Научная статья на тему 'Понятие правового сознания в отечественной психологии'

Понятие правового сознания в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3488
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИЗНАКИ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ / LEGAL CONSCIOUSNESS / ATTRIBUTES OF SENSE OF JUSTICE / KINDS OF SENSE OF JUSTICE / FUNCTIONS OF SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батанов А. А.

Рассматривается понятие правового сознания с точки зрения философии, социологии и психологических подходов, дается определение понятию правового сознания и выделяются его основные функции: когнитивная, мировоззренческая, регулятивная, моделирования, нормативно-прогностическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF DOMESTIC PSYCHOLOGY

The concept of legal consciousness from the point of view of philosophical, sociological and psychological approaches is considered. The author defines the concept of legal consciousness and its basic functions: cognitive, world outlook, regulative, modelling, normative-prognostic.

Текст научной работы на тему «Понятие правового сознания в отечественной психологии»

УДК 1599

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

© 2009 А.А.Батанов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 26.01.2009

Рассматривается понятие правового сознания с точки зрения философии, социологии и психологических подходов, дается определение понятию правового сознания и выделяются его основные функции: когнитивная, мировоззренческая, регулятивная, моделирования, нормативно-прогностическая.

Ключевые слова: правовое сознание, признаки правосознания, виды правосознания, функции правосознания

Несмотря на длительное время изучения проблемы правового сознания, определение этого понятия, осмысление его сущности, выявление особенностей его содержания остаются по-прежнему актуальными, так как понятие правосознания тесно связано с определением права. Множественность воззрений на право, отсутствие в отечественной и в зарубежной юридической науке единого универсального понятия права, используемого теорией и практикой, приводят исследователей к постоянному переосмыслению понятия правосознания.

Обращение к вопросам правосознания в России носит исторический характер. В конце XIX - начале XX века по этой теме проводили исследования такие российские ученые-правоведы как И.А.Ильин, Б.А.Кистяков, С.А.Муромцев, П.И.Новгородцев, П.И.Петра-жицкий, Л.А.Тихомиров, В.Г.Щеглов. При этом представители юридического позитивизма и социологической школы права придавали понятию правового сознания прежде всего эмпирическое, т.е. опосредованное психологической или социальной реальностью значение. Иного мнения придерживался П.И.Новго-родцев, рассматривая современное ему состояние правосознания как философско-правовую реальность, выходящую за пределы законов и норм мышления традиционной логики, равно как и постулатов и представлений юридического позитивизма. Согласно его концепции правосознание охватывает оценочные отношения ко всей системе политических и правовых учреждений и институтов. При этом П.И.Нов-городцев придавал особое значение отношению общества и отдельных личностей к праву и правовому государству, считая его основой

° Ботанов Александр Александрович,

юрист ЗАО «Метролог», соискатель кафедры

психологии образования. E-mail: Botanov84@bk.ru

правосознания1. Большой вклад в разработку данной проблемы был внесен И.А.Ильиным, который рассматривал правосознание как совокупность учений о праве, государстве и политике, законах и суде, правах и сословиях и их оценке, основанной на религиозных чувствах. Исходя из понимания правосознания, истолкованного в качестве всеобщей духовной реальности, И.А.Ильин впервые в отечественной философии права попытался создать универсальную теорию права, объединяющую в себе такие области духовной жизни как формальное право абстрактной личности, мораль-

2

ность, нравственность и религия .

В 20-е годы ХХ в. проблема правосознания и его соотношения с действующим правом обсуждалась в дискуссиях о правопонимании, которые проводились в этот период развития российской правовой науки, причем по данному вопросу были высказаны противоположные точки зрения. Как отмечал Н.Н.Фиолетов в 1925 году в статье «Понятие социалистического правосознания в советском праве», понятие правосознания «не раскрыто вполне ясно и определенно и поэтому с ним связываются существенные недоразумения»3. В это время в отечественной юридической науке господствовало представление о том, что само право как система юридических норм является единственным и непосредственным регулятором общественных отношений и деятельности людей в юридически значимых ситуациях.

