Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия и особенности проявления качеств женственности у девочек пятого года жизни посредством народной куклы'

Организационно-педагогические условия и особенности проявления качеств женственности у девочек пятого года жизни посредством народной куклы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
464
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕВОЧКИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КАЧЕСТВА ЖЕНСТВЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ / SENIOR PRESCHOOL AGE / GIRLS OF PRESCHOOL AGE / QUALITY OF FEMININITY / COGNITIVE / EMOTIONAL / BEHAVIORAL COMPONENTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / LEVELS OF DEVELOPMENT OF QUALITIES OF FEMININITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Половинкина Анастасия Викторовна

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. В результате у девочек формируются нечеткие или неадекватные полу полоролевые установки, психологические качества и модели поведения. Проанализировав различные точки зрения авторов по проблеме развития качеств женственности, мы придерживаемся положения, что развитие качеств женственности как сложных личностных качеств, отражающих особенности поведения в обществе, следование определенным нормам в соответствии со своей половой принадлежностью является процессом достаточно сложным, требующим систематичности и последовательности в реализации. Поэтому необходимо создание определенных условий. При этом их необходимо развивать с дошкольного возраста, поскольку этот возраст создаёт лучшие условия для развития качеств заботливости, нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. В статье представлены цель, критерии оценки, методики, и особенности проявления качеств женственности девочками дошкольного возраста. Изучены взгляды авторов на данную проблему, описываются методики и результаты исследования качеств женственности у девочек 5 года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Половинкина Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES OF THE MANIFESTATION OF THE QUALITIES OF WOMANHOOD IN GIRLS OF THE FIFTH YEAR OF LIFE THROUGH FOLK DO

In this article the actual problem of development of qualities of femininity is considered. The lack of clear guidelines in the content of male and female roles has a negative impact on the personal development of the child. In the result, the girls formed a semi unclear or inadequate sex-role installation, the psychological qualities and behaviors. After analyzing the different points of view of the authors on the problem of development of the qualities of femininity, we adhere to the position that the development of the qualities of femininity as complex personal qualities that reflect the characteristics of behavior in society, following certain standards in accordance with their gender is a process quite complex, requiring systematic and consistent implementation. Therefore, it is necessary to create certain conditions. At the same time, they should be developed from pre-school age, as this age creates the best conditions for the development of the qualities of care, tenderness, modesty, tolerance, the desire for peaceful resolution of conflicts. The article presents the purpose, evaluation criteria, methods, and features of the manifestation of the qualities of femininity of preschool girls. The views of the authors on this problem are studied, the methods and results of the study of the qualities of femininity 5 years of life are described.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия и особенности проявления качеств женственности у девочек пятого года жизни посредством народной куклы»

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Половинкина Анастасия Викторовна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ...

УДК 373 373

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0054

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

© 2019

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Половинкина Анастасия Викторовна, бакалавр Иркутский государственный университет ((664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:polovinkina.nastya3009@mail.ru)

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. В результате у девочек формируются нечеткие или неадекватные полу полоролевые установки, психологические качества и модели поведения. Проанализировав различные точки зрения авторов по проблеме развития качеств женственности, мы придерживаемся положения, что развитие качеств женственности как сложных личностных качеств, отражающих особенности поведения в обществе, следование определенным нормам в соответствии со своей половой принадлежностью является процессом достаточно сложным, требующим систематичности и последовательности в реализации. Поэтому необходимо создание определенных условий. При этом их необходимо развивать с дошкольного возраста, поскольку этот возраст создаёт лучшие условия для развития качеств заботливости, нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. В статье представлены цель, критерии оценки, методики, и особенности проявления качеств женственности девочками дошкольного возраста. Изучены взгляды авторов на данную проблему, описываются методики и результаты исследования качеств женственности у девочек 5 года жизни.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, девочки дошкольного возраста, качества женственности, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, педагогические условия, уровни развития качеств женственности.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES OF THE MANIFESTATION OF THE QUALITIES OF WOMANHOOD IN GIRLS OF THE FIFTH YEAR OF LIFE THROUGH FOLK DO

© 2019

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Psychology and pedagogy of preschool education» Polovinkina Anastasia Viktorovna, bachelor

Irkutsk state University

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya - Naberezhnayastreet, 6, e-mail:polovinkina.nastya3009@mail.ru)

