ОБЩЕСТВО.
ИСТОРИЯ.
СОВРЕМЕННОСТЬ
удк 340.1 А.Г.БЫКОВА
Омский юридический институт
ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ИСТОРИИ ТРЕЗВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв._
В статье проведен анализ работы общественных организаций — обществ трезвости — по борьбе с народным пьянством. Анализируются правовые основы организации и деятельности различных типов обществ трезвости (светских и церковно-приходских).
В истории нашей страны борьба с алкоголизмом велась не только репрессивно-запретительными мерами. Предпринималось большое количество социальных акций, предназначенных для поддержания тех, кто решил отказаться от спиртного. Активное участие в этом принимала широкая общественность.
К рассматриваемому вопросу неоднократно обращались исследователи как дореволюционной, так и современной России1. В их работах, как правило, делается акцент на простую констатацию факта существования таких обществ и в качестве беглого экскурса рассматриваются основные формы деятельности обществ трезвости. К сожалению, правовые основы существования данных общественных объединений до сих пор не стали предметом изучения исследователей. Целью настоящей статьи является анализ нормативно-правовых документов светских и церковно-приходских обществ трезвости.
Материалы периодической печати подтверждают создание первых правовых документов обществ
уже в 1858 г. Так, «Русский вестник» сообщал о создании в конце 1858 г. в Ковенской губернии общества «Воздержанность». В этом же году вышел и устав общества, опубликованный в брошюре «О братстве воздержанности». Первые трезвенники обязывались отказаться от употребления только водки и арака, за исключением особых случаев (болезнь). Все остальные напитки (виноградное вино, мед, пиво) члены общества могли пить в умеренных количествах. Все члены вели пропаганду воздержания среди своих родственников, друзей и знакомых. Интересно наказание, которое налагалось за нарушения обета — после исключения из рядов все члены общества не имели права поддерживать с нарушителем контакты2.
В 1874 г. впервые в России был официально утвержден устав общества трезвости, открывшегося в с. Дей-каловка Полтавской губернии. С 1875 по 1893 г. министром внутренних дел было утверждено 60 вновь образованных обществ трезвости3. Организация обществ трезвости, действующих на основе Устава,
Правил или Условий приняла массовый характер с конца 1880-х годов. К концу 1899 г. в России было зарегистрировано 15 городских обществ трезвости, 140цер-ковно-приходских в сельской местности и около 10 фабричных и заводских. Кроме того, действовали и национальные — 35 эстонских, 10 латышских и 10 финских обществ трезвости4. К 1911 г. иасчитывалось719 городских, сельских, фабрично-заводских, церковных обществ. Из них 103 общества функционировали на основе Устава, 9 на основе утвержденных Правил и 3 на основе Условий5.
Наиболее распространенной формой оформления юридических прав обществ трезвости в конце XIX — начале XX вв. стали уставы. До 1905 г. не существовало особых требований к проектам уставов. 26 апреля 1905 г. министр внутренних дел А. Г. Булыгин утвердил Правила, «соблюдение коих обязательно при проектировании подлежащих утверждению министра внутренних дел уставов»6. Правила состояли из 14 пунктов и закрепляли следующие важнейшие требования. Проект устава, за подписью не менее пяти человек учредителей, направлялся на рассмотрение местного губернатора или градоначальника, а затем направлялся на утверждение министра внутренних дел. В проекте обязательно указывалась принадлежность общества — «общество находится в ведении МВД и подчиняется существующим узаконениям и распоряжениям правительства». В Уставе указывались наименование общества, преследуемые цели и задачи, территория распространения деятельности общества, место его нахождения, состав, порядок вступления и выбытия его членов, состав правления и способы назначения его членов, средства общества, порядок управления делами, время и порядок созыва общего собрания членов, порядок закрытия общества и ликвидация его дел.
