Научная статья на тему 'Взрослый как пример для подражания в полоролевом воспитании детей'

Взрослый как пример для подражания в полоролевом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3173
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЫЙ / ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ПОДРАЖАНИЕ / ЭТАПЫ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВЗРОСЛОГО / ДЕТИ / ADULT / GENDER-ROLE ORIENTATION / IMITATION / STAGES / FEATURES OF ADULT PERCEPTION / CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дыбина Ольга Витальевна

В статье раскрываются теоретические основы ознакомления детей с миром взрослых, рассматривается взрослый как образец, пример в полоролевом воспитании. Особое внимание уделено анализу функций, которые выполняет взрослый по отношению к детям. Представлены результаты осознания детьми полоролевых различий, образа мужчины и женщины. Показаны этапы знакомства детей со взрослым как образцом для подражания в процессе полоролевого воспитания. Исследуемая проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An adult as a role model in the gender-role education of children

The article deals with the theoretical foundations of children's familiarization with the world of adults, in particular, an adult is considered as a role model in the gender-role education. Special attention is paid to the analysis of adult's functions in regard to children. The research results of children's awareness of gender-role differences, images of a man and a woman are presented. The author considers the stages of how children learn the adult behaviour as a role model in the process of gender-role education. The subject matter under consideration is of a multifaceted nature.

Текст научной работы на тему «Взрослый как пример для подражания в полоролевом воспитании детей»

УДК 373.2

Дыбина Ольга Витальевна

Dybina Olga Vitalyevna

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии

Тольяттинского государственного университета

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University

ВЗРОСЛЫЙ КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ В ПОЛОРОЛЕВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

AN ADULT AS A ROLE MODEL IN THE GENDER-ROLE EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация:

Summary:

В статье раскрываются теоретические основы ознакомления детей с миром взрослых, рассматривается взрослый как образец, пример в полороле-вом воспитании. Особое внимание уделено анализу функций, которые выполняет взрослый по отношению к детям. Представлены результаты осознания детьми полоролевых различий, образа мужчины и женщины. Показаны этапы знакомства детей со взрослым как образцом для подражания в процессе полоролевого воспитания. Исследуемая проблематика имеет многогранный характер.

The article deals with the theoretical foundations of children's familiarization with the world of adults, in particular, an adult is considered as a role model in the gender-role education. Special attention is paid to the analysis of adult's functions in regard to children. The research results of children's awareness of gender-role differences, images of a man and a woman are presented. The author considers the stages of how children learn the adult behaviour as a role model in the process of gender-role education. The subject matter under consideration is of a multifaceted nature.

Ключевые слова:

взрослый, полоролевые ориентиры, подражание, этапы, особенности восприятия взрослого, дети.

Keywords:

adult, gender-role orientation, imitation, stages, features of adult perception, children.

Известно, что развитие детей дошкольного возраста обусловлено влиянием взрослого человека, а также их собственной активностью и инициативностью. Тем не менее в настоящее время имеются лишь косвенные подтверждения того, что взрослый выступает носителем поло-ролевых ориентиров. Мир взрослых является значимым для ребенка, так как в них он видит определенную будущность личного развития, безусловно пока не понимая этого. Для ребенка взрослый - это идеал, которому он старается подражать, у которого он перенимает те или иные манеры поведения, отношение к различным сферам жизни. Однако дошкольник ориентируется не на всех взрослых, копирует только тех, кто ему ближе [1, с. 60].

Надлежит обозначить и особенность видения ребенком взрослого. Важен сам момент восприятия, в процессе которого дети оценивают взрослого с различных сторон: и личностной, и деловой. Несмотря на условность такого разделения, существует возможность определения доминирующей стороны. Рассказывая о родных людях, ребенок подмечает их личностные черты, тогда как при описании других людей больше обращает внимание на их деловые характеристики [2].

В процессе овладения любым видом деятельности ребенок ориентируется на взрослого. Ему необходима эмоциональная поддержка со стороны определенных активно действующих взрослых. Учитывая подражательность, эмоциональность, внушаемость и другие психологические особенности детей, отметим высокую восприимчивость дошкольника к действиям взрослого, чувствительность к его замечаниям и оценкам [3, с. 103].

