Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к реализации гендерного подхода'

Подготовка будущего учителя к реализации гендерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER EDUCATION / GENDER APPROACH / GENDER STEREOTYPES / GENDER SOCIALIZATION / GENDER IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Алия Ринатовна, Аухадеева Людмила Александровна

Статья посвящена проблемам повышения качества гендерного образования и целенаправленной системной подготовки будущего учителя к реализации гендерного подхода в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER STEREOTYPES AND MODERN PEDAGOGY

The article considers the issue of improving the quality of gender education and the gender-focused preparation of future teachers for the implementation of the gender approach in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к реализации гендерного подхода»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №2(32)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО

ПОДХОДА

© А.Р.Закирова, Л.А.Аухадеева

Статья посвящена проблемам повышения качества тендерного образования и целенаправленной системной подготовки будущего учителя к реализации тендерного подхода в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: гендерная педагогика, гендерный подход, гендерные стереотипы, гендерная социализация, гендерная идентичность.

Одним из актуальных направлений развития педагогической науки в настоящее время является становление новой отрасли научных знаний -гендерной педагогики, изучающей особенности обучения и воспитания детей разного пола.

В Гендерной стратегии РФ [1] указывается на важность реформирования системы образования с учетом гендерноориентированных программ, расширяющих возможности полов для свободного духовного развития, отмечается необходимость введения гендерной составляющей в образовательные стандарты всех специальностей высшего профессионального образования. Ген-дерный подход рассматривается как один из способов формирования личности, отвечающей мировым стандартам. Это актуализирует проблему повышения качества подготовки учителя к реализации гендерного подхода в современной школе и формирования его гендерной компетентности как составляющей профессионально-педагогической культуры.

Принципами гендерной педагогики должны стать равноценность и взаимоценность, признание индивидуальных особенностей школьников как важнейших источников развития и саморазвития личности независимо от их половой принадлежности.

Ведущими категориями гендерной педагогики являются «гендерное образование», «гендерный подход», «гендерная социализация», «гендерные стереотипы», «гендерная идентичность» и др.

Основная идея гендерного подхода в педагогике состоит в учете специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержания, форм и методов обучения, технологий организации учебного процесса, педагогического общения, а также традиционных

гендерных стереотипов. Они рассматриваются как стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское». Именно гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей [2: 16].

Непосредственно в воспитании личности гендерный подход имеет своей целью создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых, согласно А.В.Мудрику, их «развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме» [3: 16].

Таким образом, гендерный подход в образовании направлен на расширение возможностей проявления школьниками индивидуальных ген-дерных характеристик (маскулинных, фемининных, андрогинных), на свободное выражение и развитие качеств, которые могут выходить за рамки гендерных стереотипов, что способствует успешной гендерной социализации, самоактуализации и самореализации личности.

Множественный ряд определений позволил нам рассматривать гендерную социализацию как процесс формирования и саморазвития личности, осуществляемый в системе взаимоотношений со взрослыми, сверстниками и с самим собой, в соответствии с индивидуальными гендерными особенностями и характеристиками.

Гендерный подход в педагогике рассматривается также с позиций понятия «гендерной идентичности». В этом случае особое внимание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПЕДАГОГИКА

уделяется индивидуальному подходу к проявлению школьниками своей тендерной идентичности. Необходимо отметить, что тендерная идентичность не является единообразной, жесткой, одинаковой для всех людей в рамках своего пола, признается множественность, индивидуальность, пластичность тендерных различий. Как отмечает И.Костикова, «дело не только в том, что представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны преподавателя, но и в том, что они вынуждены сталкиваться со сложным миром меняющихся ген-дерных стереотипов, которые приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность - таковы задачи тендерного подхода в образовании» [4: 68].

Таким образом, целенаправленная системная подготовка будущего учителя к реализации ген-дерного подхода в профессиональной деятельности может рассматриваться как важное направление совершенствования высшего педагогического образования.

