Научная статья на тему 'Опыт реализации образовательного проекта «Счастливые дети в университете»'

Опыт реализации образовательного проекта «Счастливые дети в университете» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центр семейного воспитания / общеразвивающая программа дополнительного образования «Плюс-Монтессори» / школа мотивированного родительства / досуговые формы общения с детьми и взрослыми / Centre for Family Education / comprehensive educational program of supplementary education “Montessori Plus” / School for engaged parent / forms of communication with children and adults in their leisure time.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арнаутова Елена Павловна, Воробьева Ирина Николаевна, Жукова Елена Владимировна, Кондратьева Нина Леонидовна, Рычагова Елена Сергеевна

Статья посвящена описанию опыта реализации инновационного образовательного проекта, в рамках которого в Московском педагогическом государственном университете при Институте детства был открыт Центр семейного воспитания, объединивший преподавателей, студентов факультета начального образования, сотрудников кафедры психологической антропологии и родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Созданная предметно-развивающая среда Центра основывается на принципах Монтессори-педагогики. В связи с этим, в содержании деятельности Центра интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы М. Монтессори. В статье делается акцент на анализе разных ресурсов высшего учебного заведения для осуществления замысла проекта по организации Центра семейного воспитания; на описании специфики разработанных и апробированных программ дополнительного образования детей и взрослых, на основе которых строится содержание работы Центра. Реализация исследовательского проекта сосредотачивается на результатах апробации следующих программ, разработанных сотрудниками кафедры психологической антропологии Института детства: общеразвивающая общеобразовательная программа дошкольного образования «Плюс-Монтессори», досуговая парциальная программа «Семейные праздники», вариативная образовательная программа психолого-педагогической поддержки родителей «Школа мотивированного родительства». Первые результаты реализации проекта «Счастливые дети в университете» показали, что работа над проектом стала хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов преподавательского профессионального сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования. Анализ результатов также убеждает в том, что Центр семейного воспитания как структурное подразделение вуза выступает для московских родителей доступным вариантом выбора образовательных маршрутов развития своих детей с раннего возраста, а также источником собственного личностного роста и воспитательной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арнаутова Елена Павловна, Воробьева Ирина Николаевна, Жукова Елена Владимировна, Кондратьева Нина Леонидовна, Рычагова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in Implementation of the Educational Project “Happy children at the University”

The article presents the experience in implementation of innovative educational project, in which educators, students of the Faculty of Elementary Education, colleagues of the Department of Psychological Anthropology and parents with children of early and preschool age took place. Due to the project the Center for Family Education was opened at the Moscow Pedagogical State University at the Institute of Childhood. The environment of the Centre for Family Education is based on the principles of Montessori Method. Therefore, the content of the activity in the Center includes both psychological and pedagogical theories of preschool education system in Russia and strong points of the Montessori Method of education. The article pays attention to the analysis of multiple resources of higher education institutions for the implementation of the project of Centre for Family Education, it also describes the specifics of designed and field-proved programmes of supplementary education for children and adults based on which the work content in the Centre is framed. The implementation of the research project focuses on the results of testing programs designed by the Department of Psychological Anthropology at the Institute of Childhood: “Montessori Plus” comprehensive educational program of preschool education, “Family Festivals” partial program, “School for engaged parent” educational program of psychological and pedagogical support for parents. The first results of the “Happy children at the University” project showed that the work on the project was a good start to unite various educational interests of professional teaching community and students of the University for implementation of interesting and fruitful solutions for the benefit of Russian preschool education. Analysis of the results also assures that the Centre for Family Education as a structural department of the University is an available option for Moscow parents to be chosen for its educational programs for children since early childhood. It is also a source of personal development and educational competence.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации образовательного проекта «Счастливые дети в университете»»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.2 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00015

Е.П. Арнаутова, И.Н. Воробьева, Е.В. Жукова, Н.Л. Кондратьева, Е.С. Рычагова

Опыт реализации образовательного проекта «Счастливые дети в университете»

Арнаутова Елена Павловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (Москва, Россия), [email protected] Воробьева Ирина Николаевна - старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ (Москва, Россия) Жукова Елена Владимировна - ассистент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ (Москва, Россия)

Кондратьева Нина Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (Москва, Россия) Рычагова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (Москва, Россия)

Статья посвящена описанию опыта реализации инновационного образовательного проекта, в рамках которого в Московском педагогическом государственном университете при Институте детства был открыт Центр семейного воспитания, объединивший преподавателей, студентов факультета начального образования, сотрудников кафедры психологической антропологии и родителей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста. Созданная предметно-развивающая среда Центра основывается на принципах Монтессори-педагогики. В связи с этим, в содержании деятельности Центра интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы М. Монтессори.

В статье делается акцент на анализе разных ресурсов высшего учебного заведения для осуществления замысла проекта по организации Центра семейного воспитания; на описании специфики разработанных и апробированных программ дополнительного образования детей и взрослых, на основе которых строится содержание работы Центра. Реализация исследовательского проекта сосредотачивается на результатах апробации следующих программ, разработанных сотрудниками кафедры психологической антропологии Института детства: общеразвивающая общеобразовательная программа дошкольного образования «Плюс-Монтессори», досуговая парциальная программа «Семейные праздники», вариативная образовательная программа психолого-педагогической поддержки родителей «Школа мотивированного родительства».

