Научная статья на тему 'К вопросу развития самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни'

К вопросу развития самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1434
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ СФЕРА / VOLITIONAL SPHERE / КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY QUALITY / ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY SUBSTRUCTURE / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE / ИГРА / GAME / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / GENDER FEATURES / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / CRITERIA AND INDICATORS OF INDEPENDENCE FORMATION / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ / MECHANISM OF SELF-REGULATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Иванова Виктория Эрдыниевна

В статье рассматривается развитие самостоятельности в гендерном аспекте у мальчиков и девочек седьмого года жизни. Тема самостоятельности не является новой в психолого-педагогических исследованиях, но, в то же время, она не утрачивает своей актуальности, поскольку самостоятельность, как интегративная характеристика личности играет важное значение в ее становлении и развитии. Проблема самостоятельности проанализирована в психолого-педагогических исследованиях и рассмотрена в разных аспектах. В развитии детской самостоятельности изучены, представлены и охарактеризованы три ступени. Представлена и охарактеризована инновационная технология развития самостоятельности мальчиков и девочек седьмого года жизни, которая рассматривается в контексте анализа механизмов развития саморегуляции поведения в целом. Изучена и определена сущность понятия и природа «самостоятельности», структура и соотношение компонентов самостоятельности, этапы условия и методы развития, определены критерии, представлены показатели и изучены условия развития самостоятельности у дошкольников. В статье отмечено, что на седьмом году жизни у мальчиков и девочек отчетливо проявляются психофизиологические различия, которые влияют на проявление и развитие самостоятельности, что обуславливает необходимость создания специальных условий развития самостоятельности, учитывающих гендерные особенности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Иванова Виктория Эрдыниевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN BOYS AND GIRLS OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE

The article considers the development of self-reliance in the gender aspect-in boys and girls of the seventh year of life. The theme of independence is not new in psychological and pedagogical research, but at the same time, it does not lose its relevance, because independence as an integrative characteristic of the individual plays an important role in its formation and development. The problem of autonomy is analyzed in psychological and pedagogical studies and considered in different aspects. In the development of children's independence, three stages were studied, presented and characterized. The innovative technology of development of independence of boys and girls of the seventh year of life is presented and characterized, which is considered in the context of the analysis of mechanisms of development of self-regulation of behavior in General. The essence of the concept and the nature of "independence", the structure and the ratio of the components of independence, the stages of conditions and methods of development, the criteria are defined, the indicators are presented and the conditions for the development of independence in preschool children are studied. The article notes that in the seventh year of life boys and girls clearly manifest psychophysiological differences that affect the manifestation and development of independence, which necessitates the creation of special conditions for the development of independence, gender-sensitive children.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни»

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Ivanova Victoria Erdynyevna THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN BOYS AND GIRLS ..

pedagogical sciences

УДК 37.02

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

© 2018

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иванова Виктория Эрдыниевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: educa.isu.ru)

Аннотация. В статье рассматривается развитие самостоятельности в тендерном аспекте - у мальчиков и девочек седьмого года жизни. Тема самостоятельности не является новой в психолого-педагогических исследованиях, но, в то же время, она не утрачивает своей актуальности, поскольку самостоятельность, как интегративная характеристика личности играет важное значение в ее становлении и развитии. Проблема самостоятельности проанализирована в психолого-педагогических исследованиях и рассмотрена в разных аспектах. В развитии детской самостоятельности изучены, представлены и охарактеризованы три ступени. Представлена и охарактеризована инновационная технология развития самостоятельности мальчиков и девочек седьмого года жизни, которая рассматривается в контексте анализа механизмов развития саморегуляции поведения в целом. Изучена и определена сущность понятия и природа «самостоятельности», структура и соотношение компонентов самостоятельности, этапы условия и методы развития, определены критерии, представлены показатели и изучены условия развития самостоятельности у дошкольников. В статье отмечено, что на седьмом году жизни у мальчиков и девочек отчетливо проявляются психофизиологические различия, которые влияют на проявление и развитие самостоятельности, что обуславливает необходимость создания специальных условий развития самостоятельности, учитывающих гендерные особенности детей.

