Научная статья на тему 'Структура гендерной компетентности педагога'

Структура гендерной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1715
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / GENDER / GENDER APPROACH / GENDER COMPETENCE / GENDER TEACHING / GENDER BRINGING UP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радзивилова Марина Анатольевна

Рассматриваются вопросы формирования гендерной компетентности в процессе профессиональной подготовки педагогов, структуры гендерной компетентности. Представлена модель формирования гендерной компетентности студентов педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of gendernoy competence of teacher

This article is devoted to the problem of formation of gender competence during the professional training of teachers and the structure of gender competence. The model of the gender competence formation of the pedagogical department students is introduced in the article.

Текст научной работы на тему «Структура гендерной компетентности педагога»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.124

М. А. Радзивилова

СТРУКТУРА ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гендер; гендерный подход; гендерная компетентность; гендерная педагогика; гендерное воспитание.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы формирования гендерной компетентности в процессе профессиональной подготовки педагогов, структуры гендерной компетентности. Представлена модель формирования гендерной компетентности студентов педагогического факультета.

M. А. Radzivilova

STRUCTURE OF GENDERNOY COMPETENCE OF TEACHER

KEY WORDS: gender; gender approach; gender competence; gender teaching; gender bringing up.

ABSTRACT. This article is devoted to the problem of formation of gender competence during the professional training of teachers and the structure of gender competence. The model of the gender competence formation of the pedagogical department students is introduced in the article.

Гендерный подход в образовании исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование и воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является идентификация личности мальчика или девочки. Внедрение гендерного подхода в педагогическую теорию и практику активизировало развитие новой отрасли —

гендерной педагогики. Гендерный подход в педагогике — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроитель-ства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Основные его представители в отечественной науке — Е. А. Каменская, Л. И. Столярчук, С. А. Коробкова и др.

Гендерная педагогика — это наука о воспитании и обучении мальчиков и де-

вочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, полоролевого поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков/девочек является профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности. Следовательно, внедрение гендерного подхода в образование требует наличия у педагога гендерной компетентности.

Под гендерной компетентностью мы понимаем динамическое образование личности (студента/специалиста), включающее представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской/мужской индивидуальности, образе Я, знания о гендерных особенностях субъектов педагогического взаимодействия; ценностное отношение к представителям обоих полов, их взаимоотношениям.

Вопрос о структуре гендерной компетентности в психолого-педагогической литературе в настоящее время носит полемический характер. Поэтому перед нами стояла задача очертить круг проблем, с которыми сталкиваются воспитатели в процессе гендерного воспитания девочек и мальчиков. Стандартное фо-кус-групповое исследование позволило выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги-практики и студенты-стажеры:

— неумение правильно реагировать (рефлексировать) в конфликтной ситуации в ходе гендерной социализации детей;

— строгая ориентация на гендерные стереотипы поведения;

— недостаточное развитие способности к диагностированию и коррекции гендерного поведения мальчиков и девочек;

— уход от острых (каверзных) вопросов и выдача неверных ответов.

С помощью экспертов нами были вычленены 3 группы составляющих гендерной компетентности: когнитивный, мотивационный и операциональный.

Когнитивный компонент предполагает наличие у педагогов системы гендерных знаний, соотнесенных с педагогической деятельностью, современной реальностью и индивидуальными особенностями мальчика/девочки, социальными условиями жизни ребенка. В состав когнитивного компонента входят знания в области гендерной психологии и педагогики: закономерности психосексуального развития личности ребенка; особенности гендерной социализации девочек и мальчиков; сущности гендерной дифференциации и идентификации личности.

Мотивационный компонент характеризует уровень осознанного подхода к реализации гендерного воспитания, стремление к осознанию собственной гендерной роли в рамках педагогической деятельности, творческому применению гендерных норм и уход от стереотипов полоролевого поведения во взаимодействии с воспитанниками и коллегами, гуманистическую ориентацию на ребенка как представителя конкретного пола.

Операциональный компонент оценивается через степень практической готовности педагога к работе по гендерному воспитанию: сформированности умений по организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации и навыков структурирования и упорядочения педагогических ситуаций; умениями согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни ребенка.

Исходя из того что любая модель компетентности должна содержать перечень характеристик, требующихся для того, чтобы выполнять ту или иную работу, нами сделана попытка составить

перечень специальных знаний, умений и навыков, необходимых педагогам дошкольных образовательных учреждений для организации гендерного воспитания мальчиков и девочек. Характеристики представлены в виде шкалы, с помощью которой можно определить высокий,

средний и низкий уровень готовности (табл.). Показателями выраженности гендерной компетентности стали следующие апрейзеры: индивидуально-

творческий, нормативно-творческий и нормативный.

