Научная статья на тему 'Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности'

Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2113
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ГЕНДЕР / GENDER / PRESCHOOL AGE / GENDER EDUCATION / SUBJECT ROLE-PLAYING GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Олеся Сергеевна, Горбунова Олеся Федоровна

В статье рассматривается необходимость сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Научный труд содержит обоснованные выводы, представляющие интерес для специалистов в области педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features of education of children of the advanced preschool age means of game activity

In article need of a subject role-playing game for gender education of children of the advanced preschool age is considered. The paper includes conclusions, which are interesting for educational specialists.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»

Pedagogy

УДК 373.24

О.С. Ермакова, О.Ф. Горбунова

Тендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Аннотация

В статье рассматривается необходимость сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Научный труд содержит обоснованные выводы, представляющие интерес для специалистов в области педагогики.

| Ключевые слова: тендер, тендерное воспитание, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст.

Gender features of education of children of the advanced preschool

age means of game activity

Abstract

In article need of a subject role-playing game for gender education of children of the advanced preschool age is considered. The paper includes conclusions, which are interesting for educational specialists.

| Keywords: gender, gender education, subject role-playing game, preschool age.

В настоящее время вопрос о гендерном воспитании приобретает все большую актуальность. Сегодня большое количество исследователей и педагогов изучают проблему гендерного воспитания. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, их биосоциокультурные характеристики. Поэтому гендерное воспитание детей с раннего детства является проблемой значимой и актуальной. Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Под «гендером» понимается социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе [3]. Гендерное воспитание - процесс формирования у детей представлений о роли мужчины и женщины в семье и обществе в целом. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, где общие цели одинаковы для мальчиков и девочек, но различны личностные качества.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, который «присваивается» еще до его рождения,

и изменить его невозможно, а тендерная роль меняется в процессе развития общества. Воспитание мальчиков и девочек - это взаимодействия природных задатков и совокупности социальных и культурных норм, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. Психологи доказали, в период с 4 до 7 лет дети осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами.

Именно старший дошкольный возраст, является наиболее восприимчивым возрастом для тендерных взаимоотношений детей. В этом возрасте формируются задатки, способности и все важнейшие качества личности. Исходя из этого, главной задачей в воспитании мальчиков и девочек является изучение гендерных взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование мужественности и женственности, искренности, взаимопонимании, воспитании человеческого в мужчине и женщине, уважение к себе и другим, милосердие [1].

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что психические различия формируются под влиянием общественной среды и воспитания. В следствие этого вопросы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей рассматриваются как результат

Interactive science | 2 • 2016 45

Педагогика

сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Одним из средств тендерного воспитания дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именно в ней происходит усвоение детьми гендерного поведения. Здесь есть возможность реализации своих интересов, фантазий, желаний, обретения опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и с представителями обоего пола, самостоятельности, творчества и активности. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, получить положительные эмоции, впечатления и незабываемые радостные моменты. Однако, наблюдения за игровой деятельностью детей показывает, что у мальчиков иногда отсутствует маскулинность (такие черты характера, как надежность, решительность и уважение к девочкам), а у девочек - феминность (доброта, нежность, заботливость). Обусловлено это в первую очередь тем, что многие женщины в современном обществе занимают лидирующие положения среди мужчин, осваивают мужские профессии. А мужчины, в свою очередь, утрачивают понятия ответственности и мужественности. Детям, с еще не сформированным представлением о половой принадлежности, трудно разобраться в поведении людей разного пола, как в семье, так и обществе, нет понимания того, как должна вести себя женщина и какими качествами должен обладать мужчина.

Поэтому, гендерное воспитание через сюжетно -ролевую игру является важной задачей общего процесса воспитания. В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети подражают взаимоотношениям взрослых. В играх мальчики подражают имеющимся в семье мужчинам: отцу, дедушке, девочки подражают маме и другим женщинам, которые вызывают у них восхищение. Играя, дети группируются по признаку пола. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо проводить игру с учетом особенностей детей и включать ребенка в игровую

деятельность, которая отражает его интересы и соответствует гендерным склонностям, с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Содержание и стиль игры у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны шумные и подвижные игры, отражающие мужские черты (интерес к машинам, оружию), для девочек -более тихие, отражающие женские интересы (мода, домашние дела, куклы, игра в дочки матери). Игры мальчиков более предметны, построены на зрительном восприятии, девочек более словесны, построены на основе слухового восприятия. Мальчики собирают конструктор, воюют на войне, водят машины, строят дома, играют в моряков и летчиков. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж [4]. Кроме того, по утверждению О.О. Нагель, в игре закладываются основы нравственности: смелость, решительность, ответственность, великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков; доброта, верность, терпеливость и уважение к мальчикам (мужчинам) - у девочек [5].

Поэтому, при проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, необходимо обратить внимание на привлекательность игрового материала, на достаточность и полноту материала для игр, на наличие атрибутики для театрализованной деятельности [2]. Так же для полноценного развития ребенка, необходимо участие родителей в игре детей.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра детей способствует развитию интереса, мужского и женского поведения в семье и обществе, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, умений взаимодействовать с противоположным полом, строить длительные доброжелательные отношении, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.

Воспитывая настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать неустроенности, одиночества и быть успешными в современном обществе.

Литература

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 175 с.

2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

3. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Лидер, 2005. - 321 с.

4. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. Знание сила. - М.: Владос, 2001. - 289 с.

5. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - С. 33-38.

46 Интерактивная наука | 2 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.