Научная статья на тему 'Проблемы дошкольного и начального образования'

Проблемы дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1986
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / CHILD DEVELOPMENT / СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ / FAMILY LEISURE / ПРАЗДНИК / HOLIDAY / ESTHETIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безбородова Людмила Александровна

В статье рассматриваются современные проблемы преемственности дошкольного и начального образования, проблемы и сущность, функции и вопросы эстетического воспитания дошкольников и младших школьников средствами семейного праздника, различные определения термина «Семейный досуг».Одновременно в статье раскрываются вопросы о введении предшкольной подготовки ребенка, обеспечении непрерывности дошкольного и начального образования. Кроме того, анализируются основные направления образования и воспитания детей предшкольного возраста, их реализация в формировании учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, показан процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и предшкольным образованием, адаптации ребенка к перегрузкам в школе. Охарактеризована классификация и виды семейных праздников, последовательность их подготовки и проведения, предварительная работа по созданию сценария и композиции праздника, даны правила организации свободного времени ребенка. Представлено содержание семейного досуга, приобщение детей к культурным видам активного отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безбородова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Issues in Preschool and Primary Education

The article looks into the current issues of the continuity of preschool and primary education, as well as the problems, essence, and functions of esthetic upbringing of preschool and primary school children by means of family celebrations and various definitions of the term „Family leisure are also considered. Issues relating to the introduction of preschool preparation of a child providing the continuity of pre-school and primary education are highlighted. Besides, the main directions of education and upbringing of preschool children and their implementation in the formation of learning activity of the child are analyzed. The integration process of General Education System with supplementary and preschool education is described and it is shown how children adopt themselves to overloads at school. Detailed classification of family holidays is followed by a look at successive steps involved in arranging a family holiday and the preparatory work that goes into creating the script and composition of the event. Rules are provided of how to organize the children leisure. Activities comprising family leisure and the way to introduce children to cultural and sports activities are described.

Текст научной работы на тему «Проблемы дошкольного и начального образования»

1УДК 379.8 ББК 74.200.58

ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Безбородова

В статье рассматриваются современные проблемы преемственности дошкольного и начального образования, проблемы и сущность, функции и вопросы эстетического воспитания дошкольников и младших школьников средствами семейного праздника, различные определения термина «Семейный досуг».

Одновременно в статье раскрываются вопросы о введении предшкольной подготовки ребенка, обеспечении непрерывности дошкольного и начального образования. Кроме того, анализируются основные направления образования и воспитания детей предшкольного возраста, их реализация в формировании учебной деятельности ребенка предшкольного возраста, показан процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и предшкольным образованием, адаптации ребенка к перегрузкам в школе. Охарактеризована классификация и виды семейных праздников, последовательность их подготовки и проведения, предварительная работа по созданию сценария и композиции праздника, даны правила организации свободного времени ребенка. Представлено содержание семейного досуга, приобщение детей к культурным видам активного отдыха.

Ключевые слова: предшкольное образование, преемственность, эстетическое воспитание, развитие ребенка, семейный досуг, праздник.

THE ISSUES IN PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION L. A. Bezborodova

The article looks into the current issues of the continuity of preschool and primary education, as well as the problems, essence, and functions of esthetic upbringing of preschool and primary school children by means of family celebrations and various definitions of the term „Family leisure are also considered. Issues relating to the introduction of preschool preparation of a child providing the continuity of preschool and primary education are highlighted. Besides, the main directions of education and upbringing of preschool children and their implementation in the formation of learning activity of the child are analyzed. The integration process of General Education System with supplementary and preschool education is described and it is shown how children adopt themselves to overloads at school. Detailed classification of family holidays is followed by a look at successive steps involved in arranging a family holiday and the preparatory work that goes into creating the script and composition of the event. Rules are provided of how to organize the children leisure. Activities comprising family leisure and the way to introduce children to cultural and sports activities are described.

Keywords: preschool education, continuity, esthetic upbringing, child development, family leisure, holiday.

Благодаря введению предшкольной подготовки ребенка в настоящее время удается осуществить реальное обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования. При этом предшкольный период является базовым звеном, который считается сензитивным периодом развития личности ребенка. Этот период -

время интенсивного развития качеств личности ребенка, решения задач индивидуального становления, принятия новой, иной внутренней позиции. При этом действуют доминирующие механизмы, которые скрыты в дошкольном возрасте и не реализованы полностью.

Предшкольный возраст - это самостоятельный этап развития, он не повторяет до-

школьный, а имеет иное качественное содержание, которое детерминируется существующей социальной действительностью. Основу развития дошкольника составляют (как и в младшем школьном возрасте) педагогические принципы, методы, приемы его обучения и воспитания.

В этом процессе происходит сглаживание социальных различий детей, поступающих в школу. Процесс интеграции системы общего образования с дополнительным и предшколь-ным образованием позволяет усилить воспитательную составляющую образовательного процесса, значительно повысить социальный и культурный потенциал детей, у которых по разным причинам нет условий для нормального развития в семье [1, с. 16].

