Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Серия «Психология»
2015. Т. 13. С. 16-24
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 159.973
Гендерные особенности полоролевого поведения умственно отсталых младших школьников
Н. А. Киселевская
Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: ninakiselevskaja@rambler.ru
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы изучения гендерных особенностей полоролевого поведения умственно отсталых младших школьников, так как, несмотря на наличие разработок, касающихся этой проблемы, большинство материалов посвящены работе с детьми, имеющими нормальный интеллект. По данным отдельных исследований, процесс формирования полоролевого поведения у умственно отсталых детей крайне затруднен, что вызвано многими причинами, основной среди которых является нарушение интеллектуального развития. Мы предположили, что в полороле-вом поведении мальчиков и девочек с умственной отсталостью будут наблюдаться общие характеристики, обусловленные интеллектуальным дефектом, и специфические особенности, предопределенные половой принадлежностью. Базой исследования явилась ОГСКОУ СКОШ № 5 VIII вида г. Иркутска. Общая выборка составила 24 человека в возрасте 10-11 лет: 12 мальчиков и 12 девочек. В исследовании приняли участие также учителя начальных классов СКОШ в количестве 8 человек.
Представлены результаты исследования гендерных особенностей полоролевого поведения младших школьников с умственной отсталостью. Выявлено, что гендерные поведенческие стереотипы определяют выбор полоролевого поведения мальчиков и девочек с нарушениями интеллекта. Установлено, что младшие школьники с умственной отсталостью имеют достаточно полное представление о «правильном поведении» девочек и мальчиков. Педагоги часто говорят с учениками о «школьном» поведении, значительно меньше - о полоролевом. На основании проведенного исследования разработаны практические рекомендации для педагогов и родителей по формированию полоролевого поведения.
Ключевые слова: полоролевое поведение, младшие школьники, умственная отсталость, гендерные особенности, социализация.
Полоролевое поведение является важным элементом социализации индивида, оно может рассматриваться как особая модель социального поведения. Анализируя проблему формирования полоролевого поведения, И. В. Романов указывает на необходимость делать выводы относительно мужской или женской полоролевой модели с осторожностью, отмечая, что стереотипы маскулинности и феминности отличаются высокой степенью устойчивости в культуре. В то же время проблема создания системы психолого-педагогических условий для поддержки развития полоролевого поведения сейчас является одной из
важнейших психологических, педагогических и философских проблем. Д. В. Колесов обращает внимание, что важную роль в воспитании полоролево-го поведения играет семья. Однако и в образовательных учреждениях необходимо создавать условия для формирования культуры полоролевого поведения. По мнению И. С. Клециной и И. В. Романова, механизм формирования полоролевого поведения школьников должен включать в себя следующее:
- расширение полоролевых представлений;
- сопоставление полученных знаний с собственными представлениями об идеальных образцах мужчин и женщин и отношениях между ними;
- усиление интереса к положительной мотивации к самовоспитанию женских (мужских) качеств;
- апробирование своих возможностей и форм поведения в отношениях мальчиков и девочек в ситуациях реализации различных гендерных ролей.
Можно сказать, что полоролевое поведение - одна из стержневых составляющих целостного развития личности, а воспитание полоролевого поведения в процессе гендерной социализации - это проблема и физического, и духовно-нравственного плана. В исследованиях разных авторов выделяются специфические социально-психологические характеристики полоролевого поведения в разные периоды детства. Поскольку объектом нашего изучения выступает по-лоролевое поведение младших школьников, мы остановимся на характеристике этого возрастного этапа более подробно.
