педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Цевелева Мария Васильевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ...
УДК 373.2.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ
ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
© 2018
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Цевелева Мария Васильевна, бакалавр Иркутский государственный университет, (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: mashats94@bk.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития полоролевого самосознания детей пятого года жизни. Самосознание проявляется в восприятии человеком многочисленных образов «самого себя» в разных ситуациях деятельности и общения. Одним из этих образов является восприятие себя как представителя определенного пола. Пятый год жизни выступает важным этапом для развития полоролевого самосознания, потому, что в это время у детей продолжают формироваться полоролевые представления, формируются полоролевые установки, модели поведения и отношение к себе как представителю определенного пола. На протяжении дошкольного возраста происходит активное становление полоролевого самосознания, которое проявляется в различиях поведения мальчиков и девочек. Представлены механизмы формирования полоролевого самосознания. Полоролевое самосознание тесно связано с полоролевой идентичностью. В психолого-педагогическом исследовании особенностей полоролевого самосознания детей пятого года жизни. В структуре полоролевого самосознания условно выделены три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, для изучения и оценки которых подобраны и представлены соответствующие методики: выявлены, и охарактеризованы уровни развития полоролевого самосознания детей пятого года жизни. Согласно каждой методике, дети распределены по уровням развития полоролевого самосознания. Сделан вывод.
Ключевые слова: идентичность, полоролевая идентичность, воспитание, самосознание, полоролевое самосознание, дошкольный возраст, процесс формирования, педагог, гендерная компетентность, механизмы полоролевого самосознания, методики.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SEX-ROLE IDENTITY OF CHILDREN
FIVE YEARS OF LIFE
© 2018
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology and pedagogy of preschool education Tseveleva Maria Vasilevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: mashats94@bk.ru,)
Abstract. The article deals with the features of the development of the child. Self-consciousness is manifested in the perception of man's numerous images of himself in different situations. One of these images is representative of a certain sex. The fifth year of life is an important step in the development of sex-role identity, because during this time, children continue to form sex-role perceptions, formed sex-role attitudes, behaviors and attitudes. During preschool age there is an active formation of gender consciousness, which is manifested in the differences in the behavior of boys and girls. The mechanisms of the formation of gender consciousness are presented. Sex-role identity is closely linked to paralioi identity. In psychological and pedagogical research of features of gender-role identity. The structure of the gender consciousness conventionally identified three components: cognitive, emotional, behavioral, for the study and evaluation of which are selected and presented appropriate methods: the levels of development of sex-role self-awareness of children of the fifth year of life are revealed and characterized. According to each technique, children are divided into levels of development of Sex-role development. The conclusion is made.
Keywords: identity, gender identity, education, self-awareness, gender self-consciousness, preschool age, the process of formation, teacher, gender competence, mechanisms of gender self-consciousness, methods.
На современном этапе развития общества наблюдаются нарушения в системе базовых ценностных ори-ентаций межличностного взаимодействия, происходит стирание границ между полами, повышается негативное воздействие информационного фона на эмоциональное развитие детей и развитие их полоролевого самосознания.
В современных исследованиях акцентируется внимание полоролевом самосознании как стабильном базовом конструкте личности, на основе которого осуществляется становление личности в целом.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, проблема формирования полоролевой идентичности обозначена в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Задачами полоролевого воспитания является улучшение отношений между девочками и мальчиками, вовлечение детей противоположного пола в совместную деятельность, а также формирование адекватной оценки детей разного пола.
Пятый год жизни является одним из важнейших периодов, в ходе которого происходит формирование устойчивых представлений о своей половой принадлежности, принятие собственной половой роли.
На данный момент в научной литературе представ-
лен целый ряд исследований, посвященных гендер-ному воспитанию (Л.В. Градусова, Н.А. Шинкарёва и др.), половому воспитанию дошкольников (И.С. Кон, В.Е. Каган, В.К. Лосева и др.), полоролевому воспитанию (Н.Е. Татаринцева Т.А. Репина, Э.К. Суслова, Т.П. Хризман и др.).
В воспитании дошкольников на данный момент недостаточно учитывается половая дифференциация, что связано с упором на устаревшие гендерные стереотипы, недостаточно реализуется вариативность полоролевого поведения, недостаточно формируются у детей навыки овладения мужскими и женскими ролями. Все это влияет на развитие полоролевого самосознания детей.
