Научная статья на тему 'Саногенное мышление в структуре личности'

Саногенное мышление в структуре личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
686
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Диана Имиралиевна

Рассмотрены разные точки зрения на построение структуры личности в современной отечественной психологии. Определено, что основные психологические новообразования структуры личности старшего дошкольника, такие как произвольность, внутренний план действия и рефлексия составляют основу саногенного мышления ребенка и влияют на формирование навыков позитивного мышления. С учетом выявленных взаимосвязей, взаимозависимостей и соподчинения в структуре личности дошкольника автором разработана комплексная программа по психологии оздоровления личности ребенка старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саногенное мышление в структуре личности»

12

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2009

УДК 159.9:015.3

САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

©2о°9 Гасанова Д.И.

Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрены разные точки зрения на построение структуры личности в современной отечественной психологии. Определено, что основные психологические новообразования структуры личности старшего дошкольника, такие как произвольность, внутренний план действия и рефлексия - составляют основу саногенного мышления ребенка и влияют на формирование навыков позитивного мышления. С учетом выявленных взаимосвязей, взаимозависимостей и соподчинения в структуре личности дошкольника автором разработана комплексная программа по психологии оздоровления личности ребенка старшего дошкольного возраста.

The author considers different view-points on the building of a personality structure in the modern domestic psychology. It is determined that main psychological new formations of the structure of a senior preschool child’s personality, such as arbitrariness, internal plan of the action and reflection form the base of a child’s sanogenous thinking and influence upon the development of the skills of the positive thinking. Taking into account the revealed correlations, interdependences and subordinations in the structure of a preschool child’s personality, the author’s worked out a comprehensive program on psychology of recovery of a senior preschool child’s personality.

Ключевые слова: структура личности, саногенное мышление, старший дошкольник, позитивное мышление, личность ребенка.

Keywords: personality structure, sanogenous thinking, senior preschool child, positive thinking, child’s personality.

Психологи дают разные определения личности и ее структуры, и в этом разнообразии проявляется сложность самого феномена личности.

Так, по А. Г. Ковалеву, «личность -субъект и объект общественных отношений», по А. Н. Леонтьеву, «личность - субъект деятельности», по К. К. Платонову, «личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем», по С. Л. Рубинштейну, «личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» [2, 3, 6, 8].

Интересной представляется точка зрения Г. Олпорта, который подразумевает под личностью «пожизненно формирующуюся, индивидуально

своеобразную совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение». Таким образом, рождаясь на свет как индивид, человек личностью становится в процессе овладения социальным общественным опытом. Именно эта мысль лежит в основе всех приведенных выше определений [5].

Личность нельзя рассматривать как простую сумму ее черт. Чтобы избежать подобной ошибки психологи разрабатывают свои концепции построения структуры личности - относительно устойчивой связи, взаимодействия всех сторон личности как целостного образования. В совре-

Психолого-педагогические науки •••

менной отечественной психологии есть разные точки зрения на построение структуры личности. Например, С. Л. Рубинштейн в качестве элементов такой структуры личности называет: направленность (потребности, интерес, идеалы, убеждения, мировоззрение); знания, навыки, умения; индивидуально-типологи-

ческие особенности (темперамент, характер, способности) [8].

К. К. Платонов предлагает выделить четыре элемента структуры личности: социально обусловленные свойства (отношения и моральные черты); опыт личности (знания, навыки, умения); основные формы отражения (познавательные психические процессы); биологически обусловленные свойства (типологические, половые, возрастные) [6].

Структуру личности А. Г. Ковалев рассматривает как комплекс следующих элементов: направленность (система потребностей, интересов, идейных и практических установок); возможности (способности и сопутствующие им свойства); характер (поведение личности в социальной среде, содержание духовной, моральной жизни, волевые качества); система управления (саморегуляция, контроль, коррекция действий и поступков) [2].

З. Фрейд понимает личность как взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие вызывается. Динамика личности определяется действием инстинктов. Они состоят из четырех компонентов: побуждение; цель, то есть достигнутое удовлетворение; объект, с помощью которого цель может быть достигнута; источник, в котором побуждение порождается [9].

Личность в понимании Э. Фромма - совокупность как унаследованных, так и приобретенных психических качеств, которые являются характерными для отдельно взятого индивида

13

и которые делают этого отдельно взятого индивида неповторимым, уникальным. Различия между врожденными и приобретенными качествами в целом аналогичны различиям между темпераментом, талантом, а также физическими качествами, с одной стороны, и характером - с другой [10].

