Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2010. Вып. 1 (16). С. 63-76
Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX — начало XX в.)
Г. В. Гусев
Основная цель современного воспитания — формирование полноценной, самостоятельной, социально-активной личности. При этом воспитание должно быть здоровьесберегающим, что требует от всех участников учебного процесса здорового образа жизни. Однако серьезной угрозой здоровью школьников является алкоголизм, рост которого среди молодежи отмечается специалистами в последние годы. В России XIX в. накоплен огромный опыт лечения и предупреждения этого тяжкого недуга. В этой статье автор показывает тот положительный опыт обучения и воспитания трезвости.
Первые общества трезвости появились в России в 1858 г.1 Вначале это были просто объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Обеты эти поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви.
Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков.
Откупщик, уплатив государству известную сумму, получал право торговать водкой и съестными припасами, продаваемыми в питейных домах на определенной территории. «Взяв откуп, — свидетельствует И. Т. Прыжов, — откупщик, прежде всего, старался задобрить чиновников, и одних угощал пирами, другим в виде жалования в известное время высылал деньги и водку. Кроме того, откупщики платили жалованье чуть ли не всей полиции»2. Оградившись таким образом от закона, откупщики пользовались неограниченными правами, делали все, что угодно. В погоне за сверхприбылями они шли на все большие злоупотребления. Вместо водки народу по дорогой цене продавали мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость. Возвышенная до крайности цена водки, недоброкачественность ее и ряд всевозможных стеснений и неприятностей, которые приходилось испытывать народу от служащих у откупщиков, заставили сам народ вступить на борьбу с откупщиками: он отказался пить водку и начал образовывать кружки и общества трезвости с обязательством
1 См. : Прыжов И. Т. История кабаков в России. Репринт. М., 1991.
2 Там же. С. 241.
для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание. Этому движению сильно способствовало духовенство.
Появившись в Литве, общества трезвости возникли затем в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской, были известия из Перми и Сибири — с замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью этих обществ3. Доходы откупщиков резко сократились. Многие оказались несостоятельными. Упали доходы также чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании. Все они свирепствовали против обществ трезвости и духовенства. В некоторых местах они грозили судом, местными властями, в других — выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства. Затем они обратились к доносу. В апреле 1859 г. откупщики жаловались министру внутренних дел на православных священников. Министры внутренних дел, финансов и государственных имуществ открыли настоящий перекрестный огонь против духовенства за то, что под влиянием пастырских проповедей стали возникать общества трезвости, народ перестал пить вино.
В июне 1859 г. министр финансов сообщил обер-прокурору Св. Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и вследствие этого просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по сему предмету общее распоряжение. На это обер-прокурор сообщил министру, что Св. Синод по обсуждении доведенных до сведения его случаев торжественного освящения городскими и сельскими обществами обетов трезвости, находит, что содействие православного духовенства к поддержанию решимости прихожан воздерживаться от употребления вина вполне приличествует долгу пастырского служения, и посему Св. Синод благословляет священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина (Указ Св. Синода от 10 августа 1859 г.).
Борьба между откупом и народной трезвостью закончилась победой народа — откупная система была отменена. Однако 1 января 1863 г. откупщики устроили распродажу своей скверной водки по дешевым ценам. народ, празднуя поминки откупу, набросился на дешевку и запил по-прежнему.
После 1863 г. Общества трезвости быстро исчезли с лица земли русской и о них не было слышно до конца 80-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости стали замечаться несколько ранее. Так, в 1874 г. открылось общество трезвости в с. Дейкаловке Полтавской губ., в 1882 г. учредилось «согласие» трезвости в с. Татеве Смоленской губ. Устав этого последнего общества, устроенного С. А. Рачинским, впоследствии послужил образцом для организации массы церковно-приходских обществ трезвости.
Великий русский педагог С. А. Рачинский (1833—1902 гг.) соединил в своей педагогической деятельности задачи воцерковления школы и отрезвления наро-
3 «По имеющимся у нас далеко не полным сведениям, общества трезвости были образованы не менее чем в 32 губерниях и 31 уезде» (Федоров В. А. Крестьянское трезвенное движение 1858—1860 гг. // Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг. Т. 2. М., 1962. С. 107—117).
