References
1. Sherrington Ch. Integrativnaya deyatel'nost' nervnoj sistemy (The integrative activity of nervous system). Leningrad, 1969. 392 p.
2. Vygodskij L. S. Sobranie sochineniy: V 6 t. (Collected edition: In 6 vol.) Moscow, 1983, vol. 5. 368 p.
3. Konopkin O. A. Funktsional'naya struktura samo-
regulyatsii deyatel'nosti i povedeniya (The functional structure of self-direction). Psikhologiya lichnosti v sotsialisticheskom obchshestve: aktivnost' i razvitie
lichnosti (Personality's psychology in socialist society: activity and development of personality). Moscow, 1989, pp. 158-172.
4. Konopkin O. A. Obchshaya sposobnost' k samoregulyatsii kak factor subjektnogo razvitiya (The general ability to self-direction as a factor of subject's development ). Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 2004, no. 2, pp. 128-135.
5. Morosanova V. I., Aronova E. A. Samoregulyatsiya i samosoznanie subjekta (Subject's self-direction and self-conciousness). Psikhologicheskij zhurnal (The psychological magazine), 2008, vol. 29, № 1, pp. 14-22.
6. Morosanova V. I. Samoregulyatsiya i individual'nost' cheloveka (A person's self-direction and individuality). Moscow, 2010. 519 p.
7. Morosanova V. I. Stilevye osobennosti samoregulyatsii li-chnosti (The style features of personality's self-direction). Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 1991, № 1, pp. 118-127.
8. Bocharova E. E. Strukturnaya organizatsiya samoregulyat-sii v zavisimosti ot urovnya subektivnogo blagopoluchiya lichnosti. (The structural organization of self-direction depending on a level of personality's subjective well-being). IsvestiyaSaratovskogo universiteta. Novayaseriya. Ser.: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. (Proceedings of the Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogics), 2011, vol. 11, no. 1, pp. 64-69.
УДК 316.6
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
О ПРОБЛЕМЕ РОДИТЕЛЬСТВА
Т. Ф. Рудзинская1
Саратовский государственный университет (Россия)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируются современные подходы к изучению феномена родительства. Показано, что отцовство и материнство как составляющие феномена родительства представляют собой различные способы реализации индивидуальных, гендерных и социокультурных родительских ролей. Представлены данные эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (n = 60; преимущественно девушки, в возрасте 16-22 лет; состоят в браке 12%). Для изучения представлений о родительстве применялся ассоциативный эксперимент (испытуемым предлагалось написать первые пришедшие на ум десять слов, ассоциируемых с понятием-стимулом «родительство»); для уточнения данных ассоциативного эксперимента использовалась беседа. Автор приходит к выводу, что практика родительства складывается из многих факторов, наиболее важными из которых являются адекватные представления родителя о своей роли, а также опыт детско-родительских отношений, имевшийся у современного родителя в прошлом; для выхода семьи из детско-родительского кризиса необходимо формирование психологической готовности будущих поколений родителей задолго до появления у них детей. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о низком уровне психологической готовности
1 Рудзинская Танзиля Фаатовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Саратовский государственный университет им.
Н. Г. Чернышевского; ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия.
представителей студенческой молодежи к родительству. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в семейно-консультативной практике психологических служб. Ключевые слова: родительство, проблема материнства и отцовства, ценностно-нормативная трансформация родительства, кризис родительства, психологическая готовность к родительству.
Modern Student-age Idea of Parenthood Problem T. F. Rudzinskaya2
Abstract. Modern approaches to studying the phenomenon of parenting are being analyzed. It is shown that fatherhood and motherhood as components of parenthood phenomenon are different ways of actualizing individual, gender and socio-cultural parental roles. The data was obtained of the sample of student-age people of Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky (n = 60, largely females, age 16-22, 12%> of them married). To study the ideas of parenthood the association experiment was applied (the testees were suggested writing ten words that came uppermost associating with the stimulus-concept "parenthood"); to specify the data of association experiment the conversation
2 Rudzinskaya Tanzilya Faatimovna - candidate of psychological sciences, associate professor, the Chair of Special Psychology, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky; 83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russia.
© Рудзинская Т. Ф, 2013
was used. The author comes to the conclusion that parenting practice is composed of many factors, the most important of them is parent's appropriate idea of his/her role, and also the experience of parenting style that the parent used to have in the past; for the family to overcome the parenting style crisis it is necessary to form psychological readiness for parenting in the future generation parents long in advance having a baby. Data of empiric research proves the low level of psychological readiness for parenting with the student-age population. The applied aspect of work can be actualized in family-counseling practice of psychological services.
