Научная статья на тему 'Правопослушное поведение детей как психолого-педагогическая проблема'

Правопослушное поведение детей как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ОРИЕНТАЦИЯ / ВОЗРАСТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / RIGHT / ORIENTATION / ELEMENTARY-SCHOOL AGE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Есикова Т. В.

В статье представлен исторический экскурс, посвященный исследованию правовых ориентаций. С другой стороны, анализируется исследование данного вопроса с позиций теории деятельностного подхода в контексте развития специфической потребности в общении, позитивности игровой деятельности как основы формирования правовых ориентаций в младшем школьном возрасте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN LAW-ABIDING BEHAVIOR AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

This article deals with an excursion into the historical domain of the legal orientation research. The article covers the analysis of this issue from a perspective action approach theory in the frame of specific communication need development and positivity of play activity as the base of children of elementary-school age legal orientation construction as well.

Текст научной работы на тему «Правопослушное поведение детей как психолого-педагогическая проблема»

УДК 159.9

ПРАВОПОСЛУШНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© 2010 Т.В.Есикова

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Статья поступила в редакцию 30.03.2010

В статье представлен исторический экскурс, посвященный исследованию правовых ориентаций. С другой стороны, анализируется исследование данного вопроса с позиций теории деятельностного подхода в контексте развития специфической потребности в общении, позитивности игровой деятельности как основы формирования правовых ориентаций в младшем школьном возрасте

Ключевые слова: право, ориентация, возраст начальной школы, индивидуальность.

В современных условиях развития общества специалистами в области педагогической психологии в полной мере осознана необходимость формирования правовых ориентаций в структурировании правопослушного поведения детей. В системе наук наблюдается усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе: социальные, политические и экономические предполагают переоценку отношения к формированию правовых ориентаций детей. Обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Формирование правовых ориентаций выступает в качестве одного из направлений исследования процесса правового регулирования: как ребенок усваивает правовые нормы, каковы механизмы осмысления их реализации.

Отдельным аспектам правовых ориентаций посвящены исследования правоведов и философов: П.П.Баранова, А.З.Жалинского, В.П.Малахова, А.А.Матюхина, В.М.Розина1. В их работах рассмотрены некоторые вопросы исторического генезиса, современного состояния и дальнейшего развития теоретического и профессионального осмысления правовых ориентаций. В то же время как феномен и теоретическая проблема правовые ориентации еще не стали предметом специального теоретико-правового исследования, не сформировались базовые методологические и категориальные структуры понятийного его оформления вне пределов рационального и логического исследования. В философии проблемы развития духовности, нравственности

и правопослушностн граждан рассматривались в трудах классиков философии - Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Гегеля, а также в трудах отечественных философов: В.Ф.Асмуса,

A.Ф.Лосева, В.О.Соловьева и др.

Психолого-педагогические проблемы, связанные с детским возрастом, представлены в работах Л.И.Божович, В.Б.Голицына, Л.М.Зюбина, К.Е.Игошева, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева,

B.В.Лунева, Д.И.Фельдштейна, Л.Н.Фридман2. Анализ психологической литературы показывает, что в современной науке к изучению правовых ориентаций выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные установки (С.С.Алексеев, Л.С.Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности (И.А.Ильин, В.И.Каминская, П.И.Новгородцев, А.Р.Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (В.С.Олейников)3.

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А.Караковский, М.А.Лазутова, Е.А.Лукаше-ва, Г.В.Мальцев, А.Ф.Никитин, З.К.Шнеке-дорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н.Гусев, Ю.М.Смоленцев, А.Н.Ти-таренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П.Давыдов, Г.А.Кузнецов, О.Г.Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А.Дерягин, Ю.П.Козюбра, В.М.Минияров4). В настоящее время возрос

Есикова Татьяна Владиславовна, доцент кафедры образования. E-mail: tangent@balashov. san. ru 1 Жалинский А.Э. Мысль остается живой // Российский криминалогический взгляд. - 2008. - №»2. - С.45 - 47.