да. Показательно название одной из работ, посвященной его жизни: «С. А. Ра-чинский как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве»4. Речь идет о Татевском обществе трезвости. История его вкратце такова: «С самого начала моей школьной работы, — пишет Рачинский, — я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде... Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. И единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время были уже взрослые) общество трезвости, т. е. абсолютного воздержания от спиртных напитков»5. Мысль о таком обществе была встречена большинством его уже ставших взрослыми учеников в высшей степени сочувственно, и вот 5 (18) июля 1882 г., в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесен в церкви торжественный обет такого воздержания. Общество состояло первоначально почти исключительно из бывших татевских учеников. Постоянное ядро его составляли вышедшие из этой школы учителя. Всего несколько десятков человек — но польза, приносимая этим маленьким обществом его членам, постоянные беседы Сергея Александровича с крестьянами против пьянства стали приносить свои добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 г. стали приходить крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева деревень, с просьбами принять их в общество. По инициативе молодых священников (нередко учеников С. А. Рачинского) общества трезвости, подобные та-тевскому, стали появляться в других, соседних с Татевом, селах.
В 1889 г. С. А. Рачинский опубликовал второй отрывок «Из записок сельского учителя» с описанием опыта «Татевского общества трезвости» в 8-м номере «Русского Вестника». В том же году статья была перепечатана в прибавлениях к «Церковным ведомостям», № 34. На нее отозвались многие читатели. Началась обширная переписка. «Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens» — писал он в следующей своей печатной работе о народной трезвости под заглавием «Открытое письмо», опубликованное в приложении к № 50 «Церковных ведомостей» за 1889 год. В этом письме Сергей Александрович давал практические советы по организации общества трезвости, обязанностях членов такого общества, приводил даже форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других важных вопросов, с которыми к нему обращались в переписке.
К 1890 г. Татевское общество трезвости разрослось до 1018 человек. С. А. Ра-чинский продолжал публиковать статьи о трезвости в «Церковных ведомостях»: «Письма к воспитанникам Казанской учительской семинарии» в № 3 за 1890 г.,
4 Танаевский С., свящ. С. А. Рачинский как борец за трезвость народную на церковношкольной почве. Киев, 1900.
5 Рачинский С. А. Сельская школа. СПб., 1910. С. 204, 206.
«По поводу обществ трезвости» в № 22 за тот же год. Особо нужно отметить издание в 1898 и 1899 гг. его писем к студентам Казанской духовной академии под заглавием «Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости»6. В этих письмах мы встречаем, в частности, глубокое богословское осмысление проблем трезвости. Множество ценных мыслей, советов, указаний по вопросу о борьбе с народным пьянством рассыпано С. А. Рачинским в его обширнейшей переписке со всеми углами России. Уже при своей жизни он отдал 60 переплетенных томов этих писем в Императорскую Публичную библиотеку7.
Другим великим подвижником трезвенного движения явился святой праведный Иоанн Кронштадтский. Создаваемые им учреждения соединяли в себе идеи благотворительности, воспитания и образования.
Иоанн Ильич Сергиев, будущий святой праведный Иоанн Кронштадский, родился 19 октября 1829 г. на Крайнем Севере в бедном селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Его отец Илья Сергиев был бедный псаломщик этого села. Родители будущего святого были люди набожные и благочестивые. Мальчик Ваня постоянно ходил с отцом в церковь и полюбил церковные службы. Когда пришло время учиться, родители собрали последние деньги и определили Ваню в Архангельское приходское училище. Из приходского училища он перешел в семинарию, которую окончил первым. За блестящие успехи он был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании академии Иоанну Ильичу Сергиеву предложили должность священника в Кронштадтском соборе во имя Св. Апостола Андрея Первозванного. 12 декабря 1855 г. Иоанн Сергиев был рукоположен в сан священника и начал свое служение.
«Кронштадт, куда был назначен о. Иоанн, был местом административной высылки из столицы прочих людей (бродяг, не помнящих родства и т. п.). Люди эти ютились на окраинах города в землянках и лачугах, шатались по улицам, попрошайничали и пьянствовали. Кроме того, в Кронштадте было много чернорабочего люда, работающего в порту... Мужья пьянствовали, жены с детьми жили в беспросветной нужде, в голоде и холоде... Молодой священник Андреевского собора о. Иоанн Ильич Сергиев стал посещать эти лачуги и землянки, и бедные кварталы. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалование бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой, в церковный дом»8.
