Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 303-308.
УДК 32.019.51, ББК 76+74.202
С. В. Венидиктов
информационная модель интеграционных процессов в медиасфере республики Беларусь
Приводится анализ функционирования медиасферы Беларуси как интеграционного ресурса в контексте становления ЕАЭС. Рассматривается модель развития национального информационного пространства в процессе коммуникационной интеграции в информационное пространство Евразии. Показывается, что эффективность реализации интеграционных проектов находится в прямой зависимости от коммуникативной активности их участников.
Ключевые слова: медиасфера; СМИ; коммуникация; интеграция; Евразийский экономический союз; Республика Беларусь; Россия; Евразия.
Становление Евразийского экономического союза, который с началом 2015 года вступил в стадию трансформации из политического проекта в экономическую реальность, как и любого иного интеграционного объединения, нуждается в целенаправленном информационном сопровождении. Принимаемые на высшем уровне политические решения, ориентированные на развитие торговли, туристических, строительных, сельскохозяйственных и других услуг, единого рынка Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России, определяют содержание ведущих СМИ стран-участниц ЕАЭС. Параллельно развертывается стихийный процесс взаимодействия медиасфер государств и регионов, который способен привести в перспективе к формированию единого информационного пространства союза. Последнее в условиях глобализации и информатизации мировой политики становится ведущим фактором и важнейшим индикатором эффективности интеграционных процессов, отражая поиск общих моделей функционирования сообществ.
Евразийская интеграцияопределиласодержа-ние многочисленных исследований как в русскоязычном (например, работы Е. Ю. Винокурова [1; 2; 9], В. А. Геловани [3], Р. С. Голованова [4], Л. Косиковой [7], А. Либмана [1; 8], Д. Тренина [10] и др.), так и в международном (работы А. Дж. Бейлиса [13], Д. Камерона [14], А. Глейсона [15], П. Кольсто [16] и др.) научном сообществе. Однако, говоря о евразийской интеграции, исследователи преимущественно ограничиваются анализом интеграции рынков, экономических систем, а также институциональной кооперации, упуская из виду взаимодействие информационно-коммуникативной сфер. Кроме того, в большинстве работ присутствует лишь описание региональных интегра-
ционных соглашений и констатация их целей, приводятся мнения политических лидеров по вопросам интеграции в регионе. Масштабных комплексных исследований в этом направлении еще не появилось.
Данная работа направлена на анализ отражения интеграционных процессов в ме-диасфере Республики Беларусь, а также на осмысление направлений информационного сопровождения интеграционных проектов в контексте развития Евразийского экономического союза. В основе исследования - теория политической коммуникативистики, которая позволяет ввести политическое позиционирование в контекст интеграционных процессов. Комплексный характер затрагиваемой проблемы обусловливает обращение к системному, компаративистскому, институциональному подходам. Выявление тенденций развития коммуникации в евразийской интеграции определило использование прогностических методов. В качестве материалов исследования выступает отражение интеграционной проблематики в медиасфере Республики Беларусь и иных государств - участников ЕАЭС, нормативно-правовые и программные документы ЕАЭС, Таможенного союза, СНГ, выступления политических лидеров союзных государств, результаты социологических и политологических исследований, экспертные оценки.
Исследователи сходятся во мнении, что евразийское информационное пространство имеет под собой мощный культурный базис, оставшийся в наследство от советской эпохи и образующий благоприятную почву для создания с помощью СМИ привлекательного образа ЕАЭС - наряду с устойчивой идентичностью «союзного» гражданина и ностальгией старшего и среднего поколений (восприятием распада
СССР как «величайшей геополитической катастрофы ХХ века»). В этот ряд следует поставить отсутствие на интегрируемой территории языковых барьеров, распространение русскоязычных медиа, устоявшуюся практику межгосударственного вещания (ТРК «Мир», спутниковый канал Союза Беларуси и России «ТРО») и стабильный аудиторный интерес к событиям в государствах бывшего СССР. В основе ЕАЭС лежат общность исторического пути, сходство политической культуры, традиционное экономическое взаимодействие.