Ключевые слова: волевая сфера, качество личности, подструктура личности, самостоятельность, старший дошкольный возраст, игра, личность, гендерные особенности, критерии и показателями сформированности самостоятельности, механизм развития саморегуляции.

THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN BOYS AND GIRLS OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE

© 2018

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Psychology and pedagogy of preschool education" Ivanova Victoria Erdynyevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: educa.isu.ru)

Abstract. The article considers the development of self-reliance in the gender aspect-in boys and girls of the seventh year of life. The theme of independence is not new in psychological and pedagogical research, but at the same time, it does not lose its relevance, because independence as an integrative characteristic of the individual plays an important role in its formation and development. The problem of autonomy is analyzed in psychological and pedagogical studies and considered in different aspects. In the development of children's independence, three stages were studied, presented and characterized. The innovative technology of development of independence of boys and girls of the seventh year of life is presented and characterized, which is considered in the context of the analysis of mechanisms of development of self-regulation of behavior in General. The essence of the concept and the nature of "independence", the structure and the ratio of the components of independence, the stages of conditions and methods of development, the criteria are defined, the indicators are presented and the conditions for the development of independence in preschool children are studied. The article notes that in the seventh year of life boys and girls clearly manifest psychophysiological differences that affect the manifestation and development of independence, which necessitates the creation of special conditions for the development of independence, gender-sensitive children.

Keywords: volitional sphere, personality quality, personality substructure, independence, senior preschool age, game, personality, gender features, criteria and indicators of independence formation, mechanism of self-regulation development.

На современном этапе развития общества возрастает потребность в активных, творческих и самостоятельных людях, способных проявлять творческий подход к решению проблемных ситуаций, определять путь своего развития. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, инициативности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Данное направление рассматривается на законодательном уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно-исследовательской и т. д.

У дошкольников в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, необходимо сформировать умение самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и

совместной деятельности, достигая положительного результата.

Формирование активной, самостоятельности личности необходимо начинать уже с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период создаются благоприятные условия для формирования основ самостоятельности.

Развиваясь на протяжении всего дошкольного возраста к семи годам дети уже достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В качестве показателей самостоятельности дошкольников седьмого года жизни исследователи выделяют стремление к решению задачи деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Проявления самостоятельности у детей седьмого года жизни характеризуются также и гендерными особенностями. В работах В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, Т.Н. Дороновой отмечается, что мальчики более само-

104

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Иванова Виктория Эрдыниевна К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ...

стоятельны и активны и это наблюдается чаще в игровой деятельности, познавательной деятельности, девочки менее самостоятельны. В тоже время специальных исследований, раскрывающих особенности проявления самостоятельности у мальчиков и девочек в научной литературе не представлено.

Проблема самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях рассмотрена в разных аспектах: изучаются ее сущность и природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Г.Н. одина, Т.Г. Гуськова); этапы условия и методы развития самостоятельности (А.А. ЛЮблинская) и т.д.

В работе С.Л. Рубинштейна самостоятельность рассматривается как качество личности, характеризующееся следующими проявлениями: сознательной мотивированностью действий, их обоснованностью, неподверженностью влиянию и внушению, способностью человека самому усматривать объективные основания для поступков [1].

Л.А. Ростовецкая считает, что самостоятельность выступает как единство самосознания и самоуправления, при котором осуществляется управление личностью своими психическими процессами, создание ситуаций, в которых максимально выявляются её возможности. Ядро или основа самостоятельности как интегративного свойства личности составляют саморегуляция познавательных психических процессов, особенности саморегуляции интеллекта - самостоятельность мышления [2].

О.В Зимонина считает, что самостоятельность можно определить, как черту характера, которая определяет основные направления личности и деятельности [3].

Неоднозначно мнение исследователей и в отношении структуры самостоятельности. Одной из распространенных позиций является выделение трехкомпонентной структуры, включающей интеллектуальной, волевой и эмоциональный компоненты. Интеллектуальный компонент исследователи называют по-разному - как содержательно-операционный, как рациональный.