Abstract. In this article the actual problem of development of qualities of femininity is considered. The lack of clear guidelines in the content of male and female roles has a negative impact on the personal development of the child. In the result, the girls formed a semi unclear or inadequate sex-role installation, the psychological qualities and behaviors. After analyzing the different points of view of the authors on the problem of development of the qualities of femininity, we adhere to the position that the development of the qualities of femininity as complex personal qualities that reflect the characteristics of behavior in society, following certain standards in accordance with their gender is a process quite complex, requiring systematic and consistent implementation. Therefore, it is necessary to create certain conditions. At the same time, they should be developed from pre-school age, as this age creates the best conditions for the development of the qualities of care, tenderness, modesty, tolerance, the desire for peaceful resolution of conflicts. The article presents the purpose, evaluation criteria, methods, and features of the manifestation of the qualities of femininity of preschool girls. The views of the authors on this problem are studied, the methods and results of the study of the qualities of femininity 5 years of life are described.

Keywords: senior preschool age, girls of preschool age, quality of femininity, cognitive, emotional, behavioral components, pedagogical conditions, levels of development of qualities of femininity.

Формирование качеств женственности в педагогике рассматривается в рамках полоролевого воспитания. Т.А. Репина[1], Л.В. Коломийченко [2], Н.Е. Татаринцева

[3] и др., главной целью полоролевого воспитания называют подготовку к выполнению будущих социальных ролей.

Актуальность данной темы заключается в том, в воспитании девочек наблюдается недифференцированный подход, который является усредненным и ориентируется на девочек в целом, но не на пол ребенка. В связи с этим О.И. Иванова, А.М. Щетинина ввели понятие «бесполая» ориентация на воспитание и обучение девочек

[4].

Между тем О. И. Ключко отмечает, что такой подход лишает девочек скромности, нежности, терпения, они часто разрешают конфликтные ситуации с применением физической силы, что не должно быть свойственно девочкам [5].

Л.В. Коломийченко[2], Н. А. Шинкарева [6, 7, 8] и др. [9-11] считают, что проблема формирования качеств женственности в научной литературе рассматривается недостаточно.

А. К. Юрцини, считает, что женственность - это качество, выражающее этические и эстетические ценности женщины. Автор выделяет понятие внутренней женственности, под которой понимает «особые черты внутренней культуры личности женщины: тонкость чувств, материнская любовь и альтруизм, сдержанность и скромность». Под понятием «внешняя женственность» А. К. Юрцини подразумевает специфические черты поведения и внешнюю культуру личности женщины, такие как: мягкость и красота в движениях, аккуратность и чистоплотность, умение создавать красоту вокруг себя [12].

Анализ литературы показал, что к женским качествам можно отнести следующие качества: терпеливость, заботливость, ласковость, эмоциональность, нежность, уступчивость, отзывчивость, пассивность, сексуальность и др.

Согласно изучения возрастных предпосылок формирования качеств женственности позволило нам констатировать следующие выводы: девочки пятого года жизни положительно относятся к своей половой роли. Н. Е. Татаринцевой было установлено, что пол девоч-

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Polovinkina Anastasia Viktorovna ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES ..

pedagogical sciences

ки менять не желают, при этом причинои нежелания его сменить является возможность использовать чисто женские атрибуты: одежду, аксессуары, косметику, а так же иметь красивую прическу [3].

Исследования Р.Г. Христовой [13] показали, что при правильной роли взрослых уже в среднем дошкольном возрасте у девочек складываются достаточно определенные представления о внешних признаках и внутренних качествах женственности.

Для этого необходимо создавать специальные уголки для девочек. В них должны быть представлены разнообразные предметы «женского мира». Так, например, М. А. Радзивилова выделяет следующие составляющие мини-среды: инструменты для ведения домашнего хозяйства, домашний уголок, в котором размещаются разные виды кукол, игрушечная мебель, атрибуты, которые бы провоцировали девочек на ведение домашнего хозяйства, а так же взятию на себя разных социальных ролей, уголок красоты, включающий зеркала, полочки с расческами и аксессуары, позволяющие будущей девушке навести порядок во внешнем виде [14].

Я.Л. Коломинский утверждал, что сюжетно-ролевые игры так же способны решать сложную задачу полоро-левого воспитания [15]. Так, например, игры в куклы учат проявлять девочек ласку, отзывчивость, терпеливость, а их создание, по мнению Н.В. Шайдуровой помогает детям осознать необходимость бережного, нежного и ласкового отношения к кукле, сформировать навыки ухода за ней. С помощью созданных девочками кукол, девочки перенимают жизненный опыт, который будет им необходим в дальнейшем в семейной жизни[16].

