Научная статья на тему 'Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере челябинских радиостанций)'

Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере челябинских радиостанций) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2441
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ / ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАДИОРЫНОК / ЛОКАЛЬНОЕ FM-ВЕЩАНИЕ / ФОРМАТ / РАДИОФОРМАТЫ / РАДИОХОЛДИНГИ / АУДИТОРИЯ РАДИО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Журавлева Анна Аркадьевна

В статье анализируются зарубежные форматы, пришедшие на российский радиорынок еще в 90-х начале 2000-х годов и особенности их адаптации в условиях отечественного радиоэфира за прошедшие годы. Автор рассматривает классификации радиоформатов, составленные и описанные разными исследователями, с целью их систематизации и сведения в единую типологию радиоформатов актуальных или же, наоборот, невостребованных в настоящее время в отечественном радиоэфире. Эмпирической базой исследования является челябинский FM-эфир, в котором в настоящее время работает 30 радиостанций. В статье исследуются особенности развития челябинского радиорынка его структура, медиахолдинги, владельцы, радиоформаты, сектор локального радиовещания и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере челябинских радиостанций)»

УДК 070

А. А. Журавлева

Челябинский государственный университет, Челябинск

СИСТЕМА ФОРМАТОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РАДИОРЫНКА И ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИ-ВЕЩАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ)

В статье анализируются зарубежные форматы, пришедшие на российский радиорынок еще в 90-х - начале 2000-х годов и особенности их адаптации в условиях отечественного радиоэфира за прошедшие годы. Автор рассматривает классификации радиоформатов, составленные и описанные разными исследователями, с целью их систематизации и сведения в единую типологию радиоформатов - актуальных или же, наоборот, невостребованных в настоящее время в отечественном радиоэфире. Эмпирической базой исследования является челябинский FM-эфир, в котором в настоящее время работает 30 радиостанций. В статье исследуются особенности развития челябинского радиорынка - его структура, медиахолдинги, владельцы, радиоформаты, сектор локального радиовещания и др.

Ключевые слова: российское радиовещание, челябинский радиорынок, локальное FM-вещание, формат, радиоформаты, радиохолдинги, аудитория радио.

В начале XXI века изучением важнейших аспектов отечественной и зарубежной радиожурналистики занимались следующие исследовали: Л. Д. Болотова, В. В. Кравченко [2], Е. Л. Вартанова [4] - проблемами радиовещания, связанными с радиоформатами; В. Н. Шеин [11] и Ю. В. Клюев [6] - теорией и практикой современной радиожурналистики; С. С. Смирнов, А. Ю. Образцова, С. А. Вартанов и М. Б. Владимирова [10] - организационно-экономическими основами современного российского разговорного радио, Е. А. Баранова [1] - особенностями развития сайтов этого сектора радиовещания, а Е. А. Болотова и Л. Д. Болотова [12] - изучением работы современного радио в качестве мультимедийного проекта.

В классическом университетском учебнике «Радиожурналистика» (первое издание: 2000; переиздание: 2002 и 2005), написанном коллективом ведущих исследователей России, дано наиболее полное и исчерпывающее определение формата для сферы радиовещания: 1) формат (в самом широком смысле) - «тип вещания, способ существования станции в эфире»; «основные принципы и параметры вещания» [9. С. 455]; 2) формат - концепция вещания, подразумевающая также «подбор музыкальных композиций, соответствующих специфике станции, соответствующий способ подачи новостей, рекламные ролики, джинглы (аудиологотипы радиостанции), отбивки, манеру поведения ди-джеев» [Там же]. Авторы подчеркивают, что основной идеей программирования радиостанции является выбор формата, «который будет привлекателен для аудитории определенных возрастных категорий и занятий и позволит удерживать внимание того сегмента рынка, в котором заинтересована станция и, следовательно, рекламодатели» [Там же].

А. Бубукин предлагает максимально узкое определение формата: «стиль музыкальных радиопрограмм, призванных удовлетворить вкусы определенной целевой аудитории» [3]. Конкретизируя свою точку зрения, автор уточняет: «Основными критериями, определяющими музыкальный формат, также являются стилистика звучащей в эфире музыки и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как... "музыкальная одежда" эфира, то есть джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ди-джеев (ведущих музыкальных программ), форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование» [Там же]. Фактически А. Бубукин предлагает рассматривать формат вещания только как конкретный список музыкальных форматов, заимствованный отечественным музыкальным коммерческим радиовещанием у западного после развала Советского Союза. Е. Л. Вартанова определяет формат как «совокупность жанровых, тематических прочих признаков, формирующих концепцию вещания» [4].

В то же время в терминологическом аппарате теории журналистики понятие «формат» едва ли

не самое неопределенное, размытое и «многоликое» [5]. Еще в ноябре 2009 года на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова состоялся межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов», участники которого отметили многозначность и дальнейшее расширение диапазона понятия «формат», указали на связь между трансформацией системных характеристик СМИ и актуализацией понятия. Г. В. Лазутина, например, предложила рассматривать понятие «формат» в следующих позициях употребления: 1) как тип издания, 2) род творчества, 3) вид творчества, 4) коммуникационный канал, 5) способ подачи [7].

В сфере же радиожурналистики понятие «формат» определено четко и последовательно, имеет свои границы и конкретные позиции употребления.

