Научная статья на тему 'Формирование полоролевого поведения старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации'

Формирование полоролевого поведения старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1294
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SEX-ROLE BEHAVIOR / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF SEX-ROLE BEHAVIOR / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / DEVELOPING THE SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PLAY ACTIVITY / PRESCHOOL CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Шавшаева Людмила Юрьевна

Серьезные изменения характера взаимодействия мужчин и женщин, смешение женских и мужских социальных ролей, обусловливая во многом проявления феминизации и омужествления, актуализируют необходимость формирования полоролевого поведения старших дошкольников, заявленную в нормативных документах, регулирующих деятельность в дошкольном образовании. Представлено понимание полоролевого поведения как способности к реализации половой роли, основанной на осознании своей половой идентичности. Формирование полоролевого поведения предлагается рассматривать как освоение детьми ценностей и способов полоролевого поведения на основе овладения полоролевым опытом в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Описано исследование, целью которого была разработка и внедрение в образовательную практику дошкольной образовательной организации научно-методического обеспечения по формированию исследуемого феномена. Раскрывается содержание деятельности по реализации в дошкольной образовательной организации разработанного научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения. Научно-методическое обеспечение включает моделирование развивающей предметно-пространственной среды, использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в свободной деятельности детей, апробацию парциальной образовательной программы по формированию полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста «Мир девочек и мальчиков». Представлен анализ результатов сформированности полоролевого поведения старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсоненко Людмила Сергеевна, Шавшаева Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SEX-ROLE BEHAVIOROF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Serious changes in the nature of the interaction of men and women, a mixture of female and male social roles,determining largely the manifestations of feminization andaugestineincreasethe need of formation of sex-role behavior of the senior preschool children stated in the normative documents regulating the activity in preschool education. The understanding of sex-role behavior as the ability to implement a gender role based on the knowledge of their sexual identityis presented. The formation of sex-role behavior is considered as the development of children’s values and ways of sex-role behavior on the basis of mastering of sex-role experience in process of cooperation with adults and peers. The research which purpose was a development and deployment in educational practice of the preschool educational organization of scientific and methodical supportfor the formation of the studied phenomenon is described. The content of activities for realization in the preschool educational organization has developed scientific and methodical support of the formation of sex-role behavior. Scientific and methodical supportincludes the modeling of the developing subject and spatial environment, use didactic and subject role-playing games in the free kids activities, approbation of the partial educational program for the formation of sex-role behavior in children of the seniorpreschool age "The world of girls and boys". The analysis of results of formation of sex-role behavior of the senior preschool children is submitted.

Текст научной работы на тему «Формирование полоролевого поведения старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации»

pedagogical sciences

УДК 371.24

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2017

Самсоненко Людмила Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной

и педагогической психологии Шавшаева Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания

Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, д. 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. Серьезные изменения характера взаимодействия мужчин и женщин, смешение женских и мужских социальных ролей, обусловливая во многом проявления феминизации и омужествления, актуализируют необходимость формирования полоролевого поведения старших дошкольников, заявленную в нормативных документах, регулирующих деятельность в дошкольном образовании. Представлено понимание полоролевого поведения как способности к реализации половой роли, основанной на осознании своей половой идентичности. Формирование по-лоролевого поведения предлагается рассматривать как освоение детьми ценностей и способов полоролевого поведения на основе овладения полоролевым опытом в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Описано исследование, целью которого была разработка и внедрение в образовательную практику дошкольной образовательной организации научно-методического обеспечения по формированию исследуемого феномена. Раскрывается содержание деятельности по реализации в дошкольной образовательной организации разработанного научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения. Научно-методическое обеспечение включает моделирование развивающей предметно-пространственной среды, использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в свободной деятельности детей, апробацию парциальной образовательной программы по формированию по-лоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста «Мир девочек и мальчиков». Представлен анализ результатов сформированности полоролевого поведения старших дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, полоролевое поведение, старший дошкольник, дошкольная образовательная организация, научно-методическое сопровождение формирования полоролевого поведения, развивающая предметно-пространственная среда, игровая деятельность.

