Научная статья на тему '«Медиазона» как СМИ политической оппозиции: контент, стратегии влияния'

«Медиазона» как СМИ политической оппозиции: контент, стратегии влияния Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1492
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая оппозиция / оппозиционные медиа / пропаганда / портал «Медиазона».

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карпов Владислав Андреевич

В статье анализируется жанровое и тематическое своеобразие интернет-издания «Медиазона», созданного в 2014 году как правозащитное, но известное как новостное и общественно-политическое. В ходе анализа вскрываются манипулятивные стратегии, которые используют авторы издания, и уточняется его типологическая ниша в современной системе российских СМИ – политическое издание оппозиционной направленности, решающее пропагандистские задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Медиазона» как СМИ политической оппозиции: контент, стратегии влияния»

6. Петрова, Л. Н. Дидактические условия дифференциации обучения младших школьников по особенностям восприятия учебного материала: дис... канд. пед. наук [Текст] / Л. Н. Петрова. - Москва, 2017. - 158 с.

7. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] / Е. Е. Сапогова. - М. : Аспект пресс, 2009 - 460 с.

8. Фатеева, И. А. Актуальные проблемы медиаобразования: [Текст] : учеб. пособие / И. А. Фатеева. - Челябинск : Изд-во Челябинского государственного университета, 2015. - 129 с.

9. Федоров, А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура [Текст] / А. В. Федоров // Высшее образование в России, 2005. - № 6. - 124 с.

10. Широбокова, Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков [Текст] / Т. С. Широбокова // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 2 (18). -С. 2-14.

Ершова Елена Евгеньевна - МБУДО ДДК «Ровесник», 11 класс.

Научный руководитель: Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10125 В. А. Карпов

Томский государственный университет

Томск (Россия)

«МЕДИАЗОНА» КАК СМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ: КОНТЕНТ, СТРАТЕГИИ ВЛИЯНИЯ

В статье анализируется жанровое и тематическое своеобразие интернет-издания «Медиазона», созданного в 2014 году как правозащитное, но известное как новостное и общественно-политическое. В ходе анализа вскрываются манипулятивные стратегии, которые используют авторы издания, и уточняется его типологическая ниша в современной системе российских СМИ - политическое издание оппозиционной направленности, решающее пропагандистские задачи.

Ключевые слова: политическая оппозиция, оппозиционные медиа, пропаганда, портал «Медиазона».

Политическая оппозиция и оппозиционные медиа: к постановке проблемы

По определению энциклопедической литературы, политической оппозицией принято называть «противодействие, сопротивление (какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам)», а также «партию или группу, выступающую вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением, ведущую политику противодействия» [13. С. 932]. Оппозиционная деятельность ведется в том числе средствами пропаганды. Под пропагандой понимается распространение политических идей с целью формирования у общества определенного мировоззрения [13. С. 1069]. В анализе пропаганды, по Т. Ф. Мысовой, должны учитываться такие ее составляющие, как:

1) субъект пропаганды (какая-либо социальная группа, распространяющая свои идеи);

2) содержание пропагандистского сообщения (включая методы и приемы воздействия);

3) объект воздействия (группа лиц, на которых направлена часть пропаганда) [10. С. 162]. В этом контексте принято говорить об «оппозиционных медиа», осуществляющих пропагандистское воздействие на общество в рамках решения задач политической борьбы.

