Научная статья на тему 'Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества'

Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10439
636
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / SENSITIVE PERIODS / PSYCHOLOGICAL PROCESSES / INDIVIDUAL ABILITIES / AGE DEVELOPMENT / SELF-CONCEPT / FORMATION OF WORLDVIEW / THINKING / CREATIVE IMAGINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Титов Борис Александрович

Каждое психологическое свойство, наклонность, способность и вид поведения наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течение ограниченного промежутка времени, который в психологии принято называть сенситивным. В статье исследуются наиболее благоприятные -сенситивные периоды развития природных задатков личности: 3-5 лет, 6-10 лет, подростковый и юношеский возраст. Выявлено, например, что подростковый возраст сенситивен для формирования идеала, а также развития мужественности и женственности, а оптимальным для творческой и языковой деятельности является возрастной отрезок от 3 до 5 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensitive periods of natural abilities development of children, adolescents and young adults

Each psychological quality, inclinations, abilities and behaviors develops most intensively on the basis of internal momentum for a limited period of time, which is called sensitive period in psychology. This paper explores the most favorable sensitive periods of natural abilities development: 3-5 and 6-10 age brackets, teen age and the age of young adults. It is found, for example, that adolescents are sensitive to the development of the ideal, as well as masculinity and femininity, and the most optimal period for creative and linguistic activity is the 3-5 age bracket.

Текст научной работы на тему «Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества»

УДК159.922.7/.8 Титов Борис Александрович

доктор педагогических наук, профессор кафедры конфликтологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНЫХ ЗАДАТКОВ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА

Titov Boris Aleksandrovich

D.Phil. in Education Science, Professor, Conflict Resolution Studies Department, St.-Petersburg Liberal Arts University of Trade Unions

SENSITIVE PERIODS OF NATURAL ABILITIES DEVELOPMENT OF CHILDREN, ADOLESCENTS AND YOUNG ADULTS

Аннотация:

Каждое психологическое свойство, наклонность, способность и вид поведения наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течение ограниченного промежутка времени, который в психологии принято называть сенситивным. В статье исследуются наиболее благоприятные -сенситивные периоды развития природных задатков личности: 3-5 лет, 6-10 лет, подростковый и юношеский возраст. Выявлено, например, что подростковый возраст сенситивен для формирования идеала, а также развития мужественности и женственности, а оптимальным для творческой и языковой деятельности является возрастной отрезок от 3 до 5 лет.

Ключевые слова:

сенситивные периоды, психологические процессы, индивидуальные способности, возрастное развитие, Я-концепция, становление мировоззрения, мышление, творческое воображение.

Summary:

Each psychological quality, inclinations, abilities and behaviors develops most intensively on the basis of internal momentum for a limited period of time, which is called sensitive period in psychology. This paper explores the most favorable sensitive periods of natural abilities development: 3-5 and 6-10 age brackets, teen age and the age of young adults. It is found, for example, that adolescents are sensitive to the development of the ideal, as well as masculinity and femininity, and the most optimal period for creative and linguistic activity is the 3-5 age bracket.

Keywords:

sensitive periods, psychological processes, individual abilities, age development, self-concept, formation of worldview, thinking, creative imagination.

Результаты многочисленных наблюдений, особенно в психологии, доказали, что существуют сенситивные (от лат. sensitivus - чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для самореализации ребенка, подростка, юноши (девушки) в тех или других направлениях жизнедеятельности, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает.

У каждого человека существует своеобразная возрастная чувствительность, то есть особая отзывчивость на окружающее, некая избирательная активность, которая по-своему характеризует каждый этап его развития. А.В. Запорожец называл эти периоды особой чувствительности, в которые наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества, «сенсибельными», обращая внимание на то, что именно в годы детства на каждой возрастной ступени возникают «временные состояния», выражающие своеобразную готовность к развитию. Сенситивные периоды обусловлены физиологическими, психологическими и социальными факторами, воздействующими на индивида не изолированно, а в связке, при непременном преобладании одного из них [1].