Для организации целенаправленной подготовки будущего учителя к использованию ген-дерного подхода в профессиональной деятельности необходима диагностика применения ген-дерного подхода в образовании. В процессе проведения опытно-экспериментальной работы (на констатирующем этапе) мы использовали следующие методики: тест на гендерную идентичность С.Бэм (опросник половых ролей В8Щ), который определяет тип личности и выявляет степень выраженности маскулинных и фемининных характеристик; Фрайбургский личностный опросник (РР1), определяющий маскулинно-феминные черты личности; тест Лири (в модификации Ю.А.Решетняк и Г.С.Васильченко), направленный на изучение гендерных особенностей и характеристик в структуре личности; опросник «Пословицы» (И.С.Клециной) по изучению гендерных установок; тест коммуникативной толерантности Бойко и тест на коммуникативный контроль для определения коммуникативных качеств, коммуникативной толерантности, уровня коммуникативного контроля как ведущих показателей гендерной компетентности и

др.

Исследовательской площадкой стали МБОУ «Гимназия» №№7, 12; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №№1, 9, 72, 99 (г.Казань); МБОУ «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей» (г.Актаныш РТ). Всего в эксперименте приняли участие более 300 человек.

Полученные результаты показали, что все учителя обладают ярко выраженными феминны-ми и маскулинными качествами личности и являются носителями традиционных гендерных стереотипов; 100% участников исследования отметили, что различия в обучении и воспитании школьников есть, они их обнаруживают в своих учениках и гендерный подход является необходимым компонентом педагогической деятельности в современной школе; 90% учителей высказали пожелание расширить круг знаний о реализации гендерного подхода в школе и констатировали нехватку научной и методической литературы и педагогической поддержки по данному вопросу, и только 10% ответили, что применяют гендерный подход в своей профессиональной деятельности. По результатам исследования коммуникативных качеств оказалось, что 25% учителей владеют высоким, 62,5% - средним и 12,5% низким уровнем коммуникативной толерантности; 5% учителей имеют высокий, 85% -средний, 10% - низкий уровень коммуникативного контроля.

В результате анкетирования старшеклассников выяснилось, что 93% учащихся знакомы с понятиями о мужественности и женственности и 71% находит в себе эти качества; 60% опрошенных считают, что в их школе существуют различия в обучении и воспитании юношей и девушек (в аспекте традиционных гендерных стереотипов); 82% убеждены в том, что мальчики и девочки по-разному усваивают информацию, и 67% отмечают это у своих одноклассников; 56% школьников хотели бы больше знать о своих гендерных особенностях и гендерных проблемах в обществе.

Полученные результаты имеют важное значение для определения условий реализации ген-дерного подхода в современной школе, изучения степени влияния традиционных гендерных стереотипов учителей на педагогическое взаимодействие в системе «учитель - ученик», уровня готовности учителей к оказанию педагогической поддержки в гендерной социализации школьников, выявления факторов и условий повышения качества гендерного образования учителей, а также для проектирования, разработки и реализации целостной технологии формирования ген-дерной компетентности будущего учителя в системе вузовской подготовки.

1. Гендерная стратегия РФ (Проект). - М., 2004. -

25 с.

2. Гендерная экспертиза учебников для высшей

школы / Под ред. О.А.Ворониной. - М.: РОО

МЦГИ - ООО «Солтэкс», 2005. - 260 с.

А.Р.ЗАКИРОВА, Л.А.АУХАДЕЕВА

3. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в 4. Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Град-социальном воспитании // Воспитательная работа скова Ю. Перспективы гендерного образования в

в школе. - 2003. - №5. - С. 15 - 19. России //Высшее образование в России. - 2001. -

№2. - С. 68 - 75.

GENDER STEREOTYPES AND MODERN PEDAGOGY

A.R.Zakirova, L.A.Auhadeyeva

The article considers the issue of improving the quality of gender education and the gender-focused preparation of future teachers for the implementation of the gender approach in their professional activities.

Key words: gender education, gender approach, gender stereotypes, gender socialization, gender identity.

Закирова Алия Ринатовна - аспирант кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: rozacity@mail.ru

Аухадеева Людмила Александровна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: auhadeeva@inbox.ru

Поступила в редакцию 18.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.