Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Ivaylovskaya Ksenia Yurievna ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING ...
pedagogical sciences
УДК 373
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0031 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ К СВОЕМУ И ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ
© 2019
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Ивайловская Ксения Юрьевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматривается проблема положительного отношения дошкольников к своему и противоположному полу. Изучены взгляды авторов на данную проблему, где авторы выделяют компоненты отношений и считают, что к 5 годам у детей формируются представления о поле, самосознание становится константным. В статье представлены цель, задачи и методики констатирующего этапа организации опытно-экспериментальной работы в рамках темы исследования. В исследовании принимали участие дети пятого года жизни, которые были разделены на 2 группы - контрольную и экспериментальную, а также участвовали педагоги и родители. В ходе исследования основными методами, которые мы использовали, являлись: беседа, анкетирование и наблюдение. Определены критерии и методы анализа организационно-педагогических условий развития положительного отношения детей к своему и противоположному полу. Проанализировав организационно-педагогические условия развития положительного отношения детей пятого года жизни к своему и противоположному полу, мы установили, что педагоги организуют работу по проблеме на основе имеющихся знаний, но это работа не является целостной, так как не все педагоги знают какие методы, технологии можно использовать в работе с детьми
Ключевые слова: отношение, положительное отношение, самосознание, педагог, родитель, дошкольник, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты уровня готовности, констатирующий этап, развивающая предметно-пространственная среда группы.
ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING A POSITIVE ATTITUDE OF THE CHILD OF THE FIFTH YEAR OF LIFE TO HIS OR HER AND THE OPPOSITE SEX
© 2019
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education" Ivaylovskaya Ksenia Yurievna, bachelor
Irkutsk State University
(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the problem of positive attitude of preschool children to their and the opposite sex. The authors studied the authors ' views on this problem, where the authors identify the components of relations and believe that by the age of 5 children formed ideas about the field, self-consciousness becomes constant. The article presents the purpose, tasks and methods of the ascertaining stage of the organization of experimental work within the framework of the research topic. The study involved children of the fifth year of life, who were divided into 2 groups - control and experimental, as well as teachers and parents. During the study, the main methods that we used were: conversation, questioning and observation. Criteria and methods of the analysis of organizational and pedagogical conditions of development of the positive attitude of children to the and opposite sex are defined. After analyzing the organizational and pedagogical conditions for the development of a positive attitude of children of the fifth year of life to their and the opposite sex, we found that teachers organize work on the problem on the basis of existing knowledge, but this work is not holistic, since not all teachers know what methods, technologies can be used in working with children
Keywords: attitude, positive attitude, self-consciousness, teacher, parent, preschool child, cognitive, activity, reflexive components of readiness level, ascertaining stage, developing subject-spatial environment of the group.
Формирование социально-развитой личности составляет основу социального заказа современного общества, что закреплено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования в пунктах: 1.6: развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 2.6.: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; обладает начальными знаниями о себе, проявляет интерес к сверстникам, подражает им.
Исследователи, занимавшиеся проблемой положительного отношения детей к себе и к противоположному полу О.Е. Смирнова [1], Е.П. Ильин [2], Н.Е. Татаринцева [3], М.И. Лисина [4] и другие, отмечают, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования положительного отношения детей к своему и противоположному полу.
В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Положительные отношения - сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности, что обеспечивает
динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В.Н. Мясищев выделял три компонента отношений, которые определяются характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми: эмоциональный, мотивационно - поведенческий (волевой), когнитивный [5].
Л.В. Куликов выделяет компоненты отношений:
- познавательный - представление о себе;
- эмоциональный - принятие себя;
- поведенческий - установки на себя, активность, направленная на себя [6].
Л.В. Коломийченко рассматривает положительное отношение ребенка к своему и противоположному полу как целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с ребенком, способствующий адекватному восприятию и освоению гендерной культуры, и формированию межполовой толерантности [7].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы солидарны во взглядах с Н.А. Шинкарёвой, А.А. Бодалевым. Н.А. Шинкарёва, А.А. Бодалев представляют положительное отношение как осознание и принятие себя как человека определенного пола, представления о половых ролях, отношение к себе как представителю определен-
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Ивайловская Ксения Юрьевна СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...