THE FORMATION OF SEX-ROLE BEHAVIOROF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2017

Samsonenko Lyudmila Sergeyevna, candidate of psychological sciences, associate professor, department

of «Age and pedagogical psychology» Shavshayeva Lyudmila Yurevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of «Preschool, Correctional, Additional Education and Problems of Education» Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya St., 2, e-mail: [email protected])

Abstract. Serious changes in the nature of the interaction of men and women, a mixture of female and male social roles,determining largely the manifestations of feminization andaugestineincreasethe need of formation of sex-role behavior of the senior preschool children stated in the normative documents regulating the activity in preschool education. The understanding of sex-role behavior as the ability to implement a gender role based on the knowledge of their sexual identityis presented. The formation of sex-role behavior is considered as the development of children's values and ways of sex-role behavior on the basis of mastering of sex-role experience in process of cooperation with adults and peers. The research which purpose was a development and deployment in educational practice of the preschool educational organization of scientific and methodical supportfor the formation of the studied phenomenon is described. The content of activities for realization in the preschool educational organization has developed scientific and methodical support of the formation of sex-role behavior. Scientific and methodical supportincludes the modeling of the developing subject and spatial environment, use didactic and subject role-playing games in the free kids activities, approbation of the partial educational program for the formation of sex-role behavior in children of the seniorpreschool age «The world of girls and boys». The analysis of results of formation of sex-role behavior of the senior preschool children is submitted.

Keywords: pre-school education, sex-role behavior, preschool child, pre-school educational organization, scientific and methodological support of the formation of sex-role behavior, developing the subject-spatial environment, play activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время в мировом сообществе происходят серьезные изменения характера взаимодействия мужчин и женщин, происходит смешение женских и мужских социальных ролей. Демократия во взаимоотношениях противоположных полов привела, в том числе, к феминизации представителей мужского пола и омужествлению представительниц женского пола. Все чаще у молодых люди из-за недостатка развитых качеств мужественности (маскулинности) возникают сложности во время прохождения службы в армии, после бракосочетания они оказываются неспособными выполнять элементарные мужские обязанности по дому, нести ответственность за семью и воспитание детей; представительницы прекрасного пола из-за недостаточно сформированных у них качеств женственности (феминности) сталкиваются с проблемой неумения поддержать уют в доме и создать теплую, дружескую атмосферу в семье [1]. Одним из благоприятных возрастных периодов для формирования полоролевого

поведения является старший дошкольный возраст.

Актуальность необходимости формирования поло-ролевого поведения у старших дошкольников отражается и в нормативных документах, регулирующих деятельность в дошкольном образовании. Так, требование приобщения детей к системе ценностей, сохранение физического и психологического здоровья отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 [2]. Также в ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся начальные знания о себе, природном и социальном мире, освоение основ культурных способов деятельности, соблюдение социальных норм и правил [3]. Согласно содержанию вышеперечисленных документов, при формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста значимым становится приобщение к общечеловеческим ценностям, отражающим культурно-исторический опыт поколений, в том числе к ценностям, соответствующим адекватному полоролевому поведению.

педагогические науки

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Современные исследователи отечественной педагогики и психологии (Л.В. Градусова [4], В.Д. Еремеева [5], И.С. Кон [6], А.Г. Хрипкова [7]), учитывая то, что осознание половой принадлежности является одним из ведущих свойств личности, уделяют большое внимание применению индивидуального подхода к ребенку, с принятием во внимание специфики пола.

Представим понимание полоролевого поведения в различных исследованиях.

Согласно толкованию психологического словаря по-лоролевое поведение - это поведение, характерное для представителя определенного пола при осуществлении социальных ролей [8]. По мнению И.С. Кона, полороле-вое поведение - это поведение, в котором воплощаются половые роли отвечающие ожиданиям и предписаниям общества [6].

В работе Д.Н. Исаева и В.Е. Каган формирование полоролевого поведения в широком смысле слова понимается как процесс воздействия социума на психосексуальное становление и формирование человека; в более узком - как систематическое, сознательно планируемое, осуществляемое определенным образом воздействие на формирование полового сознания и поведения [9]. В исследованиях Д.В. Колесова и А.Г. Хрипковой формирование полоролевого поведения раскрывается как процесс, направленный на формирование особенностей личности, которые определяют принятые в обществе взаимоотношения с представителями другого пола [7].

Говоря о формировании полоролевого поведения, З.Г. Костяшкин рассматривает эту деятельность как особую часть нравственного воспитания, специфическим предметом которого является воспитание отношений людей противоположного пола друг к другу и вытекающих из этого непростых и искусных навыков поведения и самоконтроля [10]. В работах Н.Е. Татаринцевой отмечается, что формирование полоролевого поведения способствует реализации потребности ребенка в самопознании в аспекте половой принадлежности; познании окружающих, освоению полоролевого опыта, формированию ценностей, смыслов и способов полоролевого поведения, реализации женского/мужского своеобразия. Процесс формирования полоролевого поведения интегрирует в себе культуру и историю как основные носители полоролевых ценностей, определяющих особенности образовательного процесса [11; 12].