Key words: parenthood, problem of fatherhood and motherhood, axiological and normative transformation of parenting, parenting crisis, psychological readiness for parenting.
Введение
Современное кризисное состояние проблемы материнства и отцовства определяет актуальность изучения представлений юношей и девушек о будущей семье, в том числе, о проблеме родительства. Понятие «родительство» объединяет вокруг себя исследователей разных научных областей: так, философия исследует ценность детей и семьи для общества; социология определяет родительство как социологическую категорию, представляющую собой устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных или потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины; педагогика основное внимание уделяет проблеме воспитания детей в семье; психология рассматривает родительство как сложный социально-психологический феномен.
Современные подходы к изучению проблемы родительства
Обратимся к психологическому подходу. Родительство, по мнению М. О. Ермихиной [1], Т. А. Гурко [2], Р. В. Овчаровой [3], представляет собой сложное образование, включающее отцовство и материнство, но находящееся на более высоком надличностном уровне определения. В феномене отцовства и материнства на первый план выходят качественные характеристики отдельной человеческой личности. Согласно Р. В. Овчаровой, «родительство - многогранный феномен, который можно рассматривать на двух уровнях: как сложное комплексное субъективноличностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, то есть включает двух человек - отца и мать» [3, с. 41].
В современной социально-психологической литературе подробно рассматривается проблема материнства (исследования Р. В. Овчаровой [3],
А. Р. Михеевой [4], Т. В. Скрицкой [5] и др.) и менее подробно проблема отцовства (работы Е. В. Кричевской [6], И. С. Кона [7] и др.) как отдельных явлений.
В последнее десятилетие в работах Н. В. Богачевой [8], О. В. Гнезденевой [9], А. В. Гумницкой [10], С. Ю. Девятых [11], М. О. Ермихиной [1], Н. П. Мальтинниковой [12], Е. А. Нестерова [13], Р. В. Овчаровой [3], Е. Г. Смирновой [14] и др. активно развивается целостный подход к изучению отцовства и материнства. Его сторонники отмечают индивидуальную, гендерную и социальную обусловленность феноменов отцовства и материнства. Гендерным эмоционально-поведенческим характеристикам отцовского и материнского отношения к ребенку посвящены исследования И. С. Кона [7], Е. П. Ильина [15]. О полоролевых различиях говорил еще Э. Фромм, подчеркивая безусловный характер материнской любви (абсолютное принятие ребенка) и условный характер отцовской (она может быть заслужена или временно утеряна) [16].
Р. В. Овчарова [3] акцентирует внимание на индивидуально-психологических (особенностях личности, ценностях, взглядах и т.д.) и социальных (социокультурное развитие современного общества, социальный и жизненный опыт личности родителя, опыт родительской любви, приобретаемый человеком в процессе взаимодействия с собственными родителями) аспектах отцовства и материнства. Социальную детерминированность родительства отмечают и другие исследователи (Т. В. Скрицкая [5], Е. В. Шамарина [17]). Указывая на культурно-исторический характер феномена материнства, Э. Бадинтер считает, что отношение матери к ребенку находится в прямой зависимости от отношения самого общества к феномену материнства [18]. По мнению И. С. Кона, отцовство, по сравнению с материнством, является еще более социально обусловленным феноменом, поэтому специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных условий и существенно варьируется от культуры к культуре [7, с. 41].
Теоретический анализ проблемы родительства приводит к следующему предварительному выводу: отцовство и материнство как составляющие феномена родительства представляют собой различные способы реализации индивидуальных, гендерных и социокультурных родительских ролей.
На настоящем этапе развития общества происходит видоизменение, если не сказать, деформация родительского пространства. Кризис семьи плавно перерос в кризис родительства. Имеется тенденция к ухудшению количественных («дефицит родительской любви») [19, с. 49] и качественных (трансформация социальных, гендерных и индивидуальных стереотипов матери и отца) характеристик детско-родительских взаимоотношений. Особую тревогу вызывает на фоне обозначенной тенденции низкий уровень психолого-педагогической культуры многих
родителей, отсутствие интереса к воспитанию собственных детей. Размытость гендерных ролей, их смешение в современном обществе привело к снижению социальной значимости материнства и отцовства (Р. В. Овчарова [3],
В. А. Рамих [20], И. С. Кон [7]).
