УДК 378
А.Р.Закирова ГЕНДЕРНАЯ ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В статье раскрываютсявопросы гендерной подготовки будущих учителей в процессе обучения в вузе и необходимости применения гендерного подхода в профессиональной деятельности.
Раскрывается основная идея гендерного подхода, его цели, значение гендерного подхода для успешной гендерной социализации, самоактуализации и самореализации личности школьников.
Ключевые слова: гендерная подготовка, гендерный подход, гендерная социализация, гендерная реальность, гендерная компетентность.
A.R.Zakirova GENDER TRAINING OF THE MODERN TEACHER
Summary: in article questions of gender training of future teachers in the course of training in higher education institution and need of application of gender approach for professional activity reveal.
The main idea of gender approach, its purpose, value of gender approach for successful gender socialization, self-updating and self-realization of the identity of school students reveals.
Keywords: gender preparation, gender approach, gender socialization, gender reality, gender competence.
Актуальным направлениемсовременной педагогической науки является становление новой отрасли научных знаний - гендерной педагогики, изучающей особенности обучения и воспитания детей разного пола.
В Гендерной стратегии РФ [1] указывается на важность реформирования системы образования с учетом гендерно ориентированных программ, расширяющих возможности полов для свободного духовного развития, отмечается необходимость введения гендерной составляющей в образовательные стандарты всех специальностей высшего профессионального образования. Гендерный подход рассматривается как один из способов формирования личности, отвечающей мировым стандартам.
Основная идея гендерного подхода в образовании состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержания, форм и методов обучения, технологий организации учебного процесса, педагогического общения, а также традиционных гендерных стереотипов.
Непосредственно в воспитании личности, гендерный подход имеет своей целью создание благоприятных условий для воспитания юношей и девушек, в которых, их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать позитивному и гармоничному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт,эффективному полоролевому взаимодействию в обществе.
Таким образом, гендерный подход в образовании направлен на расширение возможностей проявления школьниками индивидуальных гендерных характеристик, на свободное выражение и развитие качеств, которые могут выходить за рамки гендерных стереотипов, что способствует успешной гендерной социализации, самоактуализации и самореализации личности.
Важнейшей задачей современной системы образования является совершенствование процесса социализации подрастающего поколения, в частности гендерной социализации.
Гендерную социализацию мы рассматриваем как процесс формирования и саморазвития личности, осуществляемый в системе взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и с самим собой, в соответствии с индивидуальным гендерными особенностями и характеристиками.
Общеобразовательная школа является основной моделью социального мира, где дети выступают в роли субъектов общественных отношений, и где формируются первые навыки взаимодействия с лицами разного пола. Именно в школе, в процессе гендерной социализации, в сознании ребенка закрепляются гендерные стереотипы, отрабатываются модели поведения, которые определяют и успешность взаимодействия с окружающим миром и индивидуальные возможности личностно-профессионального совершенствования.
Для обеспечения процесса социализации школьников и организации целенаправленной подготовки будущего учителя к реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности необходима диагностика реального состояния педагогической действительности. Для проведения соответствующего исследования были использованы следующие методики:
Тесты на гендерную идентичность: опросник половых ролей BSRI, Фрайбургский личностный опросник ^Р1),тест Лири, которые определяют типы личности и выявляют степень выраженности маскулинных, фемининных характеристик; позволяют изучать гендерные особенности и характеристики в структуре личности; для изучения гендерных установок школьников применялся опросник «Пословицы» (И.С.Клециной), анкетирование, проблемные опросники;
Исследовательской площадкой стали МБОУ «Гимназия» №12; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №№ 1, 9, 72, 99 (г. Казань). Общая выборка составила более 220 человек.
