Научная статья на тему 'Уровневая характеристика гендерной культуры воспитанников детского дома'

Уровневая характеристика гендерной культуры воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ВОСПИТАННИК ДЕТСКОГО ДОМА / GENDER / GENDER CULTURE / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL AND VALUABLE COMPONENTS / INDIVIDUALLY-BEHAVIORAL COMPONENT / ORPHANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна

В статье рассматривается актуальная проблема формирования гендерной культуры у воспитанников детского дома. Определены методики, критерии и уровни развития гендерной культуры, представлен анализ проделанной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level characteristics of orphans' gender culture

In the article the actual problem of developing gender culture of orphans is examined. Methods, criteria and levels of gender culture development are determined, the analysis of the work is presented

Текст научной работы на тему «Уровневая характеристика гендерной культуры воспитанников детского дома»

Н. А. Шинкарёва

(Иркутск)

УРОВНЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

В статье рассматривается актуальная проблема формирования гендерной культуры у воспитанников детского дома. Определены методики, критерии и уровни развития гендерной культуры, представлен анализ проделанной работы

Понятия «гендер», «гендерная культура» стали предметом междисциплинарных исследований, в том числе педагогических. Интерпретации понятия «гендер» посвящены работы Н. И. Абубикировой, Т. В. Бендас, А. Е. Здра-вомысловой, И. С. Клециной, А. А. Темкиной, А. А. Чекалиной, R. Unger, Д. Уэста, К. Зиммерман, С. Бем и др. [1, 2, 3, 6].

В современной науке под гендером понимается социально-психологический пол человека. Это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. В процессе социализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Гендерную культуру мы понимаем как совокупность компонентов - когнитивного, связанного с представлениями и осознанием содержания гендерной роли; эмоционально-ценностного, включающего отношение к общепринятым эталонам мужского и женского поведения, требованиям нравственного полоролевого поведения; индивидуально-поведенческого - разнообразного гендерного полоролевого репертуара.

Актуальность проблемы формирования основ гендерной культуры обусловлена необходимостью развития на ранних этапах онтогенеза умений взаимодействовать с представителями противоположного пола, что способствует становлению ответственного отношения к родительству и супружеству. Анализ существующей практики показывает, что в современных условиях проблема нарушения полоролевой социализации мужчин и женщин все больше становится формой социальной дезадаптации.

Особую актуальность развитие проблемы формирования гендерной культуры приобретает в аспекте воспитания детей дошкольного возраста, в частности воспитанников детского дома, лишенных наблюдения вариативных моделей гендерно ориентированного родительства [4]. Немногочисленные исследования основ становления и педагогических условий формирования гендерного субъектного опыта, моделей поведения в дошкольном возрасте представлены в работах А. Г. Хрипковой, Е. А. Кудрявцевой, Н. К. Ледовских, Н. Е. Татаринцевой [5]. Данные авторы обосновывают значение учета гендерных различий в учебно-воспитательном процессе, поднимают вопрос о дифференциации направлений нравственного воспитания мальчиков и девочек, о педагогических условиях полоролевого развития, о формировании основ полоролевого поведения.

Наряду с этим в условиях детского дома проводились комплексные исследования по изучению психического развития детей раннего возраста (Г. М. Лямина, М. И. Попова), исследования аффективно-личностных связей между взрослыми и младенцами (С. Ю. Мещерякова), изучались особенности общения детей, воспитывающихся в семье и вне семьи (О. Н. Земляухина); изучались качества семьянина (Т. М. Юферова). Однако системного исследования подходов к формированию основ гендерной культуры воспитанников детского дома не проводилось.

