Механизмы развития системы профессионального воспитания будущих офицеров функционируют комплексно в рамках системы военного образования, повышая его качество, обеспечивая оптимальное взаимодействие военно-профессионально ориентированной среды воспитания и личности, в ходе преобразу-
Библиографический список
ющей материальной и духовной деятельности, формирующей профессионально значимые качества. Невнимание к действующим в профессиональном образовании механизмов, нарушение действующих в них норм превращает их в патологические и снижает действенность системы профессионального воспитания.
1. Осипов ГВ. Социология и социальное мифотворчество. Москва: Норма, 2002.
2. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Москва: Прогресс, 1969.
3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет:, 1995.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: ИТИ Технологии, 2006.
5. Шинкевич В.Е. Опыт социологического осмысления проблемы мобилизации как интегральной основы формирования высокопрофессиональных качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел России (по материалам социологических исследований). Красноярск: СЮИ МВД России, 2007.
6. Невирко Д.Д. Особенность социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел). Красноярск: СЮИ МВД России. 1999.
7. Осипов ГВ., Кабыща А.В., Тулыинский М.Р Социология. Москва: Наука, 1995.
8. Немировский В.Г. Общая социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992.
10. Масионис Дж. Социология. Москва: Питер, 2004.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва: Академия, 2003. 200 с.
12. Беккер Г, Босков А. Современная социологическая теория в её преемственности и изложении. Москва: Иностранная литература, 1961.
13. Шаран П. Сравнительная политология. В 2 т. Т. 1. Москва: Дело, 1992.
14. Parsons T., Bales R., Shils E. Working papers in the Theory of Action. New York, 1953.
15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Москва: Педагогика, 1993.
16. Гревцов Ю.И. Социология. Санкт-Петербург: Юридический центр «Пресс», 2003.
17. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва, Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994.
18. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под редакцией М.И. Кондакова. Москва: Политиздат, 1984.
19. Краткий словарь по социологии. Под редакцией Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Москва: Политиздат, 1988.
20. Философия. Под редакцией В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
21. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. Системные исследования: методологические проблемы. Москва: Наука, 1986.
22. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва: Изд. центр «Академия», 2004.
23. Дидык М.Е. Система государственного управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
24. Волкова В.Н. Теория систем. Москва: Высшая школа, 2006.
25. Невирко Д.Д. Модели социализации личности как функциональное отражение политических режимов. Образование и социальное развитие региона. Барнаул: Изд-во «День», 1999; 3 - 4.
26. Мертон РК. Социальная теория и социальная структура. Глава 4. Социальная структура и аномия. Ретритизм. Социс. 1992; 4. References
1. Osipov G.V. Sociologiya isocial'noe mifotvorchestvo. Moskva: Norma, 2002.
2. Schepan'skij Ya. 'Elementarnye ponyatiya sociologii. Moskva: Progress, 1969.
3. Yadov V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody. Samara: Samarskij universitet, 1995.
4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: ITI Tehnologii, 2006.
5. Shinkevich V.E. Opyt sociologicheskogo osmysleniya problemy mobilizacii kak integral'noj osnovy formirovaniya vysokoprofessional'nyh kachestv kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij organov vnutrennih del Rossii (po materialam sociologicheskih issledovanij). Krasnoyarsk: SYuI MVD Rossii, 2007.
6. Nevirko D.D. Osobennost' socializacii lichnosti v avtoritarnyh institutah Rossii 90-h godov (opyt sociologicheskogo analiza specifiki professional'noj podgotovki kadrov organov vnutrennih del). Krasnoyarsk: SYuI MVD Rossii. 1999.
7. Osipov G.V., Kabyscha A.V., Tul'chinskij M.R. Sociologiya. Moskva: Nauka, 1995.
8. Nemirovskij V.G. Obschaya sociologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004.
9. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva: Politizdat, 1992.
10. Masionis Dzh. Sociologiya. Moskva: Piter, 2004.
11. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2003. 200 s.
12. Bekker G., Boskov A. Sovremennaya sociologicheskaya teoriya v ee preemstvennostii izlozhenii. Moskva: Inostrannaya literatura, 1961.