1 Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / Отв. ред. В.Н.Кудрявцев. - М.: 1996. - С.12 - 21.

2 Ильин ИЛ. О правосознании // Русская философия права: философия веры и нравственности (Литология) / Сост.: Л.П.Альбов, Д.В.Масленников, Л.И.Числов, С.В.Филиппова. - СПб.: 1997. - С.394.

3 Цит. По Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.:1963. - С.190.

Правосознанию отводилась лишь функция отражения правовых явлений в общественном и индивидуальном сознании. Практически правосознание отождествлялось со сферой знаний о праве и практике его применения. В большинстве исследований, посвященных этой проблеме, полагалось, что правосознание характеризуется знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности правоохранительных органов в сознании индивида, принятием или непринятием существующих правовых норм и санкций за их нарушение. Такое ограниченное понимание правового сознания сохранилось до середины 70-х годов ХХ в. Правосознание определялось как форма общественного сознания, выступающая как система взглядов, убеждений, оценочных представлений, отражающих социально-правовую действительность, совокупность правовых идей, отражающих общественное бытие через призму классового отношения и воплощенных в нормах права. При этом практически не выделялась его психологическая наполненность, не рассматривались механизмы регулятивного воздействия правосознания на поведение субъекта, не проводились эмпирические исследования особенностей правосознания тех или иных социальных групп. В теоретическом аспекте изучения правосознания в работах этого периода было показано, что правовое сознание входит в систему общественного сознания, является одной из его форм, взаимодействует с другими формами и подчиняется общим для всех элементов общественного сознания закономерностям. Правосознание как элемент общественного сознания обладает своим специфическим содержанием, которое позволяет рассматривать его как относительно самостоятельное образование.

Среди исследований советского периода, посвященных данной теме, следует выделить работы таких авторов как Н.Г.Александров, С.С.Алексеев, С.В.Боботов, Г.А.Голубева, Н.Л.Гранат, Г.Х.Ефремова, В.И.Каминская, П.Л.Карабущенко, Л.М.Карнозова, Н.И.Ко-зюбра, Е.А.Лукашева, В.В.Оксамытный, Г.С.Остроумов, А.П.Плешакова, А.Р.Ратинов, В.П.Сальников, Н.Я.Соколов, Э.Ю.Соловьев, Л.И.Спиридонов, И.Е.Фарбер и др. В них содержится всесторонний и основательный анализ различных аспектов проблемы правосознания, который и в настоящее время во многом сохраняет свою научную ценность.

Начиная с середины 70-х годов ХХ в. складывается новый этап в исследовании правосознания. Применение в качестве методологической основы системного подхода позволило

перейти к развернутому описанию его структуры, механизмов формирования и способов воздействия на регуляцию социального поведения. Особенности правосознания стали рассматриваться в большем количестве предметных аспектов для решения прикладных задач криминологии и юридической психологии. В этот период было сформулировано определение правового сознания, включающее в себя главные положения господствующей в это время концепции правосознания, которые были представлены следующим образом: во-первых, правосознание есть система взглядов, убеждений, представлений, оценок, настроения и чувств определенного класса или общества, определяемая материальными условиями жизни; во-вторых, взгляды, убеждения, представления, оценки, настроения направлены на установление определенного правового режима в обществе, отвечающего нормальному функционированию данной системы; в-третьих, правовой режим общества определяется правосознанием в категориях юридических прав, обязанностей, требований, предписаний, исходящих от государственной власти и обеспечиваемых специфически государственными средствами. В рамках данной концепции также были предприняты попытки философского обоснования определения правового сознания. В работах В.А.Чефранова было указано, что правосознание это совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правосознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и

4

индивидуальных правовых взглядах .

