педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Прядёхина Ольга Андреевна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ...
УДК 373
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ МУЖЕСТВЕННОСТИ У МАЛЬЧИКОВ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
© 2018
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Прядёхина Ольга Андреевна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. Одной из актуальных проблем является проблема формирования полоролевых качеств, согласно половых признаков. В статье представлена точка зрения, основанная на формировании и развитии качеств, присущих определенному полу. Проанализированы точки зрения авторов по проблеме формирования и развития полоролевых качеств у мальчиков дошкольного возраста. В статье представлены методики, целью которых было выявить уровень развития качества мужественности у мальчиков шестого года жизни, качеств мужественности от качеств женственности. Нами были проанализированы результаты констатирующего эксперимента и предусмотрено создание педагогических условий на формирующем этапе исследования. Анализ теоретических исследований и данные констатирующего эксперимента позволили сформулировать следующее: сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы необходимо включать на занятиях шестого года жизни, для осознания полоролевых отличий детей дошкольного возраста. Данное исследование позволило сделать вывод об эффективности проведения сюжет-но-ролевых игр, формирующих в мальчиках шестого года жизни качества мужественности, так как именно в играх у мальчика может меняться социальная игровая роль, способствующая укреплению качеств мужественности, а так же отношения с коллективом, другими челнами группы, где мальчик проявляет себя как лидер, что сказывается на характере мальчика и группы в целом положительным образом. Мы отмечаем, что именно в общении и в отношениях со сверстниками и сверстницами формируется фундамент развития мужественности у мальчиков шестого года жизни, и правильно подобранная квалифицированным педагогом сюжетно-ролевая игра, будет не только развивать мужские качества мальчика, но и способствовать формированию здоровой личности в целом.
Ключевые слова: пол, поведение, полоролевое поведение, мальчики, мужественность, качества мужественности, педагогические условия, игра, сюжетно-ролевая игра, сверстники, взаимоотношения, общение, механизм управления поведением, социальная игровая роль.
EXPERIMENTAL STUDY OF THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS AND THE LEVEL OF DEVELOPMENT QUALITIES OF MASCULINITY IN BOYS OF THE SIXTH YEAR OF LIFE
© 2018
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of psychology and pedagogy of preschool education Prjadjohina Olga Andreevna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the urgent problems is the problem of formation of sex-role qualities, according to sexual characteristics. The article presents a point of view based on the formation and development of the qualities inherent in a certain sex. The authors ' points of view on the problem of formation and development of sex-role qualities in preschool boys are analyzed. The article presents techniques aimed at identifying the level of development of the quality of masculinity in boys of the sixth year of life. qualities of masculinity from qualities of femininity. We analyzed the results of the ascertaining experiment and provided for the creation of pedagogical conditions at the forming stage of the study. The analysis of theoretical studies and the data of the ascertaining experiment allowed to formulate the following: role-playing games, reading fiction should be included in the classroom of the sixth year of life, to realize the gender differences of preschool children. This study led to the conclusion about the effectiveness of the plot and role-playing games, forming in boys of the sixth year of life the quality of masculinity, as it is in the games of the boy can change the social role of the game, contributing to the strengthening of qualities of masculinity, as well as relations with the team, other members of the group, where the boy shows himself as a leader, which affects the character of the boy and the group as a whole in a positive way. We note that it is in communication and in relations with peers and peers that the Foundation for the development of masculinity in boys of the sixth year of life is formed, and the plot and role-playing game correctly chosen by a qualified teacher will not only develop the male qualities of the boy, but also contribute to the formation of a healthy personality as a whole.
Keywords: gender, behavior, role-playing behavior, boys, masculinity, qualities of masculinity, pedagogical conditions, game, role-playing game, peers, relationships, communication, behavior management mechanism, social role-playing
Становление мужественности у мальчиков дошкольного возраста является одной из актуальнейших проблем современного общества. Это связано с тем, что границы между такими понятиями как мужественность и женственность становятся размытыми. Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего возраста., что, несомненно, на наш взгляд, нарушает традиционные устои общества, может вести к неправильной оценке восприятия окружающей действительности детьми, особенно детьми дошкольного возраста, когда только происходит формирование психики человека.
