Научная статья на тему 'Радиостанция "Маяк" за 55 лет: этапы развития'

Радиостанция "Маяк" за 55 лет: этапы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1612
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОВЕЩАНИЕ / РАДИОСТАНЦИЯ "МАЯК" / РАДИОЖУРНАЛИСТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ РОЛЬ / ПРЯМОЙ ЭФИР / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЕЩАНИЕ / "ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАНОРАМА "МАЯКА"" / ИНФОРМАЦИОННОЕ СПОНСОРСТВО / RADIO BROADCASTING / RADIO STATION "MAYAK" / RADIO JOURNALISM / INNOVATIVE ROLE / LIVE BROADCAST / INFORMATION BROADCASTING / INFORMATION AND MUSIC PANORAMA OF "MAYAK" / INFORMATION SPONSORSHIP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пынина Татьяна Юрьевна

Настоящая статья посвящена 55-летию начала вещания радиостанции «Маяк». В силу ряда обстоятельств, среди которых определяющую роль сыграли формат радиостанции и профессиональный штат ее сотрудников, «Маяк», успешно работая и имея большую аудиторию в советский период, сохранился и в постсоветский период, не утратив своего значения и веса. Получив в 2000 году FM частоту, он сохранил конкурентоспособность и стал органичной частью новой системы радиовещания. Автором обозначаются и анализируются основные инновации, возникшие в эфире этой радиостанции, впоследствии воспринятые частными коммерческими радиостанциями, вышедшими вещать на постсоветском пространстве. Актуальность статьи в определении роли радиостанции «Маяк» в развитии и деятельности отечественного радиовещания, а также в повышении престижа и значимости работы радиожурналистов. При написании статьи автор, работавший в эфире «Маяка» более десяти лет, бывший как свидетелем, так и участником ряда инновационных проектов, использовал беседы с ветеранами станции и свои личный опыт, а также эмпирический метод исследования деятельности радиостанции «Маяк».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radio station “Mayak” for 55 years: stages of development

This article is devoted to the 55th anniversary of the beginning of broadcasting radio “Mayak”. Due to a number of circumstances, among which the format of the radio station and the professional staff of its employees played a decisive role, “Mayak”, successfully working and having a large audience in the Soviet period, remained in the post-Soviet period, without losing its importance and weight. Having received in 2000 FM frequency, he was able to compete in the air and became an integral part of the new broadcasting system. The author identifies and analyzes the main innovations that have arisen in the air of this station, subsequently perceived by private commercial radio stations that have appeared in the post-Soviet space. The relevance of the article in determining the role of radio “Mayak” in the development and activities of domestic broadcasting, as well as in increasing the prestige and importance of the work of radio journalists. When writing the article, the author, who worked on the air of “Mayak” for more than ten years, who was both a witness and a participant in a number of innovative projects, used both conversations with veterans of the station and his personal experience, and the empirical method of research of the radio station “Mayak”.

Текст научной работы на тему «Радиостанция "Маяк" за 55 лет: этапы развития»

Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика

RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism

2019 Том 24 № 2 340-347

http://journals.rudn.ru/literary-criticism

DOI 10.22363/2312-9220-2019-24-2-340-347 УДК 070

Радиостанция «Маяк» за 55 лет: этапы развития

Настоящая статья посвящена 55-летию начала вещания радиостанции «Маяк». В силу ряда обстоятельств, среди которых определяющую роль сыграли формат радиостанции и профессиональный штат ее сотрудников, «Маяк», успешно работая и имея большую аудиторию в советский период, сохранился и в постсоветский период, не утратив своего значения и веса. Получив в 2000 году FM частоту, он сохранил конкурентоспособность и стал органичной частью новой системы радиовещания.

Автором обозначаются и анализируются основные инновации, возникшие в эфире этой радиостанции, впоследствии воспринятые частными коммерческими радиостанциями, вышедшими вещать на постсоветском пространстве. Актуальность статьи в определении роли радиостанции «Маяк» в развитии и деятельности отечественного радиовещания, а также в повышении престижа и значимости работы радиожурналистов. При написании статьи автор, работавший в эфире «Маяка» более десяти лет, бывший как свидетелем, так и участником ряда инновационных проектов, использовал беседы с ветеранами станции и свои личный опыт, а также эмпирический метод исследования деятельности радиостанции «Маяк».