Из исследований недавнего времени, относящихся к рассматриваемой теме, следует назвать работы В.А.Александрова, Р.С.Байни-язова, Е.А.Белканова, В.Б.Гончарова, А.В.Гро-шева, В.Н.Демидова, Д.А.Керимова, В.В.Кожевникова, Ю.Ю.Комлева, А.В.Корнева, М.И.Марченко, Н.И.Матузова, О.В.Пристан-ской, А.П.Семитько, Т.В.Синюковой, В.А.Суслова, В.А.Туманова, С.В.Шушинского и др. В научных публикациях 90-х годов прошедшего столетия представлен достаточно широкий спектр различных представлений о сущности правосознания. Одной из самых дискуссионных является проблема объекта правосознания. Так Л.Куприянов, истолковав правосоз-

4 Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. - Киев: Вища школа, 1976. -С.87

нание как «совокупность взглядов субъекта на действующее право», в отличие от других правоведов не разграничивает объект отражения - право - на действующее и желаемое, акцентируя внимание только на «на-

5

стоящем времени» .

В работах В. А. Суслова правосознание трактуется как «разноплановый сплав идеологии и психологии», включающий в себя совокупность идей и знаний о праве и правовой действительности, а также эмоции, ориентации, пристрастия, установки, возникающие в связи с правовым поведением людей, деятельностью правоохранительных органов и т.п., включая в его структуру знание о праве, оценку действующего права и правоотношений, возникающих в различных его отраслях. В качестве объекта отражения при этом выступает правовая жизнь, действующие правовые установки6. Аналогичной точки зрения придерживается Н.Л.Гранат, определяя правосознание как «область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение человека в юридически значимых си-

7

туациях» .

Как представлено в работах А.В.Мицкевича и В.А.Обухова, правосознание личности представляет собой сплав социального и индивидуального, отражает объективные условия жизни, отношения, в которые включен индивид, а также свойства и качества самой личности (психологические, биофизиологические, демографические).

Согласно точке зрения В.Л.Васильева «правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая общественные отношения, которые регулируют или должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обусловливается условиями существования общества»8.

Более развернуто и емко определение, данное Д.Я.Ягофаровым, который представляет правосознание как совокупность знаний, идей, убеждений, в целом мировоззрения, а также чувств, эмоций, настроений, ценностных ори-ентаций, установок, оценок, выражающих отношение людей, социальных групп, общества в

5 Куприянов Л. Библейские корни правосознания россиян // Российская юстиция. - 1998. - 1. - С.59

6 Суслов В А. Структура правосознания // Правоведение. - 1997. - 2. - С.87.

7 Гранат НЛ. Правосознание и правовая культура // Юрист. - 1998. - 11/12. - С.2.

8 Васильев ВЛ. Юридическая психология. - СПб.:

Изд-во «Питер», 2005. - С.141.

целом к действующему или желаемому праву, его ценностям, принципам, нормам, поведению в сфере права как правомерному или неправомерному, справедливому или

9

несправедливому .

В понимании А.В.Грошева правосознание -это не только совокупность распространенных в обществе идей, представлений и ценностных отношений, выражающих отношение людей к праву, поведению людей, к ценности общественных учреждений и действующих правовых норм, но и фактор, детерминирующий правовую норму как способ отражения общественной необходимости правового регулирования той или иной сферы общественных отношений. Такая интерпретация понятия правосознания содержит иное нежели у других исследователей представление об объектах отражения, а именно, помимо действующего права и правовой действительности автор относит к ним идеи и взгляды о правовых нормах, которые должны будут существовать в будущем,

подчеркивая этим законотворческую функцию

10

правосознания .