Первые результаты реализации проекта «Счастливые дети в университете» показали, что работа над проектом стала хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов преподавательского профессионального сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования. Анализ результатов также убеждает в том, что Центр семейного воспитания как структурное подразделение вуза выступает для московских родителей доступным вариантом выбора образовательных маршрутов развития своих детей с раннего возраста, а также источником собственного личностного роста и воспитательной компетентности.

Ключевые слова: центр семейного воспитания, общеразвивающая программа дополнительного образования «Плюс-Монтессори», школа мотивированного родительства, досуговые формы общения с детьми и взрослыми.

Для цитирования: Арнаутова Е.П., Воробьева И.Н., Жукова Е.В., Кондратьева Н.Л., Рычагова Е.С. Опыт реализации образовательного проекта «Счастливые дети в университете» // Современное дошкольное образование. - 2018. - №4(86). - С. 30-39. Материалы статьи получены 19.01.2018

UDC 373.2

DOI: 10.2441 1/1997-9657-2018-00015

Experience in Implementation of the Educational Project "Happy children at the University"

Elena P. Arnautova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Psychological Anthropology of the Institute of Childhood of Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russia Irina N. Vorobyeva, Senior Lecturer, Department of Psychological Anthropology of the Institute of Childhood of MSPU, Moscow, Russia

Elena V. Zhukova, Assistant, Department of Psychological Anthropology of the Institute of Childhood of MSPU, Moscow, Russia

Nina L. Kondratyeva, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Psychological Anthropology of the Institute of Childhood of MSPU, Moscow, Russia

Elena S. Rychagova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Psychological Anthropology of the Institute of Childhood of MSPU, Moscow, Russia

The article presents the experience in implementation of innovative educational project, in which educators, students of the Faculty of Elementary Education, colleagues of the Department of Psychological Anthropology and parents with children of early and preschool age took place. Due to the project the Center for Family Education was opened at the Moscow Pedagogical State University at the Institute of Childhood. The environment of the Centre for Family Education is based on the principles of Montessori Method. Therefore, the content of the activity in the Center includes both psychological and pedagogical theories of preschool education system in Russia and strong points of the Montessori Method of education.

The article pays attention to the analysis of multiple resources of higher education institutions for the implementation of the project of Centre for Family Education, it also describes the specifics of designed and field-proved programmes of supplementary education for children and adults based on which the work content in the Centre is framed. The implementation of the research project focuses on the results of testing programs designed by the Department of Psychological Anthropology at the Institute of Childhood: "Montessori Plus" comprehensive educational program of preschool education, "Family Festivals" partial program, "School for engaged parent" educational program of psychological and pedagogical support for parents. The first results of the "Happy children at the University" project showed that the work on the project was a good start to unite various educational interests of professional teaching community and students of the University for implementation of interesting and fruitful solutions for the benefit of Russian preschool education. Analysis of the results also assures that the Centre for Family Education as a structural department of the University is an available option for Moscow parents to be chosen for its educational programs for children since early childhood. It is also a source of personal development and educational competence.

Keywords: Centre for Family Education, comprehensive educational program of supplementary education "Montessori Plus", School for engaged parent, forms of communication with children and adults in their leisure time.

For citation: Arnautova E.P., Vorobyeva I.N., Zhukova E.V., Kondratyeva N.L., Rychagova E.S. (2018). Experience in Implementation of the Educational Project "Happy children at the University". Preschool Education Today. 4:12, 30-39 (in Russian). Original manuscript received 19.01.2018

Введение

Год назад в Московском педагогическом государственном университете был разработан и начал реализовываться инновационный образовательный проект «Счастливые дети в университете». Замысел проекта базируется на широкой интеграции различных направлений образовательной деятельности высшего учебного заведения, а также объединении субъектов образовательного процесса: студентов гуманитарных факультетов, преподавателей университета, роди-

тельского населения с детьми в возрасте от года до семи лет.

В период летнего затишья в связи со студенческими каникулами проходила масштабная подготовительная работа, предваряющая открытие Центра семейного воспитания при Институте детства МПГУ. Ее осуществляли пять сотрудников кафедры психологической антропологии, соавторы данной статьи. Для комплектования детско-родительской группы были задействованы интернет-ресурсы, подготовлена различная рекламная продукция, обеспечено ее распространение среди населения

прилегающих к университету жилых кварталов. В совместном диалоге с руководством университета, его заинтересованными управлениями согласовывались различные вопросы работы Центра. Так, с управлением безопасности МПГУ обсуждался вопрос отдельного входа для семей, предоставления бесплатной парковки родителям и др. С управлением издательской деятельности готовилась разнообразная рекламная продукция. Сотрудники управления непрерывного дополнительного образования помогали разрабатывать и адаптировать к специфике работы Центра пакет нормативных документов. Во взаимодействии с родительским населением были достигнуты договоренности по удобному режиму и времени посещения семьями Монтессори-среды, чередованию организованных видов детской деятельности и иным организационным вопросам посещения Монтессори-пространства Центра.

