УДК 37
С. В. Венидиктов
Могилееский институтМинистерстеа внутренних дел,Могилев
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
В статье раскрывается личностное измерение проблемы медиакоммуникации в интеграционных формированиях. Одним из важных направлений оптимизации коммуникативного взаимодействия государств ЕАЭС названо развитие и унификация их медиаобразователъных систем. В результате последовательного анализа состояния медиаобразования в Армении, Беларуси, России, Казахстане и Кыргызстане выявляется наличие пробелов и расхождений в идеологии медиаобразования. Затрагивается вопрос о правомерности существования наряду с национальными образовательными моделями национальных медиаобразователъных систем, отражающих потребности конкретного государства в глобальном медиадискурсе. Унификация медиаобразователъных проектов и языка массовой коммуникации государств ЕАЭС называется задачей политической. Приводятся результаты проведенного автором в Могилевском институте МВД исследования, которое показало, что медиатизация образовательной среды, предусматривающая развитие навыков взаимодействия с информационной сферой общества, а также самостоятельного конструирования и трансформации информационных потоков, является эффективным средством преодоления противоречий в процессе формирования информационной культуры и медийной гражданственности.
Ключевые слова: медиакоммуникация, медиаобразование, интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), средства массовой информации (СМИ), медиакомпетентность.
Подписание в мае 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе, начало функционирования Союза в составе Беларуси, России и Казахстана в 2015-м году и последующее присоединение к нему Армении и Кыргызстана предопределили инновационный формат сотрудничества в регионе. Эволюция ЕАЭС, призванного укрепить национальные экономики в условиях неустойчивости глобальной системы, актуализировала вопрос о направлениях дальнейшей интеграции. На каких политических решениях ни основывалось бы коммуникативное взаимодействие, какие шаги ни предпринимали бы медиаструктуры для создания общего информационного пространства - о полноценном функционировании ЕАЭС мы сможем говорить только в случае адекватного отображения его образа в гражданском сознании. Поэтому одним из важных направлений оптимизации коммуникативного взаимодействия государств ЕАЭС нам представляется развитие и унификация их медиаобразовательных систем. В случае успешного решения данной задачи можно вести речь об унификации коммуникативных компетенций граждан, что является мощным ресурсом гражданской интеграции. Мы отмечаем наличие пробелов, противоречий и расхождений в идеологии медиаобразования в различных регионах.
В Армении, например, в настоящее время отсутствует единство подходов к медиаобразова-нию, которое в этом государстве связано в основном с работой специализированных Интернет-порталов dpir.mskh.am и те^ае^сайоп.ат, отражающих деятельность медиаобразовательных центров. Центр те^ае^сайоп.ат, ставя целью развитие медиаграмотности как детей и молодежи, так и взрослого населения, реализует исследовательские проекты, разрабатывает дидактику. Среди задач центра - содействие использованию медиаресурсов для укрепления демократических связей, развитие гражданственности и гражданского образования через медиа, участие в правотворческом процессе в системе образования, а также интеграция в международную образовательную систему. Центр медиаобразования содействует внедрению в школах информационных технологий, разрабатывает инновационные образовательные программы и технологии, проводит научно-исследовательскую работу в образовательной и коммуникационной сфере. Ресурс dpir.mskh.am отражает деятельность медиаобразовательного центра «Мхитар Себастаци», существует также медийная библиотека им. Тиграна (gradaran.mskh.am). Однако вся эта деятель-
ность осложняется отсутствием теоретико-методологических работ, связанных с осмыслением существующего опыта, равно как и долгосрочной стратегии развития в стране медиаобразования и института профессиональной медиапедагогики. Проблема частично решается налаживанием международного сотрудничества: с 2011-го года в Армении проходят круглые столы «Медийное пространство Армении и перспективы развития российско-армянских образовательных ресурсов в интересах укрепления союзнических отношений», участниками которых становятся представители ведущих армянских университетов, редакторы русскоязычных газет и директоры телеканалов. Ереванский государственный университет стал участником Сетевого открытого университета СНГ, к которому присоединились вузы России, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана и Украины.
В отчете «Media Sustainability Index 2016» в главе, посвященной Армении, указано, что развитие медиаграмотности населения является наиболее перспективным направлением повышения информационной устойчивости страны и реализации информационных прав граждан [12. С. 12]. В то же время проблемой названа оторванность медиапедагогов от актуальной практики СМИ.