На основе анализа ключевых понятий нашего исследования таких, как «самосознание» и полоролевое самосознание мы пришли к выводу о том, что самосознание представляется собой оценку осознания и оценку человеком самого себя, как субъекта практической и познавательной деятельности, а также как личности. Самосознание проявляется в восприятии человеком многочисленных образов «самого себя» в разных ситуациях деятельности и общения. Одним из этих образов является восприятие себя как представителя определенного пола.
Полоролевое самосознание мы рассматриваем, как
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Tseveleva Maria Vasilevna pedagogical
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SEX-ROLE IDENTITY ... sciences
осознание себя представителем определенного пола и способность регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми в обществе требованиями и установками по отношению к данному полу.
Процесс формирования полоролевого самосознания в дошкольном возрасте рассматривается исследователями как продолжительный процесс, истоки которого относятся к периоду раннего развития ребенка.
В работах К.В. Аксеновой, Н.А. Виноградовой, отмечается, что первым этапом формирования полевого самосознания является период до полутора лет, в ходе которого в процессе общения со взрослым у ребенка формируются знания первичной половой идентичности на основе обращения взрослого к ребенку и присвоение ему в речи определенных категорий, таких, как «мальчик», «девочка» и т. д. характеризующих его половую принадлежность[1; 2].
Я.Л. Коломинский указывает, что ранее впечатление в процессе развитию у мальчиков и девочек о своей половой принадлежности формируется на основе идентификаций. При этом ранние впечатления девочек включают в себя двойную идентификацию. Они не только идентифицируют себя с матерью, но и сами матери как большие дочери сильно идентифицируют себя со своими дочерями. Это чувство делает последующее разделение матери и дочери в психологическом плане более трудным. В отношениях с мальчиками в ранний период развитии матерям свойственно поощрять их оппозицию по отношению к себе и поощрять то, что усиливает их мужское самосознание [3].
Постепенно объем представлений о своей половой принадлежности о полоролевом поведении у детей возрастает и происходит присвоение определенного набора маскулинных и феминных черт.
Второй этап развития полоролевого самосознания относят к периоду 3-4-х лет. В научной литературе общепризнанным является тот факт, что после достижения детьми этого возраста развитие мальчиков и девочек значительно отличается. По мнению В.Е. Кагана, в течение этого периода происходит более специфичная маскулинная идентификация мальчика, благодаря которой происходит смена ранней идентификации с матерью и все больше ребенок начинает обращаться к отцу как объекту полоролевой идентификации [4].
В тоже время, в современном обществе существуют определенные затруднения, поскольку мужская идентификация подкреплена более стереотипными представлениями о роли мужчины. В последствии мальчики могут переориентироваться на негативный способ проявления маскулинности, идентифицируя себя со всем, что не является женским.
И.И. Лунин считает, что для девочек в этот период формирования женской полоролевой идентичности носит более последовательный характер. Им не нужно преодолевать раннюю привязанность к матери, поскольку их окончательное представление своей полоролевой идентичности совпадает с центральным объектом их эмоциональной привязанности - матерью [5].
С.Б. Данилюк подчеркивает, что в результате разных процессов формирование полоролевой идентичности у мальчиков и девочек по-разному происходит формирование внутреннего мира и полоролевого самосознания. С этого возраста все больше различий начинает проявляться у мальчиков и девочек в способах мышления, в разрешении проблем, на которые оказывает влияние так же поведение родителей. В раннем возрасте дети учатся вести себя в соответствии с полом, и роль родителей здесь является ключевой, поскольку благодаря им формируется гендерно-соответствующее поведение. Девочки учатся копировать поведение матерей, мальчики поведение отцов [6].
В мире мальчиков отношения являются более иерар-хичными, постоянно проявляется конкуренция, чтобы утвердить доминирование для мальчиков важно при-364
влечь публику, утвердить себя.
Н.Л. Белопольская отмечает, что к возрасту 3-х 4-х лет у детей также формируется способность различать других людей по полу и складывается уже более четкое осознание своей половой принадлежности. Некоторые дети в этом возрасте уже могут отвергать то, что в их системе представлений противоречит нормам пола, то есть не соответствующую одежду, манеры поведения и т. д. Все это свидетельствует о том, что в полоролевом самосознании детей уже укрепились определенные поло-ролевые представления, которые являются основой для формирования полоролевых установок в поведении [7].