Прошло семнадцать лет служения, и священник Иоанн Сергиев понял, что положение дел надо менять кардинально. Отец Иоанн обратился к населению Кронштадта с призывом организовать Дом трудолюбия — воспитательно-образовательное учреждение для бедных, спасающее людей от лености, праздности, апатии, тунеядства. В это время авторитет пастыря был велик — кронштадтцы, в том числе и городская Дума, горячо откликнулись на его призыв. «В Кронштадте выросло просторное и прекрасно оборудованное 4-этажное здание — первый в
6 Рачинский С. А. Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости. М., 1899.
7 См. : ГорбовН. М. С. А. Рачинский. СПб., 1903. С. 3.
8 Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1—2. М., 1994. С. 24—25.
России Дом трудолюбия. Закладка была 23 августа 1881 г., а открытие 12 октября 1882 г.»9 Всякий желающий мог получить в Доме трудолюбия простую работу, например, клейку картузов, трепанье пеньки и т. п., и получал за это здоровую сытную пищу, небольшую плату и ночлег, простой, но чистый.
В состав Дома трудолюбия входили следующие учреждения:
1. Пенькощипальная мастерская, в которой работало в течение года до 25 тысяч человек;
2. Женская мастерская, состоявшая из трех отделов: модного, белошвейного и вышивки и метки белья;
3. Сапожная мастерская, в которой под руководством опытного мастера мальчики обучались сапожному мастерству;
4. народная столовая, в которой за небольшую плату отпускались обеды, а в праздничные дни устраивались бесплатные обеды на несколько сот человек;
5. ночлежный приют, взимавший за ночлег по 3 копейки;
6. Бесплатное призрение бедных женщин;
7. Бесплатная амбулаторная лечебница;
8. народные чтения с туманными картинами, которые велись по воскресным и праздничным дням и заключались в разъяснении Евангелия, а также в общеполезных очерках по русской истории и литературе;
9. Бесплатное начальное народное училище;
10. Вечерние классы ручного труда;
11. Класс женского рукоделия;
12. Бесплатная детская библиотека при начальном училище;
13. Народная бесплатная читальня;
14. Воскресная школа;
15. Рисовальные классы;
16. Убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей;
17. Второй приют для малолетних обоего пола;
18. Загородный дом милосердия имени отца Иоанна, служивший летом для детей убежищем;
19. Дом Андреевского приходского попечительства, где производилась ежегодно выдача денежных пособий бедным на несколько тысяч рублей.
Учреждена была также книжная лавка и устроены огороды для снабжения овощами различных учреждений Дома трудолюбия.
В 1888 г. о. Иоанну удалось заложить и отстроить каменный трехэтажный дом для ночлежного приюта. 9 мая 1891 г. была сделана закладка третьего здания странноприимного дома. По мысли о. Иоанна, цель этого учреждения — дать бедному люду пристанище во время приезда в Кронштадт к о. Иоанну за молитвой и советом. Странноприимный дом — здание громадное, в четыре этажа — был построен во дворе Дома трудолюбия. Молебствие при закладке совершал сам о. Иоанн, и первый камень был положен им же10. Впоследствии по образцу Дома трудолюбия святого праведного Иоанна Кронштадтского подоб-
9 Сурский И. К. Указ. соч. С. 31.
10 Там же. С. 32-33.
ные учреждения были открыты во многих других городах России. В них духовно возрождались страдающие недугом пьянства.
В 1889 г. появляется циркулярный указ Св. Синода от 10 августа, в котором, в частности, епархиальным преосвященным предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население». После этого указа число приходских Обществ трезвости в России стало быстро расти.
