Научная статья на тему 'Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е начало 1910-х гг. )'

Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е начало 1910-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ / ТРЕЗВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИСТОРИЯ / ЦЕРКОВЬ / КРЕСТЬЯНСТВО / ШКОЛА / ПРАЗДНИКИ / СИБИРЬ / УРАЛ / КАЗАХСТАН / TEMPERANCE SOCIETIES / TEMPERANCE MOVEMENT / HISTORY / CHURCH / PEASANTRY / SCHOOL / SIBERIA / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасьев Александр Лукьянович

Приводятся сведения об обществах трезвости Тобольской губернии и Акмолинской области, раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных Курганской, Омской, Тюменской областей России, Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей Казахстана.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The articles presents a review on the temperance societies operating in late 1910 early 1911 in Tobolsk province and Akmolinsk region (modern territory of Kurgan, Omsk and Tyumen regions of Russia and Akmolinsk, Karaganda and North-Kazakhstan regions of Kazakhstan). Brief information about the societies activity from the early 1890s to 1914. The study is based on the reports of the spiritual consistories, records and regulations of the societies, articles from the journal "Vestnik trezvosti" (Sobriety Herald) and also reference books by temperance movement personalities N.I. Grigoriev and I.P. Mordvinov. The data are sorted under questionnaire-card. The results are as follow. By December 1910 January 1911 there were 28 temperance societies in the region numbering about 1300 members. The majority of them 26 (92,8%) located in the villages and only two (7,2%) were in the towns of Omsk and Tobolsk. 24 village societies were in forest-steppe region in the seven most populous districts (uyezd) in the south, where the most of the population were orthodox Russians. (Ishimsky, Kurgansky, Tyukalinsky, Tyumensky, Jalutorovsky, Omsky, Petropavlovsky uyezds).Only two societies were situated further north in Tarsky and Tobolsky uyezds. All these societies belonged to the church, i.e. acted at the orthodox cathedrals. All of the 5 known leaders were priests. In 26 (92,8%) out of 28 settlements with the societies the most of the parish were peasants; in the Omsk railway station those were railway officers and workers and also Kazaks from Atamansky settlement. The pioneers and leaders of the societies were, as a rule, priests, the bigger part of the members were Russian peasants-old-timers and new comers from Russian and Ukrainian provinces of the European part of Russia. 22 societies (78,6%) accepted sobriety seal from its members, in 21 (75%) they held anti-alcohol sermons and discussions. Alongside with it, the societies in Omsk and the village of Baidarskoe, Kurgansky uyezd distributed literature and organized readings. Baidarskoe society had a library, reading room at the school and organized festivals for schoolchildren and adults. Participation in temperance society in spired people to live joyfully and follow Christian commandments. It made people sober and led to a higher moral educational and cultural level. The activity of the societies helped to diminish poverty and increase people's welfare. Their influence went far beyond church parish. Public opinion was inclined towards the negative attitude to heavy drinking and many people took the road of sober and fair living. Temperance societies were a natural self-defense instrument of the society from the destructive alcohol policy and traditions. They improved the situation in Siberian and Kazakhstan villages and towns making it more sober and healthier. Their experience should be used in modern Russia to overcome alcohol disaster today.

Текст научной работы на тему «Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е начало 1910-х гг. )»

2011 История №1(13)

УДК 94(571).083:329.7

А.Л. Афанасьев

ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ И АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИИ (1890-е - начало 1910-х гг.)*

Приводятся сведения об обществах трезвости Тобольской губернии и Акмолинской области, раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных Курганской, Омской, Тюменской областей России, Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей Казахстана.)

Ключевые слова: общества трезвости, трезвенное движение, история, церковь, крестьянство, школа, праздники, Сибирь, Урал, Казахстан.

В России начала XX в. алкогольная политика и характер употребления спиртного вели к разрушению общества. Особенно сильно страдало крестьянство - ведущий класс-сословие страны. О пагубном влиянии растущего числа мест продажи алкоголя красноречиво свидетельствовал на рубеже 1913-1914 гг. священник села Новоселье Тю-калинского уезда Тобольской губернии И.С. Го-лошубин: «За последнее время... строгие ограничения заменились разрешением на неограниченное число пивных и продажу казённой водки при мелочных лавках. Появление этих нежелательных торговых помещений внесло в посёлки какой-то ураган, опустошающий карманы у людей слабохарактерных, малосильных и имеющих некоторую склонность к спиртным напиткам» [1. С. 6].