В начале 1990-х годов, как отмечает А. Бубукин, система форматов музыкального коммерческого радиовещания была заимствована российскими радиобизнесменами на американском радиорынке и адаптирована под наши условия. В самих же Соединенных Штатах, где сфера радиобизнеса всегда была хорошо развита, форматирование музыкальных радиопрограмм началось еще в 1950-х годах, поэтому «все форматы и субформаты заимствованы из североамериканской классификации» [3]. Одними из первых адаптаций системы зарубежных музыкальных форматов для отечественного радиорынка стали классификации, представленные в «Радиожурналистике» [9], и книгах и статьях А. Бубукина. Е. Л. Вартанова рассматривала систему зарубежных радиоформатов в монографии «Медиаэкономика зарубежных стран» [4], где этой теме посвящена отдельная глава. Кроме того, в начале 2000-х годов в нашей стране на эту тему были опубликованы и некоторые работы зарубежных исследователей радиоэфира -М. Кийта, К. Маккоя и др.

В процессе исследования челябинского FM-вещания мы систематизируем и синтезируем классификации форматов, предложенные авторами «Радиожурналистики» [9. С. 455-459], А. Бубукиным [3], Е. Л. Вартановой [4] и др., как наиболее полные и появившиеся одними из первых. В объединенной классификации будет представлен широкий спектр форматов и их подформатов, актуальных для российского радиорынка, а также составлен список невостребованных или пока малоиспользуемых в FM-эфире форматов. Однако стоит сказать, что в России практически не существует «чистых» форматов, которые указаны типологии, представленной далее. Поэтому примеры радиостанций к определенным форматам, указанные в скобках ниже, являются в какой-то степени условными. Например, формат радио «Олимп» указан как АС, однако в эфире радиостанции звучит и классическая музыка (достаточно дозированно). Тем не менее, фрагменты классической музыки очень органично вплетаются в музыкальную ткань эфира, гармонируют с базовой музыкальной библиотекой, расширяя формат станции и привлекая новую взрослую аудиторию.

В нашей стране в FM-эфире все еще преобладают смешанные форматы, рассчитанные на широкую (а не узкую, как во многих западных странах) аудиторию. Это связано с особенностями развития нашего радиорынка и радиобизнеса, уровнем экономического развития нашей страны, платежеспособностью аудитории, уровнем развития музыкальной культуры, музыкального вкуса и другими причинами. При этом мы не можем сказать, что радиостанции узконаправленных форматов совершенно отсутствуют. Примером в локальном вещании может служить радиостанция Bob Jazz, находящаяся в холдинге «Радио Континенталь» Б. Ройзмана. Однако «джазовый» формат предложен слушателям только в рамках онлайн-вещания и в УКВ-диапазоне.

Радиоформаты (как типы вещания) подразделяются на две основные группы:

1) разговорные форматы: информационное вещание / развлекательное;

2) музыкальные форматы: музыкальное вещание, как правило, коммерческое; информационная составляющая таких радиостанций, включая выпуски новостей, небольшие рубрики, авторские программы, слова ди-джея, - не более 10-25 %, остальное - музыкальные композиции.

Однако существуют и промежуточные форматы - информационно-музыкальные (приблизительное соотношение информации и музыки: 60-70% / 40-30%) и музыкально-информационные (соотношение музыки и информации: 60-70% / 40-30%).

Классификация разговорных радиоформатов:

1) Новости и разговор (News and Talk). Этот самый распространенный формат российского разговорного радиовещания имеет тематико-содержательные разновидности. Информационное

вещание: политика/новости/разговор («Эхо Москвы», «Вести FM», «Свобода» и др.), спорт/ новости/разговор («Спорт FM»); информационно-развлекательное вещание: комедия/новости/ разговор («Юмор FM») и др.

2) Только новости (All News). В России этот формат пока не имеет широкого распространения в FM-эфире. Российские радиобизнесмены открывали в московском эфире станции с подобным форматом, которые просуществовали недолго. Данный формат, актуальный для западных стран, у нас оказался невостребованным, российская аудитория пока не готова слушать новости 24 часа в сутки.

3) Только беседы (All Talk). Широко распространен в американском радиовещании, где есть радиостанции, в эфире которых аудитории предлагается слушать, например, только ток-шоу.

4) Только развлекательные программы (All Comedy). Приближается к этому формату московская разговорная радиостанция Comedy Radio. Однако в ее эфире звучит и музыка -зарубежные музыкальные композиции (4-5 песен в течение часа).

5) Существуют и некоторые другие разговорные форматы: Children, Specialized information (Business, Financial, Commercial, Agrarian, Whether) и др.

Сводная классификация самых основных музыкальных форматов

1. AC (Adult Contemporary) - «Современный взрослый». Это самый распространенный и в то же время финансово прибыльный формат. Целевая аудитория - 20-49 лет. Музыкальный контент - самые модные и старые поп-хиты 1970-90-х годов, этот формат дистанцируется от «тяжелой» музыки. Самый дорогой эфир, утренний, ведут personalities - авторитетные и популярные у данной аудитории ведущие; это самые высокооплачиваемые сотрудники радиостанции. Формат АС особенно популярен среди женской аудитории. В челябинском FM-эфире в этом формате работают радиостанции «Олимп», «Ретро FM», «Радио 100», «Радио 7 на семи холмах», ранее функционировал «Народный хит», некоторое время до смены формата - «L-радио» и др.

Сегодня на локальном радиорынке Челябинска в формате «современной взрослой» музыки работает радио «Радио 100». Однако его тоже нельзя назвать чистым АС. Музыкальный диапазон 100 FM: от классического рока до релакс-композиций; преимущественно лучшие западные песни последних 25 лет, мировые бестселлеры, а также эксклюзивные музыкальные композиции. Долгие годы остается верным формату AC радио «Олимп», в музыкальном эфире которого звучат русские и зарубежные золотые хиты 1980-90-х годов и наших дней. Стоит отметить, что «Олимп» время от времени обновляет свою музыкальную библиотеку: радио не имеет права стариться, оно должно меняться вместе со слушателем.

Подформаты AC:

а) Soft AC: преобладают спокойные, лирические композиции и небольшое количество горячих хитов (ранее - «Народный хит», отчасти «Радио 100»);

6) Hot AC: в эфире доминирует более ритмичная музыка и присутствует больше горячих хитов.