Основными методологическими ориентирами изучения гендерной проблематики в психо-лого-педагогических исследованиях выступают: теория гендерной социализации И. С. Кле-циной; теория психофизиологических различий гендерной социализации Е. П. Ильина, Т. И. Репиной, Т. Н. Белопольской, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых; культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, в рамках которой представлены исследования гендерных норм, гендерных стереотипов, гендерной идентич-

ности (А. Е. Здравомыслова, А. А. Темкина, И. С. Клецина, В. Е. Каган и др.) [6]. Культурологический подход к проблеме гендера представлен крайне ситуативно, разрозненно. К. Гирц, А. Кребер и С. Клакхон, Д. Мацумото выделили сущностные признаки культуры как социального феномена, однако понятие «гендерная культура» не получило в настоящее время теоретико-эмпирической интерпретации.

Для определения особенностей проявления гендерной культуры у детей 5-6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома, мы дифференцировали диагностические методики с учетом выделенных нами компонентов гендерной культуры. Для выявления когнитивного компонента использовались беседы, направленные на оценку особенностей осознания детьми своей половой принадлежности; выявление представлений об отличиях мальчиков и девочек и отношения к противоположному полу; характеристику их представлений об идеалах мальчика/мужчины, девочки/женщины, семьи, выбор идеала полоролевого поведения. Были проведены исследования по методике половозрастной идентификации Н. Л. Белопольской, по детскому опроснику гендерной идентичности Д. Холла, Х. Халберштата (адаптация Н. Г. Смольниковой, Н. А. Шинкарёвой, 2007).

Содержанием эмоционально-ценностного компонента стали: проективный рисунок «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, 1963), методика «Маскулинность-фемининность» (С. Бем); методика «Женственность» (адаптированная

Н. Г. Смольниковой, Н. А. Шинкарёвой); картинная методика исследования гендерных стереотипов восприятия сверстников (разработанная М. В. Ивановой, О. В. Коваленко).

Индивидуально-поведенческий компонент выявлялся с помощью метода наблюдения в игровой, трудовой, бытовой деятельности по методике «Мужественность - женственность» (разработанной Н. Г. Смольниковой, Н. А. Шин-карёвой).

Представим ниже количественно-качественный анализ результатов по совокупности данных методик особенностей гендерной культуры детей старшего дошкольного возраста. Используемые критерии гендерной культуры позволили нам определить уровни ее сфор-мированности у воспитанников детского дома.

Как видно из таблицы, к высокому уровню развития гендерной культуры нами отнесено 12% девочек экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) и 8% мальчиков соответствующих групп (см. табл.). Данный уровень

Таблица

Уровни сформированности гендерной культуры девочек и мальчиков в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах, в %

Уровни Девочки Мальчики

ЭГ КГ ЭГ КГ

Низкий 48 44 52 48

Средний 40 44 40 44

Высокий 12 12 8 8

гендерной культуры предполагает достаточный объем знаний и представлений о себе как представителе определенного пола, о своей роли, поведении, качествах. Они понимают и дифференцируют понятия «мальчик», «девочка», «мужчина», «женщина», имеют представление о значении понятий «семья», семейных ролях отца, матери; осознают себя как личность определенного пола; ориентируются на соответствующий пол значимого взрослого; имеют устойчивый интерес к противоположному полу. У них сформировано эмоциональноположительное отношение к себе как к определенному гендеру; к свойственным гендеру стереотипам; к социальной роли в настоящем и будущем; к внешним признакам, интересам, особенностям поведения; к выполнению в будущем семейных ролей и положительное отношение к сверстникам. Их поведение соответствует ценностным гендерным, стереотипным характеристикам: девочки проявляют нежность, ласковость, коммуникабельность, отзывчивость, поддерживают порядок в группе, проявляют внимание к младшим; мальчики -самостоятельность, спортивный интерес, настойчивость; помогают девочкам, предлагают помощь. Детям с высоким уровнем сформиро-ванности гендерной культуры присуще постоянное проявление соответствующего гендеру поведения: они распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола, в играх берут соответствующие полу роли (девочки - «мамы», «дочки»; мальчики - «папы», «сыновья»). Они доброжелательно относятся к сверстникам.