Ответом на алкогольную угрозу стало второе российское трезвенное движение, его наиболее организованной частью были общества трезвости.

Тобольская губерния и Акмолинская область располагались в западной части ЗападноСибирской равнины и в Казахском мелкосопочни-ке на землях по среднему и нижнему течению Оби и её притоков Иртыша, Ишима, Тобола. Это был огромный, но сравнительно слабо населённый край. Его площадь составляла 1 млн 663,5 тыс. кв. вёрст - 8,3% от площади Российской империи, а население в 1911 г. - 3 млн 418,9 тыс. человек, или в среднем всего 2,1 человека на кв. версту [2. С. 39, 88, 91]. В южные уезды Тобольской губернии и северные Акмолинской области в конце XIX - начале XX в. направлялся многотысячный поток переселенцев из Европейской России.

Временной срез учёта обществ обусловлен имеющимися репрезентативными источниками. Согласно циркуляру директора Канцелярии обер-прокурора Святейшего синода В.И. Яцкевича № 8038 от 28 августа 1910 г. секретарям духовных консисторий империи, они должны были представить не позднее января 1911 г. подробные сведения об имеющихся в епархиях церковно-приходских обществах трезвости, с приложением печатных уставов и изданий. В ответ в Канцелярию были посланы требуемые рапорты секретарей духовных консисторий Тобольской (7 января 1911 г.) и Омской (от декабря 1910 - января 1911 гг.) [3. Л. 434436, 765-769]. В Омскую епархию тогда входили Акмолинская и Семипалатинская области и часть уездов Тобольской и Томской губерний. В рапортах сообщалось о местонахождении, названии, числе членов обществ, а также кратко говорилось об их работе. Были приложены также два устава объединений в Омске и Тобольске (см. ниже список обществ, № 1.2, 4.2). Работа обществ лучше прослеживается по источникам, исходящим от них самих. Это очерк деятельности Байдарского общества трезвости Курганского уезда Тобольской губернии [4], сведения в справочниках деятелей трезвости, составленных на основании писем с мест и сообщений в периодической печати [5; 6], корреспонденции в петербургский трезвенный журнал [7. 1914. № 229. С. 26, № 230. С. 25-26]. Сведения этой группы имеются лишь по небольшой части обществ. Данные о населённых пунктах, где они имелись, составе населения, священниках-руководителях дополнены

* Даты везде даны по старому стилю.

и уточнены нами по справочным изданиям [1; 8; 9]. Совокупность данных источников обработана по специальной карточке-анкете [10. С. 5359].

Результаты обработки таковы. На декабрь

1910 - январь 1911 г. в Акмолинской области и Тобольской губернии насчитывалось 28 обществ трезвости с более чем 1320 членами (таблица). Приведённые цифры следует считать примерными, так как возможно, что в отдельных случаях в записках с мест действительность приукрашивалась и цифры завышались. С другой стороны, имелись общества в глубинке, сведения о численности (и, возможно, о существовании) которых не нашли отражения в источниках и потому не учтены в итоговом подсчёте.

подробными и точными картами [9], мы видим, что почти все сельские общества - 24 из 26 - находились в лесостепной зоне вдоль линии Сибирской железной дороги, в семи наиболее густонаселённых земледельческих уездах юга Западной Сибири, где большинство населения составляли православные русские. Это уезды Ишимский, Курганский, Тюкалинский, Тюменский, Ялуторовский, Омский и Петропавловский (территория последнего ныне входит в Казахстан). Два оставшихся сельских общества находились несколько севернее - в Тарском и Тобольском уездах, расположенных в зоне западносибирской тайги. Трезвенных объединений не было только в трех северных малонаселённых уездах Тобольской губернии (Бе-рёзовском, Сургутском и Туринском) и в трёх

Таблица

Общества трезвости Акмолинской области и Тобольской губернии (декабрь 1910 — январь 1911 гг.)

