9. Лернер И. Я. Базовое содержание общего образования // Сов. педагогика. 1991. № 11. С. 15-21.
10. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: метод. пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Исслед. центр семьи и детства РАО. М.: Новая шк., 1996. 62 с.
11. Оганесян В. А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. Ереван: Луйс, 1984. 215 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с.
13. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.; науч. ред. Л. А. Парамонова и др. М.: Просвещение, 2003. 335 с.
УДК 372.21
Н. Е. Татаринцева
МОДЕЛЬ ПРОСТРАНСТВА ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье поднимаются вопросы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Педагогическим условием становления полоролевой воспитанности дошкольников выступает моделирование пространства полоролевого воспитания. Пространство полоролевого воспитания - это среда полоролевого взаимодействия со взрослым, сверстником, «виртуальным взрослым», ориентированная на множество разнопорядковых субкультур (художественные, философские, фольклорные тексты, мужские и женские литературные образы, события культурной жизни, личности педагога, родителя и воспитанника, символы, эталоны, образцы женского и мужского в окружающем мире и др.). Данное пространство позволяет ребенку занять собственное место в «мужском» («женском») мире и мире культуры в целом.
Ключевые слова: модель, полоролевое воспитание, модель пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, социокультурное предметное пространство, профессиональная полоролевая компетентность педагогов, полоролевая компетентность родителей.
Abstract. The paper deals with problems of gender upbringing of preschool children. Gender modeling environment is the main pedagogical condition of the above education. It includes the environment of gender role relations, interactions, cooperation such as a child-a child, a child- an adult, a child - a virtual adult in different subcultures (fiction, philosophy, art, folk; male and female images; events of cultural life, teacher personality, a parent and a child, symbols, standards, models of males and females). It helps the child to find his place in the world, in general, and define his role in the world of males/females, in particular.
Index terms: a model, gender role upbringing, model of gender upbringing of preschool children, socio-cultural space, professional gender role competence of teachers, gender role competence of parents.
Актуальной задачей современного образования является полоролевое воспитание детей дошкольного возраста, представляющее собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую аспекты полоролевой идентификации и дифференциации, но и социальную, касающуюся нравственного и психического здоровья детей, влияющую на представления мальчиков и девочек о половых ролях, формирование полоролевого опыта. Становление полоролевой воспитанности дошкольника предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в ходе жизни ребенка, его общего развития, воспитания, взаимоотношений со взрослыми и детьми как своего, так и противоположного пола. Необходимо эффективное использование позитивного потенциала воспитательно-образовательного пространства, стимулирующего личность, индивидуальность к самореализации, накоплению позитивного опыта социализации, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности. Моделирование пространства полоролевого воспитания будет способствовать решению обозначенных выше задач.
Почему мы обращаемся именно к моделированию с целью системного осмысления пространства полоролевого воспитания? Теоретическое моделирование является, пожалуй, единственным адекватным методом исследования образовательного пространства. Иные методы, в случае их использования в качестве ведущих, неизбежно будут его упрощать и искажать. Теоретическая модель способна в целостности воссоздавать педагогические объекты повышенной сложности в силу своей предельной простоты и невыводимости непосредственно из бесконечного эмпирического материала, которым может быть наполнено образовательное пространство [1]. По мнению В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюка, можно создавать идеальный объект самостоятельно либо заимствовать его из других наук и адаптировать к педагогике - такая операция называется конструктивным вводом теоретической модели. Особенность нашего исследования состоит в том, что пространство полоролевого воспитания представляет собой специфический педагогический объект. Искать его прямые и уже готовые аналоги вне педагогики бесперспективно. Сама структура исследуемой нами категории определенно указывает на те научные сферы, которые могут быть продуктивны в поисках идеального объекта. Названные авторы считают, что пространство, интегрированное с образованием, не равно пространству как таковому [1]. В контексте образования пространство раскрывается в своем культурно-антропологическом измерении. Образование в контексте пространства также приобретает дополнительное значение. Оно заполняет собой всю без остатка человеческую жизнь, социум и культуру. Образование раскрывается в пространстве человеческого бытия, приобретает отчетливо выраженный культуросообразный характер.
