12. Прекрасное далеко: убытки новостного портала «Медуза» превысили €1 млн и заставили пересмотреть бизнес-план [Электронный ресурс]. - URL: habr.com/ru/ post/300824/ (дата обращения: 11.03.19).
13. Советский энциклопедический словарь [Текст] / ред. А. М. Прохоров. - М., 1988. -1599 с.
14. Стровский, Д. Л. Еврейская тема в советской журналистике [Текст] / Д. Л. Стровский // Вопросы журналистики. - 2018. - № 3. - С. 73-127.
15. Топ-30 СМИ - Интегральный рейтинг цитируемости в СМИ и соцмедиа, сентябрь 2017 года [Электронный ресурс]. - URL: raec.ru/live/member/9846/ (дата обращения: 11.03.19).
Карпов Владислав Андреевич - студент второго курса факультета журналистики Томского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Каминский Петр Петрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Томского государственного университета.
Электронная почта: [email protected]
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10126 в. О. Крекотнева
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск (Россия)
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
В данной статье рассматривается развитие медиаобразовательной науки и способы её интеграции в современное школьное образование. Работа медиапедагога в школе актуальна не только во внеурочной деятельности, так как медиатехнологии широко используются на уроках по любому предмету. Это позволяет ученикам обучаться медиаграмотности со школьных лет, что необходимо любому современному человеку.
Ключевые слова: медиакоммуникация, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобразование, медиапедагог.
Развитие медиаобразовательной науки напрямую связано с развитием информационных сфер общества. Современный человек не может представить свою жизнь без технологий: Интернет, социальные сети, гаджеты доступны каждому. В связи с этим развитием возникает необходимость в дополнительных сведениях о том, где находить информацию, по каким критериям осуществлять её отбор и анализ, каким источникам отдавать предпочтение как более достоверным, как обезопасить личные данные в сети. По мнению В. Б. Смирнова, «массмедийные знания <...> будут способствовать более разборчивому, со знанием дела и «аппетитному» поглощению» [8. С. 140].
Действительно, главная цель средств массовой информации - воздействие на зрителя, слушателя или читателя. Способность понимать главные принципы организации работы СМИ и осознанно воспринимать полученную информацию необходимы современному обществу [1. С. 22].
Медиаобразование стремительно развивается как самостоятельная наука. Это связано с необходимостью создать связь между средствами массовой информации и потребителем. По мнению С. Л. Страшнова, автора учебного пособия «Основы массового медиаобразования», медиаграмотность, необходимая каждому человеку, «предполагает овладение объемной информационной культурой, выражающейся в умении пользоваться новейшими технологиями; навыках свободной ориентации в конкретных изданиях, каналах, сайтах; выработке иммунитета к различным медиаманипуляциям; а также развития некоторых творческих способностей, необходимых, в частности, для ведения интерактива» [9. С. 11]. Каждый человек, просматривая и комментируя новости и публикации, предоставляемые медиасредой, становится участником медиакоммуникации. Он выбирает только необходимые ему источники информации, становится участником только той коммуникации, которая для него актуальна и интересна [3]. СМИ в современном обществе сохраняют свою главную цель - воздействие. В современном обществе это воздействие расширилось и обрело новые формы: любая официальная новость, опубликованная экспертами, способна распространиться на просторах Интернета, обрастая новыми сведениями и деталями, а читатель, оставляя комментарий, сам становится автором материалов или их источником.
В области медиаобразования проводилось немало исследований, в результате которых было признано, что «медиатексты разных видов и жанров представляют собой уникальный материал для развития творческих, интеллектуальных способностей и нравственных, эстетических качеств личности» [7. С. 143]. Сильное эмоциональное воздействие оказывают аудиовизуальные медиатексты. Это происходит путём демонстрации развернутого во времени процесса становления смысла. Людям необходимо быстро получить информацию самым наглядным и доступным образом, поэтому появление новых жанров и форм, а также приобретение популярности привычных медиатехнологий обусловлено именно этим фактором. В зависимости от целей и потребностей участники коммуникации сами отбирают необходимые для них источники и виды медиапродуктов.
Такими участниками медиакоммуникации являются дети и подростки. В школьной программе нет такого предмета, как медиаобразование. Безопасность в Интернете, минимальные сведения о медиаграмотности и медиакоммуникации обучающиеся узнают на уроках информатики в сжатом виде. Большая часть работы с детьми в области медиа происходит во внеурочной деятельности: на журналистских кружках, в работе школьных пресс-центров.