Структура личности представляет собой сложный комплекс различных компонентов, переплетение ее планов. Компонентом, который оформляет множество этих планов в структуру, в единое целое, является «ценностность». Ценностность - это отражение субъектом области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, собственного Я. Личность выделяет и осознает себя через отношение к определенной стороне действительности, определенному содержанию, и таким образом те или иные стороны действительности приобретают для нее личностный смысл.

При всей разности подходов к построению структуры личности мы можем отметить ряд повторяющихся элементов: направленность, типологические свойства, знания, навыки, умения, характер. Рассмотрев ряд концепций личности, мы полагаем, что в качестве основы для анализа саногенного мышления старшего дошкольника может быть взята структура личности А. Г. Ковалева.

Таким образом, анализ развития личности у старшего дошкольника и поиск истоков саногенного мышления целесообразно осуществлять на базе следующей структуры:

1) направленность личности и характер (система интересов, потребностей, идейных установок; мировоззрение; содержание духовной жизни, нравственные качества; поведение личности в социальной среде);

2) система управления (саморегуляция, контроль, эмоциональные и волевые качества, коррекция действий и поступков);

Известия ДГПУ, №3, 2009

14

3) возможности (задатки и способности, тип нервной системы и темперамент, система познавательных психических процессов) [2].

Развитие личности - это длительный и сложный процесс. Только на определенном уровне психического развития человек становится личностью. А. В. Петровский характеризует этот уровень появлением определенной направленности, собственных взглядов, отношений, оценок и самооценок, иначе внутренних требований к себе и внутренних санкций, которые делают человека относительно устойчивым к воздействиям среды. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, целенаправленно изменяя ее, но и на собственную личность, управлять своим поведением и деятельностью и даже своим психическим развитием. Такого уровня развития личность достигает лишь у взрослого человека, однако формироваться она начинает в раннем детстве и на каждом возрастном этапе представляет особое качественное своеобразие [4].

Рассмотрим основные психологические новообразования, пополняющие копилку первого элемента структуры личности старшего дошкольника.

По мере приближения школьного возраста у детей в значительной степени увеличивается идентификация с другими людьми, особенно с родителями, а также со старшими братьями или сестрами, а иногда даже и с посторонними лицами. Наши представления об этом процессе, благодаря которому ребенок начинает думать, чувствовать и вести себя так, как будто бы черты других людей принадлежат ему, еще очень ограничены. Ребенок радуется успеху другого человека, разделяет его огорчения и учится ценить те же самые вещи, что и он. Это далеко не всегда осознанный процесс, но ребенок мо-

жет выражать происходящее, гордо заявляя: «Я как папа!» или «Я как мама!».

Ребенок, который очень хочет быть похожим на своих родителей, идентифицируется со многими их поступками и поведением, точно так же он постепенно принимает родительские моральные стандарты, манеры и запреты. Следует отметить, что с подготовкой к поступлению в школу ребенок становится подверженным все возрастающему влиянию окружающих, находящихся за пределами семейного круга. В этом процессе важной оказывается роль детского сада, который обеспечивает ему важный опыт приобретения навыков социального поведения. Значительная роль в установлении моральных стандартов и развитии детских интересов принадлежит воспитателям. Ребенок приучается считаться с мнением товарищей, согласовывает свои поступки с правилами и традициями, учится подчинять свои желания общим целям и задачам. Так постепенно формируется общественная направленность личности старшего дошкольника [2].

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает отдавать себе отчет в побудительных силах, поведении и последствиях своих поступков. Это связано с определенными изменениями, а именно с тем, что у дошкольника развивается самосознание - понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее отчетливо проявления самосознания мы видим в самооценке.

Вступая в старший дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смот-

Психолого-педагогические науки •••

реть как бы со стороны. Это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок больше прислушивается к оценке окружающих. На мнение ребенка влияют мнения взрослых и детей. То же самое происходит и при самооценке.

Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки с учетом отношения к ним со стороны окружающих, что важно для сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. В это же время ребенок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к его чертам и поступкам. Например, осознавая, что упрямство -это нарушение норм поведения, дети сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Также ребенок может выпячивать свои детские черты, чтобы вызвать умиление взрослых в целях удовлетворения всех своих желаний.

Становление социального статуса ребенка тесно связано со знанием нормативов общественного поведения. Дошкольный возраст характеризуется усвоением социальных норм поведения, общественных правил через общение дошкольников с взрослыми, сверстниками. Эмоциональное отношение к социальным нормам, их соблюдению развивается у ребенка через общение со взрослыми. Педагог или родитель своими действиями и поступками формирует у ребенка определенный тип поведения, благодаря взрослому он осмысливает возможность и необходимость должного нравственного поступка.