О.Ф. Борисова, рассматривая самостоятельность у детей дошкольного возраста, отмечает, что критериями самостоятельности являются: содержание конкретной деятельности, выполняемой без помощи других, степень выраженности самостоятельности, предполагающей проявление настойчивости, сосредоточенности на выполнении задания [4].

И.М. Воротилкина считает, что в старшем дошкольном возрасте показателями сформированности самостоятельности могут выступать следующие характеристики: готовность и желание решать задачи деятельности без помощи и участия других; способность ставить цели деятельности; умение планировать деятельность; способность реализовывать задуманное и достигать результатов, адекватных поставленной цели [5].

По мнению С.В. Чебровской, развитие самостоятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста характеризуется как гендерными, так и возрастными особенностями. В развитии детской самостоятельности выделяют три ступени. Первая ступень характеризуется тем, что ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания и побуждений со стороны взрослого. Вторая ступень характеризуется тем, что ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких по характеру ситуациях. На третьей ступени возможен уже более далекий перенос, когда сформированное умение носит обобщенный характер и побуждает ребенка к самостоятельной деятельности в других ситуациях [6].

Логизируя по данной проблеме, мы солидарны с Н.А. Шинкарёвой, что к концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность становятся значительно дифференцированнее и разнообразнее, что связано с развитием у детей в целом умений и навыков

организовывать разные виды деятельности. При этом у мальчиков в большей степени развивается самостоятельность в познавательной деятельности. Они также проявляют самостоятельность, а особенно при поддержке взрослого, в действиях, которые свидетельствуют об их силе, ловкости, и в целом их умениях.

Девочки более самостоятельны в организации своей жизни. А именно, у девочек быстрее формируются навыки самостоятельности в самообслуживании, чем у мальчиков. Возрастающая самостоятельность сказывается на умении оценивать поведение и работу других детей [7-9].

Одной из характерных особенностей самостоятельности старших дошкольников является ее организованность. Дети уже лучше выполняют порученные дела в соответствии с требованиями взрослого человека.

Творческая деятельность является высшей формой развития самостоятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Развитие творчества является обязательным элементом процесса обучения и воспитания старших дошкольников. Как отмечает ряд авторов, именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждается воображение и инициатива.

Развитие самостоятельности у детей седьмого года жизни тесным образом связано с реализацией в педагогическом процессе ряда условий, способствующих развитию самостоятельности.

На данный момент в психолого-педагогических исследованиях отмечаются разные подходы к выделению условий развития самостоятельности. Прежде всего, это проявляется в том, что исследователи ставят акценты на разные аспекты организации педагогического процесса. Большинство исследователей едины во мнении о том, что ведущую роль в развитии самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни играет организация разных видов деятельности детей и организация среды.

В работе Н.П. Гришаевой развитие самостоятельности мальчиков и девочек седьмого года жизни рассматривается в контексте анализа механизмов развития саморегуляции поведения в целом. При этом автор отмечает, что самостоятельность является одним из важнейших проявлений саморегуляции ребенка [10].

В качестве основных условий развития самостоятельности, Н.П. Гришаева выделяет следующие: создание развивающей, трансформируемой среды, как предметной, так и среды «развивающего» общения; трансляция всеми участниками образовательного процесса значимых образцов социального поведения, в частности, поддержка проявлений самостоятельности; регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития самостоятельности у детей; создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми, социально значимую деятельность; разработка плана совместной работы с педагогами по овладению новыми методами и приемами детей развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста [10].

С.В. Чебровская считает, что о развитии самостоятельности ребенка в игре свидетельствуют проявления инициативности в определении темы игры, ее замысла, умение организовать игру, выполнять игровые действия. Коллективные игры являются одним из наиболее эффективных средств, по мнению данного автора, способствующих развитию самостоятельности, поскольку, принимая на себя определенную роль, ребенок регулирует свои действия, подчиняет их роли, взаимодействует в игре с другими детьми и осуществляет всего это самостоятельно на основе сформированных умений и навыков [6].