ного пола и рассматривают самосознание как сложное динамическое единство знания и отношения [8, 9].
Согласно исследований В.С. Мухиной самосознание представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. Структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев:
1) эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; 2) притязание на признание (потребность в признание); 3) полоролевую идентификацию (единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль); 4) психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5. социально-нормативное пространство личности - её права и обязанности [10].
Репина Т.А. выделяет три этапа в процессе самосознания ребенком личностного определения пола:
1-й этап - осуществление полоролевой идентификации. Ребенок, научаясь различать мужчину и женщину, девочку и мальчика и знать, какого рода поведение характеризует каждого из них причисляет себя к мужскому или женскому полу, к мальчикам или девочкам.
2-й этап - формирование полоролевых предпочтений в различных сферах деятельности и жизни. Этот этап тесно связан с первым, так как для того, чтобы возникли полоролевые предпочтения, ребенок должен знать, в чем заключаются различия в поведении людей разного пола.
3-й этап - овладение поведением в соответствии с полоролевыми стандартами и формирование некоторых психических половых особенностей [11].
Исследования А.В. Цветкова. Д.Н. Исаева, И.С. Кона показали, что двухлетний ребёнок знает свой пол, но ещё не умеет обосновать эту атрибуцию. На самых первых порах это сугубо номинативное (обозначающее) значение: ребенок умеет назвать свой пол, но не более того. К 2-м годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Далее разворачивается этап знакомства с различиями мальчиков и девочек (внешний вид, прическа, особенности поведения) на этом этапе ребенок допускает обратимость пола, рассматривая его как временное и меняющееся состояние человека, а не его постоянное свойство. К 3-3,5 годам, когда в речи появляется слово «Я», дети знают свой пол, различают в этом отношении других людей, знают о некоторых различиях в требованиях к играм, занятиям, стилю поведения мальчиков и девочек. В 3-4 года полоролевая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими и поведенческими свойствами [12, 13;14].
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей созданных педагогических условий развития положительного отношения ребенка к своему и противоположному полу в ДОО, и определение уровня развития положительного отношения у детей пятого года жизни к своему и противоположному полу. В исследовании принимали участие дети пятого года жизни контрольной и экспериментальной группы. Количество детей в каждой группе составило двадцать человек. В исследовании также приняли участие педагоги в количестве десяти человек и родители в количестве тридцать человек.
Констатирующий этап исследования включал в себя два направления диагностики: анализ организационно-педагогических условий развития положительного отношения дошкольников к своему и противоположному полу и диагностика уровня развития положительного отношения детей к своему и противоположному полу.
Исследование развития положительного отношения детей пятого года жизни к своему и противоположному полу происходило с помощью следующих методик: 1. Методика исследования детского самосознания
«Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская); 2. Полустандартизированное интервью В.Е. Кагана; 3. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой дошкольников Т.А. Репина, Л.А Арутюнова.
Организационно-педагогические условия развития положительного отношения детей к своему и противоположному полу в ДОО
В соответствии с разработанной критериальной системой оценки, представим покомпонентный анализ педагогической готовности к развитию положительного отношения детей к своему и противоположному полу.
Результаты опроса педагогов показали, что сформи-рованность когнитивного компонента готовности к реализации положительного отношения детей к своему и противоположному полу в ДОО у 65% педагогов находится на низком уровне. Педагоги, отнесённые к этому уровню, не имеют теоретических знаний в области положительного отношения детей к своему и противоположному полу. Так, Юлия П., на вопрос «Что такое положительное отношение детей к себе и противоположному полу?» ответила, отрицательно на этот вопрос. Анна Х. ответила: «Это разделение на женский и мужской пол». На вопрос «Чем полоролевое воспитание отличается от гендерного?» Елена К. ответила: «Данные понятия ничем не отличаются, это синонимы», Юли П. ответила: «Это одинаковые понятия».