Взрослый человек в детской среде выполняет три функции. Во-первых, он выступает носителем социального опыта, норм, традиций, установок общества, знаний о мире, правил взаимодействия, то есть взрослый - носитель ценностей, ценностных ориентаций, личностных и деловых качеств. Во-вторых, он является организатором процесса воспитания и обучения ребенка (процесс передачи социального опыта). В-третьих, взрослый осуществляет контроль над усвоением ребенком полученных знаний, представлений, способов деятельности и в случае каких-либо отклонений корректирует процесс передачи опыта.

Взрослый по сравнению с ребенком уже имеет определенный накопленный опыт в виде правил, обычаев, традиций, установок и т. п. Ребенок, общаясь с этим взрослым, наблюдая за ним, может и неосознанно, но перенимать, интериоризируя, эти знания, этот опыт. А в процессе совместной деятельности происходит усиление позиции ребенка по отношению к взрослому, что связано с растущим интересом к личности взрослого [4, с. 111].

Потребность ребенка в таком активно действующем взрослом на протяжении всего периода детства различается степенью своей выраженности. К концу раннего возраста происходит

отдаление ребенка от взрослого, что в свою очередь создает предпосылки для формирования новой социальной ситуации развития. Это заключается в следующих моментах. Ребенок начинает пересекать границы мира семьи, намечается контакт, взаимодействие с другими взрослыми, где он знакомится с миром социальных отношений.

В исследовании мы рассматриваем взрослого в аспекте выполнения им функции носителя полоролевых ориентиров. То есть для ребенка он представляется вектором, направлением в определении половой принадлежности, помогающим усвоить качества феминности и маскулинности, образы поведения в обществе в соответствии со своим полом.

Необходимо отметить, что существует определенная разноплановость влияния мира взрослого на ребенка, действенность образца зависит от степени его влияния на ребенка и определяет характер и содержание присвоения дошкольником опыта взрослого. При этом следует учитывать возрастные возможности детей и то, в какой мере содержание опыта войдет в структуру потребностей ребенка. Необходимо исходить из статуса, который занимают взрослые в жизни дошкольников: одни из них непосредственно общаются с детьми, заботятся о них; других дети наблюдают как бы со стороны, они лишь опосредствованно участвуют в воспитании детей, возможность для общения и контактов ограничена. И, наконец, есть взрослые, которые не общаются с детьми, не заботятся о них непосредственно, но несут в себе обобщенную характеристику образа привлекательного и доступного для подражания человека - героя художественных произведений, исторической личности и др. [5, с. 104-105].

Мир взрослых очень противоречив, и не все люди способны и могут быть образцом для подражания. В настоящем социуме, несмотря на разовость и ситуативность контактов детей со взрослыми данного уровня приближенности, ребенок может встретить, познакомиться с неверной формой поведения мужчин и женщин, с неверными эталонами мужественности и женственности, принять для себя эти неправильные формы поведения. А если эти полученные знания не будут откорректированы в семье и образовательном учреждении, то это может негативно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

В рамках нашего исследования представляют интерес данные об особенностях восприятия мира взрослых, его признаков мальчиками и девочками (воспринимают дифференцированно в соответствии с полом). Полученные результаты в какой-то степени подтверждают и дополняют выводы исследователей (В.Е. Каган, Д.В. Колесов, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева и др.) о поло-ролевой ориентации детей в окружающем мире.

В центре внимания и интересов девочек, начиная с младшего дошкольного возраста, находятся человек, сфера его непосредственного бытия, взаимоотношения между людьми. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно и до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. У мальчиков же пространство, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Отсюда, в частности, интерес к средствам транспорта (самолетам, пароходам, машинам и другой технике), электроприборам. Вместе с тем многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчиков, недостаточно отражено в сознании, и часто восприятие предметов, их свойств и связей неустойчиво и ситуативно.

Девочки склонны к попечительской деятельности - ухаживать, готовить, кормить, убирать и т. д. Эта склонность находит отражение в характере и содержании деятельности. У мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразовательной и конструктивной деятельности, с этим связан их интерес к инструментам, орудиям труда взрослого мужчины.

