Научная статья на тему 'Формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов'

Формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярчук Людмила Ивановна, Радзивилова Марина Анатольевна

Рассматривается процесс формирования гендерной компетенции студентов педагогических вузов как важнейшей составляющей профессиональной компетентности будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов»

ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л.И. СТОЛЯРЧУК, М.А. РАДЗИВИЛОВА (Волгоград, Анапа)

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Рассматривается процесс формирования гендерной компетенции студентов педагогических вузов как важнейшей составляющей профессиональной компетентности будущего учителя.

Повышение качества высшего образования рассматривается сегодня как глобальная проблема, от успешности решения которой зависят экономическое развитие общества и его духовная стабильность. Важнейшими составляющими этого процесса являются повышение роли и значимости учителя в современном обществе, качества подготовки студентов педагогических вузов, формирование их профессиональных компетенций, одной из которых является гендерная компетенция.

Стремительные трансформации современного общества, в частности статуса и ролей мужчин и женщин, связанные с преодолением гендерных стереотипов, приходят на смену активному игнорированию половой принадлежности личности в течение долгих лет, отсутствию учета гендерных особенностей в учебно-воспитательном процессе вуза; повышается значимость гендерной компетенции в обществе и системе высшего профессионалного образования.

Современное высшее профессиональное образование, основанное на гендерном подходе, призвано наполнить учебно-воспитательный процесс вуза истинно человеческим, духовно-нравственным, культуросообразным содержанием; быть нацеленным на духовный мир студентов, понимание их уникальности как представителей определенного пола, признание права студенток и студентов на женскую/мужскую индивидуальность, формирование их гендерной компетенции как одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности будущего учителя.

Исследователи под компетентностью понимают совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности [1].

Под гендерной компетенцией мы понимаем динамическое образование личности студента педагогического вуза, включающее представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской/мужской индивидуальности, образе Я, знания о гендерных особенностях субъектов учебно-воспитательного процесса; ценностное отношение к представителям обоих полов, их статусу, функциям, взаимоотношениям; гендерное поведение будущего учителя, соответствующее ожиданиям студентов и студенток, учитывающее их гендерные особенности в учебно-воспитательном процессе вуза.

Формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов осуществляется в ходе их подготовки к гендерному воспитанию в процессе общей педагогической подготовки. Мы исходим из положения о том, что организация данного процесса наиболее целесообразна при наличии двух составляющих (индивидуальной и профессиональной), т.е. на основе изучения индивидуальных гендерных особенностей студентов и профессиональной педагогической подготовки будущего учителя к гендерному воспитанию дошкольников и школьников. Например, такая подготовка к гендерному воспитанию дошкольников осуществляется в русле общей педагогической подготовки студентов филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Анапе Краснодарского края.

На первом (теоретическом) этапе формирования гендерной компетенции студентов педагогических вузов происходит непосредственное знакомство студентов с проблемой гендерного воспитания дошкольников в рамках психолого-педаго-гических дисциплин и междисциплинарных курсов. Тематическое содержание под-

© Столярчук Л.И., Радзивилова М.А., 2008 98

готовки фрагментарно включается в курсы «Введение в педагогическую профессию» (темы «Новая этика отношения к детству», «Гендерные роли и образ Я», «Психосексуальная культура: стереотипы и культурные эталоны маскулинности/ фемининности»), «Психология человека» (темы «Психология пола», «Психосексуальная культура и гендерная социализация дошкольников»), «Дошкольная педагогика» (темы «Образы детства в истории педагогики», «Методология и методы педагогического исследования детства», «Особенности и динамика гендерной социализации мальчиков/девочек дошкольного возраста», «Культура и гигиена пола»), «Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста» (темы «О закономерностях полового развития во взаимосвязи с общим физическим развитием организма ребенка», «Анатомофизиологические особенности дошкольников»). Теоретическая профессионально-педагогическая подготовка будущих воспитателей включает развитие профессионального мышления, позиции педагога-гуманиста и позитивной «Я - концепции» будущего специалиста дошкольного учреждения с учетом гендерных особенностей.

Основными формами организации учебно-воспитательной деятельности студентов на первом этапе процесса формирования гендерной компетенции студентов являются аудиторная учебная деятельность (лекции, практические и лабораторные занятия, семинары), внеаудиторная самостоятельная учебная работа и ознакомительная педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях. Задания для внеаудиторной работы студентов включают поиск научной литературы и Интернет-ресурсов по проблеме гендерной социализации и воспитания детей дошкольного возраста; обзор педагогической периодической печати по изучаемой проблеме; подбор игр для дошкольников, способствующих формированию гендерного поведения, и подготовка дидактического материала к ним; составление письменных рекомендаций для родителей на темы «Как отвечать на каверзные вопросы детей?», «О дружбе и любви в детском возрасте» и др.