Таким образом, изучив работы Т. А. Репиной [1], А. М. Щетининой [17], В. Д. Еремеевой [18], Т. П. Хризман [19] и др. мы пришли к выводу, что развитию качеств женственности у девочек дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: создание специальной развивающей игровой предметно-пространственной среды для девочек; знакомство и обучение девочек самостоятельному изготовлению народной куклы и игра с ней; организация работы с педагогами и родителями по обогащению представлений о развитии качеств женственности у девочек 5-ого года жизни посредством изготовления народной куклы.

Изучение качеств женственности у детей 5 года жизни проходило в МБДОУ города Ангарска. Констатирующий этап был дифференцирован на два диагностических направления:

1. Исследование организационных педагогических условий, которые мы в своем исследовании решили отслеживать в руководстве сюжетной игрой детей;

2. Изучение взаимосвязи компонентов развития качеств мужественности и женственности у мальчиков и девочек 4 года жизни.

В рамках первого направления анализировалось качество условий для развития качеств мужественности и женственности у мальчиков и девочек 5 года жизни, а также степень компетентности педагогов в области развития качеств мужественности и женственности у мальчиков и девочек 5 года жизни и отношения родителей к проблеме развития качеств мужественности и женственности у мальчиков и девочек 5 года жизни.

По второму направлению изучался уровень качеств женственности у девочек 5 года жизни: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

В исследовании приняли участие две группы девочек (экспериментальная и контрольная), по 10 человек в каждой.

Кратко охарактеризуем, используемые нами методики для изучения качеств женственности у девочек 5 года жизни.

Для изучения когнитивного компонента качеств женственности была подобрана методика «Беседа о половой роли», целью которой являлось: выявление особенностей представления девочек о половых ролях, о себе как

о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях (авторы А.М. Щетинина, О.И. Иванова)[20].

Мы анализировали полученные ответы и соотносили их с показателями (называет свою половую принадлежность; выделяет несколько признаков (2-3) отличия мальчиков от девочек; понимает, что пол неизменен. Определяли позитивное отношение к своей половой роли.

Изучение эмоционального компонента осуществилось по методике «Сортировка качеств» Целью которой было выявление дифференцированных представлениях о собственной половой принадлежности, об образах девочки, качествах, носителями которых они являются. (автор М.Р. Гинзбург, адаптированная) [20].

Полученные ответы анализировали и соотносили с показателями: выделяет положительные женские качества и соотносит со своей половой ролью; соотносит женские качества с полом.

Изучение поведенческого компонента осуществилось с помощью наблюдения за поведением ребенка по критериям, выделенными Н.Е. Татаринцевой. Цель: выявить особенности проявления качеств женственности у девочек в различных видах детской деятельности [3].

Все проявления девочек в течение двух месяцев мы фиксировали в дневнике наблюдений. Полученные ответы анализировали и соотносили с показателями: проявляет качества, соответствующие своему полу; демонстрирует другому полу соответствующие модели поведения.

Представим анализ результатов по каждому направлению

Исследование развивающей предметно-пространственной среды показало, что все игрушки и оборудование соответствуют требованиям эстетичности. Однако по параметру «наличие и достаточность игрового оборудования» прослеживается недостаточное количество игрового материала в группе в сравнении с рекомендуемым по количеству детей группы. Анализ компетентности педагогов по проблеме развития качеств женственности у девочек 5 года жизни показал, что к высокому уровню мы отнесли 10% педагогов. Педагоги характеризуются сформированностью представлений о качествах мужественности и женственности в дошкольном возрасте. Понимают необходимость их развития с раннего дошкольного возраста. В практическом плане целенаправленно создают развивающую предметно-пространственную среду для развития качеств мужественности и женственности. Ответы педагогов полные, методически грамотные.

К среднему уровню было отнесено 60% педагогов. Педагоги этого уровня характеризуются сформирован-ностью общих представлений о качествах женственности в дошкольном возрасте. Понимают необходимость их развития с раннего дошкольного возраста в неполной мере. В практическом плане создают развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастом, часто игровая среда направлена на развитие качеств женственности. Ответы педагогов не развернутые, краткие.

