Научная статья на тему 'Половое воспитание как компонент целостного педагогического процесса'

Половое воспитание как компонент целостного педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3481
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагоренко Нелли Сержиковна, Меджидова Сапият Абдулмеджидовна

В статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме полоролевой социализации, определены и выделены основные концептуальные положения этого понятия («полоролевая социализация», «гендер», «гендерные представления»), выявлены гендерные особенности детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шагоренко Нелли Сержиковна, Меджидова Сапият Абдулмеджидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Половое воспитание как компонент целостного педагогического процесса»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ЦЕЛОСТНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 1 2 Шагоренко Н.С. , Меджидова С.А.

1Шагоренко Нелли Сержиковна - воспитатель;

2Меджидова Сапият Абдулмеджидовна - воспитатель, Дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Ивушка»,

г. Подольск

Аннотация: в статье, на основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме полоролевой социализации, определены и выделены основные концептуальные положения этого понятия («полоролевая социализация», «гендер», «гендерные представления»), выявлены гендерные особенности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: полоролевая социализация, гендер, гендерные представления.

В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации ребенка. Важным направлением вхождения детей в мир человеческих отношений является половое воспитание. Вопросы половой идентификации и дифферециации изучают большой круг психологов. Мы, как педагоги (воспитатели) тоже заинтересовалась этой темой, кроме того, вопрос полоролевой социализации актуален для нас еще и как для мам троих детей и жен, стремящихся создать полное взаимопонимание и благополучие в семье. В современной литературе есть исследования по изучению полоролевой социализации детей школьного возраста, но в отношении детей дошкольного возраста эта тема не достаточно освещена. А ведь именно в этом возрасте происходит зарождение и становления личности в целом. Без учета психологических характеристик дошкольников, которые определяют успешность воспитания, обучения, понимание гендерных особенностей не будет являться полным. Поэтому проблема полоролевой социализации дошкольников для меня является интересной темой для изучения.

Понятия гендера и полоролевой социализации в современной психологической науке.

Все люди в мире разделены на два разных пола или даже, можно сказать народа -мужчин и женщин. Хотя мы ощущаем потребность в общении друг с другом, но не всегда находим нужные слова в общении с представителем противоположного пола. Половые различия выступают как важнейший фактор, влияющий на поведение, общение, образ мужчин и женщин. Что бы, в конце концов стать мужчиной и женщиной, необходимо осознать свою половую принадлежность, т.е. отнести себя к определенному полу и усвоить соответствующие способы реагирования и поведения.

Проблема пола как психолого-педагогическая проблема начала изучаться со второй половины 19 века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др. В начале 20-го столетия отечественные ученые (Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране затормозила развитие исследований, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности[10]. В изучении проблемы полового воспитания девочек и мальчиков выделяются следующие направления исследований: психологический подход, ориентированный на половое просвещение, рассмотрение проблемы с позиции сексологии и физиологии, психогигиены пола (С.И. Голод, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова и др.)

[15;16; 18; 20; 30]; функциональный подход, посвященный формированию сексуальной культуры дошкольников (Ю.В. Гаврилов, А.В. Мереннов и др.)

За пределами внимания исследователей остались вопросы воспитания в целостном педагогическом процессе в ходе полоролевой социализации. Так что же такое пол человека? Пол это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности, по которым люди определяются как мужчины или женщины. «Пол» понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других [19]. С билогической точки зрения «пол» - это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. С медицинской точки зрения «пол» - это принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит меду представителями разных групп, но не внутри данной группы [6, 171]. «Психологический пол» - это чувство и осознание своей половой принадлежности и, связанные с нею психосексуальные (например, влечение к противоположному полу), и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованная система половых ролей, в свете которой индивид различает критерии «мужественности» и «женственности» [13, 765]. Пол, с педагогической точки зрения - это биосоциальное свойство человека. Биологическое - обусловлено генными структурами. Социальное - проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которого является общество. Мнение биологов, медиков и психологов сводится к тому, что «пол» бисексуален, т.е. каждый пол потенциально заключает в себе возможности развития другого. Реализация пола зависит от «среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носит количественный характер, в связи с чем признаки противоположного пола подавляются в разной степени... Развитие пола протекает весьма сложно. Оно зависит от полученных от родителей особенностей хромосом и цитоплазмы, и в особенности от среды, в которой протекает развитие организма» [5, 686].