У 18% педагог сформированность когнитивного компонента находится на среднем уровне. Вера С., на вопрос «Что такое положительное отношение детей к себе и противоположному полу?» ответила: «Что это принятие себя и другого ребенка, сформированность образа я».
У 17% педагогов сформированность когнитивного компонента находится на высоком уровне. Например, Наталья В., на вопрос, «Что такое положительное отношение детей к себе и к противоположному полу?» ответила: «Это знания и представления ребенка о себе, как о представителе определенного пола, о тех ролях, которые в обществе выполняют мальчики и девочки, чувство гордости, связанные с принадлежностью к тому или иному полу, желание соответствовать эталону женственности и мужественности». На вопрос «Чем полоролевое воспитание отличается от гендерного?» Наталья В. ответила: Гендерное воспитание - это воспитание ребенка с учетом его пола, это комплексный процесс воздействия на ребенка с целью формирования набора культурных характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин и взаимоотношения между ними в разных сферах жизнедеятельности; полоролевое воспитание - это процесс формирования поведения подрастающего поколения, которое основывается на анатомо-биологических различиях между мужчинами и женщинами, воспитание позитивной полоролевой идентичности».
Согласно полученных данных у 55% педагогов сфор-мированность деятельностного компонента находится на низком уровне. Так, на вопрос Елена К. ответила: «Можно использовать все методы». Анна Х., не ответила на данный вопрос. На вопрос «Какие используете технологии в работе с детьми по принятию собственного пола?» Юлия П., Елена К. ответили: «Только игровые технологии». Анна Х. и Вера С. не ответили на вопрос.
Сформированность деятельностного компонента у 25% педагогов находится на среднем уровне. На вопрос «Какие методы можно использовать в работе с детьми по принятию собственного пола» Наталья Б. ответила: «Разнообразные игры, где дети играют вместе». Ольга Б. ответила: «Игры на сплочение, сюжетно-ролевые игры».
У 20% педагогов сформированность деятельностно-го компонента находится на высоком уровне. На вопрос «Какие методы можно использовать в работе с детьми по принятию собственного пола» Вера С. ответила: «Игры у зеркала, игры «Что сначала, что потом», заполнение портфолио ребенка, поручения мальчикам где нужна
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Ivaylovskaya Ksenia Yurievna pedagogical
ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING ... sciences
сила, девочке - где нужна эстетика, украшение». На вопрос «Какие используете технологии в работе с детьми по принятию собственного пола?» Наталья В. ответила: «Использую игру так как это ведущий вид деятельности, играя вместе дети начинают строить взаимоотношения; беседа, метод проблемных ситуаций, чтение и анализ художественных произведений».
У 50% педагогов уровень сформированности рефлексивного компонента находится на низком уровне. Например, на вопрос «В каких видах деятельности уделяется внимание положительному отношению ребенка к себе и к противоположному полу» Ольга Б, Елена К, Наталья К ответили: «В игровой деятельности». На вопрос «Нужно ли проводить какие-либо виды деятельности отдельно с девочками, отдельно с мальчиками» Юлия П. ответила: «Нет, не нужно». Анна Х, Вероника Р, не дали ответ на данный вопрос.
Сформированность рефлексивного компонента находится на среднем уровне у 30% педагогов. На вопрос «Нужно ли проводить какие-либо виды деятельности отдельно с девочками, отдельно с мальчиками» Ольга П. ответила: «Можно проводить беседы «Как нужно относиться к девочкам (мальчикам)». Вероника Р, на вопрос «Какую работу проводите с родителями по полоролево-му воспитанию детей», сказала: «Консультации, беседы, посещение ребенка на дому, развлечения «Я как папа» и другие».
