Научная статья на тему 'Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания'

Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SENSORY DEVELOPMENT / YOUNG CHILDREN / SHORT-TERM STAY GROUPS / PERCEPTION / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерина А.С., Евтушенко И.Н., Иванова И.Ю.

В статье раскрывается проблема организации педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания. Обосновывается значимость организации вариативных форм дошкольного образования. Авторами определено функциональное назначение, раскрыты модели организации групп кратковременного пребывания. Особое внимание уделено построению партнерских взаимоотношений в системе «педагог ребёнок родитель». Сформулировано содержание педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания. Представлен небольшой опыт реализации разработанных педагогических условий в работе групп кратковременного пребывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микерина А.С., Евтушенко И.Н., Иванова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN IN GROUPS OF SHORT-TERM STAY

In the article a problem of organization of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay. The importance of the organization of variable forms of preschool education is substantiated. The authors determined the functional purpose, revealed the model of organization of groups of short-term stay. Special attention is paid to building partnerships in the system “teacher-child-parent”. The contents of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay are worked out. The small experience of realization of the developed pedagogical conditions in the preschool educational organization is presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания»

Механизмы развития системы профессионального воспитания будущих офицеров функционируют комплексно в рамках системы военного образования, повышая его качество, обеспечивая оптимальное взаимодействие военно-профессионально ориентированной среды воспитания и личности, в ходе преобразу-

Библиографический список

ющей материальной и духовной деятельности, формирующей профессионально значимые качества. Невнимание к действующим в профессиональном образовании механизмов, нарушение действующих в них норм превращает их в патологические и снижает действенность системы профессионального воспитания.

1. Осипов ГВ. Социология и социальное мифотворчество. Москва: Норма, 2002.

2. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Москва: Прогресс, 1969.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет:, 1995.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва: ИТИ Технологии, 2006.

5. Шинкевич В.Е. Опыт социологического осмысления проблемы мобилизации как интегральной основы формирования высокопрофессиональных качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел России (по материалам социологических исследований). Красноярск: СЮИ МВД России, 2007.

6. Невирко Д.Д. Особенность социализации личности в авторитарных институтах России 90-х годов (опыт социологического анализа специфики профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел). Красноярск: СЮИ МВД России. 1999.

7. Осипов ГВ., Кабыща А.В., Тулыинский М.Р Социология. Москва: Наука, 1995.

8. Немировский В.Г. Общая социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992.

10. Масионис Дж. Социология. Москва: Питер, 2004.

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва: Академия, 2003. 200 с.

12. Беккер Г, Босков А. Современная социологическая теория в её преемственности и изложении. Москва: Иностранная литература, 1961.

13. Шаран П. Сравнительная политология. В 2 т. Т. 1. Москва: Дело, 1992.

14. Parsons T., Bales R., Shils E. Working papers in the Theory of Action. New York, 1953.

15. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Москва: Педагогика, 1993.

16. Гревцов Ю.И. Социология. Санкт-Петербург: Юридический центр «Пресс», 2003.

17. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва, Редакц.-изд. центр консорциума «Соц. здоровье России», 1994.

18. Краткий педагогический словарь пропагандиста. Под редакцией М.И. Кондакова. Москва: Политиздат, 1984.

19. Краткий словарь по социологии. Под редакцией Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. Москва: Политиздат, 1988.

20. Философия. Под редакцией В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

21. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. Системные исследования: методологические проблемы. Москва: Наука, 1986.

22. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва: Изд. центр «Академия», 2004.

23. Дидык М.Е. Система государственного управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

24. Волкова В.Н. Теория систем. Москва: Высшая школа, 2006.

25. Невирко Д.Д. Модели социализации личности как функциональное отражение политических режимов. Образование и социальное развитие региона. Барнаул: Изд-во «День», 1999; 3 - 4.