13. Sharan P. Sravnitel'naya politologiya. V 2 t. T. 1. Moskva: Delo, 1992.
14. Parsons T., Bales R., Shils E. Working papers in the Theory of Action. New York, 1953.
15. Frejd A. Psihologiya Ya izaschitnye mehanizmy. Moskva: Pedagogika, 1993.
16. Grevcov Yu.I. Sociologiya. Sankt-Peterburg: Yuridicheskij centr «Press», 2003.
17. Belicheva S.A. Osnovy preventivnojpsihologii. Moskva, Redakc.-izd. centr konsorciuma «Soc. zdorov'e Rossii», 1994.
18. Kratkijpedagogicheskijslovar'propagandista. Pod redakciej M.I. Kondakova. Moskva: Politizdat, 1984.
19. Kratkij slovar' po sociologii. Pod redakciej D.M. Gvishiani, N.I. Lapina. Moskva: Politizdat, 1988.
20. Filosofiya. Pod redakciej V.P. Kohanovskogo. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.
21. Prigozhin I. Perspektivy issledovaniya slozhnosti. Sistemnye issledovaniya: metodologicheskie problemy. Moskva: Nauka, 1986.
22. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2004.
23. Didyk M.E. Sistema gosudarstvennogo upravleniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.
24. Volkova V.N. Teoriya sistem. Moskva: Vysshaya shkola, 2006.
25. Nevirko D.D. Modeli socializacii lichnosti kak funkcional'noe otrazhenie politicheskih rezhimov. Obrazovanie isocial'noerazvitieregiona. Barnaul: Izd-vo «Den'», 1999; 3 - 4.
26. Merton R.K. Social'naya teoriya i social'naya struktura. Glava 4. Social'naya struktura i anomiya. Retritizm. Socis. 1992; 4.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 372.212.1
Mikerina A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Evtushenko I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Ivanova I.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN IN GROUPS OF SHORT-TERM STAY. In the article a problem of organization of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay. The importance of the organization of variable forms of preschool education is substantiated. The authors determined the functional purpose, revealed the model of organization of groups of short-term stay. Special attention is paid to building partnerships in the system "teacher-child-parent". The contents of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay are worked out. The small experience of realization of the developed pedagogical conditions in the preschool educational organization is presented.
Key words: sensory development, young children, short-term stay groups, perception.
А.С. Микерина, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
И.Н. Евтушенко, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
И.Ю. Иванова, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
В статье раскрывается проблема организации педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания. Обосновывается значимость организации вариативных форм дошкольного образования. Авторами определено функциональное назначение, раскрыты модели организации групп кратковременного пребывания. Особое внимание уделено построению партнерских взаимоотношений в системе «педагог - ребёнок - родитель». Сформулировано содержание педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания. Представлен небольшой опыт реализации разработанных педагогических условий в работе групп кратковременного пребывания. Ключевые слова: сенсорное развитие, дети раннего возраста, группы кратковременного пребывания, восприятие.
Дошкольное образование необходимо организовывать в соответствии с актуальным гражданским заказом, сформулированным на основе изучения социальных потребностей населения, спроса на образовательные услуги, исследований специалистов, занятых в этой области. Гражданский заказ влияет на представления граждан в области образования и на образовательную политику государства. В свою очередь, в области дошкольного образования гражданский заказ опирается на принцип доступности и принцип качества, так как они отражают основные потребности семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования в России является создание условий для расширения доступности качественного дошкольного образования. Первым шагом в реализации этого направления является наибольший охват детей дошкольным образованием, особенно это имеет отношение к категории детей раннего возраста. В ходе проведения анкетирования родителей детей раннего возраста, не посещающих детские сады, было выявлено, что 90% из них нуждаются в получении общественного воспитания, консультативной и методической помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Одним из решений обозначенной проблемы является развитие вариативных форм дошкольного образования на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении. Группы кратковременного пребывания позволяют сделать образовательные услуги более доступными, решить насущные проблемы воспитания, содействовать полноценному развитию детей раннего возраста.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было сформулировано функциональное назначение групп кратковременного пребывания:
- Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;
- Организовывать коррекцию физического и психического развития;
- Организовывать интеллектуальное и личностное развитие ребёнка раннего возраста;
- Создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- Обеспечивать преемственность дошкольного и начального образования;
- Осуществлять диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста в домашних условиях;
- Координировать деятельность органов местной власти по вопросам обеспечения потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.
В зависимости от прямого назначения в практике дошкольного образования выделяют несколько моделей групп кратковременного пребывания детей раннего возраста:
1. Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Дети посещают детский сад в свободном режиме.
Родители оставляют ребёнка на 2-3 часа в течение рабочего дня.
2. Группы кратковременного пребывания детей в закреплённой группе детского сада. Дети посещают постоянно действующие группы, соответствующие их возрасту.
