Научная статья на тему 'Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения'

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1875
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / GENDER / GENDER APPROACH / GENDER IDENTIFICATION / GENDER SOCIALISATION / GENDER ROLES / GENDER STEREOTYPES / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Надежда Кузьминична

Раскрываются понятия гендера и сущности полоролевой социализации. Проанализировано влияние воспитательных воздействий при организации параллельно-раздельного обучения детей дошкольного и начального школьного возраста на процесс социализации мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the concepts of gender and the essence of gender socialisation are revealed. The effect of educational influences on the proc ess of socialisation of boys and girls is analysed by example of organising parallel training of children of preschool and elementary school age.

Текст научной работы на тему «Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и обучения»

№ 343

УДК 37.013.42

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Февраль

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Н.К. Волошина

2011

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАРАЛЛЕЛЬНО-РАЗДЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Раскрываются понятия гендера и сущности полоролевой социализации. Проанализировано влияние воспитательных воздействий при организации параллельно-раздельного обучения детей дошкольного и начального школьного возраста на процесс социализации мальчиков и девочек.

Ключевые слова: гендер; гендерный подход; гендерная идентификация; полоролевая социализация; гендерные роли; гендерные стереотипы; маскулинность; феминность.

Дошкольный и младший школьный возраст привлекает особое внимание исследователей и педагогов-практиков. Этот период совпадает с подготовкой к школе и начальным этапом обучения. От того, насколько требования, предъявляемые школой, будут адекватны возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом. Встав на путь гуманизации воспитания и образования, современная педагогика борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия; вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, благополучной семейной жизни.

Основные программные документы, определяющие задачи и содержание воспитательной работы в детском саду и в школе, не содержат рекомендаций относительно полоролевой социализации мальчиков и девочек. Мальчики и девочки растут недостаточно подготовленными к выполнению будущих социальных ролей, овладевая бесполой, а чаще «феминной» моделью поведения. В последние десятилетия появились научные работы, в которых указывается на то, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка.

Начиная с дошкольного возраста, следует формировать качества мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола у мальчиков и первые проявления женственности - заботливость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов - у девочек. Учитывать психофизиологические особенности мальчиков и девочек и отвечать требованиям современной науки позволяет гендерный подход к организации и осуществлению учебно-воспитательной деятельности.

Целями гендерного подхода в образовании являются: 1) снятие ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола; 2) помощь в формировании системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола; 3) разнообразие способов подачи учебного материала, учитывающих гендерные особенности детей; 4) создание условий для максимальной са-

мореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия.

Термин «гендер» был заимствован российскими исследователями у зарубежных коллег, которые начали заниматься вопросами гендерных различий, феминизации и маскулинизации общества ещё в 60-х гг. прошлого столетия. В научный оборот этот термин ввел американский педагог Дж. Скотт. Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. Термины «гендерный» и «полоролевой» в толковых словарях используются как понятия-синонимы.

Реализация гендерного подхода связана с проблемой полоролевой социализации человека. «Сущность полоролевой социализации, как стихийной, так и относительно социально контролируемой (т.е. воспитания), состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизме-няясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношений полов», - пишет

А.В. Мудрик [1. С. 201].

Дети научаются различать свой пол в возрасте около полутора лет, а пол воспринимаемых людей значительно раньше - уже на первом году жизни. Позднее ребенок дифференцирует людей в зависимости от их пола, разделяет на «тетей» и «дядей», «мальчиков» и «девочек» и осознает себя представителем определенного пола.

Очень многое в половом развитии зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от того, стимулируют у детей взрослые - родители, воспитатели детского сада - процесс полоролевой социализации или он осуществляется стихийно и определяется только тем, какой образец для подражания находят дошкольники в семье и детском саду. Важность воспитания качеств мужественности и женственности с дошкольного возраста подчеркивал В.А. Сухомлинский: «Уже в малы-ше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину» [2. С. 63].

Значение процесса полоролевой социализации подчеркивал И.С. Кон. Он отмечал, что не только семья, но и общество сверстников оказывает существенное влияние на процесс полоролевой социализации ребен-

ка, являясь «исключительно важным агентом половой социализации» [3. С. 665].

Группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей: у ребенка развиваются навыки общения с другими детьми, он осваивает и разнообразные виды совместной деятельности, здесь формируются первые отношения со сверстниками. В дошкольные годы начинают проявляться различия в интересах мальчиков и девочек (в тематике игр, рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности).

