ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 373.2
Н.А. Андреева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия andreeva9914@mail.ru ORCID: 0000-0002-6517-8614
Воспитание полоролевого поведения у детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности
В статье рассматривается проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Исследуются вопросы влияния на полоролевое поведение этических норм и нравственных качеств, соответствующих представителям той или иной гендерной группы. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, поэтому особое внимание уделено анализу полоролевого поведения мальчиков и девочек в игре. Помимо сюжетно-ролевых игр, предлагается использовать в работе с дошкольниками народный фольклор, ознакомление с художественными произведениями, игры-состязания, игры-инсценировки и др. В статье описываются базовые компоненты, входящие в содержание полоролевого воспитания детей. Автором даются конкретные рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию полоролевого поведения детей. Обсуждается вопрос взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте данной проблемы.
Ключевые слова: полоролевое воспитание, полоролевая культура, полоролевые особенности, полоролевое поведение.
N.A. Andreeva,
candidate of pedagogical sciences, docent of the department of theory and methods of
preschool education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Gender-role education of senior preschool aged children in role playing
The subject of gender-role education of preschool aged children is highlighted in the article. The author researches the questions of influence on gender-role character of ethical standards and moral qualities relevant to representatives of one gender group or another. Game activity is a leading form of activity at preschool age; that is why special attention is focused on analyzing gender-role behaviour of boys and girls in role playing. Beside role playing games it is offered to use national folklore, introducing to fiction, competition games, staging games and others. Basic components which are the part of the content of gender-role education of children are described in the work. The author provides specific recommendations on creating a developing subject-spatial environment that promotes to form gender-role behaviour of children. The topic of interaction between preschool educational institution and family is discussed within the context of the issue.
Keywords: gender-role education, gender-role culture, gender-role peculiarities, gender-role behaviour.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день становится проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи Ш. Берн, В.Е. Каган, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Т.А. Репина отмечают, что проблема учета гендерных особенностей воспитанников привлекает внимание многих специалистов. Полоролевое воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, которая заключается в формировании у подрастающего поколения полоролевой культуры.
В современном мире неоднозначное отношение к вопросу гендерной идентификации детей. «Западное» отношение к данному вопросу предполагает, что определение своей гендерной принадлежности ребенок осуществляет в осознанном возрасте, однако противоположный взгляд на проблему не предполагает расхождения в биологической и социально-психологической ориентации ребенка. Если в первом случае считается, что ребенок может выбрать пол самостоятельно, то во втором - его пол уже определен биологическими особенностями при рождении.
Тревожна тенденция и бесполого воспитания ребенка, когда ребенка воспитывают как существо среднего рода, ожидая его самоидентификации, которая может и не произойти, поэтому модель полной семьи - наиболее оптимальный вариант для самоидентификации ребенка дошкольного возраста.
Педагогам и родителям важно осознавать, что чем раньше начат процесс полоролевой идентификации, тем спокойней и осознанней он пройдет. Именно дошкольному возрасту, в данном случае, отводится особое место. Однако, приходится констатировать, что содержание воспитания и образования сегодня ориентировано лишь на психологические и возрастные особенности детей, а не на их полоролевые особенности (П.В. Плисенко, Т.А. Репина, Л.Г. Татарникова, С.В. Шаповалова).
По нашему мнению, полоролевое воспитание в дошкольном возрасте следует осуществлять не столько в организованной деятельности, на занятиях, сколько в игровой и нерегламентированной деятельности. Игровая деятельность - ведущая в период дошкольного детства, поэтому мы предлагаем формировать полоролевое поведение именно в процессе разного вида игр: сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических, игр-драматизаций, театрализованных игр, игр-соревнований и т.д.
Многие мальчики считают, что игры семейной тематики, в которые играют девочки, «плохие» и в них мальчикам не положено играть. Девочки, в свою очередь, таким же образом думают об играх мальчиков: для большинства девочек стыдно, да и неинтересно играть в любимую игру мальчиков - «войнушку» (Л.В. Градусова, Н.В. Присенко). Сверстники жестко следят за соблюдением неписанного гендерного кода поведения и карают его нарушителей, не принимая в своем обществе поведенческих отклонений в полоролевой идентификации [3].
Педагогам важно умело использовать игровую деятельность в педагогическом процессе для закрепления представлений о мужественности и женственности. С этой целью во время утреннего приема детей можно провести игры: «Кто что делает?», с целью формирования у детей представлений о мужских и женских профессиях и развития ценностного отношения к людям труда или «Чем похожи и не похожи наши мамы и папы?», с целью формирования умения выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола [4].
Материнский фольклор - колыбельные песни, пестушки, потешки, приговорки занимают особое место в полоролевом воспитании, так как через материнскую позицию ребенок познает не только родную речь, но и природу, главные этические заповеди. Свою, особую роль в полоролевом воспитании играют русские народные сказки, формирующие образцы женского и мужского поведения («Золушка», «Мальчик-с-пальчик» и др.) [6].