В возрасте пяти - шести лет, дети понимают необратимость пола, отчётливо осознают себя мальчиками
и девочками. Именно в этом возрасте важно оценить характер игровой деятельности мальчика, так как игра является показателем его психосексуального и поло-ролевого развития. Через игру, общение и наблюдение ребёнок формирует свою половую идентичность на уровне переживаний и ролевого поведения. Важно, чтобы взрослые транслировали мальчику, что он будущий мужчина. Полоролевое поведение выстраивается через подражание, поэтому одним из способов воспитания ребёнка является сюжетно - ролевые игры способ развития качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни. Именно в таких играх происходит усвоение детьми правил поведения с учётом полоролевого фактора. Дети в сюжетно - ролевых играх могут давать оценку хорошим и плохим поступкам, понимают нравственные формы добра и зла. Кроме того мальчики шестого года
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Prjadjohina Olga Andreevna pedagogical
EXPERIMENTAL STUDY OF THE ORGANIZATIONAL ... sciences
жизни осознают свою половую принадлежность, проявляют интерес к различным видам игр и партнёрам в них, что в свою очередь воспитывает в ребёнке шести лет не только качества присущие мужчинам, а также прививает необходимые навыки общения с противоположным полом.
Именно в игре складывается механизм управления своим поведением, а затем проявляется и в других видах деятельности. Однако надо помнить, что не стоит навязывать детям игры, в которых нечётко определены мужские роли. При выборе игр стоит обратить внимание, что мальчики предпочитают игры военного характера, строительные игры и иные игры, связанные с получением ими первичных трудовых навыков. Поэтому, именно сюжетно - ролевая игра способствует формированию положительных стереотипов качеств мужественности, что позволяет заложить основы эмоционального позитивного отношения к будущей роли мужчины в обществе и семье.
Таким образом, актуальность данной темы очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте происходит формирование и укрепление нравственных основ, принятых в обществе, закладываются нормы и ценности, которые становятся руководящими в последующей жизни ребёнка, а так же при формировании качеств, традиционно присущих мальчикам. Считаем, что при правильном воспитании мальчиков дошкольного возраста, и при прививании им таких качеств как мужественность, можно было бы избежать множество социальных проблем, связанных с отсутствием традиционно мужских качеств в современных мальчиках, что в дальнейшем приводило бы к социальному, нравственному развитию общества, укреплению семьи, психологического здоровья нации в целом.
Б.В. Ничипоров считает, что воспитание мальчиков в любой стране - это краеугольный камень педагогики, и от того, какими будут воспитаны мальчики, зависит судьба нашей страны. Когда будет ответ на вопрос, какую роль в обществе должен играть мужчина и какими качествами он должен обладать, тогда легче будет ответить на вопрос, как воспитывать мальчиков [1].
Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования, необходимо определить понятийный аппарат, который поможет наиболее точно сформулировать понятие «мужественность». Одной из важнейших категорий при определении понятия «мужественность» - это категория пола.
С биологической точки зрения «пол» - это совокупность физиологических и морфологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение [2].
С медицинской точки зрения «пол» - это принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс проходит между представителями различных групп, но не внутри данной группы [2].
Рубинштейн С.Л. «пол» определяет как совокупность определённой сексуальной идентичности, чувства и осознания своей половой принадлежности и связанные с нею психосексуальные ориентации, и социальные ориентации - интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии «мужественности» и «женственности», оценивает себя по данным критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус [3].
Каган В. Е. исследуя «пол», считает что это биологическое, социальное свойство человека, так как оно определено генами и в тоже время его проявление в поведении и действиях человека есть результат развития пола в соответствии с воспитанием и влиянием социальной среды [4].
Таким образом, пол - понятие многогранное, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогиче-186
ской и других точек зрения, в связи с чем, можно сделать вывод о том, что «пол» - это, набор требований, умений, навыков, особенностей поведения, физических и биологических свойств, черт характера, которым должны соответствовать мужчины и женщины.
В.Е. Каган определяет мужественного человека как того, кто обладает мужеством, а мужество, по его мнению, это личностное качество мужчины, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы на достижение цели. Высшее проявление мужества определяется как героизм [4].
Н.А Шинкарева предлагает разграничивать качества личности на три группы: качества человека, качество мужественности и качества женственности. К человеческим качествам автор относит: трудолюбие, лень, силу, слабость, смелость, трусость, правдивость, лживость, бескорыстие, корысть, терпимость, скромность, гордость, выдержка, настойчивость, решительность, настойчивость. К мужским качествам относятся: энергичность, уверенность, стремление к соперничеству, агрессивность, смелость, щедрость, доминантность, уверенность в своих силах, твердость, решительность. В девочках, начиная с раннего и дошкольного возраста необходимо воспитывать: сострадательность, заботливость, нежность, мягкость, любовь к детям, ласковость, кротость, эмоциональность [5,6].