3. Группы выходного дня, которые включают детей, не посещающих детский сад, и детей, которые ходят в ясельные группы постоянно [1].
4. Адаптационные группы кратковременного пребывания детей. Эта
модель требует специально оборудованного помещения и предполагает работу воспитателей, которые в дальнейшем примут детей в свою группу на постоянное пребывание.
6. Семейные группы кратковременного пребывания детей. Эта модель также требует специально оборудованного помещения «семейной комнаты». Основная задача: создание особого микроклимата, способствующего адаптации ребёнка к условиям ДОО.
6. Группы кратковременного пребывания детей, предполагающие обслуживание их специалистами и медицинским персоналом ДОО. Отдельное
помещение и специалисты на базе ДОО не требуются. Родителям предоставляется возможность выбора занятий или процедур.
7. Группы кратковременного пребывания детей-инвалидов с включением патронажных услуг на дому. Модель предполагает построение индивидуального режима работы с каждым ребёнком и разработку индивидуальной программы его развития.
Организация групп кратковременного пребывания требует реализации следующих принципов:
1. Планировать образовательный процесс таким образом, чтобы совместная деятельность взрослого с детьми не ограничивала время, отводимое в течение дня для проведения самостоятельной деятельности детей.
2. Привлекать детей к добровольному участию в занятиях, опираясь на познавательный интерес ребёнка к разнообразным видам детской деятельности.
3. Использовать дифференцированный и индивидуальный подход в процессе построения функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности; использовать разнообразные формы организации детской деятельности [2].
Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста выстраивается в соответствии с особенностями развития данной категории детей. Основным психическим процессом, обеспечивающим познавательное развитие детей раннего возраста, является восприятие, которое носит в этот период синкретический и расплывчатый характер: дети не могут последовательно рассмотреть предмет, а выделяют какой-то один яркий признак, по которому потом и узнают его [3]. По мнению Л.С. Выготского, восприятие в этот период является центральным звеном, так как всё сознание ребёнка определяется его деятельностью. Все психические функции ребёнка раннего возраста развиваются благодаря восприятию и через восприятие, которое само по себе формируется по мере овладения предметной деятельностью.
В раннем возрасте формируются познавательная активность, зарождается базовое доверие к миру, воспитываются доброжелательное отношение к людями уверенность в себе, развиваются творческие способности и социальная активность. На третьем году жизни дети все больше проявляют самостоятельность. Следовательно, закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, которое возможно только благодаря специально организованной образовательной деятельности взрослого с ребёнком раннего возраста [4].
Опираясь на ведущие исследования в области развития детей раннего возраста, образовательный процесс в группах кратковременного пребывания, предполагает построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог -ребёнок - родитель», и направлен, на наш взгляд, на реализацию следующих педагогических условий:
- Организация разнообразных видов детской деятельности, способствующих раннему развитию детей, их социализации и успешной адаптации к условиям ДОО;
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие самостоятельности и раскрытие потенциала детей раннего возраста;
- Организация консультативной и методической помощи родителям с целью развития у них педагогической компетентности.
В данной статье мы опишем небольшой опыт реализации обозначенных педагогических условий на примере одного из ведущих направлении - сенсорного развития детей раннего возраста. Выбор направления обусловлен актуальностью вопроса и значимостью развития восприятия в период раннего детства. Работа с детьми в группах кратковременного пребывания выстраивалась нами планомерно и обязательно включала(в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) проведение разнообразных видов детской деятельности: предметной деятельности; дидактических игр; детского экспериментирования; конструирования и т. д. Элемен-
Таблица 1
План взаимодействия педагогов с родителями детей раннего возраста, посещающих группы кратковременного пребывания
№ Название и форма мероприятия Цель проведения
1 Дистанционная конференция «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста» Познакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста; теоретико-методическими аспектами воспитания восприятия ребёнка.
2 Консультация «Особенности развития восприятия детей раннего возраста» Познакомить родителей с особенностями развития восприятия детей раннего возраста; вызвать интерес к изучению психолого-педагогических основ воспитания и развития ребёнка.
3 Выставка психолого-педагогической литературы по сенсорному развитию детей раннего возраста Познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по сенсорному развитию детей раннего возраста
4 Мастер-класс «Сенсорный уголок дома» Познакомить родителей со способами и методами сенсорного развития детей; научить изготавливать дидактическое оборудование по системе Марии Монтессори
5 Презентация проекта «Сенсорный уголок дома» Расширять представления родителей о способах и методах сенсорного развития детей раннего возраста; создать условия для развития мотивации, обмена опытом
тарные опыты с красками, водой, светом и др. являлись мощным стимулом для активного познания ребёнком предметов и явлений окружающей действительности. Конструируя, ребёнок примерял изученные свойства предметов в деятельности [5]. Дидактическая игра обеспечивала знакомство с предметами, некоторые из игр представлены ниже:
1. «Чудесный мешочек», цель которого заключается в развитии стереогно-стического чувства.