Обогащению сюжетов детских игр способствует ознакомление дошкольников с произведениями художественной литературы. В художественных произведениях «Богатырская застава» В. Калиты, «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. Алексеева, «Твои защитники» Л. Кассиля даются образцы мужского поведения, а образцы таких женских качеств как доброта, нежность, женственность, забота о других транслируют рассказы «Улыбка и Слезка» Н. Пикулевой, «Первый день» А. Алексина, сказки «Фея» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» Братьев Гримм.
Постижение этических норм, формирование нравственных качеств, соответствующих представителям той или иной гендерной группы, выстраивание взаимоотношений между мальчиками и девочками (будущими мужчинами и женщинами) происходит непосредственно в процессе игровой деятельности, самостоятельной игры детей разного пола. Для мальчиков - это ответственность, смелость и готовность прийти на помощь, для девочек - доброта и заботливое отношение к близким людям, эмпатия и т.д. [2].
В младшем возрасте дети чаще играют в однополых группах, где проявляется однородная гендерная принадлежность, но к старшему дошкольному возрасту содержание игры дифференцируется и можно наблюдать смешанные игры, объединенные одним сюжетом. Педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей разного пола для того, чтобы в процессе игры ребенок мог отрабатывать различные модели взаимодействия.
У девочек и мальчиков среднего и старшего дошкольного возраста в игре распределение ролей формируется по половому принципу, они не путают половую принадлежность игровых персонажей [5].
Родители и воспитатели с раннего возраста мальчикам и девочкам предлагают разные игрушки, ориентируя их на различные виды деятельности, приписываемые биологическому полу ребенка. Мальчиков и девочек поощряют заниматься видами деятельности, которые традиционно считаются соответствующими полу ребенка и нередко порицают виды деятельности, не соответствующие биологическому полу, считает И.С. Клецина [1].
Повышенный интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные и дидактические игры типа: «Оденем Ваню», «Оденем Таню», где необходимо не только подобрать соответствующую мальчику и девочке одежду, но и некоторые аксессуары, игрушки. Игра «Кому что для работы надо?» помогает не только определить тот или иной род деятельности, но и подобрать соответствующие инструменты (для плотника -пила, стамеска, рубанок; для швеи - игла, нитки, ножницы).
Детей старшего дошкольного возраста привлекают игры-состязания «Кто больше назовет пословиц о мужских и женских качествах», «Кто больше назовет элементов старинной праздничной одежды (головных уборов) мужчины и женщины», «Кто больше назовет имен девочек (мальчиков)» и др.
Формирование полоролевых представлений возможно в процессе инсценирования народных сказок, литературных произведений, драматизаций мини-сценок, песенок и т.д. Этому же способствует проведение праздников, развлечений и досугов. Правильная их организация позволяет не только знакомить детей дошкольного возраста с особенностями поведения того или иного пола, но и закреплять образцы женского и мужского поведения. Проведение таких тематических встреч «Традиции русского народа», «Гадания на крещенье», «Посиделки в русской избе», «Гуляй, веселая ярмарка», а также праздников «23 февраля - День защитника Отечества» и «Международный женский день 8 Марта» поддерживают традиции в этом направлении. Целесообразно проведение конкурсов «А ну-ка, девочки!» и «А ну-ка, мальчики!», они позволяют подобрать конкурсные испытания, позволяющие девочкам и мальчикам демонстрировать свои лучшие качества.
Особое значение в организации игровой деятельности детей с учетом полоролевых особенностей имеет развивающая предметно-пространственная среда. В группах младшего дошкольного возраста обязательно необходимо наличие кукол-лялек, которых можно не только кормить, пеленать, купать, но и петь им колыбельные песенки. В группах среднего возраста следует предусмотреть уголки для переодевания с достаточным количеством атрибутов - юбочек, платков разного размера, фартучков (для девочек) и фуражек, шляп, галстучков (для мальчиков).
В старшем дошкольном возрасте в игровом уголке должны быть представлены не только куклы-девочки и куклы-мальчики, но и куклы-мамы (папы), куклы-бабушки (дедушки), куклы-близнецы, куклы-младенцы, позволяющие развивать и обогащать сюжеты детских игр.
Если игровой уголок девочек предусматривает наличие гостиной со всеми ее атрибутами (диванчик, кресла, торшер, пианино), то уголок мальчиков предполагает наличие мини-среды для развертывания мальчишеских игр (машинки, строительный материал, конструкторы, роботы-трансформеры), позволяющие мальчикам проигрывать специфические для них роли.
В группах часто присутствуют хорошо обустроенные игровые уголки для игр девочек, в которых есть мебель, посуда, куклы, одежда, но следует расширять и диапазон игр мальчиков, оборудовав специальные модули «Мастерская по ремонту бытовой техники», «Автозаправка», «Автосервис» и т.д., позволяющие разнообразить игровые фантазии мальчиков.
К концу старшего дошкольного возраста в процессе полоролевого воспитания должны быть решены следующие основные задачи: сформированы полоролевые представления у детей; созданы условия для овладения способами полоролевого поведения; сформированы представления о традициях воспитания мальчиков и девочек в народной культуре [6].