Однако, несмотря на значительное количество работ по вопросу формирования полоролевого поведения, анализ показал, что в современной педагогике отсутствует единое понимание исследуемого феномена; существует проблема недостаточной разработанности научно-методического сопровождения ребенка дошкольного возраста в процессе формирования представлений о полороле-вом поведении.

В нашем исследовании, следуя требованиям нормативных документов (ФГОС ДО), мы предлагаем опираться на личностно-деятельностный подход и понимать полоролевое поведение как способность к реализации половой роли, основанной на осознании своей половой идентичности. Формирование полоролевого поведения предлагаем рассматривать как освоение детьми ценностей и способов полоролевого поведения на основе овладения полоролевым опытом в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования была разработка и внедрение в образовательную практику дошкольной образовательной организации научно-методического обеспечения по формированию полоролевого поведения в старшем дошкольном возрасте. Задачами исследования было: выявление особенностей сформирован-

ности полоролевого поведения в старшем дошкольном возрасте; моделирование развивающей предметно-пространственной среды, включающей специально организованное пространство, материалы, оборудование и инвентарь для формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста; включение в самостоятельную деятельность детей старшего дошкольного возраста дидактических и сюжетно-ролевых игр по формированию полоролевого поведения; разработка и реализация парциальной программы «Мир девочек и мальчиков».

Цель статьи - представить для научных сотрудников и практикующих педагогов результаты исследования и внедрения разработанного научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения в старшем дошкольном возрасте.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Оренбурга. Для выявления особенностей сфор-мированности полоролевого поведения была выбрана группа из 20 детей: 10 мальчиков и 10 девочек 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Изучение особенностей полоролевого поведения проводилось с помощью следующих методик: «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская) [13], «Ассоциативный эксперимент с картинками» (В.В. Абраменкова) [14], «Статический рисунок мальчика и девочки» (Ю.Е. Гусева, М.Л. Сабунаева) [15].

Высокий уровень по методике «Половозрастная идентификация» показали 65% детей. Эти дети с легкостью выстроили социально-генеалогическую цепочку, выбрали картинку соответствующую своему возрасту и полу (мальчик/девочка дошкольного возраста). Большинство девочек (70%) видят себя женщиной / девушкой в будущем, и чуть больше половины мальчиков (60%) связывают свое будущее с дальней целью - выбрали карточку с изображением мужчины. К среднему уровню мы отнесли 35% детей исследуемой группы. В этой группе воспитанники будущее связывают с образом школьника(цы). Это можно объяснить тем, что у дошкольников к 7 годам складывается положительное отношение к школе и образ школьника(цы) ассоциируется с взрослением и как следствие, ребенок связывает свое будущее с более близкой целью. Самыми непривлекательными оказались образы пожилого человека и малыша.

Анализ данных полученных в результате проведенного ассоциативного эксперимента показал, что лишь 40% детей имеют достаточный уровень. В этой группе у детей сформированы знания и умения в использовании мальчиками и девочками предметов по их предназначению, т.е. у дошкольников к этому возрасту сложились основные представления о распределении семейных ролей, специфики содержания труда. Средний уровень показали 50% дошкольников. В данной группе затруднения возникли при соотнесении картинок имеющих гендерно-нейтральный контекст (например, мальчики чаще относили нейтральные картинки «велосипед», «дом» к «папиным» предметам, а «стол», «зонт» - к «маминым»). Отдельные дети сделали неточный выбор и не смогли его объяснить. Так, например, отнесли к женским предметам картинки с изображением мужской и женской одежды, женскую косметику, зонт, дом, стол, фартук, а все остальные - к мужским. Дети с низким уровнем представлений о разделении предметов на мужские и женские и особенностях их использования составили 10%.

Анализ детских рисунков по методике «Статический рисунок мальчика и девочки» показал, что эстетические представления об образах мальчика и девочки сформированы на высоком уровне у 45% дошкольников экспериментальной группы. В своих работах дети использо-

pedagogical sciences

вали различные цвета, прорисовывали детали одежды, аксессуары, что говорит о положительном отношении к изображенному объекту, т.е. к себе как мальчику / девочке. У 35% детей соотнесение себя и других с полом сформировано на среднем уровне. Так девочка Лиза, рисуя девочку, изобразила портрет мамы - что, скорее всего, связано с желанием быть похожей на неё. Арина нарисовала девочку в короне, что не соответствовало социальной ситуации. Дети затруднялись дать объяснения в различиях мужской и женской красоты. Низкий уровень по данной методике показали 20% дошкольников. У этих детей по рисункам сложно определить, где изображен мальчик, а где девочка, длинные волосы изображены в виде простых вертикальных линий, детьми не прорисовывались дополнительные детали. На рисунке человек изображается с помощью палочек, кругов и прямоугольников. Дима изобразил мальчика в образе солдата, а девочку рисовать отказался. Никита нарисовал и мальчика, и девочку роботами, используя только простой карандаш.

Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования указывают на необходимость работы по освоению детьми ценностей и способов полоролевого поведения на основе овладения полоролевым опытом в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Формирующий эксперимент включал реализацию в дошкольной образовательной организации разработанного научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения, включающего моделирование развивающей предметно-пространственной среды, использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в свободной деятельности детей, апробацию парциальной образовательной программы «Мир девочек и мальчиков». Элементы разработанного научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения были представлены нами в нескольких научных статьях [16, 17].

Представим более подробное и полное описание реализации научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения в дошкольной образовательной организации.

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей гендерным интересам воспитанников:

- Центр «Мужского и женского труда», направленный на формирование мужских и женских умений.

- Центр «Уроки вежливости и этикета», включающий атрибуты для самостоятельного проигрывания разных ситуаций, требующих знания этикета; схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения мужчин и женщин.

- Центр сюжетно-ролевых игр, организованный с учетом интересов мальчиков и девочек, позволяющий проигрывать характерные для их пола роли.

- Центр красоты, способствующий возникновению желания у ребенка самостоятельно поддерживать в порядке свой внешний образ.

- Центр социализации, включающий атрибуты для знакомства с профессиями.

2. Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр в свободной деятельности детей в соответствии с половым поведением.

Нами разработан и апробирован комплекс игр, направленный на формирование полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста, осуществляемый в свободной деятельности детей и включающий в себя следующие взаимосвязанные блоки.

Дидактические игры, способствующие формированию когнитивной составляющей полоролевого поведения: «Какой я?», «Кто что носит», «Составь портрет», «Наши прически», «Кто что делает?», «Кто живет в твоем сердце?», «Мой любимый герой», «Мама», «Настроение», «Каким я хочу быть?», «Самая смелая профессия», «Характер героя», «Разговор с героем сказ-

ки», «Найди сходства-отличия», «Составь рассказ о ...», «Подарки для Вани и Даши».

Сюжетно-ролевые игры, способствующие формированию действенно-практической составляющей по-лоролевого поведения: «Куклы ждут гостей», «Я и моя семья», «Переезд в новый дом», «Поездка семьи за город», «Спасатели», «Моряки», «Доспехи рыцарей», «Салон красоты», «Детский сад», «Школа», «Ателье», «Супермаркет», «Модельное агентство», «Дизайнерская студия», «Поход в театр», «Ждем гостей», «Уставшая бабушка», «Веселый папа», «Обиженный брат», «День рождения», «Заболел малыш», «Сказка наоборот».

3. Разработка и апробация парциальной образовательной программы, обеспечивающей формирование полоролевого поведения у старших дошкольников в игровой деятельности.

В процессе проведения экспериментальной работы нами была разработана и апробирована парциальная образовательная программа «Мир мальчиков и девочек». Цель: формирование полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в игре.

При реализации данной программы дети с недостаточно сформированным уровнем представлений о полоролевом поведении должны расширить свои представления о половой принадлежности, уметь выделять существенные признаки проявления маскулинных и фе-минных проявлений.

В основу программы были заложены такие принципы как:

- принцип косвенного педагогического вмешательства - ненавязчивое взаимодействие с ребенком, способствующее естественному процессу полоролевого развития;

- принцип культуросообразности - развитие в мальчиках и девочках адекватных современному обществу маскулинных и фемининных качеств;

- принцип природосообразности - использование закономерностей полоролевой идентичности и естественных механизмов становления психологического пола дошкольника;

- принцип учета психологических особенностей мальчиков и девочек;

- подборка форм и способов взаимодействия с ребенком.

Основу работы по парциальной программе составляет совместная деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей, организуемая в условиях игрового взаимодействия. Задачи реализуются через направления взаимодействия в отношениях «ребенок-взрослый», «ребенок - ребенок». Самостоятельная деятельность детей включает в себя дидактические и сю-жетно-ролевые игры.