2. «Шнуровка», направленная на формирование умений выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.
3. «Вкладыши» (формировать умение различать и называть основные геометрические фигуры).
4. «Найди пару» (научить находить одинаковые по фактуре материалы на ощупь.).
5. «Нанизывание бусин» (развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации; воспитывать усидчивость) и др.
В свою очередь была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды, созданы условия для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка, учета их возможностей, уровня активности и интересов. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; безопасной, доступной. В группах кратковременного пребывания детей раннего возраста РППС мы обеспечили пространство с материалами для упражнений сенсомоторики («Сенсорный уголок»). В сенсорном уголке представили разнообразные материалы для проведения упражнений с водой, с сыпучими материалами, на установление причинно-следственных связей, сенсорных упражнений.
Проанализировав возможности педагогической системы Марии Монтессо-ри в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста, мы приняли решение включить некоторые дидактические пособия:
1. «Розовая башня» (формировать представление о величине и форме предметов).
Библиографический список
2. «Ящик с тканью» (научить находить пары одинаковых по фактуре тканей).
3. «Тепловые таблички» (научить находить пары одинаковых по степени теплопроводности материалов).
4. «Шумовые цилиндры» (научить различать и находить пары одинаковых по звуку цилиндров) и др.
Некоторые дидактические материалы изготавливались педагогами совместно с родителями детей. Организация образовательного процесса в группах кратковременного пребывания с использованием педагогической системы Марии Монтессори обеспечила развитие у детей самостоятельности и поисковой активности в процессе обследования объектов, познании их свойств и качеств.
Взаимодействие педагогов ДОО с родителями детей, посещающих группы кратковременного пребывания было выстроено в нетрадиционной форме, особое внимание уделялось индивидуальным запросам родителей, консультирование которых педагог осуществлял как лично, так и дистанционно. Некоторые варианты форм взаимодействия педагогов с родителями представлены в таблице 1.
Выявленные и реализованные педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания позволили решить целый ряд задач: сформировать представления о сенсорных эталонах у детей раннего возраста; развить достаточный уровень восприятия детей; воспитать самостоятельность детей в исследовательской деятельности; сформировать у родителей детей раннего возраста представление о методах и способах сенсорного развития.
Статья выполнена в рамках гранта, проводимого по инициативе вузов-партнеров: Шадринского государственного педагогического университета и ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста» рег. номер 19-04-2019, дата регистрации 19.04.2019.
1. Алямовская В.Г. О некоторых подходах к организации кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Обруч. 2001; 1.
2. Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ин-та, 2019.
3. Авдеева Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. Москва: АСТ, 1996.
4. Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста. Детский сад: теория и практика. 2016; 6 (66): 54 - 61.
5. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности. Москва: Просвещение, 2014.
References
1. Alyamovskaya V.G. O nekotoryh podhodah k organizacii kratkovremennogo prebyvaniya detej v doshkol'nom uchrezhdenii. Obruch. 2001; 1.
2. Evtushenko I.N. Razvitie i vospitanie detej rannego vozrasta: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej. Chelyabinsk: Izd-vo Yuzhno-Ural. gos. guman.-ped. in-ta, 2019.
3. Avdeeva N.N. Psihologiya vashego mladenca: u istokov obscheniya i tvorchestva. Moskva: AST, 1996.
4. Mikerina A.S. Razvitie samostoyatel'nosti i iniciativnosti u detej doshkol'nogo vozrasta. Detskij sad: teoriya iprakiika. 2016; 6 (66): 54 - 61.
5. Podd'yakov N.N. Sensornoe vospitanie rebenka v processe konstruktivnoj deyatel'nosti. Moskva: Prosveschenie, 2014.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 37
Wagner M.-N.L., Cand of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Ovezova U.A., Cand of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF LANGUAGE SUPPORT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECTS AT A UNIVERSITY.
Language education is an important tool that forms the consciousness of the individual and its ability to be socially mobile in society, contributes to the dialogue of cultures in a globalizing world around the solution of various problems. The aim of this work is to develop a program of language support of scientific and educational