Научная статья на тему 'Проблема тематических и жанровых ограничений при работе редакции учебного СМИ (на примере радио)'

Проблема тематических и жанровых ограничений при работе редакции учебного СМИ (на примере радио) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ РАДИОПРОГРАММА / ТЕМА / ЖАНР / ОПРОС АУДИТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Анна Анатольевна

Статья посвящена вопросу тематических и жанровых ограничений в рамках выпуска учебной радиопередачи. Одним из способов решения проблемы содержания эфира автор видит анализ предпочтений аудитории методом проведения социологического опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема тематических и жанровых ограничений при работе редакции учебного СМИ (на примере радио)»

Анна Анатольевна Морозова

Челябинский государственный университет

ПРОБЛЕМА ТЕМАТИЧЕСКИХИЖАНРОВЫХОГРАНИЧЕНИЙ ПРИ РАБОТЕ РЕДАКЦИИ УЧЕБНОГО СМИ (НА ПРИМЕРЕ РАДИО)

Статья посвящена вопросу тематических и жанровых ограничений в рамках выпуска учебной радиопередачи. Одним из способов решения проблемы содержания эфира автор видит анализ предпочтений аудитории методом проведения социологического опроса.

Ключевые слова: учебная радиопрограмма, тема, жанр, опрос аудитории.

В работе редакции любого учебного СМИ, в том числе радиоредакции, важную роль играет правильный подбор тем для написания материалов, текстов для теле- и радиопрограмм. В отличие от газеты и телевидения, радио не имеет возможности визуализации информации, поэтому вопрос касается только звучащего слова и музыкального оформления эфира. В данной статье мы рассмотрим проблему тематических и жанровых ограничений в соответствии с их спецификой вещания в рамках учебных радиостанций и медийными потребностями аудитории.

Сформулируем основные определения.

Учебная радиостанция (или медиаобразо-вательный радиопроект) - это деятельность в сфере радиовещания, при которой используется активный метод освоения теоретических и практических знаний и умений; она направлена на достижение заранее определённого результата / цели и создание уникального радиопродукта.

То есть медиаобразовательный радиопроект - это радиостанция, которая была создана для (или в процессе) самообучения учредителя и дальнейшего совершенствования знаний и навыков в этом направлении или как средство обучения группы людей теоретическим и практическим умениям в сфере средств массовой информации.

Учебная радиопрограмма - это средство освоения практических умений и навыков создания радиоматериалов всех жанров.

Мы рассмотрим в данной статье вопрос тематики и жанров касательно наиболее часто встречающихся форм существования учебных радиостанций - для школьников и студентов.

Медиаобразовательные проекты имеют ряд специфических особенностей, которые влияют на содержание эфира. Перечислим и прокомментируем основные из них.

1. Учебная радиостанция практически всегда не является самостоятельным СМИ, а находится при какой-либо организации (чаще всего это школа, вуз, центр детского творчества), то есть она выполняет функции корпоративного СМИ. Любое корпоративное СМИ - это «издание, отражающее интересы какой-то конкретной корпорации». Согласно трактовке термина (Экономическая энциклопедия. М., 1999), корпорация - это «совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо». Мы видим, что учебные заведения подходят под данное определение. «Их СМИ выполняют преимущественно те же задачи, что и другие корпоративные СМИ: способствуют формированию корпоративной культуры и положительного имиджа организаций-учредителей, внедрению определенных ценностей и моделей поведения, созданию в коллективе атмосферы единства и сплоченности, укреплению доверия к руководству» [1]. По этой причине учебное радио должно опираться на данные функции при выборе тем для эфира.

2. Возрастные критерии участников редакции и слушателей учебного радио также играют важную роль при поиске тем и выборе жанра подачи материала. Поскольку медиаобразовательные радиопроекты чаще всего создаются на базе учебных заведений, то возраст и «сотрудников» такого радио, и его слушателей, с одной стороны, весьма различен - кроме ученической аудитории слушателями является и преподавательский состав. С другой стороны, всё же большинство из адресатов эфира - это дети, подростки и молодежь, которая зачастую не имеет совершеннолетнего возраста. В связи с этим возникает двойной вопрос о выборе тематики для программ и их жанровой специфики: как удовлетворить всю разносто-

роннюю возрастную категорию слушателей, при этом избежать тем и жанров, непонятных или некорректных для учеников.