В Беларуси в последние годы отмечается значительный рост интереса к медиаобразованию - как в научном сообществе, так и в педагогической среде. Вхождение республики в Болонский процесс в 2015-м году также способствовало актуализации данного направления как инновационного фактора в образовательной системе. В работах белорусских авторов затрагиваются вопросы коммуникативного единства общества, внедрения медиапрактик в процесс общегуманитарной подготовки (Т. С. Жилинская). Кроме того, внимание направлено на такие проблемы, как теория и практика медиаобразования (К. А. Соколов), потенциал медиаобразования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения (С. В. Омелько), образовательная культура (С. В. Балюк) [4. С. 28]. Наиболее активно теоретическая разработка проблем медиаобразования осуществляется в БГУ, ГрГУ (здесь реализован проект студенческого медиацентра), Могилевском институте МВД, других вузах страны. Например, Международные научно-методические конференции «Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве», которые с 2014-го года проходят в Могилевском институте МВД, привлекают внимание ученых Беларуси, России, Украины и Казахстана.
В школьные программы в качестве отдельного учебного предмета медиаобразование не включено, его реализация в системе среднего и высшего образования Беларуси осуществляется через внедрение медиакомпонентов в учебные дисциплины. В 2015-2016 учебном году, согласно рекомендации Министерства образования, в 10-х классах общеобразовательных школ дисциплина «Обществоведение» преподавалась на базовом и повышенном уровнях, причем последний организовывался с активным использованием элементов медиаобразования. В республике насчитывается более 10-ти инновационных площадок, через которые медиаобразование усилиями ученых, педагогов, методистов, представителей общественных организаций внедряется в образовательный процесс. В организационную структуру интегрированных медиаобразовательных занятий включены как практические задания на медиаматериале (видеосъемка, изготовление сайтов, составление синопсисов, медиапланов и т. д.), так и проблемные, эвристические, исследовательские, игровые методы [4. С. 29]. Общей проблемой, на наш взгляд, является фокусировка исключительно на «технологической» стороне медиаобразования и недостаточное внимание, уделяемое его идеологическому, политическому, социальному и культурологическому потенциалу.
В Казахстане вопросы формирования массовой медиаграмотности все еще рассматриваются в контексте специализированного профильного образования. Тем не менее, страна стремится развивать информационные образовательные технологии: принята государственная программа «Информационный Казахстан - 2020» [3], представляющая собой дорожную карту для развития информационной грамотности в ближайшие годы. Среди проблем отметим также отсутствие национальных центров медиаобразования, ассоциаций и иных структур, задействованных в этом процессе. Культурологические особенности не позволяют осуществить в регионе механическое копирование зарубежных медиаобразовательных программ и стандартов, в связи с чем наблюдается нетипичная картина: теория следует впереди практики. Например, ученые Казахского национального университета им. аль-Фараби реализовали проект «Разработка технологий медиаобразования для формирования интеллектуального потенциала страны». Этой же группой ученых создан сайт казахстанской школы социально-ответственной журналистики (unesco-kaznu.ucoz.
кг). С 2009-го года в стране действует общественный фонд «Институт медиастандартов» [6], направленный на развитие в Казахстане профессиональных СМИ и доступность качественного медиаобразования. В 2010-2015 гг. в одной из средних школ Астаны реализован педагогический эксперимент «Создание системы школьного медиаобразования как условие формирования информационно-коммуникативных компетентностей учащихся и повышения качества учебно-воспитательного процесса».
Среди факторов ускоренного развития медиаграмотности в Казахстане - стремление государства интегрироваться в мировое информационное пространство, что подразумевает необходимость в переосмыслении собственных информационных приоритетов, и, как следствие, развитие медиаграмотности населения. Поэтому казахстанские исследователи все чаще затрагивают вопрос о налаживании межгосударственного образовательного сотрудничества в рамках Евразийского проекта.
Медиаобразовательному процессу в последние годы уделяется внимание и в Кыргызстане, где начали изучаться вопросы формирования медиакультуры, особенностей взаимодействия медиа с аудиторией. В 2012-м году в стране были организованы факультативные спецкурсы «Медиагра-мотность», направленные на повышение уровня медиакомпетентности школьников и студентов: развитие критического мышления и умения ориентироваться в потоке медийной информации. В республике функционирует около 100 т. н. инновационных школ, где используются креативные методы обучения, новейшее мультимедийное оборудование. Кыргызская научно-образовательная компьютерная сеть АКНЕТ обеспечивает подключение вузов, исследовательских институтов и библиотек к сети проекта «Виртуальный Шелковый Путь».