Целью первого этапа процесса формирования гендерной компетенции студентов является получение знаний, представ-

лений о гендерных особенностях женской/ мужской индивидуальности периода студенческой юности (о периоде, в котором находятся сами студенты), о специфике учета гендерных особенностей дошкольников в целостном воспитательном процессе дошкольных учреждений. Студенты знакомятся с научными предпосылками и генезисом идеи гендерного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике, современными концепциями и подходами к проблеме, а также половозрастными и индивидуальными гендерными особенностями дошкольников. Обзорная лекция «Концепции воспитания мальчиков/девочек в ходе гендерной социализации» обобщает и систематизирует имеющиеся у студентов знания. В ходе ознакомительной педагогической практики осуществляется знакомство с опытом работы дошкольных учреждений, реализующих парциальные программы гендерного воспитания («Мальчики и девочки», «Я - человек»); происходит изучение деятельности воспитателей детских садов - мастеров педагогического труда; проводятся включенное педагогическое наблюдение и анализ организации воспитания детей в ходе гендерной социализации; ведутся дневники наблюдения за полоролевым поведением мальчиков/девочек в дошкольных учреждениях; составляются психолого-педагоги-ческие характеристики детей с учетом их гендерных особенностей.

Формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов на втором (методическом) этапе осуществляется в процессе подготовки студентов к гендерному воспитанию дошкольников через спецкурс «Воспитание дошкольников в процессе гендерной социализации» и фрагментарно - через междисциплинарные курсы («Возрастная психология», «Основы здорового образа жизни»).

Целью второго этапа процесса формирования гендерной компетенции студентов является формирование ценностного отношения к представителям обоих полов, их взаимоотношениям: равноценное отношение к девочкам и мальчикам дошкольного возраста, признание и понимание их гендерных особенностей как ценности. На втором этапе студенты знакомятся с методиками гендерного воспитания и экспериментальными программами. Будущие педагоги участвуют в создании собствен-

ных авторских программ. Теоретический материал связывается с практикой будущей педагогической деятельности по гендерному воспитанию дошкольников. Полученный на первом этапе теоретический материал используется на втором этапе в форме проблемных задач и ситуаций. Например, в начале лекции «Методика гендерного воспитания дошкольников» студенты дают определения категориям «методика воспитания», «психосексуальная культура», «полоролевое поведение», «гендерное воспитание» и анализируют разные точки зрения, касающиеся гендерных особенностей. По высказываниям студентов можно определить отношение к собственной женской/мужской индивидуальности, той или иной концепции гендерного воспитания дошкольников, изучаемой проблеме в целом.

В ходе самостоятельной работы и выполнения студентами творческого задания «Типичные и проблемные педагогические ситуации воспитания дошкольников в процессе гендерной социализации», создания проектов и коллективных или индивидуальных авторских программ по теме «Гендерное воспитание дошкольников» повышается уровень гендерной компетенции, происходит становление собственного педагогического кредо, закрепляются знания, формируется система гендерных ценностей.

Третий (организационный) этап формирования гендерной компетенции студентов педагогических вузов ориентирован на практические умения и навыки, необходимые в педагогической деятельности по гендерному воспитанию дошкольников, получаемые в процессе организации семинарских, практических занятий и педагогической практики. В ходе семинарских и практических занятий развиваются способности будущих педагогов находить нестандартные решения в проблемных ситуациях гендерного воспитания, которые могут возникать в практике дошкольных учреждениий. Студентов ориентируют на учет гендерных особенностей мальчиков/девочек на каждом возрастном этапе дошкольного детства; уважение достоинства ребенка, его чувств и переживаний; согласование педагогических усилий с особенностями психосексуального, культурного и индивидуального развития конкретного ребенка; доверительное, дружеское и ответственное общение педагогов с детьми.

Целью третьего этапа процесса формирования гендерной компетенции студентов педагогических вузов является накопление личностного опыта организации типичных и структурирования проблемных педагогических ситуаций гендерного воспитания дошкольников, развитие профессиональных умений, обеспечивающих целостное динамическое образование личности (знания, представления; ценностное отношение; умения, навыки).