В связи с сенситивными периодами правомерно говорить о возрастных предпосылках способностей, имея в виду эти обусловленные возрастом повышенные возможности развития. Предпосылки развития способностей, специальные для отдельных детских возрастов, - это та почва, на которой вырастают индивидуальные способности. Формирование индивидуальных способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. Именно в ходе возрастного развития происходит становление индивидуальных различий по способностям.

Все последующие фазы (тяготеющие к мировоззренческой плоскости) выстраиваются исключительно на основе предыдущих, а то, что не приобретается в сенситивный период развития человека, безвозвратно теряется, во всяком случае в своем наивысшем качестве.

Вопрос о сенситивности еще не разработан достаточно подробно, и мы ограничимся лишь общими положениями, основанными на анализе специальной литературы, и некоторыми наблюдениями, сделанными в процессе собственной психолого-педагогической деятельности.

В специальной литературе часто обращаются к «феномену Маугли» для выяснения самых разнообразных процессов жизнедеятельности человека. Во всех случаях при попытке их «очеловечивания» дети (особенно при их возвращении в человеческую цивилизацию после шести лет) частично или полностью утрачивают те функции, как физиологические, так и психологические, которые не приобрели своевременно. Так, сенситивный период для научения ходьбе -5-15 месяцев, а научения разговорной речи - от внутриутробного развития до трех лет (здесь есть свои подэтапы: 4-9-й месяцы внутриутробного развития составляют период элементарного научения восприятию слов; в период от рождения до двух лет происходит понимание слов и простых фраз; а период 2-3-летнего возраста - пора сложного анализа слова и соотношения его с тем или иным предметом, явлением, ощущением).

Первый период детства (3-5 лет) характеризуется интенсивным развитием нервной системы. Такие исследователи этого возрастного периода, как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Р. Бернс, К. Роджерс, Э. Эриксон и другие, отмечают быстрое образование у детей условных рефлексов, относительную четкость системы пространственно-временных связей, развитие торможения как физиологической основы сдержанности и самодисциплины. В этот период резко возрастает роль второй сигнальной системы, а отсюда - безграничные возможности не только понимать окружающих, но и выражать свои чувства, отношения, желания.

В этот ответственный период детства происходят резкие качественные скачки. Восприятие, связанное ранее исключительно с практическим действием, выделяется в самостоятельный процесс, перерастая в наблюдение, при этом выделяется большая точность различения цветов и звуков, а яркие впечатления способны оставить след на всю оставшуюся жизнь.

Мышление ребенка 3-4 лет конкретно, образно и эмоционально, а к 5-6 годам оно дискур-сивно (собственно рассуждающее мышление), с зачатками логического рассуждения. И, наконец, именно в этом возрасте развивается воссоздающее и творческое воображение.

Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Иначе говоря, первый период детства сенситивен для творческого развития ребенка. 3-5-летний возраст оптимален также для изучения иностранных языков. Более того, наш многолетний опыт работы с детьми показывает, что если к обучению ребенка иностранному языку присоединяются родители, то этот процесс протекает еще более успешно.

3-5-летний возраст сенситивен для формирования познавательных способностей. В психологии этот период детства часто называют возрастом «почему?» в связи с бесконечным потоком вопросов. Взрослые, удовлетворяющие эту потребность ребенка, формируют познавательные способности, не удовлетворяющие, напротив, притупляют, а те взрослые, которые создают условия для творческого поиска и самостоятельного ответа ребенка на им же заданный вопрос, делают нечто большее - они стимулируют познавательную активность детей. Удовлетворение этой потребности порождает творческую личность, неудовлетворение - ограниченного, нетворческого человека.

Этот возраст, как никакой другой, благоприятен также для формирования основополагающих черт характера. К трем годам заметно проявляются интеллектуальные чувства, такие как любознательность, восхищение от прикосновения к необычному, радость открытия и разочарование при неуспехе. Появляются чувства симпатии к взрослым и сверстникам, перерастающие в эмпатию. К 4-5 годам чувство долга сопровождает каждое действие ребенка, по поводу которого он взял перед кем-либо обязательства, а в отдельных случаях для достижения цели он способен проявить завидную настойчивость. К шести годам у ребенка четко очерчены чувства товарищества или эгоизма, аккуратности или безалаберности, выдержки или распущенности, сдержанности или резкости, замкнутости или открытости, смелости или трусости и т. п. Причем заложенные генетически те или иные черты характера человека, в зависимости от социальной среды, расцветают или увядают именно в возрасте 3-5 лет, пожалуй самом ответственном возрастном периоде «очеловечивания» индивида [2].