Педагогам нужно выбирать способы взаимодействия с мальчиком или девочкой, которые способствуют позитивному и адекватному становлению их половой идентичности, т.е. развитию свойств, качеств, особенностей поведения, адекватных полу и соответствующим половым ролям, закрепленным в обществе. Необходимо также знать возрастные этапы полоролевого развития дошкольников, этапы их социализации:

а) 4-5 лет - период первичного формирования образа «Я» как представителя определенного пола (ребенок отличает мальчика от девочки по внешним признакам, получает первые представления о содержании половых ролей и предписаниях общества);

б) 5-6 лет: дети усваивают необратимость своего пола, и возникает идентичность;

в) 7 лет и старше: половая идентичность углубляется, обогащается, получает развитие полоролевое поведение, завершается гендерная идентификация.

Большое значение имеет направленность педагогических средств на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности, варьирование различных форм воспитательных воздействий. Осуществлению гендерного подхода в воспитании дошкольников и младших школьников в образовательном учреждении «Прогимназия «Эврика» способствует создание параллельно-раздельных групп и классов для мальчиков и девочек. Группы и классы мальчиков и девочек находятся на одной площадке, что позволяет детям проводить достаточно времени в совместной деятельности. Учет определенных принципов работы с девочками и мальчиками, соответствующих их природным психофизиологическим особенностям, осуществляется при организации их раздельного обучения.

В воспитательный процесс дошкольников включены: организация предметно-развивающей среды, использование сюжетно-ролевых игр и сказок с целью расширения представлений ребенка о возможных моделях полоролевого поведения и облегчения идентификационных процессов. Специально организованная для мальчиков и девочек предметно-развивающая среда дает возможность ребенку актуализировать и закреплять способы полоролевого поведения в деятельности.

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста - также является значимым условием формирования позитивной половой идентичности. Как отмечал Э. Эриксон, «в дошкольном возрасте поглощенность игрой позволяет ребенку проникнуть в мир других людей» [4. С. 134]. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы качеств мужественности и женственности, нравственные качества, а также

закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли мужчины или женщины, папы или мамы. Педагоги способствуют формированию игровых умений в самостоятельной игре детей, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют полоролевые представления и предпочтения.

Важным направлением работы педагогического коллектива является оказание помощи родителям. Задачи этого направления: 1) акцентировать внимание родителей на воспитании мальчика и девочки адекватно половой роли в настоящем и будущем; 2) создать условия для приобретения родителями необходимых знаний о психофизиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек, о средствах и методах полового воспитания в семье.

За период с 2003 по 2009 г. автором накоплен собственный диагностический материал по оценке эффективности полоролевого воспитания. Исследования формирования процесса половозрастной идентификации, самооценки детей и эмоционального восприятия половых ролей и образа «Я» позволяют сделать следующие выводы:

1. Мальчики 3-, 4- и даже 5-летнего возраста в смешанных группах выстраивают последовательность идентификации своего жизненного пути от младенца до старика, допуская, что в разные периоды жизни они могут быть как мальчиками, так и девочками, и даже тетями. В раздельных группах детского сада уже в 4 и в 5 лет идентификация у мальчиков выстраивается по мужскому типу, только дети не хотят быть стариками. В 6 лет мальчики совершенно точно идентифицируют свой жизненный путь. Параллельно-раздельное воспитание положительно повлияло на динамику формирования процесса полоролевой идентификации. И девочки, и мальчики правильно видят свой жизненный путь, а идентификация у них заканчивается к 6-7 годам. Дети усваивают необратимость своего пола, у них получает нормальное развитие полоролевого поведения.

2. Эмоциональные аспекты восприятия образа «Я» в раздельных группах изменились в лучшую сторону. Мальчики стали более позитивно оценивать себя. Теперь у них преобладающим является позитивное само-восприятие, а не негативное, как в смешанных группах. Именно в этом возрасте у ребенка формируются зачатки личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе.

К окончанию дошкольного периода дети достигают гендерной константности. У них закрепляются установки на определенные способы поведения, характерные для того или иного пола, у мальчиков и девочек появляются различия в их личностных качествах.

С 7 лет начинается второй этап полоролевой стандартизации. Если в дошкольном детстве половые различия в большей степени воспринимались ребенком на внешнем уровне, то в младшем школьном возрасте половой дифференциации подвергаются психологические качества. Можно сказать, что вопрос о том, что надо делать, чтобы тебя считали мальчиком или девочкой, заменяется вопросом о том, каким для этого надо быть. Содержание идентичности с возрастом становится более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются средой, где вырабатываются стереотипы полоролевого поведения.

