Научная статья на тему 'Преемственность правового воспитания детей дошкольного и начального общего образования'

Преемственность правового воспитания детей дошкольного и начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUITY / LEGAL EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / PRIMARY GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Н.Ю.

Несмотря на достаточную разработанность вопросов преемственности дошкольного и начального общего образования, она весьма актуальна на современном этапе в период модернизации отечественного образования. Система дошкольного образования является первым звеном непрерывного образования, обеспечивая преемственность в развитии, воспитании и обучении ребенка в условиях ДОО и школы. Анализ исследований показал, что в них в качестве объекта рассматривают либо детей дошкольного возраста, либо младших школьников, однако психологическими изысканиями доказано, что между ребенком-дошкольником и младшим школьником много общего. Этот факт следует принять во внимание при осуществлении преемственности в нравственном воспитании детей, где ключевым моментом выступают вопросы правового сознания и поведения. Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность. В условиях модернизации образования требуется пересмотр как общего содержания образования, так и конкретных подходов к правовому воспитанию детей в переходный период от одной ступени образования к другой. Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований по вопросам правового воспитания, а также установление преемственных связей между дошкольным и начальным уровнем общего образования в правовом воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF LEGAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

Despite the sufficient development of issues of continuity of preschool and primary General education, it is very relevant at the present stage in the period of modernization of domestic education. The pre-school education system is the first link in continuing education, ensuring continuity in the development, upbringing and education of the child in the conditions of pre-school and school. Analysis of the studies showed that they consider as an object either preschool children or primary school children, but psychological research proved that between a child-preschool and primary school children have much in common. This fact should be taken into account in the implementation of continuity in the moral education of children, where the key point are the issues of legal consciousness and behavior. Legal education and training consists in the transfer, accumulation and assimilation of knowledge, principles and norms of law, as well as in the formation of an appropriate attitude to the law and practice of its implementation, in the ability to use their rights, to comply with existing prohibitions and perform public duties. But society does not always create the appropriate conditions in which the child can develop as a full and full member of society and at the same time maintain their individuality and uniqueness. In the context of modernization of education requires a review of both the General content of education and specific approaches to legal education of children in the transition period from one stage of education to another. This article is devoted to this problem, which provides an analysis of scientific research on legal education, as well as the establishment of successive links between preschool and primary level of General education in legal education of children.

Текст научной работы на тему «Преемственность правового воспитания детей дошкольного и начального общего образования»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

2019. Vol. 21. N 7

https://e-pubmed. org

УДК 372.3/4

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-7-8-12

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ган Н.Ю.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

CONTINUITY OF LEGAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

Gan N.Yu.

Shadrinsk state pedagogical university, Shadrinsk, Russian Federation

Аннотация. Несмотря на достаточную разработанность вопросов преемственности дошкольного и начального общего образования, она весьма актуальна на современном этапе в период модернизации отечественного образования.

Система дошкольного образования является первым звеном непрерывного образования, обеспечивая преемственность в развитии, воспитании и обучении ребенка в условиях ДОО и школы.

Анализ исследований показал, что в них в качестве объекта рассматривают либо детей дошкольного возраста, либо младших школьников, однако психологическими изысканиями доказано, что между ребенком-дошкольником и младшим школьником много общего. Этот факт следует принять во внимание при осуществлении преемственности в нравственном воспитании детей, где ключевым моментом выступают вопросы правового сознания и поведения. Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность. В условиях модернизации образования требуется пересмотр как общего содержания обра-

Annotation. Despite the sufficient development of issues of continuity of preschool and primary General education, it is very relevant at the present stage in the period of modernization of domestic education. The pre-school education system is the first link in continuing education, ensuring continuity in the development, upbringing and education of the child in the conditions of pre-school and school. Analysis of the studies showed that they consider as an object either preschool children or primary school children, but psychological research proved that between a child-preschool and primary school children have much in common. This fact should be taken into account in the implementation of continuity in the moral education of children, where the key point are the issues of legal consciousness and behavior. Legal education and training consists in the transfer, accumulation and assimilation of knowledge, principles and norms of law, as well as in the formation of an appropriate attitude to the law and practice of its implementation, in the ability to use their rights, to comply with existing prohibitions and perform public duties. But society does not always create the appropriate conditions in which the child can develop as a full and full member of society and at the same time maintain their individuality and uniqueness. In the context of modernization of education requires a review of both the General content of education and specific approaches to legal education of children in the transition period from one stage of education to another.

