УДК 373 ББК 74.100.23
А.В. Кучукова
ПОЛОРОЛЕВОй ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКЕ
В статье рассматривается полоролевой подход к воспитанию девочек и мальчиков дошкольного возраста. Автор раскрывает цели, ведущие идеи и методологическую основу полоролево-го подхода к воспитанию девочек и мальчиков в дошкольной педагогике. На основе изучения особенностей полоролевого подхода к воспитанию девочек и мальчиков дошкольного возраста автором разработаны рекомендации для молодых исследователей и педагогов-практиков.
Ключевые слова: полоролевой подход, феминность, маскулиность, традиционалистский вариант, модернистский вариант, постмодернистский вариант, патриархатный гендерный порядок, гендер.
A.V. Kuchukova
THE GENDER-ROLE APPROACH TO GIRLS AND BOYS' UP-BRINGING IN CONTEMPORARY PRE-SCHOOL PEDAGOGY
The gender-role approach to pre-school age girls and boys up-bringing is discussed. The goals, principal ideas and methodological framework of the gender-role approach to girls and boys' upbringing in pre-school pedagogy are disclosed. Based on the study of features of the gender-role approach to pre-school age girls and boys' up-bringing, for young researchers and practicing educators recommendations are developed.
Key words: gender-role approach, femininity, masculinity, traditionalist version, modernist version, post-modernist version, patriarchal gender order, gender.
ro ca о
T £
ad <
На современном этапе развития отечественной дошкольной педагогики к воспитанию мальчиков и девочек существуют несколько подходов. Самым распространенным подходом является полоролевой. Для раскрытия характерных особенностей полоролевого подхода нами были выделены ведущие идеи, цели воспитания девочек и мальчиков, а также теоретико-методологическая основа данного подхода.
Ведущие идеи полоролевого подхода заключаются в следующем: существует два пола: женский и мужской; они разные по своим психофизиологическим особенностям и по организации деятельности головного мозга; женщины (девочки) - женственные (феминные), мужчины (мальчики) - мужественные (маскули-ные); женщины и мужчины выполняют
полодифференцированные социальные роли. Таким образом, полоролевой подход к воспитанию детей опирается на традиционную систему взглядов о биологической обусловленности социальных ролей, статусов, жизненных стратегий женщин и мужчин в обществе.
Л.В. Штылева выделяет следующие варианты полоролевого подхода в российском образовании: традиционалистский, модернистский, постмодернистский [13, с. 155-157]. Произведенный нами анализ вариантов полоролевого подхода позволили определить целевые ориентиры воспитания девочек и мальчиков в разные периоды развития нашего общества, представленных в табл. 1. В ходе данного анализа для раскрытия целей воспитания детей в рамках традиционалистского и модернистского
вариантов полоролевых подходов мы в постмодернистском варианте поло-опирались на работы Л.В. Штылевой, а ролевого подхода - на учебное пособие при раскрытии целей воспитания детей Л.В. Градусовой.
Табл. 1. Анализ авторских стратегий в вопросах полоролевого воспитания детей
№ п/п
Варианты полоролевого подхода
Годы
Цели воспитания девочек
Цели воспитания мальчиков
1
Традиционалистский
до1918
Воспитание «настоящей женщины», «подготовка к самоотречению и служению мужчине (мужу) в рамках супружеских отношений и материнских обязанностей, воспитание стремления нравиться мужчине, подчиняться его воле и завесить от его расположения» [12, с. 119]
Воспитать «настоящего мужчину», патриота, «самодостаточную сильную личность, способную познавать и изменять окружающий мир, действовать на основе осознанного и рационального выбора» [12, с. 20]
Модернистский
с 1918 до 1990
Воспитание «работниц социалистического народного хозяйства, соратниц, и помощниц мужчин - строителей социализма, сочетающих профессиональную занятость с материнскими обязанностями и бытовым обслуживанием в семье» [13, с. 156]
«Воспитание работников социалистического хозяйства и воинов - защитников отечества» [13, с. 157]
Постмодернистский
с начала 1990
«Воспитание феминных качеств у девочек (заботливости, нежности, скромности, терпимости)» [3, с. 92]
«Воспитание маскули-ных качеств у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола)» [3, с. 92]
^
ф т
0
Ш ф ф ^
^Е
1 2
с >2
о о
О I
ей .0 £ §
° 3 О Ч
с >2
« ?