В состав общества не имели права входить нижние воинские чины, учащиеся, лица, не достигшие 18 лет и лишенные гражданских прав по суду. Для открытия обществами столовых, чайных, дешевых квартир, ночлежных домов, приютов, домов трудолюбия и т.д. требовалось особое разрешение. Их открытие и деятельность допускалась при соблюдении действующих узаконений и распоряжений правительства. Устройство обществами библиотек и читален допускалось на основе ст. 175 Устава о цензуре и печати.
Для «усиления» своих средств общества могли устраивать представления, литературные чтения, концерты и т.п. мероприятия. Их проведение регламентировалось соответствующим пунктом Устава общества и специальными правилами, разработанными обществом и правительством7.
Закрыть и приостановить деятельность общества можно было по постановлению Общего собрания членов, по представлению губернатора и распоряжению министра внутренних дел и вследствие «уменьшения числа членов до 3 человек».
4 марта 1906 г. был издан указ «О временных правилах "Об обществах и союзах"». Указ предусматривал два вида обществ: обладающих и не имеющих прав юридического лица. Первые имели право открывать свои отделения, приобретать и отчуждать имущества, устраивать чтения, спектакли, концерты, базары и т.д.
Для заведования делами открытия, регистрации, закрытия обществ, Указ вводил губернские или областные Присутствия по делам об обществах8. В Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Кронштадте, Николаеве, Керчи, Севастополе и Ростове-на-Дону учрежда-
лись Особые городские присутствия по делам об обществах.
Желающие образовать общество должны были представить губернатору или градоначальнику нотариально заверенное заявление, два экземпляра проекта Устава общества и деньги, за публикацию сенатских объявлений (3 руб. 20 коп.) и в губернских (или областных) ведомостях (1 руб.). Регистрация обществ осуществлялась после представления Устава соответствующему министру. После внесения общества в реестр учредители получали подписанный губернатором один экземпляр Устава.
Указ в целом повторял Правила, «соблюдение коих обязательно при проектировании подлежащих уг-верждению министра внутренних дел уставов». Исключение составляли 18-й и 21 -й пункты Указа, которые предусматривали включение в заявление и устав общества данных имени, отчества и фамилии, звания и места жительства его учредителей. Это подразумевало распространение деятельности обществ только на территорию проживания его членов. Подобная практика вызвала ряд затруднений. В ответ на предложение Новгородского губернатора от 31 мая 1906 г. №497 МВД разъяснило, что 18-й и 21-й пункты надо трактовать как положения, «позволяющие обществам открывать свои отделения в других губерниях»0. Этим правом воспользовались наиболее крупные общества — Казанское и Александро-Невское общества трезвости.
Новый закон об обществах не предусматривал ликвидацию действующих обществ. Согласно разъяснению Правительственного Сената, общества, действующие на основании устава до закона 4 марта 1906 г., имели право не изменять нормативный документ. Изменение Уставов в одностороннем порядке было предоставлено местному начальству циркуляром МВД от 31 августа 1906 г. № 126279й'.
Для открытия безуставного11 общества достаточно было подать заявление на имя губернатора или градоначальника. В нем доводилось до сведения соответствующего лица, желание определенных лиц открыть «по истечении двух недель» общество. К заявлению не требовалось прилагать Устав. Достаточно было указать необходимые сведения «в общих выражениях, чтобы не стеснить деятельность общества совершенно излишней регламентацией»12. Согласно циркуляру МВД от 23 июля 1906 г. № 25 нотариально заверять заявление не требовалось.
По своему характеру эти организации были двух типов — общества борьбы с пьянством, которые не требовали от своих членов полного воздержания от потребления спиртных напитков, и общества трезвости, для членов которых полное воздержание было обязательным. Светские общества создавались, как правило, в городах и объединяли представителей интеллигенции, служащих, рабочих.