Согласно заключению С. Ю. Девятых, ценностно-нормативную трансформацию современного родительства обусловливают такие социальные факторы, как: общая либерализация и демократизация общественной жизни, трансформация семьи от социального института с жестко заданными нормами бытования до малой психологической группы, изменения распределения власти в семье, изменения детско-родительских отношений и социально-экономические условия жизни [11].
Отказ от общественных форм воспитания и переход к преимущественно семейным повышает уровень ответственности и значимости родителей в становлении личности ребенка. Несколько десятилетий назад для успешного родительства было достаточно фрагментарных педагогических знаний. Современным родителям требуется качественная рефлексия своей воспитательной практики, что связано с воздействием большого числа неблагоприятных экономических, социальных, экологических, политических и других факторов, затрудняющих эффективное функционирование семьи.
Исследования Р. В. Овчаровой, Г. Г. Филипповой доказывают, что семейные ценности и представления о воспитании ребенка формируются задолго до самого момента родительства. В связи со всем вышесказанным нами было проведено исследование представлений студентов высших учебных заведений о проблеме родительства. Основной целью исследования стало определение особенностей представлений у юношества о родительстве. Эмпирическое исследование выполнено на студенческой выборке (n = 60; преимущественно девушки, в возрасте 16-22 лет; состоят в браке 12%). В исследовании принимали участие студенты 1-5 курсов факультета психоло-го-педагогического и специального образования (специальность «Специальная психология») Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.
Методики и методы исследования
Для изучения представлений о родительстве применялся ассоциативный эксперимент (испытуемым предлагалось написать первые пришедшие на ум десять слов, ассоциируемых с понятием-стимулом «родительство»); для уточнения данных ассоциативного эксперимента использовались беседа, авторская анкета, позволяющая получить необходимую информацию по данной проблеме.
Результаты исследования, их обсуждение
По результатам авторской анкеты (испытуемым необходимо было распределить обозначенные на бланке ценности в порядке личной значимости) лидирующими оказались именно семейные ценности (у 55% респондентов), на втором месте - материальное благополучие (35% испытуемых), на третьей позиции - карьера (10% опрошенных).
Полученный эмпирический материал был подвергнут контент-анализу, позволившему выявить самооценку готовности девушек к родительству. Согласно полученным результатам, готовыми к выполнению роли родителей назвали себя только 12% опрошенных. В качестве аргументов своей готовности к родительской функции студентами были озвучены: любовь к детям (5%), способность воспитать ребенка (2,5%), наличие опыта общения с младшими сиблингами (5,5%). 50% респондентов считают себя совершенно неготовыми к родительству, объясняя свою позицию юным возрастом (12%), отсутствием опыта общения с маленькими детьми (10%), отсутствием психологической готовности (15%), отсутствием постоянного дохода (18%), желанием сделать карьеру (10%). 38% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Необходимо отметить, что большинство испытуемых не могли четко и полно аргументировать свою позицию по отношению к будущему родительству. Лишь 5% респондентов (у которых уже родился ребенок на момент обследования) указывали на отсутствие знаний по вопросам воспитания детей.
Понимая родительство как необходимое условие обеспечения полноценного развития ребенка и как часть сферы личности человека, несколько вопросов анкеты были направлены на выяснение мнения об основных функциях родительства и о необходимости подготовки к будущему родительству.
Анализ полученных данных позволил выявить, что 80% респондентов планируют рождение детей в будущем, 15% затрудняются с ответом и 5% категорически не видят себя в роли родителя (хотя при этом утверждают, что любят детей).
Заключение
Обобщая полученные результаты теоретического, а также проведенного эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы: социально-психологический анализ проблемы родительства позволяет утверждать, что современные детско-родительские отношения претерпевают существенные изменения, которые лишь в общих чертах выражает термин «кризис родительства».
Результаты анкетирования респондентов свидетельствуют, что у них отсутствует психологи-
Психология социального развития
49
ческая готовность к предстоящему эффективному родительству, причем даже у студентов психоло-го-педагогического направления. Принимая во внимание, что практика родительства складывается из многих факторов, наиболее важными из которых являются адекватные представления родителя о своей роли, а также опыт детско-родительских отношений, имевшийся у современного родителя в прошлом, для выхода семьи из детско-родительского кризиса необходимо формирование психологической готовности будущих поколений родителей задолго до появления у них детей.
