3. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности. М., 1994.
4. Литвинцева Г.Ю. Культурно-досуговая деятельность в Петровский период: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1993.
5. Романов А А. Проблема внешкольного воспитания детей в педагогическом опыте С.Т. Шацкого. Рязань, 2001.
6. Савченко А.М. Введение в историю культурнопросветительной работы в СССР. М., 1988.
7. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурнодосуговой деятельности за рубежом. М., 1999.
8. Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. М., 1992.
Поступила в редакцию 1.02.2010 г.
Plehanova A.V. Formation of the leisure-time culture of younger schoolboys in extracurricular time as a scientific and pedagogical problem.
The article tells about formation and development of the system of cultural-leisure-time activity in social-cultural sphere in a historical retrospective. On the basis of the developed historical-retrospective analysis genesis of the concept “cultural-leisure-time activity” is considered and the basic stages of its formation and development in Russia and abroad are determined.
Key words: cultural-leisure-time activity; younger schoolboy; historical-retrospective analysis; stage; development.
УДК 373.2:159.922.7
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «Я» РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© М.Р. Табилова
Статья посвящена проблеме введения и структурного формирования образования детей старшего дошкольного возраста в современной России, в частности основным моментам личностного развития будущего школьника. В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.
Ключевые слова: дошкольное детство; предшкольное образование; социальный конструкт «готовность к школе»; личностные новообразования; образ «Я» ребенка-дошкольника.
Дошкольное детство, как и последующие этапы развития человека, несет в себе все элементы системы человеческих взаимоотношений. В современном российском обществе актуализируется вопрос предшкольного образования этапа детства.
Предшкольное образование - целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), который выполняет также функцию социального контроля за состоянием их физического, психологического, интеллектуального состояния перед поступлением в школу.
Содержание предшкольного образования во многом определяется социальным конструктом «готовность к школе». При подготовке к школе делается акцент на предметную подготовку (чтение, письмо, счет, иностранный язык), психологическую (развитие внимания, памяти, мышления, воображения,
усидчивости; психологическое тестирование, диагностика, коррекция, консультирование), логопедическую (развитие речи), общую (развитие кругозора). В то же время физическая подготовка часто носит маловыражен-ный характер, несмотря на общий фон ослабления здоровья детей. Наблюдается снижение значимости эстетической подготовки (рисование, лепка, музыка). Нередко происходит сужение мира детской игры.
В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психологопедагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жесткой предметности.
Психологи и педагоги говорят о том, что нельзя допустить, чтобы все сводилось к специальной подготовке детей к школе, в основном, к обучению чтению, математике и письму, где 5-летние дети будут заниматься за партами в классе. Следует опасаться того, что учителя будут вести работу с пятилетками в плане овладения знаниями, умениями, навыками (ЗУН) - как в школе. ЗУНы, конечно, нужны, но совсем не они составляют суть развития ребенка дошкольного возраста и обеспечивают в дальнейшем успешность обучения. Главное - в появлении личностных новообразований, которые формируются не в игровых формах обучения, а в настоящей полноценной игре.
Л.И. Божович указывает, что понять влияние среды на формирование возрастных особенностей ребенка можно только в том случае, если учитывать как изменения в среде (например, при переходе из детского сада в школу), так и изменения в самом ребенке, обусловливающие характер влияния среды на его дальнейшее психическое развитие [1].
Усложнение содержания ведущего вида деятельности, системы отношений на каждом возрастном этапе ведет к количественным накоплениям и качественным изменениям (закон метаморфоза) и появлению новообразований в структуре личности ребенка.
На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, овладению элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т. п.).
Новообразования характеризуют самую сущность каждого возраста как новой эпохи или новой ступени в детском развитии. Центральное новообразование как обобщенный результат психического развития несет в себе побудительную силу и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде.
Для ребенка дошкольного возраста плоскость «личностные смыслы» выступает на первое место и является основой для формирования жизненных смыслов и смысловых структур личности. Формирование системы личностных смыслов в дошкольном возрасте проходит путь от интуитивно-практического познания окружающей действительности до сознательно-практического осмысления «детской картины мира» и приводит к появлению центрального новообразования - смысловой сферы личности ребенка.
Смысловая сфера личности ребенка имеет три уровня структурной организации жизнедеятельности ребенка - три линии развития: психофизиологический (индивидные
особенности), психологический (субъектные особенности), социальный (социальные особенности), которые в развитом виде представляют собой целостное системно-смысловое образование личности ребенка.