На наш взгляд, приоритет в развитии новых информационно-коммуникационных технологий, характерный в целом для государств Центральной Азии, должен сопровождаться разработкой единой концепции медиаобразования, опирающейся на политические реалии. Основой такой концепции могут стать разработки исследователей из Российской Федерации, где сформировался т. н. гражданский подход к медиаобразованию как к долговременной общественно-политической деятельности (И. Дзялошинский, И. Короченский, И. Жилавская и др.). Однако и в России отсутствуют официально утвержденные программы по медиаобразованию, внесенные в Федеральный стандарт. Зарегистрированная в 2002-м году специализация для высших учебных заведений «Медиаобразование» утратила актуальность после того, как из нового образовательного стандарта высшей школы исчезло само понятие «специализация». Более жизнеспособным оказалось направление медиабезопасности: в 2013 году была разработана Концепция информационной безопасности детей. Медиаобразовательные центры активно развиваются в регионах: медиаобразование интегрировано в курсы журналистики в Белгородском госуниверситете, в курсы менеджмента и культурологии - в Российском профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург), включено в учебные планы и программы ряда других вузов, школ, учреждений дополнительного образования. Данное направление также активно разрабатывается в Таганрогском государственном педагогическом институте, Воронежском, Уральском, Курганском, Тамбовском, Тверском госуниверситетах. Вопросы информационной грамотности и медиаобразования обсуждаются в Общественной палате РФ, включены в государственную концепцию развития информационного общества [9. С. 38]. В 2014 году была создана Ассоциация специалистов медиаобразования России, призванная консолидировать разобщенное медиаобразовательное сообщество. Также продолжает активно развиваться открытое образовательно-информационное пространство, включающее сетевые ресурсы, заочные школы журналистики, универсальные он-лайн-ресурсы, электронную научную библиотеку «Медиаобразование» и т. д. А. П. Короченский отмечает, что «активное и конструктивное участие граждан в коммуникационных процессах, придает медийной аудитории характеристики расширенной субъектности - гораздо более весомой и значимой, чем <...> «потребительская» субъектность» [8. С. 144]. Другая проблема российского медиаобразования - необходимость вовлечения в него независимых СМИ, страдающих от недостаточного профессионализма сотрудников и отсутствия средств для проведения тренингов в условиях сужения рекламного рынка [12. С. 16].
Российские исследователи утверждают, что для реализации гражданских целей медиаобразования и его интеграционного потенциала необходимо «учитывать соблюдение следующих условий: 1) реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой
коммуникации); 2) свобода выбора информационного канала; 3) равенство реципиентов перед информацией» [9. С. 23]. Под языком массовой коммуникации в этом случае мы понимаем утвердившийся в обществе единый код (знаковый, визуальный, культурный и т. д.) трактовки медиа-текстов, реализующийся в единой системе декодирования сообщений СМИ. Это положение соотносится с получившей распространение в исследовательской среде позицией, согласно которой медиасистемы «обладают собственной смыслообразующей тенденцией, порождающей специфические культурные практики, для осмысления которых философам и культурологам надо искать новые языки и методы» [5].
Унификация медиаобразовательных проектов и языка массовой коммуникации стран - участниц ЕАЭС представляется нам задачей в значительной степени политической, требующей принятия стратегических решений на межгосударственном уровне. С одной стороны, эту задачу должна решать информационная интеграция национальных медийных систем, с другой - взаимодействие систем формального, неформального и информального образования. Медиаобразование, оторванное от политической сферы и лишенное идеологического базиса, не может рассматриваться в качестве полноценного интеграционного ресурса. В условиях все большей медиатизации политической и общественной жизни в ЕАЭС обеспечиваемое медиаобразованием «широкое субъектное участие граждан в массовых коммуникациях, а также эффективное гражданское присутствие массмедиа в управляющих структурах и органах медиарегулирования превращаются в важнейшие условия дальнейшего развития и совершенствования демократии» [8. С. 145].