This article is devoted to this problem, which provides an analysis of scientific research on legal education, as well as the establishment of successive links between preschool and primary level of General education in legal education of children.

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "Сознание"

2019. Vol. 21. No 7

https://e-pubmed. org

зования, так и конкретных подходов к правовому воспитанию детей в переходный период от одной ступени образования к другой. Именно этой проблеме посвящена настоящая статья, в которой дается анализ научных исследований по вопросам правового воспитания, а также установление преемственных связей между дошкольным и начальным уровнем общего образования в правовом воспитании детей.

Ключевые слова: преемственность, правовое воспитание, дети дошкольного возраста, начальное общее образование.

Key words: continuity, legal education, children of preschool age, primary General education.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Выготский Л.С. Из записок-конспекта по психологии детей дошкольного возраста//Эль-конин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. -С.289-294.

[2] Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени// Вопросы психологи. - 1997. - № 1. - С. 318.

[3] Богуславская, Т.Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 80-х гг. XX - начала XXI века [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Богуславская. - М., 2009. - 270 с.

[4] Должикова Р.А. Преемственность образова-ниядетей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Дисс. ...канд. пед. наук. - Курган, 1998. - 201с.

[5] Ган Н.Ю. Преемственность дошкольного и начального общего образования // Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости как фактора социализации : материалы международной научно-практической конференции, 28 марта 2019 г. Шадр. гос. пед. ун-т, Упр. обр. г. Каменск-Уральский; под ред. И.Ю. Бля-сова. - Шадринск: ШГПУ; Каменск -Уральский: Упр. обр., 2019. - С. 35-40.

[6] Майданкина Н.Ю. Педагогические условия формирования: основ правовой культуры на начальных этапах становления личности: Дисс. .канд. пед. наук. - Ульяновск, 2003 -236с.

REFERENCES

[1] Vygotsky L.S. From notes-abstract on psychology of preschool children//Elkonin D. B. Psychology of the game. - M., 1978. - P. 289-294.

[2] Davydov V.V. Developing education: theoretical basis of continuity of preschool and primary school stage// Questions of psychology. - 1997. - № 1. - P. 318.

[3] Boguslavskaya, Tn. The development of the theoretical foundations of the pre-school education in Russian pedagogy, the 80-ies of XX -beginning of XXI century [Text]: dis. ... kand. PED. Sciences: 13.00.01 / T. N. Bo-guslavskaya. - M., 2009. - 270 p.

[4] Dolzhikov R.A. Continuity of education at the kindergarten and primary school]. ...kand. PED. sciences'. - Kurgan, 1998. - 201p.

[5] Gan N.Yu. Continuity of preschool and primary General education // Social, psychological,ped-agogical and legal aspects of resilience as a factor of socialization : proceedings of the international scientific and practical conference, March 28, 2019 Shadr. GOS. PED. UN-t, UPR. mainly Kamensk-Uralsky; under the editorship of I. Yu. Blazowa. - Shadrinsk: SHPU; Ka-mensk -Urals: UPR. arr., 2019. - P. 35-40.

[6] Madonnina N.Yu. Pedagogical conditions of formation: foundations of the legal culture in the early stages of formation of the personality]. ...kand. PED. sciences'. - Ulyanovsk, 2003 -236p.

Проблема непрерывности образования определена в Федеральных нормативных документах системы образования, в которых отмечается, что дошкольное образование — это первый

"Educationalbulletin "Consciousness"/"Образовательный вестник "Сознание" Ш , ^0°19'/ Vol~ 21N 7

™ https://e-pubmed.otg

уровень в системе общего образования, а значит и преемственность воспитательно-образовательного процесса начинается именно с него.

