Научная статья на тему 'Самокатегоризация как форма идентичности в социальных медиа'

Самокатегоризация как форма идентичности в социальных медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
305
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / САМОКАТЕГОРИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / MULTIPLE IDENTITY / SOCIAL MEDIA / YOUNG PEOPLE / SELF-CATEGORIZATION / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лисенкова А.А.

В современных условиях роста коммуникативных практик, расширения границ информационного пространства, скорости и плотности информационного потока люди все в большей степени склонны к поискам новых форм самокатегоризации в различных плоскостях и сферах повседневности. Особую роль в этом процессе сегодня занимают виртуальные сообщества в социальных сетях. В попытках самокатегоризации и самоопределения пользователи пытаются не только соотнести себя с классами аналогичных событий, объектов, действий, но и противопоставить собственные ценности, оценки, интересы, взгляды по отношению к «другим», параллельно включая себя в социум и выделяясь из него в качестве индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CATEGORIZATION AS A FORM OF IDENTITY IN SOCIAL MEDIA

In modern conditions of growth of communicative practices, expanding the boundaries of the information space, speed and density of information flow, people increasingly tend to seek new forms of self-categorization in different planes and spheres of everyday life. A special role in this process today belongs to a virtual community in social networks. In attempts of selfcategorization and self-determination, users try not only to identify classes of similar events, objects, actions, but to oppose their own values, assessments, interests, attitudes towards the "others", at the same time joining the society and dissociating from it as a personality.

Текст научной работы на тему «Самокатегоризация как форма идентичности в социальных медиа»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

А. А. Лисенкова

Кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурных технологий и туризма Пермского государственного института культуры

Anastasya A. Lisenkova PhD (Cultural Studies), Associate Professor of Socio-Cultural Technologies and Tourism, Perm State Institute of Culture

e-mail:Oskar46@mail.ru

УДК 316.77

Самокатегоризация как форма идентичности в социальных медиа

В современных условиях роста коммуникативных практик, расширения границ информационного пространства, скорости и плотности информационного потока люди все в большей степени склонны к поискам новых форм самокатегоризации в различных плоскостях и сферах повседневности. Особую роль в этом процессе сегодня занимают виртуальные сообщества в социальных сетях. В попытках самокатегоризации и самоопределения пользователи пытаются не только соотнести себя с классами аналогичных событий, объектов, действий, но и противопоставить собственные ценности, оценки, интересы, взгляды по отношению к «другим», параллельно включая себя в социум и выделяясь из него в качестве индивидуальности.

Ключевые слова: множественная идентичность, молодежь, социальные медиа, самокатегоризация, Интернет.

В условиях быстрого роста информационного потока, плотности и неоднородности информации трансформируются и видоизменяются коммуникационные технологии, изменяя формы и способы коммуникации и идентификации. Изменяется не только коммуникационно-информационное пространство, но и культура в целом.

Расцвет эпохи digital привел к совершенно новому контексту для формирования собственного «Я» и экспериментов с собственной идентичностью. Это повлекло за собой изменение баланса между

Как цитировать статью. Лисенкова А. А. Самокатегоризация как форма идентичности в социальных медиа // Ценности и смыслы. 2017.№ 3 (49). Стр. 28-34.

публичной и приватной сферами и сформировало принципиально новый процесс идентификации личности. Возросла концентрация внимания молодых людей на стиле жизни, увеличилась степень индивидуализации, стала более размытой грань между публичной и приватной сферами. У цифрового поколения виртуальная реальность стала частью жизни. Сегодня использование Интернета говорит о мобильности и успешности современного человека. Если человека нет в сети — его просто нет.