2. CHR (Contemporary Hit Radio) - современное хитовое радио; целевая аудитория: первоначально 12-25 лет, позднее - 15-35 лет. В 1950-60-х годах на Западе этот формат назывался Top-40. Энергичный формат, не допускающий размеренного ведения эфира, «тишины». Минимальное количество новостей (для привлечения молодежной аудитории). Новостные блоки короткие, но более насыщенные (для привлечения рекламодателей). В эфире звучат самые популярные национальные и мировые хиты, занимающие высокие места в соответствующих хит-парадах. («Европа Плюс», «Радио Energy», «Love Radio» и др.).

Подформаты CHR:

а) CHR/Pop - с преобладанием хитов в стиле «популярной музыки»;

б) CHR/Rhythmic - с преобладанием ритмичной танцевальной музыки (DFM);

в) Modern Rock oriented CHR - с преобладанием композиций в стиле «современный рок» и «поп-рок»;

г) другие, очень узконаправленные стилевые разновидности формата CHR.

3. National Music или National Hit - радиостанции, транслирующие только национальную поп-и рок-музыку. Такие радиостанции очень популярны в странах, где английский язык не является государственным («Русское радио»; «Наше радио» - роковая станция; челябинское «Радио Континенталь» и др.).

4. Rock - достаточно узкий формат, его выбирают рок-радиостанции, в эфире которых звучит

рок и рок-н-ролл для молодежи и людей более старшего возраста; целевая аудитория: 18-35 лет.

Подформаты Rock:

а) AR (Active Rock) - активный рок и рок-н-ролл с достаточно большой музыкальной библиотекой классических песен в этом стиле 1970-90-х годов (достаточно молодая для российского рынка радиостанция «Искатель»);

б) AOR (Album Oriented Rock) - рок-музыка из малоизвестных альбомов, не попавших в хитпарады; композиции для достаточно взрослой аудитории, в основном от известных исполнителей; песня может звучать дольше стандартных 3,5 минут; целевая аудитория достаточно узкая: 18-34 года, мужчины. Для России этот узкий, но интересный формат пока не актуален;

в) Modern Rock / Mainstream Rock - современный рок, рок в стиле мейнстрим; группы, сочиняющие и исполняющие музыку в самых популярных, модных на данный момент музыкальных стилях; формат ориентирован на молодежную аудиторию;

г) Rock Alternative (альтернативный рок) - очень узконаправленный формат, который пользуется спросом на студенческих радиостанциях (например, радио «Диктум» факультета журналистики ЧелГУ).

5. Шансон - специфический российский формат, в эфире звучит музыка, представляющая собой отечественный шансон, а также бардовская песня, так называемый городской романс и др. (радио «Шансон»).

Наименее востребованные форматы на отечественном радиорынке:

6. Classical - классическая музыка; узкая целевая аудитория; без возраста.

7. Easy Listening (легкая для восприятия музыка) - инструментальная музыка, с мягким вокалом, популярные композиции, в которых звучит большое количество струнных инструментов. Минимум реплик ведущих. Могут быть большие новостные блоки. Целевая аудитория: 40-50 лет.

8. New Age или Relax: музыка для снятия напряжения и медитаций. В такой музыке кроме музыкальных инструментов присутствуют звуки природы: шум прибоя, звук падающих дождевых капель, журчание ручья, шелест листвы деревьев, голоса птиц и др. В США, например, этот формат первоначально был ориентирован на молодых успешных людей с университетским образованием, деловых людей и бизнесменов. В эфире звучат мелодичные композиции, направленные на эмоциональное расслабление слушателей. Ди-джеи отсутствуют. Целевая аудитория: мужчины и женщины (50 х 50) от 25 до 45 лет с высоким уровнем образования и дохода. Этот формат активно набирает популярность в среде интернет-радиостанций.

9. Alternative - альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет; подформат: Alternative АС - с целевой аудиторией 25-35 лет.

10. Jazz - мягкий джазовый формат с целевой аудиторией 30-45 лет (радио «Jazz», челябинское онлайн-радио «Bob Jazz»).

11. Oldies - поп-музыка 1950-х - начала 1960-х годов, ретроформат (сам формат напоминает тип радио «Ретро», но музыкальные композиции - более ранних лет). Целевая аудитория: от 45 лет и старше.

12. Nostalgia (ностальгия) - музыка 1940-50-х годов, время биг-бендов. Важна музыка, ведущие - только personalities. Целевая аудитория: старше 50 лет.

13. Религиозное радио («Радонеж» (Москва), «Воскресение» (Екатеринбург), «Благовестие» (Воронеж) и др.) - на волнах таких радиостанций звучит музыка религиозной тематики. Аудитория узкая, но верная своей радиостанции. Это радио может работать и в чистых форматах разговорного радио (новости / разговор, только беседы и др.), может иметь смешанный тип формата, то есть быть информационно-музыкальным или музыкально-информационным.

Неактуальные для российского локального FM-эфира музыкальные форматы:

14. Country - кантри-музыка, американский фолк. Формат очень востребован в США. Многие радиостанции этого формата поддерживаются правительством, кантри-музыканты до сих пор одни из самых высокооплачиваемых.

15. Folk - народная стилизованная музыка. В России радиобизнесмены не проявляют активного интереса к данному формату.

16. Urban - главным образом «черная» музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 12-20 лет. Подформат: Urban AC - для более взрослой аудитории.

17. R&B (Rhythm and Blues) - ритм-энд-блюз - активный формат с целевой аудиторией 21-42

года.