ей х
ф <и с; 2
о Ф ^^
о ш
с; о
о о
а а
Актуальность цели воспитания девочек и мальчиков в традиционалистском варианте полоролевого подхода в дореволюционной России связана с религиозными представлениями о нормативной женственности и мужественности, так как в то время религия выполняла функцию социального контроля в обществе. При воспитании девочек и мальчиков ведущую воспитательную функцию выполняла семья и близкое окружение ребенка. Качество домашнего воспитания девочек и мальчиков отличалось в зависимости от того, к какому общественному классу и сословию относилась семья
ребенка. Воспитание девочки из низших сословий было направлено на подготовку к будущей семейной жизни, формирование в ней роли матери, жены, хозяйки и добросовестной работницы по найму. У девочки из высшего сословия была возможность получить образование в женских учебных заведениях, но после обучения она могла претендовать только на роль домашней учительницы и не более.
Воспитание мальчиков из низших сословий было направлено на формирование характера, черт, присущих главе семьи, воину, хорошему работнику, крестьянину. Мальчики из высших сословий
2
3
го m о
Т £
od <
после получения качественного образования в мужских учебных заведениях реализовали себя в качестве представителей разных профессий. Итак, традиционалистский вариант полоролевого подхода в отечественном образовании направлен на воспитание у девочек роли матери, домохозяйки, а у мальчиков -главы семьи, добытчика через гендер-ное и социальное неравенство в доступе к образованию.
Модернистский вариант полороле-вого подхода в воспитании девочек и мальчиков существовал в отечественном образовании с 1918 г. до начала 1990-х гг. и регламентировался Конституцией Советского Союза, где одним из основных принципов был принцип равноправия полов. Воспитание девочек и мальчиков в советских образовательных учреждениях и семьях характеризовалось двойными стандартами, заключающимися в одновременном формировании «формальных» и «неформальных» нормативных качеств мужественности и женственности советского общества. Воспитание «неформальных» нормативных качеств мужественности и женственности требовало от педагогов и родителей формирования у детей жестких традиционных стереотипов маскулинности/фе-минности, а воспитание «формальных» нормативных качеств мужественности и женственности - распространения идеи декларированного равноправия между женщинами и мужчинами во всех сферах человеческой жизни ради совместного строительства социализма.
«Постмодернистский» вариант поло-ролевого подхода в образовании зародился в 90-е гг. XX века. Вслед за отказом от концепции коммунистического воспитания девочек и мальчиков, в образование вернулась идеология «природного предназначения пола», отличающаяся формированием жестких традиционных стереотипов мужественности и женственности у детей. Целью воспитания девочек и мальчиков в постмодернистском варианте полоролевого подхода считалась подготовка их к выполнению традиционной социальной роли мужчины и женщины через установление границ разрешений
и запретов по признаку пола в поведении, жизненных стратегиях и сферах самореализации. Однако кардинальные преобразования в культурно-политической и социально-экономической жизни общества изменили существующий гендерный порядок, сложились совершенно новые взаимоотношения, предполагающие реализацию мужчины и женщины в социуме, семье, профессиональной деятельности по принципу равенства. Полоро-левое воспитание на основе идеологии «природного предназначения пола» не могло в полном объеме обеспечивать позитивную социализацию девочек и мальчиков в изменяющемся мире. Несмотря на это, в государственной образовательной политике отсутствовал социальный заказ на социализацию детей, учитывающую новые взаимоотношения женщин и мужчин в общественной и семейной жизни. Так создавались противоречия между воспитанием, направленным на подготовку детей к выполнению дифференциальной мужской и женской социальной роли и реальностью жизни, где жизненные обстоятельства требовали от личности нарушения установленных границ разрешений и запретов по признаку пола в поведении, жизненных стратегиях, сферах самореализации с целью выживания.
Таким образом, разные варианты полоролевого подхода, в зависимости от проводимой государственной гендер-ной политики, служили идеологической основой в отечественной системе воспитания девочек и мальчиков на протяжении XX века, а последний вариант до сих пор продолжает использоваться в современных дошкольных образовательных организациях.
