УДК 372.21 ББК 74.100
Татаринцева Нина Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент г. Ростов-на-Дону Tatarintseva Nina Evgenievna Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Rostov-on-Don Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста Theoretical-and-Methodological Bases of Preschool Children’s Sex-Role Education
В статье рассматривается проблема полоролевого воспитания дошкольников, которая должна стать одной из приоритетных в системе образования, так как представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую аспекты полоролевой идентификации, типизации, дифференциации, но и социальную, касающуюся нравственного и психического здоровья детей, влияющую на представления мальчиков и девочек о взаимоотношениях полов, значимости семьи, содержании базовых семейных ценностей.
The problem of the preschool children’s sex-role education is considered in the article. It should become one of the higher priority problems in the educational system as it represents not only an individual problem concerning the aspects of the sex-role identification, typification and differentiation, but also a social one, concerning moral and mental health of children and influencing boys and girls’ sense of sex interaction, the importance of family and the subject matter of basic family values.
Ключевые слова: полоролевое воспитание, полоролевая социализация, полоролевая дифференциация, образ «Я» мальчика (девочки), культуросообразный подход, полоролевое поведение, культура взаимоотношений полов.
Key words: sex-role education, sex-role socialization, sex-role differentiation, the "I» image of a boy (a girl), cultural approach, sex-role behaviour, culture of sex interaction.
В современных условиях общественного развития основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности ребенка, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. Многие традиционные ценности, включая ценности семьи, полоролевые, детско-родительские, супружеские отношения, претерпевают значительные изменения, подменяются образцами массовой западной субкультуры. Полоролевая идеология в нашем
обществе с ее размытостью ценностных качеств осложняет выбор стратегий поведения детьми, что актуализирует проблему возрождения ценностных ориентаций как основных нравственных регуляторов в сфере взаимоотношений между полами в научных исследованиях и в житейском опыте человека.
В ракурсе этой проблемы важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является полоролевое воспитание. Задача полоролевого воспитания дошкольников должна стать приоритетной в системе образования, так как представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую аспекты полоролевой идентификации, дифференциации, но и социальную, касающуюся нравственного и психического здоровья детей, влияющую на представления мальчиков и девочек о значимости семьи, содержании базовых семейных ценностей.
Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Полоролевое воспитание, в отличие от психосексуального, где в центре стоит половое просвещение и половая гигиена, по существу, является важной частью нравственного воспитания (В.Д.Колесов, И.С.Кон, Т.А.Репина, В.А.Сухомлинский. Главное его направление - это формирование у детей полоролевых представлений, первых идеалов о семейных половых ролях, полоролевого опыта, качеств мужественности и женственности (Л.А.Арутюнова, Н.К.Ледовских, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина и др.). В нашем исследовании полоролевое воспитание рассматривается как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
Культуросообразные, личностно-ориентированные концепции на современном этапе развития образования являются наиболее эффективными в воспи-
тании нравственно-здорового подрастающего поколения в силу их гуманного характера и ценностной ориентации. Полоролевое воспитание в контексте культуры связано с осмыслением феномена полоролевой культуры, с признанием огромной роли пола в жизни и деятельности человека, который является естественной основой всей его индивидуальности.
Культурно-исторический и историко-педагогический анализ исследований проблемы полоролевого воспитания, начиная с древних времен и до 90-х годов XX века (Н.И.Алпатов, О.А.Белянова, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.Д. Егоров, Г.Е.Жураковский, Е.И.Зейлигер - Рубинштейн, Н.К.Крупская, Д.И. Латы-шина, П.А.Лебедев, Л.Н.Модзалевский, А.С.Макаренко, И.А. Соловков, В.А. Су-хомлинский, З.И.Равкин, И.В.Чувашев и др.), показал, что проблема воспитания детей разного пола всегда была в центре внимания и во все исторические эпохи в разных государствах, в том числе и в России, воспитание мальчиков и девочек было социально ориентированным и носило дифференцированный характер. Ученые признавали, что воспитывать детей в соответствии с их будущей полоролевой социальной функцией надо начинать с самого раннего детства (Е.А.Аркин, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, С.Ф.Казарян, А.С.Макаренко, В.А. Сухо-млинский и др.). Значительное внимание уделялось формированию полоспецифических качеств и способов поведения у детей, в том числе и дошкольного возраста, особенностям учебно-воспитательной работы в условиях совместного и раздельного воспитания и обучения в дореволюционной и современной России. В качестве основных средств полоролевого воспитания определялись половое просвещение, положительный пример взрослых и создание условий для проявления детьми качеств мужественности и женственности в реальной жизни.