В исследовании были зафиксированы факты, которые свидетельствуют о том, что ориентация мальчиков и девочек на взрослых становится своего рода механизмом формирования у них полового интереса к миру взрослых. У детей появляется интерес сначала к деятельности человека соответствующего пола, направленной на преобразование продуктов труда, затем к нему самому, его личностным качествам. Интерес выражается в вопросах, желании совместно действовать и, наконец, в потребности подражать взрослым, присваивать их опыт деятельности, проявляя при этом самостоятельность, независимость и оригинальность [6, с. 221].

Дети чаще всего имеют очень скудные представления о характерных признаках мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Они владеют представлениями о своей половой принадлежности, но полагают возможным ее сменить, причем аргументировать свой ответ дошкольники не могут. Дети ориентированы на семейную жизнь, но не ассоциируют себя взрослых со своими родителями, то есть не хотят быть похожими на них в будущем. У них отсутствуют знания об эталонных качествах мужчины и женщины и соответствующих им способах поведения. Дошкольники обнаруживают неумение выстраивать поведение в соответствии со своим полом, не ориентируются на эталоны мужского (женского) поведения.

Есть дети, которые знают свой пол, однако не могут достаточно четко назвать его признаки, как атрибутивные, так и поведенческие. Они довольны своей половой принадлежностью и не хотят

ее менять. Однако доводы, приводимые ими в пользу своего пола, неполные, сбивчивые. Они ориентированы на семейную жизнь, но не связаны с образами родителей как будущих жен и мужей.

Дошкольники имеют недостаточно четкое представление о своих социальных полоролевых функциях в будущем, называют лишь два-три эталонных качества мужчины или женщины. Они выстраивают половозрастную хронологию, но допускают ошибки в определении последовательности и связывают свое будущее с более близкой целью (школьником).

В поведении ребенка могут присутствовать отклонения от свойственной его полу модели поведения. Это связано не с незнанием, как вести себя в той или иной ситуации, а скорее с нежеланием вести себя как настоящий мальчик (настоящая девочка) в данный момент времени.

Некоторые дети обладают четкими и ясными представлениями об особенностях образа мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Они выражают позитивное отношение к себе как к представителю мужского или женского рода. Они довольны своей половой принадлежностью и не хотят ее менять, при этом могут аргументировать свой ответ. Свое поведение ребенок выстраивает, ориентируясь на модель поведения, свойственную его полу, на эталоны мужского (женского) поведения.

В соответствии с полученными результатами были определены этапы работы по знакомству со взрослым, исполняющим функцию носителя полоролевых ориентиров.

На первом этапе работы ставилась задача, в процессе решении которой дошкольники подражают взрослым как носителям полоролевых ориентиров, присваивают их способы деятельности и поведения. Взрослый как ориентир для подражания характеризуется активностью, его педагогические возможности возрастают в процессе совместной деятельности с детьми.

На данном этапе использовались творческие задания «Новый конец одной известной истории», мини-исследования, игровые задания, чтение художественной литературы. Например, для ознакомления дошкольников с внешними качествами мужчин и женщин, осознания того, кем работают представители разных полов, раскрытия содержания женских и мужских профессий детям предлагались стихотворения А. Доброты (про мамины и папины профессии), Б. Заходера (про профессии), С. Михалкова «Дядя Степа и другие» (отрывок «...Мамы разные нужны. Мамы всякие важны.»), С. Черткова «О профессиях», а также иллюстрации с изображениями мужчин и женщин разных профессий. Так, детям демонстрировалась картинка с изображением той или иной профессии, причем если ее представителями могут быть как мужчины, так и женщины, то показывались обе картинки. Затем зачитывалось стихотворение о данной профессии, после чего дошкольники сочиняли рассказы о профессиях, учитывая их специфику.

В рамках рассматриваемой проблемы интерес представляет игра «Я расту». С целью осознания детьми разных возрастных этапов в жизни человека, понимания половых различий людей им предлагались две цепочки паззлов, состоящие из карточек с изображением разных возрастов человека. Задание заключалось в том, чтобы сложить цепочку паззлов и объяснить, кем станут мальчик и девочка, когда вырастут.