Нами использовались такие методы, как:

- игры: дидактические, сюжетно-ролевые, словесные, игры с правилами;

- наблюдения;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- свободное и тематическое рисование;

- игровые упражнения и ситуации;

- чтение художественной литературы;

- игры-драматизации.

В совместной деятельности взрослого и ребенка предусматривается решение программных задач в ходе организованной образовательной деятельности.

Так, в практике образовательной деятельности разрабатываются мероприятия и занятия, посвященные формированию полоролевого поведения дошкольников по темам: «Мальчики и девочки в стране Вежливых наук», «Благородные поступки», «Вместе весело играть», «Мальчики - маленькие рыцари», «Я и мой друг», «Я сегодня и я в будущем», «Мои бабушка с дедушкой», «Дом добрых дел», «Что ты знаешь о себе?», «В мире профессий».

Через шесть месяцев после начала работы по реализа-

педагогические науки

ции научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения, включающего моделирование развивающей предметно-пространственной среды, использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в свободной деятельности детей, апробацию парциальной программы по формированию полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста проводилась повторная диагностика участников эксперимента.

Исследование проводилось в апреле 2017 г., число респондентов осталось прежним - 20 человек. С целью выявления эффективности работы по формированию полоролевого поведения согласно принципу соблюдения равных условий эксперимента, диагностический инструментарий контрольного этапа повторял содержание диагностики констатирующего этапа и детям были предложены задания по методикам такого же типа, что и в констатирующем этапе.

Согласно полученным данным повторной диагностики по методике «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская) у 90% детей сформированы представления о полоролевом поведении. Незначительные затруднения возникли лишь у 10% воспитанников, показавших средний результат. По итогам методики «Ассоциативный эксперимент с картинками» (В.В. Абраменкова) высокий уровень выявлен у 75% детей. Средний результат показали 25% детей. При анализе результатов методики «Статический рисунок мальчика и девочки» (Ю.Е. Гусева, М.Л. Сабунаева) также отмечается положительная тенденция: количество детей с ярко выраженной полоролевой идентификацией увеличилось до 75%. Средний результат показали также 25% детей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, результаты исследования доказывают успешность реализации заявленного научно-методического обеспечения формирования полоролевого поведения, включающего моделирование развивающей предметно-пространственной среды, использование дидактических и сюжетно-роле-вых игр в свободной деятельности детей, апробацию парциальной образовательной программы

Разработанное и апробированное нами научно-методическое обеспечение может быть рекомендовано работникам дошкольных образовательных организаций как средство формирования полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективными направлениями дальнейших научных поисков, на основе выполненного исследования, могут стать: разработка и апробация научно-методического обеспечения по формированию полоролевого поведения в других видах деятельности детей (трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование, музыкально-художественная), что будет способствовать еще большей по-лоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранникова Н.А. Родителям о мальчиках и девочках. Методическое пособие. С-Пб.: Питер, 2014. 132 с.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Российская газета - Федеральный выпуск № 5976 (303) // https:// rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (П. 3., п.п. 3.6.3.) (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. 2013. 25.11 (№ 265).

4. Градусова Л.В. Гендерная педагогика. Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 89 с.

5. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: учить по-разному, любить по-разному: вопросы психологии. М.: Учебная литература, 2008. 160 с.

6. Кон И.С. Пол и гендер: Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. М.: АБВ-пресс, 2004. № 1-2. С.31-35.

7. Хрипкова А. Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. 240 с.

8. Словари и энциклопедии на Акдемике // Ы1р:/Мю. academic.ru/dic.nsf/ruwiki/811065.

9. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Методико-психологические аспекты. Л.: Медицина, 1988. 160 с.

10. Костяшкин Э.Г. Педагогические аспекты полового воспитания // Советская педагогика. 1964. № 2. С. 4351.

11. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013. 176 с.

12. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. М.: Педагогическое общество России, 2007. 144 с.

13. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2010. 24 с.

14. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 432 с.

15. Гендерная психология / под ред. И.С. Клециной. С.-Пб.: Питер, 2009. 496 с.

16. Самсоненко Л.С., Загайнова Ю.А. Основные условия формирования полоролевого поведения у детей в системе дошкольного образования // Наука, образование, общество. 2015. № 3 (5). С. 58-64.

17. Самсоненко Л.С., Загайнова Ю.А. Полоролевое воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОО // Вопросы дополнительного профессионального образования. 2015. № 2(4). // http://www.orenipk.ru/ nauka/jour/samsonenko4-15.pdf.

Статья поступила в редакцию 20.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.