Шестилетние дети впервые в жизни приступают к обязательной, систематизированной по форме и содержанию, общественно оцениваемой учебной деятельности. Вся жизнь ребенка кардинально меняется извне, и психологические процессы (а в известной степени и физиологические) уже не протекают как раньше - самопроизвольно, по законам природы, а как бы «загоняются» в нужное для общества русло. В этом возрастном периоде особенно отчетливо сталкиваются два начала человека - генетическое и социальное. Школа, даже самая гуманная, все же зажимает в свои тиски ребенка и изменяет его по своему усмотрению. В сознании и поведении

ребенка происходят процессы подавления той детской наивности, которая является питательным веществом для творческого развития человека. (Это особенно отчетливо просматривается при сопоставлении обучающихся и не обучающихся в школе шестилеток.)

В таких напряженных условиях проходит второй период детства, малоизученный, с одной стороны, и нестандартный, с другой, и, самое главное, во многом внутренний, скрытый (психологи часто характеризуют его как латентный). И все же попробуем выделить наиболее типичные зоны, сенситивные для формирования и развития детей 6-10-летнего возраста. Второй период детства является благоприятным для активизации внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения. Это обусловлено тем, что все эти качества целенаправленно развиваются в процессе освоения школьной программы, причем наибольший эффект достигается при форсированной методике, в противном случае эти качества могут так и не быть развиты.

Появление к шести годам такого важного свойства системы восприятия, как специализированное участие областей коры головного мозга в осуществлении приема и анализа внешних стимулов, изменяет возможности зрительной воспринимающей системы. У шестилетних детей в сравнении с более младшими быстрее и лучше осуществляется опознание сложных, ранее незнакомых изображений, что чрезвычайно благоприятно сказывается на идентификации букв и других знаков, их запоминании, узнавании, складывании в слова, предложения, логические системы. В этом плане своевременным и желательным, наряду с научением чтению, является приобщение детей к игре в настольные игры, разгадке ребусов, головоломок и т. п.

Все выдающиеся педагоги - от Яна Амоса Каменского до новаторов современной школы -говорят о необычайно высокой умственной активности 6-10-летних детей. Повышенная склонность к умственной деятельности детей этого возраста проявляется буквально во всем: от способности легко, как бы играя, запоминать огромное количество информации (стихи, марки машин, имена артистов и т. п.) до поиска и открытия оригинальных решений в конструировании, моделировании и т. п. Такая умственная активность свойственна подавляющему большинству детей, во всяком случае, ни на каком другом возрастном этапе она не проявляется так ярко. Более того, пристрастие к умственной работе иногда выражается в такой степени, что это озадачивает, заставляет тревожиться, создает определенные воспитательные трудности.

Умение трудиться оказывает чуть ли не решающее влияние на формирование важнейших черт личности. Наиболее благоприятным периодом для научения трудовой деятельности выступает второй период детства 6-10 лет. Это обусловлено тем, что если раньше труд ребенка преимущественно был направлен на самообслуживание, то теперь он связан с делами семьи, друзей, школы и несет в себе элемент ответственности, приобретает многоступенчатый характер, ибо один вид трудовой деятельности, как правило, сопряжен с другим. В случае успешной трудовой деятельности возникает положительный результат, вызывающий у ребенка чувство удовлетворения, личного успеха. Построенная на этих социально-психологических эффектах программа трудовой деятельности непременно дает положительный результат.