2 Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: 2003.

3 Ильин И.А. О сущности правосознания. - М.: 1993. - С.18.

4 Минияров В.М. Программа психологического сопровождения образовательного учреждения: предупреждение

интерес к социальному и правовому воспитанию и в дошкольном возрасте (Н.Г.Капустина, С.А.Козлова, С.В.Федотова5).

Методологической основой нашего исследования являются труды М.И.Лисиной, которая обогатила детскую психологию научными идеями об основах развития личности и мировоззрения ребенка, становления внутреннего плана действия, избирательности ребенка к социальным воздействиям. Различные аспекты процесса формирования гражданского общества в России рассматриваются рядом современных авторов, заслуживающих особого внимания (К.С.Гаджи-ев, Н.П.Кочетков, М.М.Кравченко, В.Г.Смоль-ков, Л.Г.Титова П.Ф.Янкевич). Традиционно правовые ориентации детей рассматриваются как явления, связанные с отклонениями от нормативного поведения. Низкий уровень правовых ориентаций изучается также в аспекте взаимосвязи с поведением агрессивного характера (С.А.Беличева, А.С.Белкин, П.Г.Бельский, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн).

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П.Вербицкого, И.Ф.Рябко, Е.В.Титаринцевой, В.В.Тищенко. Проблемы формирования и развития правосознания личности, целенаправленного управления этим процессом находятся в центре внимания педагогов, философов, социологов, юристов и психологов. Особую значимость для понимания сущности, содержания и структуры правосознания имеют работы юристов (С.С.Алексеева, Е.А.Белканова, Н.Ш.Гранат, Е.А.Лукашевой, В.С.Нерсесянца; Н.Я.Соколова; И.Ф.Фарбера и др.). Существенный вклад в разработку проблем формирования правовой; культуры внесли В.И.Каминская, А.Р.Ратинов, А.П.Семитко. В своей совокупности эти работы имеют важное теоретическое и практическое значение, однако, в указанных работах не ставилась задача исследовать психологические аспекты формирования правовых ориентаций в детском возрасте.

Требуется выявить сущность таких важных категорий как правовая культура, правосознание, правовое образование, правовое мышление, правовые представления, которые оказывают влияние на формирование правовых ориентаций детей. Исследуя особенности воздействия образовательного процесса на формирование правовых ориентаций, можно выделить важность соз-

асоциального поведении (для педагогов-психологов). -Самара: 2007.

5 Козлова С.А, Ледовских Н.К., Калишенко В.Д., Ку-рочкина И.Н., Шатова А.Д., Голуб Л.А., Стародубова, Н.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольни-

ков. - М.: 2002.

дания целенаправленной системы их формирования. В тоже время уровень развития правовых ориентаций в личностном и массовом аспектах оказывает заметное влияние на состояние правовой культуры общества.

Требуется поиск совокупности классических и инновационных подходов к формированию правовых ориентаций в детском возрасте. Данная проблема является малоизученной и требует всестороннего рассмотрения. Формирование правовых ориентаций взаимосвязано с развитием духовно-нравственного мира дошкольников и младших школьников, поэтому необходимо нахождение конкретных способов воздействия, которые позволят способствовать самовыражению индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, развитию нравственных чувств, стремления к самосовершенствованию и выполнению нравственных и правовых норм.

Правовые ориентации составляют важнейшую область педагогической психологии, так как они оказывают влияние на восприятие права, перевод нормативных предписаний в социальное поведение. Как отмечают отечественные исследователи, правовые ориентации - это особый вид интеллектуально-познавательной и практически-преобразующей деятельности индивидов и их групп, ядро которой образуют базовые когнитивные возможности, обусловливающие понимание того, что такое право, правосознание, закон, власть и определяющие специфику анализа и оценки различных видов правового поведения (противоправного и правомерного) (А.А.Ганеева, 2008; А.И.Сорокина, 2008; А.Б.Фирстов, 2004)6.