По мнению Е. В. Гроздовой, подлинно оппозиционные СМИ в России появляются в период с 1900 по 1917 годы, когда большевики находились в оппозиции к царской власти и издавали газеты «Правда», «Искра», «Рабочий», «Вперед» [7. С. 19]. В отличие от революционных СМИ прошлого, сегодняшние оппозиционные СМИ являются важнейшим инструментом реализации ненасильственного протеста против политики правительства [6. С. 3]. Директор Центра экстремальной журналистики О. В. Панфилов определяет оппозиционную прессу как «из номера в номер публикующую хвалебные статьи по поводу тех людей, которых она идеологически поддерживает, и критические статьи в адрес власти» [11. С. 1]. И. Г. Катенева выделяет такие отличительные признаки оппозиционных изданий, как концентрация информационной политики на политической антипропаганде (дискредитация представителей действующей власти), а также особый стиль общений с целевой аудиторией (манипуляция читательским сознанием реализуется в материалах, посвященных не только вопросам политики и экономики, но и публикациях о спорте, культуре и т. д.) [8. С. 83].

В современном мире оппозиционными могут считаться не только издания политических объединений, но и широкий спектр непартийных общественно-политических медиа. Особенно зримо это воплощается в современной России, где нет публичной политики в классическом понимании этого слова, как нет и полностью независимых СМИ. По мнению Е. В. Гроздовой, к сегодняшнему дню в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда почти вся политическая сфера считает себя оппозиционной по отношению к действующей власти, и в то же время подавляющее большинство политических структур не является реальной оппозицией [6. С. 5].

ОппозициявРоссии,поклассификацииН.П.Бахтинова, подразделяетсяна«системную», которая сотрудничает с правящей партией («Единой Россией»), правительством и представлена в различных органах власти (Госдуме, региональных органах власти и т. д.), и «внесистемную» оппозицию, не включенную в систему представительной власти. Так как последняя не имеет возможности выражать свои идеи с парламентской трибуны, она вынуждена доносить их на улице или через оппозиционные медиа [4. С. 29].

Оценивая деятельность таких «внесистемных» медиа, нельзя не обойти вниманием их убыточность. Например, как сообщает издание «Defi.lv» со ссылкой на годовой отчет компании, убытки латвийской фирмы «Medusa Project» по итогам 2015 финансового года составили 1,13 миллиона евро [12. С. 1], а чистый убыток компании ООО «ЗП», учредителя «Медиазоны», по данным сервиса «kartoteka.ru», составил 3,2 миллиона рублей [1. С. 1]. Некоторые из таких медиа, позиционирующих себя как институт гражданского общества, пытаются выживать за счет пожертвований аудитории (в 2017 году о старте сбора пожертвований объявила «Медиазона» [1. С. 1], а в 2018 на пожертвования стала частично существовать «Новая газета» [3. С. 1]), некоторые существуют за счет грантов негосударственных фондов, получающих финансирование из-за рубежа. Последнее подтверждает, что в своей антиправительственной риторике они также являются ангажированными, в той же степени пропагандистскими, что и прогосударственные медиа. Это делает особенно актуальным исследование не только их идеологической позиции, но и пропагандистских стратегий, используемых в целях прямого воздействия на общественное сознание, манипулирования им.

Правозащитная журналистика в контексте оппозиционных СМИ

М. Г. Мельник определяет правозащитную журналистику как отдельную сферу журналистской деятельности, цель которой - восстановление нарушенных прав и свобод

человека и гражданина [9. С. 14]. Речь здесь идет о соблюдении таких естественных прав человека, закрепленных во Всеобщей декларации, как право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или произвольным арестам [5. С. 382]. Исторически такая журналистика формируется в нашей стране изначально как оппозиционная, поскольку в нарушении прав человека, как правило, оказывается виновным государство.

История правозащитной журналистики в России начинается с диссидентского движения в СССР. В период застоя возникает самиздатовская литература, внешний вид которой был более чем скромным и напоминал скорее информационные бюллетени правозащитного содержания. Среди них выделялся периодический бюллетень «Хроника текущих событий», в каждом номере которого появлялась рубрика «Политические репрессии». Профессор Д. Л. Стровский называет «Хронику» по сути единственным источником информации об этих фактах в конце 1960-х годов [14. C. 111].