Нравственно-психологические аспекты проблемы рассматривали
О.С.Богданова, Е.В.Бондаревская, О.Р.Кунц, А.В.Мудрик, В.И.Петрова, Л.Н.Тимощенко, С.В.Черенкова, А.И.Шемшурина и др., обратившие внимание на то, что абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности поведения: важно подкрепление собственным опытом позитивных переживаний, создание основы для укрепления индивидуальной системы ценностей,
ориентаций, установок, внутренней позиции, закрепляемых в повседневной жизни и реальных взаимоотношениях детей.
Важные выводы об особенностях общения мальчиков и девочек со сверстниками своего и противоположного пола, со взрослыми, родителями, педагогами сделали Ю.В.Гаврилов, В Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон, Д.Н.Исаев, А.В.Мудрик, Т.А.Репина, Л.И.Столярчук и др. Д.В.Колесов, считая, что женственность и мужественность являются обобщенной характеристикой положительных качеств женщины и мужчины, которые надо начинать развивать с дошкольного возраста, убедительно доказывает, что полоролевое воспитание, цели и задачи которого определяются интересами общества, важный самостоятельный раздел нравственного воспитания [2]. Этот раздел, как указывает автор, должен включать в себя, кроме формирования у детей соответствующих представлений о ценности семьи и содержании семейных ролей, необходимость осознания и переживания получаемых знаний.
Воспитанию дошкольников в процессе полоролевой социализации в дошкольных образовательных учреждениях посвящены исследования И. В. Атюскиной, О.И. Ивановой, М.А. Радзивиловой, Н.Ю.Товстик и др. Полоролевая социализация дошкольников рассматривается как реальность, состоящая из стихийной полоролевой социализации и социально контролируемого процесса полоролевого воспитания ребенка. Исследователи отмечают, что дошкольники испытывают затруднения в гендерных вопросах, не имеют надежного источника информации. Родители не готовы к оказанию помощи детям в данном процессе, т.к. не имеют достаточного объема знаний, умений и навыков. Создание условий для повышения педагогической культуры родителей, пополнения арсенала их знаний по полоролевому воспитанию ребенка в семье, выработка коллективных решений и единых требований к полоролевому воспитанию детей, обеспечение интеграции усилий семьи и ДОУ, будет способствовать, по мнению исследователей, позитивной полоролевой социализации дошкольников.
Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Т. А.Репина исследовали проблему нравственного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста. Авторы счи-
тают, что при воспитании начал мужественности и женственности в дошкольном возрасте на первый план выступает формирование у мальчиков и девочек эмоционально-положительного отношения к будущим социальным ролям и осознание ими нравственного смысла мужских (женских) качеств. Исследователи определяют пути формирования предпосылок мужественности (женственности) с помощью сюжетно-ролевых игр героической тематики, художественной литературы, инсценирования и драматизации художественных текстов, создания условий для проявления формирующихся качеств женственности (мужественности) в реальных жизненных условиях.
И.В.Тельнюк, О.В.Дыбина изучали проблему полоролевой социализации детей в элементарной трудовой деятельности. И.В.Тельнюк [4] предложила осуществлять дифференциацию по половому признаку и интересам детей в процессе трудовой деятельности. О.В.Дыбиной [1] были зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что ориентация мальчиков и девочек на предметы-результаты деятельности взрослых становится своего рода механизмом формирования полоролевого интереса к миру взрослых, их творческому опыту. Разработанная и апробированная исследователями технология позволяет девочкам и мальчикам в условиях гетерогенной группы проявить индивидуальные интересы, овладеть позицией субъекта в привлекательном, соответствующем полу виде деятельности, оказывает положительное влияние на взаимоотношения детей в группе.
Различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек на основе использования народных традиций в процессе полоролевой социализации были выделены Т.Ю.Абаевой, Л.А.Арутюновой, А.Мухамбаевой, З.Хамдамовой,
К.Н.Эмих. Этнопедагогическое направление нацелено на изучение особенностей воспитательной работы с мальчиками и девочками, поиск путей преодоления отрицательных влияний традиций, существующих в национальных культурах, использование положительных. Знакомясь с культурой различных стран, обычаями, традициями, идеалами маскулинности и фемининности, разнообразными нормами полоролевого поведения, важно учиться воспринимать и признавать их, формировать к ним толерантное отношение и совершенствовать
мужскую (женскую) индивидуальность в соответствии с требованиями современного общества.