Способность или неспособность к труду в существенной степени зависят от состояния здоровья ребенка. С шестилетнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвига-тельных реакций периферических, в том числе кожных сосудов, то есть при понижении температуры окружающей среды ниже комфортного уровня организм ребенка реагирует сужением кожных сосудов, что ограничивает ток крови по периферии тела и уменьшает теплоотдачу с его поверхности, а не как раньше, когда кожные сосуды почти не изменяли свой тонус и организму приходилось «включать» дополнительные источники теплопродукции. Поэтому именно в этом возрасте особенно эффективны закаливающие процедуры.

Умение совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия, характеризует волю человека. Безвольный человек не способен к полнокровной социализации, все его мысли и поступки будут тяготеть к конформизму. Стало быть, развитие воли есть необходимое составляющее звено в процессе социализации человека.

Наиболее благоприятная пора для проявления и развития воли - детство, а именно второй период детства, когда ребенок поступает в школу. В этот период волевая деятельность ребенка в значительной степени развивается под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребенку все новые и более сложно преодолимые требования. Учебная деятельность требует умения управлять своей психической деятельностью (делать умственные усилия для овладения знаниями, запоминать подчас малоинтересную, но в то же время трудную информацию, вовремя заканчивать работу, доводя ее до конца и т. п.), а также поведением (выполнять требования родителей, учителя, даже если они не совпадают с желаниями, сознательно, в пользу другого дела лишать себя таких удовольствий, как просмотр телепередач, компьютерные игры и т. п.). Выполнение всех этих требований формирует целеустремленность, самостоятельность, выдержку, решительность, настойчивость, смелость, дисциплинированность и создает солидную основу для развития воли.

Воля прямо связана и, более того, зависит от физического развития индивида. К семи годам завершается определенный этап формирования такого двигательного качества, как ловкость, которая основывается на тонкой координации движений за счет сбалансированного управления мышцами-антагонистами, то есть мышцами, выполняющими противоположные по направлению движения, например мышцы-сгибатели и разгибатели. Таким образом, этот возраст сенситивен для развития выносливости, особенно в циклических нагрузках, требующих длительного выполнения. С семи лет детей полезно и целесообразно вовлекать в забеги на лыжные дистанции, занятия плаванием и другие виды деятельности, развивающие выносливость.

С вступлением ребенка в новую возрастную фазу - подростковую существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Им изучаются многие новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Благодаря этому возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение с целью поиска ответа на вопрос: «Кто он (она) и какова его мера ответственности перед самим собой и перед обществом?».

К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой объем самой разнообразной информации. Со вступлением в новую возрастную фазу он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество, а вкупе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой пристальный взор на внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст сенситивен для формирования идеала.

Для подростков огромное (если не решающее) значение имеет мнение, оценка сверстников, и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно поэтому подростковый возраст сенситивен для формирования сильной воли, в частности таких черт, как целеустремленность, выносливость, решительность, смелость, самостоятельность, инициативность, выдержка, мужественность и других. Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то альтернативные, и направлены будут если не на созидание, то на разрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».

Нравственно-этический стержень личности также имеет пик своего формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться с осознания своего Я, то есть с трех лет. Однако в этот период детства он в основном направляется взрослыми командами «можно» и «нельзя», чаще всего неаргументированными и работающими в основном за счет самоограничения ребенка. В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток оценивает себя через соотношение своего внутреннего мира с внутренним миром других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего и возникает потребность в самоусовершенствовании [3, с. 220-242].

Подростка в процессе накопления им жизненного опыта, а также обращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости, чести и достоинстве и, наконец, о его собственной роли в формировании нравственно-этической среды (пока еще не общества в целом) в его ближайшем окружении.

Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала, они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируются осознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого процесса, скоро угасающей, вернее, удушенной обществом, является искренность и непримиримость. Вот откуда берется подростковый максимализм и яростная непримиримость к тому, что он отрицает.

В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения - значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и работоспособности, причем как у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность «применить физическую силу». Обозначенное обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда как дома, так и за его пределами - труда общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).

В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества; можно целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что

более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушениями в развитии.) Девочкам для сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организм подростка еще весьма далек от полного физического формирования.

Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности.