26. Мертон РК. Социальная теория и социальная структура. Глава 4. Социальная структура и аномия. Ретритизм. Социс. 1992; 4. References

1. Osipov G.V. Sociologiya isocial'noe mifotvorchestvo. Moskva: Norma, 2002.

2. Schepan'skij Ya. 'Elementarnye ponyatiya sociologii. Moskva: Progress, 1969.

3. Yadov V.A. Sociologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody. Samara: Samarskij universitet, 1995.

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: ITI Tehnologii, 2006.

5. Shinkevich V.E. Opyt sociologicheskogo osmysleniya problemy mobilizacii kak integral'noj osnovy formirovaniya vysokoprofessional'nyh kachestv kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij organov vnutrennih del Rossii (po materialam sociologicheskih issledovanij). Krasnoyarsk: SYuI MVD Rossii, 2007.

6. Nevirko D.D. Osobennost' socializacii lichnosti v avtoritarnyh institutah Rossii 90-h godov (opyt sociologicheskogo analiza specifiki professional'noj podgotovki kadrov organov vnutrennih del). Krasnoyarsk: SYuI MVD Rossii. 1999.

7. Osipov G.V., Kabyscha A.V., Tul'chinskij M.R. Sociologiya. Moskva: Nauka, 1995.

8. Nemirovskij V.G. Obschaya sociologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004.

9. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva: Politizdat, 1992.

10. Masionis Dzh. Sociologiya. Moskva: Piter, 2004.

11. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2003. 200 s.

12. Bekker G., Boskov A. Sovremennaya sociologicheskaya teoriya v ee preemstvennostii izlozhenii. Moskva: Inostrannaya literatura, 1961.

13. Sharan P. Sravnitel'naya politologiya. V 2 t. T. 1. Moskva: Delo, 1992.

14. Parsons T., Bales R., Shils E. Working papers in the Theory of Action. New York, 1953.

15. Frejd A. Psihologiya Ya izaschitnye mehanizmy. Moskva: Pedagogika, 1993.

16. Grevcov Yu.I. Sociologiya. Sankt-Peterburg: Yuridicheskij centr «Press», 2003.

17. Belicheva S.A. Osnovy preventivnojpsihologii. Moskva, Redakc.-izd. centr konsorciuma «Soc. zdorov'e Rossii», 1994.

18. Kratkijpedagogicheskijslovar'propagandista. Pod redakciej M.I. Kondakova. Moskva: Politizdat, 1984.

19. Kratkij slovar' po sociologii. Pod redakciej D.M. Gvishiani, N.I. Lapina. Moskva: Politizdat, 1988.

20. Filosofiya. Pod redakciej V.P. Kohanovskogo. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

21. Prigozhin I. Perspektivy issledovaniya slozhnosti. Sistemnye issledovaniya: metodologicheskie problemy. Moskva: Nauka, 1986.

22. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2004.

23. Didyk M.E. Sistema gosudarstvennogo upravleniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007.

24. Volkova V.N. Teoriya sistem. Moskva: Vysshaya shkola, 2006.

25. Nevirko D.D. Modeli socializacii lichnosti kak funkcional'noe otrazhenie politicheskih rezhimov. Obrazovanie isocial'noerazvitieregiona. Barnaul: Izd-vo «Den'», 1999; 3 - 4.

26. Merton R.K. Social'naya teoriya i social'naya struktura. Glava 4. Social'naya struktura i anomiya. Retritizm. Socis. 1992; 4.

Статья поступила в редакцию 12.07.19

УДК 372.212.1

Mikerina A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: mikerinaas@yandex.ru

Evtushenko I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: irinav-80@mail.ru

Ivanova I.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South-Ural State Humanitarian

Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sovest74@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENSORY DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN IN GROUPS OF SHORT-TERM STAY. In the article a problem of organization of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay. The importance of the organization of variable forms of preschool education is substantiated. The authors determined the functional purpose, revealed the model of organization of groups of short-term stay. Special attention is paid to building partnerships in the system "teacher-child-parent". The contents of pedagogical conditions of sensory development of young children in groups of short-term stay are worked out. The small experience of realization of the developed pedagogical conditions in the preschool educational organization is presented.