С другой стороны, экономический формат евразийской интеграции для значительной части населения не является достаточно понятным и ощутимым, а выгоды, которые несет новое объединение, направлены скорее на долгосрочную перспективу. К субъективным факторам, которые препятствуют формированию единого информационного пространства, мы отнесем несформированность в сознании граждан восприятия Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России как территорий, связанных новым типом политико-экономических отношений, а также искаженное представление о Евразийском проекте как о попытке реанимации СССР в рыночном формате в противовес росту влияния Европейского союза.
Во многом названные противоречия связаны с непоследовательной позицией СМИ союзных государств. С учетом того, что Беларусь стала первой страной, председательствующей в ЕАЭС, республика неизбежно столкнется с задачей выработки стратегии информационной интеграции.
В этой связи уместно вести разговор о двух направлениях взаимодействия медиасфер союзных государств: информационной интеграции «сверху», определяемой политическими решениями, и интеграции «снизу», отражающей поиск точек соприкосновения в локальных структурах, организациях гражданского общества. И если первое направление связано с деятельностью общенациональных и межгосударственных медиаструктур, то второе в большей степени зависит от участия региональных СМИ, а также от характера обсуждения вопросов интеграции в интернет-пространстве.
Информационная интеграция «сверху» представляется нам задачей скорее политической, нежели медийной: страны-члены ЕАЭС обладают мощным государственным ресурсом регулирования деятельности ведущих СМИ,
определения вещательной и редакционной политики и актуализации приоритетной информации при формировании повестки дня. Интеграция «снизу» отражает стихийный ме-диаконтекст межгосударственных политических процессов и является более корректным критерием оценки их эффективности, т. к. не подпадает под влияние политических разногласий, не имеет жесткой законодательной регламентации.
В условиях ускоренного развития интеграционных процессов отмечается тенденция к объединению этих направлений. Например, в ходе 12 пресс-тура представителей региональных СМИ в конце 2014 года Беларусь посетили более 100 журналистов из 50 регионов Российской Федерации, которых в том числе интересовали вопросы евразийской интеграции. Включение в дискурс региональных СМИ проблематики ЕАЭС представляется задачей, требующей оперативного решения, т. к. в настоящее время этот мощный ресурс используется недостаточно эффективно. Проведенный нами анализ показал, что в Беларуси локальные медиаструктуры чаще ограничиваются сухой ретрансляцией официальной информации, не прибегая к ее осмыслению с учетом потребностей региональной аудитории. У последней в итоге формируется позиция дистанцирования от политических решений центра, непонимание выгоды интеграционных процессов с точки зрения насущных проблем.
Проблема имеет вид не столько информационный, сколько социальный и культурологический, если принять во внимание невысокую склонность белорусов к ассоциированию для решения общих задач. Урегулирование общих внешнеполитических проблем на уровне межгосударственном для граждан также выглядит абстрактно. ЕАЭС остается «малозаметным» образованием для белорусов еще и с той причины, что республика на протяжении двух десятилетий активно участвует в реализации межгосударственных проектов в восточном направлении, поэтому последние события на «интеграционном фронте» несут мало новой информации.