Список литературы
1. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань,
2004. 24 с.
2. Гурко Т. А. Трансформация института родительства в постсоветской России : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2008. 48 с.
3. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М., 2006. 496 с.
4. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство : социологические и демографические аспекты : учеб. пособие. Новосибирск, 2001. 60 с.
5. Скрицкая Т. В. Материнство как социально обусловленный феномен. иЯЬ: hpsy.ru/public/x2472.htm (дата обращения: 23.01.13).
6. КричевскаяЕ. В. Историко-культурные представления
о роли отца в российской семейной традиции : автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2009. 24 с.
7. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография, 1987. № 6. С. 31-38.
8. БогачёваН. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2005. 24 с.
9. Гнезденева О. В. Модели родительства и факторы их формирования в современной России : социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.,
2007. 24 с.
10. Гумницкая А. В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 24 с.
11. Девятых С. Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.,
2006. 24 с.
12. Мальтинникова Н. П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде (на примере казахской, татарской и русской семьи) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара,
2005. 24 с.
13. Нестерова Е. А. Формирование эффективного родительства через развитие личной зрелости родителей младших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2005. 24 с.
14. Смирнова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.
15. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 1996. 223 с.
16. Фромм Э. Искусство любить. СПб., 2001. 256 с.
17. Шамарина Е. В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли : автореф. дис. ... канд. философ. наук. Барнаул,
2008. 24 с.
18. Бадинтер Э. Мужская сущность. М., 1995. 196 с.
19. Мошкова И. Н. Укрепление семьи - общецерковная задача // В начале пути : сб. материалов. М., 2002. С. 49-106.
20. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен : дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 1997. 250 с.
References
1. Ermikhina M. O. Formirovanie osoznannogo roditel 'stva na osnove subjektivno-psikhologicheskikh faktorov: Av-toref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Formation of the conscious parenting on the ground of subjective-psicological factors: Autoref. dis. ... cand. psychol. sciences). Kazan', 2004. 24 p.
2. Gurko T. A. Transformatsiya instituta roditel 'stva vposts-ovetskoj Rossii: Avtoref. dis. ... d-ra sotsiol. nauk (Transformation the institute of parenting in post-Soviet Russia: Autoref. dis. ... doct. sociol sciences). Moscow, 2008. 48 p.
3. Ovcharova R. V. Roditel'stvo kak psikhologicheskij fenomen (Parenting as a psychological phenomenon).
M., 2006. 496 p.
4. Mikheeva A. R. Brak, semya, roditel 'stvo: sotsiologicheskie i demograficheskie aspekty: Uchebnoe posobie (Marriage, family, parenting: sociological and demographical aspects: The study guide). Novosibirsk, 2001. 60 p.
5. Skritskaya T. V. Materinstvo kak sotsial'no obuslovlennyj fenomen (Maternity as a social phenomenon), available at:
hpsy.ru/public. /x2472.htm
6. Krichevskaya E. V. Istoriko-kul'turnye predstavleniya o roli ottsa v rossijskoj semejnoj traditsii: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Historical and cultural conceptualization of father's role in Russian family tradition: Autoref. dis. cand. ... ped. sciences). St. Petersburg, 2009. 24 p.
7. Kon I. S. Materinstvo i ottsovstvo v istoriko-etnografich-eskoj perspective (Maternity and paternity in historic-ethnografic perspective). Sovetskaya etnografiya (Soviet ethnography), 1987, № 6, pp. 31 - 38.
8. Bogacheva N. V. Roditel 'stvo kakfactor ustojchivostisemyi v sovremennom rossijskom obchshestve: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk (Parenting as a factor of family's fixity in modern Russian society: Autoref. dis. ... cand. sociol. sciences). Kazan', 2005. 24 p.
9. Gnezdeneva O. V. Modeli roditel'stva i faktory ikhformi-rovaniya v sovremennoj Rossii: sotsiologicheskij analiz: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk (Parenting patterns and factors of their formation in modern Russia: sociological analysis: Autoref. dis. ... cand. sociol. sciences). Moscow,
2007. 24 p.
М. С. Ткачева. Особенности социально-психологических стереотипов студентов
11. Gumnitskaya A. V. Psikhologicheskaya kul'tura v detsko-roditel'skikh otnosheniyakh: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. (The psychological culture of child-parent relationship: Autoref. dis. ... cand. psychol. sciences). St. Petrsburg, 2006. 24 p.