Анализ исследований проблемы полоролевого воспитания позволяет определить основные подходы к построению образовательного процесса дошкольного учреждения как культуросообразной, полоразвивающей среды развития ребёнка. Полоролевое воспитание будет являться значимым фактором личностного и культурного развития при условии, если:
- ребенок понимается как ценность и результат культурно-исторического и индивидуального процесса развития;
- организация процесса полоролевого воспитания происходит на культуросообразной основе, способствует введению ребенка в мир полоролевых ценностей, предоставлению возможности нравственного полоролевого выбора;
- пространство полоролевого воспитания рассматривается как среда полоролевых отношений, взаимодействий, сотрудничества в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, ребенок- виртуальный взрослый, ориентированных на множество разнопорядковых субкультур (художественные, философские, фольклорные тексты, мужские и женские литературные образы, события культурной жизни, личности педагога, родителя и ученика, символы, эталоны, образцы женского и мужского в окружающем мире и др.), где ребенок занимает собственное место в «мужском» («женском») мире и мире культуры в целом;
- пространство полоролевого воспитания дошкольников проектируется на теоретико-методологических положениях, раскрывающих культурноисторические традиции полоролевого воспитания детей и определяющих его ценность в становлении личности;
- содержание полоролевого воспитания детей 3-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения рассматривается как интеграция ключевых компетенций: эмоционально-оценочной, когнитивной, поведенческой, коммуникативной, ценностно-смысловой, что способствует введению ребенка в мир полоролевых ориентаций и ценностей, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия;
- моделирование методики полоролевого воспитания имеет четыре логически связанных направления: а) ценностный компонент (связанный с введением дошкольников в мир полоролевых ценностей и оказанием помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов); познавательный компонент (связан с познанием полоролевой, семейно-бытовой и нравственно-этической культуры); действенно-практический (связанный с проявлением полоролевого опыта, реализацией полоролевого репертуара в различных видах деятельности и поведении); личностный компонент (связан с развитием рефлексивных способностей, овладением способами саморегуляции, самооценки, формирование личностной позиции мальчика (девочки));
- социокультурная пространственно-предметная среда выступает пространством интеграции культуросообразных предметных компонентов, стимулирующих ребенка к овладению разнообразным полоролевым репертуаром, культурой взаимоотношений полов, самосовершенствованию мужской (женской) индивидуальности.
- организационно-методическое обеспечение процесса полоролевого воспитания предусматривает: во-первых, охват в единстве всех основных сторон кадрового обеспечения полоролевого воспитания, а именно: формирование нового, соответствующего современной педагогической действительности мышления у педагогов и воспитателей дошкольных учреждений; оптимизация (кадровая, содержательная, методическая) интегрирующей функции педагога дошкольного учреждения, обеспечивающей единство целенаправленных и средо-вых влияний на личность мальчика (девочки); рациональное и оперативное использование передового опыта на основе достижений педагогики, психологии, физиологии, других наук;
- работа с родителями как первичными агентами полоролевой социализации, транслирующими детям образцы полоролевого поведения, предполагающая формирование полоролевых компетенций взрослых, включающих представления о значимости полоролевого воспитания, необходимости осуществления дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Методологической основой полоролевого воспитания является:
-понимание детства как периода максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка и всестороннего познания окружающего мира (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, С.А.Козлова, В.Т.Кудрявцев, Е.Н.Сорочинская, Р.М.Чумичева и д.);
-осознание единства исторического, логического и методологического, раскрывающими всеобщие связи, взаимообусловленность, целостность явлений, процессов окружающего мира и человека, его природной, социальной и культурной сущности (Б.А.Ананьев, В.К.Бальсевич, Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, И.С.Кон, В.В.Краевский, Л.П.Матвеев, А.В.Мудрик и др.);
-понимание категории «пол» как синтеза биологического и социального: эволюционная концепция дифференциации полов В.А.Геодакяна, концепция социальных ролей Э.Игли, концепция половых различий в социальном поведении (С.Кросс, Л.Мэдсон), концепция андрогинии (С.Бэм, Д.Спенс), концепция полоролевой идентичности как базовой структуры личности (В.С.Агеев, Я.Л.Коломенский, И.С.Кон, Т.А.Репина, Э.Эриксон);
-понимание культуры как философской категории, обусловливающей изменения целостной модели образования и системы дошкольного образования в частности (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Ю.Б.Борев, Э.Н. Гусинский, М.С.Каган, В.Н.Столович, Р.М.Чумичева и др.);
-осмысление неповторимой индивидуальности личности, ее самоценности и обеспечения условий саморазвития на основе общечеловеческих и национальных ценностей, что обусловило определение места ребенка в культуросообразном пространстве образования (Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова,
О.В.Гукаленко, В.Е. Гурин, М.С.Каган, А.И.Кочетов, И.С.Кон, С.В.Кульневич,
В.В.Сериков, Е.Н.Сорочинская, Р.М.Чумичева и др.).
