.

Отец Александр владел тайной потрясать порою до глубины души своих слушателей. Желая доставить им здоровую духовную пищу, он основал журнал «Отдых христианина» с приложением книжек «Трезвая жизнь», «Воскресный благовест». Запись в члены Общества трезвости происходила сначала по воскресеньям, а затем ежедневно после литургии и всенощного бдения и предварялась проповедью священника о трезвости. Перед иконой святого благоверного князя Александра Невского вступающие давали обещание не пить спиртного назначенный срок: три месяца, полгода, в исключительных случаях - год.

Примерный вариант произносимого обета, рекомендованного для всех приходских обществ трезвости, выглядит так: «Я, раб Божий (имя), Господу Богу, Создателю и Спасителю моему, пред Св. Евангелием и Животворящим Крестом (или пред другой

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

Иерей Михаил Борисович Виноградов «Трезвенное движение в России: церковно-исторический аспект»

иконой) даю твердое обещание на взятый мною срок не пить ни вина, ни пива, никаких опьяняющих напитков. Помоги мне, Господи, молитвами (его же храм или икона) трезвиться для спасения души моей и доброго примера другим» [9]. Вступавшим в общество торжественно вручался «Священный лист трезвости».

Главным правилом Устава было: не пить и никого не угощать спиртными напитками, а также пропагандировать трезвый образ жизни в своем окружении [10]. При этом специально оговаривалось, что православный «будет трезвиться как христианин, а не просто благоразумный человек» [11].

Чаще всего трезвенники, дающие обет не пить, выбирали срок от трех месяцев до года, причем, брать обет на срок от года обычно разрешали только уже проверенным трезвенникам. После выполнения обета не пить предлагали перейти к обещаниям не курить, не сквернословить, не играть в азартные игры, не угощать у себя дома спиртными напитками [12]. В случае нарушения любого из обетов были предложены меры пастырского воздействия: наставление ежедневно до исповеди и Святого Причащения по вечерам молиться Богу о прощении этого согрешения. Неисправление влекло за собой исключение [13].

В Александро-Невском обществе членские взносы составляли по 10 коп. за каждый месяц обета трезвости [14]. Особый институт, закрепленный в Уставе, представляли «выборные» - помощники руководителя общества или братства. Они контролировали выполнение обещания не пить другими членами, участвовали в ведении дел общества, для чего проводились ежемесячные собрания [15].

В 1907 г. в Александро-Невском обществе трезвости было до 400 выборных. Особенно активны и успешны в качестве выборных были женщины [16]. Они были «агентами в деле распространения идей трезвости путем визитации квартир всех членов общества, для чего Петербург разделен на районы, по числу выборных» [17].

Деятельность Александро-Невского общества трезвости имела различные направления. Это реализация досуга членов общества, издательская работа, оказание медицинской помощи и помощи в трудоустройстве, юридические консультации, материальная и бытовая помощь.

Существовало несколько источников финансирования общества. Немалую роль играли пожертвования, кружечный сбор, выручка от издания книг, пожертвования, собираемые по открытым листам, доходы от устраиваемых собраний, увеселений, чтений. Все увеселительные мероприятия должны были проходить под контролем полиции. Как сказано в уставе: «Маскарады, драматические представления и исполнение на сцене рассказов, стихотворений, куплетов допускаются не иначе как с разрешения местного полицейского начальства» [18].

По причине того, что члены общества были рассеяны по всему Петербургу и даже некоторым пригородам, были созданы районные отделения, которые назывались Отделениями Александро-Невского общества трезвости. Всего было создано восемь отделений: Васильевское, Литейное, Путиловское, Ораниенбаумское, Царскосельское. Петербургское, Кронштадтское, Сестрорецкое. Наряду с ними существовали отделения общества вне пределов Санкт-Петербургской губернии - Днепровское, Волговицкое, Чухломское, Покровско-Ушаковское, Пи-тиримовское.

Отделения возглавлялись священником, имели собственные церкви или молитвенные дома, а также миссионерские курсы, библиотеки, попечительства о бед-

№ 2, 2018 (5)

ных и т. д. Таким образом, они представляли собой полноценные районные общества трезвости.