На мой взгляд, задачей педагогов является необходимость учета половых различий в воспитании детей. Рассматривая пол, как биосоциальное свойство человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе его полоролевой социализации.

Полоролевая социализация - это неотъемлемая часть общего процесса социализации, которая включает в себя: развитие представлений о себе, как о представителе определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных ориентаций, а также форм поведения, соотвествующего полу. Ведущими механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и половую дифференциацию.

Половая идентификация - это отождествление себя с представителями определенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознаия индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соотвествующей половой роли [11].

Половая дифференциация это отделение себя от представителей противоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

Частью социальной системы является «гендерная система»- совокупность отношений между полами и внутри полов. «Гендерную систему» определяют гендерные контракты, заключаемые между мужчинами и женщинами. Термин «гендер» или социальный пол появился в 80-х годах прошлого века в трудах американского историка Джоан Скотт (Scott Jоап, 1991). Тендер - это организованная модель социальных отношений между

женщинами и мужчинами, определяющая их социальные отношения в обществе, характеризующая их общение и взаимодействие в семье.

Например, в 20 в. поддерживалась «патриархальная» иерархия, где базовым контрактом был — мужчина «кормилец», женщина «домохозяйка». Далее, идет смена контракта на «равный статус», на выравнивание прав женщин и мужчин. До последнего времени в работах отечественных исследователей, посвященных изучению гендерной идентичности, использовались термины психологический пол, полоролевая идентичность, полоролевые стереотипы, полоролевые отношения (Агеев В.С.; Кон И.С.; Репина Т.А.; Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. и др.). Однако даже близкие, на первый взгляд, понятия (как, например, гендерная идентичность и полоролевая идентичность) не являются синонимами [19; 25; 26].

Гендерная социализация (полоролевая социализация) - процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Гендерная социализация включает две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Выделяются две фазы полоролевой социализации: адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей) [6].

Основные социализирующие факторы (агенты) - это социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:

а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое — наказывается социальным неодобрением;

б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах — семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.

Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты фемининность-маскулинность, относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки тендерного конфликта лежат в детстве [9]. Фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу. Маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу. Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не просто независимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивид характеризуется тем или иным их сочетанием [10]. Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальные признаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихся стереотипов оценок мужчины и женщины [3]. Мужчина характеризуется агрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью, инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина - слабая, пассивная, зависимая, мягкая, эмоциональная, ориентированная на других, экспрессивная. Психологический пол, или гендер, содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения)

компоненты. Маскулинность и фемининность противопоставлялись и понимались дихотомически: либо одно, либо другое. И тут же эти качества рассматривались как полюса одного континуума: то, что отдаляется от мужественности, автоматически приближается к женственности. Они могут также рассматриваться как независимые автономные измерения, и каждый человек может содержать в себе определенные маскулинные и определенные фемининные признаки. Поэтому психологических вариантов полов отмечается не два, как биологических, а намного больше.

Анализом половых различий занимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики, психиатры, психологи, педагоги. В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половых различий: врожденные; биологически -обусловленные; складывающиеся в ходе социализации.

Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в момент оплодотворения закладывается генетическая основа пола. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который содержит единство трех установок: «Я знаю, что я - женщина или мужчина»; «Я чувствую себя женщиной или мужчиной»; «Я веду себя как женщина или мужчина». В процессе индивидуального развития эмбриона порядок полового созревания соответствуют схеме: гены - гормоны - анатомические признаки - психика. Психология пола формируется настолько рано, что мы не можем этого помнить, а наши родители не могут это зафиксировать [27]. История же психиатрии и психологии показывает, что ни один признак, кроме психологических, не является решающим для определения пола. Отсутствие любого признака может повлиять на половое самосознание и привести его к изменению. Пол человека определяется множеством факторов: генетически (хх — генетическая формула женщины; ху - мужчины); гормонально (наличие мужских и женских гормонов и различие их сочетаний у мужчин и женщин); анатомически (существование первичных и вторичных половых признаков); социально (формирование мужских и женских ролей, идеалов, норм поведения); психологически (развитие полового самосознания и половой идентификации); юридически (фиксация пола в актах гражданского состояния).

Психологи утверждают, что половые различия формируются на каждом возрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связей между всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранее сформированными половыми различиями... Половые различия представляют собой мега-систему, структурные элементы которой обладают внутренней организацией. Изучение этой системы определяет важность для самых разных областей человекознания, в том числе полового воспитания [10, 21] .

Полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни человека, в некоторых ситуациях взрослые люди могут переживать гендерную ресоциализацию, т.е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей и усвоение новых. В образе жизни конкретного общества часто либо преувеличиваются, либо нивелируются различия между полами. Конструктивная социализация — это формирование андрогинной личности, вбирающей в себя все лучшее из обеих половых ролей. Андрогиния положительно влияет на социальное и психологическое состояние человека.

Содержание педагогической системы полового воспитания.

Остановимся более подробно на проблеме полового воспитания с точки зрения трех основных позиций:

Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем, обеспечивающего эффективность полового воспитания.

Во-вторых, половое воспитание рассматривается нами как целостная педагогическая система.

В-третьих, ребенок, включающийся в процесс полоролевой социализации, рассматривается нами как системное образование, структурные компоненты которого представлены в виде комплексного исследования индивидуальности. Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания детей. Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим, умственным и трудовым воспитанием. Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представление детей о том, что труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин [29]. Связь полового воспитания с физическим аналогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек и мальчиков, Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организации досуга учитываются предпочтения детей, в зависимости от половых различий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормами поведения, понятиями о красоте. В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь полового воспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола при усвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола.

Рассмотрим половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода. «Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоит в том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности, как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения» [1, 70]. С позиции деятельностного подхода половое воспитание будет эффективно при соблюдении четырех условий [32]: ребенок должен стать субъектом педагогической деятельности, предполагающей систематическое и целенаправленное его воздействие с педагогом; должен сам являться субъектом своей деятельности, включаться в нее в соответствии со своими потребностями (актуализация этих потребностей является задачей воспитателя), деятельность воспитателя и ребенка должна осуществляться в ракурсе личностно-ориентированной модели педагогики; в методике полового воспитания должны быть задействованы все функциональные компоненты различных видов деятельности.

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом для решения задачи полоролевой социализации детей. Многие исследователи (Д.Н. Исаев, В.Б. Каган, И.С. Кон и др.) считают дошкольный возраст временем первичной половой идентичности, отмечают, что к 6 годам половая идентичность оказывается достаточно сформированной. Исправлять погрешности полового воспитания за пределами этого возрастного периода представляется сложной задачей.

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь «исклочительно важным агентом половой социализации» [13, 665]. Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно «воспитывать настоящего мужчину» [15, 63]. Психолог Никологорский С. говорит о том, что с «раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но и формируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно соревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать» [14, 23] .

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; по формированию полоррлевого поведения; работа по ознакомлению детей с процессом деторождения; по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях. Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье [31] .

Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации базируется на общих принципах полоролевого воспитания (природосообразности, культуросообразности, реальности, свободы, взаимопонимания и доверия, конкретности и ясности, адресности и непрерывности), способствующих позитивной полоролевой социализации мальчика/девочки. Содержание воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации, теоретически обосновано в разработанной, в ходе исследования, концепции; исходя из специфики дошкольного детства определены задачи полоролевого воспитания младших дошкольников 3-4 лет формирование половой дифференцированности, в результате которой появляется новообразование: способность дифференцировать себя от предствителей другого пола, внешнее усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, внешних форм взаимоотношений полов посредством неосознанного копирования; средних дошкольников 4-5 лет - формирование половой идентичности, характеризующееся новообразованием: способностью идентифицировать себя с представителями своего пола, первичная самооценка себя как представителя определенного пола и др.; старших дошкольников 5-7 лет развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности, способствующее новообразованию: осознанию собственного образа «Я» мальчика/девочки.

Концепция воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации базируется на междисциплинарном, целостном и ролевом подходах, позволяющих синтезировать современные данные различных наук о поле, способствовать развитию целостной личности девочки/мальчика, их воспитанию в социальном контексте [24].

Многие проблемы полоролевой социализации детей будут решены, если:

- воспитание культуры взаимоотношений (гендерный аспект) придет на смену воспитанию «бесполых» детей и будет выступать одной из приоритетных целей воспитания детей дошкольного возраста;

- сущность воспитания культуры взаимоотношений будет пониматься как целенаправленная педагогическая деятельность по воспитанию гуманных взаимоотношений между мальчиками и девочками, включающая представления о различных гендерных взаимоотношениях (маскулинных, фемининных, андрогинных); позитивное полоролевое поведение, основанное на уважении, признании достоинства обоих полов как субъектов взаимоотношений;

- будет разработана модель процесса воспитания, имеющая этапный характер (когнитивный, ценностный, рефлексивный), определяющаяся компонентами личностного образования девочки или мальчика.