Таким образом, достигается адаптация ребенка к школьным перегрузкам, снижение избыточной учебной нагрузки на младших школьников, связанной с недостаточной подготовленностью к обучению в первом классе школы, освобождение времени для дополнительного образования первоклассников, ориентированного на формирование успешности детей, развитие их индивидуальных способностей [1, с. 17].

Предшкольный период - время интенсивного развития качеств личности ребенка, решения задач индивидуального становления, принятия новой, иной внутренней позиции. Здесь действуют другие доминирующие механизмы, которые скрыты в дошкольном возрасте и не реализованы полностью.

Следовательно, предшкольный возрастной период - это самостоятельный этап развития, он не повторяет дошкольный, а имеет иное качественное содержание, которое детерминируется существующей социальной действительностью. Основу развития ребенка предшкольного возраста составляют (как и в младшем школьном возрасте) педагогические принципы, методы, приемы его обучения и воспитания.

Сформировавшийся у предшкольника этап чувственного познания достаточен для дальнейшего овладения общественно-историческим опытом человечества, за исключением одной стороны этого опыта - науки. Ребенка нужно обучать для того, чтобы сформировать

абстрактное мышление и придать ему ведущее значение на этапе систематического школьного обучения, поскольку элементы абстрактной мысли формируются задолго до поступления в школу.

Однако овладение систематическими научными знаниями требует определенного уровня готовности личности: умения управлять своим поведением, настойчивости, трудолюбия, упорства, логики рассуждений, интереса к познанию мира, потребности в знаниях. Условия жизни, культурная, материальная обеспеченность, забота о физическом и духовном развитии ребенка повышают уровень сформирован-ности познавательных психических процессов и качеств личности современных детей пред-школьного возраста.

Основными направлениями образования и воспитания детей предшкольного возраста являются [1, с. 18]:

• систематизация чувственного опыта ребенка в процессе освоения знаний (математических, лингвистических, эстетических, трудовых и биологических);

• развитие логики высказываний;

• формирование умений адаптироваться к изменяющимся условиям своей жизни;

• воспитание заботливого и уважительного отношения к родителям, близким и взрослым;

• воспитание толерантности к сверстникам (принятие окружающих и умение поддерживать с ними дружественные отношения).

Реализация перечисленных выше направлений предшкольного образования позволяет повысить общекультурный, интеллектуальный, социальный, волевой, эстетический и другие уровни развития детей предшкольно-го возраста. Внедрение этих направлений обеспечивает также эффективную преемственность образовательных пространств предшкольной подготовки и начального образования. И хотя стартовые возможности всегда будут различными в силу генетических, индивидуальных, социальных и других особенностей, все равно каждый ребенок сделает значительный шаг в собственном развитии, поскольку содержание каждого направления прослеживается во всех структурных элементах, составляющих целостность образователь-

ного пространства предшкольного и начального образования [1, с. 17].

Формирование учебной деятельности предшкольников - процесс постепенной передачи выполнения отдельных компонентов деятельности педагогом учащемуся. Учебная деятельность рассматривается в качестве ведущего вида деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте. Освоение учебной деятельности ведет к существенным изменениям в личности ученика, его сознании, умственном и нравственном развитии, выделены и детально исследованы психологические новообразования младшего школьного возраста: отношение к действительности, теоретическое сознание, диалектическое мышление, рефлексия. Они возникают в процессе освоения учебной деятельности и определяют возможности развития на следующих возрастных этапах. Считается, что ребенок, пришедший в школу, не владеет учебной деятельностью, она формируется на протяжении начального периода обучения, к окончанию начальной школы у нормально развивающегося школьника должна быть сформирована учебная деятельность.

Дошкольное, предшкольное и начальное образование и воспитание детей можно осуществлять не только в учебной деятельности, но и в условиях семьи. Семейный досуг как время свободного самоопределения, саморазвития членов семьи сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. Это делает необходимым поиск путей управления досугом, который бы обеспечил включение детей разных возрастов (в семье могут быть дети и дошкольники, и младшие школьники) в самоценную для них деятельность.

Однако нужно отметить отсутствие единой воспитательной системы, в которой бы были определены требования, рекомендации к организации воспитательной работы с детьми разных возрастов в условиях семьи. Усложняет проблему и отсутствие в стране системы детских общественных организаций, что вносит определенные трудности в управление досу-говой деятельностью детей.

Наблюдения показывают, что досуговая деятельность детей в семье часто характери-

зуется малосодержательностью и однообразием, используются устарелые и малоинтересные формы организации досуга. Это вызвано как материальными причинами, так и отсутствием знаний, заинтересованности и недостаточно серьезным и ответственным отношением к организации детского досуга со стороны родителей.

Праздник - это своеобразная форма содружества и взаимодействия детей разного возраста, духовного самовыражения и самообогащения ребенка.