Необходимо отметить, что понятие мужественности может несколько изменяться, иметь ряд особенностей в зависимости от культуры, социума, исторических традиций, норм морали. Например, в республике Адыгея считается, что такие качества как скромность, вежливость, застенчивость являются исконно мужскими свойствами характера, и это не случайно, так как имеются свои исторические корни [7].
К традиционным качествам мужественности следует относить: смелость, уверенность, стремление к разумной конкуренции, активность, щедрость, энергичность, твердость, решительность.
Градусова Л.В. утверждает, что предметная среда способствует обогащению представлений детей о содержании мужских и женских социальных ролей, позволяет удовлетворять интересы детей разного пола, формировать соответствующие полу модели поведения. К наиболее важным элементам пространственно -предметной среды автор предлагает отнести уголки игр мальчиков и девочек, уголки труда с соответствующим оборудованием для освоения мужских и женских видов труда; разнообразный дидактический материал (картины, альбомы, книги, коллекции), дидактические игры, позволяющие обогатить, уточнить представления детей о содержании мужских и женских ролей [8].
Хрипкова А.Г. предупреждает, чтопри развитии качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни следует с осторожностью относиться к качествам, которые исторически присуще девочкам: нежность, кротость, ласковость, эмоциональность, несдержанность, слабость [9].
М. Lamb (1980) считает, что именно в среде сверстников ребенок может испытывать себя как представитель пола, апробировать усваиваемые полоролевые установки в нерегламентируемом взрослыми общении. Дети подкрепляют друг у друга соответствующее полу поведение, а поведение, не соответствующее полу, вызывающее отрицательное отношение сверстников, прекращается быстрее, чем подкрепляемое [10].
Анализируя выше указанных авторов, можно сформулировать следующе понятие мужественности, по которым следует понимать совокупность социальных представлений, установок, характеристик поведения и предписания о том, что в данной культуре приписывается мужчинам. На наш взгляд мужественность - это
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Прядёхина Ольга Андреевна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ...
обобщающая характеристика личности, фундамент характера мальчика и главные качества мужчины, следовательно, у мальчиков, начиная с раннего дошкольного возраста, следует воспитывать эти качества.
Необходимо учитывать особенности и уровни развития качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни. В данный период происходит развитие психической, физической и личностной организации ребёнка, половой идентификации, то есть процесса и результата отожествления себя с представителями определенного пола. Мальчик, называя себя мальчиком, протестует, если его случайно или намеренно назовут девочкой, он пытается подражать поведению представителей мужского пола. Половая идентификация успешна в том случае, если ребёнок начинает осознавать тот факт, что существует два пола и относит себя к одному из них -определяя себя как мальчика. Правильно сформированное представление о полоролевом поведении представителей мужского пола является предпосылкой развития качеств мужественности.
В качестве методик диагностики и развития качеств мужественности выступали беседа (В.Е. Кагана и И.П. Шелухиной); метод наблюдения за сюжетно-роле-вой игрой (В.А. Дергунской и А.Н. Харчевниковой); и методика «Выбор игрушки» (Т.А. Репиной).
Проведя методику беседы с детьми, целью которой было уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли занятости мужчины и женщины в семье их социальном статусе, мы определили, что 12,5% мальчиков экспериментальной группы и 12,5 % мальчиков контрольной группы имеют высокий уровень сфор-мированности полового образа, о чём свидетельствуют их знания и понимая необратимости своего пола, они испытывают эмоциально-положительное отношение к себе, имеют представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностей их полоролевого поведения, а также представления о роли мужчины в семье.
Ярким примером понимания необратимости своего пола можно считать Глеба С., который чётко осознаёт, что он мальчик и ему никогда не превратиться в девочку.
Среднего уровня достигли 37,5 % мальчиков экспериментальной группы и 50 % мальчиков контрольной группы. Эти дети знают, что пол необратим. Имеют представление о том, как ведут себя мальчики и называют некоторые отличительные признаки: одежда, некоторые качества, особенности поведения. Даниил и Яков называли недостаточно полно обязанности и функции мужчины в семье, смогли назвать профессии, присущие мужчинам, но путались в отличительных признаках мальчиков от девочек, отметив только, что мальчики сильные, а девочки слабые.