Key words: sensory development, young children, short-term stay groups, perception.

А.С. Микерина, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: mikerinaas@yandex.ru

И.Н. Евтушенко, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: irinav-80@mail.ru

И.Ю. Иванова, канд. пед. наук, доц., Челябинский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: sovest74@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

В статье раскрывается проблема организации педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания. Обосновывается значимость организации вариативных форм дошкольного образования. Авторами определено функциональное назначение, раскрыты модели организации групп кратковременного пребывания. Особое внимание уделено построению партнерских взаимоотношений в системе «педагог - ребёнок - родитель». Сформулировано содержание педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания. Представлен небольшой опыт реализации разработанных педагогических условий в работе групп кратковременного пребывания. Ключевые слова: сенсорное развитие, дети раннего возраста, группы кратковременного пребывания, восприятие.

Дошкольное образование необходимо организовывать в соответствии с актуальным гражданским заказом, сформулированным на основе изучения социальных потребностей населения, спроса на образовательные услуги, исследований специалистов, занятых в этой области. Гражданский заказ влияет на представления граждан в области образования и на образовательную политику государства. В свою очередь, в области дошкольного образования гражданский заказ опирается на принцип доступности и принцип качества, так как они отражают основные потребности семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования в России является создание условий для расширения доступности качественного дошкольного образования. Первым шагом в реализации этого направления является наибольший охват детей дошкольным образованием, особенно это имеет отношение к категории детей раннего возраста. В ходе проведения анкетирования родителей детей раннего возраста, не посещающих детские сады, было выявлено, что 90% из них нуждаются в получении общественного воспитания, консультативной и методической помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Одним из решений обозначенной проблемы является развитие вариативных форм дошкольного образования на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении. Группы кратковременного пребывания позволяют сделать образовательные услуги более доступными, решить насущные проблемы воспитания, содействовать полноценному развитию детей раннего возраста.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было сформулировано функциональное назначение групп кратковременного пребывания:

- Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей;

- Организовывать коррекцию физического и психического развития;

- Организовывать интеллектуальное и личностное развитие ребёнка раннего возраста;

- Создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребёнка;

- Обеспечивать преемственность дошкольного и начального образования;

- Осуществлять диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей раннего возраста в домашних условиях;

- Координировать деятельность органов местной власти по вопросам обеспечения потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.

В зависимости от прямого назначения в практике дошкольного образования выделяют несколько моделей групп кратковременного пребывания детей раннего возраста:

1. Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Дети посещают детский сад в свободном режиме.

Родители оставляют ребёнка на 2-3 часа в течение рабочего дня.

2. Группы кратковременного пребывания детей в закреплённой группе детского сада. Дети посещают постоянно действующие группы, соответствующие их возрасту.

3. Группы выходного дня, которые включают детей, не посещающих детский сад, и детей, которые ходят в ясельные группы постоянно [1].

4. Адаптационные группы кратковременного пребывания детей. Эта

модель требует специально оборудованного помещения и предполагает работу воспитателей, которые в дальнейшем примут детей в свою группу на постоянное пребывание.

6. Семейные группы кратковременного пребывания детей. Эта модель также требует специально оборудованного помещения «семейной комнаты». Основная задача: создание особого микроклимата, способствующего адаптации ребёнка к условиям ДОО.

6. Группы кратковременного пребывания детей, предполагающие обслуживание их специалистами и медицинским персоналом ДОО. Отдельное

помещение и специалисты на базе ДОО не требуются. Родителям предоставляется возможность выбора занятий или процедур.

7. Группы кратковременного пребывания детей-инвалидов с включением патронажных услуг на дому. Модель предполагает построение индивидуального режима работы с каждым ребёнком и разработку индивидуальной программы его развития.

Организация групп кратковременного пребывания требует реализации следующих принципов:

1. Планировать образовательный процесс таким образом, чтобы совместная деятельность взрослого с детьми не ограничивала время, отводимое в течение дня для проведения самостоятельной деятельности детей.