К среднему уровню нами отнесено 40% девочек экспериментальной (ЭГ) и 44% контрольной групп (КГ) и 40% и 44% мальчиков соответствующих групп (табл.) Когнитивный компонент гендерной культуры данных детей характеризуется неуверенностью в знаниях

гендерных стереотипов, у них частичные знания и представления о своей гендерной роли, норме поведения и соответствующих гендерных качествах. Они не всегда дифференцируют понятия «мальчик», «девочка», «мужчина», «женщина». У них фрагментарны представления о семье, семейных ролях. Они осознают себя как личность, но не всегда ориентируются на соответствующий полу образ. У детей данного уровня интерес к противоположному полу неустойчив, отношение к себе не всегда ориентировано на человека определенного пола, прослеживается нестабильность в отношении к стереотипам и желании им подражать, нет четкости в отношении своего предназначения к выполнению в будущем социальных ролей. Поведение не всегда соответствует гендерным характеристикам, у них отсутствует индивидуальность в проявлении полоролевых качеств, проявление соответствующих гендеру качеств в поведении нестабильно. В разных видах деятельности прослеживается слабое владение опытом мужского/женского поведения.

К низкому уровню мы отнесли 48% девочек экспериментальной (ЭГ) и 44% контрольной групп (КГ) и 52% и 48% мальчиков соответствующих групп (табл.) Данные дети характеризуются фрагментарными представлениями о себе, частичными представлениями о гендерных стереотипах, своей гендерной роли, норме поведения. Они не имеют представления о качествах, соответствующих своему и противоположному полу, не дифференцируют сущность понятий «девочка», «мальчик», «мужчина», «женщина», не имеют представления о семье, семейных ролях отца и матери. У них нечеткое осознание себя как личности определенного пола, отсутствует интерес к противоположному полу. Они не владеют характеристиками гендерных стереотипов, у них не возникает желания подражать стереотипам своего пола, они не ориентируются в динамике изменения своего и противоположного пола в прошлом, настоящем и будущем. Эти дети не проявляют интереса к особенностям своего поведения; у них отсутствует интерес к выполнению в будущем семейных ролей. Отношение к себе как к личности определенного пола неадекватно, ситуативно. Наблюдается недоброжелательное отношение к сверстникам. Поведение не соответствует ценностным гендерным характеристикам. Они не владеют опытом мужского/женского поведения, не осознают себя как личность определенного пола.

Анализ экспериментальной работы позволил установить, что гендерная культура детей, воспитывающихся в условиях детского дома,

лишенных восприятия моделей поведения отца и матери, отличается рядом особенностей: у мальчиков более высокие значения по показателю женственности, чем у девочек, т.е. можно констатировать наличие выраженного процесса феминизации мальчиков; в качестве образа идеального представителя собственного пола даже у маскулинных мальчиков имеется выраженная тенденция видеть представителей анд-рогинного или феминного типа. В образе же подруги противоположного пола мальчики ан-дрогинного типа гендерной идентичности хотят видеть маскулинные черты, а мальчики неопределенного типа гендерной идентичности

- андрогинные черты. Девочкам старшего дошкольного возраста в рамках эмоциональноценностного компонента присущ фемининный тип гендерной идентичности; преобладающим типом психологического пола является андро-гинный тип. При этом как среди мальчиков, так и среди девочек есть определенный (достаточно низкий) процент детей, у которых выявляется феминный или маскулинный тип. Девочки демонстрируют низкий уровень развития качества «женственность», что свидетельствует о наличии маскулинных черт и может рассматриваться как указание на их недостаточную феминизацию.

Анализ статистической достоверности распределения выборов образа «настоящей» девочки показал, что существуют статистически достоверные различия в распределении девочек с разной гендерной идентичностью по выбору различных образов, иллюстрирующих представление о настоящей девочке, выявляется достаточно четкая тенденция: полностью всеми испытуемыми девочками отрицается маскулинный тип, явно преобладающим является феминный тип. В выборе образа идеальной девочки эта тенденция сохраняется, то есть большинство девочек в качестве идеального рассматривают феминный образ и в несколько меньшей степени - андрогинный (исключение составляют девочки маскулинного типа - у них выявляются две противоположные тенденции: половина идеальный образ соотносят с фемининным типом, а другая половина - с маскулинным.