Виртуальный мир видится безграничным, свободным от запретов и границ, формируя запрос на новые идентичности с условными признаками, позволяя создавать множественные образы и играть с собственными идентичностями. Пользователь имеет возможность примерить различные идентичности, вступая в разные сообщества и группы, создавая различные аккаунты, играя с персональной идентичностью, моделируя и проектируя собственное «Я» в карнавальной смене масок, одновременно выступая производителем (творцом) и потребителем. Тем не менее, несмотря на стремление интернет-коммуникаций к кар-навализации, сетевому притворству, пользователи склонны отражать значимые для них социальные роли, приобретать и упрочивать социальные связи в своих аккаунтах, демонстрировать свой стиль жизни, структурируя объекты, явления, действия, события благодаря условной самокатегоризации.

Анонимность, легкость конструирования и презентации становятся дополнительным преимуществом и стимулом игры с идентичностью. При этом существуют «официальные» аккаунты в социальных сетях, которые достаточно точно отражают офлайн-идентичность и личность пользователя, а также создаются дополнительные альтернативные страницы для вариативности конструирования пользовательской идентичности. Со временем сетевая и реальная идентичности начинают взаимопроникать друг в друга, стимулируя рост коммуникационных возможностей благодаря освоению новых ролей. Эти роли органично приживаются не только в виртуальном пространстве, но и в реальных повседневных практиках.

Постоянный рост пользователей сетевых сообществ происходит за счет привлекательности быстрых коммуникаций. Социальные сети позволили резко расширить круг общения и повысить его плотность и интенсивность. Коммуникации в виртуальном пространстве по количеству контактов и связей превосходят любой круг общения в рамках

любой группы офлайн. Изменился характер социального взаимодействия, характер отношений человека с миром. Коммуникация в сети, в отличие от привычных офлайн-практик, децентрализована и полицентрична, инкультурация происходит в соответствии с заданными в сообществах правилами и нормами, проявляясь в усвоении традиций, норм, паттернов поведения данного онлайн-сообщества.

В последние десятилетия общение в социальных сетях трансформировалось из периферического в главный способ интернет-коммуникации, став одним из мощнейших механизмов социального взаимодействия и управления. Но, несмотря на это, сетевая активность в группах редко переходит в реальный мир, становясь заменой живому общению. Происходит размывание границ виртуального и реального.

Важным фактором привлекательности объединения людей в виртуальных сообществах в современном, постоянно меняющемся, стрессо-генном мире становится поиск «своих», принадлежность к различным сообществам, созвучным собственным взглядам и интересам, размежевание с «другими / чужими». Человек ищет единомышленников, себе подобных, ожидая социальной оценки и поддержки. Желание принадлежать к какому-либо сообществу, быть другом повышает самооценку и собственный рейтинг в глазах других пользователей, для социализации которых этот аспект является чрезвычайно важным.

Общение и поиск друзей стали превалирующим мотивом для использования социальных сетей у молодежи «цифрового поколения». Сегодня молодые люди именно в сети проходят первичную социализацию, экспериментируя с ролями и статусами. Социальные сети навсегда изменили представления о потенциальных возможностях идентификации личности в интернет-пространстве.

По данным ВЦИОМ [3], Сеть сегодня является источником новостей для 62% 18-24-летних молодых людей. Социальную сеть «ВКонтакте» используют 86% пользователей Интернета в возрасте 18-24 лет. Они являются самой активной, но и самой незащищенной, восприимчивой группой, максимально использующей информационные ресурсы.

По мнению К. Хафнера, в эпоху всеобъемлющей дигитализации повседневности и социальных отношений актуализируется со-конструирование идентичности в виртуальном пространстве. Множественность и размытость персональной идентичности (текучая, коллажная, мозаичная идентичность) в обществе подталкивает индивида к поиску

своих, защищенных групп [7]. Наиболее очевидно и ярко эта тенденция прослеживается в молодежных комьюнити. В условиях длительной турбулентности всех процессов люди пытаются объединиться вокруг привычных им источников идентичности — национальных, культурных, религиозных, гендерных и т.п.— в поисках новых идей, смыслов, доверительного круга «своих», в стремлении встроиться в современный плотный информационный мир.