Уезд / область (губерния) Население Число церковных обществ трезвости Число членов обществ Обществ на 100 тыс. населения

Всего (тыс. человек) Плотность, чел. на 1 кв. версту Городских Сельских Всего

Омский 364,6 9,8 1 1 2 120 0,55

Акмолинский 311,9 1,5

Атбасарский 154,9 1,3

Кокчетавский Петропавловский 315,3 297,0 4,9 4,7 1 1 0,34

Акмолинская область 1443,7 2,9 1 2 3 120 0,21

Тобольский 153,0 1,3 1 1 2 68 1,31

Березовский 26,9 0,05

Ишимский 381,0 10,4 14 14 712 3,67

Курганский 359,3 15,8 3 3 250 0,83

Сургутский 9,9 0,05

Тарский 252,8 3,4 1 1 80 0,40

Туринский 96,8 1,4

Тюкалинский 325,2 5,5 1 1 0,31

Тюменский Ялуторовский 140,2 230,1 8,4 11,7 3 1 3 1 77 16 2,14 0,43

Тобольская губ. 1975,2 1,7 +1 24 25 1203 1,27

Всего Акмолинская обл. и Тобольская губ. 3418,9 2,1 2 26 28 1323 0,82

Источники. 1). По числу населения: 2. С. 88, 91; 2). По обществам: 3. Л. 435-436, 765-769; 4; 6. С. 43-49, 85, 139, 196, 213; 7. 1914. № 229. С. 6, № 230. С. 25-26. См. также ниже, в списке обществ.

Количество и численность обществ трезвости менялись в зависимости от настроений в обществе, наличия или отсутствия в данном населённом пункте энергичных организаторов, отношения властей. В целом в 1909-1914 гг. они заметно росли и в Сибири, и в России в целом.

Местонахождение обществ. Подавляющая часть трезвенных объединений - 26 (92,8%) - находились в сельской местности и лишь два (7,2%) - в городах (в губернском и областном центрах - Тобольске и Омске). Сопоставляя таблицу с

южных уездах Акмолинской области (Акмолинском, Атбасарском и Кокчетавском), расположенных в зоне степей и пустынь, где большинство населения составляли казахи-мусульмане. (Последние употребляли слабоалкогольный кумыс.)

Все выявленные общества были церковными, т. е. действовали при православных храмах; некоторые имели уставы, утверждённые епархиальным начальством. (Гражданские кружок и общество трезвости, действовавшие в Омске и Тобольске в 1890-е гг., к началу XX в. прекратили существова-

ние.) Все пять известных руководителей обществ были священниками. Духовенство обращалось к трезвости по следующим причинам. Во-первых, пьянство препятствовало проповеди евангельской истины и разоряло людей. Во-вторых, во многих местах появились представители протестантских течений (баптисты, штундисты и др.), стремившиеся привлечь к себе людей из православия тем, что их общины были непьющими, как следствие этого зажиточными и т. п. И. С. Голошубин писал: «8-го сентября храмовой праздник, а 7-го уже весь посёлок был пьян и шумел всю ночь, и через день 100 вёдер водки в лавке дворянина не стало. И это в беднейшем посёлке, а что делается в других посёлках? [...] С одной стороны - сектантство; а с другой - пьянство. Вот два врага Церкви православной, с которыми приходится бороться православному духовенству» [1. С. 7].

Указания на социальный состав обществ трезвости в источниках очень редки, но имеются сравнительно полные сведения о составе прихожан тех церковных приходов, где они действовали. С некоторой долей предположительности можно сказать, что состав обществ примерно совпадал с составом прихожан, т. е., по сути дела, с составом населения. Из 28 поселений, где были общества, в

26 (92,8%) среди прихожан преобладали крестьяне. В одном (на станции Омск) железнодорожные служащие и рабочие, а также казаки расположенного поблизости хутора Атаманского Сибирского казачьего войска. Обобщая имеющиеся данные (в том числе включённые в помещённый ниже список обществ), можно сделать вывод о том, что зачинателями создания и руководителями обществ трезвости выступали, как правило, православные священники, большую же часть рядовых участников составляли русские крестьяне-старожилы и переселенцы-новосёлы из русских и украинских губерний Европейской России.

