Научная статья на тему 'Влияние возрастных особенностей несовершеннолетних на правосознание и юридически значимое поведение'

Влияние возрастных особенностей несовершеннолетних на правосознание и юридически значимое поведение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
682
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ И МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / СОЗНАТЕЛЬНО-ВОЛЕВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / AGE-APPROPRIATE MENTAL / JUVENILE / ADOLESCENCE AND EARLY ADULTHOOD / EMOTIONAL AND VOLITIONAL / COGNITIVE / VALUE-SENSE AND NEED-MOTIVATIONAL SPHERE OF THE INDIVIDUAL / LEGAL AWARENESS / CONSCIOUS-VOLITIONAL SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Схопчик Ольга Эдуардовна

В статье описываются особенности психического развития в подростковом и юношеском возрасте. Представлены эмоционально-волевая, познавательная, ценностно-смысловая и мотивационно-потребностная сферы личности, особенности самосознания. Указывается на возрастные особенности несовершеннолетних, которые оказывают наиболее значимое влияние на функциональное проявление правосознания и сознательно-волевую саморегуляцию поведения. К ним автор относит: эмоциональную неустойчивость и преобладание импульсивности поведения; притязания на признание взрослости, потребность в самоутверждении и независимости; слабо развитое практическое и правовое мышление; потребность быть членом значимой группы и в самовыражении перед ее членами, стремление идентифицировать себя с ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Схопчик Ольга Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the characteristics of psychological development during adolescence and young adulthood. Presented emotional-volitional, cognitive, value-sense and need-motivational sphere of the individual, especially the self-consciousness. Points to the age characteristics of juveniles that have the most significant effect on the functional expression of justice and conscious and volitional self-regulation of behavior. These author includes: emotional instability and the prevalence of impulsive behavior, claims for recognition of adulthood, the need for self-assertion and independence; poorly developed practical and legal thinking, the need to be a member of the relevant group, and self-expression to its members, the desire to identify with it.

Текст научной работы на тему «Влияние возрастных особенностей несовершеннолетних на правосознание и юридически значимое поведение»

ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация: в статье описываются особенности психического развития в подростковом и юношеском возрасте. Представлены эмоционально-волевая, познавательная, ценностно-смысловая и мотивационно-потребностная сферы личности, особенности самосознания. Указывается на возрастные особенности несовершеннолетних, которые оказывают наиболее значимое влияние на функциональное проявление правосознания и сознательно-волевую саморегуляцию поведения. К ним автор относит: эмоциональную неустойчивость и преобладание импульсивности поведения; притязания на признание взрослости,

О. Э. Схопчик

потребность в самоутверждении и независимости; слабо развитое практическое и правовое мышление; потребность быть членом значимой группы и в самовыражении перед ее членами, стремление идентифицировать себя с ней.

Ключевые слова: возрастные особенности психики, несовершеннолетние, подростковый и юношеский возраст, эмоционально-волевая, познавательная, ценностно-смысловая и мотивационно-потребностная сферы личности, правосознание, сознательно-волевая саморегуляция.

Summary: the article describes the characteristics of psychological develop-

ment during adolescence and young adulthood. Presented emotional-volitional, cognitive, value-sense and need-motivational sphere of the individual, especially the self-consciousness. Points to the age characteristics of juveniles that have the most significant effect on the functional expression of justice and conscious and volitional self-regulation of behavior. These author includes: emotional instability and the prevalence of impulsive behavior, claims for recognition of adulthood, the need for self-assertion and independence; poorly developed practical and legal thinking, the need to be a member of the relevant group, and self-expression to its members, the desire to identify with it.

Keywords: age-appropriate mental, juvenile, adolescence and early adulthood, emotional and volitional, cognitive, value-sense and need-motivational sphere of the individual, legal awareness, conscious-volitional self-regulation.

Согласно правовому определению несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются подростками. В психологии данный возраст относят к подростковому и юношескому периоду развития человека [8].