Результаты анкетирования старшеклассников выявили, что 83 % учащихся знакомы с понятиями мужественности и женственности, а 61% находит эти качества в себе;Большая часть опрошенных(98%) высказали свой положительный интерес к более подробному изучению сущности понятия «гендер» и гендерный подход в обучении школьников; 2% школьников отметили, что эта проблема их не привлекает. 100% опрошенных школьников указали на существование различий между мальчиками и девочками, а так же обнаружили их в учебе, в поведении, 88% указали на особенности изучения школьных предметов, 96% указали на особенности в выборе
будущей профессии, ведении домашнего хозяйства, в воспитании детей; 4% школьников указали, что иных различий, кроме биологических, мальчики и девочки не имеют. 95% респондентов считают, что учителю целесообразно учитывать гендерные особенности мальчиков и девочек в учебном процессе и внеклассной деятельности. Большинство школьников (79%) отметили, что более доброжелательными учителя бывают при выставлении оценок девочкам, нежели мальчикам, распространены такие стереотипы как, например, «девочки более послушные», «девочкам легче учиться, они аккуратнее» и следующие: «мальчики менее усидчивые, часто отвлекаются», «мальчишки часто хулиганят». 69% считают, что учителя более снисходительны к своим «любимчикам» в классе, независимо от их половой принадлежности; 10% назвали учителей более доброжелательными по отношению к мальчикам. 8% ответили, что половая принадлежность учителя не влияет на его снисходительное, доброжелательное отношение к ученикам при выставлении оценок. 20% школьников считают, что педагогическая профессия подходит и для мужчин, и для женщин; 73% отметили, что педагогическая профессия является преимущественно женской: «женщина должна воспитывать детей» и «для мужчины - это не мужское занятие»; 7% высказали наоборот, что такая профессия более подходит для мужчин, потому что для них «точные науки легче поддаются изучению». При этом 75% респондентов на вопрос о том, вы предпочли бы, чтобы вас обучали педагоги женщины ответили утвердительно, педагоги мужчины - 15%.
Полученные результаты важны для определения особенностей и возможностей реализации гендерного подхода в современной школе, выявления степени влияния традиционных гендерных стереотипов на взаимодействие субъектов образовательного процесса, на уровень гендерной социализации школьников, а также дляразработки и повышения качества гендерной подготовки будущего учителя в системе вузовской подготовки.
Очевидно, что повышение качества гендерного образования будущего учителя и его готовности к реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности может быть достигнут только при построении его профессиональной подготовки как целостной системы, включающей в себя и принципы и педагогические условия формирования гендерной компетентности педагога.
Мы рассматриваем и определяем гендерную компетентность как единство знаний, навыков, целенаправленных педагогических действий по реализации гендерного подхода, гендерной социализации и умений и опыта осуществлять гендерную стратегию, с целью наиболее полного раскрытия и реализации уникальности личности каждого учащегося,в условиях целостного педагогического процесса.
К числу принципов формирования гендерной компетентности будущих учителей, влияющих на эффективность функционирования системы, могут быть отнесены принципы дифференциации содержания и организации формирования гендерной компетентности на основе учета гендерных особенностей обучаемых; междисциплинарной интеграции содержания и технологий формирования гендерной компетентности педагога; соответствия технологий гендерного образования закономерностям профессионального становления личности.
В качестве педагогических условий, повышающих эффективность формирования гендерной компетентности будущего учителя мы рассматриваем:
1) включение гендерных и педагогических знаний в содержание профессиональной подготовки современного учителя в рамках педагогических дисциплин, изучаемых в вузе;
2) необходимость учета гендерных особенностей студентов при организации педагогического процесса, формирование у будущих педагогов осознания собственной гендерной роли и индивидуального гендерного стиля поведения в учебной и учебно-педагогической деятельности;
3) разработку процессуально-технологической составляющей реализации гендерного подхода на педагогической практике;
С нашей точки зрения, назрела необходимость особой методологической и дидактической работы по трансформации научно оформленных гендерных знаний в знания учебные и профессиональные. Гендерное знание в профессиональной подготовке будущего учителя станет достоянием сознания обучающегося, если у него появится возможность обнаружить это знание в собственной деятельности, построенной по образу и подобию реальной.
Подводя итоги, необходимо отметить, что повышение качества гендерного образования и целенаправленная подготовка будущего учителя к реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности может рассматриваться как важное направление совершенствования высшего педагогического образования.
Литература
1.Гендерная стратегия РФ (Проект). - М., 2004. - 25 с. 1. Gendemaja strategija RF (РгоеШ:). - М., 2004. - 25 s.