Недостаточно только сформировать полоролевые представления у детей, необходимо создавать условия для овладения ими в полной мере. Полоролевые представления у детей формируются также в процессе разрешения специально смоделированных ситуаций, которые педагог предлагает, а ребенку необходимо не только правильно интерпретировать их, но и самостоятельно разрешить. В этом случае самоидентификация ребенка получает свое практическое «подкрепление».
Содержание полоролевого воспитания включает следующие базовые компоненты: ценностный, поведенческий, личностный. Ценностный компонент позволяет оказать помощь ребенку в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, поведенческий компонент способствует формированию разнообразного полоролевого репертуара, развитию способов мужского и женского поведения, а личностный компонент - обеспечивает познание образа «Я», формирует личностную позицию ребенка, выбор линии поведения.
Педагогам, решающим данные задачи следует отдавать себе отчет, что без полноценной помощи родителей, без организации эффективного взаимодействия решить их в полной мере невозможно. Только совместная работа с родителями по воспитанию полоролевого поведения у дошкольников может дать положительные результаты. Какой бы насыщенной и разнообразной не была жизнь в дошкольном учреждении, но ребенок возвращается в семью, в которой либо все, что нового он узнал получает подтверждение и закрепление, либо отрицается и отвергается. Педагоги и родители должны стать соратниками и единомышленниками в данном вопросе, так как все, что ребенок нового узнал и чему научили его в дошкольном образовательном учреждении должно находить подтверждение и закрепление дома. Если этого не происходит по каким-либо причинам, то знания, полученные ребенком, останутся только на уровне представлений, но не будут активированы, не перейдут в умения и навыки, а, следовательно, будут бесполезны.
Первоначально следует изучить отношение родителей к данной проблеме, провести анкетирование, а после обработки результатов, выяснить реальные запросы родителей. После этого необходимо предусмотреть организацию консультаций, семинаров, семинаров-практикумов, деловых игр, круглых столов и других форм взаимодействия с родителями для обсуждения и выработки единой позиции по поэтому вопросу, с целью повышения уровня их педагогической компетенции, а позже -
познакомить их с некоторыми специальными игровыми техниками формирования полоролевого поведения у детей, оказывать своевременную методическую и психологическую помощь.
Таким образом, полоролевые стандарты, которые формируются к старшему дошкольному возрасту, приобретают для детей значение определенных моральных норм, которые последовательно и постепенно отрабатываются детьми - дошкольниками в игре, а педагог и родители, объединившись для решения этих задач, создают для этого все необходимые условия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гусева, Ю.Е. Ситуация сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект / Ю.Е. Гусева // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 3. - С. 104-112.
2. Дедюхина, Т.И. Формирование представлений о полоролевой социализации в сюжетно-ролевых играх дошкольников / Т.И. Дедюхина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 4. - С. 139-142.
3. Ильин, Г.Л. Гендерное воспитание дошкольников / Г.Л. Ильин, А.Э. Салимуллина // Наука и школа. - 2013. - № 2. - С.140-144.
4. Кондрашова, Н.В. Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 6-7 лет / Н.В. Кондрашова, Ю.В. Комкова // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 2. - С. 44-48.
5. Кузаева, Н.А. Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОО /
H.А. Кузаева, Е.С. Евстифеева // Воспитатель ДОУ. - 2014. - № 5. - С. 104-109.
6. Симонов, В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 6-9.
REFERENCES
I. Guseva Yu.E. Situaciya sravneniya detej mezhdu soboj v processe obucheniya i vospitaniya: gendernyj aspekt [The situation of comparing children among themselves in the process of training and education: gender aspect]. Detskij sad: teoriya i praktika [Kindergarten: Theory and Practice], 2016, no. 3, pp. 104-112.
2. Dedyuhina T.I. Formirovanie predstavlenij o polorolevoj socializacii v syuzhetno-rolevyh igrah doshkol'nikov [Formation of ideas about gender-role socialization in the role-playing games of preschoolers].
Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2009, no. 4, pp. 139-142.
3. Il'in G.L., Salimullina A.E. Gendernoe vospitanie doshkol'nikov [Gender education of preschoolers].
Nauka i shkola [Science and school], 2013, no. 2, pp.140-144.
4. Kondrashova N.V., Komkova Yu.V. Formirovanie predstavlenij ob idealah muzhestvennosti i zhenstvennosti u detej 6-7 let [Formation of ideas about the ideals of masculinity and femininity in children 6-7 years]. Vospitatel'DOU [Kindergarten teacher], 2013, no. 2, pp. 44-48.
5. Kuzaeva N.A., Evstifeeva E.S. Formirovanie gendernoj prinadlezhnosti vospitannikov v usloviyah DOO [Formation of gender affiliation of pupils in the conditions of the children's public association]. Vospitatel' DOU [Kindergarten teacher], 2014, no. 5, pp. 104-109.
7. Simonov V.P. Uchet gendernyh razlichij v obrazovatel'nom processe [Accounting for gender differences in the educational process]. Doshkol'nayapedagogika [Preschool education], 2005, no. 4, pp. 6-9.
УДК 378.14
Н.В. Бужинская,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический
университет» г. Нижний Тагил, Россия Nadezhda_V_A@mail.ru ОЯСГО: 0000-0001-5821-136Х