Качество воспитания, обучения и развития личности во многом будут зависеть от преемственности в дошкольном и начальном общем образовании.

Вопросы преемственности рассматриваются многими исследователями: Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Т.Н. Богуславской, Р.А. Должиковой и др.

Л.С. Выготский рассматривает преемственность, как систему ступенчатого развития личности, где каждая новая ступень возникает в результате воспитания и обучения, уже достигнутого ребенком на предшествующем уровне [1].

В исследовании В.В. Давыдова раскрыты основные показатели перехода от одного уровня образования к другому, то есть дошкольное образование должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры человека [2, с.318].

Реализация преемственности между дошкольным и начальным образованием представлена в работе Т.Н. Богуславской, которая считает, что их компоненты: цель, задачи, содержание, методы, средства и формы организации едины, согласованы и обеспечивают успешный переход на следующий уровень образования [3].

В работах Р.А. Должиковой преемственность образования описывается как последовательный переход от одной ступени образования к другой, как создание единого образовательного пространства в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста [4].

Преемственность в социальном воспитании детей предполагает нравственную составляющую, включающую представление детей о нормах, правилах поведения, традициях народа и законах той страны, в которой воспитывается ребенок. Исходя из этого актуальным на сегодняшний день является преемственность в правовом воспитании между первыми уровнями образования [5].

Майданкина Н.Ю. под правовым воспитанием в дошкольном и школьном уровнях образования понимает процесс, в результате которого создаются условия приобщения подрастающего поколения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям, духовным качествам, на основе которых и происходит формирование правовых представлений и норм, а также становление предпосылок к выработке активности личности и стойкой жизненной позиции [6].

Под правовым воспитанием мы понимаем целенаправленное воспитательное воздействие на личность ребенка, в процессе которого происходит формирование правосознания, выработка правовых установок, овладение навыками и привычками принятого в обществе поведения.

На возможность возникновения психологических предпосылок у детей с раннего возраста указывали Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др. В своих исследованиях ученые доказали возможность формирования этических представлений о дружбе у дошкольников А.В. Булатова, Т.А. Маркова; о милосердии И.А. Княжева, Т.В. Черник, о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).

У детей уже с 3-4 лет формируются элементарные представления о том, что «такое хорошо, а что такое плохо». Складываются отрицательные отношения к грубости и жадности.

К 4-5 годам у дошкольников развиваются представления о доброте, справедливости, отзывчивости, дружбе и других качествах, в результате повседневных ситуаций и изучения литературных произведений.

Обобщенные представления развиваются уже у детей 5-6 лет. Так, чувства справедливости, смелости, заботливого отношения дети каждодневно демонстрируют в своём поведении.

I

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание

2019. Vol. 21. No 7

https://e-pubmed. org

На конкретных примерах дети проявляют вежливость, отзывчивость к взрослым и сверстникам.

В переходный период из детского сада в школу (6-7 лет) дети имеют четкие представления о честности и справедливости, отрицательно относятся к аморальным качествам: лживость, хитрость, трусость, жестокость и т.д. Старшие дошкольники знают свои права и обязанности как воспитанника ДОО и гражданина своей страны.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только нравственные качества, но и чувства.

Начальный этап школьного обучения должен опираться на приобретенные представления и навыки в дошкольном детстве. В правовом воспитании следует систематизировать и обобщить правовые представления детей, полученные на предыдущем образовательном уровне.

С целью совершенствования имеющихся представлений и получения новых знаний предлагаем примерные темы занятий для детей в начальной школе.

Для детей 1 класса проводятся ознакомительные беседы и уроки на темы:

«Я - школьник» (знакомство с обязанностями и правами школьника, «Культура общения» (формулы речевого этикета, вежливое обращение к старшим и сверстникам),

«Мои ценности» (семья, друзья, школа, Родина), «Правила безопасности» (правила поведения дома, на улице, на природе).

Учащимся 2 класса предлагаются для обсуждения следующие темы: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», «Нормы и правила общественного поведения», «Школьная, городская и государственная символика», «Обязанности и права ученика».