Молодые люди, активно включенные в пространство социальных медиа, в гораздо большей степени адаптированы к изменениям внешней среды электронно-цифрового общества. Они более активны и демонстрируют инновационное поведение, проще и быстрее ориентируются во внешней среде, принимают решения. Поведенческие паттерны все чаще усваиваются в виртуальном пространстве, транслируя в последующем этот опыт и образы в офлайн-практики.

По мнению У Гассера и Д. Пэлфри, «дети цифровой эры» («цифровые аборигены») проводят большую часть своей жизни в сети Интернет и не делают различия между жизнью в Сети и вне ее. Представители цифрового поколения не воспринимают свою идентичность в цифровом и реальном пространствах как нечто обособленное; они считают, что их идентичность представлена сразу в нескольких пространствах» [5, с. 11]. Это открывает колоссальные возможности самореализации, но здесь кроется и опасность: подобная открытость рождает возможности для манипулирования и обмана. Информация становится средством и технологией манипулирования, подталкивающими к формированию новых ценностных установок и стереотипов. «Это система, в которой сама реальность (т.е. материальное / символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [1].

Интернет для подрастающего поколения — главный источник информации. При этом отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, подверженность радикальным сиюминутным идеям, максимализм, неспособность прогнозировать последствия собственных действий и решений несет в себе опасность быть вовлеченными в противоправные отношения.

Сложно представить сегодня активного молодого человека, не исполь-

зующего возможности информационные, коммуникативные) глобальной сети. Использование Интернета говорит о мобильности и успешности. Сети позволяют безгранично расширять круг общения, привлекать внимание, добиваясь социального одобрения. Напротив, молодые люди, исключенные из глобального пространства, ощущают неравенство и социальную стратификацию, что порождает информационное неравенство и дивергенцию отдельных социальных групп.

Как отмечают Д. Тапскотт и Э. Уильямс, «вместо того чтобы пассивно поглощать продукты массовой культуры, представители сетевого поколения проводят время в поиске, чтении, исследовании, идентификации, сотрудничестве и процессе организации (чего угодно — начиная от музыкальных МР3-файлов и заканчивая акциями протеста). Интернет превращает жизнь в постоянное массовое сотрудничество, что безумно нравится этому поколению. Они даже не могут представить себе жизнь, в которой граждане не имеют инструментов для критического осмысления, обмена точками зрения, уточнения, идентификации или разоблачения обмана. Если их родители были пассивными получателями информации, молодые люди являются активными создателями медийного контента и испытывают страсть к взаимодействию» [6, с. 127]. Безусловно, эти процессы открывают новые возможности перед подрастающим поколением. Но, кроме неоспоримых достоинств и возможностей вхождения в коммуникационное пространство, существует и ряд опасностей и противоречий. Уходя с улицы, молодые люди формируют новый тип «комнатной культуры» [4, с. 173]. Исходя из данных опроса, проведенного И. А. Новиковой и Т. С. Юзефович [2, с. 286], можно сделать вывод, что молодежь (главные пользователи сетей) эмоционально нестабильны и склонны к подчиняемости в межличностных отношениях. Они ощущают себя крайне уязвимыми, т.к. у них нет навыков критического анализа получаемой информации, и это позволяет использовать различные способы воздействия на данную группу и манипулирования ей.

Конструируя сетевой образ, молодые люди склонны к упрощению и эстетизации реальных событий, достраивая образы до тех границ, когда они будут выглядеть привлекательно. Одобрение в виде «поглаживаний» (лайков или репостов) является основным стимулом для действий многих пользователей в виртуальном пространстве.

Социальные сети становятся каналами социальной разрядки, т.к. пользователи выплескивают в них отражение своих переживаний,

эмоций, получая одобрение со стороны групп друзей. На личных страницах в Сети происходит не только самопрезентация пользователей и управление впечатлениями о себе, но и конструирование собственной идентичности через рассказ о себе (своих впечатлениях, опыте, действиях, отношениях, успехах). Данная (нарративная) идентичность не рождается сама собой в процессе социализации и инкультурации, а часто конструируется специально с тем, чтобы быть презентованной другим.