12. Devyatykh S. Y. Osobennostipredstavlenij o roditel'stve v yunosheskom vozraste (analiz gendernykh razlichij): Avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk (The features of parenting's imagery in adolescence {analysis of gender differences}: Autoref. dis. ... cand. psychol. sciences). Moscow, 2006. 24 p.
13. Mal'tinnikova N. P. Etnopsikhologicheskie osoben-nosti formirovaniya roditel 'stva vpolikul 'turnoj srede (na primere kazakhskoj, tatarskoj i russkoj semyi): Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Ethnopsychological features of parenting's formation in multicultural environment {in terms of Kazakh, Tatarian and Russian family}: Autoref. dis. ... cand. psychol. sciences). Samara, 2005. 24 p.
14. Nesterova E. A. Formirovanie effektivnogo roditel'stva cherez razvitie lichnoj zrelosti roditelej mladshikh shkol'nikov: Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Formation of effective parenting by the way development of personal maturity of underclasschildren' parents: Autoref. dis. ... cand. psychol sciences). Kazan', 2005. 24 p.
15. Smirnova E. G. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozh-denie formirovaniya osoznannogo roditel'stva v molodoj semye: Avtoref. dis . kand. psikhol. nauk (Psychological and pedagogical follow-up of the conscious parenting's formation in young family: Autoref. dis. ... cand. psychol. sciences). Ekaterinburg, 2009. 24 p.
16. Ilyin I. A. Put' dukhovnogo obnovleniya (The way of spiritual renewal). Moscow, 1996. 22З p.
17. Fromm E. Iskusstvo lyubit' (Ability to love). St. Peters-burgb, 2001. 256 p.
1S. Shamarina E. V. Kul'turnyj smysl materinstva v zapad-nevropejskoj i otechestvennoj filosofskoj mysli: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk (The cultural meaning ofmaternity in West-European and native philosophic notion: Autoref. dis. ... cand. philosl. sciences). Barnaul, 2008. 24 p.
19. Banditer E. Muzhskaya suchshnost' (The male essence). Moscow, 1995. 196 p.
20. Moshkova I. N. Ukreplenie semyi - obchshetserkovnaya zadacha (Family's strengthening is a church-wide problem). Vnachaleputi: Sb. materialov (On start of the way: the collection of materials). Moscow, 2002, pp. 49-106.
21. Ramikh V. A. Materinstvo kak sotsiokul'turnyj fenomen: Dis. ... d-rapsikhol. nauk (Maternity as a sociocultural phenomenon: Autoref. dis. ... doct. philosl. sciences). Rostov-on-Don, 1997. 250 p.
УДК 316.6
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ О ШКОЛЬНИКАХ
М. С. Ткачева1
Саратовский государственный университет (Россия) E-mail: tkachevam @mail.ru
Аннотация. Анализируются феномен социально-психологического стереотипа, его роль в учебно-педагогическом взаимодействии. Для изучения стереотипов предлагается авторский вариант методики множественной идентификации В. Ф. Петренко, модификация которого заключается в описании разнообразных типичных ситуаций, в которых могут оказаться школьники, в обозначении социальных и этнических групп, к которым они могут принадлежать. Представлены результаты пилотного исследования, выполненного на студенческой выборке Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (п = 22; студенты 2 курса, обучающиеся по специальности «начальное образование»). Анализ полученных данных позволил выявить специфику содержания стереотипных представлений о школьнике в зависимости от его половой, этнической принадлежности, социального статуса семьи. Автор приходит к выводу,
1 Ткачева Мария Сергеевна - кандидат психологи-
ческих наук, доцент, кафедра психологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского; ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия.
что разработка этой проблематики позволит получить знание о распространенности и действенности социально-психологических стереотипов в педагогической среде и их роли в организации взаимодействия педагогов и учащихся.
Ключевые слова: социальный стереотип, педагог, ученик, идентификация, социальная группа, этническая группа.
Peculiarities of Social-psychological Stereotypes about School Children in Students - Future Teachers M. S. Tkacheva2
Abstract: The phenomenon of social-psychological stereotype and its role in educational interaction are being analyzed. In order to study
2 Tkacheva Maria Sergeevna - candidate of psychological sciences, associate professor, the Chair of Educational Psychology, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky; 83, Astrahanskaya street, Saratov, 410012, Russia.
© Ткачеоа h. С., 2012