Сведения о деятельности обществ трезвости неполны, но по ним можно представить общую картину. 22 общества (78,6%) принимали обеты трезвости, т. е. обещания не пить ничего опьяняющего на избранный срок, от месяца до года-двух, редко - пожизненно. Как правило, они принимались в храме в торжественной обстановке, перед Святым Крестом и иконой покровителя общества. (Сведений о том, насколько они соблюдались в крае, нет, но известно, что в других местах России большая часть принявших обеты их соблюдала [см.: 11. Т. 2. С. 14-15, 40-45].) В 21 обществе

(75%) проводились проповеди и беседы о вреде пьянства и пользе трезвости. Принятие обетов, проповеди и беседы и были наиболее распространёнными видами работы. Это отмечалось в упомянутом рапорте секретаря Тобольской духовной консистории: «Главнейшим средством здесь [в деятельности обществ] являются обеты воздержания от употребления спиртных напитков, которые в той или иной форме дают вступающие в общество» [3. Л. 766].

Наряду с этими формами работы общества в Омске и с. Байдарском Курганского уезда раздавали противоалкогольную литературу и проводили публичные чтения на религиозные, антиалкогольные, литературные темы, нередко в сопровождении туманных картин (слайдов). Байдарское общество трезвости имело библиотеку и, кроме того, читальню в местной школе, проводило ежегодные праздники с концертами, на которых выступали ученики школы и взрослые (см. список, №21). Участие в церковных обществах трезвости поднимало людей к светлой жизни на христианских началах. Передавая воздействие чтений и бесед Байдарского общества на слушателей, член общества С.Г. Утков говорил на празднике 1 октября 1908 г.: «...Мы найдём истину и будем делать добро по заповедям Спасителя, памятуя, что «пьяницы царствия Божия не наследуют». Будем полезными членами людского общества, истинными сынами церкви и верными служителями государства!» [4. С. 27.] Согласно уставу Приходского Сретенского братства при Сретенской (Пятницкой) церкви г. Тобольска, его члены давали обет «воздержания от употребления опьяняющих напитков, от сквернословия и от табакокурения и... супружеской верности в браке и чистоты вне брака» [3. Л. 769].

Таким образом, обществами проводилось отрезвление, религиозно-нравственное просвещение и подъём культурного уровня народа. Их работа вела также к уменьшению бедности и повышению благосостояния людей. Автор очерка истории Байдарского общества (вероятно, его председатель приходской священник Н.В. Булдыгин) писал об этом: «Всякий обыватель, состоявший в обществе трезвости, будет свидетельствовать. что когда он был член[ом] общества - был трезв, а когда был трезв - легко и охотно работал, был сыт, лучше одет, исправнее и легче нёс своё тягло» [4. С. 31]. Влияние обществ выходило за пределы церковных приходов. Почти во всех объединениях были чле-

ны из других приходов, иногда из других волостей, уездов, губерний.

В 1910-1914 гг. движение поднялось на новую ступень, когда наряду с работой на местах стали проводиться общероссийские действия, получавшие широкий отклик на местах. 28 декабря 1909 - 6 января 1910 г. в Петербурге прошёл Первый всероссийский съезд по борьбе с пьянством, деятельным участником которого был священник Н. В. Булдыгин из Курганского уезда [12. Т. 1. С. 18, 34, 78, 123, 131, 190-191. Т. 3. С. 1458-1459]. 6-12 августа 1912 г. в Москве состоялся Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, где участвовали священники Николай Гвоздинский (Гвоздицкий?) из Омска и Василий Покровский из Акмолинской области [11. Т. 1. С. 11, 13]. В апреле-июне 1913 г. состоялся Первый всероссийский праздник трезвости, проведённый при участии духовенства и обществ трезвости также в Омске и Тобольской епархии; 8 апреля 1914 г. в рамках Второго всероссийского праздника трезвости праздник прошёл в Омской епархии (см. список, № 1.3; 4.3). В итоге общественное мнение стало меняться в сторону отрицательного отношения к пьянству и благожелательного -к трезвости. Многие становились на путь трезвой, светлой жизни. Значение обществ трезвости и трезвенного движения в целом заключалось в том, что они были естественным средством самозащиты общества от разрушительной, близорукой алкогольной политики и питейных обычаев, вели к оздоровлению обстановки в крае и в стране в целом. Этот опыт необходимо использовать трезвенным объединениям, гражданам, власти для преодоления алкогольной катастрофы в современной России [13].