Исследователями выявлены следующие различия в поведении мальчиков и девочек младшего школьного возраста: мальчики более склонны к риску, храбрости и беспечности, у них низкие возможности самоконтроля, а девочки более благоразумны, рассудительны и осторожны, способны лучше контролировать свое поведение. Возраст 7-11 лет сензитивен для усвоения ребенком своей половой роли. Именно в это время происходит формирование «мужского» или «женского» типа поведения.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на наличие разработок, касающихся вопросов формирования полоролевого поведения, большинство материалов посвящены работе с младшими школьниками, имеющими нормальный интеллект. Вместе с тем практически не представлены исследования формирования полоролевого поведения младших школьников с умственной отсталостью. По мнению И. А. Коробейникова, А. Р. Маллер, проблема социального развития умственно отсталых школьников является очень актуальной, поскольку этот процесс у них крайне затруднен, что обусловлено многими причинами, основной из которых является нарушение интеллектуального развития. Л. М. Борнякова, Г. Е. Васенкова отмечают: если у нормально развивающихся младших школьников полоролевое поведение формируется стихийно в ходе их жизни, то умственно отсталые дети нуждаются в специальной психолого-педагогической организации этого процесса.
Цель нашего исследования - изучить гендерные особенности полоролевого поведения младших школьников с умственной отсталостью.
Мы предположили, что в полоролевом поведении мальчиков и девочек с умственной отсталостью будут наблюдаться общие характеристики, обуслов-
ленные интеллектуальным дефектом, и специфические особенности, предопределенные половой принадлежностью.
Задачи исследования заключались в следующем:
1. Выявить гендерные особенности полоролевого поведения умственно отсталых школьников.
2. Составить практические рекомендации для педагогов, направленные на формирование полоролевого поведения девочек и мальчиков с умственной отсталостью.
Методы и методики исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. Мы использовали методику О. И. Ивановой «Неоконченные ситуации» и метод беседы с учащимися и педагогами. Методика О. И. Ивановой ориентирована на старших дошкольников с нормой интеллекта, но поскольку исследование проводилось на базе коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта, мы посчитали возможным ее применение к младшим школьникам с легкой умственной отсталостью. Проведен контент-анализ, установлены средние показатели и процентное распределение испытуемых. Достоверность различий определялась по 1>критерию Стьюдента и критерию Фишера.
Базой исследования явилась ОГСКОУ СКОШ № 5 VIII вида г. Иркутска. Общая выборка составила 24 человека в возрасте 10-11 лет: 12 мальчиков и 12 девочек. В исследовании приняли участие также учителя начальных классов СКОШ в количестве 8 человек.
В ходе исследования ответы детей подробно записывались в протокол. Для обработки результатов применялись два способа контент-анализа: из протоколов выделялись содержательные характеристики, которые усвоили учащиеся, ролевое поведение (ученик/ученица, сын/дочь, мальчик/девочка), а затем отмечались ответы, отражающие поведение с положительной направленностью, т. е. как ребенком усвоены нормы и правила поведения, принятые в обществе; а также ответы, отражающие поведение с отрицательной направленностью.
Все ответы младших школьников и учителей кодировались, заносились в таблицы, поле чего обрабатывались.
Проанализируем результаты, полученные с использованием методики О. И. Ивановой «Неоконченные ситуации».
Суть первой ситуации состояла в том, что младшие школьники выбирали, в какой комнате они хотели бы играть - в спортивной или в комнате для игры в «Дом». Результаты ответов представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение выбора места для игры мальчиков и девочек (%)
Умственно отсталые
Ситуация 1 Мальчики Девочки
п = 12 п = 12
Выбор для игры спортивной комнаты 75 16,66
Выбор комнаты для игры в «Дом» 25 83,34
Всего 100 100
Как видно из табл. 1, умственно отсталые мальчики чаще выбирают для игр спортивную комнату, в отличие от девочек с умственной отсталостью. Это свидетельствует о том, что мальчики обнаруживают маскулинные способы поведения, т. е. прослеживается соответствие полу. Эта же тенденция наблюдается в отношении девочек.
Проанализируем следующую ситуацию, когда мальчикам и девочкам предлагалось выбрать себе подарок на день рождения. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Распределение выбора подарка на день рождения для мальчиков и девочек (%)
Умственно отсталые
Ситуация 2 Мальчики Девочки
П = 12 п = 12
Выбор игрушечного дома 8,34 66,66
Выбор машины, конструктора 91,66 33,34
Всего 100 100
Как показывает эксперимент, в большинстве случаев умственно отсталые мальчики, в отличие от умственно отсталых девочек, выбирают машину или конструктор, что характерно их полу. А выбор девочек подтверждает их желание соответствовать роли матери, хозяйки.