В этом кроется принципиальное противоречие, т.к., несмотря на возможность эксперимента с собственной идентичностью, создаются сложности с самокатегоризацией. В современных условиях роста коммуникативных практик, расширения границ информационного пространства, скорости и плотности информационного потока люди (особенно молодежь) все в большей степени склонны к поискам новых форм самокатегоризации в различных плоскостях и сферах повседневности.

В попытках самокатегоризации и самоопределения, так называемой «народной таксономии» (фолькосомии), пользователи пытаются не только соотнести себя с классами аналогичных событий, объектов, но и противопоставить собственные ценности, оценки, интересы, взгляды по отношению к «другим», активно используя хэштеги и таким образом параллельно включая себя в социум и выделяя из него, конструируя собственную идентичность и репрезентуя себя цифровому миру.

В итоге индивид становится включенным в колоссальный информационный поток, с одной стороны, близкий заданным интересам, с другой стороны, открытый для различных способов и технологий воздействия и манипулирования. Например, хэштеги «#» позволяют сформировать информационную волну по заданным темам, давая возможность пользователю соотносить свои события, высказывания с аналогичными действиями других, становясь частью большой общности, объединенной в рамках единых тем. Это позволяет влиться в беседы и информационные потоки на любом этапе и в любом месте, что имеет под собой разные основания и цели пользователей. И чем выше напряженность и нестабильность в обществе, тем больше потребность людей в самокатегоризации, в нахождении своих и сплочении вокруг знакомых и понятных символов, тем, событий. Эта тенденция, в зависимости от умения критически анализировать окружающее пространство, приводит к разнообразным последствиям — от агрессии по отношению к «другим» к агрессии, направленной на самого себя, порождая все

большую дивергенцию и сегрегацию в обществе.

Активные пользователи Сети — молодые люди оказались в многомерном сложном коммуникационном пространстве. Родители (старшее поколение), к сожалению, из-за отсутствия необходимых умений и навыков далеко не всегда способны оказать влияние на детей и научить их критически анализировать окружающую информацию. Поэтому многие не могут адекватно оценить опасность и последствия вхождения в те или иные группы, что часто приводит к печальным последствиям, вплоть до отказа от социального взаимодействия в реальном мире. Итогом может стать вхождение в криминальные группы и подростковые суициды.

Сегодня перед обществом стоит чрезвычайно актуальная и сложная задача — найти приемлемые формы и пути обучения молодежи критическому анализу, умению видеть элементы манипулирования, владеть навыками взаимодействия с различными группами людей, понимать мотивы и способы общения. Это возможно только в условиях образования, просвещения и минимизации информационного неравенства.

Литература

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под научной ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 606 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php (дата обращения: 11.01.2017).

2. Новикова И. А., Юзефович Т. С. Индивидуально-личностные особенности пользователей разных социальных сетей // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сб. научн. ст. / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. 443 с.

3. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в Сети. Данные ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3084. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236 &uid=115657 (дата обращения: 26.12.2016).

4. Омельченко Е. Смерть молодежной культуры и рождение стиля «молодежный» // Отечественные записки. 2006. № 3. C. 173-174.

5. Пэлфри Дж., Гассер Урс. Дети цифровой эры / пер. с англ. Н. Яцюк. М. : Эксмо, 2011. 368 с.

6. Тапскотт Д., Уильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все / пер. с англ. П. Миронова, Г. Василенко. М. : BestBusinessBooks, 2009. 392 с.

7. Discourse and digital practices: Doing Discourse Analysis in the Digital Age / Eds. R. H. Jones, A. Chik, C. A. Hafner. L.—N.Y. : Routledge, 2015. XII, 250 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.