В настоящее время в Центре семейного воспитания функционирует разновозрастная группа детей. 75% составляют малыши в возрасте от полутора до трех лет, в основном это первенцы. Только 20% малышей являются вторыми, т.е. младшими детьми в семье. В 65% семей активное участие в уходе за детьми и воспитании принимает старшее поколение - бабушки и дедушки, либо используются услуги няни. 60% матерей - это неработающие молодые женщины в возрасте 25-36 лет, 20% - в разводе с отцом ребенка. В целом, довольно классический социальный портрет московской молодой семьи в период раннего родительства.

Задачи и методы образовательного проекта

На начальном этапе реализации университетского проекта решались следующие исследовательские задачи:

• анализ ресурсов высшего учебного заведения (кадровых, научных, образовательных, материальных и пр.) для успешного функционирования Центра семейного воспитания на основе отечественной системы дошкольного и начального образования и сильных сторон Монтессори-метода;

• разработка и апробация образовательных программ дополнительного образования для детей и взрослых, посещающих Центр семейного воспитания с оборудованной Монтессори-средой;

• изучение социокультурных особенностей семей и домашнего воспита-

ния детей, приходящих в Центр семейного воспитания.

Для решения выделенных задач был использован комплекс методов исследования. Это теоретический анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по применению Монтессори-метода в современном образовании (Стэндинг, 2012; Тамани, 2018; Тимошенко, 2015). Применялся мониторинг практики семейного воспитания детей, а именно: самоанализ родителями особенностей рождения и развития ребенка в условиях семьи, анализ общих сведений о детях и семьях в целом. Также использовался сравнительный анализ данных карт наблюдения за детьми в Монтессори-среде, которые заполняли не только родители, но и педагоги Центра семейного воспитания.

Специально подготовленная развивающая среда Центра

Центр расположен в гуманитарном корпусе. В просторном помещении на первом этаже была создана специально подготовленная развивающая среда, основанная на принципах Монтессори-педагогики. Надо отметить, что на современном этапе опыт педагогической системы Марии Монтессори стал заново востребованным. В нашей стране открылись многочисленные Монтессори-центры, появились отечественные образовательные программы, построенные по принципу обогащения развивающей предметно-пространственной среды (Сумнительный, 2017; Хилтунен, 2016).

Организованная развивающая среда Центра представляет собой структурированное предметное пространство для обеспечения разнообразной деятельности детей от 1 года до 7 лет. Единство социальных, предметных и природных средств моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее ключевым моментом. Основными принципами построения предметно-пространственной среды являются продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка, наличие дидактического материала только в единственном числе (Тимошенко, 2015). При этом мы разделяем и воплощаем в общении с детьми и родителями идеи гуманизации пространства детства (Демакова, 2013). Они заключаются, прежде всего, в признании самоценности детства,

соблюдении прав ребенка, предоставлении каждому ребенку свободы в рамках возможностей и правил жизни Центра семейного воспитания.

С первых месяцев работы Центра стало очевидно, что социокультурная и предметно-пространственная среда Центра семейного воспитания оказалась удобной и совсем ненасильственной для психолого-педагогической поддержки молодых родителей, особенно с детьми раннего возраста. У матери и ребенка не возникало поводов для болезненных переживаний расставания друг с другом, т.к. дети до трех лет находятся в Центре вместе с родителем, после трех лет взрослый может при желании оставаться в группе. В течение всего пребывания в групповом помещении у матери или пришедшей бабушки есть возможность для взаимообмена с другими родителями по поводу радостей и тревог ухода за малышом и его воспитания, матери могут опереться на поддержку друг друга и разговор со специалистом, который всегда доступен, находясь тут же с детско-родительскими парами.

Разработка программ разной образовательной направленности

Параллельно разрабатывались программы разной образовательной направленности. Прежде всего, сотрудниками кафедры была разработана общеобразовательная программа дополнительного образования, по которой начал работать Центр семейного воспитания. Программа получила название «Плюс-Монтессори», так как в ней, как уже подчеркивалось, интегрируются психолого-педагогические основы отечественной системы дошкольного образования и сильные стороны педагогической системы Марии Монтессори, базирующиеся на специально организованной предметной развивающей среде для самостоятельной детской деятельности, обладающей свойством автодидактизма (Ильина, 2017).

Разработанная общеразвивающая общеобразовательная программа дошкольного образования «Плюс-Монтессори» для детей от 1 года до 7 лет представляет собой целостную концепцию органически взаимосвязанных компонентов: специально подготовленной пространственной среды и гибкой системы развивающих занятий, ориентированных на личность ребенка как субъекта образователь-

ного процесса. Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и включает систему развивающих занятий с детьми по познанию окружающего мира, речи, литературы, музыки, математики, приобщению к изобразительному искусству, физической культуре, нацеленных на гармоничное личностное развитие детей, формирование детско-взрослого сообщества. Занятия проходят в игровой форме для групп детей от одного года до трех лет и от трех до шести лет: «Художники в памперсах», «Отважные первопроходцы», «Все Сам» и др. Данная программа позволяет осуществлять гармоничное развитие и воспитание детей на основе взаимосвязи развивающих занятий, дидактического материала, свободного выбора детьми собственной деятельности. Акценты на развитие органов чувств и движений, овладение разными видами деятельности, поддержку детской инициативы и творчества, погружение детей в мир человеческих отношений и социокультурных ценностей.

Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные занятия по изобразительной деятельности. В последние годы изменился традиционный взгляд на изобразительную деятельность детей раннего возраста, появились новые подходы и методики (Казакова, 2006; Комарова, 2013; Лыкова, 2014), что взято на вооружение специалистами Центра семейного воспитания.

Работа на занятиях по изобразительному искусству с самыми маленькими детьми и их родителями проводится по методике М.В. Гмошинской «Художники в памперсах» (Гмошинская, Воробьева, 2007). Рисование красками начинается с этапа детского экспериментирования, знакомства с художественными материалами. Педагог рассказывает родителям об особенностях различных материалов. Например, какие бывают виды пальчиковых красок, их особенности, возможности использования дома, ценовые ориентиры и пр.

В играх-занятиях с детьми и родителями используются такие методики, как рисование пальцами (пальцеграфия), с помощью ладоней рук («цветные ладошки») (Лыкова, 2014), это один из первых приемов. Вместе с тем, даем детям раннего возраста первоначальную культуру владения инструментом как орудийным действием (специальные кисти, карандаши с треугольным сечением, стеки и т.д. В работе с детьми второго-третьего года жизни педагоги Центра опираются на исследования,

проведенные Т.Г. Казаковой в области изобразительной деятельности детей раннего возраста, в которых раскрыты нестандартные подходы к организации этой деятельности (Казакова, 2006). Они направлены на создание детьми в рисунке, лепке, аппликации образов, развитие восприятия, активизацию речевых проявлений, игрового взаимодействия.

С учетом специфики рисования детей раннего возраста направляем внимание родителей на руководство содержательной стороной деятельности: обучение изобразительным навыкам и умениям, развитие воображения, целенаправленного восприятия, умения «читать» графические изображения. Также обращаем внимание родителей на значение изобразительной деятельности для эстетического развития детей, приобщения их к искусству.

Во время проведения с детско-родитель-скими парами игр-занятий в Монтессори-сре-де, учитываем индивидуальные особенности развития каждого ребенка, внимательно следим за его проявлениями в процессе разных видов деятельности, что становится предметом персональных бесед и дискуссий с родителями. Из методов работы опираемся как на самостоятельное освоение каждым ребенком предметной среды при поддержке родителей с присутствием и мягким сопровождением со стороны сотрудника кафедры, так и организованные формы общения и обучения.

Среди программ разной образовательной направленности в Центре семейного воспитания успешно реализуется парциальная досуговая программа для детей и взрослых: «Семейные праздники» как составная часть образовательной программы «Плюс-Монтессори». Целями досу-говой программы являются пропаганда семейных ценностей, приобщение детей и взрослых к досуговым формам общения, связанным с Всероссийскими праздниками, памятными датами России, традициями народного календаря, организация познавательных (в формате квеста, викторины и т.д.) дней рождений, объединяющих развлекательные, воспитательные и образовательные задачи.

Например, в тематическом досуге, посвященном «Всероссийскому дню матери» (Даты семейного календаря в практике работы ДОУ, 2011), участвовали дети и родители центра, сотрудники кафедры психологической антропологии, студенты факультета начального образования. Содержание праздника было проникнуто идеей о материнстве как истинно

великом образе, одной из наиболее значимых общечеловеческих и вечных семейных ценностей (Необъятный мир материнства, 2018). Символом Дня матери считается незабудка -легендарный цветок, обладающий чудесной силой укрепления семейных отношений. Маленькие и большие участники увлеченно трудились над созданием красочной аппликации - букетика незабудок для любимых мам.

Особо запомнившимся оказался праздник народного календаря - широкая разгульная Масленица, знаменующая окончание зимы и приближение весны. Важной задачей такого семейного досуга было приобщение детей и взрослых к народной культуре - обрядовым действиям, народным играм, песням и пляскам. Яркую роль скомороха исполнил студент второго курса факультета начального образования Артур Павлов. Он пришел на праздник с главным атрибутом народных гуляний - соломенным чучелом. К этому магическому персонажу даже совсем маленькие участники праздника отнеслись дружелюбно. В атмосфере народных масленичных гуляний дети и взрослые водили хороводы, участвовали в музыкальных играх с пением, слушали народное исполнение песен, как пели их далекие предки российской глубинки в радости и испытаниях, наполняясь силами и воодушевляясь. Для самых маленьких творческим моментом стало рисование гуашью весеннего солнышка. А приобщившись к традиции угощения круглыми и румяными, как солнце, блинами, все участники ощутили частичку солнечного света и тепла. В необычной, но дружной компании учеников и учителей, больших и маленьких, старших и младших, и аппетит становился у всех необычайным.