Подростковый и юношеский возраст считается важным этапом в становлении личности и представляет собой сложный период в процессе ее развития. Это связано с физиологической перестройкой организма, началом полового созревания подростков, которые повышают восприимчивость организма к действию разнообразных факторов среды и снижают его сопротивляемость, а также с психическим развитием подростка, основная роль в котором принадлежит социальной ситуации раз-

вития подростка — складывающейся новой системе его взаимоотношений с обществом [2].

Следствием гормональных и физиологических процессов считают изменения, происходящие в эмоционально-поведенческой сфере подростка, появляются психическая неуравновешенность и эмоциональная неустойчивость, раздражительность, утомляемость, перепады настроения [2; 8; 11; 12]. И.А. Фурманов отмечает, что эмоциональные и поведенческие особенности подростков нередко могут носить агрессивный характер [14]. Эмоциональной неустойчивость, преобладание импульсивности поведения снижают рациональный, в том числе правовой самоконтроль несовершеннолетних. Вероятность импульсивного поведения особенно высока в сложных для подростка обстоятельствах: ситуациях конфликтного взаимодействия с другим человеком, остро переживаемой потребности, что может выражаться в нерациональных способах разрешения проблемных ситуаций, трудностях произвольного сдерживания удовлетворения потребностей в случае невозможности их реализации в данный момент. При столкновении с подобного рода жизненными ситуациями несовершеннолетние используют ограниченный набор социально приемлемых способов разрешения либо прибегают к неконструктивным стратегиям поведения [9; 11]. Неразвитость сознательной воли препятствует всесторонней оценке обстоятельств и учету последствий собственного поступка, способствует психологическому заражению и податливости чужому влиянию.

Существенные изменения происходят в познавательной сфере несовер-

шеннолетних. Характеризуя уровень когнитивного развития в отрочестве и юности, авторы отмечают, что это «абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями социальной среды, существующими в данный момент» [15, с. 270]. У них не достаточно развиты теоретическое понятийное и вербальное мышление, обобщение, образный анализ и синтез, а также однообразными являются познавательные потребности. У старших подростков выявлен чуть более высокий уровень интеллектуального развития, но его также недостаточно [15]. Считается, что в данном возрасте начинает формироваться социальное мышление — важнейший компонент социального интеллекта личности, необходимого в решении сложных жизненных ситуаций: выборе поступка, обдумывании собственных действий в соотнесении с действиями другого человека и т. п. [9]. У подростков отмечаются трудности в прогнозировании последствий своего поведения, которые рассматриваются ими в основном в отношении себя [1]. По мнению Г.М. Кучинского, именно социальное, а не формально-логическое мышление способно решать подобного рода жизненные задачи [9]. Социальный интеллект представляет собой интеллектуальные способности, определяющие адекватность понимания поведения людей, и обеспечивает адаптацию личности к социальной среде [5]. Было установлено, что для большинства современных старшеклассников свойственен заниженный и низкий уровни развития эмпатии. Одну из причин этого усматривают в наличии предубеждений по отношению к людям, слабом развитии способности иденти-

фицировать себя с другим человеком, сопереживать, ожидании негативного к себе отношения, непринятии и непонимании себя [10]. Вместе с тем общевозрастные особенности развития мышления у подростков и юношей имеют индивидуальные различия.

Таким образом, подростковый и ранний юношеский возраст представляют собой период интенсивного развития когнитивной сферы, и прежде всего интеллектуальных возможностей. Обучение создает условия для развития абстрактного и формально-логического мышления, что способствует формированию умений рассуждать, оперировать понятиями и гипотезами. Однако в действительности наблюдаются существенные индивидуальные различия в развитии мышления. Новые формы и операции мышления, которыми овладевают несовершеннолетние, преимущественно реализуются на занятиях в процессе обучения, при столкновении же с реальными проблемными жизненными ситуациями подростки испытывают трудности. Включение несовершеннолетних в социально-правовые отношения предполагает не только овладение нравственными и правовыми понятиями, но обязательно осмысление и постижение их ценностного смысла, умение использовать знания при решении конкретных жизненных задач. Невысокий уровень развития практического мышления, глубины и критичности ума, несформиро-ванность социального интеллекта и волевых качеств, крайне малый жизненный опыт несовершеннолетних делают проблематичным успешное решение подобного рода задач. В правовом поведении данные особенности личности затрудняют всесторонний анализ обсто-