Опыт коллективных игр является наиболее ценным

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Ivanova Victoria Erdynyevna pedagogical

THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN BOYS AND GIRLS ... sciences

в плане развития самостоятельности, поскольку коллективная игра является менее предсказуемой, требует от ребенка умения ориентироваться в ситуации, гибкости, и, соответственно, самостоятельности в принятии текущих решений по вопросам игры.

В исследовании А.С. Микериной также рассматривалась проблема развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Автором были выделены психолого-педагогические условия формирования самостоятельности, к которым отнесены: организация взаимодействия педагогов с родителями по вопросам развития самостоятельности у ребенка; создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию у ребенка широкого круга интересов и стремление самому решать задачи без помощи взрослого; организация специфических видов детской деятельности с целью развития умения ставить цель, планировать деятельности, осуществлять определенные действия по достижению целей; позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми, которая характеризуется умением ненавязчиво побуждать ребенка к проявлению самостоятельности [11].

В работе Л.А. Ростовецкой отмечается, что для развития самостоятельности мальчиков и девочек седьмого года жизни, важное значение имеет, прежде всего, накопление представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознание значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; формирование положительного отношения к деятельности; формирование элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности [2].

А.Н. Атарова указывает, что для развития самостоятельности мальчиков и девочек седьмого года жизни, наиболее эффективной является интеграция детских видов деятельности, основанная на разных принципах. Первый принцип - это интеграция двух деятельностей одновременно, в частности, например, игра-труд или изобразительная и музыкальная деятельности. Второй принцип интеграции - это сменяющие во времени друг друга виды деятельности, которые нацелены на получение общего, единого результата [12].

Обязательным этапом работы по развитию самостоятельности детей является изучение особенностей и уровня ее развития. В исследовании принимали участие 20 детей: из них 10 девочек и 10 мальчиков в возрасте 6-7 лет.

В исследовании нами был использован комплекс диагностических методик, в число которых вошли: анкета «Что такое самостоятельность» (А.Н. Атарова), наблюдение «Карта проявлений самостоятельности» (Н.А. Атарова)., наблюдение «Карта проявлений самостоятельности» (Н.А. Атарова), проективная методика диагностики «автономности - зависимости» у детей 5-7 лет (С.В. Хусаинова, Г.С. Прыгин).

В ходе констатирующего этапа исследования мы провели изучение особенностей проявления самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни на основе оценки сформированности структурных компонентов самостоятельности.

Результаты исследования показали, что по уровню развития когнитивного компонента самостоятельности распределение мальчиков и девочек отличается, среди мальчиков больше человек с высоким уровнем, чем среди девочек. Зато среди девочек меньше человек с показателями низкого уровня, то есть большинство девочек в целом характеризуются средним уровнем развития когнитивного компонента самостоятельности, в то время, как среди мальчиков уровневый разброс является более широким. И мальчики, и девочки седьмого года жизни часто испытывали затруднения в объяснении самого понятия «самостоятельность» или аргументации своего ответа, несмотря на то, что ответы у них являлись правильными.

Уровень сформированности эмоционально-мотива-106

ционного и волевого компонентов самостоятельности у мальчиков и девочек также различается. Эти различия наблюдаются в показателях высокого уровня, которые у мальчиков более выражены по сравнению с девочками, и показателях среднего уровня, которые более выражены у девочек, по сравнению с мальчиками. В деятельности в целом мальчики седьмого года жизни более ярко проявляют самостоятельность, чем девочки. В тоже время, на уровне отдельных проявлений самостоятельности необходимо отметить, что в деятельности девочки более терпеливы, организованы, способны дольше заниматься разными видами деятельности, чем мальчики, хотя и те, и другие, способны организовать деятельность и довести ее до конца.

Мы выявили, что 60 % мальчиков и 50 % девочек проявляют в предлагаемых ими ситуациях реакции, которые характеризуют как автономное, так и зависимое поведение. И мы отметили для себя, что у этих детей при устойчивой потребности в проявлении самостоятельности, недостаточно сформированы навыки самоорганизации деятельности, что препятствует развитию их самостоятельности.

По результатам оценки выделенных нами компонентов самостоятельности, мы смогли определить общий уровень развития самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни.