Теоретико-методологическую основу полоролевого подхода к воспитанию девочек и мальчиков составляют идеи зарубежных философов Платона, Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо о противопоставлении женщины и мужчины как двух принципиально различных человеческих видов. Среди отечественных философов проблему противопоставления психологических качеств женщин и мужчин поднимали Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков,
В.В. Розанов, В.С. Соловьев. По поводу взаимоотношений мужского и женского пола В.С. Соловьев писал, «что мужчина представляет активное, а женщина - пассивное начало, что первый должен образовательно влиять на ум и характер второй...» [9, с. 322].
В рамках данного подхода центральное место занимает теория психоанализа З. Фрейда, утверждающая, что сексуальность, как и другие инстинкты, проявляется с момента рождения. По его мнению, процесс переживания своего пола у ребенка происходит благодаря инстинкту сексуальности ребенка. Нормальное течение процесса переживания своего пола определяется у мальчиков сформи-рованностью маскулинных качеств, а у девочек сформированностью феминных качеств. Как утверждает З. Фрейд, именно эти качества определяют социальные роли мужчины и женщины в семье и обществе. Предопределенность социальных функций человека особенностями его биологического пола психоаналитик подтвердил своим знаменитым высказыванием: «Анатомия - это судьба» [11].
Позже основатель педологии, немецкий психолог Р. Гаупп высказал мнение об обусловленности психологических и физиологических различий мальчиков и девочек врожденными инстинктами, которые в свою очередь различаются у детей в зависимости от пола. В своей книге «Психология ребенка» Р. Гаупп пишет: «... мальчики и девочки еще задолго до появления у них полового сознания в душевном отношении различны. Можно допустить, что врожденные психические предрасположения у обоих полов различны» [1, с. 283]. При этом он не отрицал влияние социальных факторов на развитие психики ребенка.
Отечественный психолог Б.Г. Ананьев, изучающий влияние индивидуальных свойств человека на развитие и функционирование личности, определил половые и возрастные свойства человека «первичными индивидуальными свойствами» [8, с. 213]. По мнению ученого, индивидуальные половые свойства являются предпосылками для становления психологического пола.
Позже Е.Н. Ильин по поводу зависимости различий между женщинами и мужчинами от биологических и социальных факторов высказал мнение о бессилии общества в формировании поведения людей разного пола, так как первоисточником этих различий является биологическая предназначенность мужчин и женщин [5].
Теория полового диморфизма была сформулирована отечественным ученым, генетиком В.А. Геодакяном в середине прошлого столетия. По мнению ученого, наличие двух полов в пределе одного биологического вида обеспечивает разные генетические тенденции в процессе эволюции: консервативную и прогрессивную. Консервативная тенденция заключается в сохранении уже имеющихся генетических свойств вида и передаче их в неизмененном виде от поколения к поколению, а прогрессивная - в приобретении видом новых генетических свойств путем обрабатывания внешней информации и закрепления ее в видовом генофонде как нового признака [2]. Данная генетическая особенность женского и мужского пола дает основание считать, что биологический пол задает модель поведения человека.
Структурно-функциональная концепция половых ролей, сформулированная в середине прошлого столетия зарубежным социологом Талкотом Парсонсом, занимает особое место в полоролевом подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Согласно Т. Парсонсу, функциональное разделение ролей мужчин и женщин на макросоциальном, микросоциальном уровнях обеспечивает сбалансированность и стабильность в социальном взаимодействии полов. При этом преимущественную роль играет мужская «инструментальная функция», направленная на решение более глобальных задач: поддержание связи между семьей и внешнем миром, материальное обеспечение. А женская «эмоционально-экспрессивная» функция ориентирована на регулирование взаимоотношений внутри семьи: психологический настрой, забота, уход и воспитание детей. Данная концепция отдает предпочтение процессу социали-
^
ф т
0
ей ф
ф Ü
^Е
1 2
2 5 £ с с >s
о о
О I
ей _о £ §
О Ч
>S О
° i
ей х
ф <и
^ S
О Ф ^^
О ей
с, о
о О
d m
го
CQ О
Т £
od <
зации при дифференциации половых ролей, но и не отрицает существование природных различий пола, являющихся основанием для определения социальных функций мужчин и женщин [7].