В 1914 г. осуществились заветные чаяния трезвенных деятелей. Петроградское Александро-Невское общество трезвости при Воскресенской церкви Общества распространения религиозно-нравственного просвещения было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости. Устав нового Братства трезвости, разработанный с достаточной полнотой и предусматривавший все возможные меры и средства действенной трезвенной работы. 19 сентября был утвержден Святейшим Синодом и удостоился следующей Высочайшей резолюции Его Императорского Величества Государя Императора, благоизволившего 16 октября 1914 г. на докладе синодального обер-прокурора собственноручно начертать: «Да поможет Господь Александро-Невскому Братству в святом деле борьбы с пьянством» [19]. До этого же в 1912 г. государь подарил обществу свою бывшую яхту «Марево», на которой был устроен храм и оборудован противоалкогольный музей.

Приходские общества трезвости открывались и в других городах. Например, в Москве в 1892 г. было открыто Нахабинское общество трезвости, в 1904 г. преобразованное в Сергиево-Нахабинско-Баньковское. В 1900 г. открыто Николо-Всехсвятское, объединившее в себе свыше 15000 трезвенников [20], в 1904 г. - Богородице-Рожде-ственское общество. Но самым крупным в Москве было Московское Епархиальное общество борьбы с народным пьянством, открытое по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира Богоявленского в 1909 г.

Обществом были намечены для выполнения следующие задачи:

1. Сформировать теоретическую базу для религиозно-просветительской борьбы с распространением в народе пьянства. Для этого решено как можно чаще обмениваться на собраниях размышлениями на эту тему;

2. Поддерживать друг друга в организации церковно-приходских братств трезвости, оказывая различную помощь, заботясь о как можно более широком распространении братств трезвости;

3. Непременно изучать антиалкогольную литературу как отечественную, так и зарубежную. Для этого решено было создать специальную библиотеку для членов общества;

4. Для проведения чтений и бесед при библиотеке сформировать каталог световых картин;

5. Идеи трезвости распространять среди членов общества, для чего организовать лекционную работу;

6. Прилагать всяческие усилия для распространения трезвенного движения в среде учителей и учеников церковно-приходских школ. Для этого необходимо организовать товарищества трезвости среди преподавателей. Учащимся желательно раздавать специальную литературу о трезвости и о вреде пьянства, организовывать для них лекции соответствующего содержания. Раздавать при Обществе доступные по цене и содержанию журналы, газеты или другие печатные издания [21].

В помещениях епархиального дома Московской епархии часто проходили трезвеннические чтения со световыми картинами. Вскоре Святейшим Синодом было дано разрешение этому обществу трезвости издавать свой ежемесячный журнал «В борьбе за трезвость» [22].

В регионах трезвенническое движение началось несколько позже столиц. Так,

церковно-государственные и церковно-общественные отношения

Иерей Михаил Борисович Виноградов «Трезвенное движение в России: церковно-исторический аспект»

в Новгородской губернии деятельность священников по организации приходских обществ трезвости активизировалась только к 1904 г., когда священником Иоанном Фаддеевым было открыто общество при Тырпицко-Заводской церкви Белозерского уезда [23]. Но одним из наиболее успешных в Новгородской губернии было общество трезвости при Иоанно-Предтеченской церкви.

Данное общество было основано священником Александром Ваучским в 1904 г. В отчете о его деятельности за пятилетний срок указывалось, что «открылось оно при самом ограниченном числе членов и за первый год имело лишь 189 человек. В следующем году число трезвенников значительно увеличилось - до 687 человек. За третий год было уже 964, за четвертый 2014, а, наконец, за 5-й год- 2047 человек. За 5 месяцев 1909 года уже записалось 861 человек» [24]. Здесь были случаи, когда в общество записывались не по доброй воле, а по настоянию работодателей, которые без свидетельства о приеме в общество не принимали на работу [25].