Важнейшим средством в формировании гендерной компетенции студентов педагогических вузов является активная педагогическая практика, способствующая дальнейшему освоению и закреплению приобретенных знаний, умений и навыков творческой педагогической деятельности по конкретным проблемам гендерного воспитания дошкольников. В ходе педагогической практики студенты анализируют гендерное поведение дошкольников, взгляды родителей на проблему гендерного воспитания мальчиков/девочек, выявляют ошибки, допускаемые родителями в воспитании своих детей (изоляция ребенка от лиц противоположного пола как следствие излишне строгого воспитания; выработка неуважительного отношения к противоположному полу; игнорирование гендерных различий; уход от острых вопросов и двусмысленные ответы.)

Для анализа динамики формирования гендерной компетенции студентов педагогических вузов применялся адаптированный нами опросник Б.Д. Парыгина [2]. Са-модиагностирование студентов показало, что условно их можно разделить на две группы: «самостоятельные» и «зависимые».

Более глубокое изучение деятельности «зависимых» позволило выявить причины, препятствующие развитию их самостоятельности в выборе форм и методов гендерного воспитания дошкольников: неадекватное отношение к себе, т. е. заниженная самооценка; уход от острых вопросов и неверные ответы как результат излишне строгого воспитания в семье; неумение правильно реагировать (рефлексировать) в конфликтной ситуации в ходе гендерной социализации детей дошкольного возраста в связи с рестриктивным половым воспитанием; строгая ориентация на гендерные стереотипы и отсутствие навыков гендерного поведения, соответствующего социальным ожиданиям и ориентированного на совершенствование мужс-

кой/женской индивидуальности дошкольников; недостаточное развитие способности к диагностированию и коррекции гендерного поведения дошкольников.

Профессионально организованный процесс формирования гендерной компетенции позволяет студентами безболезненно преодолевать препятствия, возникающие в ходе профессиональной подготовки, способствует осмыслению личностного и профессионального имиджа, реализации мужской/женской индивидуальности и гендерной компетенции будущих профессионалов, т.к. на разных этапах обучения меняются характер, тематическое содержание, формы организации и контроля, методы обучения, что повышает эффективность подготовки к педагогической деятельности по гендерному воспитанию дошкольников и качество общей профессиональной подготовки.

Следуя исследовательской традиции Волгоградской научной школы целостного педагогического процесса, мы выделили в качестве ведущего процессуальный компонент и исследовали его в динамике от курса к курсу, в ходе общей профессионально-педагогической подготовки и подготовки к гендерному воспитанию дошкольников, обеспечивающей формирование гендерной компетенции студентов педагогических вузов.

Рассмотренный нами процесс формирования гендерной компетенции будущего учителя на примере подготовки к гендерному воспитанию дошкольников вполне применим в подготовке к гендерному воспитанию школьников при соответствующем наполнении новым содержанием, адекватным специфике различных возрастных периодов школьников, т. к. представляет собой некоторую стратегию, реализующуюся на основе следующих принципов: ориентация на студента/студентку как субъект гендерной социализации, уникальную индивидуальность девушки/юноши, неповторимую индивидуальность будущего учителя-женщины, будущего учителя-мужчины; активизация интереса к самопознанию индивидуальных гендерных особенностей, осмыслению особенностей взаимоотношений полов в своей семье, критическому самоанализу внутреннего потенциала женской/мужской индивидуальности, заложенного в детстве, и про-

думывание программы самостановления женской/мужской индивидуальности в настоящем и будущем; активизация самостоятельности и творчества в выборе собственной педагогической позиции (маскулинной, фемининной, эгалитарной); обеспечение взаимосвязи педагогических дисциплин с циклами смежных дисциплин; информированность будущего педагога о современных стратегиях гендерного образования, концепциях гендерного воспитания, нацеленность на вариативность во взаимоотношениях полов, отношение к гендерной компетенции будущего педаго-га-профессионала как ценности, динамичность изменений в содержании, формах и методах в подготовке будущего учителя к гендерному воспитанию дошкольников и школьников.

Литература

1. Белкин, А.С. Педагогическая компетентность: учеб. пособие / А.С. Белкин, В.В. Нестеров. Екатеринбург: Учеб. книга, 2003. 188 с.

2. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории/ Б.Д. Парыгин. М., 1971. 348 с.

3. Рожкова, С.В. Гендерная компетенция педагога/ С.В. Рожкова, В.В. Мошненко // Труды 5-й Междунар. науч.-практ. Интернет-конф. «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. Сб. 5. Ч.1. С. 125 - 130.

Г.В. КОРОТКОВА ( Саратов)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Исследуется профессионально-культурная компетентность как составляющая общей профессиональной компетентности выпускника вуза и предлагается авторское видение ее компонентного состава.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось серьезными изменениями во всей системе образования России, связанными, в том числе, с вхождением в Болонский процесс, отражающим процесс «интегра-

© Короткова Г.В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.