В состав обществ, как правило, входили жители определенной в Уставе территории. Ограничений по численности членов Уставы не предусматривали. Члены обществ делились на четыре группы: почетные, действительные, соревнователи и по «обету» («сотрудники», «по должности»), В почетные члены избирались лица, которые внесли значительные пожертвования, «личным трудом или особыми заслугами приобрели особую признательность общества». Они избирались общим собранием общества по представлению совета общества. Действительными членами считались все лица, которые полностью отказались от употребления спиртных напитков, «никого не угощали», содействовали распространению
сведений о вреде пьянства и приглашали в члены общества новых трезвенников. Действительные члены обязаны были вносить в кассу общества еще и ежегодные денежные взносы. Соревнователями считались все «сочувствующие деятельности общества». Членами по «обету» могли быть лица, которые временно отказывались от употребления спиртных напитков и вносившие в кассу половину установленного размера членского взноса. «Сотрудники» — лица, которые помогали членам общества распространять сведения о влиянии алкоголя на здоровье человека. «По должности» — члены большого причта и учащиеся в церковных школах прихода13. Эта группа не участвовала в управлении обществом и не обладала правом решающего голоса на общих собраниях. При вступлении в ряды некоторых обществ требовалась рекомендация одного из его участников.
Для светских обществ трезвости была характерна в основном двухзвенная система органов управления, включавшая общее собрание и правление, хотя у некоторых имелся третий орган управления — наблюдательный (проверочный) совет. Законодатель не требовал учреждения проверочного (наблюдательного) совета, ограничиваясь указанием, что общему собранию предоставляется подвергать отчеты особой ревизии через избранных для этого делегатов.
Роль общего собрания в управлении была малозначительной. Как правило, оно утверждало общие годовые отчеты, бюджеты следующего года, награждало отличившихся, избирало правление, ревизионную комиссию и решало вопрос об изменении Устава, обсуждало и принимало правила деятельности отделов общества.
Денежные средства большинства обществ формировались из пожертвований и членских взносов, размеры которых определялись самими членами и могли колебаться от 25 коп. до 5 руб. в год; некоторые пользовались поддержкой государственных органов — Попечительств о народной трезвости, Городских управ и др.'4.
Основными методами борьбы с пьянством в светских организациях были открываемые на средства обществ чайные, столовые, приюты и лечебницы для алкоголиков15. Кроме того, они содержали дешевые квартиры, мастерские, библиотеки, устраивали воскресные школы для взрослых. Члены обществ организовывали певческие хоры и массовые гулянья, ставили спектакли, проводили беседы, читали лекции, массовые игры для детей и взрослых и т.д.16. При некоторых обществах существовали кассы взаимопомощи17 и дома трудолюбия16. Однако столь разнообразную деятельность могли себе позволить лишь немногие организации, бюджет большинства из них был крайне невелик. К тому же для организации, например, публичных лекций или открытия читальни требовались разрешения, по меньшей мере, трех различных ведомств, и никогда не было гарантии, что такое разрешение будет получено.
Одним из важных средств массовой антиалкогольной пропаганды активисты трезвеннического движения считали устройство выставок, отражающих моменты борьбы с алкоголизмом. В 1893 г. Санкт-Петербургское общество трезвости организовало первую всероссийскую гигиеническую выставку, на которой демонстрировались экспонаты ряда обществ трезвости России19.
Помимо светских обществ трезвости активную пропаганду против употребления спиртных напитков проводили служители церкви. До конца 1880-х священнослужители не создавали обществ трезвости.
Основным методом борьбы были живые проповеди во время богослужений. Приоритет «живого слова» в деле борьбы с распространением народного пьянства, особенно в сельской местности, неоднократно подчеркивался на церковных съездах, как общероссийского, так и регионального характера20.
Основание в 1890 г. Александро-Невского общества трезвости в Санкт-Петербурге дало толчок уже к общему движению против пьянства. Вскоре подобные общества появились в Одессе (1891), Владимире (1891), Ярославле (1891), Казани (1892), Рыбинске (1893), Тобольске (1893), Москве (1895) и других городах21 .