Теоретической основой полоролевого воспитания являются:
-концепции личностно-ориентированного образования, определяющего личность ребенка как высшую ценность, а условиями развития - субъект-субъектные отношения, стимулирующие активность ребенка в сохранении своего здоровья (Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);
-концепции, объясняющие процесс полоролевого воспитания: теория идентификации (З. Фрейд), теория половой типизации (В. Мишел), теория когнитивного развития (Л.Кольберг), теория социальных ожиданий (Дж. Стоккард, М. Джонсон);
-концепция полоролевой дифференциации (В.Е. Каган), теории полового воспитания (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган), идеи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста (Т.А.Репина), идея связи половой дифференциации и развития отношений в детских группах (В.В. Абраменкова), теория полоролевой социализации (Л.И. Столярчку);
-концепция диалога культур, обозначающая горизонты развития личности и определяющае развивающие технологии в полоролевом воспитании (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.); идеи детства как пространства развития организма, личности и становления индивидуальности и социокультурного опыта, положенные в основу авторской концепции полоролевого воспитания детей дошкольного возраста (Е.В.Бондаревская, Л.С.Выготский, С.А.Козлова,
B.Т.Кудрявцев, С.В.Петерина, Е.Н.Сорочинская, Д.И. Фельдштейн, Р.М. Чуми-чёва и др.); концепции нравственного воспитания (О.С.Богданова, Н.И. Болдырев, Д.И.Водзинский, Н.Ф.Виноградова, Д.М.Гришин, А.В.Зосимовский,
C.А.Козлова, В.И.Петрова, Ю.П.Сокольников, И.Ф.Харламов и др.).
- теории дошкольного образования, определяющие сензитивные периоды развития ребенка дошкольного возраста и оптимальные условия всестороннего развития, обновленные в исследовании идеями культуросообразного образования (Р.С.Буре, С.А.Козлова, Д.Б.Менджерицкая, В.С.Логинова, С.В.Петерина, К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева, В.И.Ядешко и др.);
- подходы аксиологический, рассматривающий феномен личности и учения как путь ее развития, воспитания, образования и саморазвития, определивший концептуальные основы полоролевого воспитания дошкольника (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин В.В.Краевский, Н.Ф.Талызина и др.); пространственный, позволяющий определить культуру и творчество факторами, определяющими ценностно-смысловую основу процесса полоролевого воспи-
тания ребенка, в частности (Е.В.Бондаревская, В.П.Борисенков, Н.М.Борытко, Г.И.Герасимов, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк и др.); деятельностный, выступающий в качестве условия развития качеств личности и становления социокультурного и полоролевого опыта человека, определивший интеграцию видов деятельности в полоролевом воспитании ребенка (Л.С.Выготский,
А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б.Эльконин и др.).
Становление теоретико-методологических основ полоролевого воспитания позволяет рассматривать его как способ вхождения подрастающего поколения в мир полоролевой культуры. Полоролевое воспитание представляет процесс трансляции культурно - оформленных образцов поведения и деятельности, направленных на сохранение нравственного здоровья, самореализацию богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия. Полоролевое воспитание, рассматриваемое в контексте культуросообразной модели образования, будет способствовать воспитанию человека культуры, способного к решению серьезных проблем, к принятию взвешенных решений, способного делать нравственный выбор, стремящегося воспитать в себе высокий уровень культуры взаимоотношений полов на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.
Библиографический список
1. Дыбина О. В. Полоролевая ориентация детей в предметном мире // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С.141.
2. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. [Текст] / Д.В.Колесов. - М.: Педагогика, 1986. -160 с.
3. Столярчук Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: Монография. [Текст] / Л.И. Столярчук. - Волгоград: Перемена, 1999. - 275 с.
4. Тельнюк И.В. Полоролевая социализация детей в элементарной трудовой деятельности // Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 134.
Bibliography
1. Dybina, O.V. Children Sex-Role Orientation in the Subject World [Text] / O.V. Dybina // Kindergarten from A from A to Izzard. - 2006.- №1. - P. 141.
2. Kolesov, D^^^e^ations About Sexual Education [Text] / D.V.Kolesov. - М.: Pedagogics, 1986. - 160 p.
3. Stolyarchuk, L.I. Children Socialization of Schoolchildren: Upbringing Theory and Practice: Monograph [Text] / L.I. Stolyarchuk. - Volgograd: Peremena, 1999. - 275 p.
4. Telnyuk, I.V. Children Sex-Role Socialization During Elementary Labour Activities [Text] // Kindergarten from A from A to Izzard. - 2006.- №1. - P. 134.