На первом этапе исследования также проводилась игра «Какие мы?», суть которой заключалась в том, что дети стояли в кругу и по очереди называли свои качества. Они следили за ответом каждого ребенка и, если кто-то ошибался, стремились его поправить. Это свидетельствует о том, что у дошкольников уже сложилась определенная система знаний по данному вопросу и они не приемлют неточностей, ошибок, допускаемых другими детьми.

После указанной выше игры организаторы исследования вместе с детьми составляли рассказы «Настоящий мужчина - это.» и «Настоящая женщина - это.». Ребята отмечали, что настоящий мужчина должен быть смелым, сильным, трудолюбивым, ответственным, а для настоящей женщины характерны доброта, аккуратность, заботливость, милосердие. Причем после того, как отмечалось какое-либо качество взрослых, внимание детей фиксировалось на том, как девочки и мальчики должны вести себя в соответствии с этим качеством.

Задачей второго этапа стало закрепление знаний, полученных дошкольниками, в поведении и деятельности. На этом этапе от детей требовалось выполнение самостоятельных действий. В педагогический процесс включались творческие задания, проблемные ситуации, дидактические игры, игра-труд и т. д.

Для формирования у детей умения ориентироваться в поведении и деятельности на эталоны мужского и женского поведения, принятые в обществе, использовались ситуации, в которых дошкольники моделировали свое поведение. Обследуемым зачитывались небольшие сказки, но не до конца, после чего предлагалось самостоятельно их продолжить.

1. «Жила-была женщина. Она была очень красивая, добрая, трудолюбивая. Всегда что-то делала, всем помогала. И вот однажды она поздно возвращалась домой с работы с тяжелыми сумками. В этот день шел дождь, и перед ее подъездом образовалась большая лужа. Женщина, глубоко вздохнув, поставила тяжелые сумки на землю. В это время к подъезду подошел ее сосед.»

2. «Одним прекрасным утром дедушка Вася пошел на базар. Он хотел купить овощей: морковь, картофель, ведь они очень полезные, и его жена, старушка, хотела сварить овощные щи. На обратном пути у пакета случайно порвались ручки, все овощи оказались на земле. Дедушка очень расстроился и не знал, как же ему донести эти овощи домой. Рядом проходила женщина...»

3. «Одна девочка приехала на каникулы в деревню к бабушке и дедушке. Она пошла в лес за ягодами и грибами. Ей говорили: "Не ходи далеко". Но она была непослушной девочкой и забрела далеко в лес. А там жил медведь, он очень не любил, когда кто-то без приглашения заходил к нему, в его лес. Девочка очень испугалась, но неподалеку проходил лесник (охотник).»

Дети предлагали следующие продолжения сказки.

Никита Б.: «Этот сосед спросил у женщины, как у нее дела, чем она сегодня занималась. Он был очень хороший мужчина, сильный. Он взял ее сумки и помог донести до дома».

Андрей В.: «Этот лесник был очень смелый, и он спас девочку, он не забоялся медведя. Проводил девочку до дома и сказал, чтобы она больше не ходила так далеко одна».

Дети смогли продолжить сказки, уверенно и доказательно обосновали положительные характеристики своего и противоположного пола, используя как атрибутивные, так и поведенческие его признаки. Отметим тот факт, что позднее ребята переносили эти сюжеты в собственные игры, тем самым закрепляя полученные представления и умения.

Детям предлагались различные ситуации, например «В парикмахерской». Дошкольники обсуждали роли мальчиков и девочек в данном процессе. Интерес представляет обыгрывание этой сюжетной линии. Реализация каждой конкретной ситуации позволяет представить разные способы поведения мальчиков и девочек.

Особое внимание уделяли организации и проведению дидактических игр, таких как «Если я мальчик, то.», «Если я девочка, то.», «Любимые дела девочек», «Что по плечу мальчикам» и т. п. В данных играх дети демонстрировали свои знания о том, как нужно или не нужно поступать девочкам, мальчикам, в чем их сходства и различия.

Дошкольники активно применяли полученные знания в своем поведении, в игровой деятельности, выстраивали линию поведения в соответствии со своим полом. Все дети выражали позитивное отношение к себе как к представителю мужского или женского рода.