В конце 80-х годов прошлого столетия отечественный нейрофизиолог В.Д. Еремеева и психофизиолог Т.П. Хризман выявили разную структуру в деятельности мозга девочек и мальчиков дошкольного возраста, обуславливающую психологические и физиологические различия детей. Согласно позициям этих ученых, мозг девочки и мальчика развивается асинхронно. У девочек интенсивнее созревает левое полушарие мозга, а у мальчиков - правое. В связи с этим девочки - «левополушарники» - имеют такие характеристики, как высокая речевая активность, эмоциональность, адаптивность, а у мальчиков - «правополушарни-ков» - больше развиты математические и пространственные способности [4, с. 58].
В конце XX века наблюдался небывалый интерес у исследователей к проблеме полоролевого воспитания детей, вызванный снятием негласного запрета на изучение проблем «пола» и доступностью зарубежных исследований, о чем свидетельствуют многочисленные исследования по данной проблеме в отечественной педагогике.
В отечественной дошкольной педагогике выросли несколько научных школ, изучающих проблему полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Среди них особое положение занимает научная школа Т.А. Репиной. Ее учениками: Л.А. Арутюновой (1988), Л.В. Граду-совой (1990), Е.А. Кудрявцевой (1992), Н.К. Ледовских (1997) - изучены педагогические условия полоролевого развития детей, определены пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье, выявлены особенности нравственного воспитания мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Также в рамках научной школы Л.В. Коломийченко «Социальное развитие и воспитание детей в культурологической парадигме образования» выполнен ряд исследований, отражающих отдельные аспекты полового (полороле-
вого) воспитания: «Формирование ген-дерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации» (Е.А. Конышева, 2006), «Дидактическая игра как средство полового воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Ю.С. Григорьева, 2007), «Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (С.Б. Фадеев, 2012) и др. [6].
Особого внимания заслуживает исследование Н.Е. Татаринцевой «Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста», в котором она рассматривает по-лоролевое воспитание как «социально, культурно, педагогически и личностно обусловленный процесс становления по-лоролевой ориентации, идентификации, овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, способами полоролевого поведения в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения» [10].
Таким образом, сторонники полоро-левого подхода считают, что ребенок рождается с определенной биосоциальной женской и мужской программой, которая реализуется в виде полодифференциро-ванных социальных ролей в процессе его жизни. Согласно им, данная биосоциальная программа претерпевает некоторые изменения под влиянием социальных факторов, но, в конечном счете, является основанием для создания жизненного сценария женщин и мужчин в обществе. Однако представители полоролевого подхода недооценивают влияние гендерных стереотипов, сконструированных обществом, на поведение личности и не рассматривают ребенка как активного субъекта процесса социализации, который не только усваивает, но и воспроизводит свой «гендер», т.е. социокультурный пол.
Мы склонны считать, что использование полоролевого подхода к воспитанию девочек и мальчиков было актуальным при патриархатном гендерном порядке общества, когда мужчинам и женщинам приписывали жесткие определенные роли, стандарты поведения. Итак, возникает вопрос об актуальности полоро-левого подхода к воспитанию девочек и
мальчиков на современном этапе развития общества, требующем от женщины и мужчины полной самореализации и в семье и в профессиональной деятельности по принципам партнерства.
Изучение особенностей полороле-вого подхода к воспитанию девочек и мальчиков стало основой для разработки нами рекомендаций для молодых исследователей и педагогов-практиков. Рекомендуем молодым исследователям и педагогам дошкольных образовательных организаций обратить внимание:
• на актуальность полоролевого подхода к воспитанию девочек и мальчиков на современном этапе развития обще-
ства, где наблюдается изменение патри-архатного гендерного порядка;
• на современные гендерные исследования из смежных научных областей, таких как психология, социология, политология, нейрофизиология;
• на некоторые положения о гендер-ном воспитании девочек и мальчиков в международных и отечественных документах в области образования;
• на создание педагогических условий для полного проявления и развития способностей каждого ребенка дошкольного возраста и раскрытия его потенциальных возможностей независимо от его половой принадлежности.