По мнению Н. И. Бочаровой [2, с. 33], праздники можно классифицировать:

1) по игровым методам, которые могут проводиться с детьми всех возрастов;

2) по соревновательным методам, которые характерны для детей от 6 лет и старше. Разновидности: участники двух или более команд соревнуются между собой; все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем;

3) по методам сюжетного рассказа; это одна из наиболее привлекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сюжетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединяются единой темой и идеей;

4) по методам творческих заданий, направленных на формирование творческой активности, инициативы, самостоятельности принятия решений (использование проблемных ситуаций и задач, заданий-головоломок, вопросов-провокаций, поисковых вопросов, метода групповой дискуссии). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей.

Можно выделить следующие виды праздников в России:

1. Общественные праздники (День защитника Отечества, День Победы, День России и др.).

2. Профессиональные праздники (День учителя, День металлурга, День медицинского работника и др.).

3. Художественно-творческие праздники (праздник поэзии, музыки).

4. Спортивные праздники.

5. Русские народные и православные праздники (Масленица, Рождество, Пасха и др.).

6. Праздники, организуемые в связи с временем года (встреча весны, день птиц, праздник урожая и др.).

Последовательность подготовки праздника: от замысла - это определение главной идеи праздника и способа ее художественного выражения - к созданию постановочного плана праздника и далее - создание сценария.

Сценарий праздника - это развернутый план действий. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде всего иметь представление о том, для кого и с какой целью проводится праздник, о его длительности, сколько человек могут быть им охвачены, каких финансовых расходов потребует его проведение и др. Следующий этап работы над сценарием праздника - это его композиционное решение, то есть построение, расположение составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сценарий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения - взаимосвязь элементов единым действием, когда переход от одного эпизода к другому обусловлен участием в предыдущем. Кроме общего композиционного решения в сценарии разрабатываются и композиции каждого из входящих в него элементов - конкурсов, игр, концертов, представлений, аттракционов, поздравлений и др. В сценарии праздника должна быть завязка, развитие действия, кульминация, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой. Для праздника в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов, фейерверк и др. Следует отметить, что подобные кульминационные точки могут быть и в каждом отдельном компоненте праздника. Сценарий включает в себя тексты ведущих, предпочтительно, чтобы они были стихотворными, так как поэтическая речь всегда организованна, выразительна, эмоциональна. Праздник будет проведен успешно, если в нем будут заложены условия для непосредственного

включения в действие тех, для кого организуется данное мероприятие.

При составлении плана-сценария праздника необходимо соблюдать следующие правила [3, с. 45]:

1) обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;

2) предусмотреть чередование игр, соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным переживанием и заданий, направленных на снятие напряжения;

3) чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;

4) предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;

5) использовать знакомые, вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Таким образом, проведение праздника требует большой предварительной работы: постановки цели и задач праздника, эмоционального настроя, четкого распределения поручений, оформления зала, сцены, где будет проходить праздник, музыкального оформления, изготовления костюмов, приглашения гостей, составления программы праздника и др. Приобщение к культурной организации свободного времени детей - основная функция для семьи, которую родители не в состоянии хорошо организовать. К тому же полноценной организацией свободного времени ребенка является приобщение детей к культурным видам отдыха, доставляющим духовное наслаждение, не только восстанавливающим силы тела, но и обновляющим душу.

Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, то есть имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением вся семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все увлечены процессом подготовки и проведения

выходных, праздников или просто тихого семейного вечера.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи и от содержательного и доброжелательного общения, и от реализации своих потребностей в движении, познании. Тогда он оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых, повышает их культурный уровень.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безбородова, Л. А. Педагогический аспект в теории музыкального воспитания дошкольного и начального образования [Текст] / Л. Б. Безбородова, С. Ю Заварина // Вестн. Московского гос. обл. гуманит. ун-та. - Сер.: Педагогика и психология. - 2013. - № 2. -Орехово-Зуево, 2013.

2. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье [Текст]: учеб. пособие для студентов

высш. пед. учеб. заведений / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. - М.: Академия, 2001.

3. Воловик А. Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный ун-т, 1998.

REFERENCES

1. Bezborodova L. A., Zavarina S. Yu. Pedagogiches-kiy aspekt v teorii muzykalnogo vospitaniya dosh-kolnogo i nachalnogo obrazovaniya. Vestn. Mos-kovskogo gos. obl. gumanit. un-ta. Pedagogika i psikhologiya. 2013, No. 2. Orekhovo-Zuevo, 2013.

2. Bocharova N. I., Tikhonova O. G. Organizatsi-ya dosuga detey v semye: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2001.

3. Volovik A. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga: uchebnik. Moscow: Flinta: Moskovskiy psikhologo-sotsialnyy un-t, 1998.

Безбородова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Bezborodova Lyudmila A., ScD in Education, Professor, Theory and Practice of Primary education Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.