ятельств, предвидение развития событий, прогнозирование и учет возможных последствий. Недостаточно развитая способность понимать другого человека создает трудности в построении конструктивных способов взаимодействия с различными людьми и в различных ситуациях. Слаборазвитая эмпатия не позволяет подросткам предвидеть последствия собственных действий,которые могут коснуться не только их самих, но и других людей.

У подростков и юношей начинают складываться собственные представления о ценностях, идеалах, социальных ролях, поведении, своем образе жизни. Однако исследования показали, что нравственные убеждения, мировоззренческие принципы и в целом система ценностных ориентаций подростков несформированны и неустойчивы [1; 4; 6]. Данные особенности объясняются отсутствием опыта разрешения жизненных ситуаций нравственного характера, когда и происходит реализация, проверка своих принципов и ценностей, трудностями обоснования частных правил поведения, их «узнавания» в реальных обстоятельствах [6], «недостаточной обобщенностью нравственного опыта» [1], социально-психологической незрелостью подростков. В юности происходит становление мировоззрения, что предполагает осознание себя частью общества, выбор своего будущего и способов его достижения. [6]. В то же время отмечается категоричность оценок окружающего, демонстративное отвержение нравственных норм, моральный релятивизм, которые связывают с интеллектуальным и моральным поиском [15], несформированностью ценностной системы. В целом неравномер-

ность развития ценностно-смысловых ориентаций характерна как для подросткового, так и для юношеского возраста.

Анализ особенностей развития личностных ценностей в подростковом и юношеском возрасте позволяет сделать вывод, что этот период является благоприятным временем для формирования системы ценностных ориента-ций как свойства личности, способствующего становлению отношения к окружающей действительности и другим людям. Однако на данном возрастном этапе система ценностей еще не сформирована, и потому не устойчива, что делает несовершеннолетних более подверженными как положительному, так и отрицательному влиянию. В правосознании от характера и содержания ценностных ориентаций зависит оценка подростком различных социально-правовых явлений: правомерных и противозаконных действий, последствий противоправного поведения, отношение к законопослушным гражданам и преступникам, а также формирование личностных норм поведения.

Одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека, выступает самосознание, проявляющееся в самооценке и личностной рефлексии, требованиях к себе и другим, идеалах, мотивах деятельности и т. д. [1]. В подростковый период процесс самопознания проходит на качественно новом уровне. С представлениями индивида о себе, своих возможностях соотносится его мотивация и моральное поведение [6]. Для несовершеннолетних характерна недостаточно развитая способность к саморефлексии, не-

устойчивость самооценки и несформи-рованность Я-концепции [10], что делает проблематичным развитие у подростков осознанного представления о себе как субъекте правового поведения, своих правах и обязанностях, а также формирование антикриминальной устойчивости личности, выражающейся в неподатливости отрицательному влиянию криминогенных факторов. Развитие самосознания определяет необходимость решения одной из центральных задач взросления — обретение подростком адекватной личной идентичности [16-18]. В период взросления на фоне физических и психических преобразований происходит выбор качественно новой, взрослой идентичности. Зрелая идентичность характеризуется выбором идеального «Я» и позитивного пути развития, обретением личностной целостности и уверенности, принятием самостоятельных решений с учетом возможных последствий собственных действий [2]. Формирование негативной идентичности тесно связано с включением подростка в группу асоциальной направленности [6].