Проанализируем данные, полученные при предъявлении следующей ситуации. Девочкам предлагалось поиграть с большой красивой машиной, а мальчикам - с куклой. Предложенные игровые ситуации являются не соответствующими гендерным стереотипам. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Распределение выбора игры, не соответствующей полу для девочек и мальчиков (%)
Ситуация 3 Умственно отсталые
Мальчики п = 12 Девочки п = 12
Мальчик играет с куклой, девочка играет с машиной 8,34 83,34
Мальчик не играет с куклой, девочка не играет с машиной 91,66 16,66
Всего 100 100
Из 12 мальчиков с умственной отсталостью только один согласился поиграть с куклой, а остальные отказались. Ситуация с умственно отсталыми девочками отличается. Большинство из них согласились играть с машиной, но их обоснование выбора свидетельствуют о феминных способах поведения: «посажу в машину кукол и буду их катать», «поставлю машину возле дома и буду ездить на ней в магазин» и т. п.
Результаты эксперимента убедили нас в том, что гендерные стереотипы закрепляются в сознании детей еще через игру, игрушку и определяют выбор полоролевого поведения независимо от уровня интеллектуального развития.
Далее мы провели беседу с учащимися с целью выявления их представлений о полоролевом поведении. Сначала детям был задан вопрос: «Как ты дума-
ешь, как должны вести себя хорошие мальчики?». Результаты ответов младших школьников отражены в табл. 4.
Таблица 4
Распределение ответов младших школьников на вопрос о хорошем поведении мальчиков
Варианты поведения Умственно отсталые
Вся выборка п = 24 Мальчики п = 12 Девочки п = 12
Ролевое поведение Ученика/ученицы 0,16±0,09 0,16±0,16 0,16±0,11
Сына/дочери 0,12±0,06 0,16±0,11 0,08±0,08
Мальчика/девочки 0,58±0,13 0,50±0,19 0,66±0,18
Этическое поведение 1,83±0,23 1,83±0,36 1,83±0,32
Поведение относительно внешнего вида 0,08±0,05 0,08±0,08 0,08±0,08
Всего 2,79±0,21 2,75±0,37 2,83±0,24
Данные табл. 4 показывают, что умственно отсталые младшие школьники в большинстве случаев выделяют этические аспекты поведения.
Подобный вопрос мы задавали младшим школьникам про девочек: «Как ты думаешь, как должны вести себя хорошие девочки?». Полученные данные представлены в табл. 5.
Таблица 5
Распределение ответов младших школьников на вопрос о хорошем поведении девочек
Варианты поведения Умственно отсталые
Вся выборка п = 24 Мальчики п = 12 Девочки п = 12
Ролевое поведение Ученика/ученицы 0,50±0,13 0,50±0,19 0,50±0,16
Сына/дочери 0,29±0,11 0,16±0,11 0,41±0,19
Мальчика/девочки 0,04±0,04 0 0,08±0,08
Этическое поведение 1,50±0,28 1,00±0,30 2,00±1,46
Поведение относительно внешнего вида 0,33±0,13 0,33±0,14 0,33±0,22
Всего 2,66±0,31 2,00±0,34 3,33±0,46
Из табл. 5 видно, что в поведении «хорошей девочки» почти все младшие школьники чаще выделяют этические аспекты. Умственно отсталые мальчики и девочки в равной степени выделяют «ролевое поведение учениц».
В ходе исследовательской работы изучался практический опыт учителей по ориентации младших школьников на ролевое поведение в процессе организации учебно-воспитательной работы в начальной школе, определялись проблемные сферы социального поведения мальчиков и девочек. Для решения этой задачи исследования мы провели беседу с учителями начальных классов, задав педагогам ряд вопросов, первый из которых звучал так: «Какие правила поведения в обществе знают учащиеся вашего класса?». Полученные результаты показаны в табл. 6.