Ключевые слова: радиовещание; радиостанция «Маяк»; радиожурналистика; инновационная роль; прямой эфир; информационное вещание; «Информационно-музыкальная панорама "Маяка"»; информационное спонсорство

1 августа 1964 года в эфире Второй программы Всесоюзного радио и на ее технической базе начала вещание новая круглосуточная информационно-музыкальная программа — радиостанция «Маяк». Ее инновационные формат, контент и вещательная сетка стали символом меняющегося времени и иного подхода к пропаганде и контрпропаганде. По сути, произошло революционное изменение в советском радиовещании. Вещательный час этой новой радиостанции впервые составляли 25-минутные музыкальные отрезки, которые разделялись краткими 5-минутными выпусками новостей каждые полчаса. Впоследствии именно этот формат был заимствован возникшими в 1990-х годах новыми, уже коммерческими, радиостанциями. В 1960-х же годах возникновение радиостанции подобного формата стало событием. «Новизна "Маяка" проявлялась в его нетрадиционной для советских радиопрограмм структуре... Характеризуя концепцию нового канала, надо сказать также и о своеобразии его стиля. Это программа быстрого и напряженного ритма, соответствующего ритму жизни современного человека. Его отличают краткость информационных и музыкальных передач, лаконизм сообщений, экономичность в использовании речевых средств» [6. С. 63—64]. Ве-

Т.Ю. Пынина

Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10

щание началось музыкальной фразой из песни В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера», ставшей позывными «Маяка» и своеобразным символом нового отечественного радиовещания. Сама же музыка, зазвучавшая в эфире, носила облегченный характер — фрагменты оперетт, советская эстрада, аранжировки легкой иностранной музыки и даже временами зарубежная эстрада, преимущественно стран социалистического блока. Идея создания такой радиостанции заключалась в стремлении оттянуть советского слушателя от «вражеских радиоголосов» и привлечь его легкой музыкой и лаконично и емко подаваемой информацией, как бы лишенной очевидной пропагандистской составляющей, сохраняя при этом роль «инструмента политического влияния на общество» [2. С. 4]. Получив в 2000 году FM частоту, он смог конкурировать в эфире и стал органичной частью новой системы радиовещания.

Выход в эфир «Маяка» дал мощный импульс развитию информационной журналистики, развитию сети корреспондентских пунктов как в стране, так и за ее пределами. Уже в 1970-х годах действовало порядка 50 зарубежных корпунктов, в которых работали, ротируясь, по большей части информационщики «Маяка». Таким образом, складывалась высокопрофессиональная «каста» журналистов-международников. В редакции сформировался мощный международный отдел, в составе которого работали не только корреспонденты, способные оперативно передать важную информацию, но и квалифицированные, хорошо образованные комментаторы и обозреватели, которые анализировали в эфире события в мире — международники составили журналистскую элиту станции и способствовали развитию международной журналистики. Все новостные выпуски, а также и «Международный дневник», выходившие и в эфире «Маяка» (Второй программы), и в эфире Первой программы Всесоюзного радио, готовились Главной редакцией информации Всесоюзного радио, а на деле—журналистами радиостанции «Маяк». Так формировалась профессиональная «школа» информационной и международной радиожурналистики.

Многообразны были жанры материалов «Последних известий» и информационных выпусков «Маяка»: и хроника, и информационные заметки, и развернутые комментарии к наиболее важным событиям дня. Особенность всех материалов — их краткость. Даже самый большой комментарий не мог звучать свыше 3 минут. Такие короткие по форме и емкие по содержанию материалы позволяли в одном выпуске дать панораму жизни страны и главных событий в мире. В те годы именно на «Маяке» наряду с формированием международной радиожурналистики активно развивалось и такое важные информационное направление, как спортивная радиожурналистика. На радиостанции звучали голоса знаменитых советских спортсменов, ставших кадровыми комментаторами, теперь их имена — легенды спортивной журналистики: Николай Озеров, Ян Спарре, Нина Еремина, Анна Дмитриева, Евгений Майоров, Наум Дымарский, Владимир Маслаченко, Валерий Рашмаджан, Борис Губин. Интересные, динамичные, яркие информационные материалы международной и спортивной тематики стали не только визитной карточкой «Маяка», но и наиболее востребованной информацией, повышавшей как авторитет, так и тот самый рейтинг, за который радиостанции нового, постсоветского времени, активно начали вести борьбу в радиоэфире. Вместе