Таким образом, подростковый и юношеский возраст — период активного формирования самосознания. Для несовершеннолетних характерна недостаточно развитая способность к саморефлексии, неустойчивость самооценки и несформированность Я-концепции. Установка на идентификацию со значимой группой способствует повышенной податливости подростков ее влиянию, в том числе противоправному. Данные особенности развития самосознания несовершеннолетних способны затруднять развитие представлений о себе как субъекте исключительно законопос-

лушного поведения, своих правах и обязанностях, а также антикриминальной устойчивости, выражающейся в неподатливости отрицательному влиянию криминогенных факторов.

Важнейшим новообразованием самосознания выступает чувство взрослости. Подросток хочет быть похожим на взрослых, начиная с внешнего вида и заканчивая желанием иметь их права и привилегии. В то же время чувство долга и ответственности у него формируется позже. Ограниченность возможностей в реализации потребности быть в роли взрослого (несформированное чувство ответственности, неумение действовать самостоятельно, искаженное понимание качеств взрослого человека: смелости, независимости и т. п.) может проявляться во внешних признаках «взрослого» поведения и «взрослой» жизни (употребление алкоголя, курение, жаргон, особенности развлечений и отдыха, сексуальные отношения) [6; 12].

Переход из одного физического или психологического возраста в другой может сопровождаться кризисом. Л.С. Выготский причину всех возрастных кризисов усматривает в назревшем противоречии между новыми потребностями личности и старыми условиями их удовлетворения, которые перестали ее устраивать. В кризисе 13 лет внутренняя дисгармоничность личности подростка приводит к противопоставлению себя взрослым, что может выражаться в игнорировании запретов взрослых, стремлении проверить свои силы, нарушая установленные границы [3]. Вместе с тем считается, что возрастные кризисы необходимы для нормального поступательного развития личности, они влекут за со-

бой преобразования в сознании и деятельности человека, сфере его социальных отношений.

Очевидно, что кризис переходного возраста, проявляющийся в несоответствии качественных и количественных преобразований в личности подростка его реальным возможностям в различных сферах, влияет на формирование правосознания и сказывается на поведении. Притязания несовершеннолетних на признание их взрослости и независимости побуждают их к выбору самостоятельных решений и поступков в различных областях жизни, в том числе в правовой сфере. Однако социальная незрелость, искаженное понимание качеств взрослого человека, недостаточный жизненный опыт затрудняют осознание и интериоризацию другой стороны взрослого поведения, которая заключается в принятии ответственности за свои поступки, свой выбор, свое будущее, в чувстве долга и проявляется в устойчивости такого поведения. Подобные личностные особенности, а также стремление демонстрировать «взрослое» поведение способствуют игнорированию обстоятельств и последствий совершаемых поступков, а также совершению рискованных, в том числе социально негативных действий.

Формирование потребностей у несовершеннолетних происходит очень интенсивно, появляется ряд новых, многие из которых не могут быть удовлетворены в полной мере. Наряду с потребностью в автономии, появляется потребность в принадлежности значимой группе сверстников, где подростки стремятся найти признание, понимание, поддержку и самоутвердиться в ней [2; 12].

Стремление принадлежать значимой группе, найти там свое место, идентифицировать себя с ней обусловливают податливость молодых людей влиянию референтной группы, в том числе противоправному, и подражание групповому поведению. Интерес ко всему необычному или запрещенному, потребности в самоутверждении и автономии повышают предрасположенность подростков и юношей к рискованным, в том числе социально негативным действиям. Притязания на признание взрослости и независимости наряду с искаженным пониманием качеств взрослого человека, недостаточным жизненным опытом затрудняют осознание и интериоризацию другой стороны взрослого поведения, заключающейся в принятии ответственности за свои поступки, свой выбор, свое будущее, в чувстве долга и способствуют игнорированию последствий совершаемых действий.