Музыкальный формат, разработанный специально для средних волн:

18. MOR - Middle of The Road (середина пути). «Серединность» формата определена и в представленной здесь в музыкальной библиотеке. Преобладают не хитовые композиции, но в то же время не устаревшие, не кричащие и не приторно сладкие. В этом формате ди-джеи абсолютно свободны: они могут очень много общаться со слушателями, подробно рассказывать о каждой звучащей композиции. Кроме того, этот формат для взрослой аудитории, поэтому содержит серьезную информационную составляющую: большие новостные блоки, информацию о пробках на дорогах и дорожных происшествиях, прогноз погоды, а также последние новости из мира спорта. Целевая аудитория: 40 лет и старше. (Некоторые исследователи относили к этому формату «Серебряный дождь», «Дорожное радио», «Авторадио» - в определенные периоды существования этих FM-станций).

Стоит отметить и интересную особенность развития зарубежного музыкального вещания: прирост молодежной аудитории в традиционно «возрастных» форматах, таких как Oldies, Nostagia, AC, Jazz и более узких подобных форматах. У таких радиостанций, точнее музыки, которая звучит в эфире, растет число поклонников среди молодежи и людей среднего возраста, что позволяет этим форматам не закрываться, а продолжать вещание и развиваться дальше. Данная тенденция для отечественного радиорынка в настоящее время проявляется, пожалуй, наиболее очевидно в формате АС.

Рассмотрим теперь специфику развития челябинского радиовещания, в том числе и распределение форматов. Сегодня в городской эфир выходят 30 FM-станций. Такое количество радийных СМИ, разнообразных по форматам вещания (как разговорным, так и музыкальным), -показатель высокой развитости челябинского радиорынка, его насыщенности и плотности. Для сравнения: столичный радиорынок насчитывает на сегодняшний день свыше 50 радиостанций, из них 10 - радиостанции разговорного формата [8; 10]. Стоит отметить, что в Интернете радиоэфир челябинских локальных радиостанций активно слушают жители самых разных российских городов, отмечая в комментариях профессионализм ведущих, высокое качество авторских радиопрограмм и музыкального эфира и многое другое.

Первый кирпичик в основание челябинского локального радиовещания был положен в 1992 году открытием первой музыкальной коммерческой FM-радиостанции - «Интерволны». За ней последовал запуск и других музыкальных радиостанций: «Студии-1» (1994), «L-радио» (1998), «Олимпа» (1999). В начале 2000-х годов сектор челябинского радиовещания продолжил активное развитие, были открыты еще три музыкальные радиостанции: «Народный хит» (2003), «Абсолютное 100FM» (2004), «Радио Континенталь» (2007).

За 2005-2008 годы на челябинском радиорынке шел общий прирост радиостанций: с 18 до 22 FM-станций, из них локальных было 7 (33 % от общего числа). Следует учесть и проводной челябинский эфир, который в эти годы был представлен достаточно широко: радио «Восточный экспресс», «Студия-1», радио «Южный Урал». Радиовещание на проводах шло в рамках разговорного формата («радио для всех») или смешанного (информационно-музыкального: «Студия-1»).

Увеличение общего числа радиостанций в эфире за последние 10-15 лет происходило за счет открытия в Челябинске станций-ретрансляций, являющихся партнерами крупных московских сетевых радиостанций. Собственное же вещание, наоборот, существенно сократилось. В 2019 году в эфир выходят только 5 локальных радиостанций (17 % от общего числа) с оригинальными программами, местным новостным и собственным информационно-развлекательным контентом: «Интерволна», «L-радио», «Олимп», «Радио 100», «Радио Континенталь». Однако радио «Олимп» мы можем причислить к этой группе с большой долей условности, потому что локальным оно является, прежде всего, для Екатеринбурга - это радиостанция «Си 103.7 FM», старейшая FM-станция столицы Урала, открытая в начале 1992 года под названием «СИница» и преобразованная позже в радио «Си». Челябинский «двойник» этого радио работает под названием «Олимп» на частоте 104.5 FM. У радиостанций один владелец, общий формат, одна и та же музыкальная библиотека, одинаковые программы, сайты-близнецы, один и тот же плей-лист и т. д. Сегодня в группе радио «Си» в социальной сети ВКонтакте свыше 19,5 тыс. подписчиков, а у челябинского «Олимпа» - 5,7 тыс. человек. За два года аудитория радио «Си» ВК выросла на 5,5 тыс. участников,

а аудитория радио «Олимп» только на 1,7 тыс. человек. Цифры говорят сами за себя. Радио «Си», согласно данным измерений TNS, входит в число лидеров екатеринбургского музыкального FM-эфира, успешно конкурируя с известными московскими радиобрендами. В Челябинске радио «Олимп» не достигло столь же высоких результатов.

Частоты бывших локальных музыкальных радиостанций «Студии-1» (106.8 FM) и «Народного хита» (107.8 FM) заняли московские сетевые радиостанции - «Вести FM» (Челябинск) и Comedy Radio соответственно, увеличив, таким образом, количество разговорных форматов в эфире: новости / разговор (News and Talk) и только развлекательные программы (All Comedy). Позднее на частоте 106.8 FM вышло в эфир радио «Искатель», а радио «Вести FM» (Челябинск) перешло на частоту 92.6 FM.

За последние годы в Челябинске серьезно сократился и сектор проводного вещания. Закрыты радиостанции «Восточный экспресс» и «Студия-1». Проводное вещание уходит в небытие, на сегодняшний день его осуществляет только государственное радио «Южный Урал», которое совсем недавно наконец-то вышло в эфир на FM-частоте.

Состояние челябинского радиорынка в 2019 году (критерии анализа: занимаемая FM-частота; медиахолдинг / владелец (при наличии информации); выделение сектора локальных радиостанций; формат (разговорный; музыкальный); начало вещания в челябинском эфире):

1. Радио «Вести FM» (Челябинск) 92.6 FM. ВГТРК / ГТРК «Южный Урал». Разговорный формат: News and Talk. С 2011 года радио работало на частоте 107.8 FM, а с 2015 - дублировалось и вещало на 106.8 FM до начала 2017 года. С февраля 2017 года «Вести FM» перешли на 92.6 FM.

