Научная статья на тему 'Полоролевое воспитание детей в свете реализации задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Полоролевое воспитание детей в свете реализации задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1427
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PRE-SCHOOL EDUCATION / FGOS DO / GENDER-ROLE EDUCATION OF PRESCHOOLERS / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФГОС ДО / ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранникова Н. А.

Рассматриваются проблемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Анализируются положения ФГОС ДО с точки зрения решения задач полоролевого воспитания. Приводятся критерии и уровни сформированности полоролевых представлений у детей 5-7 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender-role education of children, and the legal realization of educational standards for the pre-school education

The article relates to the problematic of gender-role education, it’s criteria and levels of development gender-role realization of the children from ages 5 to 7

Текст научной работы на тему «Полоролевое воспитание детей в свете реализации задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

УДК 373.2

Н.А. БАРАННИКОВА

ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Анализируются положения ФГОС ДО с точки зрения решения задач полоролевого воспитания. Приводятся критерии и уровни сформированности полоролевых представлений у детей 5-7 лет.

Ключевые слова: дошкольное воспитание, ФГОС ДО, полоролевое воспитание дошкольников.

The article relates to the problematic of gender-role education, it's criteria and levels of development gender-role realization of the children from ages 5 to 7.

Keywords: Pre-school education, FGOS DO, gender-role education of preschoolers.

Вопросы и проблемы взаимодействия «мужского» и «женского» начала в человеке интересовали человечество на протяжении веков. Еще в античной философии и мифологии (Аристотель, Платон, Пифагор) мужское - это форма, женское - материя. В восточной традиции также существует пара Инь и Ян, где Ян есть небесное, деятельное, позитивное, мужское, а Инь - земное, пассивное, отрицательное, женское. Они противоположны, но вместе с тем взаимодополняемы. В индуизме творение мира происходит благодаря соединению мужского начала - Шивы, и женского - Шакти. Через их любовное объятие рождается мир.

Во многих других религиях и учениях рассматриваются вопросы взаимодействия «мужского» и «женского». Все это говорит о том, что данная тема волновала людей с незапамятных времен.

Существование двух полов обоснованно, таким образом природа решает

© Баранникова Н.А., 2017

совершенно определенные задачи. Одна из них - удержание вида на определенном уровне, т.е. то, что обычно называют эволюцией. Вторая причина двуполости состоит в том, что она позволила эволюции идти более быстрыми темпами.

Формирование представлений о себе как о представителе определенного пола (мужского или женского), о мужчинах и женщинах происходит у малыша в дошкольном возрасте. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми. У ребенка складываются первые впечатления о семье, о взаимоотношениях внутри нее, воспитывается уважение к старшим.

Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается нами как социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме [3, с.12].

Хочется отметить, что полороле-вое воспитание осуществляется как часть целостного педагогического процесса дошкольного учреждения с учетом возрастных особенностей детей, и оставаться в стороне от него педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, не могут.

Одним из основных документов, регулирующих деятельность современного дошкольного образования, является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), вступивший в силу с 1 января 2014 г. Реализация данного документа внесла значительные изменения в идеологию, содержание и регламент работы образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот отрезок времени является подготовкой к следующему периоду;

• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, их законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;

• уважение личности ребенка;

• реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в виде игры, познавательной и исследова-

тельской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [6, с. 1].

Таких понятий, как «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание», в тексте ФГОС ДО не встречается, однако реализация задач, которые представлены в данном документе, невозможна без учета половозрастных потребностей воспитанников.

Если внимательно изучить данный документ, то становится видно, что в Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Среди принципов, на которых строится документ, приводятся такие, как:

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [6, с. 2].

В содержании образовательных областей также есть пункты, которые решаются в процессе полоролевого воспитания. Например, в содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» говорится о необходимости усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, подчеркивается важность формирования уважительного отношения и чув-

ства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Познавательное развитие, по мнению разработчиков, затрагивает вопросы изучения социокультурных ценностей нашего народа, отечественных традиций и праздников.