3. Морально-этические нормы внутри учебных заведений и негласные ограничения при выборе предмета повествования в радиопрограмме сужают тематическое разнообразие, что может привести к потере интереса аудитории к радиоэфиру.

Часто руководители редакций, да и сами школьники и студенты - авторы программ, опасаясь неоднозначной реакции аудитории, интересы которой им неизвестны, избегают большинства тем при подготовке программ, а подачу материала сводят к самому простому из жанров - информационному.

Так могут возникнуть серьезные проблемы с наполнением эфира, такие, как «слишком жесткая цензура, ведущая к «обесцвечиванию» содержания, устранению всего действительно злободневного, актуального <...> недостаточный профессионализм редакторов, и (как следствие) отсутствие четкой концепции, продуманной содержательно-тематической модели, жанровое однообразие, скучная, неинтересная подача информации.» [1]. Чтобы редакции продумать и определить заранее содержание эфира, нужно, прежде всего, иметь представление о потребностях аудитории, которая определяется её составом и интересами.

Мы провели социологический опрос (июнь 2011 года), чтобы изучить представление аудитории о содержании учебных радиостанций. Нами было опрошено 300 человек в возрасте от 12 до 25 лет. Нижняя возрастная граница определялась возможностью компетентности респондента в данном вопросе, поскольку далеко не всегда дети младшего возраста смогут дать логичные ответы в рамках исследуемой темы. Верхняя возрастная граница определялась особенностями аудитории учебных радиопроектов в целом, чаще всего ею является молодежь (как мы уже отмечали выше, в связи с популярностью таких проектов в учебных заведениях). В итоге было опрошено от 12 до 18 лет 38 % респондентов, соответственно 62 % составили люди в возрасте от 18 до 25 лет (40 % - мужской пол, 60% - женский, что обусловлено половозрастными характеристиками населения города).

Анкета была предложена для заполнения как реальным слушателям медиаобразовательных радиопроектов (30 %), так и потенциальным, то есть тем, в чьих учебных заведениях отсутствует вещание учебных радиостанций (70 %).

Респондентам были предложены как «закрытые» вопросы (с вариантами ответов), так и «открытые» вопросы, ответ на которые нужно было сформулировать самим.

Основная цель опроса - определить мнение аудитории относительно содержания эфира учебных радиостанций (тематики и жанров учебных программ).

Главными задачами, которые ставились в рамках проведения социологического исследования, были:

1. Выявление основных тем, интересных и уместных на учебных радиостанциях.

2. Определение возможных жанров подачи материала.

3. Решение вопроса ограничения тех или иных тем.

4. Определение полномочий аудитории, «сотрудника» учебной редакции и ее руководителя при выборе тематики и жанров программ.

Рассмотрим подробно результаты данного опроса, представив их в обобщенном виде.

Несмотря на то, что слушателями учебных радиостанций являются преимущественно школьники и студенты (контингент преподавательского состава всегда значительно меньше по количеству), большинство респондентов (73 %) считают, что темы учебных программ должны быть разносторонние, как касающиеся молодежи, так и не исключающие различных сфер жизни общества, таких как политика, экономика, медицина, культура и так далее. Но 20 % из них выступают за то, что объяснять такие темы нужно простым и доступным для школьников и студентов языком. Темы, касающиеся только молодежи и исключающие сложные сферы жизни для восприятия молодежью (медицина, экономика, политика и т. п.), выбрали 27 % опрошенных.

Обратим внимание на темы программ, которые интересуют молодежь, и они бы хотели слышать их на учебном радио. Абсолютным лидером по востребованности школьниками и студентами явилось всё, что так или иначе касается жизни учебного заведения (учеба, новости школьной и университетской жизни) и темы (45 %), касающиеся музыки (45 %), молодежи (26 %), спорта (29 %), отдыха (25 %). Также аудиторию интересуют международные и городские новости, жизнь общества, политика, экономика, культура (от 38 до 42 %)*.