2. Радио «Маяк» 93.6 FM. ВГТРК. Разговорный формат: News and Talk. На этой частоте выходит с февраля 2016 года. Транслируется московский эфир. (Ранее «Маяк» (Челябинск) входил в холдинг «Радио Континенталь» Б. Ройзмана и работал на частоте 102.0 FM).

3. Радио «Мир» (Челябинск) 94.0 FM. Радио «Мир» - федеральная сеть, распространяющая вещание в 45 российских городах. Учредитель: «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир». «Музыкальный формат: National Hit. Челябинский эфир - с 1 августа 2015 года.

4. «Love Radio» (Челябинск) 94.6 FM. Первый владелец: Krutoy Media; с 2013 года 75 % акций этого холдинга принадлежит бизнесмену Михаилу Гуцериеву; ретрансляция в Челябинске -холдинг «Выбери радио». Музыкальный формат: CHR. Челябинский эфир - с 1 июля 2016 года.

5. «Комсомольская правда» (Челябинск) 95.3 FM. Медиахолдинг «Комсомольская правда». Разговорный формат: News and Talk. Челябинский эфир - с 2011 года.

6. «Energy» (Челябинск) 96.0 FM. Первоначально радиостанция была в холдинге «ПрофМедиа»; с 2016 года - в «ГПМ Радио», владелец: «Газпром-Медиа Холдинг»; ретрансляция в Челябинске - холдинг Б. Ройзмана. Музыкальный формат: CHR. Челябинский эфир - с 2007 года.

7. «Ретро FM» (Челябинск) 96.4 FM. Холдинг: ЕМГ; ретрансляция в Челябинске - холдинг «Выбери радио». Музыкальный формат: AC. Челябинский эфир - с 2000 года.

8. «Детское радио» 96.8 FM. Владелец: «Газпром-Медиа Холдинг». Формат: Children; информационно-музыкальное радио. Челябинский эфир - с 2007 года. Транслируется московский эфир.

9. Радио России / Радио «Южный Урал» 97.8 FM. Государственный холдинг: ВГТРК / ГТРК «Южный Урал». Разговорный формат: News and Talk. Уверенное вещание в Челябинске на этой частоте - с мая 2019 года.

10. «Радио Дача» (Челябинск) 98.7 FM. Первый владелец: Krutoy Media; с 2013 года 75 % акций этого холдинга принадлежит бизнесмену М. Гуцериеву; ретрансляция в Челябинске -холдинг «Выбери радио». Музыкальный формат: АС, в эфире звучат музыкальные композиции популярных отечественных исполнителей 80-х и 90-х годов, а также современные хитовые композиции. Челябинский эфир - с 2011 года (ранее на этой частоте вещало радио «Кекс FM»).

11. «Авторадио» (Челябинск) 99.1 FM. Первоначально радиостанция была в холдинге «ПрофМедиа»; с 2016 года - в «ГПМ Радио», владелец: «Газпром-Медиа Холдинг»; ретрансляция в Челябинске - холдинг Н. Грахова. Музыкальный формат: АС с включением в эфир и современных хитовых композиций; информация о ситуации на дорогах и др. Челябинский эфир - с 2004 года.

12. «Эхо Москвы» (Челябинск) 99.5 FM. Основной владелец: «Газпром-Медиа Холдинг»; ретрансляция в Челябинске - холдинг «Медиа-центр». Челябинский эфир - с 1999 года.

13. «Радио 100» 100.0 FM. Владелец до апреля 2011 года: «Уралсвязьинформ». Локальное

радио. Музыкальный формат: AC. Вещание в Челябинске - с 2004 года под названием «Абсолютное радио», с 2010 года - «Радио 100».

14. «Радио Континенталь» 100.4 FM. Холдинг: «Радио «Континенталь» Б. Ройзмана. Локальное радио. Музыкальный формат: National Hit (русскоязычная популярная музыка). С 1994 года - на частоте и под именем бренда «Русское радио» (РМГ); с 2007 года - собственное вещание.

15. «Business FM» (Челябинск) 100.8 FM. Холдинг: «Румедиа»; ретрансляция в Челябинске -холдинг «ОТВ». Разговорный формат: Specialized information (Business, Financial). Челябинский эфир - с 2011 года. (С 2008 по 2011 годы на этой частоте работало радио «ОТВ»).

16. «Юмор FM» (Челябинск) 101.2 FM. Первоначально радиостанция была в холдинге «ПрофМедиа»; с 2016 года - в «ГПМ Радио», владелец: «Газпром-Медиа Холдинг»; ретрансляция в Челябинске - холдинг Б. Ройзмана. Информационно-развлекательный формат: «комедия/новости/ разговор» со значительным присутствием в эфире популярной русской музыки. Челябинский эфир - с 2001 года.

17. «Европа Плюс» (Челябинск) 101.6 FM. Холдинг: ЕМГ; ретрансляция в Челябинске -холдинг «Выбери радио». Музыкальный формат: CHR. Челябинский эфир - с 1994 года.

18. «Новое радио» 102.0 FM. Холдинг: ЕМГ. Музыкальный формат: National Hit (русскоязычная популярная музыка; продолжение музыкальной линии «Русского радио»). В челябинском эфире

- с конца 2015 года. (С 2009 по 2013 годы на этой частоте выходила радиостанция «Маяк» (Челябинск)).

19. Радио «Studio 21» 102.4 FM. Холдинг: ЕМГ запустила это молодежное радио в сентябре 2017 года. Музыкальный формат: Рэп / R'n'B / Хип-хоп / Регги. В челябинском эфире радиостанция появилась совсем недавно.

