педагогика профессионального образования pedagogy of professional education
Удк 316.36 ББк С561.53
Александр Владимирович Исаков,
преподаватель,
Институт Федеральной службы безопасности России (630091, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 84)
e-mail: [email protected]
Ценности родительства в образе жизни молодёжи
Данная статья посвящена рассмотрению понятия «родительство», его места в системе ценностей молодёжи. В статье отмечается, что родительство как сложный феномен трактуется в разных науках по-разному. На сегодняшний день актуальным и востребованным направлением научно-исследовательского поиска является изучение установок на родительство молодёжи. Юношеский возраст является периодом развития, в котором наиболее активно происходит процесс становления самосознания, развития ценностных ориентаций, формирования представлений, личных позиций, индивидуальных предпочтений, которые становятся значимыми ориентирами в жизненном пространстве человека. Для увеличения влияния семьи в обществе и воспитания молодёжи в духе уважения к семейным ценностям нужно осознать, какое место занимает ценность родительства в сознании молодых людей. Поэтому в сложившихся обстоятельствах трансформирования семьи, деления институтов супружества и родительства исследование последнего в современном мире является особенно важным. Наблюдаемый в настоящее время переход от в основном имевших место коллективных форм воспитания к семейным повышает нагрузку и ответственность родителей. Современное поколение родителей нуждается в углублении понимания личной воспитательной роли и смыслов осознанного родительства, поскольку в современной жизни они соприкасаются с ранее не встречавшимися, неблагоприятными факторами экономического, социального, экологического и иного характера, преодоление которых требует усиления родительской грамотности.
Ключевые слова: родительство, молодёжь, материнство, отцовство, исследования, ценности семьи.
Alexander Vladimirovich Isakov,
Teacher,
Institute of Federal Security Service of the Russian Federation (84 Krasny Avenue, Novosibirsk, Russia, 630091) e-mail: [email protected]
Values of Parenting in the Young People's Lifestyle
This article is dedicated to the concept of "parenting", and its place in the system of young people's values. That parenthood as a complex phenomenon is interpreted in various disciplines in different ways and it is noted in this article. Today, the study of the search facilities on parenting youth is relevant and in demand area of research. Adolescence is a development period where the process of becoming self-awareness, the development of values, the formation of concepts, personal items, individual preferences are the most active processes and which become significant landmarks in the human living space. To increase the influence of the family in society and education of young people in a spirit of respect for family values it is necessary to recognize the place of the value of parenthood in the young people's minds.
36
© А. В. Исаков, 2014
Therefore, in the circumstances of family transforming, the division of the institutions of marriage and parenthood, and the study of the latest in the modern world is particularly important. The currently observed transitions from collective forms of up-bringing, to family ones increase parents' stress and responsibilities. The present generation of parents needs to improve their understanding of personal educational role and meanings of conscious parenting, because in modern life they are involved into the contact with unknown before negative factors of economic, social, environmental and other nature, and their overcoming requires increasing of parental understanding.
Keywords: parenthood, young people, motherhood, fatherhood, studying, family values.
В современной России в связи с возникшим развивающимся демографическим кризисом, изменением исторически сложившегося института семьи, увеличением числа неполных и неадаптированных семей, количества детей-сирот при живых родителях возникла потребность формирования и укрепления в обществе семейных ценностей. Увеличение в будущем авторитета материнства и отцовства, ответственного родительства должно стать одним из важнейших устремлений государственной семейной политики и практической деятельности. Родительство (материнство и отцовство) является основополагающим жизненным предназначением, главной задачей и важнейшей социально-психологической функцией каждого человека. Следовательно, можно сделать вывод, что общество в будущем будет таким, в каком состоянии находится родительство сегодня. С целью увеличения влияния семьи в обществе и развития в сознании молодёжи почтения к семейным ценностям нужно осознать, насколько важна и какое место занимает ценность родительства в жизни молодых людей.
В юности у молодого человека возникает проблема жизненного самоопределения, которая составляет основную задачу данного возрастного периода. Этот процесс предусматривает формирование внутренней позиции по отношению к себе, другим людям, моральным ценностям, различным жизненным явлениям, в соответствии с которыми юноши и девушки строят собственные жизненные планы, исходя из внутренних убеждений в их правильности.
Выбор внутренней позиции - весьма многотрудная духовная работа, ведь позиция, по определению Б. Д. Парыгина, это «отношение человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его средой» [9, с. 163]. Позиция личности детерминирована целым рядом факторов: уровнем самосознания личности, социальным статусом, мнением окружающих, системой ценностных ориентаций, а
также экономическим, политическим, социокультурным состоянием государства и семьи. Определив свою личную позицию, каждый молодой человек считает её единственно приемлемой и правильной, что обеспечивает его включённость в систему социальных отношений. Юношеский возраст является таким периодом развития, в котором наиболее активно происходит процесс становления самосознания, развития ценностных ориен-таций, формирования представлений, личных позиций, индивидуальных предпочтений, которые становятся значимыми ориентирами в жизненном пространстве человека. Следовательно, юношество является сензитивным периодом для подготовки к различным феноменам человеческого бытия и, в частности, к родительству.