Низкий уровень характерен для 50% мальчиков экспериментальной группы и 37,5% мальчиков контрольной группы. У данных детей наблюдается неустойчивость пола, то есть его обратимость, эти дети допускают возможность превращения мальчика в девочку, наблюдается неустойчивое эмоциональное отношение к себе, отсутствие представлений о своих будущих социальных функциях в семье и обществе, неопределенные представления о особенностях поведения, внешних отличительных признаков мальчиков от девочек, либо отказ от вопроса по причине незнания. Например, Матвей и Миша, Игорь затруднялись с ответом на вопрос: «Какие отличия мальчиков от девочек ты сможешь назвать?». Им потребовалось уточнить вопрос. Рома отказался назвать отличительные признака мальчика от девочки. Ответы детей были односложными, например, «У девочек длинные волосы» или «Девочки всегда плачут».
Анализируя данные методики выбор игрушки (Т.А. Репина) мы видим, что высокий уровень характерен для 12,5 % мальчиков экспериментальной группы 12,5 % мальчиков контрольной группы. Данные дети самостоятельно справились с предложенными им заданиями. Например: Глеб и Егор без труда назвали игры с
проявлениями качеств мужественности («Военный», «Лётчик», «Пожарный», «Солдаты»), описали качества необходимые главным персонажам (смелые, сильные, ловкие, ничего не боятся) и без проблем смогли подобрать и объяснить выбор необходимых предметов для игр.
Средний уровень характерен для 25% мальчиков экспериментальной группы и 37, 5 % мальчиков контрольной группы. Алексей и Никита самостоятельно назвали игры для мальчиков («Водитель», «Моряки», «Полицейские»), справились с заданием выбора необходимых для игр вещей и пояснения для чего они нужны. Но им потребовались небольшие подсказки взрослого, например Диме, назвавшему игру «Полиция», требовались подсказки «Что нужно полицейскому, чтобы поймать преступника?», «Во что одеваются полицейские?».
Низкий уровень характерен для 62,5% экспериментальной группы и 50% контрольной группы, что говорит о затруднениях детей в определении качеств мужественности. Например, Андрей, Матвей, Миша не смогли назвать игры с элементам мужественности, выбрать игровой материал и пояснить свой выбор. На просьбу найти необходимую для игры вещь «Спасатель», Миша сказал, что не знает, что нужно для этой игры и как в неё играть. Андрей отказался отвечать на вопросы об играх мальчиков.
Проведя наблюдение (В.А. Дергунская, А.Н. Харчев-никова) за организованной нами сюжетно-ролевой игрой мальчиков «Мы-военные моряки» нами был получен следующий результат: высокого уровня достигли 12,5 мальчиков экспериментальной группы и 25% мальчиков контрольной группы. Данные дети хорошо умеют организовать игру, активно участвуют в распределении ролей, не конфликтуют.
Средний уровень характерен 37,5% мальчиков экспериментальной группы 35,5% мальчиков контрольной группы. Эти дети с помощью воспитателя могут организовать игру. С помощью воспитателя распределяют роли, придумывают новую роль.
Низкий уровень характерен для 50% мальчиков экспериментальной группы и 37,5% мальчиков контрольной группы. Дети не владеют умением комбинировать сюжеты, стремятся к однообразным элементарным сюжетам, у них возникают трудности в организации игры, они не участвуют в распределении ролей, пытаются занять второстепенные роли.
Таким образом, проведя диагностическое исследование в старшей группе детского сада, мы увидели, что большинству мальчиков характерен средний и низкий уровни полоролевой воспитанности, проявлений элементов мужественности в игровой деятельности.
Содержанием формирующего этапа исследования включало: чтение художественной литературы, создание ситуаций для мальчиков к оказанию помощи девочкам, использование игр, упражнений.
Основным средством развития качеств мужественности в нашем исследовании является сюжетно-ролевая игра. Это средство реализовывалось путем разработки и внедрения игровых ситуаций сюжетно-ролевые игры детей. Нами была проведена игра «Рыцарский турнир», целью которой является воспитание у мальчиков таких качеств, как сила, ловкость, быстрота. Так же для развития качеств мужественности у мальчиков, мы зачитывали рассказы Б. Бахаревского «Вертолетчики». Чтение рассказов осуществлялось с привлечением наглядного материала: иллюстраций, картинок, моделей различных самолетов. Далее дети были привлечены к игре с вертолетами. В процессе игры и чтения рассказов мы обращали внимание детей на мотив проявления вертолетчиками отважных, смелых поступков. Другой игрой героического содержания, которое пользовалось большой популярностью у детей, была игра в спасателей. Очень престижными в игре были роли спасателей и врача, а девочек мальчики брали на роль только медсестер.