Пространство полоролевого воспитания - это среда полоролевого взаимодействия со взрослым, сверстником, «виртуальным взрослым», ориентированного на множество разнопорядковых субкультур (художест-
венные, философские, фольклорные тексты, мужские и женские литературные образы, события культурной жизни, личности педагога, родителя и воспитанника, символы, эталоны, образцы женского и мужского в окружающем мире и др.). Данное пространство позволяет ребенку занять собственное место в «мужском» («женском») мире и мире культуры в целом.
Пространство полоролевого воспитания способствует становлению полоролевых ориентаций и ценностей ребенка, формированию отношений между личностью и взрослыми, сверстниками своего и противоположного пола, - отношений, основанных на принципах открытости, гуманности, полоролевой толерантности. Данный процесс будет эффективен при условии включения в систему воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения элементов культурно-исторического социума (его основных традиций).
Культуросообразная модель пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста состоит из четырех взаимосвязанных блоков - концептуального, целевого, содержательного, технологического, результативно-диагностического. Цель модели - создать конкретный образ пространства полоролевого воспитания дошкольников, в котором отображаются реальные или предполагаемые свойства изучаемого объекта. Данную модель можно определить как логически последовательную систему соответствующих элементов, включающую концептуальные подходы, цели создания воспитательного пространства, содержание воспитания, проектирование педагогической технологии полоролевого воспитания, диагностику и предполагаемый результат функционирования воспитательного пространства. Она позволит изучить, обобщить, упорядочить процесс построения пространства полоролевого воспитания в условиях организации дошкольного образования, направленного на становление полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста.
Очевидно, что обозначенная нами цель модели является внешней целью. Моделируемый процесс должен побуждать к становлению и проявлению субъектной позиции личности в процессе полоролевого воспитания. Только тогда заданная внешняя цель, преобразуясь, может обеспечить субъекту переход во внутреннюю цель - активное использование и преобразование полоролевого опыта.
Цель модели, с нашей точки зрения, находит конкретизацию в следующих задачах:
1) выявить (диагностировать) исходный уровень полоролевой воспитанности дошкольников;
2) обозначить педагогические условия их полоролевого воспитания;
3) разработать пути становления и развития полоролевой компетентности педагогов и родителей;
4) корректировать и контролировать процесс полоролевого воспитания;
5) оценить эффективность названного процесса в условиях ДОУ.
Раскроем содержание основных блоков модели.
Концептуальный блок - исходный, так как он связан не только с определением основной цели модели (построение пространства полоролевого воспитания в условиях организации дошкольного образования, направленного на становление полоролевой воспитанности дошкольников), но и с обоснованием теоретико-методологических подходов создания и развертывания соответствующего процесса. Базовыми для реализации рассматриваемой модели были выбраны системный, аксиологический, культурологический, природосообразный, деятельностный, гуманистический, личностно-ориентированный подходы. Все они взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Обеспечение их взаимосвязи возможно, по нашему мнению, на основе реализации следующих принципов:
• органического единства природных особенностей ребенка, социокультурной среды и педагогических методов полоролевого воспитания;
• дифференциации; диалогичности, взаимодействия, взаимообусловленности взрослых и детей в самопознании, самосохранении и саморазвитии полового образа в жизнедеятельности и общении;
• культурно-исторической преемственности ценностей, смыслов полоролевого опыта народа;
• субъектности;
• доминантности индивидуальной и половой субкультуры ребенка дошкольного возраста в воспитательном пространстве дошкольного учреждения и др.