с тем на «Маяке» возникали серьезные аналитические передачи, связанные с актуальными вопросами, наряду с оперативными краткими новостными сообщениями или информацией от собственных и специальных корреспондентов с мест.

Период, наступивший после 1985 года и получивший название «перестройки», преобразовал деятельность медиа. Объявленная руководителем партии и государства гласность была воспринята ими как руководство к действию. Постепенно выходя из-под контроля власти, они сами становились властью, размывая основы государства и меняя общество. Запретных тем практически не осталось. Началась тотальная переоценка ценностей. Радиовещание, как и другие средства массовой коммуникации, существенно изменялось. Это находило отражение как в содержании и форме подачи материалов, так и в структуре эфира. Отметим, что, как и в 1960-е, во второй половине 1980-х годов «Маяк» стал символом меняющегося времени, первым предложив иной формат вещания и контента. В начале перестройки именно на «Маяке» в 1986 году начались первые — пробные — прямые эфиры. С февраля следующего года на регулярной основе в эфир стали выходить «Информационно-музыкальные панорамы "Маяка"», вначале — «Утренние», с 6 до 10 часов (впоследствии уже на новых коммерческих радиостанциях был заимствован такой опыт — возникли и успешно развивались так называемые утренние шоу), затем — «Вечерние», с 16 до 20 часов. К микрофону сели журналисты радиостанции, они стали ведущими, сменили в эфире дикторов (именно ведущие и ди-джеи в постсоветском радиоэфире становились «лицом» новых радиостанций). Среди первого набора ведущих были опытные авторитетные журналисты — Николай Нейч, Павел Каспаров, Вера Щелкунова, Игорь Чариков, Ольга Василенко, Людмила Семина и талантливые молодые журналисты — Александр Коршунов, Владимир Безяев, Олег Блинов, Сергей Фонтон. Заранее заготовленные тексты и пленки заменили беседы с гостями в студии, острые темы, неожиданные повороты, резкие вопросы; пошли прямые включения, экспромты, разговоры с корреспондентами в прямом эфире. (Четыре года спустя, в 1990-х, новые радиостанции новой страны начнут свою работу только в прямом эфире.) Однако «записанные» материалы остались в эфире как часть программного продукта — они удачно дополняли эфир. Сами же Панорамы «Маяка», ассоциированные с личностью ведущего, фактически стали авторскими информационно-аналитическими программами. Они просуществовали, не претерпев существенных изменений, до конца 1990-х годов. А в конце 1980-х стали принципиально иным контентом, предвестником новой эры радио, в которой личность ведущего будет визитной карточкой станции, а прямой эфир — естественным и фактически безальтернативным. Принятие Закона о печати, отмена цензуры, значительная открытость информации и возможность освещения прежде закрытых тем, противоречий и конфликтов реальной жизни постепенно вытесняли однозначность и заданность оценок, формировавшуюся прежде определенную модель действительности, способствовали кристаллизации нового облика медиа (в том числе и радиовещания), которые фактически выступили архитекторами перестройки. В течение считанных лет на смену мощной централизованной организации — Гостелерадио СССР — пришли частные каналы, станции, корпорации и медиахолдинги, а также телерадиокомпания новой страны.

Однако еще до распада Советского Союза — в 1990 году — образовались первые не зависимые от государства частные коммерческие радиостанции. Их работа строилась на опыте и отлаженной деятельности всего предшествовавшего периода радиовещания, даже программирование вещательного часа — новости каждые полчаса и музыка между ними — напоминало «Маяк». Эта радиостанция во многом стала не только «кузницей кадров», но и флагманом новой российской радиожурналистики.