Следует отметить, что подростки не всегда могут и желают соотносить свои притязания с реальными возможностями их реализации, а также могут иметь достаточно ограниченный набор социально приемлемых способов удовлетворения потребностей и разрешения проблемных ситуаций, возникающих в связи невозможностью их реализации. И.А. Фурманов полагает, что «реакцией на кризисную ситуацию, возникающую вследствие депривации или фрустрации актуальных потребностей» являются нарушения поведения [14, с. 49]. Возникающие при этом напряженность и переживания могут влиять на появление (усиление)определенных личностных особенностей и поведение субъекта [14]. Неспособность же к продуктивно-

му выходу из ситуации затруднительного удовлетворения потребностей, низкую переносимость трудностей, использование неэффективных усилий, направленных на выход из сложных жизненных ситуаций, выделяют в качестве факторов риска развития девиантного поведения у подростков [7].

Итак, подростковый и юношеский возраст является сложным периодом в становлении личности. Он сопровождается психическим развитием, которое затрагивает все сферы личности. Активное включение несовершеннолетних в социально-правовые связи и отношения требует от них усвоения правовых норм и требований, осмысления с их позиции явлений и ситуаций правового характера и умения применять их при решении определенных жизненных задач. В психологическом плане это связано с формированием правосознания. Его развитие в индивидуально различной степени обусловлено особенностями психического развития, характерными для подросткового и юношеского возраста. Наиболее значимое влияние на правосознание как способности осмысленного, произвольного управления поведением оказывают следующие особенности:

- эмоциональная неустойчивость, преобладание импульсивности поведения, которые снижают способность к рациональной оценке действительности и сознательно-волевой самоконтроль в поведении;

- притязания на признание взрослости, потребность в самоутверждении и независимости, которые способствуют совершению несовершеннолетними рискованных, в том числе социально не-одобряемых поступков;

- слабо развитое практическое и правовое мышление, недостаточный жизненный опыт, обусловливающие недостаточную правовую ориентацию и предусмотрительность;

- доминирование потребностей в принадлежности к группе и обеспечении в ней признания, повышающих податливость влиянию референтной группы и снижающих морально-правовое самоопределение.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.; Воронеж: Ин-т практической психологии; МОДЭК, 1997. — 352 с.

2. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2005. — 208 с.

3. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982-1984. — Т. 4: Детская психология / под ред. Д.Б. Элькони-на. — 1984. — 432 с.

4. Заводская ЖЕ. Определение старшеклассниками перспектив своего будущего, как проявления их субъектности // Праблемы выхавання. — 2009. — № 1. — С. 7-13.

5. Комкова Е.И. Генезис когнитивного и социального развития ребенка. — Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2007. — 202 с.

6. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2003. — 656 с.

7. КорзунС.А. Совладающее поведение девиант-ных подростков // Адукация i выхаванне. — Минск, 2009. — № 3. — С. 70-74.

8. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

9. Кучинский Г.М. Социальное мышление как форма познавательной активности // Психол. журн. — 2006. — № 1. — С. 15-16.

10. Пономарева М.А. Развитие эмпатии в юношеском возрасте // Адукацыя i выхаванне. — 2009. — № 5. — С. 26-32.

11. Простакова Т.М. Кризис подросткового возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 244 с.

12. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994. — 320 с.

13. СеменюкЛ.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его

коррекции: учеб. пособие. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1998. — 96 с.

14. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. — М.: Владос, 2004. — 351 с.

1 5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

16. Elkind D. Children and adolescents: interpretive essays on Jean Piaget. — New York: Oxford Univ. Press, 1970. — 160 p.

17. Grotevant H.D. The integrative nature of identity: bringing the soloists tosing in the choir // Discussions on ego identity: conf. publ., New Zealand, Feb. 1992 / Victoria Univ. of Wellington; ed. J. Kroger. — Hillsdale, 1993. — P. 263-271.

18. The ego identity status approach ego identity // Ego identity: a handbook for psychosocial research / ed. J.E. Marcia [et al.]. — New York, 1993. — P. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.