У 20% педагогов сформированность рефлексивного компонента находится на высоком уровне. Так на вопрос «Нужно ли проводить какие-либо виды деятельности отдельно с девочками, отдельно с мальчиками» Наталья В. ответила: «Нужно, в книжном центре можно оформить раздел «Литература для девочек», «Литература для мальчиков». Девочки практикуются в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развитию умения общаться и навыкам сотрудничества. Игры мальчиков должны побуждать их к преобразованию окружающего мира. Должно происходить отчетливое и явное выделение ролей». На вопрос «Какую работа проводите с родителями по полоролевому воспитанию детей?» Вера С. ответила: «Отмечаем проявления в поведении детей, консультации «В семье растет будущий мужчина» и «Чем отличаются девочки и мальчики, что надо знать родителям».
Обобщив результаты оценки по всем компонентам, мы выделили уровневые характеристики педагогической готовности к развитию положительного отношения детей к своему и противоположному полу.
Высокий уровень готовности характеризуется тем, что педагоги организуют собственную педагогическую деятельность ориентируясь на возможности, желания детей. Понимают, чем отличается полоролевое воспитание от гендерного. Знает педагогов, которые занимались данной проблемой. Педагоги проводят с детьми работу по формированию положительного отношения дошкольников к своему и противоположному полу. Знают технологии, методы работы с детьми. Педагоги систе-магически проводит рефлексивный анализ и оценку своей профессиональной деятельности для определения новых направлений в организации эффективного взаимодействия с детьми. Проводят работу с родителями по данной проблеме.
Средний уровень готовности характеризуется тем, что педагоги имеют представление о положительном отношении детей к своему и противоположному полу, но не всегда применяет свои знания в педагогической деятельности. Выстраивание работы с детьми носит эпизодический характер.
Низкий уровень сформированности характеризуется тем, что педагоги не знают, что такое «положительное отношение детей к своему и противоположному полу». Не имеют представления о том, какие авторы занимались данной проблемой. В деятельности педагогов отсутствует работа по развитию положительного отноше-130
ния детей к своему и противоположному полу. Педагоги не проводят занятия с детьми и родителями по развитию положительного отношения дошкольников к своему и противоположному полу.
Таким образом, результаты исследования показали, что готовность педагогов ДОО к развитию положительного отношения детей к своему и противоположному полу, сформирована на разном уровне. Преобладание показателей низкого и среднего уровня свидетельствует о необходимости организации работы по формированию готовности педагогов к развитию положительного отношения дошкольников к своему и противоположному полу в ДОО.
Изучая особенности отношения родителей к данному проблеме, мы пришли к выводу, что уровень сфор-мированности когнитивного компонента у 67% родителей находится на низком уровне. Так на вопрос «Что вы понимаете под понятием «положительное отношение детей к себе и противоположному полу», большинство родителей ответили, что не знают ответ на этот вопрос или не отвечали на него. На вопрос «Занимаетесь ли Вы полоролевым воспитанием ребенка в семье?», Ольга В. ответила: «Нет, не занимаюсь».
У 33% родителей сформированность когнитивного компонента находится на среднем уровне. На вопрос: «Что вы понимаете под понятием «положительное отношение детей к себе и противоположному полу», Ирина А. ответила: «Это как дети относятся к себе и к другим», Алена В. ответила: «Отношение к другим детям».
Сформированность деятельностного компонента у 57% родителей находится на низком уровне. Так на вопрос «С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо делать акцент на полоролевые особенности ребенка», Екатерина М. ответила: «Не нужно, дети научатся сами», Татьяна Т. ответила: «Нет, не надо делать акцент на полоролевые качества».
43% родителей имеют средний уровень сформированности деятельностного компонента. На вопрос «С какого возраста, на Ваш взгляд, необходимо делать акцент на полоролевые особенности ребенка», Светлана В., Елена Я. ответили: «С дошкольного возраста», Тамара С. ответила: «С рождения».
Сформированность рефлексивного компонента у 50% родителей находится на низком уровне, так на вопрос «Рассказываете ли вы детям о различиях между мальчиками и девочками?», большинство родителей отвечали, что нет не рассказываем, так как еще рано.