Ниже представлены сведения об обществах трезвости края 1910-1911 гг. по географическому принципу: в алфавитном порядке названий регионов, уездов, волостей. В области/губернии вначале указывается главный город и уезд. (В некоторых случаях для полноты картины указаны общества, прекратившие существование к 1910-1911 гг. или же возникшие позднее учитываемого периода; они помечены знаком*. В приведённой выше таблице сведения о них не учитывались.)

1. АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Омск, гор. областной.

1.1. В 1892-1893 гг. в Омске действовала дешёвая чайная частного кружка трезвости*.

Устроительница - Н.В. Дыхановская. Чай продавался по цене две кружки по одной копейке [5. С. 24].

1.2. Станция Омск Сибирской железной дороги. Общество трезвости в честь Святого Пророка Иоанна Предтечи при Свято-Троицкой церкви. Открыто 11 ноября 1910 г. Закрыто не ранее 1915 г. Председатели - священники: в 1910 - июле

1913 г. Иоанн Константинович Попов (родился в 1874 г., окончил Ярославскую духовную семинарию), с июля 1913 г. - Сергий Дмитриевич Покровский (родился в 1875 г., окончил ту же семинарию). Прихожан около 6320: железнодорожные служащие, рабочие мастерских, казаки хутора Атаманского. К январю 1911 г. в обществе 120 членов. В 1910-1913 гг. всего вступило 1152 человека. В 1913 г. вступило 278 действительных членов (260 мужчин и 18 женщин) и 40 членов-соревнователей. С 1910 г. - беседы, чтения, раздача и продажа литературы; устав. В 1913 г. имело библиотеку-читальню: 720 книг, газеты, журналы. 9 декабря 1913 г. обществом открыты «вечерние классы для взрослых» по программе одноклассных церковно-приходских школ с введением в неё «отдела трезвости»; посещало 65 человек от 15 до 52 лет, неграмотные и малограмотные [1. С. 27, 1177, 1181. 3. Л. 435-436; 7. 1914. № 229. С. 26; № 230. С. 25-26]. 28-29 апреля 1913 г. при деятельном участии общества в Омске прошёл праздник трезвости в рамках 1-го Всероссийского праздника трезвости [15. С. 15].

1.3. С середины 1913 г. в Омске действовало *«Общество трезвости при Омском епархиальном Братстве, учреждённом в честь [иконы] Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» и в честь 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых». Устав утвердил 12 июля 1913 г. сторонник трезвости епископ Омский и Семипалатинский Андроник (Никольский, 1870-1918, позднее архиепископ Пермский, священномученик). Председатель - 2-й викарий епархии епископ Акмолинский Мефодий (Краснопёров), товарищ (заместитель) -священник Илья Иванович Фокин, инспектор Омского епархиального женского училища. Только в марте-мае 1914 г. в общество записалось свыше 600 человек. 8 апреля 1914 г. (в 3-й день Пасхи) в Омске и других местах Омской епархии при участии указанных выше обществ (№ 1.2-1.3) был проведён праздник трезвости в рамках 2-го Всероссийского праздника трезвости [1. С. 899, 10211028; 14; 16. С. 22].

2. Акмолинская обл. Омский уезд. Павлоград-ская волость. Белоусовский посёлок. Белоусовское общество трезвости [6. С. 182]. Посёлок входил в приход Павлоградской Свято-Тихоновской церкви. Прихожане - крестьяне-земледельцы [1. С. 7778]. Вероятно, общество было церковным, как и другие общества в крае.

3. Акмолинская область. Петропавловский уезд [?]. Ильинская волость [?]. Александровское, село. Александровское общество трезвости. Церковное. Руководитель - священник Евграф Стефанович Кыштымов [6. С. 177]. Прихожан 2550. Кыштымов родился в 1872 г., окончил два класса Оренбургской духовной семинарии и миссионерские курсы при Казанской духовной академии [1. С. 119-120, 1142-1143]. В источнике указана область, но не уезд, где было с. Александровское с обществом трезвости. В области было три села с таким названием: в Акмолинском, Кокчетавском, Петропавловском уездах. По ряду признаков (наличие церкви, а не молитвенного дома; наиболее многочисленный приход; местонахождение в лесостепной, а не степной зоне и др.) наиболее вероятным представляется наличие общества трезвости в с. Александровском Петропавловского уезда [1. С. 119-120, 194-195, 260-261; 9. Карта 24].

4. ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Тобольск, гор. губернский.

4.1. *«Тобольское общество трезвости». Гражданское. Открыто 13 апреля 1893 г. Закрыто не ранее 1898 г. Председатель П.П. Кокшаров, секретарь Н.Л. Пепеляев, казначей Д.Р. Горащенко. В 1893 г. открыло две чайные. Священник О. Пудовиков составил брошюру «Где гибнут миллионы денег», П.П. Кокшаров в «Тобольских губернских ведомостях» печатал «Письма о пьянстве» [5. С. 7].

4.2. «Приходское Сретенское братство при Сретенской (Пятницкой) церкви г. Тобольска». Устав утверждён 2 ноября 1905 г. Прихожан 448. Членов братства в 1-й г. - 15, в январе 1911 г. - 41. Давали обет «воздержания от употребления опьяняющих напитков, от сквернословия и от табакокурения и... супружеской верности в браке и чистоты вне брака» [3. Л. 768, 769].

4.3. 3 июня 1913 г. Епархиальный комитет Православного братства Св. Димитрия Солунско-го провёл праздник трезвости в Тобольске и других местах Тобольской епархии в рамках 1-го Всероссийского праздника трезвости [15. С. 15; 17].

5. Тобольский уезд. Ашлыкская волость. Агальинское (Тунгуслинское), село. Агальинское общество трезвости, церковное. Открыто в

1910 г. Прихожан 936. Членов в 1910 г. и к январю

1911 г. - 27. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].

6. Ишимский уезд. Беловская волость. Белов-ское (Белое), село. Беловское общество трезвости, церковное. Открыто в 1909 г. Прихожан 3445. Членов в 1909 г. - 122, к январю 1911 г. - 202. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

7. Ишимский уезд. Каменская волость. Камен-ское (Каменка), село. Каменское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2685, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 9. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

8. Ишимский уезд. Каменская волость. Орловский (Орлова), посёлок. Орловское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 1046, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 5. Проповеди, обеты трезвости. [Там же].

9. Ишимский уезд. Каменская волость. Песья-ная (Песьянская), деревня. Песьянское общество трезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2318, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 11. Проповеди трезвости [Там же].

10. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Клепиковское (Рощиха, Клепиково, Аникина), село. Общество трезвости в честь Серафима Саровского чудотворца при Петропавловской церкви. Открыто 22 июля 1905 г. Прихожан 2212 (Омской епархии). Крестьяне-земледельцы и скотоводы. Русские. Членов общества в 1-й г. - 9, к январю 1911 г. - 79 [3. Л. 435], в 1912-1913 гг. - 136 [1. С. 733-734]. По И. Мордвинову, в 1907 г. здесь было открыто Клепиковское отделение Ларихин-ского общества трезвости, 140 членов [6. С. 196]. (См. ниже № 11).

11. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Ла-рихинское, село. *Ларихинское общество трезвости во имя св. Иннокентия, церковное (Омской епархии). Открыто 16 января 1905 г. Имело отделение в селе Клепиковском с 1907 г. и школьное общество трезвости (для детей). Членов в обществе и отделении - 631, членов-детей - 227. Назидательные беседы, народные чтения, выдача книг для чтения [6. С. 199]. Прихожан 4695 (1913 г.). Крестьяне-земледельцы и скотоводы [1. С. 748749]. Вероятно, общество прекратило существование к 1910 г.

12. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Новая Ченчерь (Ново-Ченчерское), село. Общество трезвости в честь Николая Чудотворца при Бого-родице-Покровской церкви. Открыто 8 марта

1910 г. Прихожан 2674 (Омской епархии). Крестьяне-земледельцы. Членов к январю 1911 г. - 87 [3. Л. 435; 1. С. 751-752].

13. Ишимский уезд. Локтинская волость. Ми-зоновское (Мизонова, Быкова, Тыковка), село. Мизоновское общество трезвости, церковное. Открыто в 1906 г. Прихожан 3233, крестьяне. Членов в 1-й г. - 20, к январю 1911 г. - 35. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].