Для учеников 3 класса доступны темы:

«Устав школы», «Законодательные документы РФ», «Я - гражданин России», «Я- учащийся, сын(дочь), сосед, друг...».

Дети 4 класса активно участвуют в дискуссиях на тему: «Конвенция ООН «О правах ребенка», «Государство как защитник прав ребенка», «Человек в обществе».

Анализируя возможные точки соприкосновения двух уровней образования, следует отметить, что преемственность в правовом воспитании — это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели, задачи, содержание, методы, средства и формы для каждого возрастного периода [5].

Мы в своей работе попытались сравнить компоненты системы правового воспитания двух уровней (дошкольного и начального общего образования) представленных в таблице 1.

Таблица 1

Основные компоненты системы преемственности правового воспитания на этапе дошкольного и начального общего образования

Дошкольный уровень образования Начальный школьный уровень образования

Цель

- формирование элементарных представлений о нормах и правилах поведения, выработка механизма принятия решения исходя из моральных установок и требований общества. - усвоение системы знаний о правовых нормах человека, правах и обязанностях.

Задачи

- формирование элементарных представлений о правах и обязанностях, их неразрывной связи; - развитие моральных представлений о ценностях и нормах человеческого поведения;

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

2019. Vol. 21. N 7

https://e-pubmed. otg

- воспитание уважения прав других людей и чувства справедливости; - развитие умения объективно оценивать поступки и противостоять отрицательным явлениям; - формирование способности контролировать свое поведение нормативными способами и управлять им. - формирование у детей понимания значимости человеческого достоинства; - воспитание уважения к другим людям, толерантности, чувства солидарности и стремление к сотрудничеству; - умение разрешать конфликтные ситуаций ненасильственными методами.

Содержание

1. Знакомство детей с Международными документами прав ребенка «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка»; 2. Уточнение и расширение содержания знаний детей о своих правах и обязанностях; 3. Повышение способности воспринимать и оценивать последствия собственных действий и действий других людей; 4. Закрепление знаний детей свободно осуществлять выбор поведения и принимать решения, предвидя возможные последствия и принимать на себя ответственность за них. 1. Знакомство детей с правами человека, с государственными органами и общественными организациями. 2. Изучение правил личной безопасности поведения в общественных местах. 3. Введение понятия «Закон», «Конституция -основной закон государства». 4. Усвоение знаний о символах государства и законах страны. 5. Формирование отрицательного отношения к кражам, жестокости и насилию, действиям, наносящим ущерб природе, школьному имуществу и нарушению правил поведения.

Методы

Наблюдение, рассказ, беседы, просмотр мультфильмов, слушание сказок и историй, их обсуждение, чтение художественной литературы. Познавательные и развивающие игры, упражнение, экскурсии Игровые уроки, рассказ, беседа, диспуты на правовую тему, наглядные пособия, наблюдение, показ обучающих видеофильмов, письменные и устные упражнения

Средства

Игрушки, предметы окружения, дидактические материалы; ТСО, книги, предметы искусства; явления природы, растительный и животный мир Тесты, схемы, чертежи, рисунки, карты, макеты, модели, учебные видеоролики, ТСО

Формы

- игровая, - художественно-игровая, - драматизация, продуктивная, - трудовая деятельность; - экскурсии, - беседы; - использование кино, телевидения; - вечера вопросов и ответов; - обсуждение книг; - тематические стенды. - классные часы; - рефераты по правовой тематике; - социальные проекты; - экскурсии, - правовые беседы; - использование кино, телевидения; - вечера вопросов и ответов; - обсуждение книг; - правовой уголок школьника; - проведение конкурсов по правовой тематике; - совет профилактики.

Таким образом, процесс правового воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста направлен на приобщение детей к правовым ценностям и приобретение определенных знаний о правах человека и правовой норме.

Процесс преемственности обеспечит плавный переход и эффективное постепенное усвоение норм, правил поведения человека в обществе, знание своих прав и обязанностей.

—-еъе+ыз-—

~ 12 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.