Вопрос о возможности развития межнациональных медиаобразовательных систем, отражающих потребности интеграционных формирований в глобальном медиадискурсе и способных противостоять внешним информационным угрозам, также является достаточно дискуссионным. На наш взгляд, в условиях «евразийской» образовательной модели внедрение в школьную программу элементов медиаобразования целесообразно начинать со средних классов (при этом возможен вариант интеграции в учебную дисциплину «Обществознание»). Пониманию закономерностей создания, функционирования и изменения информации в современном обществе будет способствовать: 1) активное использование медиапродукта в качестве одного из центральных дидактических средств; 2) создание обучаемыми собственного продукта - учебного и / или информационного; 3) сотрудничество медиаструктур, созданных в учреждениях образования, с региональными СМИ.
В контексте исследования нас интересует, какая теоретическая модель медиаобразования может быть реализована в условиях непрофильного учебного заведения. Тот факт, что наличие медиаспециализации является хотя и значимым, но не решающим фактором внедрения медиаобразовательных средств в учреждениях высшего образования, подтверждает наш опыт организации лаборатории учебного телевидения в Могилевском институте Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Проведенное нами исследование позволило выявить основные противоречия в процессе формирования информационной культуры и медийной гражданственности обучающихся: 1) условия временного дефицита, предопределяющие достаточно высокую степень информационной избирательности; 2) несистемное использование образовательных ресурсов Интернета; 3) высокая степень доверия к неформальным каналам коммуникации при свободном доступе к контенту авторитетных СМИ; 4) неразвитость субъективных механизмов поисково-аналитического восприятия печатных СМИ; 5) игнорирование фактов искажения информации при условии привлекательной формы ее подачи; 6) низкая требовательность к качеству информации и профессионализму СМИ на фоне частичного доверия к массмедиа; 7) отсутствие устойчивого мнения относительно влияния СМИ на общественно-политические процессы [1].
Мы считаем, что медиатизация образовательной среды, предусматривающая развитие навыков взаимодействия с информационной сферой общества, а также самостоятельного конструирования и трансформации информационных потоков, является эффективным средством преодоления названных противоречий. Данное направление в 2012-2016 годах реализовано в рамках деятельности лаборатории учебного телевидения, организованной при кафедре социально-гуманитарных дисциплин Могилевского института МВД. В техническом плане лаборатория представляет собой комплекс «Производственный центр - Центр медиакоммуникации», оснащенный
видеозаписывающим оборудованием и компьютерной техникой, которые обеспечивают полный цикл производства видеопродукции, системой видеоконференцсвязи, оборудованием для пресс-конференций и презентаций. Внедрение в образовательный процесс института медиатехнологий направлено на обеспечение учебного заведения аудиовизуальными дидактическими материалами; оптимизацию процесса преподавания дисциплин, содержащих значительный объем визуальной информации; информационную интеграцию в локальное медиапространство; дополнительную социализацию обучающихся; формирование положительного имиджа учебного заведения.
Наш опыт показал, что на начальном этапе медиатизации образовательной среды обучаемые склонны ограничиваться «бытовым» уровнем восприятия медиапродукта, экстраполируя индивидуальный опыт восприятия массовой информации на любые новые условия взаимодействия со СМИ. Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться не только в учебной аудитории, является отсутствие критического восприятия информации, обусловленное устоявшейся культурной традицией («Пишут в газетах, говорят по телевидению - значит, так и есть»). Деятельность лаборатории учебного телевидения подтвердила закономерность: развитие понимания того, на чем основано скрытое влияние и эмоциональное воздействие СМИ, невозможно без изучения визуального языка и выразительных средств медиа. Данную задачу можно решать в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла, косвенно участвующих в формировании информационной культуры. С этой точки зрения медиаобразование становится значимым компонентом развития общей визуальной культуры, представляющей собой комплекс визуально-мыслительных отношений субъекта к реальности, конкретно-зрительные способы его креативного поведения [2. С. 26]. В максимально упрощенном понимании - способность к «правильному» видению визуального мира и к его адекватной трактовке.