Во время политического кризиса осени 1993 года в России радиостанция «Маяк» выделялась на общем фоне — передавала информацию из разных источников: официоз, пресс-службы Верховного совета РФ и иностранных агентств, тогда как по указанию Е. Яковлева, руководившего в то время телерадиокомпанией «Останкино», в состав которой входила и радиостанция «Маяк», Верховный совет РФ был подвергнут информационной блокаде.

«Маяк» стал едва ли не первой радиостанцией, начавшей эру так называемого информационного спонсорства, будучи уже в середине 1990-х годов первым информационным спонсором Государственной Третьяковской галереи. В эфире радиостанции звучала самая свежая и достоверная информация о событиях этой национальной культурной сокровищницы: репортажи, интервью, комментарии, обзоры, с 1994 по 2000 год выходила специальная программа «Третьяковская галерея», а в конце 1990-х впервые на радио появился культурологический проект, посвященный изобразительному искусству — «Арт-журнал "Маяка" "Золотое сечение"». Вскоре радиостанция стала основным информационным спонсором Государственного академического Большого театра. Таким образом, «Маяк» поддерживал главные культурные институции Москвы и России, а в его эфир приходили первые лица, олицетворявшие отечественное искусство — театральное, изобразительное, музыкальное, кино, литературу. Примечательно, что, к примеру, в 2006 году национальная премия «Радиомания» была присуждена программе «Мы никому ничего не должны» проекта «Музей в годы войны», приуроченного к 50-летию Победы. Важность культурного фактора для государства и нации как «стойкость в концентрации культурного превосходства» [1. С. 32] отмечал Збигнев Бжезинский, подчеркивая, что «культурное превосходство является недооцененным аспектом глобальной мощи» [1. С. 38]. Продолжая тему культуры, которой на «Маяке» с момента начала вещания уделялось большое внимание, следует подчеркнуть, что на этой радиостанции существовал мощный музыкальный отдел, в составе которого работали редакторы с консерваторским образованием. Музыкальная составляющая эфира была невероятно разнообразна [3. С. 95].

Поистине золотым временем на «Маяке» были 1990-е годы — на радиостанции царила подлинная свобода творчества. Журналисты выдавали в эфир материалы, сообразуясь со своими представлениями о событиях или явлениях, отвечая за каждое слово своим именем и профессиональной репутацией, выполняя редакционные задания, предлагая свои темы, что повышало качество вещания, поскольку заинтересованность автора передавалась слушателям. Хотя записанные сюжеты в большинстве случаев прослушивались главным сменным редактором совместно с журналистом перед эфиром — это была не цензура, а контроль качества.

На протяжении 1990-х годов возникло несколько десятков коммерческих радиостанций, складывалась новая система радиовещания, деятельность которого рассматривалась и стала направлением бизнеса, и к 2000-м годам сложился рынок радиовещания с одновременным процессом формирования медиахолдингов. В них входили различные средства массовой коммуникации, как печатные, так и электронные, а позже, с распространением Интернета, и сетевые. Отметим, что Всероссийская государственная телерадиовещательная компания (ВГТРК) — медиахолдинг, изначально формировавшийся на базе «Радио России» и телеканала «Вести» (теперь — «Россия 1»), к концу 1990-х годов вобрал в себя радиостанцию «Маяк», что в середине нулевых привело к существенным изменениям радиостанции, когда новым руководством «Маяка» было принято решение о кардинальной смене ее формата. В погоне за рейтингом информационный и просветительский контент Панорам «Маяка» сменили развлекательные шоу, а знаковые для не одного поколения слушателей позывные были модифицированы [7]. Обновленный «Маяк» с иными стилем ведения, подходом к выбору ведущих и самим эфирным продуктом существенно не привлек новой аудитории, зато почти утратил свой постоянный контингент радиослушателей — большинство «ушло» к другим радиовещателям. Таким образом, подстраиваясь под массового слушателя, «Маяк» утрачивал свою индивидуальность и привлекательность для постоянной аудитории, становясь непонятным сегментом радиорынка. Вероятно, ориентируясь на успех (рейтинг) «Русского радио», новое руководство радиостанции апеллировало уже не к личности, а к человеку массы. Масса же, как отмечал Хосе Ортега-и-Гассет, «существует для того, чтобы ее вели, наставляли и представительствовали за нее, пока она не перестанет быть массой или, по крайней мере, не начнет к этому стремиться» [4. С. 122].