По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, всех церковных обществ трезвости значилось в империи к началу 1911 г. 1767. Из этого общего числа обществ трезвости 461 (25 %), открыты в разное время до 1900 г. В период времени с 1900 по 1905 год учреждено 309 обществ. В последующее время открыто: в 1906 г. — 64, в 1907 г. — 84, в
1908 г. — 140; в 1909 г. — 251 и в 1910 г. — 458 обществ. Следовательно, с 1906 по 1910 гг. открылось 997 обществ (против 770 за все предыдущее время), из них более 75 % (709) учреждено в 1909 и 1910 гг. В 38 обществах (включая Санкт-Петербургские и Московские) число членов превышало 1000 человек, а именно: в одном из них (в Санкт-Петербургском Александро-Невском) трезвенников насчитывалось свыше 100 тысяч человек, в другом — свыше 40 тысяч человек, в третьем — более 30 тысяч человек, в четвертом — около 30 тыс., в двух — по 23 тыс. человек, в одном — свыше 11 тыс. человек, в пяти — от 5 до 10 тыс. человек и в 26-ти — от 1 до 5 тыс. человек. В 242-х обществах число членов превышает 100 человек: в 128 — от 100 до 200 чел., в 85-ти — от 200 до 500 человек, и в 29-ти — от 500 до 1000 человек. Во всех 1767 обществах трезвости к концу 1910 г. числилось 498 685 человек11.
В 1912 г. насчитывалось более 2000 обществ трезвости. Среди них были городские, ведомственные и др., но церковно-приходских было абсолютное большинство. Так, например, в Сибири 96,4 % обществ трезвости являлись церков-
ными12.
Рассматривая различные виды обществ трезвости, видный деятель трезвенного движения педагог И. П. Мордвинов писал: «Есть общества, состоящие исключительно из деятелей, признающих, что только образование и разумные развлечения, скрашивающие трудовую жизнь, способны привести народ к отрезвлению. Общества эти применяют в своей работе исключительно образовательные средства--- Есть общества, возникшие на религиозной почве, призывающие народ к отрезвлению через Церковь, пытающиеся крепить слабую волю пьянствующих людей влиянием молитвенного обета и силою проповеднического слова. Таковы наши церковно-приходские братства и общества трезвости. Большинство из них, однако, наряду с могучими для верующей массы средства-
11 См. .• Первый антиалкогольный адрес-календарь / Сост. Ф. С. Перебийнос. СПб., 1912.
12 Афанасьев А. Л. Сведения об обществах трезвости Сибири и Дальнего Востока на 1911 г. // Из истории революций в России (Первая четверть ХХ века): Материалы Всероссийского симпозиума, посвященного памяти выдающегося ученого и педагога, лауреата Государственной премии, доктора исторических наук профессора И. М. Разгона. Вып. 1. Томск, 1996.
ми Церкви в широкой степени пользуется и средствами образовательными. В России таких обществ больше, чем обществ иного типа, вместе взятых»13. Именно такие общества мы рассматриваем в нашей работе, подходя к ним с педагогических позиций и понимая как учебно-воспитательные учреждения (также понимал их и И. П. Мордвинов)14.
В обществах трезвости, рассматриваемых как учебно-воспитательные учреждения образования, был разработан целый ряд мероприятий. В нашей работе они представлены как целостный комплекс, классифицируемый по трем выделенным в работе основаниям: индивидуальная работа, научно-методическая работа, организационно-массовая работа. Отметим специфику каждой из групп этого комплекса.
Индивидуальная работа велась с отдельными лицами в обществах трезвости, братствах, попечительствах и других подобных им учреждениях. Она включала исповедь, беседы, медицинскую помощь, помощь в трудоустройстве, юридические консультации, материальную и бытовую помощь (предоставление мест в Домах трудолюбия, приютах и ночлежных домах, благотворительных столовых).
Во всех обществах трезвости устав требовал от каждого члена «служить примером воздержания от употребления спиртных напитков, а в большинстве церковно-приходских обществ прямо требовалась абсолютная трезвость: члены не должны были ни угощать вином своих гостей, ни посещать питейных заведений, ни отдавать свои дома в наем под подобные заведения. Принимали в члены на разные сроки: на один год, как это было принято в городских обществах, на несколько месяцев, а в иных обществах — на всю жизнь»15.
Приему каждого трезвенника предшествовало, как правило, наставление священника о гибельности пьянства и пользе для духовной и телесной жизни трезвости и о том, как следует вести себя после данного Богу обета, с объяснением при этом значения обета и необходимости соблюдения его. Прием производился обычно в храме или в специальном помещении по особому для того составленному церковному чину16, после молебна, на котором поминались о здравии лица, вступающие в общество. Обет воздержания от всех опьяняющих напитков давался перед Святым Крестом и Евангелием или перед местночтимой иконой. После приема трезвенник благословлялся образками, снабжался листками и брошюрами о вреде пьянства и приглашался усердно посещать храм Божий, дабы здесь испрашивать помощи Божией в твердом и неуклонном исполнении данного Богу обета. Кроме того, ему предлагали словом и примером личной жизни привлекать в состав общества новых членов и вообще распространять в окружающей их среде начала трезвости.