Интересным опытом стало участие в российском проекте, посвященном Всемирному дню ребенка. Как известно, 20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла «Декларацию прав ребенка», что позволило считать эту дату единым праздником детей во всем мире. Основная цель документа - обеспечение достойного детства. Этот день служит для привлечения внимания широкой общественности, организаций и правительственных учреждений к вопросам по обеспечению благополучия детей. Родителям также было полезно задуматься над ценностью детства, важностью наполнения особым смыслом каждого дня жизни с ребенком.

Целью праздничной встречи было привлечение детей и взрослых к участию в про-

екте «Мы все вместе хотим...». Рекомендации к организации проекта в рамках празднования Всемирного дня ребенка предложил Российский комитет Всемирной организации дошкольного образования (OMEP). Сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства являются членами этой организации, а 16 студентов факультета начального образования стали ее волонтерами (Далецкая, 2012).

В праздничный день дети вместе с родителями участвовали в коллективной творческой работе по изготовлению плаката «Мы все вместе хотим заниматься. в Монтессори-про-странстве». На занятиях маленькие художники заранее создавали рисунки, которые впоследствии стали основой красочных шаблонов фигурок мальчиков и девочек на плакате. Взрослые и дети увлеченно взаимодействовали во время выполнения творческого задания. Результатом совместной продуктивной деятельности стало создание конкурсного плаката, посвященного Всемирному дню ребенка. Украшением встречи стал красочный «салют» из разноцветных воздушных платочков и ярких блестящих ленточек. Малыши испытали настоящий восторг. В завершение праздника каждый ребенок получил воздушный шар, украшенный голубем - символом мирной жизни на земле. Приятно отметить, что материалы проекта к Всемирному дню ребенка, обобщенные Российским комитетом, возглавляемым его президентом Л.Л. Шевченко, генеральным директором АНО «Мир детства», были признаны одними из лучших Международной комиссией ОМЕР и удостоились чести быть представленными на официальном сайте Всемирной организации по дошкольному воспитанию ОМЕР под эгидой ЮНЕСКО как эталон для других стран.

Всякий раз опыт участия детей и родителей, преподавателей и студентов в досугах, посвященных международным, российским или семейным датам, становится приятным событием, объединяющим разные поколения в одно большое сплоченное сообщество единомышленников.

Поддержка родительства -важное направление работы Центра

Одним из важных направлений деятельности Центра семейного воспитания является психолого-педагогическое сопровожде-

ние семей, их разнообразных потребностей. В рамках разработанной вариативной образовательной программы для родителей «Школа мотивированного родительства» сотрудники кафедры осуществляют системное сопровождение семей. В университете есть возможность предоставить молодым родителям не только широкий выбор вариативной практики семейно-общественного воспитания и образования детей, но и поддержать разнообразные образовательные, консультативные, досуговые и прочие потребности нынешней молодой семьи (Арнаутова, 2013). В российском Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особо выделено требование по реализации психолого-педагогической поддержки родителей (1.6. п.9). В работе «Школы мотивированного родительства» особо выделяем важность уважения естественных и при-родосообразных законов развития ребенка, о чем ратовала в свое время и сама Мария Монтессори. В период первичного знакомства с семьями традиционно осуществляется социокультурный анализ жизни семей, ее типологии, особенностей домашнего воспитания подопечных (Арнаутова, 2012). Это позволяет лучше учитывать особенности родительского воспитания каждого ребенка в адаптации его самого и его родных к посещению Монтессори-среды, в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов освоения Монтессори-пространства. Принятие взрослыми членами семей естественности и природосообразности развития детей также целесообразно в связи с распространением среди поколения молодых родителей увлеченности ранней интеллектуализацией и форсированием развития интеллектуальных способностей детей. Экспериментально доказанный факт, что подавляющее большинство современных родителей озабочено тем, чтобы их дети были успешными в социуме. Специалисты называют этот феномен гиперсоциализацией. Он проявляется, с одной стороны, в низкой чувствительности матери к эмоциональным состояниям ребенка, с другой, в высокой родительской фиксации на социальных достижениях ребенка (Стожарова, 2011). Как показывают современные исследования, это сопровождается потерями для эмоционально-личностного и социального развития детей (Старостина, 2017).

Практическая польза занятий «Школы мотивированного родительства» видится

нам, и организаторам, и самим родителям, в следующем:

• родители наглядно-практически знакомятся с принципами педагогики Марии Монтессори, разнообразием игрового Мон-тессори-материала и его использованием в практике семейного воспитания;

• расширяют свои представления о собственном ребенке и его природных достоинствах;

• убеждаются в том, что игра особая форма жизни ребенка, в которой осуществляется его связь с окружающим миром; получают опыт игрового партнерства в общении с ребенком и другими взрослыми;

• в спонтанных и заранее предусмотренных контактах с сотрудниками кафедры родители обогащают свои навыки установления эмоционального контакта с ребенком, навыки собственной эмоциональной устойчивости в общении с ним, овладевают разными видами установления контакта с ребенком: зрительным, тактильным, вербальным, игровым, двигательным и пр.);

• приобретают опыт сотрудничества и партнерства в детско-взрослом сообществе.