У 50% родителей сформированность рефлексивного компонента находится на среднем уровне. На вопрос «Назовите качества, которые, по вашему мнению, особенно важно воспитывать у девочек, у мальчиков», Татьяна Т. ответила: «Добропорядочность, ответственность, дружелюбие, помощь родителям», Елена Я. ответила: «Уважение к себе и к близким».
Таким образом, результаты исследования показали, что оценка уровня готовности родителей к развитию положительного отношения дошкольников к своему и противоположному полу находится в основном на низком и среднем уровне.
Игровая деятельность предоставляет наибольшие возможности для развития положительного отношения детей к себе и к противоположному полу. Проанализировав в детском саду «Центр игры» мы устанавливали соответствие между игровым оборудованием, рекомендованным в данной возрастной группе и оборудованием, которое имеется в наличии, а также его количеством.
Согласно анализу развивающей предметно-пространственной среды, мы пришли к выводу, что игрушки-персонажи и ролевые атрибуты (мягкие антропоморфные животные, наручные куклы би-ба-бо, набор персонажей для плоскостного театра и т.д.) представлены в неполном объеме. В группе имеются игрушки для сюжетно-ролевых игр, наборы мелких игрушек, солда-
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Ивайловская Ксения Юрьевна СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...
тики, куклы, однако их количество не соответствует требованиям. Например, плащ накидка не представлена в группе, солдатики представлены только в виде рыцарей, при рекомендованной норме 3-4 разных, также входят богатыри. Также в группе отсутствуют атрибуты, которые могли бы быть использованы в сюжетно-ролевых играх в качестве элементов костюмов. Практически отсутствуют предметы, которые отражают особенности быта и характеризующие разные профессии: короны, кокошники, ремень ковбоя, каска, шлем.
Игрушки-предметы оперирования, к которым относятся: часы, телефон, весы, набор чайной посуды, корабль и т.д. представлены частично. Например, биноклей, лунахода в группе нет, имеется один набор медицинских принадлежностей при рекомендованной норме два, имеется один корабль при рекомендованной норме два.
Маркеры игрового пространства (универсальная ширма, тематические строительные наборы, ландшафтный макет) также представлены частично. В развивающей предметно-пространственной среде группы имеются ширма, игровые модули «Кухня», «Парикмахерская» и «Мастерская», макет кукольного дома, но отсутствуют: стойка с рулем/штурвалом, стойка-флагшток, зоопарк, крепость, набор мебели для мелких персонажей и др., соответственно, нет стимульного материала для развёртывания соответствующих сюжетно-ролевых игр.
Имеются полифункциональные материалы, строительный набор, объемные модули. Не все игровое оборудование находится в зоне доступа для детей.
Таким образом, проанализировав развивающую предметно-пространственную среду, мы пришли к выводу, что в группе прослеживается недостаточное количество материала для детей в сравнении с рекомендуемым количеством на группу.
В ходе констатирующего этапа исследования, мы провели оценку уровня положительного отношения детей пятого года жизни к своему и противоположному полу. Для выявления уровня сформированности положительного отношения у мальчиков и девочек 5 года жизни к своему и противоположному полу, мы использовали методику «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская).
Согласно данной методики дети не смогли идентифицировать свой прошлый образ, сопровождая свой выбор: Давид Р.: «Я не знаю, каким был», Дима М.: «Я уже взрослый».
В качестве «образа будущего» дети выбирали образ юноши/девушки, взрослого (мужчины/женщины). На вопрос «Почему выбрал этот образ?» Лева С. ответил: «Хочу помогать маме», Арина С.: «Она похожа на маму», Настя С.: «Красивая сумка, хочу такую же».
Наиболее привлекательным образом являлся образ юноши/девушки. Свой выбор дети объясняют следующим образом: Рита П.: «Она большая, главная», Артем Г.: «Красивый цвет футболки, старший». Также в качестве привлекательного образа дети выбирали образ взрослого (мужчина/женщина): Ярослав Б.: «Взрослый, он работает», Настя С.: «У нее красивая сумочка».