13 Мордвинов И. П. Общество трезвости. Жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С. 3-4.
14 «Общество трезвости, по его мнению, должно быть универсальной формой внешкольной работы — клубом, народным домом, театром, библиотекой, а трезвенник-пропагандист должен быть внешкольником», — писал его биограф (Равдоникас В. И. Исаакий Петрович Мордвинов. Очерк жизни и деятельности (1871-1925 гг.). Тихвин, 1926. С. 27).
15 Григорьев Н. И. Общества трезвости в России // Труды комиссии по вопросу об алкоголизме, мерах борьбы с ним и для выработки нормального устава заведений для алкоголиков. Вып. IV. СПб., 1900. С. 232-233.
16 См. : Чин обета трезвости. М., 1997.
Так как церковно-приходские общества трезвости создавались при храме и руководство ими осуществлялось священниками, то каждый член общества исповедовался, священник проводил с ним беседу. Таким образом, индивидуальная образовательно-воспитательная работа с конкретным трезвенником осуществлялась повсеместно.
Медицинская помощь, помощь в трудоустройстве, юридические консультации, материальная и бытовая помощь оказывалась, в частности, в огромном Александро-Невском обществе трезвости в Санкт-Петербурге, основанном в 1898 г. великим подвижником на ниве борьбы за народную трезвость, «апостолом трезвости», как его называли современники, священником Александром Васильевичем Рождественским (1872-1905) при Воскресенском храме на Обводном канале на базе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, существовавшего в Санкт-Петербурге с 1881 г.17
О помощи страждущим в Домах трудолюбия было сказано выше. Благотворительные столовые и ночлежные дома организовывались во многих обществах трезвости в России. В частности, при Литейном отделении упомянутого уже Александро-Невского общества трезвости был открыт детский сад для детей бедных родителей с бесплатным питанием и летним пребыванием на даче. В Сестрорецком отделении были введены специальные чековые книжки, охотно получаемые местными жителями, которые, подавая нищим вместо денег билеты от книжек, знали, что нищие получают в чайной горячую пищу и, таким образом, потраченные деньги действительно принесут пользу.
В трезвенном движении широко распространено было создание трезвенных чайных и столовых, алкоголь в которых не подавался, а пища была дешевая и хорошего качества. Их старались сделать привлекательными для посетителей: в некоторых играли музыкальные машины — «оркестрионы»; большинство имели к услугам посетителей газеты и журналы, а в иных и библиотечки, из которых книги выдавали и на дом. В таких чайных накануне праздников священник служил всенощную, а в самый день праздника проводил духовную беседу, начинавшуюся и заканчивающуюся общим пением молитв.
Научно-методическая работа в обществах трезвости велась по линии разработки религиозно-нравственных, научных и организационных основ борьбы с пьянством в народном быту, изучения проблем детского и школьного алкоголизма, подготовки религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, журналов, газет и листовок, посвященных этой проблеме.
Следует, впрочем, отметить, что раздача листков и брошюр о вреде пьянства происходила почти во всех обществах, как бы ни были скудны их материальные средства. Те же из обществ трезвости, которые успели заявить себя наиболее видной деятельностью и, постепенно увеличиваясь в своем составе, изыскать и денежные средства, и сегодня поражают воображение размахом своей просве-
17 См. : Божий работник и апостол трезвости отец Александр Васильевич Рождественский. СПб., 1913; Михайлов В. А., Цыганков В. А. Петербургский батюшка Александр Васильевич Рождественский. СПб., 2000.
тительско-образовательной деятельности. Так, Александро-Невское общество имело свою типографию и издавало два ежемесячных журнала и один еженедельный. («Трезвая жизнь», «Отдых христианина», «Воскресный благовест» — первая книжка, издание которой благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский). Издавались и книги, и брошюры. К 1910 г. было издано 265 названий книг и брошюр общим тиражом около 2 млн. экземпляров, причем некоторые из книг о. Александра Рождественского выдержали несколько изданий («Семья православного христианина», «Азбука трезвости», «Памятная книжка, трезвенника» и др.).