Таблица 6
Распределение ответов учителей на вопрос о знаниях младшими школьниками правил поведения в обществе
Варианты ответов Педагоги СКОШ п = 8
Ответы, отражающие поведение с положительной направленностью 2,33±0,31
Ответы, отражающие поведение с отрицательной направленностью 0,50±0,18
Всего 2,83±0,49
Примерами ответов с положительной направленностью могут служить следующие: «правила дорожного движения», «уступить место», «как вести себя в кино, в библиотеке, в театре».
Примеры ответов с отрицательной направленностью: «не кричать на улице», «не перебивать друг друга», «не разговаривать громко».
Далее педагогам был задан следующий вопрос: «Что в поведении современных девочек у вас вызывает возмущение, негодование?». В таблице 7 отмечено, каким образом распределились ответы.
Таблица 7
Распределение ответов учителей на вопрос «Что в поведении современных девочек у вас вызывает возмущение, негодование?»
Тема Педагоги СКОШ п = 8
Поведение 0,44±0,12
Внешний вид 0,33±0,11
Межличностные отношения со сверстниками 0,05±0,05
Межличностные отношения со взрослыми 0,16±0,09
Речевой этикет 0,22±0,10
Всего 1,22±0,10
Педагоги СКОШ на первое место поставили поведение и говорили о «распущенности», «слишком раннем взрослении», «раннем интересе к знаниям о сексуальных отношениях между взрослыми». Далее учителя выделяют тему внешнего вида: «дети ходят лохматые, с распущенными волосами», «не ухаживают за собой». Последнее место занимает тема речевого этикета: «сквернословие», «использование в речи нецензурной лексики».
Следующим вопросом, который был задан педагогам, был такой: «Над чем следует работать с девочками в плане их девичьего поведения?». Полученные результаты представлены в табл. 8.
На вопрос «Что в поведении мальчиков вызывает у вас недовольство?» учителя СКОШ на первое место выдвигают проблему межличностных отношений со взрослыми (0,50±0,10), а на последнем месте по значимости - проблема речевого этикета. На вопрос «Над чем следует работать с мальчиками в плане их мужского поведения?» педагоги СКОШ большее значение уделили межличностным отношениям со взрослыми (0,55±0,12), а меньшее - теме речевого этикета (0,27±0,11).
Таблица 8
Распределение ответов учителей на вопрос «Над чем следует работать с девочками в плане их девичьего поведения?»
Тема Педагоги СКОШ п = 8
Поведение 0,55±0,12
Внешний вид 0,27±0,11
Межличностные отношения со сверстниками 0
Межличностные отношения со взрослыми 0,16±0,09
Речевой этикет 0,11±0,07
Всего 1,11±0,07
По результатам опроса учителей начальных классов был составлен классификатор проблем поведения младших школьников, в содержание которого вошли наиболее часто выделяемые педагогами проблемы.
Таким образом, можно сказать, что при ответах почти на все вопросы ведущими называются проблемы поведения и внешнего вида. Причем учителя отмечают, что учащиеся знают все правила, но испытывают трудности в их соблюдении в повседневной жизни.
На основании проведенного исследования были составлены практические рекомендации для педагогов, направленные на формирование полоролевого поведения девочек и мальчиков с умственной отсталостью, которые могут быть кратко представлены в следующем виде:
1. Для формирования полоролевого поведения младших школьников целесообразно в ходе совместной работы с детьми найти гендерные образы мужчины и женщины (реальные или художественные), которые будут привлекательными для мальчиков и девочек. Необходимо помочь детям раскрыть привлекательность персонажа в его характере и поведении.
2. Необходимо обучать младших школьников навыкам поведения, присущим соответствующему полу (этике, общению со сверстниками и взрослыми).
3. Необходимо проводить беседы о личностных качествах, характерных для мужчины (мужественность, смелость, понятие долга и ответственности и др.) и женщины (женственность, тактичность, верность, мягкость, нежность, эмпатийность и др.).
4. Следует формировать основы нравственных качеств мужественности и женственности, а также этичное поведение у младших школьников через различные виды совместной деятельности (учебную и трудовую деятельность, сюжетно-ролевую игру, продуктивную деятельность).