20. Радио «Интерволна» 102.9 FM. Локальное; последний владелец - челябинский бизнесмен, информация о нем не разглашается. Музыкальный формат: АС. Челябинский эфир - с 1992 года.

21. «Наше радио» (Челябинск) 103.5 FM. Холдинг: «Мультимедиа Холдинг»; ретрансляция в Челябинске - холдинг Н. Грахова. Музыкальный формат: Русский рок (или National Music с преобладанием композиций в стиле «рок»). Челябинский эфир - с 2001 года.

22. «Русское радио» 104.1 FM. Холдинг: Холдинг: РМГ; ретрансляция в Челябинске - холдинг «Выбери радио». Музыкальный эфир: National Hit (русскоязычная популярная музыка). С 1994 года выходило на частоте 100.4 FM, с 2007 года - 104.1 FM. Транслируется московский эфир.

23. «Радио Олимп» 104.5 FM. Локальное; холдинг Н. Грахова. Музыкальный формат: AC. Челябинский эфир - с 1999 года.

24. «L-радио» 104.9 FM. Локальное. Владелец - частное лицо. Музыкальный формат: Dance music (эта радиостанция долгие годы выходила в формате АС). Челябинский эфир - с 1998 года.

25. «Радио 7 на семи холмах» 105.4 FM. Холдинг: ЕМГ (с 2006 года). Музыкальный формат: Soft AC; легкая зарубежная музыка 80х-90х-2000х, также в эфире звучат шедевры мировой классики. С декабря 2012 года это радио вернулось в Челябинск (после перерыва в вещании). Музыкальный формат: АС. Транслируется московский эфир.

26. «Радио Шансон» (Челябинск) 105.9 FM. Основной владелец: М. Гуцериев; ретрансляция в Челябинске - холдинг Б. Ройзмана. Музыкальный формат: Шансон. Челябинский эфир - с 2001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. «Дорожное радио» (Челябинск) 106.3 FM. Холдинг: ЕМГ; ретрансляция в Челябинске

- холдинг Б. Ройзмана. Музыкальный формат: широкоформатное - поп, городской романс, шансон и ретро (отечественные исполнители и дозированное включение в плейлист зарубежных композиций). Челябинский эфир - с 2015 года (радио работает на частоте бывшего «Серебряного дождя» (Челябинск)).

28. «Радио Искатель» (Челябинск) 106.8 FM. Основной владелец: ООО «Корделя-медиа», а также Катерина Сундукова и компания «Цифровое телевидение» (телеканал Моя планета) / ретрансляция в Челябинске - ГТРК «Южный Урал». Музыкальный формат: Active Rock -российская рок-музыка, западная классика рока и др. Челябинский эфир - с февраля 2018 года. (Ранее на этой частоте звучали: 1994-2014 - локальная музыкальная радиостанция «Студия-1»; 2015 - дублирование вещания радио «Вести FM»).

29. «DFM Челябинск» 107.3 FM. Холдиинг: РМГ; ретрансляция в Челябинске - холдинг

«Медиа-центр». Музыкальный формат: CHR. Челябинский эфир - с 2001 года. (Изменение имени радиобренда: с 2001 - «Динамит FM»; с 2006 - DFM).

30. «Comedy Radio» (Челябинск), 107.8 FM. Основной владелец: «Газпром-Медиа Холдинг». Формат: All Comedy, юмористические ток-шоу и включение в эфир зарубежных музыкальных композиций. Челябинский эфир - с февраля 2016 года. (С 2011 по январь 2016 года - «Вести FM» (Челябинск); с 2003 по 2010 год на этой частоте выходило в эфир локальное музыкальное радио «Народный хит»). Транслируется московский эфир.

Далее мы рассмотрим изменения, которые произошли в сфере челябинского FM-радиовещания за последние 10 лет.

Челябинские радиостанции, прекратившие вещание: 2011 год

1. «Восточный экспресс»: проводное радио, разговорное. Вещание: 1998-2011. Владелец: компания «Уралсвязьинформ».

2. «Народный хит» 107.8 FM; музыкальный формат: Soft AC. Вещание: 2003-2010. Владелец: ООО «Эсми» (радиостанция принадлежала Анатолию Уфимкину («Уралсвязьинформ»), Александру Бенко и Олегу Хлебникову).

Официальные причины закрытия радиостанций не были озвучены в публичном пространстве нашего города.

2015 год:

3. Радио «Студия-1»: четыре диапазона вещания - проводное (ежедневно: с 10:10 до 11:00, по будням: с 18:00 до 19:00); 106.8 FM (охват: Челябинск, Златоуст, Миасс, Юрюзань); УКВ - 71.96 МГц; СВ - 738 кГц. Объявление о закрытии радиостанции прозвучало в эфире из уст ведущих в последних числах декабря уходящего 2014 года, после того как «Студия-1» отсчитала ровно 20 лет с первого выхода в челябинский FM-эфир. Эта радиостанция, как и радио «Южный Урал», вещала на самую большую территорию с населением 3,5 миллиона человек. «Студия-1» находилась в структуре ГТРК «Южный Урал» и была лишена юридической самостоятельности.

Причина закрытия: радиостанция (все ее диапазоны вещания) была закрыта директором ГТРК «Южный Урал» П. Васильевым в связи с реструктуризацией телерадиокомпании. Одна из старейших челябинских локальных FM-станций была признана убыточной.

4. «Серебряный дождь» (Челябинск) 106.3 FM.

Причина закрытия: радиостанцию выкупил Б. Ройзман и переформатировал ее в «Дорожное радио» (Челябинск).