Вообще, отдельным направлением образовательной работы церковно-приходских обществ трезвости можно считать издание специальных трезвеннических журналов или приложений к журналам. В указателе антиалкогольной литературы Н. П. Блудорова мы обнаружили 32 названия антиалкогольных журналов, приложений к журналам и периодических листков, издававшихся духовенством, церковными обществами трезвости или в деятельности которых духовенство принимало активное участие18.
Приведем в качестве примера содержание ежемесячного журнала «В борьбе за трезвость», который издавался Московским епархиальным обществом борьбы с народным пьянством: протоколы всех собраний общества и читанные на них доклады; проповеди и поучения на тему о трезвости; повести и рассказы, иллюстрирующие вред пьянства и пользу трезвости; популярно изложенные научные трактаты о вреде алкоголизма; сообщения о деятельности различных обществ трезвости (церковных и светских); библиографические известия и заметки об антиалкогольном движении в России и Западной Европе; ответы на различные вопросы в деле борьбы с народным пьянством.
Теперь рассмотрим деятельность московских обществ трезвости. Прежде всего в Москве обращает на себя внимание деятельность «Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством», устав которого был утвержден преосвященным митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в
1909 г. Объединив представителей духовенства и преподавателей церковно-приходских школ на условии полного личного воздержания от употребления всяких спиртных напитков, Общество наметило для себя следующие задачи:
1. Вырабатывать теоретические основания для религиозно-просветительской борьбы с народным пьянством, для чего возможно чаще обмениваться мыслями на собраниях.
2. Помогать друг другу в организации церковно-приходских братств трезвости, заботясь об их возможно более широком распространении.
3. Знакомиться с антиалкогольной литературой — отечественной и зарубежной, для чего создать специальную библиотеку для членов Общества.
4. При библиотеке открыть склад световых картин.
5. Распространять в Обществе идеи трезвости путем организации лекционной работы (а при возможности — и систематических курсов).
18 См. : Блудоров Н. П. Полный систематический указатель книг, брошюр, журналов, листков, а так же световых картин и других наглядных пособий по алкоголизму. СПб., 1912.
6. Заботиться о распространении идей трезвости среди преподавателей и учащихся в церковно-приходских школах, для чего среди преподавателей организовать товарищества трезвости, в которых вести просветительскую работу вплоть до организации специальных систематических курсов учения о трезвости, а учащимся раздавать специальную антиалкогольную литературу, организовывать для них соответствующего содержания лекции со световыми картинками
и, наконец, вводить систематическое обучение науке о трезвости по специально выработанной предварительно программе.
7. Издавать при Обществе, когда позволят материальные возможности, общедоступный по цене и содержанию периодический печатный орган.
В помещении Московского епархиального дома регулярно происходили антиалкогольные чтения с демонстрацией световых картин. Св. Синод разрешил издание ежемесячного журнала «В борьбе за трезвость».
Организация всех мероприятий коллективного характера включала проповеди, лекции, чтения и беседы, выявляющие вред пьянства и пользу трезвого, благочестивого образа жизни; открытие библиотек и специализированных книжных лавок, укомплектованных антиалкогольной литературой; создание воскресных школ для членов обществ трезвости и их детей, а также детских садов для самых маленьких членов семей трезвенников; обучение желающих церковному и светскому пению; устроение паломничеств, крестных ходов и прогулок с образовательными целями; организацию здорового и нравственного досуга трезвенников; создание противоалкогольных музеев и выставок; организация трезвенных чайных и столовых; создание бесплатных амбулаторий, а также лечебниц для больных алкоголизмом.