Общества трезвости при церквях и приходах возникали явочным порядком, без надлежащего разрешения властей. Все церковно-приходские общества трезвости подчинялись местному духовному начальству, на основе циркуляра обер-прокурора святейшего Синода от 23 декабря 1893 г.22 На страницах епархиальных периодических изданий постоянно отмечалось, что основными проблемами в деле организации борьбы с народным пьянством являлось отсутствие единого руководства и «нормального» устава церковно-приходских обществ трезвости,
25 ноября 1906 г. обер-прокурор Святейшего Синода утвердил «Правила, определяющие отношение церковной власти к обществам и союзам, возникающим в недрах Православной церкви и вне ее, и к общественно-политической и литератур?гой деятельности церковных и должностных лиц»23. Они состояли из 10 пунктов. Правила разрешали отрывать «всякие общества и союзы православных христиан» только с разрешения и благословления церковной власти. Общества состояли «под духовно-пастырским наблюдением и руководством» и находились в ведении храма или прихода. Деятельность обществ и союзов регулировалась Уставом или Правилами. Эти документы подлежали утверждению епархиального архиерея и «высшей церковной инстанции», а также должны были соответствовать п. 21 Правил «О временных правилах об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. Епархиальному архиерею предоставлялось право присутствовать на всех заседаниях общества или союза в качестве почетного председателя, а также закрывать общества или союзы, как «не заслуживающие уважения».
В начале 1909 г. Святейший Синод поручил Тамбовскому епископу преосвященному Иннокентию выработать циркулярное руководство для епархиальных архиереев по вопросу о борьбе духовенства с пьянством. 6 июня 1909 г. обер-прокурор подписал постановление Святейшего Синода «О мерах борьбы с пьянством»24. Согласно постановлению Синода организация приходских обществ трезвости в городах и селах должна была проходить по образцу Санкт-Петербургского Александро-Невского общества трезвости. К борьбе должны были привлекаться существующие церковно-приходские попечительства, церковные братства и приходские советы.
В отличие от светских обществ трезвости церковноприходские создавали свои союзы. Так, 17-18 мая 1909 г. в Ярославле проходил съезд деятелей церковных обществ трезвости Ярославской епархии. На съезде присутствовал 31 священник. Одним из решений съезда стало постановление о создании епархиального союза обществ трезвости. Союз создавался под непосредственным руководством епархиального начальства, В качестве почетного попечителя союза назначался епархиальный архиерей. Целью союза было «объединение деятельности обществ трезвости
для содействия их деятельности и вообще для усиления и расширения работы на ниве трезвости». Его деятельность ограничивалась наблюдением за состоянием трезвости в епархии25. Аналогичные союзы действовали в Иркутске, Владивостоке, Самаре, Ярославле, Курске и других городах26.
Церковно-приходские общества трезвости были самыми многочисленными. Во главе каждого такого общества стоял священник, настоятель храма. Как правило, деятельность общества ограничивалась территорией прихода. Общества легко получали разрешение на открытие, их деятельность почти не контролировалась властями.
Для церковно-приходских обществ была характерна двухзвеНная система управления — правление и общее собрание. Категории членства обществ не отличались от светских. В отличие от светских в церковно-приходские общества принимали лиц с 14-16 летнего возраста27. Перед вступлением каждый претендент произносил клятвенное обещание, в котором обещал не только не употреблять спиртные напитки, но и приносил обет отказа от сквернословия28. В отличие от светских обществ церковно-приходские предоставляли право своим членам самостоятельно выбирать срок воздержания — три, шесть месяцев или один год. По истечении этого срока требовалось повторное принесение обета. Ему выдавался образок святого — покровителя данного общества или крест, свидетельство о членстве — «священный лист», карманный членский билет, подписной лист для пожертвований, Устав. Крупные общества трезвости выдавали своим членам нагрудные значки (Александро-Невское общество трезвости в Санкт-Петербурге). Трезвенники имели право на материальную помощь от общества в случаях болезни, других несчастий. При вступлении служился молебен, после него всем присутствующим в храме раздавалась литература религиозно-нравственного содержания, а также листки о вреде пьянства и сквернословия .