Однако спустя почти десять лет еще одной инновацией стало совместное ведение новых и старых ведущих в ознаменование 50-летнего юбилея радиостанции «Маяк». По инициативе руководства в сентябре 2014 года к микрофону на месяц одновременно сели современные ведущие разговорных шоу и ветераны радиостанции. В эфире вновь зазвучали знакомые для давней аудитории «Маяка» голоса. Так, в самое слушаемое и популярное утреннее шоу «Сергей Стиллавин и его друзья» был приглашен один из пионеров прямоэфирного ведения 1980-х — известный журналист-международник, историк, Александр Коршунов. Результатом такого сотрудничества оказались его авторские радиопроекты, посвященные отечественной истории: к столетию Первой мировой войны, о Великой Отечественной войне — «Война», к 70-летию Победы — «Все для Победы» и к 90-летию Службы внешней разведки — «Иностранный отдел» [5], получившие большой слушательский интерес и огромное количество откликов.

Подводя итоги 55-летней деятельности радиостанции «Маяк» и обозначая ее инновационную роль, а также значение в отечественном радиовещании, мы можем выделить следующее. Возникновение в 1960-х года в советском эфире радиостанции принципиально нового формата (по 5 минут информации и по 25 минут легкой музыки в каждом вещательном часе круглосуточно, с отсутствием явной пропагандистской составляющей) можно считать революционным. Значительна роль «Маяка» в информационной радиожурналистике, в том числе в

становлении ее новых возможностей и конвергенции жанров, формировании и развитии таких актуальных направлений, как международная и спортивная радиожурналистика. Также поистине переворотным моментом для советского радиоэфира второй половины 1980-х годов можно назвать переход на вещание в прямом эфире, замену дикторов на журналистов. Выход корреспондентов из разных уголков страны и мира в эфир по телефону позволил оперативно, с опережением информационных агентств, доносить самую свежую информацию и последние новости до аудитории, а также повышал профессиональный уровень журналистов. Инновационным событием в тогда еще советском эфире стали «Информационно-музыкальные панорамы "Маяка"», которые велись журналистами радиостанции в прямом эфире с 1987 года. Такие программы в дальнейшем (в 1990-х годах) дали импульс развитию радиошоу, особенно в утренние часы. Авторское ведение журналистами Панорам в прямом эфире «Маяка» позволило поднимать вопросы и освещать темы, казалось бы, невозможные для советской радиожурналистики. Формат «Маяка» был взят за основу вещания (и вещательного часа) новыми независимыми коммерческими радиостанциями, возникавшими с начала 1990-х годов и развивавшимися на постсоветском пространстве. Они во многом использовали опыт «Маяка», журналисты которого формировали костяк их информационного вещания. Именно «Маяк» поднял престиж как работы журналиста на радио, так и самого этого средства массовой коммуникации. А совместное ведение современных ведущих и ветеранов «Маяка», предпринятое в 2014 году в 50-летний юбилей радиостанции, стало ярким событием в истории радиовещания. И наконец, «Маяк» — единственная радиостанция, сохранившаяся в эфире на постсоветском пространстве в условиях жесткой конкуренции сложившегося радиорынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что за 55-летний период своей деятельности радиостанция «Маяк» сыграла особую, флагманскую роль в отечественном радиовещании — как советском, так и постсоветском, российском, — определив дальнейшее развитие в нашей стране радиожурналистики и радиовещания в целом.

© Пынина Т.Ю., 2019

[<£) ©

I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Список литературы

[1] Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 2002. 256 с.

[2] Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 1. Радиожурналист и политика / под ред. Г.А. Шевелева. М.: Аспект Пресс, 2007. 205 с. (Серия: Мастер-класс радиостанции «Маяк»).

[3] Ключи к эфиру: в 2 кн. Кн. 2. Основы мастерства: опыт, практические советы / под ред. Г.А. Шевелева. М.: Аспект Пресс, 2007. 270 с. (Серия: Мастер-класс радиостанции «Маяк»).

