Научная статья на тему 'К проблеме социального развития ребёнка дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении'

К проблеме социального развития ребёнка дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИУМ / ПРОСТРАНСТВО ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОТНОШЕНИЙ / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / SOCIETY / SPACE RELATIONS / SOCIAL SPACE OF RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Г. Н.

В статье рассматриваются подходы к организации социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Исходными принципами построения социального пространства отношений в группе кратковременного пребывания являются основные положения теории социализации (И.С.Кон, Л.П.Буева, А.В.Мудрик и др.), теории поэтапного социального развития (Д.И.Фельдштейн), а так же исследования Н.В.Ивановой, В.И.Слободчикова, А.В.Петровского, которые определяют социальное пространство отношений как систему социально-ролевых и межличностных отношений ребенка дошкольного возраста, формирующихся в результате субъективного воспитания объективных связей, взаимодействий с окружающими людьми, которые возникают в условиях различных социальных институтов, групп и реализуются с учетом специфики их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE KEY TO SOCIAL DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN IN SHORT-DAY GROUPS

The article considers approaches to organizing social development of pre-school children in short-day group stay in preschool educational institutions. Initial principles of social space of relations construction in such groups are the provisions in socialization theory (I.S.Kon, L.P.Bueva, A.V.Mudrik, etc.), theories of stage-by-stage social development (D.I.Feldshtejn) and research by N.V.Ivanova, V.I.Slobodchikov, A.V.Petrovski that define social space of relations as a system of social and interpersonal relations of a preschool age child, the latter being the result of objective communication through subjective fostering and interaction with other people and arising in various social institutions and groups while being realized according to their functioning specifics.

Текст научной работы на тему «К проблеме социального развития ребёнка дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(3), 2011

УДК 372:373.7

К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2011 Г.Н.Кузнецова

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья поступила в редакцию 25.03.2011

В статье рассматриваются подходы к организации социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Исходными принципами построения социального пространства отношений в группе кратковременного пребывания являются основные положения теории социализации (И.С.Кон, Л.П.Буева, А.В.Мудрик и др.), теории поэтапного социального развития (Д.И.Фельдштейн), а так же исследования Н.В.Ивановой, В.И.Слободчикова, А.В.Петровского, которые определяют социальное пространство отношений как систему социально-ролевых и межличностных отношений ребенка дошкольного возраста, формирующихся в результате субъективного воспитания объективных связей, взаимодействий с окружающими людьми, которые возникают в условиях различных социальных институтов, групп и реализуются с учетом специфики их функционирования.

Ключевые слова: социальное развитие, социализация, странство отношений.

Социальное развитие детей дошкольного возраста рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития ребёнка в целом. Содержательный анализ образовательных программ, реализуемых в отечественном дошкольном образовании, показал, что идёт поиск не только нового содержания образования, но и педагогических технологий, стимулирующих приобретение и обобщение ребёнком социально-личностного опыта. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В утверждённом документе впервые определена такая образовательная область как «Социализация», содержание которой осваивается в ходе решения задач развития игровой деятельности, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным). Многоаспектность и многофункциональность проблемы социализации дошкольников подтверждается рядом исследований, где она рассматривается как процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик), как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребёнок усваивает и производит определённую сумму знаний норм, ценностей (И.С.Кон), как приспо-

Кузнецова Галина Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования. E-mail: Kyznecova. gn@yandex. ru

социум, пространство отношений, социальное про-

собление к среде ребёнком (А.Б.Залкинд). Значимыми для нашего исследования являются работы А.В.Запорожца, Л.И.Божович, А.М.Ле-ушиной, А.П.Усовой, В.В.Давыдова, Р.Р.Денисовой, М.И.Лисиной, Д.В.Менджерицкой, Д.Б.Эльконина, рассматривающие особенности социального становления дошкольника в разных видах деятельности (игровой, трудовой, музыкальной, изобразительной) Ретроспективный анализ исследований по данной проблеме позволил нам уточнить, что для детей дошкольного возраста правомернее использовать понятие социальное развитие, под которым мы понимаем процесс непрерывного и органического, социального контролируемого вхождения ребёнка в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза1. В соответствии с современными исследованиями (Л.Трубайчук, Л.Коломийченко и др.) дошкольное образовательное учреждение рассматривается как пространство жизни и реализации базовых потребностей ребёнка, как специфическая сфера социальной жизни, создающая особый культурный контекст, стимулирующий личностное и социальное развитие ребёнка дошкольного возраста. Преимущество дошкольного учреждения в том, что ребёнок может приобрести здесь ценные для его последующей жизни навыки коллективного поведения и коллектив-

1 Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. М.И.Лисиной. - М.: 1978.