Предпринятое нами исследование закономерностей успешной интеграции медиаобразова-тельных средств в условиях отсутствия в учебном заведении медиаспециализации в настоящий момент носит преимущественно эмпирический характер, однако, на наш взгляд, нуждается в дополнительном теоретическом осмыслении. Перспективным представляется создание научно-исследовательской лаборатории, перед которой будут стоять следующие задачи: изучение дидактического потенциала современных медиатехнологий; развитие теории формирования медиа-коммуникативной компетентности в академической среде; исследование практики деятельности электронных медиа в непрофильных образовательных институтах; разработка информационной стратегии формирования положительного имиджа учебного заведения; изучение образовательной медиасреды как фактора правовой социализации; установление связи между образовательными медиа и культурой гражданской коммуникации; систематизация жанров учебной медиа-продукции; изучение теоретических аспектов визуальной грамотности. В качестве стратегической задачи правомерно рассматривать разработку сбалансированного факультативного курса по медиаграмотности, который мог бы с необходимыми корректировками внедряться в учебный процесс учреждений высшего и среднего специального образования различной ведомственной подчиненности. На наш взгляд, потенциал использования медиатехнологий во многих непрофильных учреждениях не реализуется ввиду непонимания того, какое место в структуре заведения способны занять локальные средства массовой коммуникации, а также из-за искаженного представления относительно их затратности. Теоретическая модель интеграции учебного телевидения в образовательный процесс в условиях отсутствия медиаспециализации и ее практическая реализация в Могилевском институте МВД могут быть использованы в качестве «дорожной карты» этого процесса.
Помимо создания дидактической видеопродукции и участия в медиатизации образовательной среды инновационный проект направлен на поиск ответа на вопрос, каким образом через изменения на локальном уровне гражданской коммуникации повысить эффективность интеграционных процессов в гражданском обществе. Изучение теоретической конструкции «локальное сообщество - медиасфера» осуществляется на экспериментальной модели «сообщество закрытого учебного заведения - образовательная медиасреда (лаборатория учебного телевидения)». Наша гипотеза состоит в том, что важный элемент системы коммуникации в межгосударственном масштабе - информационная политика государства - должен формироваться, исходя из специфики наиболее распространенных локальных моделей информационного взаимодействия. Это обеспечит эффективность интеграции Республики Беларусь в евразийское социокультурное пространство.
Таким образом, наиболее оперативной и реальной задачей нам представляется превращение в ЕАЭС медиаобразования в составную часть образования формального (от начальной школы до учреждений высшего образования), дополняемого функционированием просветительских институтов, ориентированных как на детей, так и на взрослых.
Проблема координации медиаобразовательных программ и стандартов в рамках ЕАЭС соотносится с заявленной ЮНЕСКО необходимостью использования медийной грамотности как инструмента построения гармоничного глобального общества, что предусматривает «не просто достижение глобального признания медийной грамотности, а соответствующие действия в рамках разработанных международных стратегий сотрудничества. Система образования, которая пока еще чрезмерно зависима от национального контекста, должна стать мостом между странами и народами. Для этого потребуется изменить устаревшую модель образования, в рамках которой учащиеся были пассивными получателями знаний» (выделено нами. - С. В.) [7. С. 141]. Скоординированная медиатизация образовательной среды в государствах - членах ЕАЭС неизбежно столкнется с культурно обусловленными барьерами: языковыми, технологическими (неравномерная информатизация), экономическими, правовыми, регулятивными ит.д.
В информационно-образовательном пространстве ЕАЭС целесообразно использовать опыт Европейского союза, где медиаобразование опосредованно реализуется организациями третьего сектора, осуществляющими мониторинг деятельности СМИ, состояния ме-диакритики и содействующими утверждению культуры взаимодействия граждан со СМИ. В то время как образовательная система направлена, в первую очередь, на молодежь, подобные организации ориентируются на взрослую часть населения. Еще в 2003-м году Ев-рокомиссия и Гендирекция ЕС по образованию и культуре начали реализацию проекта «Европейская Ассоциация потребителей телевидения - Гражданин - прежде всего» (European Association of Consumers of Télévision (EACTV) - Citizen First). Целью проекта EACTV было названо создание общественного форума, призванного содействовать защите информационных интересов аудитории в странах Евросоюза, а также развитию медийной грамотности граждан. В 2004 году в Брюсселе была учреждена «Европейская Ассоциация в поддержку интересов телезрителей» (European Association for Viewers Interests - EAVI). Как сказано в официальном обращении EAVI, «медиаграмотность <...> предопределяет экономический прогресс и конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках. Продвижение медиаграмотности дает возможность реализовывать общественное предназначение СМИ в европейском пространстве. С помощью медиа граждане реализуют выгоды жизни в современном обществе и могут влиять на его развитие» (перевод наш. - С. В.) [11]. EAVI стремится к увеличению количества информационно-аналитических, культурных проектов в СМИ, внедрению в практику медиаобразовательных программ для молодежи (в том числе, созданных EAVI совместно с крупными европейскими вещателями), к использованию медиа как средства развития демократии и мультикультурализма в ЕС.