[4] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2018. 256 с.

[5] Подкасты «Маяк». URL: http://radiomayak.ru/podcasts/archive/

[6] Радиожурналистика: учебник / под ред. А.А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 480 с.

[7] У слушателей «Маяка» произошло раздвоение сознания. URL: http://www.ng.ru/tv/2005-10-28/16_mayak.html

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 14 марта 2019 Дата принятия к печати: 31 марта 2019

Для цитирования:

Пынина Т.Ю. Радиостанция «Маяк» за 55 лет: этапы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2019. Т. 24. № 2. С. 340—347. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-2-340-347

Сведения об авторе:

Пынина Татьяна Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов, член Союза журналистов Москвы, Московского союза художников, лауреат премии «Радиомания» (2006 г., продюсер цикла «Музей в годы войны», радиостанция «Маяк»). Контактная информация: e-mail: tanyi@ inbox.ru

Radio station "Mayak" for 55 years: stages of development

Tatiana Yu. Pynina

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) 10 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russian Federation

This article is devoted to the 55th anniversary ofthe beginning ofbroadcasting radio "Mayak". Due to a number of circumstances, among which the format of the radio station and the professional staff of its employees played a decisive role, "Mayak", successfully working and having a large audience in the Soviet period, remained in the post-Soviet period, without losing its importance and weight. Having received in 2000 FM frequency, he was able to compete in the air and became an integral part of the new broadcasting system.

The author identifies and analyzes the main innovations that have arisen in the air of this station, subsequently perceived by private commercial radio stations that have appeared in the post-Soviet space. The relevance of the article in determining the role of radio "Mayak" in the development and activities of domestic broadcasting, as well as in increasing the prestige and importance of the work of radio journalists. When writing the article, the author, who worked on the air of "Mayak" for more than ten years, who was both a witness and a participant in a number of innovative projects, used both conversations with veterans of the station and his personal experience, and the empirical method of research of the radio station "Mayak".

Keywords: radio broadcasting; radio station "Mayak"; radio journalism; innovative role; live broadcast; information broadcasting; information and music panorama of "Mayak"; information sponsorship

References

[ 1] Bzhezinskij Z. Velikaya shahmatnaya doska. Gospodstvo Ameriki i ego geostrategicheskie imperativy [Great chessboard. The domination of America and its geostrategic imperatives]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2002. 256 p. [2] Shevelev G.A. (ed.). Klyuchi k ehfiru: v 2 kn. Kn. 1. Radiozhurnalist ipolitika [Keys to the air: in 2 books. Book 1. Radio journalist and politics]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2007. 205 p.

[3] Shevelev G.A. (ed.). Klyuchi k ehfiru: v 2 kn. Kn. 2. Osnovy masterstva: opyt, prakticheskie sovety [Keys to the air: in 2 books. Book 2. Basics of Mastery: Experience, Practical Advice]. Moscow: Aspekt Press Publ., 2007. 270 p.

[4] Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass [Rise of the masses]. Moscow: AST Publ., 2018. 256 p.

[5] Podkasty' "Mayaka" ["Mayak" Podcasts]. http://radiomayak.ru/podcasts/archive/

[6] Sherel A.A. (ed.). Radiozhurnalistika: uchebnik [Radio journalism: textbook]. Moscow: Mosk. un-t Publ., 2000. 480 p.

[7] Uslushatelej "Mayaka"proizoshlo razdvoenie soznaniya [The listeners of "Mayak" was the split consciousness]. http://www.ng.ru/tv/2005-10-28/16_mayak.html

Article history:

Accepted: 14 March 2019 Revised: 15 March 2019 Accepted: 31 March 2019

For citation:

Pynina T.Yu. (2019). Radio station "Mayak" for 55 years: stages of development. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 24(2), 340—347. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2019-24-2-340-347

Bio note:

Tatiana Yu. Pynina, PhD of Philology, Associate Professor of Mass Communications Department, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); member of the Union of Journalists of Moscow, the Moscow Union of Artists, winner of the "Radiomania" Award (2006, producer of the series "Museum during the war years", radio station "Mayak"). Contacts: e-mail: tanyi@ inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.