ТАБЛИЦА

ПОКАЗАТЕЛИ ВЫРАЖЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Характеристики гендерной компетентности Апрейзеры

Нормативный Нормативно-творческий Индивидуально-творческий

Знания о нормах полоролевого поведения, эмоционально-ценностное отношение к себе как к представителю конкретного пола + + +

Знания о закономерностях психосексуального развития детей + + +

Знания об особенностях гендерной социализации + +

Умение и навыки организовывать типичные педагогические ситуации + + +

Умение и навыки структурировать педагогические ситуации + +

Упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку) +

Проведение диагностики и коррекции гендерного поведения мальчиков и девочек + +

Организация работы с родителями с целью изменения их позиции в вопросах гендерного воспитания и развития ребенка +

Разработка собственных технологий и методик гендерного воспитания +

Для индивидуально-творческого уровня гендерной компетентности характерно наличие знаний, умений и навыков, способствующих активно проводить работу по гендерному воспитанию девочек и мальчиков на основе диалогово-развивающих, игровых технологий; представленность собственных технологий (содержание,

средства, среда, методы, приемы) и методик как системы логически связанных педагогических действий, ориентированных на гендерное воспитание дошкольников; организация работы с родителями с целью изменения их позиции в вопросах гендерного воспитания и развития ребенка в ходе семейного воспитания.

Нормативно-творческий уровень характеризуется наличием у педагогов следующих умений и навыков: умения структурировать педагогические ситуации в процессе гендерной социализации девочек и мальчиков в условиях их жизнедеятельности в ДОУ; навыков согласования педагогических усилий с реальными ситуациями, индивидуальными особенностями ребенка; навыков применения разнообразных форм и методов гендерного воспитания мальчиков и девочек; умения проведения диагностики и коррекции гендерного поведения детей дошкольного возраста.

Для нормативного уровня готовности педагога к работе по гендерному воспитанию мы отнесли следующий перечень показателей, включив, прежде всего, теоретическую компетентность: знание о различиях в психологическом статусе мальчиков и девочек, динамики их полоролевого развития в дошкольном детстве, способов и методов формирования основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек; умения и навыки организации типичных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации девочек и мальчиков. Такая компетентность предполагает умение и готовность применять диагностические методы для определения уровня сформированности основ полоролевой воспитанности детей и представлений о качествах мужественности и женственности и соответствующем поведении. Личностная компетентность включает понимание педагогом собственных гендерных качеств, своей гендерной роли.

Минимальные параметры знаний и умений, определяющие нормативный уровень гендерной компетентности, предъявляются ко всем воспитателям.

Под педагогическими ситуациями мы понимаем совокупность условий и обстоятельств, которые требуют от педагога принятия решения, в основе которого лежат понимание и доверие, уважение

достоинства ребенка, его внутренних чувств и переживаний; согласованность педагогических усилий, социальных условий жизни ребенка с индивидуальными его особенностями.

Организация типичных педагогических ситуаций способствует накоплению ребенком позитивного гендерного опыта, усвоение норм культурного поведения («Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Волшебные слова» и т. д.). Структурирование педагогических ситуаций предполагает решение проблемных педагогических ситуаций девочками/мальчиками, проявлению их индивидуальности в игровой деятельности и жизненных ситуациях в ходе гендерной социализации («О женских и мужских профессиях», «Семья», «Мой друг/подруга»). Упорядочение процесса гендерной социализации — это оказание индивидуальной помощи мальчикам и девочкам в реальных жизненных ситуациях перехода от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции гендерного поведения.

В ходе исследования нами была предложена модель формирования гендерной компетентности студентов педагогического факультета ГОУ ВПО филиал МГГУ им. М. А. Шолохова в г. Анапе. На первом этапе (1—3 курсы) предполагается формирование гендерной компетенции в рамках общей психолого-педаго-гической подготовки; на 4—5 курсах — на факультативных занятиях и элективных дисциплинах («Гендерология и фе-минология», «Гендерная педагогика и психология»). Такая подготовка будущих педагогов-психологов соответствует современным квалификационным требованиям и характеристикам специалистов.

Для изучения уровня гендерной компетентности нами был составлен опросник, а для установления индивидуальных гендерных характеристик и степени выраженности фемининности, маскулинности, андрогинности применялась

методика Сандры Бэм (опросник BSRI), позволившие выявить степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик студентов, а также определить тип их личности: маскулинный, фемининный, андрогинный [1]. Для анализа уровней готовности студентов к работе, учитывающей гендерные особенности (характеристики) воспитанников, применялся опросник Г. С. Парыгина, позволяющий измерить индекс эффективной самостоятельности студентов [2].