ной деятельности, осуществлять познавательную деятельность, учиться понимать и принимать общие цели, привыкать к саморегламентации своей активности, к согласованию её с другими людьми. Все эти достижения становятся предпосылками для вхождения личности ребёнка в социум.

Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, видоизменяют функции дошкольного образования как важного фактора социальной стабильности ребёнка. Резкое сокращение сети дошкольных учреждений обусловило серьёзные социально-педагогические проблемы, в частности, нарушение конституционного права родителей на должное дошкольное воспитание, недостаточную подготовку к школе детей, воспитывающихся в условиях семьи, невозможностью получения ими необходимого социокультурного и личностного опыта. Данные тенденции требуют осознания новых методологических основ, функций и нового содержания дошкольного образования, качественного переосмысления не только содержательной стороны условий социализации ребенка, но и форм, в которых она осуществляется. Всё вышесказанное актуализирует проблему развития альтернативных форм дошкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду, призванных сохранить единое образовательное пространство отношений для всех педагогических субъектов, обеспечивающих вхождение ребёнка в социум.

В последние годы всё более широкое распространение получают новые модели образования детей раннего возраста, ориентированные на потребности и интересы современной семьи. Особенностью функционирования групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении является реализация интегративно-педагогической деятельности, которая характеризуется следующими признаками: строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов; характеризуется качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов; имеет свою логико-содержательную структуру, которая становится основой возникновения определенной целостности. Реализация интегративно-педа-гогической деятельности дает начало новым взаимодействиям, приводит к появлению новых систем с новыми качествами. Процесс педагогического взаимодействия детско-взрослого сообщества в группе кратковременного пребывания должен быть построен как интегративный процесс, так как предполагает объединение семейной и общественной форм воспитания детей

раннего возраста, процессов обучения родителей и детей, индивидуальной и групповой форм работы с родителями и детьми, в едином пространстве отношений детей и взрослых. Логика изложения материала предполагает уточнение понятий «пространство отношений», «социальное пространство».

В современной отечественной педагогике и психологии детство рассматривается как социокультурный исторически сложившийся феномен, отражающий формы отношения мира детей и взрослых. При взаимодействии этих двух миров возникает определённый феномен-пространство отношений, который, обладая особой социальной энергетикой, создаёт возможности полноценного развития ребёнка.

По мнению Р.М.Чумичёвой, в пространстве отношений происходит интеграция детей во взрослое сообщество, их движение к взрослому миру, происходит становление системы координат для выявления главных смыслов. Мы придерживаемся точки зрения И.С.Кона, В.И.Сло-бодчикова, А.В.Петровского, которые определяют социальное пространство отношений как систему социально-ролевых и межличностных отношений ребенка, формирующихся в результате субъективного воспитания объективных связей, взаимодействий с окружающими людьми, которые возникают в условиях различных социальных институтов, групп и реализуются с учетом специфики их функционирования. Социальное пространство отношений является одним из компонентов, обеспечивающих позитивную направленность пространства социализирующегося ребенка, а также интеграцию и коррекцию влияния разноуровневых элементов, его составляющих.

Для нас представляют интерес исследования М.В.Ивановой, в которых разрабатывалась концепция построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении на основе сближения ценностей системы образования и систем взросления, направленности воспитания на самореализацию ребенком своей индивидуальности, способностей; включение ребёнка в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоения социальных отношений; формирования системы ценностей личности ребенка через приобщение его к ценностному сознанию других людей в процессе педагогического общения. Как отмечала Н.В.Иванова, основными целями построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении выступают: формирование социального здоровья детей; профилактика и коррекция негативных проявлений в социальном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №№2(3), 2011

через гармонизацию отношений ребенка с окружающими.