Новые радиостанции, начавшие вещание в челябинском эфире в 2015-2019 годах:

1) Радио «Маяк» 93.6 FM;

2) Радио «Мир» 94.0 FM;

3) «Love Radio» (Челябинск) 94.6 FM;

4) Радио России / Радио «Южный Урал» 97.8 FM;

5) «Новое радио» (Челябинск) 102.0 FM (на частоте бывшей радиостанции «Маяк» (Челябинск));

6) Радио «Studio 24» 102.4 FM;

7) «Дорожное радио» (Челябинск) 106.3 FM (сменило на этой частоте «Серебряный дождь Челябинск»);

8) «Comedy Radio» (Челябинск) 107.8 FM (сменило на этой частоте «Вести FM Челябинск»).

Пять из восьми новых радиостанций - «Мир», «Love Radio» (Челябинск), «Новое радио»

(Челябинск), Радио «Studio 24», «Дорожное радио» (Челябинск) - являются сетевыми музыкальными станциями - 62,5%, из них 80% - коммерческие (исключение - радио «Мир»). Радио «Маяк», Радио России / Радио «Южный Урал» и «Comedy Radio» (Челябинск) относятся к разговорным форматам (37,5%), из них 67% - государственные (исключение - «Comedy Radio»). Что же касается введения на рынок свежих, незаезженных музыкальных форматов, то здесь стоит выделить только радио «Studio 24» 102.4 FM, музыкальный формат которого (Рэп / R'n'B / Хип-хоп / Регги) является новым для челябинского эфира. Другие же радиостанции, появившиеся в эфире за последние 4,5 года, тиражируют формат «Русского радио» («Мир», «Новое радио»), либо работают в проверенных форматах - молодежном CHR («Love Radio») и гибридном АС

(«Дорожное радио»). Приятное разнообразие в челябинский музыкальных эфир вносят две рок-радиостанции («Наше радио» и «Искатель»), работающие в форматах «Русский рок» (National Music) и «Active Rock» соответственно.

Что же касается общей «расстановки сил» музыкальных форматов на челябинском радиорынке, то она выглядит следующим образом: 1) безоговорочным лидером эфира является АС и его подформаты (7 музыкальных радиостанций из 21 радиостанции); 2) второе место разделили форматы National hit: русскоязычная популярная музыка (4 из 21) и CHR (4 из 21). Таким образом, 2/3 челябинских музыкальных радиостанций работают в форматах АС, National hit и Contemporary Hit Radio. Лидером локального FM-вещания также является формат АС и его подформаты («Интерволна», «Олимп», «Радио 100»). «Форматная радиостанция обладает ... ценностнообразующим свойством и способна при правильном подходе к программированию прививать аудитории новые ценности и музыкальные вкусы» [2. С. 89].

Сектор разговорного челябинского вещания (формат News and Talk) в настоящее время представлен шестью радиостанциями:

1) «Вести FM» (Челябинск) 92.6 FM;

2) «Маяк» 93.6 FM;

3) «Комсомольская правда» (Челябинск) 95.3 FM;

4) Радио России / Радио «Южный Урал» 97.8 FM;

5) «Эхо Москвы» (Челябинск) 99.5 FM;

6) «Business FM» (Челябинск) 100.8 FM.

Кроме того, в развлекательном формате разговорного радио (All Comedy) работают станции «Comedy Radio» (Челябинск) 107.8 FM и Юмор FM 101.2 FM, а также развлекательно-познавательное «Детское радио» (с активным включением в эфир музыкальных композиций для детей).

Таким образом, музыкальное вещание занимает 70 % челябинского FM-эфира (21 радиостанция), разговорное - 30 % (9 радиостанций). Из 30-ти радиостанций челябинского FM-эфира 22 - сетевые, что составляет 73 % от общего количества, 5 FM-станций - локальные (менее 17 %). Тем не менее, локальные радиостанции ведут успешную борьбу с сетевыми за рекламные бюджеты и попадание в верхние строчки рейтингов. Сильными сторонами локального вещания являются географическое и ментальное единство со своей аудиторией, а также полное владение 24-часовым эфиром в отличие от станций-сетевиков, что позволяет местным радиостанциям предлагать рекламодателям максимально выгодные, эффективные индивидуальные проекты. Однако очевидно, что на челябинском радиорынке превалируют музыкальные сетевые (коммерческие) радиостанции. Даже если подсчитать все включения челябинских партнеров сетевых станций - с местными новостями, небольшими программами, «столами заказов» и т. д., это не изменит сложившегося на радиорынке расклада сил. В челябинском FM-эфире доминирует московский контент.

Список литературы

1. Баранова Е. А. Особенности развития сайтов российских разговорных радиостанций // Медиаскоп. 2015. №2. URL: http://www.mediascope.ru/1743 (дата обращения: 25.04.2019).

2. Болотова Л. Д., Кравченко В. В. Радиоформаты, форматирование, переформатирование / Вестник Моск. ун-та. Серия 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 79-89.

3. Бубукин А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат? URL: http://www. radiostation.ru/music/format.html (дата обращения: 25.04.2019).

4. Вартанова Е. Л. Основные форматы современных коммерческих радиостанций // Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text11/48.htm#з_04 (дата обращения 25.04.2019).

5. Журавлева А. А. Аудиодневник как «народный» жанр российской радиожурналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. № 1 (13). С. 41-46.

6. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учебное пособие. СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. 151 с.

7. Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов»// Медиаскоп. 2009. URL:

http://www.mediascope.m/межкафедральный-семинар-«динамика-жанров-и-форматов» (дата обращения: 25.04.2019).

8. Радиовещание в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2018. URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/teleradio. html (дата обращения: 25.04.2019).

9. Радиожурналистика : учебник / под ред. А. А. Шереля. М. : Изд-во Моск. ун-та : Наука, 2005. 480 с.

10. Смирнов С. С., Образцова А. Ю., Вартанов С. А., Владимирова М. Б. и др. Организационно-экономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2481 (дата обращения: 25.04.2019).

11. Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. Минск, 2010. 138 с.

12. Bolotova E., Bolotova L. Radio "Echo of Moscow" (Ekho Moskvy) as a Multimedia Project // Journalism and Mass Communication. 2015. Vol. 5, no. 5. P. 220-224. Doi: 10.17265/21606579/2015.05.002.

SYSTEM OF FORMATS OF THE RUSSIAN RADIO MARKET AND FM BROADCASTING DEVELOPMENT TRAJECTORY (ON THE EXAMPLE OF CHELYABINSK RADIO STATIONS)

Zhuravleva A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, anettazhuravleva@gmail.com

The article analyzes the features of the adaptation offoreign formats that came to the Russian radio market at the end of the last century, in the conditions of the modern domestic radio. The author examines various classifications of radio formats, systematizes them and reduces into a single typology of radio formats - topical and less in demand for Russian broadcasting. The empirical base of the study is the Chelyabinsk FM broadcast, where 30 radio stations currently operate. The article explores the following features of the development of the Chelyabinsk radio market - the structure, media holdings, owners, radio formats, local broadcasting, etc. The most important findings of the study: musical commercial broadcasting accounts for 70 % of Chelyabinsk FM-broadcast (21 radio stations), talk radio - 30 % (9 radio stations). Of the 30 radio stations of Chelyabinsk FM broadcast, 22 are networked, accounting for 73 % of the total, 5 FM stations are local (less than 17 %). The undisputed leader of the broadcast is the music format of the AC and its sub-formats. 2/3 of Chelyabinsk music radio stations work in AC, National hit and Contemporary Hit Radio formats. The leader of the local FM broadcast is also the format of the AC. Local radio stations are successfully fighting with network radio stations for advertising budgets and getting into the top lines of ratings. Nevertheless, musical network (commercial) radio stations prevail on the Chelyabinsk radio market, and Moscow content dominates in the Chelyabinsk FM broadcast.

Key words: Russian broadcasting, Chelyabinsk radio market, local FM broadcasting, format, radio formats, radio holdings, radio audience.

References

1. Baranova, E. A. (2015). Osobennosti razvitiya saytov rossiyskikh razgovornykh radiostantsiy [Peculiarities of development of sites of the Russian colloquial radio stations].Mediaskop [Mediascope], 2, available at: http://www.mediascope.ru/1743 (accessed 25.04.2019) (in Russ.).

2. Bolotova, L. D. & Kravchenko, V. V. (2010). Radioformaty, formatirovaniye, pereformatirovaniye. [Radio formats, format-making, reformat-making]. Vestnik Mosk. un-ta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of the Moscow State University. Ser. Journalism], 6, pp. 79-89 (in Russ.).

3. Bubukin, A. (2003). Formaty radiostantsiy. Kak opredelit' svoy format? [Formats of radio stations. How to determine your format?], available at: http://www.radiostation.ru/music/format.html (accessed 25.04.2019) (in Russ.).

4. Vartanova, E. L. (2003). Osnovnyye formaty sovremennykh kommercheskikh radiostantsiy [Basic formats of contemporary commercial radio stations].Mediaekonomikazarubezhnykhstran [Media economy of foreign countries]. Moscow, Aspect-press, pp. 260-271, available at: http://ecsocman.hse. ru/data/2010/09/07/1214989720/media1.pdf (accessed 25.04.2019) (in Russ.).

5. Zhuravleva, A. A. (2014). Audiodnevnik kak «narodnyy» zhanr rossiyskoy radiozhurnalistiki [Audio Diary as a Popular Genre of Russian Radio Journalism] Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: Problematic Field Of Media Education], 1 (13), pp. 41-46 (in Russ.).

6. Kluev, Y. V. (2015). Radiozhurnalistika: osnovy professii [Radio journalism: basics of profession]. Saint Petersburg, Inst. Higher. wk journals and mas. Communications, St. Petersburg State University, 151 p. (in Russ.).

7. Mezhkafedral'nyy seminar «Dinamika zhanrov i formatov» (2009) [Interdepartmental seminar «Dynamics of genres and formats»].Mediaskop [Mediascope], available at: http://www.mediascope.ru/ en/межкафедральный-семинар-«динамика-жанров-и-формаroв» (accessed 25.04.2019) (in Russ.).

8. Radioveshchaniye v Rossii v 2017 godu. Sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya (2018) [Radio broadcasting in Russia in 2017. Conditions, tendencies and perspectives of development], available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/teleradio.html (accessed 25.04.2019) (in Russ.).

9. Radiozhurnalistika pod red. A. A. Sherelya (2005) [Radio journalism ed. A. A. Sherel.] Moscow, Publishing House of Moscow. University, Science, 480 p.

10. Smirnov, S. S., Obraztsova, A. Y., Vartanov, S. A., Vladimirova, M. B., Virkovsky, A. V., Galkina, M. Y., ... Fomicheva, I. D. (2018). Organizatsionno-ekonomicheskiye osobennosti krupneyshikh informatsionnykh i informatsionno-razgovornykh radiostantsiy Rossii [Organizational and economic peculiarities of the largest informational and informational-colloquial radio stations in Russia]. Mediaskop [Mediascope], 3, available at: http://www.mediascope.ru/2481 (accessed 25.04.2019) (in Russ.).

11. Shein, V. N. (2010). Sovremennaya radiozhurnalistika. Teoriya i praktika [Modern radio journalism. Theory and practice]. Minsk. 138 p.

12. Bolotova, E. & Bolotova, L. (2015). Radio "Echo of Moscow" (Ekho Moskvy) as a Multimedia Project. Journalism and Mass Communication. Vol. 5, 5, pp. 220-224 (in Russ.).

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет.

anettazhuravleva@gmail. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.