В юношеском возрасте происходит переход к сознательному выбору жизненных ориента-ций, формируется взгляд на мир и место в нем человека. Существенные изменения претерпевает представление о себе. «Развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации Я-концепции, в частности к появлению способности различать реальные и гипотетические возможности» [4, с. 169]. В качестве главенствующей цели юношества выступает стремление выделиться, возвыситься над другими, на стержень самоутверждения нанизывается сознание и поведение юношей и девушек. Совокупность установок «на себя» резко изменяется. Юношеский возраст, как никакой другой, сенситивен для формирования устойчивой и аргументированной позитивной Я-концепции.

Юность сенситивна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают когнитивные и личностные предпосылки. К 16 годам формируется способность к анализу и синтезу, раскрытию причин, связей и закономерностей, к широким обобщениям, сочетанию абстракции и конкретизации. Мышление становится диалектическим - события и явления рассматриваются в их многообразных связях и опосредованиях, в развитии, в качественных изменениях, в борьбе противоположностей.

Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением его умственного кругозора, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим регулятивным принципам.

В юношеские годы, когда человек вплотную подходит к вопросу выбора профессии, брака и т. п., он задумывается над выбором своего жизненного пути, о смысле жизни - этом остове мировоззрения.

Одной из составляющих сенситивности является актуальность. Это ситуация, когда в качестве движущей силы выступают не психофизиологические процессы, а требования общества, с одной стороны, и реакции индивида на эти требования, с другой.

В юношеском возрасте, в силу объективных обстоятельств (окончание школы и переход к профессионально-трудовой деятельности), возникает необходимость профессиональной ориентации. Для побуждения этого вопроса часто хватает риторического вопроса: «Чем ты намерен заниматься в жизни, на что жить?», чтобы заставить юношу (девушку) задуматься над этой проблемой и начать поиск. Именно в данном возрасте необходимо дать качественный окрас разрешению этой проблемы: выработать устойчивую мотивацию к конкретному виду профессиональной деятельности; сформировать моральную готовность к труду; выработать творческое инициативное отношение к труду; сформировать чувство собственника, хозяина, с одной стороны, и чувство долга и ответственности перед обществом, с другой. Таким образом, юношеский возраст сенситивен для профессиональной ориентации.

Любовь между юношей и девушкой - вот чувство, которое буквально будоражит 16-20-летних. Любовь существенным образом воздействует на социализацию юношества. Существуют ли сенситивные периоды любви? Их четыре в детском периоде: 3 года, 7-8 лет, 12-13 лет и 15-17 лет. В эмоциональном плане самым сильным является первый период, а в социальном - четвертый, то есть юношеский. Этот период любви обусловлен стремлением к эмоциональному контакту и душевной близости, потребностью в психологической поддержке и защите близкого человека, сексуальными устремлениями, желанием иметь детей и т. д. То есть юношеская любовь, какой бы она ни была «безумной», все же мотивирована и впервые сориентирована на создание семьи. Именно в этом отношении юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования и развития чувства любви, культуры проявления этого чувства, побуждения ответственности за любовь.

Любовь в юношеском возрасте в большей степени зиждется на факторе внешности: и юноши, и девушки делают все возможное, чтобы понравиться, но мало кто знает, как в лучшую сторону изменить свою внешность. Проблема внешности особенно актуальна для юношества, стало быть, этот возрастной период сенситивен для формирования культуры внешности и поведения: походки, позы, моды, жестикуляции, одежды, манеры держать себя и т. п.

Таким образом, в каждой возрастной группе существуют наиболее благоприятные временные зоны актуализации сущностных сил индивида.

Разумеется, эти возрастные особенности не есть некий абсолют, и тем более они не передаются исключительно из поколения в поколение. Это лишь ориентиры, в существенной степени зависящие от социальной среды. Большое значение представлений о сенситивных периодах состоит в том, что они выявляют качественное своеобразие отдельных этапов развития личности и указывают на огромные потенции детства.

Ссылки:

1. Запорожец A.B. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М., 1986. 320 с.

2. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб., 2009. 320 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6т. Т. 4. Детская психология. Педология подростка. М., 1984. 433 с.

4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 222 с.

5. Шаповаленко И. Возрастная психология. М., 2005. 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.