Все вышеперечисленное убедительно свидетельствует о том, что задачи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста остаются актуальными и значимыми в настоящее время, без их решения невозможно говорить о всесторонней реализации ФГОС ДО.

На наш взгляд, работу по полоро-левому воспитанию детей дошкольно-

го возраста следует начинать с выявления уровня сформированности поло-ролевых представлений ребенка. Стоит разобраться в том, что он уже усвоил и на какие вопросы стоит обратить более пристальное внимание.

Учитывая разнообразные подходы к данной проблеме, мы определили следующие критерии и уровни сформиро-ванности полоролевых представлений у детей 5-7 лет. К ним мы отнесли:

• знания о мужском и женском поле;

• сформированность понимания особенностей полоролевого поведения;

• осмысленное поведение, соответствующее полу ребенка (табл.).

Критерии и уровни сформированности полоролевых представлений

у детей 5-7 лет

Уровень

Критерий Высокий Средний Ниже

среднего

3 балла за пункт 2 балла за пункт 1 балл за пункт

1 2 3 4

Знания о Знает, что существу- Знает, что существует Имеет представление

мужском ет два пола: мужской два пола: мужской и жен- о существовании муж-

и женском и женский (мальчики ский (мальчики и девоч- ского и женского пола

поле и девочки; мужчины и ки; мужчины и женщи-

женщины) ны)

Знает и понимает, что В основном знает, что Затрудняется в оп-

все люди обладают схо- все люди обладают схо- ределении схожих и

жими чертами (стро- жими чертами (строение отличительных черт

ение тела, эмоции, по- тела, эмоции, потреб- между людьми

требность во сне и пи- ность во сне и пище), но

ще), но отличаются отличаются внешним

внешним видом, харак- видом характером, пове-

тером, поведением дением

Знает и понимает Знает смысл родствен- Имеет представле-

смысл родственных ных отношений. Име- ния о существовании

отношений ет представление о вну- внутрисемейных по-

трисемейных половых ловых ролях, соот-

ролях, соответствующих ветствующих общим

общим представлениям представлениям

1 2 3 4

Сформи-рованность понимания полороле-вого поведения Ассоциирует себя с определенным полом и понимает, что он не меняется Ассоциирует себя с определенным полом и понимает, что он не меняется Ассоциирует себя с определенным полом, но испытывает затруднения в понимании того, что пол не меняется

Осмысленное поведение, со-ответству-ющее полу ребенка В играх и повседневной деятельности ребенок осмысленно осуществляет поведение, свойственное представителям его пола (мужское или женское) В играх и повседневной деятельности ребенок пытается осуществлять поведение,свойственное представителям его пола (мужское или женское), однако допускает ошибки В играх и повседневной деятельности ребенок допускает ошибки в осуществлении поведения, свойственного представителям его пола (мужское или женское)

В соответствии с определенными критериями были определены уровни сформированности полоролевых представлений у детей 5-7 лет.

Характеристика уровней сформированности полоролевых представлений у детей 5-7 лет

Высокий уровень. Ребенок знает, что существует два пола: мужской и женский (мальчики и девочки; мужчины и женщины). Знает и понимает, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность во сне и пище), но отличаются внешним видом, характером, поведением. Ассоциирует себя с определенным полом и понимает, что он не меняется. В играх и повседневной деятельности ребенок осмысленно осуществляет поведение, свойственное представителям его пола (мужское или женское). Знает и понимает смысл родственных отношений. Имеет представление о внутрисемейных половых ролях, соответствующих общим представлениям.

Средний уровень. Знает, что существует два пола: мужской и женский

(мальчики и девочки; мужчины и женщины). В основном знает, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность во сне и пище), но отличаются внешним видом характером, поведением. Ассоциирует себя с определенным полом и понимает, что он не меняется. В играх и повседневной деятельности ребенок пытается осуществлять поведение, свойственное представителям его пола (мужское или женское), однако допускает ошибки. Знает смысл родственных отношений. Имеет представление о внутрисемейных половых ролях, соответствующих общим представлениям.