14. Ишимский уезд. Петуховская волость. Юдина (Горушки), село. Юдинское общество трезвости, церковное. Открыто в 1909 г. Прихожан 1688, крестьяне. Членов в 1-й г. и к январю

1911 г. - 34. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

15. Ишимский уезд. Ражевская волость. Ра-жевское (Ражево), село. Ражевское общество трезвости, церковное. Открыто в 1906 г. Прихожан 1207, крестьяне. Членов в 1-й г. - 45, к январю

1911 г. - 58. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

16. Ишимский уезд. Соколовская волость. Глубокое (Боровка, Глубокая, Глубоковское, Крутая), село. Глубоковское общество трезвости, церковное. Открыто в 1907 г. Прихожан 2652, крестьяне. Членов в 1-й г. - 22, к январю 1911 г. - 78. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

17. Ишимский уезд. Соколовская волость. Пресновский (Пресно), посёлок. Общество трезвости во имя Св. Архистратига Божия Михаила при Свято-Троицкой церкви. Открыто 8 ноября 1907 г. Председатель правления священник Иоанн Георгиевич Орехов. Прихожан 3030 (Омской епархии). Членов в 1907 г. - 14, к январю 1911 г. - 24. Проповеди, обеты трезвости. Устав. Членские билеты [3. Л. 435; 6. С. 43-49, 85, 139, 213]. Прихожане -крестьяне-переселенцы из Киевской, Черниговской, Херсонской, Полтавской и Тульской губерний. В 1912-1913 гг. общество имело читальню и предполагало открыть чайную. И.Г. Орехов родился в 1870 г., сын крестьянина, окончил Благовещенскую учительскую семинарию Уфимской губернии. Служил с 1889 г. учителем, с 1898 г. псаломщиком, с 1900 г. диаконом, с 1904 г. священником. За труды по народному образованию награждён серебряной медалью с надписью «За усердие». Имел жену и 8 детей [1. С. 743, 1167].

18. Ишимский уезд. Сумская волость. Сумское (Сумны), село. Сумское общество трезвости, Цер-

ковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 3169, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 12. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].

19. Ишимский уезд. Уктузская волость. Заро-словское (Зарослова), село. Зарословское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2623, крестьяне. Членов к январю 1911 г. -

10. Проповеди, обеты трезвости [Там же.]

20. Ишимский уезд. Частоозёрская волость. Частоозёрное (Частоозёрная, Частоозёрское), село. Частоозёрское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1904 г. Прихожан 2734, крестьяне. Членов в 1-й г. - 11, к январю 1911 г. - 68. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

21. Курганский уезд. Байдарская волость. Бай-дарское, село. «Байдарское приходское общество трезвости» при Покровской церкви. Открыто 20 ноября 1902 г. Закрыто не ранее 1911 г. Председатели - приходские священники: ноябрь 1902 -весна 1903 - Македоний Волков; июнь 1903 -март 1905 г. - Вячеслав Николаевич Седыгин; май

1905 - 1910 гг. - Николай Васильевич Булдыгин (окончил Гатчинскую учительскую семинарию; в 1909-1910 гг. - участник I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством). Прихожан 3862, крестьяне, русские. Членов на 1 января: 1902 г. - 20, 1903 г. - 30,

1906 г. - 60, 1907 г. - 80, 1909 г. - 150, 1911 г. - 160 (из села Байдарского и волостей Байдарской, Са-ломатовской, Половинской, Давыдовской). Беседы, проповеди. Чтения со световыми картинами и концертами. Хор учеников местной школы. Читальня в школе, 30 постоянных читателей. Библиотека, 55 постоянных читателей. С 1907 г. -ежегодный праздник общества в школе с участием учеников в день Покрова - 1 октября. Проповеди, обеты трезвости. Устав [3. Л. 767; 4].

22. Курганский уезд. Казаркинская волость. Казаркинское, село. Казаркинское общество трезвости. Церковное. Открыто 1 мая 1910 г. Прихожан 4215, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 13. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].

23. Курганский уезд. Тебенякская волость. Першинское, село. Першинское общество трезвости. Церковное. Открыто 29 ноября 1909 г. Прихожан 4340, крестьяне. Членов в 1-й г. - 12, к январю 1911 г. - 77. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

24. Тарский уезд. Рыбинская волость. Рыбинское, село. Общество трезвости в честь Рождества Христова при Христорождественской церкви. Открыто в

1906 г. Прихожан 4390 (Омской епархии). Членов в

1907 г. - 60, к январю 1911 г. - 80 [3. Л. 435]. Прихожане - крестьяне-старожилы, земледельцы и скотоводы. Общество было открыто при церковно-приходском попечительстве [1. С. 813-814].