Таким образом, в постоянном контакте с преподавателями - сотрудниками кафедры, родители исследуют свою родительскую роль, развивают способность осознавать собственное родительское поведение по отношению к ребенку, меняют его средства и мотивы для достижения наилучшего качества общения с ребенком. На опыте работы Центра семейного воспитания мы убеждаемся в том, что при предоставлении родителям реально широкого выбора вариативных программ, ориентированных на то, что «разные семьи хотят разного», родители с наибольшей ответственностью начинают задумываться и продвигаться в развитии своего личностного роста и компетентности в роли родителей.

Вовлечение студентов -составная часть реализации проекта

Неотъемлемая стратегия реализации проекта «Счастливые дети в университете» -вовлечение студентов второго и третьего курса факультета начального образования Института детства в различные виды деятельности Центра семейного воспитания. Следует отметить, что студенты факульте-

та начального образования с первого курса обучения проходят практику в детских садах. Также они включены в процесс самостоятельного выбора курсов в рамках вариативной части учебного плана «Дисциплины по выбору» (Обухов, Жукова, 2017). Выбор осуществляется по принципу альтернативной деятельности, как это предлагается дошкольникам в Монтессори-среде Центра семейного воспитания, только в контексте образовательного процесса высшего учебного заведения. Таким образом, ко второму курсу обучения на факультете студенты постепенно подготавливают себя к работе в качестве ассистентов педагогов дошкольного образования в пространстве выбора. С открытием Центра семейного воспитания многие студенты дополнительно выбрали посещение детско-родительской группы в Монтессори-среде.

Для студентов на базе Центра семейного воспитания проводятся мастер-классы ознакомительной и учебной направленности, с привлечением ведущих специалистов, в том числе и в области Монтессори-педа-гогики. Студентам второго и третьего курса факультета начального образования после развернутого знакомства с Монтессори-сре-дой было предложено написать эссе на тему: «В гостях у Марии Монтессори». В своих работах 45% студентов отметили, что были знакомы с взглядами и учением выдающегося итальянского ученого (посещали детские сады, слушали лекции в школе и университете), но при этом каждый раз открывали что-то новое из ее методики обучения.

36% студентов выделили главный принцип системы саморазвития детей: каждый ребенок уникален и развивается по своему индивидуальному плану. 35% студентов отметили уникальную среду, которая является основной характеристикой, по которой идентифицируется метод Монтессори. В специально подготовленной среде малыши не сидят за партами, внимая стоящему у доски воспитателю. Каждый ребенок может находиться там, где ему удобно, и заниматься своим делом, самостоятельно работая с пособиями. Особое внимание в студенческих эссе было уделено важности освоения упражнений практической жизни (УПЖ): договариваться с окружающими, одеваться без помощи, убирать за собой и т.п. 27% студентов отметили, что УПЖ являются первыми упражнениями, которые формируют внутреннюю дисцип-

лину ребенка, выражающуюся в умении рационально планировать свою деятельность, а также в умении принимать правила группы, проявлять уважение к чужой деятельности и чужому рабочему пространству.

По мнению 23% студентов, в Монтессори-системе особая роль принадлежит взрослому, который является одновременно наставником и помощником, направляющим ребенка к поиску самостоятельных открытий. При этом 11% опрошенных студентов положительно отметили то, что Монтессори-пе-дагоги не сравнивают, не критикуют и не наказывают детей.

Однако 13% студентов обратили внимание, что развитию фантазии, творческих способностей детей уделяется недостаточное внимание. Предпочтение отдается сенсорным, развивающим и интеллектуальным играм, а необходимые для гармоничного всестороннего развития самодеятельные сюжет-но-ролевые игры отсутствуют, о чем написали 18% обучающихся. 8% студентов указали, что детям, привыкшим свободно перемещаться в пространстве, не имеющим достаточного коммуникативного опыта, сложно будет адаптироваться в обычной школе, так как у них снижена социализация. В выполненной самостоятельной работе по написанию эссе студенты проявили не только навыки педагогического наблюдения, но также учились анализировать педагогические подходы отечественной системы дошкольного образования в сравнении с зарубежными, применяли язык критического анализа.

Выводы

Анализ первых результатов реализации проекта позволяет говорить о том, что Центр семейного воспитания с его специально подготовленной развивающей средой, а также возможностью задействовать высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, реально и потенциально создает условия, с одной стороны, для качественной поддержки практики семейного воспитания детей с периода раннего детства, с другой, для высокопрофессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного и начального образования - студентов бакалавриата. В перспективе планируется освоение и других форматов обучения.

Центр семейного воспитания, как структурное подразделение вуза, выступает для

родительского населения доступным по месту жительства вариантом выбора образовательных маршрутов развития своих детей с раннего возраста, а также источником собственного личностного роста и воспитательной компетентности. Такого рода Центры семейного воспитания выступают комфортной средой для мягкой, бесстрессовой адаптации не только детей, но и всей семьи к взаимодействию с широким образовательным социумом, для профилактики дезадаптации.

В результате реализации образовательного проекта укрепились содержательные и эмоциональные взаимосвязи сотрудников кафедры психологической антропологии с различными структурными подразделениями университета. Сегодня Центр семейного воспитания получил свой автономный сайт для освещения разных аспектов своей деятельности: будней и праздников в жизни детей и взрослых, партнерских деловых связей и др.