Религиозно-просветительская работа велась во множестве разнообразных кружков. Для примера приведем план кружковой работы общества трезвости, предлагаемый И. П. Мордвиновым в его книге «Общество трезвости. Жизнь и работа в нем»19. В этой книге, подробно описывая деятельность обществ трезвости, И. П. Мордвинов приводит, в частности, программу различных кружков для членов общества. Так, в хозяйственном кружке организовывали трезвенные буфеты и чайные, в кружке развлечений — танцевальные вечера, гулянья, спортивные состязания; в специальном кружке трезвенной работы велись систематические чтения и беседы о трезвости, организовывались курсы трезвости, трезвенный музей, исследования по вопросам алкоголизма; в общеобразовательном кружке устраивали популярные лекции и научные экскурсии; в библиотечном кружке обустраивались библиотеки и организовывалась продажа книг по проблемам трезвости. В женском кружке изучалось домоводство и основы семейного трезвенного воспитания, в педагогическом кружке создавались детские сады, организовывались детские праздники и литературные чтения, экскурсии и походы для детей, беседы и уроки трезвости, создавались дворцы детского творчества. В благотворительном кружке трезвенникам помогали в трудоустройстве, оказывали медицинскую и юридическую помощь. Силами участников музыкального кружка создавались хоры и проводились концерты.
19 Мордвинов И. П. Общество трезвости. Жизнь и работа в нем. СПб., 1910. С. 146-149.
72
Широко было поставлено дело в уже упомянутом Петербургском Алек-сандро-Невском обществе трезвости. За годы своего существования общество зарегистрировало свыше 200 тыс. членов-трезвенников, построило несколько храмов; состоялось много тысяч (по отчету 1910 г. — 12 тыс.) богослужебных и внебогослужебных бесед. «Можете представить, — писал в письме 1904 г. основатель этого общества о. Александр Рождественский, — на одной этой неделе я произнес 20 проповедей»20. В одном 1909 г. таких бесед было 1464, на которых было 600 тысяч слушателей21.
Духовному как важнейшему воспитательно-образовательному пению придавалось большое значение. Священник Александр Васильевич Рождественский организовал хор трезвенников и ввел в Воскресенском храме общенародное пение за богослужением.
Одним из действенных средств духовного воспитания в православном образовании трезвенников были паломничества к святым местам. В отечественной педагогической литературе воспитательно-образовательное значение паломничества впервые отмечено С. А. Рачинским в его очерке «Школьный поход в Нилову Пустынь»22. Отец Александр Рождественский сделал паломничества в своем обществе традиционными. Ежегодно на Пасху до 100 тысяч трезвенников шли крестным ходом в Александро-Невскую Лавру, а летом крестный ход совершался в Сергиеву Пустынь близ Петербурга. Каждый год специально зафрахтованный пароход бесплатно увозил сотни трезвенников на Валаам в древний Спасо-Преображенский монастырь, славящийся, в частности, традицией строгого воздержания: вино в монастырской трапезной никогда не подавалось. Если алкоголь обнаруживали у паломников, его выливали в Ладогу.
Из форм и методов образовательной деятельности в церковно-приходских обществах трезвости наиболее распространенными были те, которые не требовали серьезных материальных расходов: это, прежде всего, — внебогослужебные беседы в храме и вне храма. Так, Московское епархиальное общество борьбы с народным пьянством образовало кружок пастырей-проповедников до 20 человек, посещающих новоучреждаемые в разных приходах братства трезвости, как в дни их открытия, так и во всякое другое время по вызову братств для произнесения поучений о вреде пьянства23.
Что же касается остальных из указанных мероприятий, требующих для своего осуществления материальных затрат, то они осуществлялись, конечно, не всеми обществами, а лишь теми, которые располагали достаточными денежными средствами.
При широкой постановке борьбы Церкви за народную трезвость требовались хорошо подготовленные кадры. И вот в 1909 г. появляется Указ Святейшего
20 РозановН. П. Деятельность духовенства в борьбе с народным пьянством. Исторический очерк. М., 1912. С. 65.
21 См. : Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. СПб., 1911. С. 366.
22 Рачинский С. А. Сельская школа. СПб., 1910.
23 См. : Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг.
Синода о введении в духовных семинариях преподавания правил борьбы с алкоголизмом.