Таким образом, проанализировав определения правового сознания, данные различными авторами, мы считаем, что правосознание -это совокупность представлений, чувств, взглядов, эмоций, оценок и установок на правопорядок как систему общественных отношений, в которой поведение субъекта является правомерным и обеспечивает ему урегулирование социальных взаимосвязей. Те признаки, которые указывают на специфику правового сознания и по которым оно отличается от других форм общественного сознания, приведены в работе Н.Н.Ярушкина". Согласно его мнению, правовое сознание обладает следующими признаками: 1) являясь высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах общества, оно отражает социальную действительность и активно на нее воздействует; 2) всегда выражается через вторую сигнальную систему, т.е. механизмом правосознания является рече-мыслительная деятельность людей, отражающая систему правовых знаний и понятий, регулирующая общественные отношения; 3) не может существовать без конкретной человеческой личности, групп, коллективов, объеди-

9 Ягофаров ДЯ. Категории и понятия общей теории государства и права. - Екатеринбург: 1995. - С.108.

10 Грошев Л.В. Правосознание в системе оснований криминализации общественно опасных деяний // Российский юридический журнал. - 1997. - 21. - Л.: - С.122 - 132.

11 Ярушкин Н.Н. Правовая психология. Учебное пособие. - Самара: Изд-во СГПУ, 2000. - С.130.

няющих по признаку общности осознания правовых норм в обществе.

Исследование правового сознания как множества сложных образований, составляющих его сущность, в условиях многопланового спектра рассмотрения позволило А.Р.Ра-тинову12 выделить виды и функции правосознания в соответствии с предметом отражения, глубиной и широтой отражения правовых явлений, способом отражения. При рассмотрении правого сознания с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующие различным видам правовых отношений. Правовое сознание имеет разное содержание в сфере гражданского, трудового, административного, уголовного, процессуального права и в соответствии с отдельными направлениями права сможет подразделяться на административно-правовое, уголовно-правовое и т.д. Но при этом широта содержания правового сознания и сложность его строения делают возможным неравномерность развития его отдельных сфер и в то же время целостность правовой системы, неразрывная связь отдельных отраслей права обусловливают общность различных сфер правосознания. По широте распространения различных видов отражения правовое сознание характеризуется как массовое, специализированное и локальное.

Массовое правосознание - это совокупность духовных образований, разделяемых большими социальными группами и другими крупными общностями. Специализированной можно считать совокупность таких элементов правосознания, которые свойственны отдельным категориям людей, например, в связи с их профессиональной деятельностью. Элементы правового сознания, обусловленные местными (региональными) особенностями, носят локальный характер. При рассмотрении правового сознания с точки зрения его принадлежности определенным субъектам возникает необходимость различать конкретных носителей, и соответственно этому рассматривается правовое сознание общества, отдельных общественных групп и индивидов. О групповом правосознании можно говорить применительно к тем общностям, возникновение и существование которых основаны на реальных интересах, связях и отношениях, причем групповые интересы, отношения и характер их деятельности значимы в правовом отношении. Обществен-

12 Ратинов А.Р. Структура и функции правового сознания // Проблемы социологии права. Выпуск 1 / Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.Б.Чяпас, А.И.Долговой и др. - Вильнюс: 1970. - С.178 - 187.

ное, групповое и индивидуальное правосознание находятся в сложном соотношении. Их взаимосвязи и взаимодействие, специфическая роль в общественной жизни могут быть раскрыты лишь с учетом общих закономерностей на основе категорий общего, особенного и единичного. В индивидуальном правовом сознании сочетаются черты особенные, связанные с принадлежностью личности к определенной социальной группе, и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием и обстоятельствами личной жизни индивида.

При изучении правового сознания с точки зрения глубины отражения правовых явлений можно выделить два уровня: обыденное правовое сознание и теоретическое правовое сознание. В то время как обыденное правосознание порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами, сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, теоретическое правосознания стремится проникнуть в суть явлений, познать их закономерности, выразить их в системе взглядов, теорий, концепций.