К низкому уровню было отнесено 30% педагогов. Педагоги характеризуются не сформированностью представлений о качествах женственности в дошкольном возрасте. Педагоги не понимают необходимость их развития с раннего дошкольного возраста. В практическом плане не создают развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастом, часто игровая среда направлена на унификацию полового развития детей. Ответы краткие или отсутствуют.

Изучая отношение родителей к данной проблеме, согласно анализу анкет родителей, мы можем констатировать, что 100% родителей стараются воспитывать качества женственности у девочек. Однако родители затрудняются назвать качества женственности, не могут

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Половинкина Анастасия Викторовна ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ...

обозначить методы и приемы их формирования и развития. При этом 60% родителей из экспериментальной группы и 75% родителей контрольной группы хотели бы познакомиться с методами и приемами развития качеств женственности и получить консультацию по данной проблеме.

Анализ изучения качеств женственности у девочек показал следующие результаты. По первой методике «Беседа о половой роли» (авторы А.М. Щетинина, О.И. Иванова (1блок) и «Сортировка качеств» (модифицированная автор М.Р. Гинзбург (1 блок) показал, что 100% девочек экспериментальной и контрольной групп правильно понимают свою половую принадлежность.

К высокому уровню по когнитивному компоненту оценки качеств женственности были отнесены 20% девочек экспериментальной группы и 20% девочек контрольной группы. Уровень характеризуется тем, что девочки верно определяют свою половую принадлежность, могут назвать несколько признаков(3 и более) отличий мальчиков от девочек; девочки понимают что пол неизменен, соотносят женские и мужские качества с полом.

40% девочек экспериментальной группы и 50% девочек контрольной группы были отнесены к среднему уровню. Уровень характеризуется тем, что девочки верно определяют свою половую принадлежность, но затрудняются назвать признаки отличий мальчиков от девочек; если называют, то признаки только внешние, девочки понимают что пол неизменен, соотносят женские и мужские качества с полом, но объяснить значение качеств затрудняются.

40% девочек экспериментальной группы и 30% девочек контрольной группы были отнесены нами к низкому уровню. Данный уровень характеризуется тем, что девочки, верно определяют свою половую принадлежность, но затрудняются назвать признаки отличий мальчиков от девочек, девочки думают, что пол изменен, соотнести женские и мужские качества с полом не могут и объяснить значение качества для определенного пола тоже не могут.

Таким образом, девочки правильно определяют свою половую принадлежность; но выделить качества отличающие мужчин от женщин затрудняются. Отличия девочки производят только по внешним признакам. Они считают, что пол неизменен. Девочки затрудняются в соотнесении женских качеств с полом. Это вызвано на наш взгляд, тем, что они не всегда понимают смысл и значение того или иного качества.

Далее мы проанализировали данные эмоционального компонента, согласно методике «Сортировка качеств» к высокому уровню по эмоциональному критерию оценки качеств женственности у детей 5 года жизни были отнесены 20% экспериментальной группы и 20% контрольной группы девочек. Уровень характеризуется тем, что у девочек наблюдается позитивное отношение к своей половой роли, девочки объясняют, почему они не хотят проснуться с другим полом, выделяют только позитивные качества женственности и соотносят их со своей половой принадлежностью.

50% девочек экспериментальной группы и 50% девочек контрольной группы были отнесены к среднему уровню. Уровень характеризуется тем, что у девочек наблюдается позитивное отношение к своей половой роли, девочки затрудняются объяснять почему они не хотят проснуться с другим полом, выделяют только позитивные качества женственности и соотносят их со своей половой принадлежностью или выбирают те качества, которые не соответствуют их половой роли, но при этом выбор объясняют только при помощи педагога.

30% девочек экспериментальной группы и 30% девочек контрольной группы, были отнесены к низкому уровню. Уровень характеризуется тем, что у девочек наблюдается позитивное отношение к своей половой роли, девочки не могут объяснить почему они не хотят

проснуться с другим полом, выделяют не только позитивные, но и негативные качества мужественности и женственности и соотносят их со своей половой принадлежностью или выбирают те качества, которые не соответствуют их половой роли.

В целом мы можем сделать вывод о том, что девочки 5 года жизни положительно относятся к своей половой роли, но затрудняются объяснять почему они не хотят проснуться с другим полом. Дети могут выделить женские качества, но соотносят качества применительно к себе только хорошо им понятные по смыслу. Это обусловлено отсутствием опыта. При этом девочки могут отнести к себе и мужские и женские качества. Выбор этих качеств пока еще объяснить затрудняются.