Особенностью этого общества также было отсутствие обязательных денежных взносов членами общества - оно финансировалось на добровольные пожертвования [26]. К сожалению, как отмечается в «Новгородских епархиальных ведомостях», большинство новгородских обществ трезвости не проводили активной работы, ограничиваясь проповедями священников и раздачей небольших печатных листовок о вреде пьянства.

В Екатеринбургской епархии активность приходских обществ приходится на еще более поздние сроки - с 1910 г., когда Екатеринбургскую кафедру возглавил епископ Митрофан Афонский. Тогда общества трезвости открывались во многих селах. Лучшим в 1910 г. было признано Арамильское общество, объединившее более 2000 трезвенников. Одним из самых крупных было общество при Верх-Исетском заводе, в котором к 1913 г. числилось 4274 члена [27].

В Сибири, в Томской епархии, общества трезвости начали создаваться с 1890 г. после распоряжений Томской духовной консистории, но распространялись они медленно. Так, до 1909 г. во всей епархии было всего 17 обществ, к 1912 г. - 53, но общее число членов всех обществ едва превышало 3000 человек; к концу 1914 г. обществ было 127 [28].

Библиографический список:

1. Дроздов Э. С., Зенченко Е. И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. М.: Сов. Россия, 1988. С. 114

2. Кудряшова И. Как создавались общества трезвости. . URL: http: //prosvetcentr. ru/ Ask_to/article/articl.php?id_site=2&id_article=63&id_ page=33 (дата обращения 25.03.2018)

3. Церковные ведомости. 1909. № 24. С. 242-245.

4. Церковные ведомости. 1909. № 24. С. 242-245.

5. Церковные ведомости. 1909. № 24. С. 242-245.

6. Зарембо Н. Г. Общества и братства трезвости при церквах в начале XX века (на примере Санкт-Петербурга) // Приход. 2010. № 4. С. 24.

7. Розанов Н. П. Деятельность духовенства в борьбе с народным пьянством: ист. очерк. М., 1912. 70 с.

€/ft 200 Л\3\JÜf^jTß\3\tJ\3\JÜ\3\JUчЭ ?иЧгО -gJU'üVrü ^ХжйЧг О С

№ 2, 2018 (5)

8. Духовно ориентированная психотерапия. С. 187.

9. Известия по Санкт-Петербургской епархии. 1910. № 6-7. С. 13.

10. Что такое общество трезвости // Прил. к журналу «Воскресное чтение». Киев: Тип. М. Д. Ивановой, 1899. С. 10

11. Известия по Санкт-Петербургской епархии. 1910. № 6-7. С.12.

12. Известия по Санкт-Петербургской епархии. 1910. № 6-7. С. 8.

13. Известия по Санкт-Петербургской епархии. 1910. № 6-7. С. 15.

14. К истории Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. Пг., 1916. С. 2

15. Известия по Санкт-Петербургской епархии. 1910. № 6-7. С. 9, 16.

16. Зарембо Н.Г. Общества и братства трезвости. (на примере Санкт-Петербурга) // Приход. 2010. № 4.- С. 24.

17. Зарембо Н.Г. Общества и братства трезвости. (на примере Санкт-Петербурга) // Приход. 2010. № 4.- С. 24.

18. Устав С.-Петербургского общества трезвости. СПб., 1896. С. 8-9.

19. К истории Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. С. 16.

20. Назукина А.А. Винная торговля и деятельность обществ трезвости... С. 189-190.

21. Коровин А. М. Цели и задачи обществ трезвости. М.: Первое Московское общество трезвости, 1903. С. 1-27.

22. Гусев Г. В. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании. М., 2007. С. 85.

23. Новгородские епархиальные ведомости. 1904. 1 февр. № 3. С. 146.

24. Новгородские епархиальные ведомости. 1909. 29 мая. № 22. С. 648.

25. Новгородские епархиальные ведомости. 1909. 29 мая. № 22. С. 653

26. Новгородские епархиальные ведомости. 1914. 14 нояб. № 46. С.149.

27. Бачинин И., свящ. Как организовать общество трезвости на приходе. С. 37-39.

28. Караваева Е. В. Из истории трезвеннического движения в Томской епархии... С. 99- 100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.