2. Привлекать детей к добровольному участию в занятиях, опираясь на познавательный интерес ребёнка к разнообразным видам детской деятельности.

3. Использовать дифференцированный и индивидуальный подход в процессе построения функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности; использовать разнообразные формы организации детской деятельности [2].

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста выстраивается в соответствии с особенностями развития данной категории детей. Основным психическим процессом, обеспечивающим познавательное развитие детей раннего возраста, является восприятие, которое носит в этот период синкретический и расплывчатый характер: дети не могут последовательно рассмотреть предмет, а выделяют какой-то один яркий признак, по которому потом и узнают его [3]. По мнению Л.С. Выготского, восприятие в этот период является центральным звеном, так как всё сознание ребёнка определяется его деятельностью. Все психические функции ребёнка раннего возраста развиваются благодаря восприятию и через восприятие, которое само по себе формируется по мере овладения предметной деятельностью.

В раннем возрасте формируются познавательная активность, зарождается базовое доверие к миру, воспитываются доброжелательное отношение к людями уверенность в себе, развиваются творческие способности и социальная активность. На третьем году жизни дети все больше проявляют самостоятельность. Следовательно, закладываются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека, которое возможно только благодаря специально организованной образовательной деятельности взрослого с ребёнком раннего возраста [4].

Опираясь на ведущие исследования в области развития детей раннего возраста, образовательный процесс в группах кратковременного пребывания, предполагает построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог -ребёнок - родитель», и направлен, на наш взгляд, на реализацию следующих педагогических условий:

- Организация разнообразных видов детской деятельности, способствующих раннему развитию детей, их социализации и успешной адаптации к условиям ДОО;

- Создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие самостоятельности и раскрытие потенциала детей раннего возраста;

- Организация консультативной и методической помощи родителям с целью развития у них педагогической компетентности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной статье мы опишем небольшой опыт реализации обозначенных педагогических условий на примере одного из ведущих направлении - сенсорного развития детей раннего возраста. Выбор направления обусловлен актуальностью вопроса и значимостью развития восприятия в период раннего детства. Работа с детьми в группах кратковременного пребывания выстраивалась нами планомерно и обязательно включала(в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) проведение разнообразных видов детской деятельности: предметной деятельности; дидактических игр; детского экспериментирования; конструирования и т. д. Элемен-

Таблица 1

План взаимодействия педагогов с родителями детей раннего возраста, посещающих группы кратковременного пребывания

№ Название и форма мероприятия Цель проведения

1 Дистанционная конференция «Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста» Познакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста; теоретико-методическими аспектами воспитания восприятия ребёнка.

2 Консультация «Особенности развития восприятия детей раннего возраста» Познакомить родителей с особенностями развития восприятия детей раннего возраста; вызвать интерес к изучению психолого-педагогических основ воспитания и развития ребёнка.

3 Выставка психолого-педагогической литературы по сенсорному развитию детей раннего возраста Познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по сенсорному развитию детей раннего возраста

4 Мастер-класс «Сенсорный уголок дома» Познакомить родителей со способами и методами сенсорного развития детей; научить изготавливать дидактическое оборудование по системе Марии Монтессори

5 Презентация проекта «Сенсорный уголок дома» Расширять представления родителей о способах и методах сенсорного развития детей раннего возраста; создать условия для развития мотивации, обмена опытом

тарные опыты с красками, водой, светом и др. являлись мощным стимулом для активного познания ребёнком предметов и явлений окружающей действительности. Конструируя, ребёнок примерял изученные свойства предметов в деятельности [5]. Дидактическая игра обеспечивала знакомство с предметами, некоторые из игр представлены ниже:

1. «Чудесный мешочек», цель которого заключается в развитии стереогно-стического чувства.

2. «Шнуровка», направленная на формирование умений выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.

3. «Вкладыши» (формировать умение различать и называть основные геометрические фигуры).

4. «Найди пару» (научить находить одинаковые по фактуре материалы на ощупь.).