Впервые в российской социологии роди-тельство как отдельная предметная отрасль было выделено в середине 1990-х годов исследователем Т. А. Гурко. Был проведён анализ зарубежных материалов, дана оценка теоретическим подходам, упорядочен понятийный аппарат, аргументирована необходимость и направленность исследования ро-дительства в рамках социологии семьи, реализовано несколько проектов по изучению родительства в России.
Родительство - феномен и микро-, и ма-кросоциальный, он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и взгляды, обуславливающие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием, так как отношение к «чужим» детям в проблемных ситуациях болезни и/или сиротства неминуемо вызывает вопрос о разделении ответственности и обязанностей между индивидом, обществом и государством.
Вопросы, связанные с проблематикой родительства как психологического направления изучения, в России были отмечены в трудах И. С. Кона. В 80-х годах им были проанализированы этнокультурные и гендер-ные аспекты родительства, основанные на проведённых за границей исследованиях.
Родительство определяется И. С. Коном как «система взаимосвязанных явлений: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т. д.» [6, с. 12].
В отечественной социологии семьи периода социализма термин «родительство» применялся редко. В исследованиях, возглавляемых М. С. Мацковским, особое значение уделялось роли семьи в социализации детей. Однако в ходе изучения речь велась не о «воспитании» в педагогическом смысле, а, применяя современную терминологию, о человеческом и социальном капитале родителей. Другие работы были направлены на раскрытие и значимость воспитательной функции, основой которой было воспитание и развитие советского гражданина. Одна из последних работ А. Г. Харчева так и называлась «Социология воспитания» [10, с. 102]. «Семейное воспитание» - понятие в значительной мере педагогически, а иногда и идеологически «нагруженное», оно пересекается с «родительством», но не совпадает с ним. О возникающих проблемных вопросах у самих родителей умалчивалось и речь о них не шла. В исследовании родители выступали в роли субъектов влияния, а дети в роли объектов.
На стыке демографии и социологии семьи А. И. Антоновым разработано направление «социологии рождаемости». Он ввёл понятие «потребность в детях» и посвящает свои исследования анализу динамики этой потребности [2, с. 76]. В начале 1990-х годов им используется и термин родительство прежде всего в институциональном его понимании. С. И. Голод использует исторический подход, в частности, для анализа трансформации взаимоотношений родителей и детей на протяжении последнего столетия, и, в частности, эволюции «детоцентризма» [5, с. 65].
Подвергая анализу феномен родитель-ства, нужно рассмотреть вопрос его соотношения с семейной проблематикой. Традиционно сложившееся представление о семье подразумевает обязательное присутствие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. В историческом понимании семья является определённой системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. В связи с этим родительство можно рассматривать как подсистему в структуре семьи, в качестве сравнительно независимой составляющей.
Р. В. Овчарова, занимаясь изучением психологии родительства, отмечает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующую во всех проявлениях поведенческую составляющую родительства. Как надындивидуальное целое родительство обязательно включает обоих супругов, принявших решение о зарождении новой жизни. В пору становления родительство представляет собой неустойчивое явление, что выражается в неуравновешенности, несогласованности отдельных элементов между родителями, иногда возникающих конфликтных ситуациях [8, с. 132-133].
На первоначальном (предпосылочном) этапе становление родительства отмечается координированием мнений мужчины и женщины относительно их роли в качестве родителей, функций, разделением ответственности, распределением обязанностей. После рождения ребёнка процесс становления претворяется в жизнь на практике.
Под ответственным родительством чаще всего понимается заинтересованное отношение к детям, затрагивающее различные стороны их жизни. Кроме материальной обеспеченности основу ответственного родительства составляют такие качества, как способность сопереживать ребёнку, обеспокоенность в его личностном становлении, стремление наполнить его жизнь значимыми впечатлениями, формирующими характер.
В современных условиях из-за происходящего изменения привычного стереотипа семьи, продолжающегося раздела институтов супружества и родительства последний неминуемо становится предметом особого исследования. «Социализация детей», в том числе в семье, рассматривается как отдельная сфера «социологии детства» в условиях развития динамичных, плюралистичных обществ, осмысления имеющегося особенного опыта детей, которые проявляют себя не как дети, а как независимое, отличное от привычного сообщество. Кроме того, при обстоятельствах трансформирования семьи, изменения семейного института родительство делается отдельным предметом исследования в отличие от того, как происходило в прошлом, когда оно рассматривалось через призму «социализации детей».