В рамках исследования внимание было уделено работе с родителями и педагогами. Особое значение придавалось подбору тем для этических бесед. Для этических бесед с мальчиками были определены следующие темы: «Мальчики и смелость», «Мальчики и доброта», «Мальчики и их родители» и т. д., с девочками - «Девочки и заботливость», «Девочки и аккуратность», «Девочки и милосердие» и т. п. Также был подобран ряд совместных этических бесед, которые касались как девочек, так и мальчиков: «Мальчик и девочка - разные и похожие», «Мальчик и девочка - будущая семья» и др.

Педагогам было рекомендовано вспомнить произведения, которые можно использовать в работе с детьми по данному направлению, например «Модница», «Любочка», «О рыцарстве», «Рыцари» А. Барто; «Посидим в тишине» Е. Благининой; «О девчонках и мальчишках» С.Я. Маршака; «Если бы я был девчонкой.» Э. Успенского; «Рыцари» В. Драгунского и др.

Вместе с мамами были определены правила для матерей девочек: «Воспитывайте девочку как маленькую женщину»; «Всегда будьте для нее примером истинной женщины в поведении, в отношении и общении с противоположным полом, одежде»; «Привлекайте девочек к деятельности по дому, будьте для нее примером хозяйственности в доме»; «Беседуйте с дочерью о том, какой должна быть настоящая девочка, женщина».

Правила для мам мальчиков: «Дайте мальчику понять, что он защитник, помощник, не лишайте его возможности помочь вам, например понести за вас сумки»; «Беседуйте с ним о том, каким должен быть настоящий мальчик, мужчина»; «Станьте для него примером настоящей женщины: доброй, умной, тактичной, хозяйственной, но помните, что должна быть мера во всем»; «Не возводите себя в ранг идеальной женщины, так как в будущем мальчику будет очень трудно найти женщину, похожую на вас»; «Если вы мама, воспитывающая сына одна, то постарайтесь найти среди испытанных друзей и родственников людей, которые понимают вас и искренне хотят помочь в воспитании сына».

Особое внимание было уделено созданию полоразвивающего и социокультурного пространства дошкольной образовательной организации, то есть среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме [7, с. 1].

По окончании исследования дошкольники стали с уважением относиться друг к другу и ко взрослым, начали сопереживать и предлагать помощь, если в этом была необходимость, самостоятельно проигрывали все то, что было им предложено организаторами. Игры, разыгрывание

педагогических ситуаций, которые предполагали общение, взаимодействие согласно полороле-вому поведению, укрепили правильную поведенческую позицию девочек относительно мальчиков и наоборот.

Обозначенные этапы ознакомления детей со взрослыми взаимосвязаны и имеют огромное значение в осуществлении полоролевого воспитания дошкольников. Взрослый обеспечивает реализацию права ребенка на половое воспитание. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что современные дети ориентируются на взрослых, подражают тем из них, которые соответствуют их половым ролям, стремятся быть равными им, демонстрируют те качества, которые присущи девочкам и мальчикам, то есть женственность и мужественность.

Ссылки:

1. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000. 224 с.

2. Там же.

3. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей : монография. М., 2002. 160 с.

4. Там же. С. 111.

5. Там же. С. 104-105.

6. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.

7. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. М., 2008. 144 с.

References:

1. Kozlova, SA 2000, My world: the communion of the child to the social world, Moscow, 224 p.

2. Kozlova, SA 2000, My world: the communion of the child to the social world, Moscow, 224 p.

3. Dybina, OV 2002a, Tangible world as means of formation of creativity in children: a monograph, Moscow, 160 p.

4. Dybina, OV 2002a, Tangible world as means of formation of creativity in children: a monograph, Moscow, 160 p.

5. Dybina, OV 2002a, Tangible world as means of formation of creativity in children: a monograph, Moscow, 160 p.

6. Dybina, OV 2002b, Formation of creativity in children of preschool age in the course of acquaintance with the world of objects, D.Phil. thesis, Moscow.

7. Tatarintseva, NE 2008, Gender-role education of preschool children in a preschool, Moscow, 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.