5. «Нанизывание бусин» (развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации; воспитывать усидчивость) и др.

В свою очередь была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды, созданы условия для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка, учета их возможностей, уровня активности и интересов. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; безопасной, доступной. В группах кратковременного пребывания детей раннего возраста РППС мы обеспечили пространство с материалами для упражнений сенсомоторики («Сенсорный уголок»). В сенсорном уголке представили разнообразные материалы для проведения упражнений с водой, с сыпучими материалами, на установление причинно-следственных связей, сенсорных упражнений.

Проанализировав возможности педагогической системы Марии Монтессо-ри в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста, мы приняли решение включить некоторые дидактические пособия:

1. «Розовая башня» (формировать представление о величине и форме предметов).

Библиографический список

2. «Ящик с тканью» (научить находить пары одинаковых по фактуре тканей).

3. «Тепловые таблички» (научить находить пары одинаковых по степени теплопроводности материалов).

4. «Шумовые цилиндры» (научить различать и находить пары одинаковых по звуку цилиндров) и др.

Некоторые дидактические материалы изготавливались педагогами совместно с родителями детей. Организация образовательного процесса в группах кратковременного пребывания с использованием педагогической системы Марии Монтессори обеспечила развитие у детей самостоятельности и поисковой активности в процессе обследования объектов, познании их свойств и качеств.

Взаимодействие педагогов ДОО с родителями детей, посещающих группы кратковременного пребывания было выстроено в нетрадиционной форме, особое внимание уделялось индивидуальным запросам родителей, консультирование которых педагог осуществлял как лично, так и дистанционно. Некоторые варианты форм взаимодействия педагогов с родителями представлены в таблице 1.

Выявленные и реализованные педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания позволили решить целый ряд задач: сформировать представления о сенсорных эталонах у детей раннего возраста; развить достаточный уровень восприятия детей; воспитать самостоятельность детей в исследовательской деятельности; сформировать у родителей детей раннего возраста представление о методах и способах сенсорного развития.

Статья выполнена в рамках гранта, проводимого по инициативе вузов-партнеров: Шадринского государственного педагогического университета и ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей раннего возраста» рег. номер 19-04-2019, дата регистрации 19.04.2019.

1. Алямовская В.Г. О некоторых подходах к организации кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Обруч. 2001; 1.

2. Евтушенко И.Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ин-та, 2019.

3. Авдеева Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. Москва: АСТ, 1996.

4. Микерина А.С. Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста. Детский сад: теория и практика. 2016; 6 (66): 54 - 61.

5. Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности. Москва: Просвещение, 2014.

References

1. Alyamovskaya V.G. O nekotoryh podhodah k organizacii kratkovremennogo prebyvaniya detej v doshkol'nom uchrezhdenii. Obruch. 2001; 1.

2. Evtushenko I.N. Razvitie i vospitanie detej rannego vozrasta: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej. Chelyabinsk: Izd-vo Yuzhno-Ural. gos. guman.-ped. in-ta, 2019.

3. Avdeeva N.N. Psihologiya vashego mladenca: u istokov obscheniya i tvorchestva. Moskva: AST, 1996.

4. Mikerina A.S. Razvitie samostoyatel'nosti i iniciativnosti u detej doshkol'nogo vozrasta. Detskij sad: teoriya iprakiika. 2016; 6 (66): 54 - 61.

5. Podd'yakov N.N. Sensornoe vospitanie rebenka v processe konstruktivnoj deyatel'nosti. Moskva: Prosveschenie, 2014.

Статья поступила в редакцию 12.07.19

УДК 37

Wagner M.-N.L., Cand of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: umeda_77@mail.ru

Ovezova U.A., Cand of Sciences (History), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: umeda_77@mail.ru

PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF LANGUAGE SUPPORT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECTS AT A UNIVERSITY.

Language education is an important tool that forms the consciousness of the individual and its ability to be socially mobile in society, contributes to the dialogue of cultures in a globalizing world around the solution of various problems. The aim of this work is to develop a program of language support of scientific and educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.