Основной функцией целевого блока является определение цели, задач, критериев и показателей становления полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста и полоролевой компетентности педагогов и родителей. В связи с этим в данный блок входят:
1) стратегическая цель: создание педагогических условий, способствующих воспитанию счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные мужские (женские) особенности, понимающего ценности, смыслы полоролевого поведения, владеющего способами полоролевого взаимодействия, самореализации богатства внутреннего мира, саморегуляции полоролевой деятельности;
2) тактические цели: формирование у младших дошкольников представлений о различиях полов, способов полоролевого поведения, нравственно-волевых качеств; овладение детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме; осуществление подготовки воспитателей к работе по проблеме полоролевого воспитания дошкольников; организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей с целью формирования полоролевой компетентности родителей;
3) критерии и показатели полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста; критерии и показатели готовности педагогов к осуществлению полоролевого воспитания в условиях ДОУ; критерии и показатели полоролевой компетентности родителей.
Содержательный блок модели раскрывает смысл полоролевых ценностей, предлагает ребенку образцы мужского и женского поведения, стимулирует внутреннюю работу личности в выборе правильных действий и поступков. Предметом внимания становится полоролевой опыт личности дошкольника, аккумулирующий полоролевое сознание, оценку, чувства, отношения, привычки, поступки, поведение, полоролевые ориентации, качества личности.
В содержании полоролевого воспитания выделяются следующие базовые компоненты: ценностный, познавательный, действенно-практический, личностный.
Ценностный (мировоззренческий) компонент способствует введению дошкольников в мир ценностей и оказанию помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов (целей, мотивов, культурных потребностей, идеалов). Среди полоролевых ценностей выделяются культурно-познавательные, гуманистические, нормативно-коммуникативные, эстетические ценности.
Познавательный компонент содержания обеспечивает дошкольников научными знаниями о человеке (мужчине и женщине), семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях полоролевого воспитания.
Действенно-практический компонент способствует формированию разнообразного полоролевого репертуара, развитию у дошкольников способов мужского (женского) поведения и деятельности, становлению чистосердечных и взаимодоверительных взаимоотношений между полами, формированию умений и навыков, необходимых для самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия (забота о женском (мужском) здоровье, общение с родителями и друзьями своего и противоположного пола, преодоление конфликтных ситуаций с учетом интересов людей своего и противоположного пола, овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой и игровой деятельности, художественное и техническое творчество и др.).
Личностный компонент обеспечивает познание образа «Я» мальчика (девочки), развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самооценки, самосовершенствования мужской (женской) индивидуальности, нравственного самоопределения, формирует личностную позицию мальчика (девочки), способствует нравственно оправданному выбору линии поведения, поступков и принятию ответственности за свой выбор.
Содержание воспитательного процесса представляет собой интеграцию культуры и истории как носителей культурно-познавательных,
гуманистических, полоролевых, эстетических ценностей, определяющих особенности воспитательного процесса. Данные ценности являются ядром воспитательной системы как в содержании воспитательного процесса, так и в личностных новообразованиях ребенка. Они представлены в содержании специально-организованных видов деятельности, обеспечивающих ребенку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа .
Технологический блок модели представлен культуросообразной технологией полоролевого воспитания дошкольников «Семь^О». Данная технология имеет определенный педагогический алгоритм, побуждающий ребенка к выполнению действий (интеллектуальных, ролевых, рефлексивных), обеспечивающих достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности: обнаружение мужского (женского) образа в культуре, опознание его свойств и характеристик, отождествление со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола, осознание его значимости в жизни людей, ориентировку в поведении и жизнедеятельности, осмысление полоролевого поведения для себя, определение или сознательный выбор личностью мужской (женской) позиции, целей и средств само-осуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Данный алгоритм реализуют следующие составляющие культуросообразной технологии полоролевого воспитания:
• формы организации видов деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др.);
• средства организации социокультурной среды полоролевого воспитания (народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, праздники «Наши маленькие хозяйки», «Рыцари детского сада», концерты «Наша дружная семья» и т. д.);
• социокультурная пространственно-предметная среда, состоящая из интегрированных локальных мини-сред, определяющая место ребенка в образовательном пространстве жизнедеятельности и наполненная знаками и символами мужского и женского мира, мужскими и женскими образами (мини-среды «Гостиная», «Домашний очаг», «Мужская доблесть», «Горница», «Уголок красоты», «Я - представитель своего народа» и др.).