Основными задачами полоролевой социализации в младшем школьном возрасте являются психологическая и информационная подготовка к периоду полового созревания, восполнение пробелов знаний о поле, формирование социоприемлемых вариантов полоролевого поведения. Решение этих задач возможно за счет привлечения ребенка к реально ценным, с точки зрения его маскулинности/феминности, занятиям. Другими словами, важно, чтобы занятия позволяли ребенку свободно проявлять качества, соответствующие его представлениям о мужском и женском.

Кадетские классы в начальной школе для мальчиков и гимназические классы для девочек в прогимназии «Эврика» вполне соответствуют поставленным задачам и являются продолжением системы обучения и воспитания на основе гендерного подхода.

Воспитание можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации [5. С. 3], а специальное полоориентированное воспитательное воздействие поможет мальчикам и девочкам понять и осознать свою половую роль. Принятие мальчиком роли кадета расширяет поведенческий репертуар настоящего мужчины. Обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, умениям противостоять природным и техногенным катастрофам, испытание на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости раскрепощает в детях мужское начало. Здоровый нравственный климат побуждает их к доверию, состраданию, доброте.

Интеграция образовательного и кадетского аспектов в одной образовательной модели позволяет закрепить стереотипы, касающиеся профессиональных ролей в соответствии с полом, а также представления о физических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Воспитательный процесс в кадетских классах прогимназии осуществляется в соответствии с разработанным проектом кадетского класса МЧС «Юный спасатель».

Рядом с кадетскими классами располагаются классы девочек, в которых разработан женский вариант воспитания и обучения. Хотя ценности - любовь к Родине, любовь к семье, понимание отцовства и материнства - единые с кадетскими. В начальной школе разработана воспитательная программа для девочек -проект гимназического класса «Весёлые девчата»; направление деятельности - «Этика и эстетика».

Такие формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют закреплению и обогащению полоролевого поведения, повышению учебной мотивации, раскрытию творческих способностей школьников

и формированию навыков здорового образа жизни. Дети комфортнее себя чувствуют в параллельнораздельных классах, это доказывают результаты диагностики эмоциональных состояний и работоспособности мальчиков и девочек по окончании периода адаптации к школе. Оптимальная работоспособность, т.е. отсутствие переутомления, соответствие нагрузок возрасту ребенка, выше в раздельных классах у мальчиков (в 2007 г. - 71% респондентов, в 2008 г. - 65%), а в смешанных классах оптимальная работоспособность отмечена лишь у 47% мальчиков. У девочек эта разница менее заметна. Мальчиков, работающих на пределе своих возможностей, в раздельных классах мало, а девочек больше (47% в 2007 г. и 69% в 2008 г.). В смешанных классах только у 18% девочек было отмечено перевозбуждение, что связано с их высокой ответственностью и с тем, что учитель во время занятий чаще обращается к девочкам. Особенность девочек - ждать одобрения учителя, и они очень стараются работать на уроках, чтобы соответствовать его ожиданиям. Период адаптации у девочек в 2008 г. закончился с хорошими показателями: 81% имели хорошую мотивацию к обучению.

Большое внимание в прогимназии отводится формированию культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками: совместное проведение уроков хореографии, театрального искусства, прогулок и праздников. Мальчики с уважением относятся к девочкам, с удовольствием ходят к ним в гости и наоборот. В ситуациях общения школьники стараются проявлять себя в соответствии с половой принадлежностью, демонстрировать женскую или мужскую модель поведения и транслировать принятую ими гендерную культуру.

Таким образом, воспитание мальчиков, как будущих мужчин, или девочек, будущих женщин, - это процесс не только индивидуальный, но и социальный. Воспитывает все: родители, педагоги, сверстники и сверстницы, предметно-обучающая среда, вещи, явления природы и события в жизни общества, литература, искусство. Каким содержанием наполнятся нравственные оценки детей, какие качества мужественности или женственности сформируются у детей, как смогут развить свои способности мальчики и девочки зависит от условий воспитания и особенностей среды.

Процесс социализации должен проходить не стихийно, а строиться на компетентном воспитательном воздействии, учитывающем гендерные особенности детей. Создание параллельно-раздельных классов для девочек и мальчиков является адекватной мерой создания условий для полноценного полоролевого воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1.МудрикА.В. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 208 с.

2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1979. Т. 1.

3. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предислов. А.В. Толстых. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.

352 с.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.