25. Тюкалинский уезд. Андреевское (Андреев-ка), село. *Андреевский отдел Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников. Открыт

27 октября 1914 г. [16. С. 49]. В уезде было два села с таким названием. По-видимому, отдел был открыт в с. Андреевском Андреевской волости, а не в Андреевском Густафовской (Сыропятской) волости. В первом была церковь, а не молельный дом, как во втором, и приход был более многочисленным [1. С. 605-607, 705-706; 8. С. 217, 248].

26. Тюкалинский уезд. Сладковская волость. Сладковское, село. Петропавловское Сладковское общество трезвости при храме апостолов Петра и Павла. Основано в 1908 г. священником Алексеем Фёдоровичем Баженовым [6. С. 210]. Вероятно, существовало и на декабрь 1910 г. Прихожан к

1914 г. - 13500 (Омской епархии), крестьяне-старожилы, земледельцы и скотоводы. А.Ф. Баженов родился в 1885 г., учился в Вологодской духовной семинарии [1. С. 745-747, 1087].

27. Тюменский уезд. Гилеволиповская волость. Гилевское (Липовское), село. Гилевское общество трезвости. Церковное. Открыто в 1890 г. Прихожан 3959, крестьяне. Членов в 1-й г. - 20, к январю 1911 г. - 25. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].

28. Тюменский уезд. Покровская волость. По-кровское, село. Покровское общество трезвости. Церковное. Открыто 7 февраля 1907 г. Прихожан 5131, крестьяне. Членов в 1-й г. - 71, к январю

1911 г. - 25. Проповеди, обеты трезвости [Там же].

29. Тюменский уезд. Яровская волость. Маль-ковское, село. 1) *Общество трезвости при Спасской церкви, покровитель - св. Николай Чудотворец. Открыто в 1890 г., 14 членов. Председатель -священник С. Виноградов [5. С. 24]. Впоследствии прекратило существование. 2) Общество трезвости, церковное. Открыто 16 февраля 1910 г. Прихожан 2715, крестьяне. Членов к январю 1911 г. -27. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ялуторовский уезд. Исетская волость. Исет-ское, село. Исетское общество трезвости, церковное. Открыто 31 июля 1904 г. Прихожан 3151, крестьяне. Членов в 1-й г. - 4, к январю 1911 г. - 16. Проповеди, обеты трезвости. [3. Л. 765-767].

ЛИТЕРАТУРА

1. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск: Тип. Иртыш. 1914. IV; 1250 с.

2. Азиатская Россия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Т. 1: Люди и порядки за Уралом. VIII; 526 с.

3. Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. 955 л.

4. Под сенью Байдарского общества трезвости: (с 1902 по 1909 г.). Курган: Б. и., 1909. 31 с.

5. Григорьев Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-93 гг. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1894. 79 с.

6. Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нём. СПб.: Изд. Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.

7. Вестник трезвости. СПб., 1909-1914.

8. Список населённых мест Тобольской губернии. Тобольск: Губ. тип., 1903. 341 с.

9. Атлас Азиатской России: Изд. Переселенческого упр. Главного упр. землеустройства и земледелия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Карты 24-28, 34.

10. Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества / Науч. ред. В.П. Зиновьев. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.

11. Труды / Всеросийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве 6-12 августа

1912 г. Пг.: Тип. Общ. распространения религиозно-нравственного просвещения. 1914. Т. 1; 1915. Т. 2.

12. Труды / Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1-3.

13. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕ-НАНД, 2008. 376 с.

14. Священномученик Андроник (Никольский, 1870-

1918), архиепископ Пермский. Творения. Тверь, 2004. Кн. II. Проповеди, обращения, послания. С. 159-164, 172-186. -иЯЬ: http://trezvenie.Org/files/books/1/andronik.pdf (дата обращения 02.03.2010).

15. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1913 г. СПб., 1914. 75 с.

16. Отчёт Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. 69 с.

17. К празднику трезвости в Тобольской епархии 3 июня

1913 г. [Тобольск]: Тип. Епархиального братства, 1913. 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.