В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914 г. сообщается о результатах проведения в жизнь указа от 1909 г. «Стремления наставников, в этом отношении, главным образом направлены были к тому, чтобы дать учащимся надежное орудие в борьбе с указанным недугом в народе, которому они понесут призыв к отрезвлению. Обычным средством к раскрытию всей пагубности влияния алкоголя на психическую и физическую жизнь человека служили, прежде всего, наставления семинарских врачей на уроках медицины и гигиены, а иногда — в особых лекциях соответствующего содержания, с демонстрированием картин, картограмм и т. п. Такие лекции прочитаны были в семинариях: Вологодской, Вятской, Пензенской, Одесской, Уфимской, Орловской и Пермской. С тою же целью иногда обращались к кинематографическому демонстрированию соответствующих картин (Архангельская, Казанская, Смоленская семинарии). Приобреталась и соответствующая научно-популярная литература в семинарские библиотеки для чтения учеников; раздавались, особенно в младших классах, листки и книжки на тему о трезвости. Наряду с выяснением вопроса о вреде алкоголя, воспитанникам излагались история и меры борьбы с сим злом. Между прочим, в Архангельской семинарии был произведен опыт восполнения методических познаний учащихся по сему предмету сведениями о школьной борьбе с алкоголизмом, с каковою целью преподавателем дидактики устроено было «трезвенническое» утро.
По широте постановки указанного «трезвенного» дела на первом месте, бесспорно, должна быть поставлена Пермская семинария. Здесь устроен особый противоалкогольный музей. Для приучения учащихся к ведению противоалкогольных бесед устраивались классные беседы в форме диспутов на соответствующие темы, а для большего убеждения в значении личной инициативы в деле борьбы с народным алкоголизмом воспитанники ознакомлены были с жизнью и деятельностью выдающихся «апостолов» трезвости, с целью же расширения познаний по противоалкогольному делу и гигиене вообще, а также для приобретения навыка в деле распространения сих знаний как в семинарии, так и вне ее, открыт был кружок гигиенистов-трезвенников, действия которого выражались в устройстве небольших чтений (с туманными картинами)». Об открытии кружка христианской трезвой молодежи состоялось постановление и в Якутской семи-
нарии24.
Все вышесказанное относится к обучению и воспитанию в церковно-приходских обществах трезвости как образовательных учреждениях.
Подводя итоги, отметим следующие положения.
За короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему образования и воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала:
24 См. : Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. Пг., 1916. С. 228-229.
• непосредственную работу с отдельными лицами в обществах трезвости, братствах, попечительствах и других подобных им учреждениях;
• разработку религиозно-нравственных, научных и организационных основ борьбы с пьянством в народном быту;
• широкое издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, выпуск журналов, газет и листовок, посвященных этой проблеме;
• организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций, чтений и бесед, выявляющих вред пьянства и пользу трезвого, благочестивого образа жизни;
• открытие библиотек и специализированных книжных лавок, укомплектованных антиалкогольной литературой;
• создание воскресных школ для членов обществ трезвости и их детей, а также детских садов для самых маленьких членов семей трезвенников;
• обучение желающих церковному и светскому пению;
• устроение паломничеств, крестных ходов и прогулок с образовательными целями;
• организацию здорового и нравственного досуга трезвенников;
• создание противоалкогольных музеев и выставок;
• организацию трезвенных чайных и столовых;
• создание касс для оказания материальной помощи нуждающимся и бюро трудоустройства;
• создание «Домов трудолюбия», состоящих из разнообразных мастерских (сапожных, столярных, швейных и т. п.) для помощи в приискании работы страждущим;
• организацию приютов и ночлежных домов;
• создание бесплатных амбулаторий, а также лечебниц для больных алкоголизмом.
Представленный в работе положительный опыт обучения и воспитания трезвости требует более глубокого изучения. Перспективы дальнейшей разработки данной проблемы заключаются в рассмотрении исторического опыта воспитания и обучения трезвости в Русской Православной Церкви, организации системы соответствующих учреждений (обществ трезвости), в подготовке необходимых педагогических кадров и других комплексных мер, направленных на поддержание традиции воспитания трезвости.
Ключевые слова: общества трезвости, антиалкогольное воспитание школьников, трезвый образ жизни, опыт борьбы с алкоголизмом XIX века.
Temperance Society as a Form of Extracurricular Education (Late Nineteenth — Early Twentieth Century)
G. V. Gusev
The main goal ofmodern education is to form quality, independent, socially proactive personality. In addition education must be health-saving that demands healthy life-styles of all participants involved in the process. In the meantime, alcoholic addiction is a real threat to students’ health. The raise of it has been acknowledged among the youth lately. The nineteenth century Russia gathered vast experience of treatment and prevention of this serious addiction. In the article the author discovers positive experience of teaching and educating temperance.
Keywords: temperance society, anti-alcoholic education, temperate lifestyle, the nineteenth century experience of withstanding alcoholism.