Итак, родительство как сложный феномен трактуется в разных науках по-разному. Среди них философия, которая исследует ценность детей и семьи как общественное явление; социология, определяющая роди-тельство как социологическую категорию, представляющую собой стабильные эмоционально насыщенные согласованные действия настоящих или вероятных родителей, связанные с появлением на свет и воспитанием детей и отмечающиеся соответствующим поведением мужчины и женщины; демография, отвечающая на вопрос о том, что побуждает людей рожать и растить детей; педагогика, где основным аспектом в исследовании феномена родительства является воспитание, т. е. руководство поведением ребёнка, определяющим весь образ его жизни, подготовку и приобщение детей ко взрослой жизни; психология, где родительство как социально-психологическое особенное явление, показывает собой эмоционально и оценочно сформированную целостность познаний, мнений и взглядов касаемо себя как родителя, применяемую в ходе осуществления поведенческой составляющей родитель-ства и др. Всё это подчёркивает важность указанного феномена в жизни как любого отдельно взятого человека, так и всего человечества в целом.
Также нужно учитывать тот факт, что ро-дительство, включая в себя такие понятия как материнство и отцовство, не сводится к их единому целому, а располагается на более значительном надличностном уровне определения, тогда как отцовство и материнство, прежде всего, показывают качественные характеристики отдельных индивидов (А. Г. Вишневский, А. И. Антонов, В. М. Мед-ков, В. Н. Архангельский).
В современном мире исследование ро-дительства является особенно важным. Наблюдаемый в настоящее время переход от имевших место общественных форм воспитания к семейным повышает нагрузку и ответственность родителей. Ещё не так давно для, казалось бы, успешного родительства необходимо было владеть случайными педагогическими познаниями.
Современное поколение родителей нуждается в полном понимании личной воспитательной роли и смыслов осознанного родительства, поскольку нынешняя жизнь соприкасается с массой, ранее не встречавшихся, неблагоприятных факторов экономического, социального, экологического и иного харак-
тера, преодоление которых требует большей родительской грамотности. Отечественные учёные Р. В. Овчарова, Г. Г. Филиппова делают заключение о том, что целостная картина семейного воспитания и последующей жизни в семье в основном ограничивается тем, как молодые люди представляют себе родительство до того момента, как они стали родителями.
На сегодняшний день актуальным и востребованным направлением научно-исследовательского поиска является изучение установок на родительство. Такого рода обследования проводятся как на региональном, так и на федеральном уровнях, однако следует отметить, что специализированные исследования молодёжи на предмет выявления репродуктивных планов и установок достаточно редки и имеют недлительную историю (с начала 2000-х годов). Вместе с тем некоторые аспекты репродуктивной, родительской ориентации молодёжи изучаются в рамках мониторингового исследования, например исследователями А. П. Багировой и О. М Шу-бат [4] (1995-1999-2003-2007-2009-2012, Свердловская область), различных аспектов социокультурной жизни студенчества, проводимого под руководством Ю. Р. Вишневского.
Так, по данным мониторинга различных социокультурных аспектов жизни молодёжи г. Екатеринбурга, семья и дети устойчиво занимают лидирующие позиции в ранговой шкале ценностей студентов, лишь в 2003 г. и 2012 г. эта ценность уступает рейтинговые позиции другой ценности - здоровью. По мнению авторов исследования, высокий удельный вес этих ценностей в 2009-2010 гг. (кризисный и посткризисный периоды) подтверждает устойчивость сформированных у молодёжи представлений о ценности семьи и детей.
Однако как отмечают Ю. Р. Вишневский и В. Т. шапко, направленность на важность семьи как ценности для молодёжи определяется промежуточным правовым положением молодежи в обществе. Например, существующая зависимость студентов в данном возрасте от благополучия их родительской семьи, положительный опыт которой в будущем становится ориентиром удачного создания собственной семьи.
Отметим, что, по мнению учёных-фами-листов, ориентация на семью является важнейшим индикатором репродуктивных намерений молодёжи. Так, по мнению А. И. Антонова, «сокращение числа детей в семье и рождаемости объясняется не финансовыми и жилищными трудностями, а девальвацией
самого семейного образа жизни, непопулярностью фамилизма как стиля поведения в обществе, антиценностью материнства и отцовства» [3, с. 172].
Многочисленные исследования подтверждают, что для жителей малых городов в меньшей степени характерны статусные, престижные установки, стремление к реализации творческих способностей и креативных намерений, в большей степени у данной категории молодёжи устойчиво стремление к созданию семьи и родительству.