Третий этап приходится на 6-7 лет. На протяжении всего периода от 3-4 лет до 6-7 лет происходит серьезная работа по формированию всех структурных компонентов полоролевого самосознания ребенка. В этот период дети активно осваивают свою половую роль, более детально знакомятся с различиями полов. На этот процесс в значительной степени влияют разъяснения взрослых, образы художественной литературы, образы мультипликационных и художественных фильмов, поведение окружающих ребенка людей включая взрослых и сверстников.
Как считают Н.А. Шинкарёва, Ж.А. Грязнова [8-10] в качестве важного компонента сферы дошкольного образования и воспитания положительного самосознания дошкольников, выступает сегодня гендерная компетентность самого педагога. Сущность концептуальных требований к гендерной компетентности педагога ДОО сводится к расширению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Авторы рассматривают гендерную компетентность, как профессионально-значимую позиция воспитателя, ориентированную на эгалитарные ценности, моделирование образовательной среды, формирующей социальные аспекты пола (гендерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы) [8-15].
А.А. Чекалина в качестве основных механизмов формирования полоролевого самосознания в дошкольном возрасте выделяет подражание, идентификацию, моделирование, рефлексию, социальный контроль.
Подражание является одним из более ранних механизмов формирования полоролевого самосознания. Подражая поведению родителя того же пола, ребенок усваивает первичные модели полоролевого поведения.
Идентификация является более глубоким механизмом, на основе которого ребенок присваивает образцы не только полоролевого поведения, но и установок, которые влияют на отношение к себе как представителю определенного пола, на формирование взаимоотношений с представителями другого пола.
Моделирование является одним из механизмов формирования полоролевого самосознания, которое активно проявляется в игре. В игре дети моделируют разные ситуации, транслируют полоролевое поведение через образы разных героев и персонажей.
Рефлексия помогает детям анализировать свое поведение с точки зрения принадлежности к определенному полу. Осознавая себя и свои проявления как представителя определенного пола, ребенок укрепляет внутренние установки и представления, а также рефлексия влияет на формирование эмоционального отношения к себе.
Социальный контроль является важным механизмом формирования полоролевого самосознания, поскольку с помощью социального контроля, то есть оценок окружающих ребенка взрослых, поведение ребенка все больше подстраивается под общепринятые нормы. Поскольку если в поведении ребенка проявляются не характерные для его полоролевой принадлежности черты, то это поведение осуждается, а соответствующее полу поведение наоборот поощряется [16].
Эти механизмы имеют большое значение в дошкольном возрасте, поскольку, как отмечают многие исследо-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Цевелева Мария Васильевна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ...
ватели, в возрасте от 3 до 5 лет полоролевые представления являются еще неустойчивыми и лишь немногие дети способны объяснить различия полов и сами дети еще не осознают необратимости своей полоролевой принадлежности.
Постепенно, к пяти годам у детей формируется устойчивое понимание того, что изменить свою половую принадлежность нельзя, у детей начинает формироваться целостный образ того, представителями какого пола они являются.
Нами было проведено исследование особенностей полоролевого самосознания детей пятого года жизни. В структуре полоролевого самосознания мы условно выделили три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, для оценки которых были подобраны соответствующие методики:
1. Беседа с ребенком (А.М. Щетинина, О.И Иванова).
2. Методика «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская).
3. Наблюдение (Н.Е. Татаринцева).
Экспериментальной базой исследования выступало
МДОУ «Детский сад комбинированного вида г. Саянск. В исследовании участвовало 20 детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Методика «Беседа с ребенком» позволила выявить уровень сформированности представлений о половых ролях и о себе, как представителе определенного пола, а также эмоциональное отношение к своей половой роли.
Высокий уровень сформированности когнитивного компонента полоролевого самосознания выявлен у 20 % детей пятого года жизни. Средний уровень выявлен у 45 % детей пятого года жизни, низкий уровень выявлен у 35 % детей.
В соответствии с количественными показателями, мы также определили качественные характеристики каждого уровня для того, чтобы представить их особенности и различия.