Пресс-центры активно развиваются на площадках многих школ нашей страны. Их участники становятся не просто потребителями масс медиа, но и создателями. Примеряя на себя разные роли, выбирая наиболее интересные, ученик не просто развивает свои творческие способности, реализует свои цели и развивается как личность, но еще и становится активным участником медиакоммуникации. Но этого недостаточно для медиаобразования.
Современные образовательные стандарты чётко определили цели и задачи образования: должны быть созданы максимально комфортные условия для всестороннего развития личности. Это возможно при межпредметных взаимосвязях, а также технологизации образования, без которых неосуществимо воспитание и грамотное обучение современного человека. Информационно-коммуникационные формы обучения во взаимосвязи со всеми технологиями и методами способствуют технологизации образования, а значит, позволяют увеличить учебную мотивацию у школьников, вызвать их всеобщий интерес к самостоятельному получению образования путём использования различных источников [4]. Информационные технологии обучения - это педагогические технологии, использующие специальные программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [2. С. 22].
Технологии встраиваются в учебный процесс. Они выполняют функцию иллюстративного материала, используются в качестве источников информации, а также демонстрируют способы её обработки и использование в своей деятельности. Таким образом, информатизация становится важнейшей частью реформы образования, однако она не просто используется как техническое средство обучения. Учебный процесс в современной школе становится эффективным благодаря разработке и применению дидактических принципов, методических приёмов и средств в образовании [4]. «Социальныйзаказ обществатребуетвыпускника, владеющегоосновнымикомпетенциями и информационно-коммуникационными технологиями, готового применить полученные знания, умения на практике (в жизни и профессиональной деятельности)» [4. С. 5].
Система обучения современных школьников за последние годы изменилась. Развитие медиатехнологий сделало их доступными для использования на уроках по любому предмету. Появление электронных учебников и дистанционного образования значительно расширяют возможности в этой сфере. Согласно заключению исследователей, так как «восприятие человека полимодально, то есть включает результаты работы нескольких анализаторов, можно утверждать, что для обеспечения полноты восприятия необходимо сочетание вербально-логической формы с образной, текстовое изложение - с графическим представлением, зрительное восприятие - с практическими действиями» [5. С. 55]. В связи с данными сведениями проблема развития творческих способностей учеников и развитие их критического мышления может быть решена с применением медиатехнологий.
Главное преимущество медиа - это интерактивность и доступность. Информация различного типа интегрируется в один информационный продукт: текст, графика, музыка, видео, анимация взаимодействуют и пересекаются. Применение этого продукта на уроке способствует развитию ассоциативных связей и творческого мышления. По данным исследований, такой урок «надо рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создать наглядные и информационно более насыщенные уроки» [6. С. 68]. Грамотно составленная и широко применимая мультимедийная презентация позволяет реализовать принципы наглядности, интегративности, проблемности, связи теории с практикой, индивидуализации. На всех этапах урока любого типа мультимедийные средства увеличивают возможности усвоения материала. И этими средствами являются не только презентации.
Новейшие медиа, такие как социальные сети, в последние годы активно приобретают популярность у молодежи. Информация в них представлена в «более живом и человеческом формате, чем традиционное освещение, предлагаемое ведущими телеканалами» [10. С. 83]. Социальные сети ^оиШЬе, Instagram, ВКонтакте и другие) невероятно интерактивны, а их главное преимущество - наличие обратной связи. Являясь бесконечным источником любой информации в общем доступе, социальные сети не ограничиваются просмотром постов, видеороликов и публикаций. Каждый пользователь становится участником коммуникации, способным оставить комментарий и, зачастую, имеет возможность не только дать свою оценку, но и лично пообщаться с автором. Двусторонняя связь расширяет возможности интернет-технологий. И в этом прослеживается связь с современным уроком.
Современный урок предполагает самостоятельность и осознанность ученика, который не получает знания в готовом виде, а сам добывает информацию, формулирует цели и задачи, учитель при этом является лишь посредником, он указывает на возможные источники и формы для обучения. Обучающиеся являются не просто слушателями и объектами для получения знаний от учителя, они сами субъекты образовательного процесса.
Используя в пространстве урока медиатехнологии, учитель, обладая необходимыми компетенциями, преследует не только образовательные и воспитательные цели, он также
развивает необходимые для человека, живущего в современном мире, качества в трех направлениях: медиаграмотность, медиакомпетентность и медиабезопасность.