Современные правозащитные СМИ освещают такие темы, как: 1) преследования руководителей крупного бизнеса и защита их прав; 2) вмешательство государства в работу СМИ; 3) нарушение права на свободу слова в СМИ; 4) нарушение прав этнических меньшинств; 5) антисемитизм; 6) нарушение прав военнослужащих в армии; 7) юридические аспекты службы в армии и консультации молодежи призывного возраста о возможности освобождения от военной службы; 8) издевательства и избиения заключенных в тюрьмах; 9) нарушение прав человека российскими властями и силовыми структурами в зонах контртеррористических операций; 10) «шпионские» дела ученых и журналистов; 11) защита свободы совести и вероисповедания [9. С. 19].

Особенностью современной правозащитной журналистики является также то, что чисто гражданские, гуманитарные задачи все больше становятся политическими, а под правозащитную журналистику мимикрируют собственно политические медиа оппозиции. В их числе мы можем назвать интернет-издание «Медиазона».

«Медиазона»: от правозащиты к пропаганде

Сегодня «Медиазона», основанная в сентябре 2014 года, одно из самых цитируемых медиа в стране (по данным «Brand Analytics» за сентябрь 2017 года, «Медиазона» заняла 30 место по цитируемости среди всех российских медиа [15. С. 1]). Издание позиционирует себя как новостное, аналитическое и публицистическое медиа «с акцентированием на судебные, правоохранительные органы и пенитенциарную систему России, а также различные проявления преследований граждан России за их политические взгляды со стороны органов правопорядка». Таким образом, «Медиазона» на риторическом уровне обозначает свою миссию как защиту прав заключенных и гражданских активистов. Такая ориентация связана с тем, что вообще своим появлением это медиа обязано правозащитной организации «Зона права», информационной поддержкой которой занималось с самого начала. Екатерина Винокурова, специальный корреспондент «Znak.com», называет причиной появления «Медиазоны» то, что в России «действия правоохранительных органов и судебные решения начали формировать львиную долю информационной повестки» [2. С. 1].

Для осмысления типологического статуса (правозащитное / информационное / общественно-политическое / оппозиционное) и целевого назначения, миссии издания был проведен контент-анализ (метод сплошной выборки) публикаций «Медиазоны» за октябрь 2018 года (всего 302 материала) в аспектах используемых жанровых форм и тематики.

В ходе анализа было выявлено, что «Медиазона» в своей политике претендует на полноту и объективность создаваемой информационной картины. Это отражается в жанровом репертуаре, когда подавляющее большинство публикаций подготовлено в информационных жанрах журналистики (279 публикаций). Как правило, это заметки,

содержащие в себе безоценочные и эмоционально нейтральные сообщения о фактах, складывающихся в широкую панораму современной действительности. Аналитических жанров, предполагающих осмысление и оценку не фактов, а явлений, куда как меньше, порядка пяти процентов от общего массива сообщений.

С другой стороны, издание проявляет вполне прозрачную предвзятость в обращении с информацией, что проявляется в принципах отбора фактов, тематических предпочтениях «Медиазоны».

Наиболее крупным тематическим пластом, к которому относится треть всех материалов «Медиазоны», является тема «Резонансные не политические дела» (104 публикации). Сюда включены сообщения об уголовных и административных делах, возбужденных в России, обстоятельства которых представляются редакции абсурдными (как, например, новость о сотрудниках ФСИН, покупавших наркотики в Интернете). То обстоятельство, что «Медиазона» не в силах вести полноценную криминальную хронику и даже не претендует на это, позволяет говорить о том, что такие сообщения преследуют не цель простого информирования, а формируют в целом негативную картину российской действительности, трансформирующуюся в мир безвластия и беззакония.