Соответственно, и по образу друга мы наблюдаем аналогичную тенденцию, то есть в качестве друга своего пола девочки предпочитают видеть представительниц феминного или андрогинного типа (исключение - девочки маскулинного типа). У девочек по всем показателям, в отличие от мальчиков, мы видим достаточно четкую и более адекватную картину. В группе мальчиков также выявлены статисти-

чески достоверные отличия в распределении по уровню развития основ гендерной культуры. Учитывая, что группы до участия в эксперименте были эквивалентными по уровню сформированности гендерной культуры, выявленные различия позволяют утверждать, что экспериментальная работа привела к увеличению уровня сформированности основ гендерной культуры у дошкольников.

Статистическая достоверность различий в показателях компонентов между мальчиками и девочками позволила определить, что не существует статистически достоверных различий в распределении мальчиков и девочек экспериментальной и контрольной групп по уровню развития гендерной культуры, следовательно, можно говорить о том, что сформированные экспериментальная и контрольная группы эквивалентны по уровню развития гендерной культуры.

Мы определили негативные факторы, влияющие на развитие гендерной культуры: отсутствие моделей поведения родителей, феминизация воспитательного процесса, размытость границ мужского и женского поведения, влияние среды, роль семьи, компетентность педагогов, образование.

Нами обнаружено, что наиболее сложно поддается формированию эмоционально-ценностный компонент гендерной культуры, так как сформированные дискредитирующие ценности к противоположному полу приводят к усилению агрессивных тенденций, переориентировать подобную систему ценностных ориентаций старшего дошкольника, воспитанника детского дома возможно путем комплексного социально-средового педагогического воздействия.

Педагогическое управление формированием основ гендерной культуры в старшем дошкольном возрасте у воспитанников детского

дома, мы предполагаем, осуществляется взаимосвязанными этапами: гендерного осознания, обогащения представлений о гендере, проявления гендерного поведения. Каждый этап реализуется в соответствии с последовательными стадиями (конструктивно-ориентационная стадия - создания гендерно ориентированных стимулов в образовательной среде детского дома, стадия формирования гендерно-ориентированных представлений, стадия стабилизации поведенческого компонента гендерной культуры), образующими цикл личностно ориентированного взаимодействия субъектов педагогического управления в системе воспитатель - воспитанник дошкольного возраста. Педагогическими условиями формирования гендерной культуры у старших дошкольников -воспитанников детского дома являются:

- целенаправленное повышение педагогической компетентности в области управления формированием гендерной культуры детей;

- организация гендерно ориентированной игровой среды;

- использование комплекса методов - информационно-рецептивного, личностно-ориентированного, частично-поискового, тактильно-чувственного;

- организация продуктивной деятельности детей.

Таким образом, мы полагаем, что гендерная культура - одна из стержневых составляющих целостного развития личности, основанная на динамической совокупности представлений о мужчинах и женщинах, их биологическом поле, социальных ролях, стереотипах, отношении к собственному и противоположному полу, соответствующем полоролевом поведении. Данная культура имеет уровневую характеристику, включающую градацию по трем компонентам, и связана со спецификой педагогической технологии ее формирования.

Литература

1. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов : пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2004. - 331 с. - (Сер. «Гендерная коллекция - зарубеж. классика).

2. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431 с.

3. Берн Ш. Гендерная психология. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 318 -с.

4. Воспитательная работа детских домов : сб. ст. / сост. и под ред. Л. М. Зюбина. - М., 1961.

5. Гендер и язык : [сб. : переводы] / Моск. гос. лингвист. ун-т, лаб. гендер. исслед. ; ред. и сост. А. В. Кирилина. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 622 с. - (Сер. «Гендерная коллекция - зарубеж. классика).

6. Чекалина А. А. Гендерная психология : учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2006. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.