Несмотря на все достоинства медиатехнологий, существует масса их недостатков. Это связано с огромным количеством предоставляемой информации, недостоверностью источников, неумением отбирать сведения и грамотно их использовать в какой-либо деятельности. Любой пользователь имеет возможность стать автором статьи, опубликовать свои фотографии и видеоролики, создать блог. Не все авторы являются компетентными в той области, которую они выбрали, кроме того, отсутствует цензура и редактура. Вся информация общедоступна. Молодые люди, являющиеся целевой аудиторией социальных сетей, не обладая медиаграмотностью и не зная о медиабезопасности, попадают под негативное влияние некачественного контента. Возникает необходимость в получении специального образования в этой сфере. Учитель, использующий на своём уроке медиатехнологии, становится медиапедагогом, направляющим и наставляющим молодое поколение.
Таким образом, нельзя не отметить радикальное изменение в образовательной среде, важное место в которой занимают информационные технологии. Их использование необходимо для реализации целей образования, так как они обладают интерактивностью, доступностью, «живой» подачей материала и необычными формами его организации.
Однако не следует забывать, что основные достоинства медиатехнологий, такие как: общедоступность, огромное количество информации и возможность стать активным участником взаимодействия - приводят к появлению ряда сложностей, с которыми нужно работать медиапедагогам. Обучая людей в направлении медиабезопасности и медиаграмотности со школьных лет, учитель помогает получить практико-ориентированные знания, необходимые не только для получения образования, но и для успешной жизни в будущем.
Список литературы
1. Засурский, Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004 [Текст] / Я. Н. Засурский. - М. : МГУ, 2004. - 220 с.
2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. - 4-е изд. - М. : Академия, 2008. - 187 с.
3. Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента [Электронный ресурс] / К. А. Карякина - 2010. -№ 1. - URL: http://www.mediascope.m/актуальные-формы-и-модели-новых-медиа-от-понимания-аудитории-к-созданию-контента (дата обращения: 20.03.2019).
4. Наумова, Т. А., Иванова, Ю. В. Информационно-коммуникационные технологии в контексте практико-ориентированного обучения литературе [Текст] / Т. А. Наумова, Ю. В. Иванова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 8. -С. 12-18.
5. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. институтов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.; под ред. В. Д. Шадрикова. - М. : Просвещение, 1990. - 142 с.
6. Салихов, И. Ш. Педагогические условия применения новых информационных технологий в развитии творческих способностей старшеклассников: на примере преподавания физики в школе: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И. Ш. Салихов. - Казань, 2007. - 174 с.
7. Сальный, Р. В. Медиаобразование: проблемы и пути решения [Текст] / Р. В. Сальный // Медиаобразование. - 2012. - № 3. - С. 139-144.
8. Смирнов, В. Б. Актуальные проблемы современного отечественного медиаобразования [Текст] / В. Б. Смирнов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - Волгоград, 2010. - № 9-8. -С. 127-135.
9. Страшнов, С. Л. Основы массового медиаобразования [Текст] / С. Л. Страшнов. -Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 2009. - 174 с.
10. Фокин, А. А. Эпоха интернет-визуальности: Youtube, Instagram, gif, coub [Текст] / А. А. Фокин // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 2 (23). - С. 80-85.
Крекотнева Вероника Олеговна - магистрант второго курса заочного отделения направления «Педагогическое образование: медиаобразование» Новосибирского государственного педагогического университета.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Маркасов Максим Юрьевич - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.
DOI 10.24411/2070-0717-2019-10127
Е. А. Марсавина
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
СТУДЕНЧЕСКОЕ РАДИО В МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИИ «КАКТУС» НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА И РАДИО «ДИКТУМ» ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
В данной статье рассматриваются студенческие радиостанции с точки зрения их медиаобразовательного потенциала. Автор исследования анализирует работу двух успешных радиопроектов - студенческой радиостанции Новосибирского государственного университета («Кактус») и радио факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Ключевые слова: медиабразование, радиовещание, учебное радио, радиовещательные СМИ, студенческое радио.
На сегодняшний день СМИ являются высокоэффективными социальными институтами, оказывающими большое влияние на личностное и профессиональное становление человека. Одним из таких СМИ является студенческое радио. Его можно назвать уникальным медиа, так как при создании радиопрограмм студенты принимают участие в практико-образовательной деятельности: они могут совершенствовать свои профессиональные навыки, если радиостанция прикреплена к кафедре или факультету журналистики, коммуникативные и творческие способности, которые необходимы в любом возрасте, для любой профессии [5. С. 62].
Необходимо отметить, что студенческие радиостанции с каждым годом претерпевают ряд положительных изменений, как в технологическом, так и в образовательном плане. Студенческие радиовещательные СМИ участвуют в процессе социализации современной российской молодежи, а также оказывают существенное воздействие на формирование мировоззрения молодых людей [3. С. 3].