У детей пятого года жизни с высоким уровнем сфор-мированности когнитивного компонента полоролевого самосознания проявляются знания необратимости своего пола, сформированность представлений о полороле-вых функциях, об отличиях мальчиков и девочек, о по-лоролевых функциях в будущем и их принятие.
Дошкольники пятого года жизни со средним уровнем развития когнитивного компонента полоролевого самосознания характеризуются тем, что у них сформированы представления о себе, как о мальчике или девочке, они осознают необратимость половой принадлежности, оценивают себя в целом положительно, но недостаточно ориентируются в функциях, которые они выполняют в семье в настоящем и в будущем, а также в отличительных признаках полов.
Дошкольники, отнесенные к группе детей с низким уровнем развития когнитивного компонента полоро-левого самосознания, характеризуются недостаточной сформированностью представлений о своей половой принадлежности. У этих детей отмечается понимание необратимости половой принадлежности. В тоже время, у детей наблюдается: недостаточная сформированность представлений о себе, как о мальчике или девочке, о своих настоящих и будущих полоролевых функциях, особенностях поведения.
В результате проведения данной методики мы установили, что когнитивный компонент полоролевого самосознания у детей пятого года жизни характеризуется тем, что представления о себе, как о мальчике или девочке у детей сформированы, они идентифицируют себя со своим полом, осознают его необратимость, но, в тоже время, они характеризуются недостаточными представлениями о том, какие черты отличают мальчиков и девочек, какие функции они выполняют в настоящем и будут выполнять в будущем, недостаточно дифференцируют модели полоролевого поведения.
Результаты оценки когнитивного компонента позво-
ляют говорить о том, что у детей пятого года жизни данный компонент в структуре полоролевого самосознания находится еще в процессе формирования. Это является закономерным, поскольку большинство исследователей подчеркивают, что полное осознание необратимости своего пола и принятия своего пола осуществляется к старшему дошкольному возрасту.
Для оценки эмоционального компонента полороле-вого самосознания нами была использована методика «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской. С помощью данной методики мы оценивали, сформирована ли правильная идентификация у ребенка со своим полом, которая означает, прежде всего, принятия себя, как представителя определенного пола и эмоционально положительное отношение к себе.
Полностью идентифицируют себя со своим полом 45 % детей пятого года жизни. Они принимают себя как представителя определенного пола, осознают изменения, которые будут происходить с ними по мере взросления. Иногда допускают ошибки в хронологическом порядке определения этапов взросления.
У 55 % детей пятого года жизни половозрастная идентификация сформирована не в полной мере. Это проявляется в том, что дети, правильно называя свой пол и идентифицируя себя с ним, не могут определить правильно, кем они будут в будущем, как будет изменяться их внешность и их социальный статус, что может быть обусловлено несформированностью у этих детей представлений о необратимости половой принадлежности.
Детей среднего дошкольного возраста, которые бы характеризовались несформированной половозрастной идентификацией, мы не выявили. В то же время, количественные показатели свидетельствуют о том, что у большинства детей пятого года жизни отмечаются трудности в идентификации себя с полом, особенно во временной перспективе. Это указывает на необходимость развития эмоционального компонента полоролевого самосознания детей.
В результате проведенного наблюдения за поведением детей пятого года жизни, мы выявили следующие показатели сформированности поведенческого компонента полоролевого самосознания у детей пятого года жизни: высокий уровень отмечается у 20 % детей, средний уровень - у 40 % детей, низкий уровень отмечается у 40 % детей.
Высокий уровень развития поведенческого компонента полоролевого самосознания детей пятого года жизни характеризуется тем, что в своем поведении дети ведут себя адекватно своей половой принадлежности и возрасту. Игровые предпочтения детей соответствуют их полу, характер игровых действий также отражает особенности полоролевой принадлежности ребенка. Модели поведения, которые выбирают дети в тех или иных ситуациях, в большей степени соответствуют их половой принадлежности.
Средний уровень сформированности поведенческого компонента полоролевого самосознания, характеризуется тем, что дети не всегда проявляют в поведении выраженность игровых предпочтений, объектов взаимодействия в соответствии со своей половой принадлежностью.
Характер игровых действий у них может различаться. Они проявляют интерес к играм представителей другого пола. В партнеры по игре также могут выбирать себе детей противоположного пола. Их полоролевое поведение не всегда соответствует содержанию самой ситуации.