Уровень ниже среднего. Имеет представление о существовании мужского и женского пола. Затрудняется в определении схожих и отличительных черт между людьми. Ассоциирует себя с определенным полом. Испытывает затруднения в понимании того, что пол не меняется. В играх и повседневной деятельности ребенок допускает ошибки в осуществлении поведения, свойственного представителям его пола (мужское или женское). Имеет недостаточные представления о существовании вну-

трисемейных половых ролей, соответствующих общим представлениям.

Непосредственно выявить уровень сформированности полоролевых представлений у детей можно, используя методику определения уровня сформиро-ванности полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Дальнейшая работа с детьми выстраивается с учетом полученных результатов. И здесь необходимо взаимодействие с семьями воспитанников, так как только при существовании единых требований к ребенку можно говорить о положительных результатах.

Введение в педагогическую практику ФГОС ДО актуализировало проблемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в организациях, реализующих программы дошкольного образования.

Для педагогов разработаны программы повышения квалификации, которые позволят совершенствовать их профессиональные компетенции в области сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования с учетом гендерных особенностей детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранникова Н.А. Влияние родителей на развитие полоролевых представлений детей дошкольного возраста // Коррекционно-развивающее образование. 2008. № 1. С. 43-47.

2. Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях: метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.

3. Баранникова Н.А. Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: автореф. дис.... канд. пед. наук. М, 2009.25 с.

4. Гендер и язык. М.: Языки славянской культуры, 2005. 624 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «РГ». 2013. Федеральный выпуск № 6241, 25 ноября.

6. Соломенникова О.А., Баранникова Н.А. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста //Детский сад от А до Я. 2006. № 1. С. 122-127.

УДК 37.031.4

Д.А. МАХОТИН, Н.М. ТВЕРДЫНИН

ДИДАКТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Раскрывается одна из дидактических проблем технологического образования, связанная с изучением технологий в подготовке обучающихся. Авторы предлагают научное обоснование взаимосвязи высоких, традиционных, устаревших и архаичных технологий. Делается вывод о том, что выбор технологий в содержании обучения зависит не только от дидактических, но и от социальных и экономических причин. Ключевые слова: технологическое образование, дидактика технологического образования, виды технологий, высокие технологии, изучение технологий в образовании.

The article expands one of didactical problems of technological education, problem that is related to learning about technology and teaching students. Authors present the scientific conception that describes the connection between high, traditional, old and archaic technology.

Keywords: technological education, didactics of technological education, types of technology, high tech, studying technology.

Модернизация технологического образования, в котором на современном этапе развития школы в соответствии с научно-техническим и социальным развитием общества заинтересованы разные целевые группы потребителей и заказчиков, поднимает проблемы, во многом носящие дидактический характер, в частности, такие как:

• научное обоснование и разработка нового содержания технологического образования;

• изучение современных (в том числе и высоких) технологий и технических систем;

• выделение основных форм учебной и трудовой деятельности школьников;

• отбор наиболее эффективных для достижения целей технологического образования форм и методов обучения, способов и систем формирова-

© Махотин Д.А., Твердынин Н.М., 2017

ния практических (технологических) умений и навыков в процессе предметно-практической и проектно-иссле-довательской деятельности.

Ключевым вопросом содержания технологического образования становится то, какие технологии должны изучать школьники на уроках технологии в обновленном содержании обучения. Отдавать ли приоритет изучению высоких технологий с ориентацией на перечень перспективных, которые станут основой производства в новом технологическом укладе к 2035-2040 гг., определяя общий уровень технического развития общества. Или же необходимо, как и в прежних программах технологической подготовки школьников, изучать традиционные технологии обработки конструкционных материалов -древесины, металлов, тканей, - которые представляют фундамент производства индустриального общества и позволяют школьникам на их примере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.