В зависимости от способа отражения А.Р.Ратинов выделяет в структуре правосознания познавательную часть, т.е. правовоззре-ние и социально-психологическую часть, т.е. правовую психологию. К правовым воззрениям относятся различные знания действующего права, сведения юридической науки, ее информация в виде идей, теорий, учений, определений. Психологическую сторону правосознания составляют переживания, установки, убеждения, отношения человека к действующему праву и его требованиям. Специфика правового сознания проявляется в ряде выполняемых им функций. При анализе этих функций следует разграничивать функции правосознания как целостного образования, активно взаимодействующего с социальной действительностью и функции правосознания как механизма, обрабатывающего правовую информацию и формирующего правовое поведение. Одними из важнейших функций правового сознания являются когнитивная, мировоззренческая и регулятивная. Благодаря когнитивной функции правосознания социум узнает о проявлении в социальной среде определенных общественных отношений, о том, как регулируются эти отношения, что запрещается и что поощряется законодательством, о том, какими правами и обязанностями обладает субъект правовых отношений. С точки зрения механизма познания правосознание отражает и закрепляет в сознании социально-правовую реальность окружающего мира. Результатом

познания правовой действительности является накопление запаса правовых знаний у всех субъектов общественных отношений конкретной социальной системы. Значение мировоззренческой функции детерминируется тем, что предметами отражения правового сознания выступают определенные общественные явления, в которых сконцентрированы такие значительные социальные процессы как противоречия государственной власти, отношения к собственности, отношения между нациями и народами, взаимосвязь личности и общества, проблемы конфликтов, войны и мира и др. Верное отражение подобных сложных социальных явлений и тенденций их развития, а также адекватное закрепление в праве возможны лишь при активном участии мировоззренческой функции правового сознания. Отражение в правовом сознании личности идей законности, справедливости, необходимости формирует у нее вполне определенное отношение к государству, деятельности его многообразных институтов в различных сферах общественной жизни. Выполнение регулятивной функции правосознания заключается в том, что правовые идеи, взгляды, являясь осознанными людьми, воздействуют на их поступки, регулируют их поведение. При этом правосознание входит в качестве важного компонента в систему регулирования непосредственно поведения людей в правовой сфере, подключается к действию и других компонентов правового регулирования - созданию специфических юридических норм и различных форм их реализации. Таким образом, провозглашаемые в обществе нормы права непосредственно являются продуктом правосознания, от него зависит их содержание и характер воздействия на общественную жизнь. Можно выделить еще такие функции правосознания как моделирования и нормативно-прогностическую. Функ-

ция моделирования по своему содержанию сводится к тому, какие нормы следует применять, чтобы закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздействие на развитие общества в направлении, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правовое сознание участвует в определении моделей должного поведения на базе комплексного восприятия и оценки людьми всей системы общественных отношений, а именно: экономических, политических, нравственных, эстетических, религиозных и др. Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения. Они оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые для успешного развития всей системы отношений в обществе.

При выполнении нормативно-прогностической функции правосознание участвует не только в создании норм права, но и в определении необходимости регулирования тех или иных социальных процессов правом, в определении круга прав и обязанностей участников будущих правоотношений в выборе способов правового регулирования и т.д. Во взглядах индивидов, выражающих их отношение к праву, всей правовой системе общества, складывается определенная социально-правовая характеристика возможного варианта правового урегулирования конкретных видов общественных отношений, а также вероятном поведении их носителей. Указанные функции правового сознания взаимосвязаны между собой и если результатом действия когнитивной функции является получение определенного уровня правовых знаний, то итогом действия всех остальных функций выступает выработка конкретного отношения личности к социально-правовой реальности.

CONCEPT OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF DOMESTIC PSYCHOLOGY

© 2009 A.A.Botanov °

Volga region state social-humanitarian academy

The concept of legal consciousness from the point of view of philosophical, sociological and psychological approaches is considered. The author defines the concept of legal consciousness and its basic functions: cognitive, world outlook, regulative, modelling, normative-prognostic.

Keywords: legal consciousness, attributes of sense ofjustice, kinds of sense of justice, functions of sense ofjustice.

°Botanov Alexander Aleksandrovich, the lawyer of Joint-Stock Company «Metrologist», the degree-seeking student of education psychology chair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.