Предметное пространство полоролевого воспитания детей дошкольного возраста образовательного учреждения рассматривается как совокупность разных по своему характеру сред: игровых комнат, музыкального и физкультурного залов, холлов, спален и т. д. На наш взгляд, социокультурное предметно-пространственное окружение ребенка становится средством полоролевого воспитания в том случае, когда знаки культуры и социума побуждают детей и взрослых к формированию полоролевых представлений и опыта, развитию «мужских» и «женских» качеств, способов поведения. В этом случае ребенок начинает активно участвовать в построении доступными ему способами социокультурного предметного
пространства в соответствии с эталонами «мужественности» и «женственности», сложившимися в культуре народа. Предметное пространство, с одной стороны, представляет образцы полоролевого поведения, полоролевого взаимодействия, эталоны маскулинности и фемининности, с другой - побуждает к самостоятельному приобретению ребенком полоролевого опыта, познанию своего «мужского» («женского») образа, способов мужского и женского поведения в семье, обществе, стимулирует проявление полоролевых поступков и действий.
Результативно-диагностический блок представлен
• пакетом диагностических методик, выявляющих исходный уровень полоролевой воспитанности ребенка дошкольного возраста, уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах полоролевого воспитания, уровень полоролевой компетентности родителей;
• уровнями полоролевой воспитанности и полоролевой компетентности;
• аналитико-коррекционным инструментарием (коррекцией процесса, оценкой и интерпретацией результатов);
• описанием анализа реализации организационно-педагогических условий. Результат реализации концепции и модели пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста выражается в достижении субъектами более высокого и качественно отличного уровня полоролевой воспитанности и полоролевой компетентности.
Мы считаем, что выстроенная нами модель является структурнофункциональной, содержательной и динамичной. Модель наглядно воспроизводит функциональность и динамичность пяти блоков, с помощью которых нам удалось получить различия между исходным и конечным состояниями уровня полоролевой воспитанности детей и полоролевой компетентности педагогов и родителей. Она четко ориентирована на основную цель - оптимальное полоролевое воспитание личности ребенка дошкольного возраста в условиях создания и реализации концепции полоролевого воспитания.
Разработанная нами модель характеризуется:
• целостностью, так как все ее блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и направлены на конечный результат - переход на более высокий и качественно отличный уровень полоролевой воспитанности личности ребенка дошкольного возраста;
• наличием инвариантной (ведущая цель, методологические подходы, принципы) и вариативной (дифференциация задач, содержания, методов и приемов, средств, форм достижения цели с учетом различий субъектов образовательного процесса) составляющих;
• открытостью, так как соотносится с внешней средой и является сложной по своему строению.
Критериями оценки культуросообразной модели пространства полоролевого воспитания детей дошкольного возраста выступают:
• показатели и уровни проявления полоролевой воспитанности в среде сверстников (педагогический мониторинг);
• соответствие содержанию модели пространства полоролевого воспитания личностно-ориентированных, ценностно-ориентированных, диалогово-развивающих, проблемно-рефлексивных, игровых технологий;
• адекватность педагогической диагностики выработанным критериям и показателям уровня полоролевой воспитанности;
• наличие методического обеспечения реализации модели воспитательной системы;
• соответствие форм повышения квалификации специалистов в дошкольном образовательном учреждении и подготовки родителей к осуществлению полоролевого воспитания детей (семинаров, круглых столов, педагогических чтений, заседаний творческих групп и т. д.) и конечных результатов в воспитании ребенка (определяемых посредством использования анкет, опросников, наблюдений, педагогического мониторинга).
Литература
1. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М., 2004.
2. Кузьмина Н. В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования // Изв. Рос. акад. образования. 2000.№ 1. С. 19-29.
3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 2001. 224 с.
4. Сластенин В. А. Формирование профессиональной культуры учителя: учеб. пособие для пед. спец. вузов. М.: Прометей, 1993. 178 с.