* Процент выбора той или иной темы рассчитан не от общего количества опрошенных, а от количе-

ства респондентов, ответивших на данный открытый вопрос анкеты (188 человек).

Согласно результатам опроса, мы видим, что, с одной стороны, аудиторию учебных СМИ, которую составляют дети, подростки и молодежь, всё-таки интересуют темы, соответствующие их возрастным потребностям (музыка, спорт, развлечения, досуг, учеба, образование, наука и прочие молодежные темы). С другой стороны, интерес также направлен на весьма разностороннюю тематику городских, региональных и мировых известий из области экономики, политики, социума и других важных событий.

Как мы уже отмечали выше, корпоративный фактор прикрепления медиаобразова-тельных радиостанций к учебным заведениям и чаще всего несовершеннолетний возраст «сотрудников» такого радио непроизвольно накладывают определенные табу на тематическое разнообразие программ. Несмотря на это, 57 % респондентов считают, что ограничения в тематике учебных программ не нужны. Оставшиеся 43 % опрошенных к таким ограничениям относят криминал, национальную вражду и пропаганду, рекламу, религию, секс, извращения, личную жизнь, политику, жестокость и насилие. Хотя, возвращаясь к предыдущему вопросу, мы можем отметить, что подобные темы 6% респондентов не просто считают уместными в учебном эфире, но они вызывают у них самый значительный интерес.

Любовь и секс, религия, субкультуры, чрезвычайные происшествия, слухи и сплетни, острые социально-политические проблемы считают уместными до 56 % слушателей. По сути, эти темы обычно ограничены востребованностью по возрастному критерию. Но до 20 % слушателей были бы не против слышать по учебной радиостанции материалы, тематически противоречащие нормам этики и морали, такие как жестокость, насилие, криминал.

При этом только 5 % респондентов согласились с тем вариантом ответа, что задавать ограничения должен преподаватель. 52 % посчитали, что нужно ориентироваться на мнение слушателей, и выдавать в эфир то, что вызывает интерес.

За жанровое разнообразие учебных программ выступает почти половина опрошенных - 48 %, 41 % считает, что нужно избегать сложных для создания и восприятия жанров, таких как аналитические и документально-художественные. И только 11% респондентов ответи-

ли, что в каких жанрах представлены программы в эфире учебных радиостанций - не имеет значения.

Исходя из анализа результатов опроса, мы можем сделать вывод, что мнение аудитории не всегда соответствует принципам и нормам любого образовательного процесса и преподавательской деятельности, тем более направленной на обучение молодежи, чаще всего на учащихся, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста. Поэтому любой подобный опрос не может явиться прямым руководством к действию для руководителя медиаобразова-тельного проекта, но обязательно стоит учитывать основные тенденции развития интереса потенциальных и реальных слушателей.

В качестве выводов тематических и жанровых ограничений при работе редакции по выпуску учебного СМИ мы можем предложить следующие положения:

1. Несмотря на интерес аудитории к достаточно разносторонней тематики, учебные программы должны соответствовать принципам этики и морали общественной жизни.

2. Поскольку радиостанции подобного рода чаще всего находятся при учебных заведениях, нужно учитывать корпоративный фактор при выборе тем.

3. При этом не стоит ограничиваться тематикой исключительно жизни в учебном заведении, подросткам и молодежи не менее интересны проблемы регионального и мирового характера.

4. Подача материала, как жанровая, так и стилистическая, должна соответствовать среднему контингенту слушателей по возрастному критерию, то есть подаваться в эфир доступным языком с разъяснениями.

Главное для преподавателя (руководителя учебного СМИ) - найти «золотую середину» и определить контент (содержание) эфира таким образом, чтобы радиостанция стала не просто средством обучения медиаобразовательным умениям и навыкам в сфере радиовещания, но и приносила пользу слушателям, вызывала у них значительный интерес.

Примечания

1 Чемякин, Ю. В Вузовские издания как тип корпоративной прессы [Текст] / Ю. В. Чемякин // Медиа-дискурс. Теория и практика массовых коммуникаций. Вып. 2 (14). - Екатеринбург : ИД «Дискурс Пи», 2009. - С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.