В публичном сознании имидж евразийских интеграционных проектов воспринимается сквозь призму имиджа России - неформального лидера объединений, который складывается под влиянием антироссийской информационной кампании, активно проводимой Западом на рубеже 2014-2015 годов. Медийное взаимо-
действие, направленное на реализацию своих геополитических интересов и локализацию интересов конкурентов, наряду с экономическим, политическим, идеологическим, правовым, культурным взаимодействием, становится элементом геополитического противоборства. В таких условиях любая противоречивая информация может создать предпосылки для информационной агрессии. Показательный пример относится к концу 2014 года, когда завершалась подготовка к «запуску» ЕАЭС. На саммите ЕАЭС и ОДКБ (23 декабря 2014 года) Президент Беларуси А. Г. Лукашенко выступил с критикой в адрес журналистов, обостряющих противоречия между СМИ и евразийским сообществом, что в проправительственной российской газете «Ведомости» было названо «обструкцией российским журналистам». Посыл был мгновенно подхвачен западными СМИ: ведущие издания вышли с категоричными заголовками, указывающими на бесперспективность евразийской интеграции («ЕАЭС: мертворожденный союз?» - русская служба Deutsche Welle, «Евразийское единство под напряжением, несмотря на расширение блока» - Financial Times, «Саммит ЕАЭС начинается с демонстрации разобщенности» -Euronewsи др.).
Французская газета LeMonde в одном из первых выпусков 2015 года приводит сравнение ЕАЭС и Евросоюза, послужившего образцом для евразийской интеграции: отмечается, что на долю России приходится 85 % населения и 80 % ВВП союза, в то время как ЕС состоит из сопоставимых государств, а также подвергается сомнению программная основательность нового интеграционного объединения (проект ЕС вынашивался более 40 лет, ЕАЭС - не более 5 лет) и т. д.
Безусловно, подобная тональность сообщений в зарубежной прессе имеет под собой основания: во второй половине 2014 года экономические отношения Беларуси с Россией обострились на фоне встречных санкций, которые ввела Россия против западных стран. Москва обвинила Минск в поставках европейских товаров, подпадающих под продовольственное эмбарго, и прекратила импорт продукции некоторых белорусских предприятий; Беларусь возобновила таможенный контроль на границе с РФ. В этой связи возникает неоднозначный вопрос: можно ли говорить о выработке единой информационной стратегии в условиях существования в рамках интеграционных проектов экономических противоречий, имеющих
политические основания? Ведь общие перспективы ЕАЭС оцениваются неоднозначно не только западными медиа, но и авторитетными информационными ресурсами союза (нередкая тональность сообщений - настороженная).
На наш взгляд, первостепенной задачей является ликвидация дефицита объективной информации, затрагивающей различные аспекты интеграции и адаптированной для восприятия массовой аудиторией. Для этого необходимо расширение присутствия в дискурсе СМИ (в первую очередь, региональном) информации международного характера, а также отражение в медиасообщениях взаимодействия регионов в рамках интеграционных проектов. В соответствии с новым понятием региональной глобализации, локальное и глобальное становятся взаимодополняющими процессами, а позитивный опыт сотрудничества в одной сфере приводит к увеличению его эффективности в иных областях. Примером может служить сотрудничество СМИ Витебской области Беларуси и Смоленской области РФ: газеты «Витьбичи» и «Смоленские новости» работают над совместным выпуском «Вместе», Витебская телерадиокомпания и ГТРК «Смоленск» обмениваются материалами. Однако, в целом, региональным медиа и их взаимодействию неоправданно отводится второстепенная роль. Региональное сотрудничество в ЕАЭС должно строиться и с учетом отрицательного опыта СНГ, в котором недостаточная самостоятельность взаимодействия республик на микроуровне экономических проектов и гражданских инициатив, а также их незначительное присутствие в дискурсе СМИ привели к отторжению идеи интеграции в массовом сознании.
Второе актуальное направление заключается в создании положительного имиджа интеграционных объединений. Это приведет к актуализации роли межгосударственных медиа - ТРК «Союз» и ТРК «Мир», в перспективе - к реализации проектов общественного вещания ЕАЭС. С учетом того, что союз позиционируется как объединение скорее экономическое, нежели политическое, в его рамках вполне может быть реализована западная модель общественного вещания. Наконец, наиболее оперативным направлением оптимизации информационного пространства является расширение присутствия интеграционных проектов в интернет-контенте. В качестве примера приведем «Евразийский коммуникационный центр», созданный МИА «Россия сегодня» и полито-
логическим центром «Север - Юг» для информационной поддержки процесса евразийской интеграции [5]. В рамках работы по усилению информационной поддержки евразийской интеграции центр осуществляет взаимодействие с российским и зарубежным экспертным сообществом, а также представителями СМИ.