В контексте информационной интеграции приоритетное значение имеет социокультурный компонент коммуникативной компетентности, который «позволяет представителям разных культур понимать, уважать духовные и нравственные ценности, искусство, традиции, обычаи, характерологические особенности друг друга, толерантно и уважительно относиться к ним» [10. С. 3]. Посредством унификации медиаобразовательных программ решается задача развития межкультурной коммуникативной компетентности граждан - сформированной полноценной (в социальном, профессиональном, ситуативном плане) способности к межкультурной коммуникации с представителями инокультурного социума [4. С. 45]. Решение задачи развития межкультурной коммуникативной компетентности граждан напрямую зависит от возможности координации действий стран-участниц ЕАЭС в информационной и образовательной системах. Медиаобразование, формирующее медиаинформационную компетентность аудитории, ее отношение к общественной роли СМИ и к предоставляемой ими политической информации, выступает сферой, объединяющей эти направления. Межкультурная коммуникативная компетентность органично развивается лишь при условии регулярных контактов с представителями иных культур. В ситуации географической и социальной разбросанности ЕАЭС эту задачу выполняет опосредованное общение через восприятие практики массмедиа - основной ресурс диалога культур и цивилизаций современности, что также требует наличия информационных компетенций. Вне медиасферы
невозможны существование и эволюция культуры в ее современном понимании. Поэтому развитие и унификация медиаобразовательных систем государств ЕАЭС представляется важным направлением оптимизации коммуникативного взаимодействия в Евразии.
Таким образом, эффективность реализации интеграционных проектов в ЕАЭС вводится в прямую зависимость от медиакомпетентности населения. В случае создания эффективной межгосударственной системы медиаобразования мы сможем говорить о проявлении усиливающейся обратной связи в системе интеграционных образований, при которой информационная интеграция создает базу для развития неформальных связей на уровнях от регионального до национального, а далее эти связи становятся основанием для углубления институционального взаимодействия. В результате формируется «спираль» успешной межгосударственной интеграции, которая приводит к унификации сообществ и к развитию гражданского общества на глобальном уровне. Достижение адекватного понимания гражданами геополитических интересов государств-партнеров по интеграционным процессам, единое восприятие гетерогенной аудиторией интегрируемого региона, образ которого в медиасфере максимально соответствует требованиям объективности, может служить критерием эффективности согласованной медиаобразовательной деятельности.
Список литературы
1. Венидиктов, С. В. Медиакоммуникация в гражданском обществе: ин-теграционный ресурс : монография [Текст] / С. В. Венидиктов; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь». - Могилев : Могилев, институт МВД, 2016. - 180 с.
2. Виноградов, П. Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции [Текст] / П. Н. Виноградов // Известия Российского государственного педагогического университете имени А. И. Герцена. - Вып. № 136. - 2010. - С. 26-39.
3. Государственная программа «Информационный Казахстан - 2020» [Электронный ресурс].
- URL: http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/transports/communications/ article/gp_inf_kaz_2020&lang=ru.
4. Григорова, Д. Е. Медиаобразование в странах Восточной Европы [Текст] / Д. Е. Григорова.
- М. : МОО «Информация для всех», 2014. - 140 с.
5. Дзялошинский, И. М. К вопросу о понятийном аппарате медиаисследований [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mediascope.ru/ node/1658.
6. Институт медиастандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://newtv.kz/fond.
7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография [Текст] / С. Князева [и др.]; под ред. Б. Дендева. - М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.
8. Короченский, А. П. Мировая журналистика: история, теория, практика: сб. науч. и публи-цистич. работ [Текст] / А. П. Короченский; ред.-сост. С. Г. Торчинский. - Белгород : ИД «Белгород» : НИУ «БелГУ», 2015.-240 с.
9. Медиаобразование в Москве, России и мире: сб. исслед. [Текст] / Под ред. В. В. Барабаша, Н. В. Поплавской. - М. : МедиаПресс, 2014. - 144 с.
10. Наролина, В. И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста / В. И. Наролина II Электронный журнал «Психологическая наука и образование» [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ru/files/articles/ psyedu_ru_2010_2_Narolina.pdf.