- будет разработано методическое обеспечение процесса воспитания культуры взаимоотношений между детьми, представляющее собой совокупность педагогических средств: ведущих - педагогические ситуации (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные) и сопутствующих - игра, юмор, различные приемы (одобрения,

неодобрения, стимулирования, обращения по имени, использования волшебных слов «пожалуйста», «спасибо», вопросов-просьб), нацеленных на развитие соответствующих компонентов культуры взаимоотношений полов, которые применяются на каждом из этапов исследуемого процесса, способствующих эффективности процесса воспитания и жизнедеятельности в образовательных учреждениях.

Задачи полоролевого воспитания, направленные на формирование половой дифференцированности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в процессе полоролевой социализации - это: умение дифференцировать себя от предствителей другого пола, принятие своего физического облика; формирование системы представлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения; усвоение моделей мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов; развитие умений заботиться о чистоте, внешнем виде.

Задачи полоролевого воспитания, направленные на формирование половой идентичности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в процессе полоролевой социализации: развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;

развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное; создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками; воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде; формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности; развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ; формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

Задачи полоролевого воспитания, направленные на развитие различных сфер женской/мужской индивидуальности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в процессе полоролевой социализации: помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки, переживаний дошкольников; формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения; развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами; развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ, формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности [10] .

Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Специфика полоролевой социализации и воспитания мальчиков и девочек.

Без решения проблемы полоролевой социализации невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола. Уже в возрасте до 6 месяцев мальчики лучше реагируют на движущиеся или новые предметы, а девочки на ласковое приговаривание. Крик мальчика настойчивее, активнее, еще не осознав свою принадлежность к полу, он забирается в машину и крутит руль, а девочка на кухне помогает матери готовить. Они и шалят и играют по -разному. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Девочки играют в меньших по размеру группах, где меньше агрессивности, чаще подражание взаимоотношениям взрослых. Был установлен факт, что уже к полутора годам ребенок знает, мальчик он или девочка, хотя он не всегда может объяснить, почему он

так думает. В научной литературе употребляют термин «половое любопытство» -стремление детей 2-4 лет к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов. Без этого ребенку трудно было бы сформировать свой образ Я. В этом процессе также велика роль родителей, которые, указывая на того или иного человека, всегда называют его пол. Интересно то, что до сих пор наукой не выделено признаков, по которым можно было бы с помощью формального анализа отличить любое мужское лицо от любого женского. Трехлетние дети уже знают не только свой пол, но и пол окружающих их детей и взрослых, и здесь важную роль играет обучение, т.к. родители и другие люди в общении с ребенком постоянно подчеркивают: «Ты — мальчик», или «Ты девочка». Однако принадлежность к определенному полу оценивается детьми еще по внешним признакам: «Надел косынку, как девчонка», «Штаны как у мальчика» [25] .

Таким образом, основы полового самосознания складываются в возрасте до 5 -ти лет: отношение к мужчине и женщине, отношение к родителям. После 5-6 лет изменить половое самосознание человека на последующих этапах развития практически невозможно. Полное понимание своей позиции складывается к 6-7 годам. Дети, наблюдая за своими родителями, уже знают, как должны вести себя мужчины и женщины. Они, копируя поведение взрослых, играют в разные игры, любят разные книги и фильмы, дружат с разными детьми.

При анализе поведения мальчиков и девочек следует учитывать различия в характере их психики и деятельности. Известно, что мальчики создают больше шума. Это не значит, что у них больше нарушений поведения, поскольку отрицательные проявления у девочек обычно носят более скрытый характер. Известно, что «трудные» мальчики в сравнении с «трудными» девочками более шумливы. Но «трудные» девочки зато, значительно более трудны. Причина этого лежит в большей эмоциональности и импульсивности девочек, что при наличии плохих привычек затрудняет выработку правильной линии поведения. Девочки больше, чем мальчики, склонны аппелировать к старшим в случае конфликтов или затруднений. Мальчики же в аналогичных случаях жалуются заметно реже, и поэтому в представлении старших они чаще оказываются в роли зачинщиков каких-либо конфликтов или междоусобиц [22] .