Изменения, происходящие в ребенке к концу возрастного периода, обозначаются как психологические новообразования и могут быть зафиксированы как изменения в развитии психических процессов, личности и самосознания [2].
Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения письмом, иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития. Целью является сама личность ребенка [3].
Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в противоречивое единство с задающим направление развитию личности образом-эталоном.
По мнению многих психологов и педагогов, основу самосознания ребенка-дошколь-ника составляет сочетание четырех Я: физического, социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям сверх-реалистичных, завышенных ожиданий у них возникают внутренние конфликты между социальным и реальным Я [4].
Самоуважение ребенка (переживание собственной значимости) оказывает превалирующее влияние на его поведение. И если существует значительный разрыв между реальным и идеальным Я, то это приводит к разрушительному воздействию на это чувство.
Интерес к формированию образа «Я» вызван необходимостью подхода к личности ребенка как к целостности. Данный образ является образом самого ребенка, его собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения противоречия между образами «Я - реальное» и «Я - идеальное» (эталоном).
Образ будущего школьника в сознании детей будет перестраиваться, переосмысливаться и уточняться по ходу их дальнейшего развития. Но, являясь составной частью целостного образа личности дошкольника, образ будущего школьника позволит ребенку осмыслить общественную грань своего бытия, осознать потребность и необходимость учиться.
Такого рода способность, как утверждают исследователи, фиксируется у ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, когда социальные качества личности впервые дают о себе знать как определяющие возрастной облик старшего дошкольника и выступают основным содержанием целостного нововведения, формирующегося на этапе кризиса семи лет [5].
Многие исследования свидетельствуют о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли ученика.
Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.
Исследования Л.И. Божовича позволяют отметить, что образ «Я» мотивирует деятельность личности, участвует в целеобразо-вании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности в целом.
Следовательно, образ будущего школьника является социальным образованием и включает в себя следующие компоненты:
1) когнитивный - отражает насыщенность и сложность образа, который характеризуется наличием и разнонаправленностью знаний о себе;
2) деятельностный - включающий в себя разностороннее развитие, формирование познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования, способствующих самореализации личности, определению значения, смысла и ориентиров жизнедеятельности;
3) эмоционально-оценочный - выражает особое отношение к себе и к окружающим, характеризуемое саморуководством, ожидаемым отношением других, чувством самоценности, самопринятием.
Вопрос возможности целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования образа будущего школьника рационально решать путем создания психо-лого-педагогических условий для развертывания процесса актуализации в сознании детей противоречивого единства образа «Я -реальное» и образа «Я - идеальное» личности будущего школьника.
Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий школьник».
Важным условием является организационный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание детьми сторон своей личности, на углубление и уточнение образа идеального школьника.
В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.
Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной [6].
Важно способствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению.
Роберт Берн в своих исследованиях указывает на тот факт, что если ребенок вырос в атмосфере тепла и любви, ожидания увлекают его вперед, к успеху, если же до сих пор в
реакциях значимых других он видел только упреки и отталкивание, то эти ожидания будут способствовать формированию у него ущербной «Я»-концепции, не давая ему возможности успешно продвигаться вперед [7].
Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. В этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.
Итак, решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.
Целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического и социального развития детей.
Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования при соответствующей организации образовательного процесса, формы ее воплощения должны не выходить за содержательную логику ведущей деятельности именно дошкольника, без «проступания» черт учебных предметов, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой, противоположный эффект. Важно создать такие условия предстартовой подготовки, которые бы позволили всем де-
тям, поступающим в первый класс, как можно менее безболезненно включиться в школьное обучение и быть успешными.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 2003.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2007. С. 7.
3. Савина А.В. Формирование образа «Я - будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема // Начальная школа. 2004. № 10. С. 30-34.
4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., 2007.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 2004 . Т. 4. С. 254.
6. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. М., 1988. Вып 1. С. 56-59.
7. Берн Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание / пер. с англ. М., 2006. С. 125.
Поступила в редакцию 29.01.2010 г.
Tabilova M.R. Forming of a self-image of a preschool child in the system of preschool education.
The article is devoted to the problem of introduction and structural forming of education of preschool children in modern Russia; especially to fundamental moments of personal development of a future school child. In the preschool age paramount importance has the development of the basis of personal culture of a child; his emotional state; development of individual abilities and inclinations. Education assumes development of a child’s personality; demands the creation of adequate to age psychological and pedagogical conditions: individual approach to a child; giving of various forms of activities; absence of hard subjects.
Key words: preschool childhood; preschool education; social construct “readiness to school”; personal new formations; self-image of a preschool child.