11. European Association for Viewers Interests [Electronic resource]. - URL: http://www.eavi.eu.
12. Media Sustainability Index 2016. The Development of Sustainable Independent Media in Europe and Eurasia [Text]. - Washington: IREX, 2016. - 344 p.
DEVELOPMENT OF CIVIL MEDIA EDUCATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Venidiktov S. V,Mogilev Institute of theMinistry oflnternal Affairs ofthe Republic ofBelarus,Mogilev, '[email protected]
The article reveals the personal dimension of media communications problems in the integration formations. One of the important directions of the communicative interaction optimization in the Eurasian Economic Union (EAEU) called the development and unification of media education systems. As a result of sequential analysis of media education in Armenia, Belarus, Russia, Kazakhstan and Kyrgyzstan, revealed the existence of gaps and inconsistencies in the ideology of media. It raises the question of the legitimacy ofnational media education systems existence along with national educational models that reflect the needs of a particular state in the global media discourse. Unification of media education projects and language of mass communication EAEU states called as a political task. The results of the author's research in Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, which showed that the mediatization of the educational environment, providing the development of skills of interaction with the informational sphere of society, and self-construction and transformation of informationflows, is an effective means of overcoming contradictions in the process of information culture and media cit-izenshipformation.
Keywords: media communication, media education, integration, the Eurasian Economic Union (EAEU), media, media competence.
References
1. Venidiktov, S. V. (2016)Mediakommunikacija v grazhdanskom obshhestve: integracionnyj resurs [=Media Communications in civil society: resource of integration], Mogilev, Mogilev Institute of the MIA ofthe Republic ofBelarus, 180 p. (In Russ.).
2. Vinogradov, P. N. (2010) Vizual'naja kul'tura lichnosti: genezis, struktura i funkcii [=Visual culture of personality: the genesis, structure and function], in: Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I.Gercena [=Proceedings of the Russian State Pedagogical University named by A.I. Herzen], No. 136, pp. 26-39. (In Russ.).
3. Gosudarstvennaja programma «Informacionnyj Kazahstan - 2020» [=The state program "Information Kazakhstan - 2020"], available at: http://egov.kz/wps/portal/ Content?contentPath=/egovcon-tent/ transports/communications/article/ gp_inf_kaz_2020&lang=ru., accessed 20.09.2016. (In Russ.).
4. Grigorova, D. E. (2014) Mediaobrazovanie v stranah Vostochnoj Evropy [=Media education in Eastern Europe], Moscow, Informacija dljavseh, 140 p. (In Russ.).
5. Dzjaloshinskij, I. M. (2014) Kvoprosu oponjatijnom apparate mediaissledovanij [=To the question ofthe conceptual apparatus of media research], available at: http://www.mediascope.ru/node/1658., accessed 15.10.2016. (InRuss.).
6. Institut mediastandartov [=Institute for Media Standards], available at: http://newtv.kz/fond., accessed 06.10.2016. (InRuss.).
7. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii (2013) ^Information and communication technologies in education], S. Knjazeva [etc.], ed. by. B. Dendev, Moscow, UNESCO, 320 p. (In Russ.).
8. Korochenskij, A.P. (2015) Mirovaja zhurnalistika: istorija, teorija, praktika: sb. nauch. i pub-licistich. rabot [=World Journalism: History, Theory, Practice: collection of scientific and journalistic works], ed. by S.G. Torchinskij, Belgorod, NIU BelGU, 240 p. (In Russ.).
9. Mediaobrazovanie vMoskve, Rossii i mire (2014) [=Media education in Moscow, Russia and in the world], ed. by V. V. Barabasha, N. V. Poplavskaya, Moscow, MediaPress, 144 p. (In Russ.).
10. Narolina, V. I. (2015) Mezhku'turnaja kommunikativnaja kompetentnost' kak integrativnaja sposobnost' mezhkul'turnogo obshhenija specialista [=Intercultural communicative competence as an integrative ability of intercultural communication of specialist], in: Psihologicheskaja nauka i obra-
zovanie [=Psychological Science and Education], available at: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ ru_2010_2_Narolina.pdf., accessed 10.10.2016. (In Russ.).
11. European Association for Viewers Interests, available at: URL: http://www.eavi.eu., accessed 05.09.2016.
12. Media Sustainability Index 2016. The Development of Sustainable Independent Media in Europe and Eurasia (2016), Washington, 344 p.
Венидиктов Сергей Викторович - кандидат филологических наук, доцент, начальник кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Могилев.