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Prjadjohina Olga Andreevna EXPERIMENTAL STUDY OF THE ORGANIZATIONAL ...
pedagogical sciences
В рамках организационно-методического этапа мы осуществляли работу с родителями. Была проведена дискуссия на тему: «Что такое мужественность?», организован круглый стол, на тему: «Различия качеств мужественности и женственности у детей». В соответствии с полученными результатами мы осуществили работу по расширению представлений у родителей о развитии качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни.
Повторное проведение тестового задания «Выбор игрушки» показало следующие результаты: Количество мальчиков с высоким уровнем мужественности увеличилось на 50,5%, в контрольной группе на 21,5%; количество детей со среднем уровнем уменьшилось в экспериментальной группе на 5%, в контрольной группе на 8,5%; низкий уровень мужественности снизился на 55,5% в экспериментальной группе и на 30% в контрольной группе.
Сравнение количественных показателей экспериментальной и контрольных групп позволяет говорить о том, что по уровню отношений детей каждому сверстнику в группе, в экспериментальной группе наблюдается более выраженная динамика.
Из оценки уровня игровых умений мальчиков шестого года жизни видно, что на контрольном этапе количество детей с высоким уровнем развития навыков игровых умений увеличилось в экспериментальной группе на 52,5% в контрольной на 12%. Количество детей со среднем уровнем в экспериментальной группе уменьшилось на 17%, в контрольной группе осталось прежним. Число дошкольников с низким уровнем уменьшилось на 35,5% в экспериментальной группе и на 12% контрольной группе.
На контрольном этапе исследований мы провели контрольную диагностику у мальчиков шестого года жизни. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 43,5% в экспериментальной группе и на 21,5% в контрольной группе.
Количество детей со средним уровнем в экспериментальной группе уменьшилось на 5,5%, в контрольной группе на 4%.
Показатели низкого уровня уменьшились в экспериментальной группе на 38%, в контрольной группе на 17,5%. Мальчики стали больше делиться, уступать девочкам, защищать их. Стали достаточно полно называть функции обязанности мужчины в семье.
Результаты контрольного этапа показали, что количество мальчиков шестого года жизни при проявлении и осознании качеств мужественности увеличилось. Качественные изменения проявились в том, что у детей расширились и углубились представления о том, каким должен быть настоящий мужчина, какие качества, предмета, игрушки, атрибуты нужны для исполнения мужской роли в игре.
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжет-но-ролевой в частности) для формирования полороле-вых качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы необходимо включать на занятиях с детьми пятого года жизни. Дети станут понимать отличия качеств мужественности от качеств женственности, научаться принимать на себя мужские, женские роли, сопереживать друг другу, уметь оказать помощь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию : размышления священника-психолога / Б.В. Ничипоров. — Москва : Школа - Пресс, 1994. — 192 с. — (Вселенная духа) .
2. Энциклопедический словарь медицинских терминов М.: Советская энциклопедия . -1982 -1984 гг.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с
4. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3—7 лет /В. Е. Каган /Вопросы психологии. 2010. -. № 2. - с. 18-22.
5. Шинкарёва Н.А. Формирование основ гендерной культуры у воспитанников детского дома: автореферат дис. кандидата педаго-
гических наук : 13.00.01. — Улан — Удэ, 2010. — 23с
6. Шинкарёва А. Модель процесса формирования гендерной культуры у дошкольников /Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4., С.220-223.
7. Особенности, характер и обычаю адыгов. //Время перемен в социальных сетях. [Электронный документ]. Режим доступа: http:// transition.ru.
8. Градусова Л.В. Воспитание качеств мужественности у мальчиков Международная научно-практическая конференция «Мир детства и образование» [посвящ. памяти А.Н. Троян: материалы] — Магнитогорск: МаГУ, 2007. — 555 с.
9. Хрипкова А.Г. Девочка—подросток — девушка: Пособие для учителей / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. —М.: Просвещение, 1981.-128 с.
10. М. Lamb Roopnarine J.L. Peer influncec on sexrole development in preschoolers [Текст] // Child Develop., 1979., v. 50, P.1219-1222.
Статья поступила в редакцию 28.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
188
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)