Формирование информационного пространства ЕАЭС происходит в парадоксальных условиях недостаточного понимания, но лояльного отношения населения стран-участниц к объединению рынков. Проведенное в 2014 году исследование позиции российского общества относительно интеграционных процессов на евразийском экономическом пространстве показало, что 70 % опрошенных положительно воспринимают проект ЕАЭС. Уровень поддержки ЕАЭС в Казахстане составляет по различным данным от 55 % (позиция интернет-пользователей) до 85 % (данные Казахстанского института стратегических исследований). Однако около 7 % респондентов высказали опасение относительно попадания в политическую зависимость от России (несмотря на отсутствие в союзе политических институтов и паритетный механизм принятия решений) [12]. Одной из причин такого противоречия является неоправданное преувеличение влиятельными СМИ роли Российской Федерации в ЕАЭС: инициаторами интеграционных процессов зачастую выступают Казахстан и Беларусь, а Россия скорее реагирует на ситуацию в евразийском регионе.
Независимое исследование, проведенное в Беларуси, показало, что большая часть населения республики поддерживает «интеграцию на Восток»: 44,4 % оценивают членство Беларуси в ЕАЭС положительно, 31,5 % - безразлично, 18,1 % - отрицательно (6 % затруднились с ответом) [11]. Экспресс-опросы населения, проведенные журналистами, свидетельствуют об искаженном восприятии белорусами сути евразийской интеграции (распространены позиции «ЕАЭС - это попытка восстановить СССР», «ЕАЭС создается для взаимной поддержки в условиях кризиса», «ЕАЭС - сложное и непонятное политическое явление»). На наш взгляд, такие неоднозначные позиции свидетельствуют о наличии пробелов в информационном обеспечении становления ЕАЭС.
В контексте проблемы евразийской коммуникационной интеграции возникает также вопрос самоидентификации: понятие 'евразиец' чуждо массовому сознанию белорусов
(для сравнения, номинация 'европеец' для населения Евросоюза является естественной). Закрепление в общественном дискурсе понятия евразийской гражданственности будет свидетельством перехода интеграции с научного и политического уровня в сферу реальности, создаст базу для информационной интеграции.
В перспективе мы можем говорить о проявлении усиливающейся обратной связи в системе интеграционных образований, при которой информационная интеграция создает базу для развития неформальных связей на уровнях от регионального до национального, а далее эти связи становятся основанием для углубления институционального взаимодействия. Адекватная информационная модель интеграционных процессов в нелинейном мире полицентрического типа превращается в мощнейший фактор эффективности политического процесса. Таким образом, эффективность реализации интеграционных проектов вводится в прямую зависимость от коммуникативной активности их акторов. Знание и понимание гражданами геополитических интересов государств - партнеров по интеграционным процессам, единое восприятие аудиторией интегрированного региона может служить единственным точным критерием деятельности СМИ в этом направлении.
Список литературы
1. Винокуров, Е. Евразийская континентальная интеграция / Е. Винокуров, А. Либман. СПб.: Центр интеграционных исследований,
2012. 224 с.
2. Винокуров, Е. Ю. Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства / Е. Ю. Винокуров, В. В. Идрисова, А. Ю. Кнобель, В. С. Перебоев. СПб.: Центр интеграционных исследований,
2013. 80 с.
3. Геловани, В. А. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030): результаты глобального моделирования / В. А. Геловани, В. Б. Бритков, С. В. Дубовский. М.: URSS: Либроком, 2009. 319 с.
4. Голованов, Р. С. Политическое позиционирование новых интеграционных объединений на постсоветском пространстве / Р. С. Голованов. Бишкек, 2012. 176 с.