Сравнительный анализ принципов построения социального пространства отношений, указанных в психолого-педагогической литературе показывает, что их формулировки, представленные многими авторами, так или иначе, отражают ценностные ориентации в педагогическом процессе (М.Р.Битянова, Т.А.Глазкова); сферу взаимодействия (Н.Б.Александрова, О.Б.Газман, Н.Б.Крылова, Н.М.Рожков); взаимоотношения сопровождаемого и сопровождающего (М.А.Иваненко, И.А.Липский, Н.М.Рожков); технологические аспекты (квалификация и ответственность педагогов за педагогический процесс и результат, этические и психологические принципы педагогического сопровождения (В.П.Бондарев, Г.И.Симонова, Н.М.Рожков).

Для разработки основополагающих принципов построения социального пространства отношений в группе кратковременного пребывания мы использовали основные положения теории социализации (И.С.Кон, Л.П.Буева, А.В.Мудрик и др.), теории поэтапного социального развития(Д.И.Фельдштейн), а так же исследования Н.В.Ивановой, проинтерпретировав их применительно к дошкольному возрасту и к условиям функционирования группы кратковременного пребывания:

Принцип развития предполагает ориентацию содержания на развитие способностей, личностных качеств детей и родителей, на формирование знаний, умений и навыков как средства, условия их развития. В качестве основополагающей позиции, позволяющей реализовать данный принцип, принимается позиция Л.С.Выготского, который установил, что обучение ведет за собой развитие2.

Принцип сотрудничества предполагает ориентацию в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организацию совместной деятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях3.

Принцип системности предполагает установление горизонтальных и вертикальных связей, отражающих взаимосвязанность и согласованность воспитательных задач детского сада и семьи, обеспечивающий сотрудничество педаго-

гов и родителей в формировании социальной компетентности дошкольников.

Принцип психолого-педагогической поддержки профессионально-личностного развития педагогов, предполагающий единство личностного и профессионального саморазвития;

Выделенные принципы построения социального пространства отношений в группе кратковременного пребывания мы рассматриваем как систему его целевых, функционально-ролевых, организационных результативных компонентов.

Целевой компонент определяет цель реализации процесса социального развития детей дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания, которая обозначена в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Функционально-ролевой компонент определяет позиции участников процесса по отношению друг к другу.

Организационный компонент определяет основные направления деятельности педагогов группы кратковременного пребывания и родителей, представляет формы организации процесса социального развития

Результативный компонент представляет ожидаемые результаты реализации процесса социального развития дошкольников в группе кратковременного пребывания, что подтверждается оценкой уровня нервно-психического и социального развития ребенка.

Таким образом, важным для современной практики, учитывающей специфику вариативных форм работы с дошкольниками, является конструирование социокультурного пространства жизнедеятельности ребенка, где происходит овладение орудиями, символами детства, проникновение в смысл вещей, освоение способов установления связей между социальными смыслами и сферой деятельности, которое обеспечит ребёнку своевременное вхождение в социум.

Дальнейшее обсуждение данной проблемы и выработка стратегических решений позволит оптимально использовать педагогический потенциал вариативных форм дошкольного образования в решении задач социального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях семьи.

2 Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: 2004.

3 Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике.- М.; Ростов н/Д.: 2005.

TOWARDS THE KEY TO SOCIAL DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN IN SHORT-DAY GROUPS

© 2011 G.N.Kuznetsova

Chelyabinsk Institute of Retraining and Professional Skill Improvement for Educators

The article considers approaches to organizing social development of pre-school children in short-day group stay in preschool educational institutions. Initial principles of social space of relations construction in such groups are the provisions in socialization theory (I.S.Kon, L.P.Bueva, A.V.Mudrik, etc.), theories of stage-by-stage social development (D.I.Feldshtejn) and research by N.V.Ivanova, V.I.Slobodchikov, A.V.Petrovski that define social space of relations as a system of social and interpersonal relations of a preschool age child, the latter being the result of objective communication through subjective fostering and interaction with other people and arising in various social institutions and groups while being realized according to their functioning specifics.

Keywords: social development, socialization, society, space relations, social space of relations.

Galina Nikolaevna Kuznetsova, Senior Lecturer, Department of Elementary Education. E-mail: Kyznecova. gn@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.