К концу дошкольного возраста и у мальчиков, и у девочек четко прослеживаются четыре типа полоролевого поведения. В исследовании Л.Э.Семеновой приведены психологические характеристики данных гендерных типов:

Маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, независимо от пола отвергают женское общество и отдают предпочтение мужскому авторитету. Они часто отстаивают свое мнение, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками.

Фемининные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с подчинением, отказом от собственной инициатив. Поведение фемининных мальчиков характеризуется социальной ограниченностью со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, бояться продемонстрировать свою несостоятельность. Фемининные девочки в социальных контактах остаются успешными.

Андрогинные дети признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, они социально активны, берут на себя маскулинные и фемининные роли. Их маскулинные качества носят конструктивный характер (защита, помощь).

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров, а

также эмоциональным отвержением всех видов деятельности, пассивны, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников.

По мнению Семеновой, в целом в дошкольной среде доминирует андрогинная культура поведения, т.к. в современной социальной ситуации сохранены традиционные половые стереотипы, но наблюдается отказ от жесткой половой типизации.

Исходя из этого, определяется целый ряд сложностей в понимании направлений педагогической работы с девочками и мальчиками. Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям (агрессии, двигательной активности). Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение «мужских проявлений», а наказания за «немужские» например: «Не плачь, как девчонка!» приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе. Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности выступает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой [21].

В течение последних десятилетий понятия гендер и полоролевая социализация подвергались активным экспериментальным, эмпирическим и теоретическим исследованиям и были предметом изучения многих авторов. В связи с разнообразием теоретических подходов, существует некоторая терминологическая неоднородность. Однако разными авторами гендер рассматривается как сложное психологическое явление, включающее всю личность в целом: ее поведение, эмоциональные и волевые особенности.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии». № 5, 1987.

2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии». № 2, 1987.

3. Алешина Ю.Е., Волович АС. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии». № 4, 1991.

4. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.О. М., 1975.)

5. Большая медицинская энциклопедия. (В 30-ти томах). АМН СССР. Гл. ред. Петровский Б.В. 2 изд. М.: «Советская энциклопедия», 1962. Том 20.

6. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Т. З. М., 1975.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности под ред. Фельдштейна Д.И. Воронеж, 1997.

8. Берн Ш. Гендерная психология. М., 2001г.

9. Венгер А.Л. Путь к развитию дошкольника. Дошкольное воспитание, 1992.

10. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации / Гуманизация образования дошкольников: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 1999.

11. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. «Вопросы психологии». № 1, 1982.

12. Захарова П.М. Растут в семье папа и мама. М. Моск. раб., 1978.

13. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л. Медицина, 1979.

14. Гуревич К.М.Проблема социального и биологического в диферренциальной психофизиологии. Вопросы психологии № 6, 1971.

15. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988.

16. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. дополн. М. Пед., 1988.

17. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. «Знание - сила». № 2, 1971.

18. Кон И.С. Дружба. М., 1990.

19. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975.

20. Кон И.С. Психология половых различий. Вопросы психологии. № 2, 1981.

21. Мир детства: дошкольник / под ред. Хрипковой А.Г. М., 1987.

22. Небылицын В.Д. Проблема психологии индивидуальности. М., 2000.

23. Никологорский С. Женственность. Агитатор. № 15, 1987.

24. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности] под ред. Лаврентьевой Т. В. М., 2002.

25. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии. Вопросы психологии, 1987. № 4.

26. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004

27. Рогов Е.И. Как стать взрослым. М., 2003

28. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Т. 1. М., 1979.

29. Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения младшего дошкольного возраста. М., 1999.

30.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М., 1985.

31.Хухлаева О.В. основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. ЧекалинаА.А. Гендерная психология. Учебное пособие. М., 2006.

33. ЧеховскихМ.И. Психология. Учебное пособие. М., 2003.

ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ: АРХЕТИПЫ Выпряжкин И.А.

Выпряжкин Илья Александрович - бакалавр, направление: реклама и связи с общественностью, кафедра связей с общественностью в бизнесе, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье подчеркнута значимость применения психологического воздействия в рекламной деятельности; проанализированы направления использования архетипов в рекламе; выделены основные направления дифференциации архетипов; отмечена важность нахождения баланса между акцентами на сознательное и бессознательное в рекламе с целью повышения психологической эффективности рекламных сообщений.

Ключевые слова: архетипы, реклама, рекламная деятельность, коммуникации, воздействие на потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.