Второй по количеству блок публикаций иллюстрирует тему «Произвол силовиков» (всего 54 материала). Сюда мы относим сообщения о противоправных действиях сотрудников полиции, ФСБ, ФСИН и других «силовых» структур, а также внеправовых решениях судов. Сразу 13 публикаций за месяц сообщают о пытках заключенных в тюрьмах или подследственных в СИЗО: уже привычными для читателей «Медиазоны» стали материалы о пытках подозреваемых электрошокером или с помощью «ласточки», когда человек подвешивается в неудобном положении без возможности двигаться. Эта тема является в данном СМИ одной из важнейших, поскольку издателем «Медиазоны» является Петр Верзилов, арт-активист и муж Надежды Толоконниковой, участницы скандальной группы «Pussy Riot», осужденной за «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя в 2012 году и после освобождения заявившей о создании «Зоны права», организации, призванной защищать права заключенных. Наиболее заметной публикацией на тему нарушения прав заключенных стала статья А. Ясеницкой и М. Литаврина о бунте в подростковой колонии в Можайске и его последствиях. В целом, публикации этого тематического блока достраивают образ России как полицейского государства, где силовики имеют право практически на любые методы работы и, судя по рассказам героев текстов «Медиазоны», не боятся ими пользоваться.

Далее по количеству публикаций стоят темы «Законотворчество в РФ» и «Коррупция». Здесь внимание сосредоточено в основном на законах, которые в обществе принято называть «репрессивными» (яркие примеры - статьи 282 и 148 УК РФ). Подробно анализируется правоприменительная практика по составам преступлений «экстремизм» и «оскорбление чувств верующих». Уголовные дела по этим статьям прямо оцениваются авторами как нечто абсурдное, противоречащее здравому смыслу (как в деле иркутского анархиста, которого судили за показанный в сторону храма на фотографии средний палец). Читатели узнают и о только готовящихся законопроектах, например, направленных на ограничение свободы слова (штрафы за «массовые однотипные уведомления о проведении митингов» или предложение о запрете спутникового Интернета в России как «угрозы госбезопасности» страны). Если такие сообщения создают образ государства, которое держится на запретах и ограничениях, публикации, затрагивающие темы коррупции, должны засвидетельствовать несостоятельность и плохую работоспособность государственного механизма.

Еще одной крупной темой является «Преследование оппозиционеров», куда входят как материалы об уголовных и административных делах против оппозиционных активистов, так и жесты устрашения (вроде клеток с овцами напротив редакции «Новой газеты»).

Эпизодически приводятся сообщения о деятельности террористического подполья, войне в Сирии, неудачах российской дипломатии и произволе влиятельных людей.

Выводы

Таким образом, «Медиазону» можно определить как квазиинформационное и отнюдь не правозащитное издание. Перед нами чисто пропагандистский проект, использующий для достижения политических целей манипуляцию, т. е. скрытое воздействие на общественное мнение. Цель «Медиазоны» - формирование негативной идентичности россиян путем создания отрицательной картины современной российской действительности, образа путинской России как коррумпированного полицейского государства, систематически покушающегося на права и свободы граждан, государства, которое не справляется со своими функциями и озабочено только поддержанием собственных привилегий. При этом материал для таких обобщений дает сама российская действительность, а эмоциональный протест, который возникает у читателей, должен быть канализирован в общее действие, протест политический.

Список литературы

1. «Медиазона» начала сбор пожертвований с читателей [Электронный ресурс]. -URL: vedomosti.ru/technology/articles/2017/12/04/744102-mediazona (дата обращения: 11.03.19).

2. «Место журнала "Афиша" заняла "Медиазона"» [Электронный ресурс]. - URL: znak.com/2015-12-23/glavnye_sobytiya_i_trendy_rossiyskih_media_v_2015_godu (дата обращения: 11.03.19).

3. «Новая газета» начала принимать пожертвования из-за нехватки средств [Электронный ресурс]. - URL: ria.ru/20180903/1527727523.html (дата обращения: 11.03.19).

4. Бахтинов, Н. П. СМИ как инструмент политической коммуникации [Текст] / Н. П. Бахтинов // Управление и коммуникации: анализ тенденций и перспективы развития. - Чебоксары, 2016. - С. 27-34.

5. Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [Текст] // Права человека. Международные и российские механизмы защиты. - М., 2000.

6. Гроздова, Е. В. Оппозиционная пресса в социальном диалоге [Электронный ресурс] / Е. В. Гроздова // Медиаскоп. - 2010. - № 4. - URL: http://www.mediascope.ru/ node/690 (дата обращения: 11.03.19)

7. Гроздова, Е. В. Функциональное своеобразие оппозиционной прессы в современной России [Текст] / Е. В. Гроздова // Медиаальманах. - 2010. - № 6 (41). - С. 18-27.

8. Катенева, И. Г. «Наклеивание ярлыков» как эффективный прием манипуляции в текстах оппозиционных изданий [Текст] / И. Г. Катенева // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 1 (13). - С. 83-87.

9. Мельник, М. Г. Правозащитная проблематика в российской журналистике: динамика в социально-политическом контексте: автореф. дис. ... канд. филол. Наук [Текст] / М. Г. Мельник. - СПб., 2017. - 25 с.

10. Мысова, Т. Ф. Пропаганда в СМИ: определение и основные приемы [Текст] / Т. Ф. Мысова // Студенческая наука - от формальности к творчеству. - М., 2017. - С. 161-165.

11. Панфилов, О. В. «Настоящая журналистика - та, которая интересна читателям» [Электронный ресурс] / О. В. Панфилов. - URL: olegpanfilo .com/?p=2777 (дата обращения: 11.03.19).

12. Прекрасное далеко: убытки новостного портала «Медуза» превысили €1 млн и заставили пересмотреть бизнес-план [Электронный ресурс]. - URL: habr.com/ru/ post/300824/ (дата обращения: 11.03.19).

13. Советский энциклопедический словарь [Текст] / ред. А. М. Прохоров. - М., 1988. -1599 с.

14. Стровский, Д. Л. Еврейская тема в советской журналистике [Текст] / Д. Л. Стровский // Вопросы журналистики. - 2018. - № 3. - С. 73-127.

15. Топ-30 СМИ - Интегральный рейтинг цитируемости в СМИ и соцмедиа, сентябрь 2017 года [Электронный ресурс]. - URL: raec.ru/live/member/9846/ (дата обращения: 11.03.19).

Карпов Владислав Андреевич - студент второго курса факультета журналистики Томского государственного университета.

Электронная почта: karpov.fj@gmail.com

Научный руководитель: Каминский Петр Петрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Томского государственного университета.

Электронная почта: kelagast@yandex.ru

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10126 в. О. Крекотнева

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск (Россия)

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

В данной статье рассматривается развитие медиаобразовательной науки и способы её интеграции в современное школьное образование. Работа медиапедагога в школе актуальна не только во внеурочной деятельности, так как медиатехнологии широко используются на уроках по любому предмету. Это позволяет ученикам обучаться медиаграмотности со школьных лет, что необходимо любому современному человеку.

Ключевые слова: медиакоммуникация, медиаграмотность, медиакомпетентность, медиаобразование, медиапедагог.

Развитие медиаобразовательной науки напрямую связано с развитием информационных сфер общества. Современный человек не может представить свою жизнь без технологий: Интернет, социальные сети, гаджеты доступны каждому. В связи с этим развитием возникает необходимость в дополнительных сведениях о том, где находить информацию, по каким критериям осуществлять её отбор и анализ, каким источникам отдавать предпочтение как более достоверным, как обезопасить личные данные в сети. По мнению В. Б. Смирнова, «массмедийные знания <...> будут способствовать более разборчивому, со знанием дела и «аппетитному» поглощению» [8. С. 140].

Действительно, главная цель средств массовой информации - воздействие на зрителя, слушателя или читателя. Способность понимать главные принципы организации работы СМИ и осознанно воспринимать полученную информацию необходимы современному обществу [1. С. 22].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.