Вместе с тем в сознании молодёжи существует заметный разрыв в определении ценности семьи и детей: если семья возглавляет иерархию жизненных ценностей, то рейтинг детей существенно ниже. Так, результаты исследования Р. И. Акьюлова и Е. И. Акьюловой показывают, что в представлении молодёжи ценность благополучной семьи не всегда имеет прямую взаимосвязь с ценностью детей, которые воспринимаются как дополнительная нагрузка, снижающая уровень материального благосостояния молодой семьи [1, с. 202].
Исследование А. И. Кузьмина показало, что существуют гендерные различия в оценках значимости семьи и детей молодёжью. У девушек семья занимает более высокие позиции в рейтинге, чем у юношей. При этом ориентация и тех, и других на ценность детей практически одинаковая.
Также исследования показали, что сфера родительского труда имеет маргинальный статус среди прочих сфер жизнедеятельности молодёжи. Институт семьи и родительства не воспринимается молодыми людьми как сфера для самореализации. Подавляющее количество молодёжи ориентируется на желаемую двухдетную модель семьи. Установки на многодетность в сознании молодых людей не сформированы. При этом А. И. Кузьмин отмечает, что репродуктивные намерения самых молодых когорт молодёжи очень низки и депрессивны [7].
Таким образом, родительство - это исторически и социально важный комплекс установок и практик, связанных с планированием семьи, отношением к детям, самоотношением взрослых к себе как к родителям. Это направление исследований в настоящее время активно разрабатывается в целом ряде отраслей гуманитарного знания: педагогике, психологии, социологии и др. На основе разработки теоретических конструктов необходимо проведение социологических исследований по выявлению ценностной составляющих родительства у молодёжи, развитие необходимой позитивной мотивации создания семьи и направленности на репродуктивный настрой молодой семьи. Это направление дальнейшего исследования автора.
Список литературы
1. Акьюлов Р. И. Демографическое поведение населения как условие модернизации индустриального региона // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2011. № 2. С. 198-202.
2. Антонов А. И. Кризис семьи и родительства. Проблемы родительства и планирования семьи. М.: ИС РАН, 2009. 326 с.
3. Антонов А. И. Снижение репродуктивных установок и ориентаций российского населения в 1991-2007 годы. URL: http://www.demographia.ru (дата обращения: 16.11.2013).
4. Багирова А. П., Шубат О. М. Развитие родительских компетенций молодёжи как направление социально-экономической политики муниципальных образований Свердловской области. URL: http://municipal.uapa.ru (дата обращения: 16.11.2013).
5. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 2009. 236 с.
6. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Наука, 2011. 74 с.
7. Кузьмин А. И. Ценностные и репродуктивные ориентации молодёжи. URL: http://www. demographia.ru (дата обращения: 16.11.2013).
8. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2012. 362 с.
9. Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.: СПб ГУП, 2003. 616 с.
10. Харчев А. Г. Социология воспитания. М.: Политиздат., 2009. 210 с.
References
1. Ak'yulov R. I. Demograficheskoe povedenie naseleniya kak uslovie modernizatsii industrial'nogo regiona // Nauchnyi vestnik Ural'skoi akademii gosudarstvennoi sluzhby. 2011. № 2. S. 198-202.
2. Antonov A. I. Krizis sem'i i roditel'stva. Problemy roditel'stva i planirovaniya sem'i. M.: IS RAN, 2009. 326 s.
3. Antonov А. I. Snizhenie гергс^ик^пук11 ustanovok i orientatsii rossiiskogo naseleniya V 1991-2007 gody URL: http://www.demographia.ru ^а obrashcheniya: 16.11.2013).
4. Bagirova А. Р., Shubat О. М. Razvitie roditel'skikh kompetentsii molodezhi как napravlenie sotsial'no-ekonomicheskoi politiki munitsipal'nykh obrazovanii Sverdlovskoi oblasti. URL: http:// municipal.uapa.ru (data obrashcheniya: 16.11.2013).
5. Golod S. I. Sem'ya i Ьгак: istoriko-sotsiologicheskii analiz. SPb.: Petropolis, 2009. 236 s.
6. Коп I. S. Rebenok i obshchestvo. М.: Nauka, 2011. 74 s.
7. Kuz'min А. I. Tsennostnye i reproduktivnye orientatsii molodezhi. URL: http://www. demographia.ru (data obrashcheniya: 16.11.2013).
8. Оvcharova R. V. Psikhologiya гс^йе^^. М.: Akademiya, 2012. 362 s.
9. Parygin В. D. Sotsial'naya psikhologiya. SPb.: SPb GUP, 2003. 616 s.
10. Kharchev А. G. Sotsiologiya vospitaniya. М.: Politizdat., 2009. 210 s.
Статья поступила в редакцию 27.09.2014