Непривлекательным образом был образ младенца, юноши/девушки, образ старика/старушки и образ взрослого. Свой выбор дети сопровождали следующими ответами: Юля Т. говорила: «Потому что сосет соску», Виктория С.: «Носит черный цвет и ходит с палочкой», Тимоша С.: «Потому что здесь я старенький», Аня К.: «Не нравятся темные волосы».
Таким образом, результаты по данной методике показывают, что не все дети правильно идентифицирует свой пол, могут определять свой прошлый образ, но испытывают затруднения, чтобы составить последовательность своего и противоположного пола.
Для выявления у детей полоролевых установок, мы использовали полустандартизированное интервью В. Е. Кагана.
К низкому уровню, мы отнесли 57% мальчиков и 39% девочек экспериментальной группы и 55% мальчиков и 67% девочек контрольной группы. Так на вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь?», Милена П. ответила: «Мамой», Ангелина Ф., ответили: «Что не знают кем они станут». Дети не приводят примеров, ответы детей схематичны.
К среднему уровню мы отнесли 14% мальчиков и 38% девочек экспериментальной группы, 27% мальчиков и 67% девочек контрольной группы. Дети данного уровня знают, что мальчики и девочки разные, но затрудняются при ответе на вопрос, как можно отличить мальчика от девочки. На вопрос «Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком)?» Виктория С. ответила: «Девочки могут носить платье, туфли», Саша С. ответила: «Девочки носят косички, платья, туфли», Димид Я. ответил: «Потому что мальчики красивые».
Высокий уровень показали 29% мальчиков и 23% девочек экспериментальной группы, 18% мальчиков контрольной группы. На вопрос «Как ты думаешь, каким должен быть мальчик, девочка», Артем Г. ответил: «Мальчики должны быть спортивные, защищать слабых, помогать», Дарина Я. ответила: «Мальчик должен быть храбрым, добрым, не обижать девочек, любить родных; девочка должна быть доброй, хорошей, любить родных». На вопрос «Что тебе больше всего нравится в мальчиках, девочках», Андрей Т. ответил: «В мальчиках нравится сила, что они помогают слабым, в девочках нравится доброта, что они помогают».
Для изучения умения брать и распределять роли в соответствии с половыми признаками мы использовали наблюдение за сюжетно-ролевой игрой Т. А. Репина, Л. А. Арутюнова.
По данным наблюдения были полученные следующие данные: к низкому уровню мы отнесли 65% детей экспериментальной группы и 60% детей контрольной группы.
Дети играли в сюжетно-ролевую игру «Семья». При распределении ролей роль выполнял тот ребенок, который «завладел» ключевым атрибутом. Например, Соня С. надела фартук - она будет мамой, Лева Г. сел на диван и стал читать газету - он играл роль папы. Содержание игры однообразно, «мама» кормит «папу», в каком порядке производится кормление и чем - не имело значения. Дети друг к другу обращались по имени, например, Лева Г. спрашивал: «Соня, что у нас сегодня на обед?». Кира Л., подошла к ребятам спросила во, что они играют, спросила можно ли я буду играть с вами? На что ребята ответили отрицательно и сказали, что мы больше не играем.
К среднему уровню мы отнесли 25% детей экспериментальной и 30 % детей контрольной группы. Дети распределяли роли самостоятельно, например, Юля Т. сказала: «Я буду мамой», Гриша А.: «Я буду папой», Ярослав Б.: «Я буду сыном». При распределении ролей конфликтных ситуаций не возникло. Количество игровых действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного действия, например, Юля Т. не только готовила еду, но и отводила Ярослав Б. в детский сад, ходила на работу, укладывала Ярослава спать, читала книги. Гриша А. ходил на работу, помогал по дому, иногда готовил кушать. Например, в игре использовалась игрушечная посуда, муляжи продуктов, кубики дети использовали как хлеб, счетные палочки - макароны. Юля Т. обращалась к Грише А. - муж, к Ярославу Б. -сыночек. Но когда мы спросили у Ярослава Б. ты кого играешь в игре он назвал свое имя. Правила в игре явно невыделенные.