Как мы видим из рисунка, высокий уровень развития самостоятельности характерен для 30% мальчиков и 20% девочек. У мальчиков и девочек с высоким уровнем самостоятельности отмечается выраженная и устойчиво проявляющаяся потребность в самостоятельности. У этих дошкольников хорошо сформированы умения организовывать свою деятельность, оценивать результаты своей деятельности, корректировать деятельность в процессе ее осуществления. Они умеют ставить цель и достигать поставленной цели, преодолевая возможные затруднения. Обращаются за помощью они в случае действительной необходимости, предварительно попробовав самостоятельно преодолеть трудность неоднократно.

Средний уровень самостоятельности характерен для 40 % мальчиков и 50 % девочек. У этих дошкольников седьмого года жизни проявления самостоятельности являются неустойчивыми. Часто при выраженной потребности проявлять самостоятельность, у них недостаточно сформированы умения организации своей деятельности, в результате чего возникающие затруднения приводят их к необходимости обращаться за помощью к взрослому. К тому же, у них недостаточно развиты волевые усилия, которые также иногда препятствуют проявлению их самостоятельности.

Низкий уровень самостоятельности характерен для 30 % мальчиков и 30 % девочек седьмого года жизни. Низкий уровень отличается недостаточной выраженностью потребности в самостоятельных действиях, не-сформированностью умений организовывать свою деятельность, преобладанием стремления к зависимому поведению и ориентацией на ведущего или лидирующего, постоянной потребностью обращаться за помощью к взрослым.

Таким образом, анализ современных подходов к проблеме исследования позволил нам определить самостоятельность как динамическое качество личности, высокая степень развития которого характеризуется стремлением к решению задач, умением ставить цель деятельности, способностью удерживать в памяти конечную цель действия, организовывать деятельность в русле её достижения, способностью совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

В дошкольном возрасте показателями сформирован-ности самостоятельности могут выступать следующие характеристики: готовность и желание решать задачи

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Иванова Виктория Эрдыниевна К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ...

деятельности без помощи и участия других; способность ставить цели деятельности; умение планировать деятельность способность реализовывать задуманное и достигать результатов, адекватных поставленной цели.

У мальчиков и девочек седьмого года жизни отмечаются различия в проявлениях самостоятельности: мальчики являются более активными и самостоятельными в познавательной деятельности, в активных и подвижных играх; девочки более самостоятельны в организации своего пространства, самообслуживании, продуктивной деятельности.

Эффективность развития самостоятельности у мальчиков и девочек седьмого года жизни связана с учетом педагогических условий развития самостоятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб. 2009. - 720 с.

2. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении Пособие по спецкурсу / Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт. - Ростов н/Д, 2005. - 296 с.

3. Зимонина О.В. Организационно-педагогические условия развития самостоятельности у детей подготовительной группы Брянск, 1998. - 24 с.

4. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника// Детский сад от А до Я. - 2008. - № 1 - С. 124-132.

5. Воротилкина И.М. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей и молодежи: - М., МПГУ, 2005. - 232 с.

6. Чебровская С. В. Самостоятельность дошкольников в оценке современных исследователей:// Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сб. материалов научно-практического семинара: Биробиджан, 12-13 ноября 2009: в 2 ч. -Биробиджан: Изд-во ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. -Ч. 2. С. 199-208.

7. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. - Молодой ученый; 2016. № 9 (113). С. 1210-1213.

8. Шинкарёва Н.А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой-гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста. - Вектор науки Тольяттинского государственного университета; Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 212215.

9. Иванова А.А., Шинкарева Н.А. развитие творческого воображения старших дошкольников / Сборник: Воспитание и обучение: теория, методика и практика III Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 136-138.

10. Гришаева Н.П. Проблемы социализации современных дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. - № 3. - С. 85-89.

11. Микерина А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2016.- № 5. - С. 77-82.

12. Атарова А. Н. Развитие самостоятельности старших дошкольников на основе интеграции детских видов деятельности [Текст] / А.Н. Атарова // Педагогическое образование в России. 2017.- № 1. - С. 96-102.

Статья поступила в редакцию 30.03.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.