Материалы анкетирования помогли установить уровень теоретической готовности студентов к реализации гендерного подхода в образовании. Все студенты показали достаточный уровень теоретических знаний по вопросам медико-биологического и психофизиологического различия полов; социокультурных половых отношений; совокупности социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их пола; сущности и задачах гендерного воспитания.

Опросник С. Бэм предлагает 60 качеств, характеризующих маскулинность, фемининность и андрогинность личности, а респонденту предлагается выбрать те качества, которые он считает, что они ему присущи. Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл. Результаты данного тестирования позволили нам установить, что среди студентов 1—3 курсов педагогического факультета большинство типичных мужчин и женщин (89%) и андрогинных личностей всего 11%. Среди студентов 4—5 курсов андро-гинных личностей больше и равно 20% от общего числа опрашиваемых. Сегодня принято считать, что андрогинные личности обладают большей адаптивностью и гибкостью поведения, отличаются творческими наклонностями и наиболее психологически благополучны. Андро-

гинная личность — человек, обладающий как сильно выраженными мужскими, так и сильно выраженными женскими качествами.

Недифференцированных личностей с низкими показателями маскулинности и фемининности нами не обнаружено. Полученные результаты свидетельствуют об эффективной гендерной социализации молодежи в период профессионального обучения.

Самодиагностирование студентов показало, что условно их можно разделить на две группы: «самостоятельные» и «зависимые». Опросник Г. С. Парыгина содержит 10 утверждений. Студентам предлагалось выбрать один из вариантов ответов, за которые начислялись баллы, итоговая сумма баллов представляет собой индекс самостоятельности / несамостоятельности студентов. Анализ полученных данных позволил нам дифференцировать студентов с самостоятельным и зависимым стилем саморегуляции гендерного поведения. Более глубокое изучение студентов с зависимым стилем деятельности показало, что препятствует развитию их самостоятельности в выборе форм и методов работы по гендерному воспитанию дошкольников:

• неадекватное отношение к себе в форме заниженной самооценки своих возможностей;

• неумение правильно реагировать (рефлексировать) в конфликтной ситуации в связи с рестриктивным гендерным воспитанием;

• строгая ориентация на гендерные стереотипы и отсутствие навыков гендерного поведения, соответствующего социальным ожиданиям и ориентированного на совершенствование мужской/женской индивидуальности;

• недостаточное развитие способности к диагностированию и коррекции гендерного поведения.

Как показал наш опыт работы, для

формирования профессиональной компетентности, наряду с теоретической подготовкой, необходимо создание социокультурной среды вуза, которая бы способствовала повышению адаптационных возможностей юношей/девушек к новым социальным условиям жизнедеятельности, эффективности личностного самоопределения, выбора идеалов и жизненных ценностей с учетом гендера. Для этого необходимо создание гендерносбалансированного учебно-воспитательного пространства высшей школы:

— расширение перечня гендерных дисциплин («Гендерная психология», «Гендерная педагогика», «Гендерные исследования»), которые способствовали бы снятию барьеров традиционного восприятия социально-психологических характеристик и социальных ролей мужчин и женщин;

— организация социально-коммуникативных тренингов, ролевых игр, упражнений по расширению сознания и самоактуализации студентов, а также создание реальных практик, влияющих на гендерные характеристики юношей/девушек, создающие условия для тренировки гендерной

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

чувствительности;

гендерное просвещение молодежи, оказание консультационной помощи девушкам и юношам в реальных жизненных ситуациях, возникающих в процессе их гендерной социализации.

Мы считаем, что конструирование нового опыта целенаправленной подготовки студентов к работе по гендерной проблеме позволяет индивидуализировать обучение и включить в этот процесс не только наиболее активных студентов, но и всех обучающихся на курсе, изменяя мотивацию образования, формируя основы профессионального мастерства, общую культуру и гендерную компетентность.

Можно констатировать, что на этапе профессионального становления и выстраивания будущей карьеры продолжается формирование гендерной идентичности девушек и юношей и, наряду с данным процессом, формируются основные паттерны полоролевого поведения, апробируется и закрепляется выбранная гендерная роль, которая в будущем повлияет на становление профессиональной компетентности.

1. БЕМ, С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. —

М. : РОССПЭН, 2004.

2. ПАРЫГИН, Г. С. Основы социально-психологической теории / Г. С. Парыгин. — М., 1971.

LIST OF THE LITERATURE

1. BEM, S. Lenses of gendera: transformation of looks to the problem of neravenstva chaffs / S. Bem.

— M. : ROSSPEN, 2004. — 336 p.

2. PARYGIN, G. S. Bases of social-psychological theory it is / G. S. Parygin. — M., 1971.

Получено 14.05.09 © Радзивилова М. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.