Обобщая новообразования в рамках первого элемента структуры личности старшего дошкольника, можно сделать вывод, что в этом возрасте ребенок уже достаточно подготовлен к формированию саногенного мышления и соответствующего ему поведения. Этому могут способствовать,

15

как доказано в исследовании Т. Н. Васильевой, конформность в общении с авторитетными взрослыми, восприимчивость к общественной оценке поступков, личных качеств, активно формирующаяся самооценка, знание моральных норм, правил, стандартов [1].

Однако следует иметь в виду, что многие личностные приобретения старшего дошкольного возраста в силу своей непрочности в сочетании с недостаточной критичностью ребенка могут служить основой для выработки культурных мировоззренческих штампов, а значит - создавать базу для патогенного мышления. Как отмечает М. Раттер, противоречивый и чрезвычайно жесткий набор моральных норм, способствующий частому выражению неодобрения и разочарования в ребенке как личности, может быть причиной формирования черт тревожности, неуверенности в себе, чувства вины, то есть патогенных черт. Особенно часто это происходит в процессе идентификации с родителями [7].

В период старшего дошкольного возраста активно формируется не только направленность личности, но и качества, составляющие основу второго элемента структуры личности: система управления. Дошкольный возраст характеризуется возникновением воли как умения сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. В образовательном процессе у ребенка под руководством взрослых и сверстников появляется произвольное поведение, дети учатся достигать цели, преодолевать встречающиеся препятствия. Ребенок овладевает умением контролировать свое поведение, например, слушать педагога, активно участвовать в работе, не вставать без разрешения.

Управление поведением, движением не сформировано у ребенка дошкольного возраста. Первона-

Известия ДГПУ, №3, 2009

16

чально требуется внешний контроль над самим собой, - ребенок может регулировать свои телодвижения, только заставляя себя следить за собой. Выполняя упражнения на развитие произвольной сферы, дети научаются контролировать положение своего тела.

Становление воли ребенка взаимосвязано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности группы мотивов, которые занимают наиболее важную для ребенка позицию, ведет к тому, что он сознательно движется к реализации поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.

Прослеживая развитие волевых действий, можно выделить три этапа: 1) формирование целенаправленных действий; 2) взаимозависимость между целью действий и их мотивацией; 3) совершенствование регулирующей роли речи при выполнении действий.

Формирование целенаправленности действий определяется успехами и неудачами при выполнении заданий детьми дошкольного возраста. Младших дошкольников не останавливают неудачи при выполнении каких-либо действий, для них важен не столько результат, сколько процесс выполнения. Для детей среднего дошкольного возраста важно, успешна их деятельность или нет, они стараются довести начатое дело до конца, ожидая оценки взрослого. С большей внимательностью к результатам деятельности относятся дети старшего дошкольного возраста. Мы можем говорить лишь о начале формирования произвольного поведения в дошкольном возрасте, так как старшие дошкольники помнят о целенаправленности своих действий, устанавливают связь между целью и мотивом под контролем взрослого.

• • •

Таким образом, произвольность, внутренний план действия и рефлексия - это важнейшие новообразования личности старшего дошкольника. Именно они составляют основу сано-генного мышления ребенка и влияют на формирование навыков позитивного мышления. В свою очередь, сегодня мы можем назвать саногенное мышление как новообразование личности дошкольника и его формирование - условием становления психологически устойчивой личности. Определив взаимосвязи, взаимозависимости и соподчинения в структуре личности дошкольника, мы разработали комплексную программу по психологии оздоровления личности ребенка старшего дошкольного возраста. Работа по формированию са-ногенного мышления связана с ведущими структурными компонентами личности дошкольника: направленностью личностью, системой управления, возможностями и способностями на данном возрастном этапе.

В программу формирования сано-генного мышления входят занятия по оздоровлению взрослых и детей, адресованные педагогам, психологам, родителям. Этот раздел программы включает себя теоретические аспекты проблемы формирования сано-генного мышления и технологии его формирования. Такая цель может быть решена в дискуссионной форме с помощью «мозгового штурма», деловой игры и т.д. Вторая часть направлена на организацию психологооздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Этот раздел содержит преимущественно психотехнические, развивающие игры, рефлексивные минутки, упражнения и игровые задания. Данная программа не является альтернативной в реализации федерального компонента воспитания и обучения дошкольников, а дополняет процесс физического воспитания и психологического сопровождения детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические науки

• ••

17

Примечания

1. Васильева Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. Калининград : ГИПП «Янтарный сказ», 2000. 2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психология индивидуальных различий. М., 1984. 3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1983. 4. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. 5. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М., 2002. 6. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1997. 7. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. Общ. ред. А. С. Спиваковской. М. : Прогресс, 1987. 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 9. Фрейд 3. Психология бессознательного. Об. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М. : Просвещение. 1990. 10. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Статья поступила в редакцию 12.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.