Согласно данных поведенческого компонента, которое осуществлялось с помощью наблюдения за поведением ребенка по критериям, выделенными

H.Е. Татаринцевой, мы можем констатировать, что к высокому уровню по поведенческому критерию оценки качеств женственности у девочек 5 года жизни были отнесены 10 % девочек экспериментальной группы и 20% девочек контрольной группы. Уровень характеризуется тем, что девочки демонстрируют соответствующее полу модели поведения, проявляют при этом качества, соответствующие своему полу.

30 % экспериментальной группы и 40% девочек контрольной группы, были отнесены к среднему уровню. Уровень характеризуется тем, что девочки не всегда демонстрируют соответствующее полу модели поведения, часто не проявляют качества соответствующие своему полу.

60 % девочек экспериментальной группы и 50% девочек контрольной группы, были отнесены к низкому уровню. Уровень характеризуется тем, что девочки не демонстрируют соответствующее полу модели поведения, не проявляют качества соответствующие своему полу.

В сюжетно-ролевых играх девочки ярче проявляют качества женственности, такие как ласка, любовь, доброта, эти проявления можно увидеть во взаимодействии с куклами. Однако, могут дать сдачи мальчикам, грубо их обозвать, вырвать из рук необходимую вещь. По отношению к куклам также иногда демонстрировалась грубая модель поведения.

Таким образом, в результате комплексной диагностики было выявлено, что к высокому уровню развития качеств женственности у девочек 5 года жизни было отнесено 30% девочек экспериментальной группы и 20% девочек контрольной группы; к среднему уровню развития было отнесено 30% девочек экспериментальной группы и 30% девочек контрольной группы; к низкому уровню развития было отнесено 50% девочек экспериментальной группы и 40% девочек контрольной группы.

Полученные данные констатирующего эксперимента исследования говорят о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию качеств женственности у девочек пятого года жизни. Мы считаем необходимым создание педагогических условий, способствующих эффективному развитию качеств женственности у девочек дошкольного возраста посредством народной куклы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей — М.: Издательство Московского психолого—социального института МОДЭК, 2014. — 152 с.

2. Коломийченко Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста Л. В. Коломийченко,О. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2006. — №

I. - С. 12-25.

3. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ Н. Е. Татаринцева — М.: Центр педагогического образования. 2008. —156 с.

4. Иванова О.И., Щетинина А.М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста О. И. Иванова, А. М. Щетинина:. — Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. — 124 с.

5. Ключко О.И. Практика реализации гендерного подхода в до-

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Polovinkina Anastasia Viktorovna ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES ..

pedagogical sciences

школьном образовании О. И. Ключко /Вестник московского городского педагогического университета. - 2016. - №3 (37) -С.52-64.

6. Шинкарёва Н.А. Научно-теоретический подход к проблеме формирование качеств женственности Н. А. Шинкарева /Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2012. — Том 4. -С.333.

7. Шинкарёва Н.А., Зайцева О.Ю., Кананчук Л.А. Знание как императивная составляющая гендерной культуры детей // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 206-210.

8. Шинкарёва Н.А., Грязнова Ж.А. Педагогические условия формирования гендерной компетентности современного воспитателя // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 344-347.

9. Евтушенко И.Н., Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 239-245.

10. Аскарова Г.Б., Курбатова Ю.В. Формирование гендерной компетентности детей младшего школьного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 169-172.

11. Задиракина И.С. К вопросу об изучении гендерной воспитанности детей 6-7лет //Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 11-14.

12. Юрцини А. К. Сказка как средство воспитания женственности А.К. Юрцини // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 8.

— С. 56-62.

13. Христова Р. Г. Представления дошкольников о своей гендерной принадлежности / Р. Г. Христова // Современный детский сад. -2008 - № 8 -С. 11-16.

14. Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации: автореф. дис. канд. пед. наук. / М.

A. Радзивилова. -Волгоград, 2009. - 22 с.

15. Коломинский Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас //Вопросы психологии. — 2005.

- № 3. - С. 165-171.

16. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла Н.

B. Шайдурова. - С-Пб.: ООО «Детство - Пресс», 2011.

17. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет А. М. Щетинина. -М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

18. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному / Под ред. В.Д. Еремеевой. - М.: Дом Федорова, 2008. -160 с.

19. Еремеева В. Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки два разных мира/В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - С-Пб.: Наука, 2001. - 134 с.

20. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка / А. М. Щетинина. - Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Статья поступила в редакцию 07.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.