Помимо уставных церковно-приходских обществ трезвости в дореволюционной России действовали и безуставные общества и группы. Анализ имеющихся сведений о них в исторических источниках и литературе позволяет говорить о существовании нескольких типов безуставных обществ. Во-первых, это общества или группы, возникшие на основе устного договора30, во-вторых, действующие на основе письменного договора, в-третьих — действующие на основе правил. По форме изложения эти документы напоминали Уставы. В договорах и правилах перечислялись цели и задачи, методы борьбы с пьянством, состав и правление братств, источники финансирования, наказания за нарушение обета.
Особым разнообразием деятельность обществ не отличалась. Для них были характерны все методы деятельности светских обществ трезвости, но основным методом борьбы были «живые» проповеди о вреде пьянства31.
В заключение отметим.
Общества трезвости различались по целям. Основными целями обществ трезвости были «борьба с пьянством, сближение трезвенников»32, «содействие народному образованию, поднятие нравственности, распространение полезных знаний, уничтожение пьянства и азартных игр»33.
Ряд обществ были простыми объединениями трезвенников. Основная задача таких братств заключалась в том, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше трезвенников и лиц, не употребляющих наркотические вещества (опий, морфий, гашиш и др.)34.
В общества трезвости вступали сотни тысяч убежденных трезвенников, преследующих благородную цель умножить антиалкогольную армию трудящихся. Важно отметить, что вступление в общество трезвости носило неформальный характер. Вступить в общество мог только тот, кто брал обязательство отказа от спиртных напитков и «не угощения других с проведением проповедей при этом о вреде пьянства».
Для светских и церковно-приходских обществ трезвости были характерны, практически одни и те же методы борьбы с народным пьянством.
Примечания
1 МордвиновИ.П.Обществотрезвости.жизньиработавнем. — СПб.: Александро-Невское общество трезвости, 1911. - 227с.; Григорьев Н.И. Общество трезвости в России. — СПб.: Гос. тип., 1899. - 17с.;ТакалаИ.Р.ВеселиеРуси.Историяалкогольнойпроб-лемывРоссии. — СПб.: Изд-вожурнала «Нева»,2002. — 336с.; Лебедев В.В. Трезвенное движение в Томской епархии начала XX в.// Народная культура: Личность, творчество, досуг. Омск, 2003 — С.321-323идр.
2 Русский вестник. - 1859. - Т. 19. - № 1859. - С. 236-237.
3 Григорьев Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-1893 гг. - СПб.:Тип.П.П, Сойкина, 1894. -79 с.
4 Коровин A.M. Цели и задачи обществ трезвости. — М.; Первое Московское общество трезвости, 1903. — С.3-4.
s Подсчитано по: МордвиновИ.П. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. — СПб.: Александро-Невское общество трезвости, 1911. - С. 177-227.
'МордвиновИ.П.Указ.соч. - С.21-24.
7 Об устройстве народных чтений в губернских городах: высочайше утвержденные правила от 24 декабря 1876 г. № 56762 // ПСЗРИ: В55т. - Собр. 2. - СПб.:Тип. II Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1878. - T.LI. - Отд.П. - С. 556-557; Об устройстве народных чтений вне губернских городов: высочайше утвержденное положение комитета министров от 11 окгября 1894 г. № 10993// ПСЗРИ: ВЗЗт. - Собр.З. - СПб.: Гос.тип., 1898. - Т. XIV. - С. 596 и др.
8 Это правило распространялось и на церковно-приходские общества трезвости. — Отчет о деятельности общества трезвости при Градо-Томской Сретенской церкви за 1910 г. — Томск: Губ. тип, 1911. - С.З.
'Мордвинов И.П. Указ. соч. — С. 15.