Библиографический список
1. Гаупп, Р. Психология ребенка [Текст] / Р. Групп; пер. с нем., под ред. С.В. Кравкова. - Л.: Госиздат, 1924. - 336 с.
2. Геодакян, В.А. Эволюционная теория пола [Текст] / В.А. Геодакян // Природа. - 1991. - № 8. -С.60-69
3. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Градусова. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 176 с.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с
5. Ильин, Е.Н. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е.Н. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
6. Коломийченко, Л.В. Теоретическое обоснование научных исследований по проблемам социального развития и воспитания детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования [Текст] / Л.В. Коломийченко // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2013. - №2. - С. 31-39.
7. Петрова, Р.Г. Гендерология и феменология [Текст]: учебное пособие / Р.Г. Петрова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 272 с.
8. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
9. Соловьев, В.С. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров» [Текст] / В.С. Соловьев; вступ. ст., сост. и примеч. А.Б. Муратова. - СПб.: Художественная литература, 1994. - 528 с.
10. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Е. Татаринцева. -Ростов-н/Д, 2011. - 435 с.
11. Фрейд, З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно [Текст] / З. Фрейд; пер. Г.В. Барышникова, А.М. Боковикова. - М.: АСТ, 2015. - 175 с.
12. Штылева, Л.В. Концепция полоролевого воспитания в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» [Текст] / Л.В. Штылева // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. -С. 117-124.
13. Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ [Текст]: монография / Л.В. Штылева. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 316 с.
References
1. Gaupp R. The psychology of a child. Translation from German, edited by S.V. Kravkov. L.: Gosizdat, 1924. P. 336 [in Russian].
2. Geodakyan V.A. The evolutional theory of gender. Priroda, 1991, No.8. P. 60-69. [in Russian].
3. Gradusova L.V. Gender pedagogics. M.: Flinta, 2011. P. 176 [in Russian].
4. Eremeeva V.D., Khrizman T.P. Boys and girls - two different worlds. Neuropsychology -for teachers, educators, parents, school psychologists. M.: Linka-Press, 1998. P. 184 [in Russian].
5. Ilyin E.N. Differential psychophysiology of the man and woman. St. Pet.: Piter, 2002. P. 544 [in Russian].
6. Kolomiychenko L.V. Theoretical justification of scientific investigations of the problems of social development and education of pre-school children in the cultorological paradigm of education. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2013, No.2. P.31-39. [in Russian].
7. Petrova R.G. Gender and female studies. M.: Publishing & Trade Corporation "Dashkov & K", 2014. P. 272 [in Russian].
8. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Fundamentals of psychological anthropology. Human psychology: Introduction into the psychology of subjectiveness. M.: Shkola-Press, 1995. P. 384 [in Russian].
9. Solovyev V.S. Theanthropism Readings; Articles; Verses and poem; From "Three discussions". St. Pet. Khudoz-hestvennaya literature, 1994. P. 528. [in Russian].
10. Tatarintseva N.E. Theoretical and methodological fundamentals and practice of gender-role education of pre-school children. Author's abstract. Diss. ... doctor of sciences (Education). Rostov-on-Don, 2011. P. 435. [in Russian].
11. Freud S. An outline of psychoanalysis. Introductory lectures on psychoanalysis. Three essays on the theory of sexuality. The Ego and the Id. Translated by G.V. Baryshnikova, A.M. Borovikova M.: AST, 2015. P. 175. [in Russian].
12. Shtyleva L.V. The concept of gender role education in novel of J.J. Rousseau "Emil, or On Education". Pedagogicheskoe obraozvanie v Rossii, 2011, No. 5. P.117-124. [in Russian].
13. Shtyleva L.V. Gender factor in education: gender approach and analysis. M.: PER SE, 2008. P. 316. [in Russian].
Сведения об авторе: Кучукова Альбина Виловна,
аспирант, кафедра педагогики и филологии,
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, г. Уфа, Российская Федерация. Kmail: albina. [email protected]
Information about the author: Kuchukova Albina Vilovna,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Philology,
Eastern Humanitarian Academy
of Economy and Law,
Ufa, Russia.
E-mail: [email protected]
ro ca о
T £
od <