Низкий уровень развития поведенческого компонента полоролевого самосознания у детей пятого года жизни характеризуется тем, что в своем поведении дети не проявляют избирательности в выборе партнеров по игре, игрушек, их игровые действия являются недостаточно разнообразными, они не проявляют стремления выбирать в игре роль, которая соответствует их половой принадлежности, их поведение полоролевое во многих
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Tseveleva Maria Vasilevna FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SEX-ROLE IDENTITY .
pedagogical sciences
ситуациях не соответствует содержанию самой ситуации.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что поведенческий компонент полоро-левого самосознания у детей пятого года жизни характеризуется тем, что не в полной мере у детей проявляется избирательность в выборе партнеров по игре, игрушек, игровых действий в соответствии с половой принадлежностью. Полоролевое поведение детей не во всех ситуациях соответствует содержанию самой ситуации, что может указывать на недостаточную сформированность определенных моделей и когнитивного компонента по-лоролевого самосознания.
По результатам оценки структурных компонентов полоролевого самосознания мы смогли условно распределить детей по уровню развития полоролевого самосознания на три группы.
К высокому уровню развития полоролевого самосознания отнесены 20 % детей пятого года жизни. У этих дошкольников отмечается сформированность и устойчивость представлений о своей половой принадлежности, избирательность в поведении и в разных видах деятельности в соответствии с полоролевыми предпочтениями, сформированность адекватного полоролевого поведения.
К среднему уровню развития полоролевого самосознания мы отнесли 45 % дошкольников пятого года жизни. У них отмечается неустойчивость представлений о своей половой принадлежности, неустойчивость избирательных предпочтений, недостаточная сформи-рованность представлений о себе, как о представителе конкретного пола и осознание различий с представителями других полов. Полоролевое поведение этих детей не всегда соответствует содержанию ситуаций.
Низкий уровень развития полоролевого самосознания мы выявили у 35 % детей. Эти дошкольники характеризуются тем, что у них наблюдается недостаточное осознание себя, как представителя определенного пола, недостаточная сформированность представлений о своей половой принадлежности, отсутствует избирательность полоролевых предпочтений и снижена адекватность полоролевого поведения.
Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства детей пятого года жизни полороле-вое самосознание развито недостаточно, и преобладающими являются средний и низкий уровни его развития. Для детей пятого года жизни характерна неустойчивость представлений о своей половой принадлежности, неустойчивость избирательных предпочтений, недостаточная сформированность представлений о себе, как о представителе конкретного пола и осознание различий с представителями других полов, снижена адекватность полоролевого поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенова К.В. Половое самосознание в детском возрасте // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL:<aref=»http://www.scienceforum. ги/2017/2342/27076 www.scienceforum.rU/2.
2. Виноградова Н.А. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие - М.: ТЦ «Сфера», 2012. - 118 с.
3. Коломинский Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. - 2005. -№3. -С. 165-171.
4. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2010. - № 2. - С. 18-22.
5. Лунин И.И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка // Психиатрический аспект педиатрии. - СПб., 2005. - 153 с.
6. Данилюк С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома: авторефе-
рат дис. ... канд. псих. наук / С.Б, Данилюк. - Москва, 1993. -14 с.
7. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания -М.: Когито-Центр, 2008. - 24 с.
8. Шинкарёва Н.А., Грязнова Ж.А. Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного воспитателя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 344-347.
9. Шинкарёва Н.А. Представления о семье мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 283-286.
10. Шинкарёва Н.А. Гендерные аспекты ценностно-смысловых ориентаций детей старшего дошкольного возраста // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012. № 17. С. 68-70.
11. Венкова З.Л. Структурно-функциональная модель реализации социально-педагогического процесса доу и семьи (в аспекте гендерного воспитания) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 31-34.
12. Гахраманова Г.Н. Исследование социальных механизмов формирования гендерных различий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 56-62.
13.Зотова Д.А. Реализация тендерного подхода в воспитании девочек младшего школьного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 103-107.
14. Скоморохова Н.А. Гендерный подход в педагогической практике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 94-97.
15. Баурова Ю.В. Теоретические положения осуществления учебного процесса на основе гендерного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 13-17.
16. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие - М.: «Ось-89», 2006. - 256 с.
Статья поступила в редакцию 29.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
366
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)