'"Мордвинов И.П. Указ. соч. - С. 16,
" Безуставные общества трезвости могли приурочиваться к конкретному событию. Так, в селе Васильянки, Васильевского уезда Нижегородской губернии в феврале 1894 г. было образовано общество трезвости в честь бракосочетания их императорских величеств, государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Федоровны - Вестник трезвости. — 1894. — №9. — С. 18-19;Обществотрезвостивчесть900-летия крещения Руси. — Вестниктрезвости. - 1895. - № 18. - С. 25.
12 Цель общества, имена, отчества и фамилии, звание и место жительства учредителей, территория распространения деятельности общества, место его нахождения, состав общества, порядок вступления и выбытия его членов, состав правления и способы назначения его членов, порядок закрытия общества и ликвидация его дел.
11 Устав Боровлянского общества трезвости // Тобольские епархиальные ведомости. - 1902. - № 10. - С. 204.
11 ЦГИАФ. 569. Оп. 13. Д. 335. Л. 4.
15 Даркшевич А О. Отчет по больнице Казанского общества трезвости за первый год ее существования, прочитанный общему собранию30марта 1897г.//Деятель. - 1897. - №5. - С. 286-295.
16 Отчет отдела народных развлечений при Саратовском обществе трезвой и улучшенной жизни за летний сезон 1897 г. по устройству народного театра. - Саратов: Типолитография П С. Феоктистова, 1898. — 20 е.; Отчет пушкинской комиссии общества
трезвой и улучшенной жизни в городе Саратове за 1899-1900 гг. — Саратов: Типография Саратовского отделения императорского русскоготехнического общества, 1901. — 32 е.; Тобольские епархиальные ведомости. - 1902. - № 10. - С. 203-208; №20. - С. 335; 1907. — №12. — С. 351; Почин деревенской молодежи//Трезвые всходы. — 1908. — № 1. — С. 106; Отчет комитета общеобразовательных учреждений общества трезвости Казани по постановке народных чтений в1898-1899гг.// Деятель. - 1899, - №6. - С.295-199; Отчет Архангельского общества трезвости за 1896-1897 гг. — Архангельск: Архангельская губернская типография, 1898. — 26 с. и др.
" Коровин А.М. Цели и задачи обществ трезвости. - М,: Первое Московское общество трезвости, 1903. — С. 5.
16 Цель дома трудолюбия Казанского общества трезвости состояла в «приучении» трудиться лиц, отказавшихся от употребления спиртных напитков. Проживающие в доме трудолюбия имели возможность получить и начальное образование. — Доклад председателя Казанского общества трезвости А.Т. Соколова // Вестник трезвости. - 1895. - № 16. - С. 12-13.
" Пьянство и преступность: история, проблемы. — Киев: Наук, думка, 1989. - С. 34.
20 Самарские епархиальные ведомости. — 1873. — №10, 19; 1875. - №2; 1876. - № 15; 1878. - №5,идругие.
Отчет о деятельности Комитета Тобольского общества трезвости за 1893-94 год. — Тобольск: Губернскаятипография, 1894. — С. 3; Коровин А.М. Указ. соч. — С. 6-7; Мордвинов И.П. Указ. соч. — Приложение; Владимирское общества трезвости при Трех-Светительской церкви//Вестниктрезвости. — 1894. — №3. — С. 5-6; Съезддеятелей церковных обществ трезвости Ярославской епархии//Трезвыевсходы. - 1910. - №3-6. - С. 224-230.
"Тобольские епархиальные ведомости, — 1901. — № 15. — С. 383-384.
и Правила, определяющие отношение церковной власти к обществам и союзам, возникающим в недрах Православной церкви и вне ее, и к общественно-политической и литературной деятельности церковных и должностных лиц: постановление Святейшего Синода от 25 ноября 1906 г. №6590// Церковные ведомости. -1906. - №48. - С. 505-507.
г'Трезвые всходы. - 1909. - №6-7. - С.77.
25 Съезддеятелей церковных обществ трезвости Ярославской епархии//Трезвые всходы. - 1910. - №3-6. - С.224-230.