5. Евразийский коммуникационный центр [Электронный ресурс]. URL: http:// eurasiancenter.ru.
6. Интеграционный барометр ЕАБР - 2014: аналит. резюме. ЦИИ ЕАБР, 2014. 32 с.
7. Косикова, Л. Регион СНГ во внешнеэкономической стратегии России / Л. Косикова // Россия и соврем. мир. 2010. № 4. С. 107-123.
8. Либман, А. Исследования региональной интеграции в СНГ и Центральной Азии: обзор лит. /А. Либман. СПб.: Евраз. банк развития, 2012. 64 с.
9. Система индикаторов Евразийской интеграции ЕАБР 2009 / под ред. Е. Ю. Винокурова. Алматы, 2009. 160 с.
10. Тренин, Д. Post-Imperium: евразийская история / Д. Тренин. М.: Моск. центр Карнеги, 2012. 326 с.
11. Чуть дальше от России [Электронный ресурс] // НИСЭПИ: Независимый институт социально-экономических и политических исследований. URL: http://www.iiseps.org/ analitica/821.
12. 70 процентов россиян поддерживают Евразийский экономический союз [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=9789.
13. Bailes, A. J. K. Regional security cooperation in the former Soviet area / A. J. K. Bailes. Oxford: Oxford Univ. press, 2007. Р. 165-192.
14. Cameron, D. R. Post-Soviet Authoritarianism: The Influence of Russia in Its Near Abroad / D. R. Cameron, M. Orenstein // PostSoviet Affairs. 2012. Vol. 28, № 1. P. 1-44.
15. Gleason, A. Eurasia: What Is It? Is It? / A. Gleason // Journ. of Eurasian Studies. 2010. № 1. Р. 26-32.
16. Kolsto, P. Beyond Russia, Becoming Local: Trajectories of Adaptation to the fall of the Soviet Union among Ethnic Russians in the Former Soviet Republics / P. Kolsto // Journ. of Eurasian Studies. 2011. № 2. Р. 153-163.
Венидиктов Сергей Викторович - кандидат филологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры социально-гуманитарных дисциплин Могилевского института Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Venidiktov S. Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. tv.lab. [email protected]
information model of integration processes in the media sphere of Belarus
The article investigates the problem of information space formation in the Eurasian Economic Union (EAEU - including Russia, Belarus, Kazakhstan, Armenia, Kyrgyzstan), created in 2015. On the example of the media sphere of the Republic of Belarus the author shows how the integration reflects in the mass media. There is an attempt to explain why EAEU remains unclear political project for the mass audience, why new alliance represents an attempt to revive the Soviet Unionfor Belarusians. Examples of informational confrontation between Western media and project of Eurasian integration are analyzed. The article presents the way to improve the effectiveness of mass media in union states to create a common information space of Eurasia (the development of regional cooperation of the media, the creation of public broadcasting of Eurasia, forming the image of the EAEU, confrontation to external information aggression). The model of the national information space development in the process of communication integration of Belarus in the information space of Eurasia is analyzed. It is shown that the effectiveness of the implementation of integration projects depends on the activity of their communicative actors. The article develops the idea about the two-way interaction of union states mediaspheres: information integration "from above", determined mainly by political decisions, and integration "from below", reflecting the search for common ground in local structures, civil society organizations. In the context of accelerated development of the integration processes there is a tendency to unite these areas.
Thus, the formation of the Eurasian Economic Union needs to be accompanied by targeted information support. However, even the spontaneous process of interaction between mediaspheres of states and regions can lead to the formation of a common information space in Eurasia. Knowledge and understanding of the geopolitical interests of the states -- partners in the integration processes, a
common audience perception of the integrated region existence may be the only accurate measures of media activities in this direction.
Keywords: media sphere; media; communication; integration; the Eurasian Economic Union; the Republic of Belarus; Russia; Eurasia.