Опыт совместной подготовки преподавателей и студентов к тематическим досугам и семейным праздникам, посвященным как семейным и народным традициям, так и общегосударственным российским и международным датам, превратился в необычно яркие университетские события, которых с нетерпением ждут. Они эмоционально насыщенные, по-семейному теплые, а главное, объединяют разные поколения в сплоченное сообщество единомышленников.

Работа над проектом «Счастливые дети в университете» стала хорошим стартом к объединению разнообразных образовательных интересов профессионального образовательного сообщества, студенческой молодежи университета для воплощения интересных и плодотворных решений во благо российского дошкольного образования - первой наиважнейшей ступени системы отечественного образования. ■

Литература

1. Арнаутова Е.П. Воспитание детей в семьях разных типов. - М.: Школьная пресса, 2012. - 40 с.

2. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования: аналитический материал // Детский сад от А до Я. -2013. - №6. - С. 4-19.

3. Арнаутова Е.П. Современные тенденции психолого-педагогической поддержки российского родительства // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» 10-13 мая 2017 г. / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: МГУ, 2017. -С.403-408.

4. Гмошинская М.В., Воробьева И.Н. Творчество с младенчества, или Художники в памперсах. Подготовка детей раннего возраста к изобразительной деятельности. -М.: ГЕНЖЕР, 2007. - 24 с.

5. ДалецкаяМ.Э. О волонтерах в контексте истории // Библиотека в школе. - 2012. -№ 3(294). - С. 20-21.

6. Даты семейного календаря в практике работы ДОУ. Всероссийский день матери в детском саду / Сост. Е.П. Арнаутова, Т.А. Котова // Вестник московского образования. - 2011. - №20. - С. 131-226.

7. Демакова И.Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. - М.: ЦНПРО, 2013. - 200 с.

8. Ильина И. Воспитание ребенка по Монтессори от 0 до 3 лет. - Ростов-на-Дону, 2017. - 157 с.

9. Казакова Т.Г. Теория и методика детского изобразительного творчества. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

10. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников: Монография. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 144 с.

11. Лыкова ИА. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности. - М.: Цветной мир, 2014. -144 с.

12. Необъятный мир материнства: беседы с дошкольниками и взрослыми. (Серия: Даты семейного календаря) / Автор-сост. Е.П. Арнаутова. Авторский коллектив: Е.П. Арнаутова, И.Н. Воробьева,Т.Н. Зенина, Н.Л. Кондратьева, Е.С. Рычагова. - М.: Русское слово - учебник, 2018. - 115 с.

13. Обухов А.С., Жукова Е.В. Реальность выбора - значимое условие становления субъектности в контексте профессионализации студентов бакалавриата // Проблемы современного образования. - 2017. - №5. -С. 72-90. URL: http://www.pmedu.ru/images/ pso2017-5/72-90.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

14. Старостина ЮА. Феномен форси-

рования развития дошкольников в современной российской семье: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 2017. - 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Стожарова М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольника. - М.: Флинта, 2011. - 115 с.

16. Стэндинг Э.М. Жизнь и творчество Марии Монтессори. - СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2012. - 476 с.

17. Сумнительный К.Е. Метаморфоз развития. 25 лет с системой М. Монтессори: Сборник статей к VII Международной конференции «Интеграция педагогики М. Монтессори с отечественным образовательным пространством» / Под ред. К.Е. Сумнительного. - М.: Новое время, 2017. - 284 с.

18. Тамани К.М. Воспитание по Монтессори. Главная книга продвинутых родителей. - М.: АСТ, 2018. - 160 с.

19. Тимошенко Е.И. Чудо Монтессори, или Учение без мучения и воспитание без оценки, наград и наказаний. Заметки для родителей. - М.: Форум, 2015. - 208 с.

20. Хилтунен ЕА. Детский сад по системе Монтессори. От 0 до 3 лет: Методические рекомендации для педагогов. - М.: Национальное образование, 2016. - 96 с.

References

1. Arnautova E.P. (2012) Vospitanie detei v sem'yakh raznykh tipov [Education of children in families of different types]. Moscow. Shkol'naya pressa Publishing.

2. Arnautova E.P. (2013) Monitoring roditel'skogo zaprosa na kachestvo obrazovatel'nykh uslug doshkol'nogo obrazovaniya: anal iticheski i material [Monitoring of parental request for quality of educational services for preschool education: analytical material]. Detskii sad ot A do Ya. 6, 4-19.

3. Arnautova E.P. (2017) Sovremennye tendentsii psikhologo-pedagogicheskoi pod-derzhki rossiiskogo roditel'stva [Current trends in psychological and pedagogical support for Russian parenthood]. Proceedings of the VI International Conference "Early Childhood Care and Education" (ECCE 2017). 10th-13th May 2017. Pod redaktsiei N.E. Veraksa. Moscow. MGU Publishing, 403-408.

4. Daletskaya M.E. (2012) O volontera-kh v kontekste istorii [About volunteers in the

context of history]. Biblioteka v shkole [Library at school]. 3(294), 20-21.