Правовые ориентации - это интеллектуальная форма проявления правосознания в теоретико-методологическом и социокультурном измерении, высшая ступень человеческого познания, которая позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира и правовой действительности, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Правовые ориентации как относительно самостоятельный и наиболее рационализированный компонент правового менталитета аккумулирует весь предшествующий социально-юридический опыт, сохраняя, в известной степени, корректируя и воспроизводя его в правовой практике, науке и образовании.

Обобщая различные определения правовых ориентаций, можно сказать, что в педагогической психологии - это научная категория, отражающая процесс и результат мыслительной дея-

тельности человека, включающий в себя познание права и его оценку как целостного явления.

6 Сорокина А.И. Психологическое исследование конфликтности в детском возрасте. - М.: 2008

Процесс правовых ориентаций будем рассматривать как познание сущности права и оценочной деятельности правосознания, что в принципе представляет собой отражение процессов мышления: познания и понимания.

Правовая культура личности подразумевает знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний. Она обусловлена правовой культурой общества и отражает степень правового развития личности, ее позитивное правовое сознание в действии. Правовая культура воспитывается всем комплексом условий жизни общества, обогащает личность и выражается в умении правильно ориентироваться в различных правовых ситуациях7. Правовая социализация личности способствует включению в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом. Данная ценностно-нормативная система составляет основу правосознания индивида. Правосознание личности развивается на основе правовых ориентаций ребенка.

Правовые ориентации личности предполагают наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности; готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. Формирование правовых ориентаций личности заключается не только в получении знаний и понимании права, но и в формулировании суждений о нем, как о социальной ценности, а главное - в активной работе по его осуществлению. Позитивное правовое мышление в действии развивает правовую культуру личности. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта - ее важная составная часть.

Проблема формирования правовых ориента-ций, изучения его реального уровня, состояния и содержания относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений педагогической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особую

остроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения, которые являются частью общей теории правосознания. Правовые ориентации являются частью правосознания.

Правовые ориентации сопровождают какое-либо правовое настроение. Правовые настроения могут побуждать людей к правовой деятельности, соблюдению и уважению права или приводят к его нарушению. Они накладывают существенный отпечаток на все поведение людей. У каждого человека имеются определенные представления о праве, правосудии, законности, преступлении, наказании и этот элемент имеет очень важное значение для реализации норм права. Наряду с чувствами, настроениями, представлениями существуют и другие элементы, такие как правовые эмоции, правовые навыки. Правовые эмоции - это выражение отношения субъекта к отражаемой действительности в форме положительного, отрицательного или смешанного проявления в виде печали, радости, восторга и других. Правовые навыки - это сформировавшиеся стереотипы правового поведения.

Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются еще в детстве, в дошкольный период. Как показывают исследования психологов Л.В.Выготского, М.И.Лисиной, Е.О.Смирновой, Д.Б.Эльконина8 и других, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка - формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Анализ литературы выявил теоретическую основу формирования правовых представлений, начиная с дошкольного возраста. Ребенок получает правовые знания, на основе которых у него возникает определенное образное понимание правовой действительности, усваиваются нормы, развивается правовое сознание и модели право-послушного поведения, что позволяет формировать правовые ориентации личности ребенка.

7 Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: 2001. - С.35 - 41.

8 Лисина М.И. Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. (Доклад на советско-американском симпозиуме, июнь, 1983) // Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж: 1997. -С.204.

CHILDREN LAW-ABIDING BEHAVIOR AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

© 2010 T.V.Esikova

Bashkir State Pedagogical University, named after M.Akmulla

This article deals with an excursion into the historical domain of the legal orientation research. The article covers the analysis of this issue from a perspective action approach theory in the frame of specific communication need development and positivity of play activity as the base of children of elementary-school age legal orientation construction as well.

Keywords: right, orientation, elementary-school age, personality.

° Tatyana Vladislavovna Esikova, senior lecturer of Education department. E-mail: tangent@balashov. san. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.