References
1. Vinokurov, E. and Libman, A. (2012) Evrazijskaya kontinentalnaya integraciya [=Eurasian continental integration], Integration Research Center, Saint-Petersburg, 224 p. (in Russ.).
2. Vinokurov, E., Idrisova, V., Knobel, A.and Pereboev, V. (2013) Tamozhennyy soyuz i sosedniye strany: modeli i instrumenty vzaimovygodnogo partnerstva[=Customs Union and neighboring countries: models and instruments of mutually beneficial partnership], Integration Research Center, Saint-Petersburg, 80 p. (in Russ.).
3. Gelovani, V., Britkov, V. andDobovskiy, S. (2009) SSSR i Rossia v globalnoj sisteme (198520130): rezultaty globalnogo modelirovaniya [=USSR and Russia in global system (1985-2030): the results of global modeling], URSS, Lybrocom, Moskow, 319 p. (in Russ.).
4. Golovanov, R. (2012) Politicheskoye pozitsionirovaniye novyh integratsionnyh obyedineniy na postsovetskom prostranstve [=Political positioning of new integration associations in the post-Soviet space], Bishkek, 176 p.(in Russ.).
5. Evrazijskij kommunikatsionnyy tsentr [=Eurasian communication center]. available at: http:// eurasiancenter.ru, accessed 10.01.2015 (in Russ.).
6. Integratsionnyy barometr Evrazijskogo banka razvitiya-2014. Analiticheskoye rezume [=Integration barometer of the Eurasian Development Bank - 2014. Analytical summary] (2014), Centre for Integrative Studies of the EADB, 32 p. (in Russ.).
7. Kosikova, L. (2010) "Region SNG vo vneshneeconomicheskoy strategii Rossii" [=CIS region in Russia's foreign economic strategy], in Rossia i sovremennyy mir [=Russia and modern world], Volume 4, pp. 107-123. (inRuss.).
8. Libman, A. (2012) Issledovaniya regionalnoy integratsii v SNG I Tsentralnoy Azii: obzor literatury [=Studies of regional integration in the CIS and Central Asia: a literature review], Eurasian Development Bank, Saint-Petersburg, 64 p. (in Russ.).
9. Sistema indikatorov Evrazijskoy integratsii EABR 2009[=Eurasian integration indicators system for the Eurasian Development Bank 2009] (2009), edit. Vinokurov, E., Almaty, 160 p. (in Russ.).
10. Trenin, D. (2012) Post-Imperium: evrazijskaya istoriya [=Post-Imperium: Eurasian history], Carnegie Moskow Center, Moskow, 326 p. (in Russ.).
11. "Chut dalshe ot Rossii" [=A little further from Russia], in Nezavisimyy institute sotsialno-ekonomicheskih i politicheskih issledovaniy [=Independent Institute of social, economic and political studies], available at: http://www.iiseps.org/analitica/821, accessed 10.01.2015 (in Russ.).
12. "70 protsentov rossijan podderzhyvajut Evrazijskiy ekonomicheskiy sojuz" [=70 percent of Russians support the Eurasian Economic Union], in Internet-portal SNG [=CIS internet-portal], available at: http://www.e-cis.info/news.php?id=9789, accessed 10.01.2015 (in Russ.).
13. Bailes, A.J.K. (2007)Regional security cooperation in the former Soviet area,Oxford University press, pp. 165-192.
14. Cameron, D.R. and Orenstein, M. (2012) "Post-Soviet Authoritarianism: The Influence of Russia in It's Near Abroad", in:Post-Soviet Affairs. Vol. 28,Issue 1,pp. 1-44.
15. Gleason, A. (2010) "Eurasia: What Is It? Is It?", in: Journal of Eurasian Studies. Vol. 1,pp.26-32.
16. Kolsto, P. (2011) "Beyond Russia, Becoming Local: Trajectories of Adaptation to the fall of the Soviet Union among Ethnic Russians in the Former Soviet Republics", in: Journal of Eurasian Studies, Vol. 2,pp. 153-163.