ж Очерк о состоянии Иркугского церковного во имя Святителя Иннокентия Братства за 1914г. // Иркутские епархиальные ведомости. — 1914. — №23, — С. 13-14; Журналы IX Епархиального Съезда депутатов от духовенства Владивостокской епархии // Владивостокские епархиальные ведомости. — 1914. - №9-10. — С.291-292;№ 16. — С.212;Самарскиеепархиальныеведомости. -
1913. - №4. - С. 242-244; Отчет Ярославского епархиального комитета трезвости // Ярославские епархиальные ведомости. -1913. - №33. - С, 244-248; Курские епархиальные ведомости. -1913. - № И. - С. 162-164.
27 Устав Предтеченского Братства трезвости в селе Досчатом Заводе, Меленсковского уезда, Владимирской губернии // Мордвинов И.П. Указ. соч. — С. 55-62.
28 Устав общества трезвости и воздержания от сквернословия, учрежденного при Благовещенском соборе г. Порхова и вверенного молитвенному покровителю св. Феодосия Черниговского чудотворца. Утв. 2 октября 1901 г. // Календарь трезвенника на 1903г. - СПб.: Тип. Артели печатного дела, 1902. - С.83-96.
29 Устав приходского общества трезвости и воздержания от сквернословия при Никольской Единоверческой церкви села Бармалей, Нижегородского уезда, той же губернии, в честь Святителя ичудотворца «Николы»//МордвиновИ.П.Указ. соч. — С.51-54.
30 Благовещенское общество трезвости мастеровых (Амурская губерния) было образовано на основе устного договора в феврале 1895 г. Члены общества договорились не употреблять спиртных напитков в течение года, кроме случаев болезни. За нарушения договора был предусмотрен штраф в размере 25 руб. Деньги должны были идти на покупку книг и журналов. — Вестниктрезвости. - 1895. - № 18. - С. 20.; В Томской епархии в 1912 г. 12 из 53 церковно-приходских обществ трезвости не имели устава и действовали на основе устного соглашения. — Комаров П.М. Трезвенное дело в Томской епархии и Московский всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. — Томск: Тип. Дома трудолюбия, 1912. — С. 7.
31 ЦГИАФ,5б9,Оп. 13. Д. 135.Л.7;Оренбургскиеепархиальные ведомости. - 1904. - №5. - С. 72; 12. - С. 11-12; Омские епархиальные ведомости. — 1913. — № 16. — С.9-18;Отчетодеятельности Комитета Тобольского общества трезвости за 1896/97 г. — Тобольск: Губ. тип, 1897. — С. 3-5; Екатеринбургские епархиальные ведомости. - 1913. - №9. - С. 247.
12 Устав Замоскворецкого общества трезвости// Мордвинов И.П. Указ соч. - С. 26.
33 Устав общества распространения образования и нравственно-трезвой жизни среди крестьян в селе Бурсакин Ярославской губ. Ярославского уезда// Мордвинов И.П. Указ соч. — С. 32-33.
34 Устав христианского общества трезвости и воздержания в слободе Головчино // Мордвинов И.П. Указ. соч. — С. 75-76.
БЫКОВА Анастасия Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права.
Книжная полка
Дубенский Ю.П. Педагогика. Курс лекций. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004 - 307 с.
В курсе представлены основные теоретические вопросы педагогики. Для более глубокого понимания материала студентам предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы.
Для студентов непедагогических специальностей.
Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: Учебное пособие / Вступительная статья А.Г. Теслинов. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004 - 277 с.
Автор совмещает теорию развития категориального аппарата с прикладными вопросами применения классов категориально-системных подходов к широкому спектру задач научно-практического характера. Предложенные в пособии методы эффективно применяются в научной и преподавательской деятельности, в консультировании.
Для аспирантов, докторантов, соискателей различных специальностей, атакже для магистрантов и студентов старших курсов всех специальностей, ориентированных на научную работу.