5. Daty semeinogo kalendarya v praktike raboty DOU. Vserossiiskii den' materi v dets-kom sadu (2011) [Dates of the family calendar in the kindergarten. All-Russian mother's Day in kindergarten]. Edit by E.P. Arnautova, T.A. Kotova. Vestnik moskovskogo obrazovani-ya [Bulletin of the Moscow education]. 20, 131-226.

6. Demakova I.D. (2013) Yanush Korchak: zhivaya pedagogika izmenyay-ushchegosya mira [Janusz Korczak: Living pedagogy of a changing world]. Moscow. TsNPRO Publishing.

7. Gmoshinskaya M.V., Vorob'eva I.N. (2007) Tvorchestvo s mladenchestva, il Khudozhniki v pampersakh. Podgotovka dete rannego vozrasta k izobrazitel'noi deyatel'nost [Creativity from infancy, or Artists in pampers. Preparation of young children for visual activity]. Moscow. GENZhER Publishing.

8. Il'ina I. (2017) Vospitanie rebenka po Montessori ot 0 do 3 let [Raising a child by Montessori method from 0 to 3 years]. Rostov-on-Don.

9. Kazakova T.G. (2006) Teoriya i meto-dika detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva [Theory and methods of children's fine arts]. Moscow. VLADOS Publishing.

10. Khiltunen E.A. (201 6) Detskii sad po sisteme Montessori. Ot 0 do 3 let: Metodicheskie rekomendatsii dlya pedagogov [Montessori Kindergarten. From 0 to 3 years: Guidelines for teachers]. Moscow. Natsional'noe obrazovanie [National education] Publishing.

11. Komarova T.S. (2013) Razvitie khu-dozhestvennykh sposobnostei doshkol'nikov: Monografia [Development of artistic abilities of preschool children: Monograph]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publishing.

12. Lykova I.A. (2014) Tsvetnye ladoshki. Partsial'naya programma khudozhestvenno-es-teticheskogo razvitiya detei v izobrazitel'noi deyatel'nosti [Colored palms. Partial program of artistic and aesthetic development of children in the visual arts]. Moscow. Tsvetnoi mir [Color World] Publishing.

13. Neob"yatnyi mir materinstva: besedy s doshkol'nikami i vzroslymi (2018). (Seriya: Daty semeinogo kalendarya) [The immense world of motherhood: Conversations with preschoolers and adults (Series: Dates of family calendar)]. Author-former E.P. Arnautova. Authors: E.P. Arnautova, I.N. Vorob'eva, T.N. Zenina, N.L.

Kondrat'eva, E.S. Rychagova. Moscow. Russkoe slovo - uchebnik Publishing.

14. Obukhov A.S., Zhukova E.V. (2017) Real'nost' vybora - znachimoe uslovie stanovleniya sub"ektnosti v kontekste pro-fessionalizatsii studentov bakalavriata [The reality of choice is a significant condition for the emergence of subjectivity in the context of professionalization of undergraduate students]. Problemy sovremennogo obra-zovaniya [Problems of Modern Education]. 5, 72-90. URL: http://www.pmedu.ru/imag-es/pso2017-5/72-90.pdf (data obrashcheni-ya: 01.03.2018).

15. Starostina Yu.A. (2017) Fenomen for-sirovaniya razvitiya doshkol'nikov v sovremen-noi rossiiskoi sem'e: Avtoreferat dissertatsii kandidata psikhologicheskikh nauk [The phenomenon of forcing the development of preschool children in the modern Russian family: Abstract of PhD in Psychology dissertation]. Moscow.

16. Stending E.M. (2012) Zhizn' i tvorchestvo Marii Montessori [The life and work of Maria Montessori]. Sankt-Petersburg. Blagotvoritel'nyi fond «VOLONTERY» Publishing.

17. Stozharova M.Yu. (2011) Formirovanie shkol'noi zrelosti doshkol'nika [Formation of preschool children's school maturity]. Moscow. Flinta Publishing.

18. Sumnitel'nyi K.E. (2017) Metamorfoz razvitiya. 25 let s sistemoi M. Montessori: Sbornik statei k VII Mezhdunarodnoi konfer-entsii «Integratsiya pedagogiki M. Montessori s otechestvennym obrazovatel'nym prostranst-vom» [Metamorphosis of development. 25 years with the system of M. Montessori: Collection of articles for the VII International Conference "Integration of Pedagogics of M. Montessori with the National educational Space"]. Edit by K.E. Sumnitel'nyi. Moscow. Novoe vremya Publishing.

19. Tamani K.M. (2018) Vospitanie po Montessori. Glavnaya kniga prodvinutykh roditelei [Education by Montessori. The main book of advanced parents]. Moscow. AST Publishing.

20. Timoshenko E.I. (2015) Chudo Montessori, ili Uchenie bez mucheniya i vospitanie bez otsenki, nagrad i nakazanii. Zametki dlya roditelei [Miracle Montessori, or Teaching without torment and education without assessment, rewards and punishments. Notes for parents]. Moscow. Forum Publishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.