К высокому уровню мы отнесли 10% детей контрольной и 10% экспериментальной группы. При распределении ролей Артем Г. сказал: «Я буду папой», в роли мамы хотели быть несколько детей, дети смогли договориться тем, что они по очереди будут играть роль мамы. Вероника Г. спросила Леру Е.: «Хотела бы она быть их
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Ivaylovskaya Ksenia Yurievna ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING ...
pedagogical sciences
дочкой?», на что Лера ответила согласием. Лера Е. помогала маме по дому, готовить еду. Артем Г. проявил себя в роли папы добрым, ответственным, справедливым. Лера Е. была хорошей помощницей, доброй, отзывчивой. Вероника Г. проявила себя как любящая мама, добрая, нежная, заботливая. В процессе игры к ним присоединился Рома С. с приходом в игру нового человека сюжет стал развиваться по-другому. В игре Вероника Г. использовала предметы заместители: кубики использовались как картошка, кирпичики - хлеб. Дети пытались соблюдать правила на всем протяжении игры.
В результате проведения констатирующего эксперимента, мы убедились, что сформированность положительного отношения детей пятого года жизни к своему и противоположному полу находится на низком уровне. Мы установили, что мальчики и девочки владеют недостаточным объемом представления о себе и о представителе противоположного пола. Так же дети имеют частичное представление о полоролевых стереотипах, своей половой роли, нормах поведения. Не владеют характеристиками полоролевых стереотипов, слабо ориентируются в динамике изменения своего и противоположного пола в прошлом, настоящем, будущем. Имеет недостаточные представления о социальных полороле-вых функциях в будущем. У детей не возникает желания подражать стереотипам своего пола. Большинство детей в ходе исследования не смогли показать высоких результатов.
Родители и педагоги не владеют такими понятиями как положительное отношение детей к своему и противоположному полу, педагоги не знают, кто занимался проблемой полоролевого самосознания детей дошкольного возраста, не знают, чем отличается полоролевое воспитание от гендерного. Родители не имеют представления о том, какие качества нужно воспитывать у мальчиков, какие у девочек; нужно ли рассказывать детям о различиях между мальчиками и девочками.
Таким образом, данные полученные в ходе диагностики подтвердили актуальность проблемы исследования и необходимость разработки формирующего этапа исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Е.О. Смирнова. — М. : Академия, 2000. — 250 с.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства — СПб: Питер, 2001 — 752 с: ил.
3. Татаринцева Н.Е Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы — М.: Центр педагогического образования, 2012. —176 с.
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении — СПб. : Питер, 2009. — 209 с.
5. Мясищев В.Н Психология отношений [- М.: МПСИ, 2005. — 158 с.
6. Куликов Л.В. Психология настроения личности. — СПб, 1997
— 429 с.
7. Коломийченко Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста //Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 12—25.
8. Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «идентичность», «по-лоролевая идентичность» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1266-1269.
9. Шинкарёва Н.А. Научно-теоретический подход к проблеме формирования качеств жизни //Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11) С.333-335.
10. Мухина В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. высш. учеб. заведений /. - М.: Академия, 2006. — 456 с.
11. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей монография / -М. : Изд-во Московского психолого-социального институт; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 288 с. : ил.
12. Исаев Д.Н. Половое воспитание детей — СПб. : Питер, 2000. -116 с. : ил.
13. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. — М . : Академия, 2003. — 336 с.
14. Цветков А.В. О подходах к изучению образа «я» в отечественной и зарубежной психологии // Психология и психотехника. — 2012.
- № 2. — С. 34-42.
Статья поступила в редакцию 12.01.2019
Статья принята к публикации 27.02.2019