5. Необходимо формировать представления у детей о содержании социальной роли мужчины и женщины.
6. Важно расширять круг интересов и увлечений младших школьников, учитывая их склонности и способности (спортивные секции, мастерские, кружки).
7. Необходимо учитывать физическую нагрузку, выбирая упражнения, развивающие разные физические качества и формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка, динамика движений).
8. Следует объяснять детям, как нужно одеваться девочкам и мальчикам и какая одежда для какой сферы жизни предназначена (спортивная, школьная, домашняя, нарядная и т. п.).
Для родителей разработаны следующие рекомендации:
1. Мужское и женское поведение в мальчике и девочке следует формировать с раннего детства. В противном случае неизбежны отклонения в личностном развитии, способные создать жизненные проблемы.
2. Для полноценного воспитания ребенка необходимо наличие в его ближайшем окружении взрослых обоего пола, что является важной предпосылкой правильного формирования полоролевого поведения.
3. Следует учитывать, что ребенок, отождествляя себя с родителем своего пола, подражает ему во всем.
4. Необходимо знакомить детей с биографиями членов семьи и родственников, что способствует формированию гордости за семейные традиции.
5. Важно обеспечить условия для реализации физической и умственной активности мальчика и девочки (спортивные секции, музыка, танцы, изобразительное искусство).
6. Необходимо уделить должное внимание трудовому воспитанию мальчика и девочки.
Для родителей и педагогов можно порекомендовать специальную литературу по гендерному просвещению и воспитанию в сфере семейных отношений и в условиях образовательных учреждений.
Список литературы
1. Борнякова Л. М. Мониторинг социализации воспитанников как средство повышения коррекционно-развивающей работы в детском доме-интернате / Л. М. Борнякова, Б. М. Басангова // Соц. обслуживание. - 2010. - № 6. - С. 47-58.
2. Виноградова Н. А. Формирование гендерной идентичности : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М. : Сфера, 2012. - 128 с.
3. Клецина И. С. Гендерная социализация / И. С. Клецина. - СПб. : КАРО, 2014. -118 с.
4. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании / Д. В. Колесов. - М. : ИНФА, 2011. - 160 с.
5. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. - М. : ПЕР СЭ, 2012. - 192 с.
6. Маллер А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Педагогика, 2000 - 224 с.
7. Романов И. В. Развитие половой идентичности / И. В. Романов. - М. : Академия, 2013. - 64 с.
Gender Aspects of Sex-role Behavior of Primary School Children With Mental Disorders
N. A. Kiselevskaya
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article is concerned with pressing issue of the study of gender aspects of sex-role behavior of primary school children with mental disorders. There are some works dealing with the problem though, most of them are concerned with children with normal intelligence. According to some researches the process of sex-role behavior shaping of mentally challenged children is extremely difficult due to many reasons and the major one is mental development disorder. The authors' point is that sex-role behavior of both boys and girls with mental disorders will have common aspects determined by intelligence deficiency and peculiar features specified by gender identity. The 8th type special school № 5 was the basis of the present research. Reference set was 24 10-11 year-olds with 12 boys and 12 boys. 8 primary school teachers working at the school also took part in the research.
The results of the research of gender aspects of sex-role behavior of primary school children with mental disorders are presented. The results show that gender behavior stereotypes determine the type of sex-role behavior of boys and girls with intellectual deterioration. Primary school children with mental defectiveness have a coherent idea of the "proper" behavior of boys and girls. Teachers often tell their pupils about proper behavior at school and much less about sex-role one. With regard to the research practical recommendations were developed for teachers to shape sex-role behavior.
Keywords: sex-role behavior, primary school children, mental disorders, gender aspects, socialization.
Киселевская Нина Алексеевна кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 е-mail: ninakiselevskaja@rambler.ru
Kiselevskaya Nina Alekseevna
Candidate of Sciences (Psychology),
Associate Professor
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003
e-mail: ninakiselevskaja@rambler.ru